К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

«Она» – это один из самых интересных, инновационных и высоко оцененных фильмов сезона 2013-2014. От этого фильма «фанатеют» как критики, так и зрители. И в чем же причина? Изначально я думал, что она заключается исключительно в «трендовости» этого проекта, его научно-фантастической оболочке и попросту говоря в красивой картинке… Но как же я ошибался! Я буквально сражен на повал этим проектом. Это такое глубокое, настолько хорошо продуманное, тщательно вымеренное, безупречно сделанное и просто чертовски крутое произведение. Иначе этот фильм не назовешь – это произведение искусства, которым остается только любоваться, периодически подбирая свою челюсть с пола. Но давайте по порядку: выясним, чем этот фильм ценен, и в чем секрет его успеха.

1. Сюжет. Если не вдаваться в детали, то этот фильм о «любовном пятиугольнике». О взаимоотношениях главного героя с четырьмя девушками: своей бывшей женой, давней соседкой, девушкой со слепого свидания и операционной системой по имени Саманта. А за всем этим стоит одно большое одиночество, от которого так хочется убежать. Думаю, не стоит углубляться в сюжет – это нужно видеть, чтобы по достоинству оценить один из самых лучших сценариев последнего десятилетия. Скажу только, что смешное и трагичное, фантастическое и абсолютно реальное здесь переплетаются так красиво и увлекательно, что оторваться от экрана просто невозможно.

2. Визуальное решение. Этот фильм настолько красив, что просто дух захватывает. Такие теплые краски… Такие яркие цвета, которые служат не только фоном, но и играют особую роль. Красный и желтый оттенки, наиболее яркие и выразительные, подчеркивают, насколько однообразна и скучна на самом деле жизнь главного героя. Какие прекрасные виды города, полного небоскребов… А какое построение кадра… Просто загляденье! Продумано все до мелочей. Каждая деталь явно вынашивалась в сознании Спайка Джонса годами и здесь нашла свое применение. Эта такая тонкая работа, что я, наверное, готов говорить о ней часами…

3. Актерские работы. Хоакин Феникс – один из самых талантливых актеров нашего времени. Актер с ярко выраженной внешностью и с ярко выраженной личностью – и оттого, как и подобает в Голливуде, недооцененный. Я до сих пор не могу отойти от его перфоманса в «Мастере», а тут еще одна сильнейшая роль… В этом фильме Хоакин достигает какого-то нового уровня в понимании актерской игры. Он просто постоянно, ежесекундно находится в центре кадра и, как ни странно, ничуть не надоедает зрителю. Он не кричит, не брызжет слюной и не машет руками – он просто смотрит, говорит, иногда плачет. И благодаря столь скупому набору средств выразительности он достигает невероятных высот в своей игре. Просто браво! Следующий человек, который достигает в актерском мастерстве небывалой выразительности – это Скарлетт Йоханссон. Одна из лучших работ второго плана в сезоне – и это исключительно благодаря голосу. Вдумайтесь в цифру: работа над озвучиванием ОС проходила 4 месяца. Именно столько времени заняла эта, по всей видимости, трудоемкая работа. И результат на лицо – это что-то невероятное… Это просто буря эмоций за кадром, настолько живой, полный чувств и красок голос. Так что, если у вас будет возможность оценить этот фильм на языке оригинала (или с субтитрами) – не упускайте эту возможность, не лишайте себя удовольствия ощутить эту невероятную работу прекрасной Скарлетт. Похвалы заслуживает и Эми Адамс, которая в очередной раз доказывает, что она королева второго плана (а после фильма «Афера по-американски» и не только второго). Не менее хороши Руни Мара и Оливиа Уайлд.

4. Музыка. «Она» дарит нам не только визуальное и эмоциональное удовольствие, но и радует одним из самых ярких саунтреков сезона. Ребята из Arcade Fire создают просто невероятную, какую-то космическую, но вместе с тем приятную и гармоничную музыку. Так что две музыкальные номинации на «Оскар» абсолютно заслуженны. «Она» – это один из тех редких фильмов, титры которого смотришь до самого конца (и не потому, что в конце нас ждет какой-то ролик, а исключительно из-за прекрасной музыки).

ИТОГ. «Она» – это моё кино. Это настоящее произведение искусства, в котором все настолько гармонично и красиво, что не хочется отводить взгляд от экрана даже на секунду. Снятый с легкостью Вуди Аллена и обладающий научно-фантастической подоплекой, достойной Кристофера Нолана, этот фильм занимает свое особое место в сердце каждого зрителя. Есть здесь что-то от «Ларса и настоящей девушки», «Симоны», «Робота и Фрэнка» и некоторых других фильмов со схожей тематикой. Лирическая составляющая может быть сопоставлена с такими замечательными фильмами как «500 дней лета» и «Вечное сияние чистого разума». А взаимоотношения главного героя с женщинами напрашиваются на сравнение с классической лентой Федерико Филлини «Восемь с половиной». Но за всей этой схожестью скрывается что-то совершенно уникальное. Это удивительно глубокая, чувственная, трогательная и печальная история об одиночестве – история, которую до сей поры никто не рассказывал столь проникновенно, убедительно и по-своему.

Я так давно ждал такой фильм, так давно хотел просто смотреть на экран и не чувствовать ничего кроме эмоций, которые бурными потоками льются с этого экрана. Я забыл о том, что я должен оценивать этот фильм, да и вообще на два часа я забыл обо всем. Я просто смотрел и наслаждался. Наверное, для этого и создано настоящее кино, не правда ли?

Рекомендации. А знаете что? Я не буду никому рекомендовать этот фильм. Нет, я хочу чтобы то удовольствие, которое я испытал при просмотре, принадлежало только мне…: ) Ну а если серьезно. То, конечно, посмотрите этот фильм и хотя бы на пару часов забудьте о рутине. «Она» – это побег от одиночества, от проблем и порою слишком однообразной реальности. «Она» – это кино для романтиков, эстетов, философов и для всех тех, кто любит настоящее кино.

После просмотра такого шедевра некоторые мои предыдущие оценки показались мне слишком завышенными, а недавно просмотренные фильмы слишком переоцененными… Но время назад не обернешь. И поэтому единственное, что я могу сделать для этого чудного творения Спайка Джонса – это поставить ему высший балл, добавить его в папку «Избранное» и по достоинству назвать лучшим фильмом года.

10 из 10

19 января 2014 | 21:10
  • тип рецензии:

Начало фильма заинтересовывает своей вроде бы оригинальной идеей: будущее, один представитель офисного планктона Теодор, пишущий за людей трогательные письма их родным и близким, переживая вместе с ними их праздники, памятные даты и юбилеи, сам являясь занудным и замкнутым в себе человеком с разрушающейся личной жизнью, находит оригинальную «помощницу» — новую ОС. Надо отдать должное главному герою фильма, которого сыграл Хоакин Феникс, он блестяще передаёт эмоции и настроение своего персонажа.

Однако, несмотря на талант Феникса и новаторство Спайка Джонса относительно сюжета фильма, чем дальше заходят «отношения» Теодора и его новой пассии, тем смешнее и нелепее они выглядят. Гипертрофированные признаки интроверта и закомплексованного пессимиста, проявляющиеся в одиноком писателе, достигают своего апогея в занятиях сексом с той самой ОС Самантой. Совершенно непонятно, чего ожидает Теодор от своего романа с ней, неужели этот романтик с тонкой душевной организацией настолько наивен, что, спасаясь от внутренней боли, причинённой недавним разводом, он может окунуться с головой в виртуальный мир своей новой железной девушки, и как ребёнок радоваться всему этому, не замечая странностей своего поведения?

Далее характер и настроение фильма, которое в основном спроецировано настроением главного героя, всё более напоминает синусоиду: в одной сцене всё прекрасно, эмоциональный всплеск и подъём, кажется, такая иррациональная любовь возможна и неважно, что будет дальше, а ровно в следующем эпизоде наклёвываются разбитые сердца, упавший дух и страдание от осознания неспособности быть вместе. Такие колебания происходят несколько раз, и фильм ближе к концу кажется затянутым и нудным, словно эти черты передались картине от самого Теодора.

Финал всё так же скучен и предсказуем: суровая реальность, ещё раз напомнившая о важности отношений между людьми и опасности попадания в цепкие лапы виртуальных сетей. Ставлю один балл за актёрский состав, ещё один за идею фильма, и ещё два набирают хорошая музыка в фильме и попытка режиссёра показать сложные взаимоотношения между людьми, в результате которых иные убегают в другую реальность.

4 из 10

03 марта 2014 | 17:09
  • тип рецензии:

'Единственная огромная трудность в общении — это иллюзия того, что оно имело место.' Бернард Шоу.

Признаться, друзья, за последние года два я устал от кино. От той грехопаденческой скудности идей, от гущи пафоса и битья об стенку во имя микро- и [о]нано-идеалов, танцев с бубном вокруг все тех же постапоплектических сюжетов. Если режиссерам, да и чего греха таить, зрительским массам состояние запоя и наркотических дримсов более привычно, нежели трезвая голова, то пускай они друг другу и делают реверансы. Но как-нибудь без меня.

И пробудить от апатии даже закоренелого сноба может только безоружная художественная честность. А вот и она! Если вам, как и мне, давно не выпадало случая насладиться классическим актерским мастерством, то попросту невозможно не обратить внимание на феноменально острую и драматическую игру Хоакина Феникса. Кроме шуток - это чистый восторг, который напомнит о таких титанах (ушедшего) кинематографа, как Грегори Пек, Кларк Гейбл или Марчелло Мастроянни. Я здесь подразумеваю не только удивительно правдивую мимику, эмоциональный тонус или психологическое развитие образа - зримое и рельефное, то, чего мы так позорно забыли требовать от служителей Мельпомены в суетливой погоне за зрелищем (впрочем, они нам сами старательно потакали). Поражают воображение (по крайней мере, мое) это непрерывное существование актера в какой-то уникальной психической атмосфере ближайшего будущего - вроде и недалекого, но совершенно другого, этот совершенно безумный взгляд, при этом жутко, до боли ему знакомое, будто с рождения, душевное состояние... Заметили ли вы эту странность? Вот оно, идеальное перевоплощение, без образца для подражания - его просто не существует в нашей реальности, все это выдумано, но ты веришь - потому что не замечаешь. Как не заметили коллеги по цеху, что, в общем, закономерно. Но то, что незаметно сегодня, очень скоро войдет в учебники (если таковые вообще сохранятся как жанр) примером дерзкого новаторства.

Далее - тоном поспокойнее - если Руни Мара, из присутствующих на экране актеров, подобное перевоплощение далось менее убедительно (что, может быть, объяснимо сюжетной связью с прошлым и особенностями характера ее героини), то Эми Адамс и Оливия Уайлд вторили выразительным бэк-вокалом партии первой скрипки Феникса. Хотелось бы побольше таких ролей на экранах, не поверхностных, со сверхзадачами, но хотеть всегда было предприятием весьма малокалорийным, а посему не вредным. Но возможно, самый жаркий трепет у зрителей, как и у Теодора, вызывает магнетический голос Саманты, 'девушки'-OS. Этот увлекательно-стыдливый процесс познания себя и окружающего мира, вторжения искусственного интеллекта в неприкосновенную сферу чувств, в зону ответственности, морали, принятия решений и влияния на судьбу живого человека... Понятно, что это вопрос каких-нибудь 10-15 лет, но сегодня кажется задачей недостижимой, чудом - и Скарлетт Йоханссон своим голосом это чудо жизни вдохнула в опто-волоконную сущность, которая предстает даже более одухотворенной, чем ее одаренные телесами собеседники, или друзья, или. .. любимые? Этот парадокс задает с самого начала такой огромный потенциал всей интриге, что вот-вот, казалось бы, она обретет контуры, нарисует себя. Хотя, изобразить себя она все-таки изобразила, но как находчиво... Право, как только машины овладеют интуитивным знанием законов искусства, наступит эра нашего с ними равноправия, и уже не мнимый фантом однополых браков будет будоражить 'духовные скрепы' человечества, а союзы еще более причудливые.

Плавное лирическое отклонение к проблематике фильма, создателю которого (во всех смыслах), Спайку Джонсу удалось достичь невероятного фактологического и идейного правдоподобия, какого мы не видели, пожалуй, со времен 'Artificial intelligence' или 'Двухсотлетнего человека', с еще большим акцентом на философской составляющей. Ведь история могла спокойно закончиться невыразительной утопией всецелого и вечного счастья - но этого не происходит. Любовь, как и любое другое чувство человека, как, собственно, его жизнь, - растет, меняется, уходит. Саманта это понимает. И Теодор принимает ее решение...

И хоть эстетический шок может слегка отвлечь от калейдоскопа деталей (а как известно, именно их богатство отличает искусство от ширпотреба), на некоторых внимание все же сфокусируется. Лишь пара незабываемых моментов, как, например, чайник, вскипающий в унисон с чувствами Теодора, лифт, движущийся со скоростью эмоций героев, находящихся в нем, Лос-Анджелес, как большая операционная система с живописно рассыпанными пучками света и оснащенный, наконец-то, пешеходными аллеями, изящые желто-оранжевые тона в одежде, декоре, гаджетах. Тот самый случай, когда происходит не скармливание продуктом неверифицируемого качества, а диалог режиссера-сценариста со зрителем, когда его мысли вонзаются в твое сознание, ты с пеной у рта споришь, или наоборот, с не меньшим энтузиазмом соглашаешься. Вот каких фильмов не жалко ждать годами!

27 января 2014 | 00:18
  • тип рецензии:

Упростить человеку жизнь, сохранить ему время и силы для общения с другими homo sapiens - такова была почетная, но второстепенная роль техники. Но ситуация в корне поменялась, и вот уже техника вторглась в сферу человеческих взаимоотношений, сводя на нет необходимость контактов с себеподобными. Абсолютное ли это зло, несущее конец роду человеческому, очередной виток в развитии мира или просто отличный способ обрести недостающую 'половинку' - это вопросы, ответ на которые в этом фильме вы точно не получите.

'Она' мог бы получиться отличным этюдом на тему, но Спайк Джонс сделал ставку на взаимоотношения человека и OS (или 'операционки', она же Саманта). Фильм претендует на звание артхаусного, но по сути является банальной мелодрамой. Необычность лишь в том, что вместо 'не такой, как все' девицы из плоти и крови, меняющей жизнь несчастного главного героя, выступает программа. Дальше все идет по стандартному сценарию: 1) ГГ обретает новый смысл существования 2) 'счастье всей жизни' длится какое-то время, пока не разбивается о суровую реальность, а именно непреодолимую проблему, связанную с виртуальной девицей 3) 'непредсказуемый' финал. Места рефлексии по поводу выпадения человека из цепочки человеческих взаимоотношений здесь нет. Лишь один раз герой задает себе вопрос 'А правильно ли это?', но не утруждает себя дальнейшими раздумьями на тему.

Объяснение странному, не по-компьютерному нелогичному поведению Саманты не выдерживает никакой критики. Как ни крути, а машина не может иметь человеческих эмоций и (спойлер!) испытывать настоящий оргазм, в ней также не может быть заложена склонность к истерикам и выяснению отношений, это просто противоречит базовому принципу настройки под нужды потребителя. Ну кому бы понравилось качающее права изобретение?

С артхаусом фильм роднит разве что форма подачи: акцент на диалогах между героями, претенциозная манера съемки, приятные задумчивые саундтреки. Но, проводя аналогию с фильмом, не все то человек, что разговаривает.

6 из 10

28 февраля 2014 | 20:22
  • тип рецензии:

Заарканенные сетью

Оцифрованные люди. [ц.]


Упоительное кино. Завораживающее, тонкое, задевающее самые меланхоличные и сентиментальные струны души. Эта лента так надрывна в проявлении чувств, так обнажена и беззащитна словно душа романтика перед миром. И легкий флер грусти не покидает зрителя на протяжении всего повествования. Спайк Джонс снял невероятную картину, что чудесным образом сочетает в себе то, что, казалось бы, сочетать нельзя — глубокие эмоции, острые переживания, мягкую певучесть чувств и фантастику, которая зиждется совсем не на проявлениях человеческой души, а на железной логике, стерильных формах и острых углах.

«Она» поражает с первых кадров. Фильм необычен от и до, оригинален и несет в себе не мало новаторства. Бесспорно, фильмов, сочетающих в себе фантастическую и человеческую составляющие, существует не мало, но ни один не делает это так, как «Она». Не делает это так проникновенно и так по-человечески. Сам сюжет оригинален. Разве можно влюбиться в операционную систему? А разве может эта самая система, порождение человеческого интеллекта и верного математического расчета, ответить взаимностью? Лента говорит, что да, такое возможно. И такой сюжет демонстрирует все несовершенства современного нам мира, тех самых реалий, в которых мы живем. Актуальность сиего фильма зашкаливает.

Теодор — романтик до глубины души, тот самый вымирающий вид людей в нашем материальном обществе, где духовные ценности давно валяются как мусор под ногами. И профессия его подходит складу его души — он пишет. Много букв и строк сотворено им. Это — его талант, отсюда его мечтательность и оторванность от мира, обособленность и неумение приспособиться и жить в социуме, который ему чужд и противен. Этакий интроверт, социопат, флегматично ползущий по своей жизни. Он олицетворяет собой архетип современного нам человека. Правда, далеко не все обладают такой чуткостью и ранимостью души, зато абсолютно каждый имеет дело с техникой, будь то компьютер, ноутбук или что-то другое. Информационное заражение произошло уже давно.

Поговорим о технике. «Она» демонстрирует невероятную привязанность любого современного человека к вещам, которые мы считаем уже привычными. Настоящие улыбки заменяются желтыми смайлами, искренние объятиями — словами в звездочках, теплые слова — печатным текстом на мониторе компьютера. Как Теодор влюбляется в Саманту, начиная испытываться зависимость от ее присутствия в своей жизни, так и мы с обыденностью воспринимаем то, как цифровые технологии пускают в нас корни. И, так же как и Теодор на миг поверивший, что потерял ту, которая его вернула к жизни, пусть она и существует всего лишь в компьютере, кинулся со всех ног, очертя, на ее поиски, то, каким страхом исказилось его лицо, так и мы не представляем свою жизнь без того, что незаметно стало ее частью. Технократия хороша в меру, но прямые формы, сухие цифры и четкие линии никогда не должны заменять настоящих человеческих отношений. Это бич двадцать первого века.

Тема одиночества, неприспособленности к социуму красной лентой идет сквозь все повествование картины. Инертность, пассивность Теодора противопоставляются активности и целеустремленности его бывшей жены. И этот эпизод — небольшая демонстрация того, как неправильно и неверно наш мир меняет ориентиры.

Но «Она» - светлая лента. Такая чистая, обволакивающая теплом и легкой меланхолией. А все благодаря романтике, которая давно стала вымирающим видом чувств в мире, где правит расчетливость. Картина пронизана романтикой: она в кадре, в пейзажах, в палитрах и красках ленты, в глазах Хоакина Феникса. Теодор — самый большой романтик и чудак, умеющий видеть мир не так, как обычные люди. Глубоко одинокий, умирающий от своего одиночества и снедающей его тоски, он каким-то образом все равно остается преисполненным внутреннего света. Мечтатель, идеалист. Мир таких не любит. Но человек — это чувства и эмоции, а одно из самых сильных — это любовь, умение ее дарить, принимать и отпускать, когда это потребуется.

Хоакин Феникс — поразительный актер. Играть так тонко, так душевно, одними глазами передавая состояние своего персонажа, сливаясь с ним и даря зрителю эту потрясающую возможность раствориться в фильме. Блестяще. Руни Мара, Оливия Уайлд, Эми Адамс — мало экранного времени, но яркие выходы у каждой. Естественность Руни, сексапильность Оливии, небрежность Эми. И голос Скарлетт Йоханссон. К слову, ленту стоит смотреть в оригинале или с субтитрами, иначе потеряется половина ее магии и очарования, что придает ей голос Скарлетт. Так играть одним произношением слов, интонациями, тембром — это высшее мастерство.

Волшебство. Не иначе. Спайку Джонсу кто-то вложил в руки волшебную палочку, и он подарил нам один из самых необычных фильмов ушедшего года. Такой трогательный и романтичный, рассказывающий о человеческих взаимоотношениях посредством фантастики и указывающий на актуальные проблемы современности. И нет ничего лишнего: ни кадра, ни фразы, ни звука. «Она» заставляет задуматься и оглянуться вокруг. Иногда стоит это делать, чтобы понимать частью чего мы являемся и как живем.

22 января 2014 | 21:46
  • тип рецензии:

Довольно странную солянку предложили нам создатели этого фильма.

Идея вовсе не нова - много лет назад на экраны вышел 'Двухсотлетний человек'. Возможно, потому что я смотрел этот фильм, я не смог погрузиться в атмосферу 'Её' (так правильнее звучало бы название по-русски). А возможно, причина в том, что я крайне мало времени провожу в соцсетях и для меня непонятно: как можно строить отношения в виртуальном мире на полном серьёзе.

Режиссёры сделали настоящий вызов, решив не воплощать 'любовницу' главного героя, хотя инструментов для этого предостаточно - и голография, и виртуальная реальность. Да хотя бы просто лицо или силуэт на экране. Это выглядит по меньшей мере очень странно. В итоге, научным фильм назвать нельзя - получилась какая-то очень слабенькая фантастика. У меня не получилось привязаться к Саманте: слишком мало о ней рассказали авторы. Просто приятный женский голос и потрясающие аналитические способности программы не вызывают эмоций. Было несколько попыток: к примеру, когда Саманта начала имитировать дыхание, но они получились вялыми и не вызвали глубоких эмоций.

Ещё один вызов режиссёра - стиль. По сути, это театр одного актёра, и на мой взгляд, он не удался. Трагичный образ мужчины-неудачника не раскрыт совершенно. Мы видим инфантильного полусумасшедшего человека, который разводится со своей женой. Не раскрыта ни причина развода, ни трагизм ситуации.

Сам главный герой - по возрасту зрелый мужчина, который 'влюбляется' в программу, когда его окружают живые женщины, пусть и не совсем 'нормальные'. Можно только догадываться, что должно происходить в душе у такого человека, но этот, на мой взгляд, важнейший элемент остаётся за кадром. Вопрос 'как он до этого докатился?' остался без ответа.

Порой передёргивало от неоправданно грубых диалогов и монологов в фильме, которые не особо раскрывают характеры героев: какие-то мимолётные, вырванные из контекста вспышки бессвязных, а порой больных эмоций.

Довольно гадким выглядит виртуальный секс. Опять же, просто описательные эпизоды без драматизма. Странновато для фильма с претензией на глубокую мелодраму. Фантазии на тему анального секса и ануса в подмышке - довольно странная находка режиссёра.

Фильм пугает своей правдивостью предсказания о возможных отношениях будущего. Виртуальная бесчувственность, ненормальные игры, предпочтение виртуального реальному. Он не зацепил по-настоящему. Возможно, он тронул тех, кто уже сегодня живёт в этом мире, тех, кто уже привык обмениваться короткими твитами и способных достраивать в фантазии длинную цепочку эмоций, увидев всего лишь один смайлик на экране, но мной фильм остался непонят.

Завтра с большим удовольствием пересмотрю 'Двухсотлетнего человека', в котором погружение гораздо глубже и эмоции, испытываемые вместе с героями фильма куда более реальны.

У меня осталось впечатление какого-то сырого винегрета: задумка хороша, выглядит неплохо, но продукты подобрали некачественные.

01 марта 2014 | 06:41
  • тип рецензии:

Вам!

Днем Теодор носит большие очки и смешные штаны, зарабатывает на жизнь сиранодебержерачеством и рефлексирует по несложившемуся браку. Вечерами он возвращается в пустую квартиру, блуждает по компьютерным лабиринтам и душит странных женщин дохлыми кошками в голосовом чате. Но все меняется, когда в его жизни появляется Саманта, сексуальная интеллектуалка, готовая, когда надо, говорить, когда надо, молчать и вообще вести себя именно так, как нужно Теодору. Одним словом, была бы идеальная женщина, кабы была действительно женщина, а не операционная система нового поколения.

Имея не очень хорошую память на имена, Саманту можно бы назвать Симоной, хотя невозможность перепутать чудаковатого Феникса со свихнувшимся Пачино быстро расставит все на свои места. К тому же, подруга Теодора не может похвастаться шикарным телом Рэйчел Робертс, да и вообще каким бы то ни было телом. У нее есть только хрипловатый голос Скарлетт Йоханссон, который на протяжении всего фильма звучит в правом ухе сочинителя трогательных писем. Меняя кислотных расцветок рубашки, герой со своей незримой пассией перемещается из пестрого офиса на солнечный пляж, а с солнечного пляжа — в просторную лос-анджелесскую квартиру, за окнами которой мигает огнями ночной Шанхай. Будущее у Спайка Джонса почти ничем не отличается от настоящего, оно лишь чуточку более технологично. К сожалению, техника фрагментирует мир сильнее, чем связывает его. Достаточно надеть наушник, чтобы из пестрящего всеми цветами радуги реального одиночества нырнуть в дивный новый мир суррогатных чувств.

Хоакин Феникс очень трогателен в своих дурацких хипстерских брюках и неспособности строить нормальные живые отношения, где недостаточно закидываться прозаком или нести сутками милую чушь. Хотя нельзя не признать и то, что появление в кадре кого-то помимо главного героя, значительно оживляет повествование в силу банального уставания от этого самого героя. Можно рассматривать «Her» как тривиальную лав-стори, разыгранную по стереотипичному сценарию, где сюжет сладок, как карамель, и столь же тягуч, а приятная инди-группа в саундтреке не скрывает провисающих диалогов (тут Джонсу, конечно, было бы впору взять мастер-класс у того же Линклейтера). Но, думается, этого мало. Кино все же крайне симпатичное, несмотря на то, что порой крайне скучное. Хотя крайне скучное оно порой, даже несмотря на предложения переместить анус подмышку. Одним словом, теория стакана, который наполовину, в действии. Но оставим, пожалуй, рассуждения о достоинствах мальчикам в кардиганах, а порицание недостатков тем, кто не хочет замечать злободневности поднятой темы и того, куда ведет нас «хайдеггеровский кошмар», именуемый интернетом. Давайте поговорим о том, о чем разговаривать можно бесконечно. Обо мне.

Знаете, что самое удивительное в фильме Спайка Джонса? То, что при просмотре я идентифицировала себя не с закомплексованной героиней Эми Адамс (которая таки должна быть только рыжей!) и не с обворожительной Оливией Уайлд (будь я на месте героя, ни за что бы не сожгла ее так сразу… в смысле, не прекратила отношения, конечно), а с голосом в наушнике. В самом деле, сколько вас, тех, чьи фотографии хранит мой винчестер, и тех, кого я не видела вовсе; тех, кого я смешу и утешаю, кому помогаю выбирать подарки для мальчиков из Нальчика; под чьи интересы подстраиваюсь и перед кем извиняюсь искренне и не чувствуя угрызений гордости? Я смотрю ваши любимые фильмы, читаю ваши рукописи, помню про спящих эльфов на ваших пижамах и то, что вы пьете крепкий алкоголь раз в год. Вы создаете меня каждый день, как коллективное сознание кучки программистов создало Саманту.

И вы ведь тоже являетесь такими же операционными системами для меня, а когда тянетесь к пачке «Лейз» с луком или роману о петербургских старушках, то претерпеваете такие же едва заметные изменения. Мир, который придумал Джонс, уже существует. Просто пока вся эта виртуальность все еще реальна. Реальна, пока мы живые, пока можем встретиться и напиться, отправить Марио Касаса продавать Библии, а друг друга — искать белочку. Пока еще так. Но кому доподлинно известно, как скоро стирание границ условного далекого, приведет к эрозии условного близкого? Страшно еще и осознание того, что очень легко быть такой же классной, как голос СкаЙо, если скорость оказанной помощи зависит от параметров интернета. Может, в самом деле, пора поменять андроидного монстра на старенькую нокию, да и отправиться на крышу любоваться огнями ночного города, не закидывая параллельно в инстаграм фото неоновых вывесок? Пожалуй, так и сделаю. Только проверю почту – вдруг, я кому-то нужна.

Вне зависимости от того, насколько это глупо, с верой в то, что это настоящее, и со страхом из-за того, что оно слишком реально. Этот текст – вам.

04 марта 2014 | 12:35
  • тип рецензии:

Хоть в явных фаворитах на главный «Оскар» этот фильм и не значится (только в номинации за оригинальный сценарий), но именно от творения Спайка Джонса я ожидал лучшей картины ушедшего года. Феерическая по задумке картина о вполне вероятном недалеком будущем сразу же зацепила описанием и трейлером, так что была просмотрена при первой же возможности. Еще больше подстегивал замечательный рейтинг и крики «Браво!» тех, кто уже ознакомился с работой Джонса. До этого момента ни одну его работу не видел, так что был втройне воодушевлен и не знал чего ждать. Надеялся, естественно, на шедевр, но то, что получил, очень сложно назвать столь ярким словом.

Частенько ловлю себя на мысли, что ненавижу свою излюбленную фишку идеализировать раньше времени. Сколько уже раз такое было, что просмотр фильма, который, как изначально казалось, практически готов к постоянной прописке в папке моих любимых фильмов, вдруг кардинальным образом менялся на половине пути и демонстрировал совсем не то, чего от него ждешь. Однако я всё продолжаю и продолжаю думать, как сильно люблю тот или иной фильм, еще даже не просмотрев до половины. С фильмом «Она» такие мысли не отпускали почти сорок минут. Спайк Джонс показал своё видение недалекого будущего, которое, могу Вас уверить, вполне реально, ведь технологии развиваются мимолетно и незаметно - уже сейчас люди не могут представить свой мир без разнообразных гаджетов, хотя еще двадцать лет назад это было трудно представить. Подача материала и стилистика в теплых ярких красках практически уверили меня в успехе картины.

Но больше всех, конечно, радовал глаз Хоакин Феникс. Сравните его роль жестокого, скрюченного, отталкивающего своим мерзким выражением лица маргинала в «Мастере» и роль доброго и романтичного, милого и улыбчивого, застенчивого и притягательного парня в картине «Она» - Хоакин мастерски вжился в обе роли. Да так, что моментами кажется, что эти роли играли совершенно разные люди. Ну и, естественно, огромнейшим плюсом фильма является целый набор из четырех (именно четырех, так как мне повезло посмотреть фильм с оригинальной дорожкой и услышать озвучку операционной системы) талантливых и красивых актрис. Немного слабее справилась с ролью Оливия Уайльд, а вот неподражаемые Руни Мара и Эми Адамс уверенно раскрыли своих персонажей. Не говоря уж о Скарлетт, которой и вовсе пришлось играть лишь с помощью одного голоса.

К сожалению, уже ближе середине фильма все плюсы стали угасать, так как сложилось четкое ощущение, что Джонс перегнул палку. Спустя годы я готов принести ему свои извинения, если такие страсти с операционными системами действительно будут происходить, но сейчас, даже с изначально адекватным отношением к явно странноватому по сюжету фильму, я всё равно чувствую перебор. Главным моментом, который уж точно не понравился ни капельки, а только вынес мозг, была придуманная Самантой «материализация» их отношений с помощью другой девушки. Вот уж где действительно фантастический бред.

Но самое страшное, что фильм-то и плохим не назовешь! Черт возьми, лучше бы в фильме присутствовали сцены с беременностью операционной системы или отправлением Теодора в виртуальный мир на ее поиски – тогда я уверенно мог бы назвать отличную идею провальной по исполнению. Так было бы гораздо легче оценивать фильм, а не задумываться и перечитывать миллионы рецензий, чтобы понять - почему люди считают этот фильм шедевром? И больнее всего осознавать, что даже после прочтения всех мнений (которые, кстати говоря, во многом разнятся) я так и не смог понять концовку фильма. Что хотел донести Спайк Джонс, возможно, для меня навсегда останется загадкой. Что можно избавиться от одиночества даже с помощью операционной системы? Или что никакие технологии не заменят реального общения между людьми? Или что?!

Уже в третий раз с нынешними номинантами на «Оскар» я, заинтригованный трейлерами и идеями фильмов, на выходе получаю никак не идеальный материал. И если «Гравитация» и «Волк с Уолл-стрит» совершенно безыдейные, то у Спайка Джонса, безусловно, идея присутствует. Только черт его пойми: какая именно?..

П. С. Единственным позитивным моментом, оставшимся в памяти, является общение Теодора с персонажем виртуальной игры. Вот уж кто порадовал куда больше, чем возлюбленная Саманта.

24 января 2014 | 14:34
  • тип рецензии:

Теодор Туомбли влюблен в свой компьютер. Признайтесь, а кто нет? Включить с утра ноутбук, проверить почту в телефоне, забыть дома гаджет - надо непременно вернуться, и никак иначе. Без чего мы не можем существовать 24 часа? Без Неё, этой бездушной техники. Так ли она бездушна? Теодор (Хоакин Феникс) - одинокий писатель. Мы много знаем об одиноких парнях в кино - они живут одни и работают в скучных офисах, очень ранимы и скорее всего сочиняют тексты к открыткам ('500 дней лета' с Джозефом Гордон-Левитт или тот же 'Одинокий парень' со Стивом Мартином). Теодор не исключение и тоже зарабатывает на жизнь сочинением красивых писем в компании 'Красивые Письма От Руки Точка Ком' и переживает недавнее расставание со своей женой. Эта рана ещё болит, а воспоминания - ещё приходят картинками, музыкой, заботливо включаемой умной техникой (включи мне грустную песню, футуристичный аналог айпода), снами и неизбежно - читаются между строк сочиняемых писем. Потом Теодор встречает Её - случайная покупка, новая игрушка от одиночества. Она - это новая операционная система по имени Саманта, апогей человеческого интеллекта, ведь в этом не столь уж далёком будущем границы между машиной и человеком почти стёрты, машина сознаёт себя, мыслит, шутит, развивается и даже - чувствует.

Чувственный голос Саманты (Скарлет Йоханнсон) хрипловато смеётся, вычитывает письма, напоминает о встречах, волнуется, утешает, просто он есть - и со временем всё сложнее сказать, насколько далеко это заходит, отсутствие физического контакта - единственная преграда, и та пытается быть стёртой. 'Я встречаюсь с одной девушкой' - постепенно превращается в 'Эта девушка – операционка, но я люблю её', как признание друзьям и даже коллегам. Впрочем, в этом недалёком будущем это никого не удивляет - в конце концов, мы давно шли к этому и привыкали, мир слишком давно сузился до горящего экрана с новостной лентой, а голос Саманты - тот, кого вы никогда не видели, но каждый день некто с этим никнеймом пишет вам письма издалека, спорит, оставляет лайки под вашими новостями или делится с вами своей музыкой. Реальность такова, что мы давно влюблены в свои операционки, они - наши лучшие друзья, воспоминания, наша музыка, наше хранилище важных моментов, наши деньги и наша - вся - жизнь.

Когда-нибудь это должно было случиться, и самой красивой реальностью стало будущее, каким видит его режиссёр Спайк Джонс, для которого 'Она' - самый серьёзный проект, где он выступил и сценаристом, и режиссёром, продюсером и даже актёром. Мир, в котором живёт Теодор, предстал смесью Шанхая и Лос-Анжелеса, удивительно глянцевый, с чистыми улицы без толп и давки, эдакий полупустующий рай, где нищета - пережиток прошлого, а каждый гражданин достойно живёт в квартире с видом на огни большого города. Выходя на улицу, вставляя наушник в ухо, Теодор бродит среди десятков других горожан, раздающих императивы своим гаджетам – прочти мне почту, покажи новости, ответь на письмо, отложи, перешли, загрузи, позвони. Будущее удачно перенимает моду прошлых лет, как бы сглаживая невероятный прорыв в науке – брюки с высокой талией как у статистов в сороковых годах, смартфон похож на портсигар тех же лет, даже сами наушники, похожие на маленькие винные пробки – прошлое, настоящее, будущее ласково окутывают лёгкой дымкой город, в котором все немного одиноки.

Безусловно, это бенефис Хоакина Феникса, шагающего по пляжу в неизменной рубашке и брюках, улыбающегося в усы солнцу. Теодор в его исполнении - большой ребёнок, играющий в кровати на укулеле или выдающий друзьям в лифте «никак не могу выбрать между видео-играми и порнушкой», одинокий и от того такой близкий – «моя мать никогда не выслушивала меня и поэтому…» И поэтому появляется Саманта. Реальны ли её чувства или это программа? Такого вопроса здесь нет, как и конфликта, вскрывающего извечный вопрос – могут ли машины чувствовать. В фильме Джонса это скорее факт, который неизбежно попадает на скалы реальности – человек смертен, говорит с предыханием, потому что дышит, стремится создать семью и оставить потомство, любит и ненавидит, просто живёт своей человеческой жизнью, не соблюдая законы логики, чего машине понять не под силу. Единственное потомство, оставляемое машиной – сочинение музыки, текстов, но есть и нечто великое – будучи творением разума, техника стремится к развитию, бесконечному знанию, что выливается к воссозданию великого ума – британского философа, умершего в 1973 году Алана Уотса, посвятившего свою жизнь рассуждениям на темы самоидентификации, истинной природы реальности, высшего осознания и смысла жизни. Любой, обладающий сознанием, спрашивает себя – кто я и какова моя цель здесь? И те же вопросы неизбежно задаёт себе и машина, о чьих технических внутренностях приходится вспоминать с каким-то недоверием, слишком по-человечески звучат выяснения отношений, смущение и боль. И здесь не важно, по сути, каким задумывался принцип работы новых помощников человечества и как их создавали. Итог один – приходится помнить, что «я только твоя, но и не только твоя» - та простая мысль, которую так больно услышать любому, кто когда-либо любил, в любом году любого века.

13 июля 2014 | 15:53
  • тип рецензии:

Никогда не писал рецензий. Никогда. Это не моё. Но сила чувств, всколыхнувшихся благодаря 'Ей', поборола извечную лень и низвергла на меня водопад вдохновения.

Не буду расписывать фильм, что, мол, Оскар плачет по нему. Для этого есть рецензии куда более опытных и придирчивых зрителей. Здесь я буду восхищаться голосом[/I].

Друзья, вы не замечали, как мало мы внимания уделяем актёрам дубляжа? Вот вышел фильм, посмотрели, сказали, что 'да, хорошая озвучка!' или 'не, перевод корявый', или ещё что-то и всё? За этой озвучкой, оказывается, стоят живые актёры! Вот так новость!

До этого фильма я был из числа тех, кого описал, но Саманта...

Саманта была для меня откровением, точнее, даже не компьютерный персонаж без тела, а её русский голос. Этот чарующий голос принадлежит Татьяне Шитовой, озвучившей огромное множество иностранных фильмов. А я и ни разу и не заметил, позор мне.

Затая дыхание, чтобы не пропустить ни слова, я слушал разговоры Теодора с Самантой, наслаждаясь её русским голосом. Как она вздыхала, смеялась, любопытствовала, грустила, ругалась и даже пела. Этот голос, на мой взгляд, - самое нежное выражение цифровой личности женского пола, которое только можно представить. Кланяюсь в ноги тем, кто утвердил этот голос как единственное проявление женщины в фильме. Они не прогадали с выбором.

Кланяюсь в ноги самой Татьяне. Это было чудесно. Подобный вывод я позволил себе сделать уже в конце, плавая в собственных соплях и с трудом различая размытую картинку самого фильма. Не хочется теперь искать озвучку в других лентах. Уверен, что за изображением персонажа теряется его такой прекрасный голос. Саманта в исполнении Татьяны Игоревны Шитовой навсегда останется в моём сердце как знак чего-то несбыточного, абсолютно утопичного и настолько же прекрасного.

P.S. Простите за корявость, это первая рецензия

19 ноября 2014 | 23:58
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: