Умер Уильям Фридкин, режиссер «Изгоняющего дьявола». Станислав Зельвенский — о достижениях и поражениях великого старика

Обсудить0

Материал не предназначен для читателей младше 18 лет.

Фридкин скончался 7 августа, не дожив буквально двух недель до 88-летия и почти месяц — до венецианской премьеры своего нового фильма. Один из важнейших авторов Нового Голливуда, режиссер главного фильма про экзорцизм и лучшего полицейского триллера 70-х («Французский связной»), своенравный самоучка, совершивший революцию сразу в двух жанрах, он успел взлететь до «Оскара» и спуститься к недорогому камерному телепродкашену.

Станислав Зельвенский

Критик Кинопоиска

87-летний Фридкин принадлежал к блестящему, стремительно уходящему поколению Нового Голливуда, к плеяде режиссеров, которые навсегда изменили ландшафт мирового кино в 1970-е. Как многие из них, в молодости он поднял для себя планку на такую высоту, что в последующие десятилетия уже не мог, сколько ни старался, ее перемахнуть. Тем не менее еще полвека после своих главных успехов Фридкин оставался важной символической фигурой в профессии; мог ворчать, но отказывался бронзоветь, мог ошибаться, но не халтурил. И работал до самой смерти — его последний фильм «Военный трибунал по делу о мятеже Кейна», судебную драму с Кифером Сазерлендом по мотивам одноименной старой пьесы, через месяц покажут на Венецианском фестивале.

Фридкин был постарше Копполы и Скорсезе и тем более Спилберга с Лукасом (он ровесник Вуди Аллена), и, в отличие от многих героев той эпохи, он пришел в кино не из синефилии и не с профильной кафедры, а по старинке, из низов. Его родители были евреями из Киева; в начале века они уплыли в Америку со своими многочисленными родственниками, спасаясь от погромов, и обосновались в Чикаго. Фридкин рос в дурных компаниях, мечтал стать баскетболистом, не прочел в юности ни одной книги, нигде не был, в колледж после школы не пошел, зато устроился в отдел корреспонденции местной телекомпании. Где, наблюдая за съемками, постепенно освоил ремесло и начал ставить телепередачи, потом сериалы и документальные фильмы. В 25 лет, если верить его мемуарам, он попал на вышедшего в повторный прокат «Гражданина Кейна», посмотрел его за день пять раз подряд и вечером вышел из зала кинорежиссером.

Уильям Фридкин в 1995 году

Ранние его фильмы демонстрируют твердую руку, но не многим более. Это дебютные «Хорошие времена» — «голубой огонек» для Сонни и Шер. «День рождения» — чересчур старательная экранизация популярной пьесы Гарольда Пинтера. «Ночь, когда наехали на заведение Мински» — пустяковая ретрокомедия про бурлеск и корни стриптиза. И, наконец, «Оркестранты», тоже по пьесе (Райан Мёрфи недавно спродюсировал ее новую версию) — про невеселую вечеринку компании геев. Это был едва ли не первый студийный фильм, открыто и сочувственно посвященный теме гомосексуальности, но он стал вехой скорее в общественной жизни, нежели в киноискусстве.

Зато следующими двумя работами Фридкин обессмертил себя и изменил курс как минимум двух жанров — полицейского триллера и хоррора. Сперва он сделал «Французского связного» — историю по реальным событиям и с реальными прототипами про главный успех американской войны с наркотиками тех лет — разоблачение схемы, по которой героин из Азии шел в США через Марсель. Перед съемками Фридкин неделями мотался по облавам и засадам с нью-йоркскими копами, тут ему пригодилось и уличное прошлое, и опыт документалиста, и все это видно на экране. Ошеломленный зритель вдруг обнаруживал себя в грязной, плохо освещенной подворотне, где потный мужик с бляхой полицейского, но в костюме Санта-Клауса орал на него: «В Покипси бывал? Хватал себя за ноги? Бывал, падла, в Покипси?!» — околесицу, призванную сбить задержанного с толку. Уровень реализма — бытового, психологического, лингвистического — был невиданным для тех лет, а автомобильная погоня за поездом надземки и по сей день дает фору «Форсажу». Фильм стал колоссальным хитом, а весной 1972 года забрал главные «Оскары», в том числе режиссерский.

«Французский связной»

Вскоре после этого Фридкин отправился снимать «Изгоняющего дьявола» про 12-летнюю девочку, в которую вселился древний демон Пазузу. На его кандидатуре настоял автор романа и сценария Уильям Питер Блэтти, запомнивший, как молодой кинематографист когда-то ему нахамил, и с тех пор восхищенный его честностью. Фридкин с Блэтти поссорились и на съемках, а потом десятилетиями заочно переругивались по поводу «Изгоняющего»: кто что имел в виду, кто кого неправильно понял. При этом союз режиссера-агностика и сценариста-католика создал не только «самый страшный фильм всех времен и народов», как его многократно нарекали, но и действительно парадоксальную многослойную историю. Что торжествует в финале — пожертвовавшее собой добро или безнаказанное зло? Что страшнее — поворачивающаяся на 180 градусов голова или медицинская процедура ангиографии? Что все это говорит о католической церкви? Если трактовать состояние юной Риган как взросление, своего рода беременность злом, как нам классифицировать испуг окружающих мужчин и их действия? В год выхода «Изгоняющего» Верховный суд США принял историческое решение в деле «Роу против Уэйда», о котором сейчас снова так много говорят. О чем эта картина (как и «Ребенок Розмари», например), если не о праве и возможности женщины распоряжаться своим телом? Так или иначе, это был феноменальный успех, настоящий блокбастер. Именно тогда фильм ужасов раз и навсегда закрепился в киномейнстриме.

«Изгоняющий дьявола»

Фридкин разбогател и возгордился, не догадываясь, естественно, что впереди лишь движение вниз. Вместе с двумя другими триумфаторами (с примерно такой же будущей траекторией), Фрэнсисом Копполой и Питером Богдановичем, он вошел в компанию The Directors Company на базе Paramount, но эго концессионеров были слишком велики, и через год она развалилась. Среди прочего был такой эпизод: Коппола принес сценарий своего протеже Джорджа Лукаса про роботов и светящиеся мечи и предложил его продюсировать. Фридкин и Богданович подняли его на смех.

Несколько лет спустя, в 1977 году, «Звездные войны» нанесут ответный удар. Эти годы Фридкин потратил на фильм «Колдун», ремейк «Платы за страх» его кумира Анри-Жоржа Клузо — про четырех беглецов в Южной Америке, которые берутся перегнать через джунгли два грузовика с динамитом. Съемки в Доминиканской Республике были трагикомической эпопеей, «Колдун» превратился в денежную воронку и в конце концов умудрился выйти в прокат почти одновременно с «Войнами», провалившись с нитроглицериновым многомиллионным грохотом. Особенно обидно, что фильм-то получился изумительный — поэтичный, величественный, странный — и после запоздалой переоценки считается (в том числе и самим режиссером) едва ли не лучшей работой Фридкина.

«Колдун»

Следом провалилось «Ограбление Бринкса» — симпатичная, но заурядная криминальная комедия с Питером Фальком. Потом — «Разыскивающий», наоборот, очень нетривиальный, мрачнейший детектив с Пачино, который ищет убийцу в нью-йоркских садомазо-гей-клубах на заре, как мы теперь знаем, эпидемии СПИДа. Одни через 10 лет после «Оркестрантов» заклеймили Фридкина гомофобом и провокатором, другие в шоке проклинали «гей-порно». Вместе с 1970-ми студийная карьера Фридкина по большому счету закончилась. Человек резкий и самоуверенный, оскорблявший и увольнявший людей направо и налево, он в краткий период своего могущества нажил множество врагов, в том числе среди киночиновников, и теперь они с удовольствием на нем оттаптывались.

Фридкин снял еще десяток фильмов: дурацкую политическую комедию «Сделка века», «Азартную игру» с Ником Нолти про его любимый баскетбол, недооцененную «Джейд» по сценарию Джо Эстерхаза, пару боевиков и триллеров. Безусловным успехом из них был только «Жить и умереть в Лос-Анджелесе» — причудливый нуар про агентов Секретной службы, которые гоняются за фальшивомонетчиком в исполнении молодого Уиллема Дефо. Это еще одна вариация главного фридкиновского мотива — постоянной борьбы темного и светлого в душе человека (мужчины, если быть точным), диалектики этой борьбы. К сценарию могут быть вопросы, но выглядит фильм потрясающе: Фридкин вдохновлялся «Парижем, Техас» и даже выцепил великого вендерсовского оператора Робби Мюллера.

«Жить и умереть в Лос-Анджелесе»

В последние годы Фридкин вынужденно вернулся к корням — не требующим больших вложений экранизациям пьес, телевизионным сериям. Не так давно снял странную документалку про настоящего экзорциста, где туманно намекал, что, может быть, все это и не шутки.

В мемуарах режиссер цитирует (с формулировкой «как мне однажды сказал Билли Уайлдер») чье-то известное бонмо: «В Европе ты хорош настолько, насколько хорош твой лучший фильм, а в Америке — настолько, насколько хорош твой последний фильм». Будем хотя бы здесь европейцами: в его лучшей форме Фридкину почти не было равных.


Фото: 20th Century Fox / Hulton Archive / Courtesy of Getty Images, Rosdiana Ciaravolo / Getty Images, Harold Barkley / Toronto Star via Getty Images, Luke Wynne / Abaca / Sipa USA / Legion-Media

Неудачливая семья пускает пыль в глаза своим успешным знакомым. Турецкие приключения с Сергеем Светлаковым
В главных ролях:Сергей Светлаков, Светлана Листова, Александр Новиков, Мария Горбань, Андрей Мерзликин, Маргарита Галич
Режиссер:Александр Назаров
Уже в подписке

Смотрите также

8 августа 20232
29 июля 202313
27 июля 202315
21 июля 202365

Главное сегодня

Вчера6
Вчера5
Вчера5
Вчера0
Вчера2
20 ноября5
20 ноября5
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации