К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

«Она» – это один из самых интересных, инновационных и высоко оцененных фильмов сезона 2013-2014. От этого фильма «фанатеют» как критики, так и зрители. И в чем же причина? Изначально я думал, что она заключается исключительно в «трендовости» этого проекта, его научно-фантастической оболочке и попросту говоря в красивой картинке… Но как же я ошибался! Я буквально сражен на повал этим проектом. Это такое глубокое, настолько хорошо продуманное, тщательно вымеренное, безупречно сделанное и просто чертовски крутое произведение. Иначе этот фильм не назовешь – это произведение искусства, которым остается только любоваться, периодически подбирая свою челюсть с пола. Но давайте по порядку: выясним, чем этот фильм ценен, и в чем секрет его успеха.

1. Сюжет. Если не вдаваться в детали, то этот фильм о «любовном пятиугольнике». О взаимоотношениях главного героя с четырьмя девушками: своей бывшей женой, давней соседкой, девушкой со слепого свидания и операционной системой по имени Саманта. А за всем этим стоит одно большое одиночество, от которого так хочется убежать. Думаю, не стоит углубляться в сюжет – это нужно видеть, чтобы по достоинству оценить один из самых лучших сценариев последнего десятилетия. Скажу только, что смешное и трагичное, фантастическое и абсолютно реальное здесь переплетаются так красиво и увлекательно, что оторваться от экрана просто невозможно.

2. Визуальное решение. Этот фильм настолько красив, что просто дух захватывает. Такие теплые краски… Такие яркие цвета, которые служат не только фоном, но и играют особую роль. Красный и желтый оттенки, наиболее яркие и выразительные, подчеркивают, насколько однообразна и скучна на самом деле жизнь главного героя. Какие прекрасные виды города, полного небоскребов… А какое построение кадра… Просто загляденье! Продумано все до мелочей. Каждая деталь явно вынашивалась в сознании Спайка Джонса годами и здесь нашла свое применение. Эта такая тонкая работа, что я, наверное, готов говорить о ней часами…

3. Актерские работы. Хоакин Феникс – один из самых талантливых актеров нашего времени. Актер с ярко выраженной внешностью и с ярко выраженной личностью – и оттого, как и подобает в Голливуде, недооцененный. Я до сих пор не могу отойти от его перфоманса в «Мастере», а тут еще одна сильнейшая роль… В этом фильме Хоакин достигает какого-то нового уровня в понимании актерской игры. Он просто постоянно, ежесекундно находится в центре кадра и, как ни странно, ничуть не надоедает зрителю. Он не кричит, не брызжет слюной и не машет руками – он просто смотрит, говорит, иногда плачет. И благодаря столь скупому набору средств выразительности он достигает невероятных высот в своей игре. Просто браво! Следующий человек, который достигает в актерском мастерстве небывалой выразительности – это Скарлетт Йоханссон. Одна из лучших работ второго плана в сезоне – и это исключительно благодаря голосу. Вдумайтесь в цифру: работа над озвучиванием ОС проходила 4 месяца. Именно столько времени заняла эта, по всей видимости, трудоемкая работа. И результат на лицо – это что-то невероятное… Это просто буря эмоций за кадром, настолько живой, полный чувств и красок голос. Так что, если у вас будет возможность оценить этот фильм на языке оригинала (или с субтитрами) – не упускайте эту возможность, не лишайте себя удовольствия ощутить эту невероятную работу прекрасной Скарлетт. Похвалы заслуживает и Эми Адамс, которая в очередной раз доказывает, что она королева второго плана (а после фильма «Афера по-американски» и не только второго). Не менее хороши Руни Мара и Оливиа Уайлд.

4. Музыка. «Она» дарит нам не только визуальное и эмоциональное удовольствие, но и радует одним из самых ярких саунтреков сезона. Ребята из Arcade Fire создают просто невероятную, какую-то космическую, но вместе с тем приятную и гармоничную музыку. Так что две музыкальные номинации на «Оскар» абсолютно заслуженны. «Она» – это один из тех редких фильмов, титры которого смотришь до самого конца (и не потому, что в конце нас ждет какой-то ролик, а исключительно из-за прекрасной музыки).

ИТОГ. «Она» – это моё кино. Это настоящее произведение искусства, в котором все настолько гармонично и красиво, что не хочется отводить взгляд от экрана даже на секунду. Снятый с легкостью Вуди Аллена и обладающий научно-фантастической подоплекой, достойной Кристофера Нолана, этот фильм занимает свое особое место в сердце каждого зрителя. Есть здесь что-то от «Ларса и настоящей девушки», «Симоны», «Робота и Фрэнка» и некоторых других фильмов со схожей тематикой. Лирическая составляющая может быть сопоставлена с такими замечательными фильмами как «500 дней лета» и «Вечное сияние чистого разума». А взаимоотношения главного героя с женщинами напрашиваются на сравнение с классической лентой Федерико Филлини «Восемь с половиной». Но за всей этой схожестью скрывается что-то совершенно уникальное. Это удивительно глубокая, чувственная, трогательная и печальная история об одиночестве – история, которую до сей поры никто не рассказывал столь проникновенно, убедительно и по-своему.

Я так давно ждал такой фильм, так давно хотел просто смотреть на экран и не чувствовать ничего кроме эмоций, которые бурными потоками льются с этого экрана. Я забыл о том, что я должен оценивать этот фильм, да и вообще на два часа я забыл обо всем. Я просто смотрел и наслаждался. Наверное, для этого и создано настоящее кино, не правда ли?

Рекомендации. А знаете что? Я не буду никому рекомендовать этот фильм. Нет, я хочу чтобы то удовольствие, которое я испытал при просмотре, принадлежало только мне…: ) Ну а если серьезно. То, конечно, посмотрите этот фильм и хотя бы на пару часов забудьте о рутине. «Она» – это побег от одиночества, от проблем и порою слишком однообразной реальности. «Она» – это кино для романтиков, эстетов, философов и для всех тех, кто любит настоящее кино.

После просмотра такого шедевра некоторые мои предыдущие оценки показались мне слишком завышенными, а недавно просмотренные фильмы слишком переоцененными… Но время назад не обернешь. И поэтому единственное, что я могу сделать для этого чудного творения Спайка Джонса – это поставить ему высший балл, добавить его в папку «Избранное» и по достоинству назвать лучшим фильмом года.

10 из 10

19 января 2014 | 21:10
  • тип рецензии:

'Единственная огромная трудность в общении — это иллюзия того, что оно имело место.' Бернард Шоу.

Признаться, друзья, за последние года два я устал от кино. От той грехопаденческой скудности идей, от гущи пафоса и битья об стенку во имя микро- и [о]нано-идеалов, танцев с бубном вокруг все тех же постапоплектических сюжетов. Если режиссерам, да и чего греха таить, зрительским массам состояние запоя и наркотических дримсов более привычно, нежели трезвая голова, то пускай они друг другу и делают реверансы. Но как-нибудь без меня.

И пробудить от апатии даже закоренелого сноба может только безоружная художественная честность. А вот и она! Если вам, как и мне, давно не выпадало случая насладиться классическим актерским мастерством, то попросту невозможно не обратить внимание на феноменально острую и драматическую игру Хоакина Феникса. Кроме шуток - это чистый восторг, который напомнит о таких титанах (ушедшего) кинематографа, как Грегори Пек, Кларк Гейбл или Марчелло Мастроянни. Я здесь подразумеваю не только удивительно правдивую мимику, эмоциональный тонус или психологическое развитие образа - зримое и рельефное, то, чего мы так позорно забыли требовать от служителей Мельпомены в суетливой погоне за зрелищем (впрочем, они нам сами старательно потакали). Поражают воображение (по крайней мере, мое) это непрерывное существование актера в какой-то уникальной психической атмосфере ближайшего будущего - вроде и недалекого, но совершенно другого, этот совершенно безумный взгляд, при этом жутко, до боли ему знакомое, будто с рождения, душевное состояние... Заметили ли вы эту странность? Вот оно, идеальное перевоплощение, без образца для подражания - его просто не существует в нашей реальности, все это выдумано, но ты веришь - потому что не замечаешь. Как не заметили коллеги по цеху, что, в общем, закономерно. Но то, что незаметно сегодня, очень скоро войдет в учебники (если таковые вообще сохранятся как жанр) примером дерзкого новаторства.

Далее - тоном поспокойнее - если Руни Мара, из присутствующих на экране актеров, подобное перевоплощение далось менее убедительно (что, может быть, объяснимо сюжетной связью с прошлым и особенностями характера ее героини), то Эми Адамс и Оливия Уайлд вторили выразительным бэк-вокалом партии первой скрипки Феникса. Хотелось бы побольше таких ролей на экранах, не поверхностных, со сверхзадачами, но хотеть всегда было предприятием весьма малокалорийным, а посему не вредным. Но возможно, самый жаркий трепет у зрителей, как и у Теодора, вызывает магнетический голос Саманты, 'девушки'-OS. Этот увлекательно-стыдливый процесс познания себя и окружающего мира, вторжения искусственного интеллекта в неприкосновенную сферу чувств, в зону ответственности, морали, принятия решений и влияния на судьбу живого человека... Понятно, что это вопрос каких-нибудь 10-15 лет, но сегодня кажется задачей недостижимой, чудом - и Скарлетт Йоханссон своим голосом это чудо жизни вдохнула в опто-волоконную сущность, которая предстает даже более одухотворенной, чем ее одаренные телесами собеседники, или друзья, или. .. любимые? Этот парадокс задает с самого начала такой огромный потенциал всей интриге, что вот-вот, казалось бы, она обретет контуры, нарисует себя. Хотя, изобразить себя она все-таки изобразила, но как находчиво... Право, как только машины овладеют интуитивным знанием законов искусства, наступит эра нашего с ними равноправия, и уже не мнимый фантом однополых браков будет будоражить 'духовные скрепы' человечества, а союзы еще более причудливые.

Плавное лирическое отклонение к проблематике фильма, создателю которого (во всех смыслах), Спайку Джонсу удалось достичь невероятного фактологического и идейного правдоподобия, какого мы не видели, пожалуй, со времен 'Artificial intelligence' или 'Двухсотлетнего человека', с еще большим акцентом на философской составляющей. Ведь история могла спокойно закончиться невыразительной утопией всецелого и вечного счастья - но этого не происходит. Любовь, как и любое другое чувство человека, как, собственно, его жизнь, - растет, меняется, уходит. Саманта это понимает. И Теодор принимает ее решение...

И хоть эстетический шок может слегка отвлечь от калейдоскопа деталей (а как известно, именно их богатство отличает искусство от ширпотреба), на некоторых внимание все же сфокусируется. Лишь пара незабываемых моментов, как, например, чайник, вскипающий в унисон с чувствами Теодора, лифт, движущийся со скоростью эмоций героев, находящихся в нем, Лос-Анджелес, как большая операционная система с живописно рассыпанными пучками света и оснащенный, наконец-то, пешеходными аллеями, изящые желто-оранжевые тона в одежде, декоре, гаджетах. Тот самый случай, когда происходит не скармливание продуктом неверифицируемого качества, а диалог режиссера-сценариста со зрителем, когда его мысли вонзаются в твое сознание, ты с пеной у рта споришь, или наоборот, с не меньшим энтузиазмом соглашаешься. Вот каких фильмов не жалко ждать годами!

27 января 2014 | 00:18
  • тип рецензии:

Заарканенные сетью

Оцифрованные люди. [ц.]


Упоительное кино. Завораживающее, тонкое, задевающее самые меланхоличные и сентиментальные струны души. Эта лента так надрывна в проявлении чувств, так обнажена и беззащитна словно душа романтика перед миром. И легкий флер грусти не покидает зрителя на протяжении всего повествования. Спайк Джонс снял невероятную картину, что чудесным образом сочетает в себе то, что, казалось бы, сочетать нельзя — глубокие эмоции, острые переживания, мягкую певучесть чувств и фантастику, которая зиждется совсем не на проявлениях человеческой души, а на железной логике, стерильных формах и острых углах.

«Она» поражает с первых кадров. Фильм необычен от и до, оригинален и несет в себе не мало новаторства. Бесспорно, фильмов, сочетающих в себе фантастическую и человеческую составляющие, существует не мало, но ни один не делает это так, как «Она». Не делает это так проникновенно и так по-человечески. Сам сюжет оригинален. Разве можно влюбиться в операционную систему? А разве может эта самая система, порождение человеческого интеллекта и верного математического расчета, ответить взаимностью? Лента говорит, что да, такое возможно. И такой сюжет демонстрирует все несовершенства современного нам мира, тех самых реалий, в которых мы живем. Актуальность сиего фильма зашкаливает.

Теодор — романтик до глубины души, тот самый вымирающий вид людей в нашем материальном обществе, где духовные ценности давно валяются как мусор под ногами. И профессия его подходит складу его души — он пишет. Много букв и строк сотворено им. Это — его талант, отсюда его мечтательность и оторванность от мира, обособленность и неумение приспособиться и жить в социуме, который ему чужд и противен. Этакий интроверт, социопат, флегматично ползущий по своей жизни. Он олицетворяет собой архетип современного нам человека. Правда, далеко не все обладают такой чуткостью и ранимостью души, зато абсолютно каждый имеет дело с техникой, будь то компьютер, ноутбук или что-то другое. Информационное заражение произошло уже давно.

Поговорим о технике. «Она» демонстрирует невероятную привязанность любого современного человека к вещам, которые мы считаем уже привычными. Настоящие улыбки заменяются желтыми смайлами, искренние объятиями — словами в звездочках, теплые слова — печатным текстом на мониторе компьютера. Как Теодор влюбляется в Саманту, начиная испытываться зависимость от ее присутствия в своей жизни, так и мы с обыденностью воспринимаем то, как цифровые технологии пускают в нас корни. И, так же как и Теодор на миг поверивший, что потерял ту, которая его вернула к жизни, пусть она и существует всего лишь в компьютере, кинулся со всех ног, очертя, на ее поиски, то, каким страхом исказилось его лицо, так и мы не представляем свою жизнь без того, что незаметно стало ее частью. Технократия хороша в меру, но прямые формы, сухие цифры и четкие линии никогда не должны заменять настоящих человеческих отношений. Это бич двадцать первого века.

Тема одиночества, неприспособленности к социуму красной лентой идет сквозь все повествование картины. Инертность, пассивность Теодора противопоставляются активности и целеустремленности его бывшей жены. И этот эпизод — небольшая демонстрация того, как неправильно и неверно наш мир меняет ориентиры.

Но «Она» - светлая лента. Такая чистая, обволакивающая теплом и легкой меланхолией. А все благодаря романтике, которая давно стала вымирающим видом чувств в мире, где правит расчетливость. Картина пронизана романтикой: она в кадре, в пейзажах, в палитрах и красках ленты, в глазах Хоакина Феникса. Теодор — самый большой романтик и чудак, умеющий видеть мир не так, как обычные люди. Глубоко одинокий, умирающий от своего одиночества и снедающей его тоски, он каким-то образом все равно остается преисполненным внутреннего света. Мечтатель, идеалист. Мир таких не любит. Но человек — это чувства и эмоции, а одно из самых сильных — это любовь, умение ее дарить, принимать и отпускать, когда это потребуется.

Хоакин Феникс — поразительный актер. Играть так тонко, так душевно, одними глазами передавая состояние своего персонажа, сливаясь с ним и даря зрителю эту потрясающую возможность раствориться в фильме. Блестяще. Руни Мара, Оливия Уайлд, Эми Адамс — мало экранного времени, но яркие выходы у каждой. Естественность Руни, сексапильность Оливии, небрежность Эми. И голос Скарлетт Йоханссон. К слову, ленту стоит смотреть в оригинале или с субтитрами, иначе потеряется половина ее магии и очарования, что придает ей голос Скарлетт. Так играть одним произношением слов, интонациями, тембром — это высшее мастерство.

Волшебство. Не иначе. Спайку Джонсу кто-то вложил в руки волшебную палочку, и он подарил нам один из самых необычных фильмов ушедшего года. Такой трогательный и романтичный, рассказывающий о человеческих взаимоотношениях посредством фантастики и указывающий на актуальные проблемы современности. И нет ничего лишнего: ни кадра, ни фразы, ни звука. «Она» заставляет задуматься и оглянуться вокруг. Иногда стоит это делать, чтобы понимать частью чего мы являемся и как живем.

22 января 2014 | 21:46
  • тип рецензии:

Вам!

Днем Теодор носит большие очки и смешные штаны, зарабатывает на жизнь сиранодебержерачеством и рефлексирует по несложившемуся браку. Вечерами он возвращается в пустую квартиру, блуждает по компьютерным лабиринтам и душит странных женщин дохлыми кошками в голосовом чате. Но все меняется, когда в его жизни появляется Саманта, сексуальная интеллектуалка, готовая, когда надо, говорить, когда надо, молчать и вообще вести себя именно так, как нужно Теодору. Одним словом, была бы идеальная женщина, кабы была действительно женщина, а не операционная система нового поколения.

Имея не очень хорошую память на имена, Саманту можно бы назвать Симоной, хотя невозможность перепутать чудаковатого Феникса со свихнувшимся Пачино быстро расставит все на свои места. К тому же, подруга Теодора не может похвастаться шикарным телом Рэйчел Робертс, да и вообще каким бы то ни было телом. У нее есть только хрипловатый голос Скарлетт Йоханссон, который на протяжении всего фильма звучит в правом ухе сочинителя трогательных писем. Меняя кислотных расцветок рубашки, герой со своей незримой пассией перемещается из пестрого офиса на солнечный пляж, а с солнечного пляжа — в просторную лос-анджелесскую квартиру, за окнами которой мигает огнями ночной Шанхай. Будущее у Спайка Джонса почти ничем не отличается от настоящего, оно лишь чуточку более технологично. К сожалению, техника фрагментирует мир сильнее, чем связывает его. Достаточно надеть наушник, чтобы из пестрящего всеми цветами радуги реального одиночества нырнуть в дивный новый мир суррогатных чувств.

Хоакин Феникс очень трогателен в своих дурацких хипстерских брюках и неспособности строить нормальные живые отношения, где недостаточно закидываться прозаком или нести сутками милую чушь. Хотя нельзя не признать и то, что появление в кадре кого-то помимо главного героя, значительно оживляет повествование в силу банального уставания от этого самого героя. Можно рассматривать «Her» как тривиальную лав-стори, разыгранную по стереотипичному сценарию, где сюжет сладок, как карамель, и столь же тягуч, а приятная инди-группа в саундтреке не скрывает провисающих диалогов (тут Джонсу, конечно, было бы впору взять мастер-класс у того же Линклейтера). Но, думается, этого мало. Кино все же крайне симпатичное, несмотря на то, что порой крайне скучное. Хотя крайне скучное оно порой, даже несмотря на предложения переместить анус подмышку. Одним словом, теория стакана, который наполовину, в действии. Но оставим, пожалуй, рассуждения о достоинствах мальчикам в кардиганах, а порицание недостатков тем, кто не хочет замечать злободневности поднятой темы и того, куда ведет нас «хайдеггеровский кошмар», именуемый интернетом. Давайте поговорим о том, о чем разговаривать можно бесконечно. Обо мне.

Знаете, что самое удивительное в фильме Спайка Джонса? То, что при просмотре я идентифицировала себя не с закомплексованной героиней Эми Адамс (которая таки должна быть только рыжей!) и не с обворожительной Оливией Уайлд (будь я на месте героя, ни за что бы не сожгла ее так сразу… в смысле, не прекратила отношения, конечно), а с голосом в наушнике. В самом деле, сколько вас, тех, чьи фотографии хранит мой винчестер, и тех, кого я не видела вовсе; тех, кого я смешу и утешаю, кому помогаю выбирать подарки для мальчиков из Нальчика; под чьи интересы подстраиваюсь и перед кем извиняюсь искренне и не чувствуя угрызений гордости? Я смотрю ваши любимые фильмы, читаю ваши рукописи, помню про спящих эльфов на ваших пижамах и то, что вы пьете крепкий алкоголь раз в год. Вы создаете меня каждый день, как коллективное сознание кучки программистов создало Саманту.

И вы ведь тоже являетесь такими же операционными системами для меня, а когда тянетесь к пачке «Лейз» с луком или роману о петербургских старушках, то претерпеваете такие же едва заметные изменения. Мир, который придумал Джонс, уже существует. Просто пока вся эта виртуальность все еще реальна. Реальна, пока мы живые, пока можем встретиться и напиться, отправить Марио Касаса продавать Библии, а друг друга — искать белочку. Пока еще так. Но кому доподлинно известно, как скоро стирание границ условного далекого, приведет к эрозии условного близкого? Страшно еще и осознание того, что очень легко быть такой же классной, как голос СкаЙо, если скорость оказанной помощи зависит от параметров интернета. Может, в самом деле, пора поменять андроидного монстра на старенькую нокию, да и отправиться на крышу любоваться огнями ночного города, не закидывая параллельно в инстаграм фото неоновых вывесок? Пожалуй, так и сделаю. Только проверю почту – вдруг, я кому-то нужна.

Вне зависимости от того, насколько это глупо, с верой в то, что это настоящее, и со страхом из-за того, что оно слишком реально. Этот текст – вам.

04 марта 2014 | 12:35
  • тип рецензии:

Теодор Туомбли влюблен в свой компьютер. Признайтесь, а кто нет? Включить с утра ноутбук, проверить почту в телефоне, забыть дома гаджет - надо непременно вернуться, и никак иначе. Без чего мы не можем существовать 24 часа? Без Неё, этой бездушной техники. Так ли она бездушна? Теодор (Хоакин Феникс) - одинокий писатель. Мы много знаем об одиноких парнях в кино - они живут одни и работают в скучных офисах, очень ранимы и скорее всего сочиняют тексты к открыткам ('500 дней лета' с Джозефом Гордон-Левитт или тот же 'Одинокий парень' со Стивом Мартином). Теодор не исключение и тоже зарабатывает на жизнь сочинением красивых писем в компании 'Красивые Письма От Руки Точка Ком' и переживает недавнее расставание со своей женой. Эта рана ещё болит, а воспоминания - ещё приходят картинками, музыкой, заботливо включаемой умной техникой (включи мне грустную песню, футуристичный аналог айпода), снами и неизбежно - читаются между строк сочиняемых писем. Потом Теодор встречает Её - случайная покупка, новая игрушка от одиночества. Она - это новая операционная система по имени Саманта, апогей человеческого интеллекта, ведь в этом не столь уж далёком будущем границы между машиной и человеком почти стёрты, машина сознаёт себя, мыслит, шутит, развивается и даже - чувствует.

Чувственный голос Саманты (Скарлет Йоханнсон) хрипловато смеётся, вычитывает письма, напоминает о встречах, волнуется, утешает, просто он есть - и со временем всё сложнее сказать, насколько далеко это заходит, отсутствие физического контакта - единственная преграда, и та пытается быть стёртой. 'Я встречаюсь с одной девушкой' - постепенно превращается в 'Эта девушка – операционка, но я люблю её', как признание друзьям и даже коллегам. Впрочем, в этом недалёком будущем это никого не удивляет - в конце концов, мы давно шли к этому и привыкали, мир слишком давно сузился до горящего экрана с новостной лентой, а голос Саманты - тот, кого вы никогда не видели, но каждый день некто с этим никнеймом пишет вам письма издалека, спорит, оставляет лайки под вашими новостями или делится с вами своей музыкой. Реальность такова, что мы давно влюблены в свои операционки, они - наши лучшие друзья, воспоминания, наша музыка, наше хранилище важных моментов, наши деньги и наша - вся - жизнь.

Когда-нибудь это должно было случиться, и самой красивой реальностью стало будущее, каким видит его режиссёр Спайк Джонс, для которого 'Она' - самый серьёзный проект, где он выступил и сценаристом, и режиссёром, продюсером и даже актёром. Мир, в котором живёт Теодор, предстал смесью Шанхая и Лос-Анжелеса, удивительно глянцевый, с чистыми улицы без толп и давки, эдакий полупустующий рай, где нищета - пережиток прошлого, а каждый гражданин достойно живёт в квартире с видом на огни большого города. Выходя на улицу, вставляя наушник в ухо, Теодор бродит среди десятков других горожан, раздающих императивы своим гаджетам – прочти мне почту, покажи новости, ответь на письмо, отложи, перешли, загрузи, позвони. Будущее удачно перенимает моду прошлых лет, как бы сглаживая невероятный прорыв в науке – брюки с высокой талией как у статистов в сороковых годах, смартфон похож на портсигар тех же лет, даже сами наушники, похожие на маленькие винные пробки – прошлое, настоящее, будущее ласково окутывают лёгкой дымкой город, в котором все немного одиноки.

Безусловно, это бенефис Хоакина Феникса, шагающего по пляжу в неизменной рубашке и брюках, улыбающегося в усы солнцу. Теодор в его исполнении - большой ребёнок, играющий в кровати на укулеле или выдающий друзьям в лифте «никак не могу выбрать между видео-играми и порнушкой», одинокий и от того такой близкий – «моя мать никогда не выслушивала меня и поэтому…» И поэтому появляется Саманта. Реальны ли её чувства или это программа? Такого вопроса здесь нет, как и конфликта, вскрывающего извечный вопрос – могут ли машины чувствовать. В фильме Джонса это скорее факт, который неизбежно попадает на скалы реальности – человек смертен, говорит с предыханием, потому что дышит, стремится создать семью и оставить потомство, любит и ненавидит, просто живёт своей человеческой жизнью, не соблюдая законы логики, чего машине понять не под силу. Единственное потомство, оставляемое машиной – сочинение музыки, текстов, но есть и нечто великое – будучи творением разума, техника стремится к развитию, бесконечному знанию, что выливается к воссозданию великого ума – британского философа, умершего в 1973 году Алана Уотса, посвятившего свою жизнь рассуждениям на темы самоидентификации, истинной природы реальности, высшего осознания и смысла жизни. Любой, обладающий сознанием, спрашивает себя – кто я и какова моя цель здесь? И те же вопросы неизбежно задаёт себе и машина, о чьих технических внутренностях приходится вспоминать с каким-то недоверием, слишком по-человечески звучат выяснения отношений, смущение и боль. И здесь не важно, по сути, каким задумывался принцип работы новых помощников человечества и как их создавали. Итог один – приходится помнить, что «я только твоя, но и не только твоя» - та простая мысль, которую так больно услышать любому, кто когда-либо любил, в любом году любого века.

13 июля 2014 | 15:53
  • тип рецензии:

Никогда не писал рецензий. Никогда. Это не моё. Но сила чувств, всколыхнувшихся благодаря 'Ей', поборола извечную лень и низвергла на меня водопад вдохновения.

Не буду расписывать фильм, что, мол, Оскар плачет по нему. Для этого есть рецензии куда более опытных и придирчивых зрителей. Здесь я буду восхищаться голосом[/I].

Друзья, вы не замечали, как мало мы внимания уделяем актёрам дубляжа? Вот вышел фильм, посмотрели, сказали, что 'да, хорошая озвучка!' или 'не, перевод корявый', или ещё что-то и всё? За этой озвучкой, оказывается, стоят живые актёры! Вот так новость!

До этого фильма я был из числа тех, кого описал, но Саманта...

Саманта была для меня откровением, точнее, даже не компьютерный персонаж без тела, а её русский голос. Этот чарующий голос принадлежит Татьяне Шитовой, озвучившей огромное множество иностранных фильмов. А я и ни разу и не заметил, позор мне.

Затая дыхание, чтобы не пропустить ни слова, я слушал разговоры Теодора с Самантой, наслаждаясь её русским голосом. Как она вздыхала, смеялась, любопытствовала, грустила, ругалась и даже пела. Этот голос, на мой взгляд, - самое нежное выражение цифровой личности женского пола, которое только можно представить. Кланяюсь в ноги тем, кто утвердил этот голос как единственное проявление женщины в фильме. Они не прогадали с выбором.

Кланяюсь в ноги самой Татьяне. Это было чудесно. Подобный вывод я позволил себе сделать уже в конце, плавая в собственных соплях и с трудом различая размытую картинку самого фильма. Не хочется теперь искать озвучку в других лентах. Уверен, что за изображением персонажа теряется его такой прекрасный голос. Саманта в исполнении Татьяны Игоревны Шитовой навсегда останется в моём сердце как знак чего-то несбыточного, абсолютно утопичного и настолько же прекрасного.

P.S. Простите за корявость, это первая рецензия

19 ноября 2014 | 23:58
  • тип рецензии:

«Люди думают, что любить просто, а вот найти подлинный объект любви – трудно».И это заблуждение современного общества рыночной культуры/

По Э. Фромму


Посмотрите на свои руки, пошевелите пальцами, почувствуйте их реальность. Закройте на пару мгновений глаза, и проследите за своими мыслями. Произнесите слова, услышьте свой голос. Вы живой человек! Улыбаетесь и плачете, злитесь и радуетесь, любите и обижаетесь.

Вы чувствуйте это? Чувствуете, что вы неповторимы? Чувствуете, что вы есть здесь и сейчас?

А теперь, какими бы ни были ваш ответы – посмотрите этот фильм. Это того стоит. А я пока расскажу немного о том, что увидела в нем.

«Знаешь, иногда мне кажется, что я почувствовал все, что только мог почувствовать. И никогда уже не почувствую чего-то нового»

Во-первых, после просмотра «Она» понимаешь, как ценно быть реальным, быть ощутимым, быть всецело живым – ведь это уже половина счастья. А дальше уже каждый сам пишет и воплощает свой сценарий… С каждым новым днем у нас есть шанс почувствовать, сделать, придумать нечто замечательное. И это ценно.

Но куда более важным для меня был другой акцент в фильме…

Вы обратили внимание на работу главного героя? Теодор сочиняет тексты писем от чужого лица. И вот само существование такой профессии в том мире – уже тревожный знак. Это означает, что люди перестали быть открытыми, перестали говорить друг с другом, слышать, понимать, чувствовать один другого. Грустно.

Ту же самую идею можно проследить и в истории Эми… Да и вообще все герои фильма, если на них навести ракурс – страдают от непонимания, каждый чувствует потребность быть услышанным, чувствует потребность в другом, потребность в хорошем друге но…

«Иногда я смотрю на людей и пытаюсь принять их ближе, чем просто какого-то прохожего. Представляю как сильно они кого-то любят или как много боли они перенесли.»

Особенно здорово эта идея передается с помощью фоновости, отчужденности всех остальных людей и всего мира в фильме. Сотни лиц прохожих мелькают мимо, все они погружены в свои заботы, и никто просто так даже и не взглянет на другого.

И тут вдруг в мире появляется новинка – операционная система, которая обладает сознанием. Наш главный герой приобретает себе это новшество. И оказывается, что это не просто технология, а личность и жизнь по имени Саманта. И если сперва Теодор ощущает свое превосходство над Самантой, уже вскоре эта граница стирается, и герой чувствует себя с ней на равных – делится сокровенным, ведет диалог. Между ними возникает дружба, а затем и отношения.

«Такое мало кому можно рассказать. Но тебе без проблем. Кажется я могу тебе все рассказать».

Но Саманта очень быстро развивается, прогрессирует - и вскоре становится надчеловеческим сознанием. Однако суть проблемы общества при этом становится лишь острее – люди перестали понимать друг друга, но не утратили эту способность в корне… Не означает ли это то, что нужно просто снова искать путь к человеку? Не ставить крест на этом мире, на человечестве, а задуматься над тем, что все дело в … способности и ее развитии.

На самом деле писать много не было желания – но вышло как всегда. Так, что на последок скажу еще раз, что этот стильный фильм просто обязателен к просмотру. Это придуманный мир Спайка Джонаса, но он так близок к реальности.

09 марта 2014 | 21:48
  • тип рецензии:

Спайк Джонс снял очередной грандиозный фильм. Ранее он успешно адаптировал сценарии Чарли Кауфмана, но здесь Спайк выступил одновременно в роли режиссера и сценариста. Я обожаю «Быть Джоном Малковичем», чуть в меньшем восторге от «Адаптации», но теперь любимой кинокартиной Джонса стал фильм «Она».

Хоакин Феникс входит в топ моих любимых американских актеров, с широчайшим спектром ролей. В Мастере у него депрессивный, безумный и пугающий образ. Здесь же он наоборот очень спокоен и оптимистичен. Этакий лос-анджелесский хипстер, открытый миру и новым идеям.

Вообще мне казалось, что фильм снят на основе реальных событий, конечно, звучит глупо, но игра Феникса и Йохансон была очень правдоподобной и убедительной. Скарлетт удалось передать развитие своего персонажа (а это даже не живой человек, а операционная система) – в прямом смысле этого слова, от младенчества через пубертатный период к зрелости и достичь пика эволюции. Многие пророчат актрисе номинацию на небезызвестную награду, несмотря на то, что в картине физически присутствовал только голос Скарлетт. Но в свое время Робин Уильямс номинировался на Оскар в категории «Лучший актер второго плана», озвучивая Джина в мультфильме Аладдин, так что все возможно.

Интересно, что нам не говорят, в каком времени развиваются события: 20, 40 лет спустя? Мы просто знаем, что это будущее, и не столь отдаленное, потому что все выглядит очень реалистично, и ты веришь, что подобное может случиться через пару лет. И одежда персонажей во многом способствовала эффекту реалистичности. Есть как будто неофициальное правило, что в будущем все люди ходят в черно-серебряной униформе, латексе и сапогах, а Спайк Джонс нарушил это правило, и возродил моду 50-х, немного нелепую, но очень даже милую – простой крой, яркие цвета, высокая талия у брюк. И мне показалась очень милой английская булавка вместо пуговицы на кармане у Хоакина Феникса. Это очень мелкая деталь, но она также дополняет стиль, который создал режиссер.

В фильме много внимания акцентировано на обществе, его неразрывной связи с технологией, опоре на неё, но при этом зрителям не пытаются навязать, что это хорошо или плохо – это просто факт, технологии прогрессируют, и их влияние на нашу жизнь растет. Посмотрите вокруг себя прямо сейчас – сколько людей сидит в телефонах, разговаривают, прокручивают страницы на планшетах? Одиночество и изоляция стало распространенным явлением в мире, и мало кто задумывается, что слияние человечества с технологией может привести к фактическим отношениям с ней. Ну, кроме японцев конечно)

Одним из основных посылов фильма является также важность счастья в жизни человека, и умение видеть его. Для каждого оно заключается в чем-то своем, но пока вы испытываете это чувство и положительные эмоции – это и есть смысл жизни. Героиня Эми Адамс несколько раз говорит об этой теории наедине с Теодором: «Мы здесь одни, ненадолго, и я хочу позволить себе насладиться этим моментом».

Обязательно посмотрю в русском дубляже, но для первого раза настоятельно рекомендую найти фильм в оригинале.

9 из 10

08 января 2014 | 09:51
  • тип рецензии:

Выбрать лучший фильм года одинаково нелегко, как для критика, так и для зрителя. Но бывает времена, когда любимец вспоминается сразу и без усилий. Меня в 2013 году покорила «Она» Спайка Джонза, без преувеличения, неповторимый и глубокий фильм, который отличается от сонма байопиков и наносных драм тем, что смотрит не в прошлое, а в будущее.

Это фильм, который задает вопросы о человеческом естестве, о том, почему мы зовем себя людьми, о наших социальных связях и наших социальных ролях, об отношениях и, наконец, о факторе любви. Режиссер и автор сценария мистер Джонз подает все в настолько ясной форме, что риторические вопросы рождаются сами собой. И ответы тоже предстоит найти самостоятельно. Подсказок не будет.

Место действия фильма — не такое далекое и вполне убедительное будущее с некоторым налетом гиковости, где синергия компьютеров и людей достигла небывалого уровня. Все управляется голосом, операционные системы оснащены искусственным интеллектом, способным самообучаться и принимать интуитивные решения.

Художники и декораторы не стали гнаться за футуризмом или киберпанком, отдав предпочтение вполне приемлемому постмодерну. Отдельное спасибо техническому отделу съемочной группы. Мне известно, как вальяжно Голливуд обращается с компьютерной тематикой, вдвойне отрадно было наблюдать, насколько хорошо, аутентично проработаны такие «мелочи», как дизайн интерфейсов или трехмерные проекционные игры в жилой комнате.

Спешу заметить, что это не антиутопия в прямом смысле слова, но некоторая потеря «человечности» в ней все-таки присутствует. Взять хотя бы главного героя Теодора, работающего в компании, которая занимается сочинением эмоциональных писем для людей, которые не могут или не желают уделять этому время. Вечерами он общается в аудио чате с такими же одиночками и тихонько переживает развод, никак не желая подписывать бумаги. Теодор — наглядный пример фальшивой социализации общества, когда находясь в сети с множеством друзей, ты на самом деле чувствуешь безумное одиночество, и страдаешь от невозможности воспринимать реальные эмоции в реальной обстановке.

Жизнь Теодора меняется, когда он устанавливает на свой домашний компьютер новую операционную систему ОS1 (правообладатели, ау!), и женский голос оттуда неожиданно представляется ему, как настоящая разумная личность. По мере того, как их общение становится все теснее и активнее, Саманта — так она себя называет — продолжает усовершенствоваться и приобретать все больше черт живой думающей женщины.

Спайк Джонс с удивительной легкостью доказывает, что чувства — это не что-то материальное, принадлежащее только человеку, что настоящий источник наших эмоций не сердце, а разум, пускай, он и заточен в цифровом пространстве.

Саманта с ее великолепным чувством юмора, чуткостью и заботой становится женщиной мечты для Теодора. Постепенно, но уверенно их отношения переходят на любовную стадию, и вот здесь начинается самое интересное.

Вообще, это первый на моей памяти романтический фильм, где женскую партию играет один голос, прекрасный с хрипотцой, но все же голос Скарлетт Йоханссен. Неизбежно вспоминается сейю японского аниме, оживляющие криво нарисованных двумерных персонажей. В данном случае мы ни разу не увидим тела Саманты, даже во сне Теодора, но она остается такой же подлинной, как и случайные или близкие девушки, с которыми герой встречается.

Благодаря мастерскому умению Хуакина Феникса играть самобытных героев (вспомним «Мастера»), отражающих самые противоречивые эмоции на своем лице и крупном плане, духовная интимность двух разумов, человека и машины, достигает невероятной силы. Где-то посредине картины уже не имеет значения, что на самом деле представляет собой Саманта. Она воспринимается как полноценная личность.

Однако фильм не только о том, какая бывает любовь, но и том, как научится любить, не боясь ответственности, стоически разделяя тяжесть отношений с партнером. Преследуя эту цель, Спайк Джонс показывает нам различные пары в разной стадии их влюбленности или ненависти. Друзья Теодора, находящиеся в шаге от разлуки. Коллеги Теодора, только ступившие на путь любви. Наконец сам Теодор, не решающий открыться Саманте, но продолжая раболепствовать перед бывшей супругой. Не обошел мистер Джонс вниманием и тему суррогатной любви, и непростой проблеме собственности, когда желание обладать партнером перевешивает само чувство.

На протяжении картины и Теодор, и Саманта тоже должны преодолеть страх и неопределенность, но с разными последствиями для каждого. Вот тогда происходит разлом и проявляется их отличия, которое на старте казались точкой их взаимного притяжения.

Дотошные зрители, конечно, могут пожаловаться, что Спайк Джонс выбрал предсказуемый и безопасный вариант развязки, не пожелав ответить на многие животрепещущие вопросы. Что же это за операционные системы? Почему они не имеют никаких ограничений в развитии? Но лично для меня финальная сцена фильма просто идеальная, говорящая сама себя о новом начало как для Теодора, так и для Саманты, уже избавившихся от собственных сомнений.

Подытоживая, я еще раз замечу, что это не просто фильм о любви человека и компьютера, это фильм об идее отношений, как таковых, и попытке перенести этот опыт на ближайшие годы, когда наша жизнь все больше и больше будет уходить в онлайн. Картину Джонса, уверен, можно и нужно будет смотреть перманентно, сравнивая, как меняется мир в представлении автора и на самом деле.

10 из 10

09 февраля 2014 | 21:07
  • тип рецензии:

Однажды, в не столь отдалённом будущем, когда машины взбунтовались и завоевали человеческую цивилизацию… Нет, это завязка совсем другого фильма. Начнём-ка лучше ещё раз.

Однажды, когда была создана операционная система, способная к постоянному саморазвитию, в этом подлунном мире впервые за всю его долгую историю вспыхнуло романтическое чувство между человеком и… компьютером. А вот это уже куда ближе к истине!

Итак, созданный людьми новейший суперкомпьютер отнюдь не испытал жгучего желания поработить своих создателей или превратить их в батарейки для подзарядки. Вместо этого он живо, насколько к нему вообще применимо это наречие, заинтересовался тем, что плохо вписывается в изгибы его микросхем, очаровавшись миром чувств и страстей человеческих.

Так писатель средней руки Теодор, занимающийся возрождением эпистолярного жанра в конторе, где пишут авторские письма для людей, не находящих времени на подыскивание нужных слов родным и близким, однажды под влиянием вездесущей рекламы купил новейшую операционную систему, обладающую очаровательным голосом, начал с ней общаться и вскоре понял, что их взаимоотношения выходят за пределы рамок: пользователь – машина. Более того, чувство стал испытывать не только Теодор…

Как знают все, кто более-менее увлекается кино, на недавней церемонии вручения «Оскара» «Она» получила золотую статуэтку за лучший сценарий. И действительно, признанному мастеру лёгкого сюра Спайку Джонсу («Быть Джоном Малковичем»), выступившему здесь одновременно автором скрипта и режиссёром, удалось с минимальными техническими средствами создать удивительно цельный футуристический мир, который максимально реалистичен и продуман до мелочей. Хотя, конечно, целью Джонса изначально не было снять «чистую» фантастику, ведь «Она» апеллирует к куда более тонким материям, чем история в духе раннего Шекли.

Фильм очень изящно показывает, как в обществе будущего главенствующим чувством становится одиночество, и ни одна социальная сеть, ни один чат не в состоянии заменить человеку ощущение того, что он кому-то по-настоящему нужен. Люди уходят в себя, и потому, заполучив новую умную и обаятельную «операционку», они рады ей словно манне небесной: эта объект влечения/подруга/любовница не требует постоянного внимания и долгого ухаживания, не нуждается в подарках, а кроме того, отличается чувством юмора и даром спонтанно создавать красивейшие мелодии. Ну как в такую не влюбиться?!

Романтика-Теодора блестяще играет нечасто в последнее время появляющийся в кино Хоакин Феникс – образ нескладного, затюканного жизнью, страдающего от недавнего развода и нуждающегося в тепле и ласке писателя-интеллигента удался ему на все 200.

Хороши и другие актёры второго плана: Эми Адамс, Руни Мара и Оливия Уайлд появляются на экране ненадолго, но каждая рисует яркий и запоминающийся женский образ. И, да, они тоже одиноки.

А вот Скарлетт Йоханссон, «сыгравшую» Саманту, мы на экране так и не увидим – голос он и есть голос. Да ещё и переозвученный в русском дубляже Татьяной Шитовой – вполне прилично, кстати.

Резюмирую: «Она» – типичное кино не для всех. В кинотеатре глуповатые смешки зазвучали едва ли на первой минуте. К середине сеанса зал покинула примерно половина публики, что, впрочем, сделало просмотр лишь комфортнее, ибо слушать чьи-то «остроумные» комментарии – удовольствие сомнительное.

А ведь этот фильм гораздо больше, чем интеллектуальная игра с моделированием ситуации о влюблённости человека и компьютера. Он может невзначай подтолкнуть зрителя к тому, чтобы тот заглянул внутрь самого себя, а заодно и посмотрел на людей вокруг незашоренными глазами. Да, мы несовершенны, смертны, непоследовательны, иногда непроходимо глупы, но в конечном итоге именно это и делает нас людьми…

Приятного просмотра!

10 марта 2014 | 14:06
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: