К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Какой выбор у свежеиспеченного выпускника Гарварда конца 60-х: стать клоном своих обеспеченных, респектабельных родителей? Или может быть, стать хиппи, отрастить длинные волосы и протестовать против войны во Вьетнаме?

О, нет, Бенджамин не готов ни к тому, ни к другому, поэтому выбирает третий вариант. Не отказываясь от папиного подарка – шикарной «Альфа-Ромео»– он пытается тихо бунтовать, позволяя соблазнить себя миссис Робинсон, «самой привлекательной из всех знакомых родителей» (с). Не находя себя в мире взрослых, и в то же время, плывя по течению, Бенджамин не понимает, что сам погружается во взрослые, пока еще ненужные ему проблемы.

И вот здесь то, по иронии судьбы, в лице Элен – дочери миссис Робинсон, к нему приходит настоящая Любовь, за которую действительно стоит бороться.

Блестящий дебют в кино Дастина Хоффмана, проникновенная музыка Саймона и Гарфункеля, знаменитые цитаты, яркие краски калифорнийской природы, запоминающаяся навсегда финальная сцена. Что еще нужно киноману?

«Выпускник» - прекрасный, очень нежный и ироничный фильм, который обязательно стоит посмотреть! И он никогда не потеряет своей свежести и актуальности, потому что он так же вечен, как молодость!

10 из 10

25 мая 2008 | 21:42
  • тип рецензии:

Довольно неординарный, но очень приятный фильм.
Я безмерно рад, что мне представилась возможность познакомиться с первой работой в большом кино глубоко уважаемого мною Дастина Хоффмана.
Шикарный дебют в отличной кинокартине!

Что же такого хорошего в «Выпускнике»?
Отмечу основные моменты, но чтобы получить полное представление о фильме — просто надо его найти и посмотреть.

Во-первых, это стильная, с множеством оригинальных операторских приемов, оскароносная постановка Майка Николса. Фильм смотрится очень современно, и если бы не молодой Хоффман и различные атрибуты (машины, одежда) того времени — ни за что не дал бы картине 40(!) лет.

Во-вторых, это актерское трио: сначала Хоффман и Бэнкрофт, затем Хоффман и Росс. «Человек дождя» в роли 21-летнего юноши довольно убедителен (не смотря на свои 30 лет на момент съемок). Дамы же, превосходно его дополняют.

В-третьих, это песенно-музыкальное сопровождение от Саймона и Гарфункеля, которое не знакомо только уж совсем юному зрителю или инопланетянину какому-нибудь. Сложно не испытать никаких чувств, услышав во время просмотра строчку из песни (приведенную в заголовке моего отзыва).

А еще в «Выпускнике» редкий, но меткий юмор…
А также великолепная концовка!

03 сентября 2007 | 15:41
  • тип рецензии:

Как не странно, но уже более сорока лет по меркам нашего мирка прошло со времен этой идеалистичной и маститой киноленты. Актеры состарились, некоторые из них покинули нас, времена разительно изменились. Сменились целые эпохи, как и у нас, так и в США, выраженные в стилистике каждой декады.

Сильно утрированно: 60-е с духом «раннего Форреста Гампа», Джимми Хендрикса, хиппи и Вьетнамской войны; 70-е с Грязным Гарри, прическами афро, клешами и помешательством на Сан-Франциско; 80-е с кокаином, Майами, клубными вакханалиями и дикими оргиями, еще не знавшими СПИДА; 90-е с всепоглощающим, временным концом диссонанса, который у нас устаканился только под завершение десятилетия («масс-медиа» окончание Холодной войны, падение СССР), дальнейшее развитие музыки всех современных направлений, публичное рождение районов гетто в частности Лос-Анджелеса и популяризация рэпа. И наши родные 2000-е, которые вот-вот улетучатся с последними песчинками этого года мира нового тысячелетия. Стоит ли говорить, что с эпохами изменялся и синематограф.

А время все летит. Оно неумолимо. Закрываешь глаза за сумеречными очками под покровом всепроникающего солнца, застилающего своими огненными крыльями кристальную водную поверхность бассейна. Солнечная рябь и слепота неведома, пока не приоткроешь занавес, и лишь, когда придется это сделать, блики, резко кольнувшие зрительные органы, обездвижат и опустошат. Предпочтительно этого не хочется. Лежишь себе на воздушном матрасе, неспешно потягиваешь май-тай, свободной рукой пробуешь теплую воду, а глаза закрыты вдвойне за темными линзами и собственными веками, что кажется именно в этот момент все время остановилось. Не ты узник времени – оно работает на тебя, потому что это центр мира, твоего мира. Ты центр мира. Однако это лишь зрительный обман воображения, фальсификация, неправда.

Но у Бенджамина есть для этого повод. Он молод, красив, обеспечен родителями новомодным, дорогостоящим Поршем (по иронии время только подлило такой машине бешеную, раритетную цену), он только что с отличием закончил престижный колледж и не знает, что делать дальше. Да и, в конечном счете, ему ничего делать и не хочется. Но главный резон – это миссис Робинсон – красивая дама средних лет и общий друг родителей вместе с ее добропорядочным, респектабельным мужем, который для миловидного парня постоянно напоминает о существовании хорошенькой дочери, приезжающей не так скоро. Надвигается роман?

И да, и нет, а заодно еще и все наоборот в перечеркнутой перспективе. «Нет», потому что Бен дни напролет снимает недорогой номер в гостинице и таит один секрет на пару с миссис четы Робинсон, ставший для обоих весомой ношей, для кого-то больше, для кого-то меньше. «Да», потому что он любит ее дочь Элен. Он с удовольствием бы отмотал стрелки времени назад и с прежним задором и неуверенностью прошел то, что было ему предначертано другой линей, тот путь, к которому он был так близок на развилке. Тик-так, тик-так, тик-так…

Но теперь он изменился: напыщенная самоуверенность, отсутствие желаний, мертвая отчужденность, захватившая его в свои объятия вместо не искоренившегося до конца, глубочайшего страха за будущее в туманной пелене. И все до появления Элен преобладает над смелостью. Тик-так…Смелость нашлась вот так.

Кому-то не придутся по вкусу здешние распри, что, мол, слишком надуманные проблемы у непритязательного паренька, вроде «сам виноват», кому-то покажется странным, что тридцатилетний Хоффман спринтует тут в роли двадцатилетнего, неуверенного юноши, а кому-то и здешняя история, абсолютно лишенная смысла, как кто-то скажет, не угодит. Теперь представьте, что вы сделали ту же ошибку, что и главный герой. Как незадачливый анекдот про одинокого мужчину за тридцать с дочерью-подростком, встречающегося с девушкой, которая на первое сентября ему говорит: «Подбрось меня в школу». А в ответ типично-опущенное до пола, мужское: «Клянусь, она выглядела, как восемнадцатилетняя… минимум».

Это кино даже не из раздела с наклейкой на пыльном кассетном ящике «так сейчас не снимают». Теперешний зрительский мэйнстрим, большинство из которого уже и не помнит любимые чистой детской любовью стеллажи с VHS, разбавленные приятной консистенцией и наличием B-movie, почти не обращается к такой классике. Это, грубо и упрощенно говоря, версия «v.-2.0» цветного кино в его сильнейшем рассвете второй половины 20-го века из того же место и времярасположения, что и миловидные фильмы-дуэты Ньюмана и Редфорда и похождения Шона Коннери в роли Бонда. Властвует не время, хотя оно хладнокровно тикает, ни разу не моргнув на своих заключенных. Дело тут куда интимнее как для кинематографа, так и для основополагающей стержень картины эпохи. Здешняя пленка, как смелая революция, настоящий прецедент-первопроходец, не зазывающий на перерождение всего шифрованного в зазеркалье, а тихо и мирно отражающий всю энергию на ее источник. Стереотипно вклинивающийся в свою историю, коей современником является «Выпускник», он органически и, надо признать, мастерски рисует жизнерадостную картину, в самом сердце которой поселилась гниль – паразит, существование которого до этого все боялись признать, хотя и знали о нем.

60-е здесь, как переходной этап для следующей стагнации, клинического застоя, на который обречены все. Такой вот своеобразный упаднический модерн давно минувших лет. Послушайте слова адаптивных песней известного дуэта Simon & Garfunkel, написанных специально для этого вроде бы не критически серьезного фильма: дано только пережить это, каждому по-своему, но после любой революции (будь то революция всего социума или всего лишь революция одного разума) есть спад, чудовищное будущее, на рысканье о котором обрекает собственное сознание. Бенджамин – беспрекословный их слуга, прислужник своих иллюзорностей.

0:12 ночи. Время все идет, а глаза уже немного воспалились от пристального внимания к белоснежному полю на экране монитора. К тому же хочется спать. Бен уезжает на автобусе неизвестно куда, но он не один. Изменится ли он, каким будет? Том из «500 дней лета» смотрел именно этот фрагмент в своих печальных думах романтического неудачника. Будущее неведомо. Однако за прошедший год лишь в трикотажных «Хранителях» (Simon & Garfunkel играют, когда хоронят Комедианта) это – проблема будущего, покрытая мраком неизвестности, - витало в идеализированном лепете и бормотании синего полубога. «Ничего не кончается». Только подумал об этом, и уже 0:19. И это как в песне Боба Дилана «The Times They Are A-Changin'» оттуда же. Но на что я повлиял, что изменил в мелочности своего охвата? Самая злая шутка в интерпретации слов певца – «changin'» он произносит сходно «rechangin'». Устой времен и принципы, на которых взаимодействует мир, не меняются, они лишь сменяются. И не хочется заканчивать в своем повторе «тик-так» рецензию, но слов больше нет, все тщетно пустело, как прошлое в виде ненадежных воспоминаний. Ой, посмотрел на часы – уже 0:23, 30 декабря 2009 года по московскому времени. Тик-так, тик-так, тик-так…

И все мы выпускники своих жизней.

30 декабря 2009 | 00:23
  • тип рецензии:

Ознакомившись с культовой картиной 'Выпускник', второй режиссерской работой Майка Николса, едва ли я смогу внятно ответить на вопрос, о чем она.

Итак, Бенджамин Брэддок в свои двадцать блестяще окончил колледж и понятия не имеет, что делать дальше. Безбедное будущее со всеми комплектующими благодаря обеспеченным родителям и хорошему образованию Бену гарантировано, но он все же боится пойти не той дорогой и потерять себя. Именно в таком состоянии, терзаемый внутренними дилеммами, Бен сталкивается с сексуальным напором со стороны миссис Робинзон - разочаровавшейся в жизни замужней женщины бальзаковского возраста. Сталкивается, поддается и проводит следующую часть экранного времени в любовных утехах.

И тут вроде все ясно: кажется, лента в преддверии сексуальной революции поднимает вполне актуальную проблематику. Но вдруг действие внезапно скатывается в обыкновенную молодежную сказку о 'любви вопреки'. Бен знакомится с дочерью миссис Робинзон, Элейн, в которую едва ли не сразу же влюбляется и решает просить её руки. Миссис Робинзон от такого расклада дел не в восторге. Она заявляет, что подверглась насилию со стороны Брэддока. Но её дочь это не особенно волнует, поэтому дальше Элейн и Бен преодолевают все тернии на пути к звездам, точнее, к хэппи-энду.

Если какая-то логика в сценарии и присутствует, то мне её уловить не удалось. Все персонажи, как на подбор, кажутся картонными. Они произносят заученные фразы, чтобы сюжет развивался в угоду замыслу сценариста, но причины их поведения покрыты густым туманом. Каким образом, к примеру, Бенджамин в исполнении Дастина Хоффмана из зажатого, стеснительного и очень правильного паренька превращается в героя-любовника, готового рвануть на край света, чтобы сорвать чужую свадьбу? Но наиболее сомнительным персонажем оказалась Элейн, чья мотивация мне вообще непонятна. Почему она приходит домой к человеку, который, как она считает, изнасиловал ее мать? Почему она направо и налево раздает свои руку и сердце? Да и никаких пылких чувств к Бену у нее мной замечено не было. Но тут дело в том, что актриса, сыгравшая Элейн, честно говоря, не особенно утруждалась.

Впрочем, не все так плохо, как сценарий. Главное преимущество ленты - молодой Дастин Хоффман, ставший здесь и черепахой, и слонами, и китами, на которых она держится. Понравилась также работа Энн Бэнкрофт, сыгравшей миссис Робинзон. Важным элементом картины является замечательный саундтрек от небезызвестных Пола Саймона и Арта Гарфанкела, придающий ей характерный шарм с оттенком легкой меланхолии. Также с можно отметить операторскую работу. Парочка из использованных в 'Выпускнике' приемов, которыми современного зрителя, разумеется, не удивишь, в славном 67-ом, возможно, были необычными.

Но за что же 'Выпускник' получил такие высокие рейтинги?

08 июля 2013 | 12:57
  • тип рецензии:

Это не кинокартина в обычном понимании слова. Жанр фильма можно определить как 'Социально-музыкальная драма'. Чтобы смотреть этот фильм нужно знать, что за музыка играет в его течение. Надо знать, что это за поэт - Пол Саймон и о чем его песня Sound of Silence, которая звучит в ленте 3 (!) раза - в начале, в середине и в конце.

Это песня о том, что человек в современном мире изо дня в день делает одинаковые вещи, испытывает одинаковые чувства, проживает одинаковую жизнь. В этом мире нет места настоящему звуку - только тишина. Тишина растет, как рак.

Но есть место в этом мире для звука. Стоит только захотеть, разжать губы и произнести его, протянуть руку и - это будет свобода. Ты вырвешься из шаблона.

Об этом повествует фильм Майкла Николса. Он схематичен, так как не описывает жизненные переживания героя, крупным планом - поступок. Тот самый, который способен разбить барьер тишины. Поступок неважно кого, неважно какой, но только - громкий, масштабный, потрясающий все общественные устои.

Такой, который способен придать осмысленность жизни.

Фильм заканчивается, казалось бы там, где должно начаться самое интересное - как двум влюбленным выпутаться из капкана жизни? Но это уже не интересует режиссера. Закончился поступок - закончился фильм.

Поклоны Хоффману, Николсу и Полу Саймону.

10 из 10

19 июля 2009 | 19:09
  • тип рецензии:

Именно 'Выпускнику' пришлось стать манифестом «Нового Голливуда», расправившего плечи после отмены цензуры. Хотя первоначально невозможно было даже представить, что по одноименному и, в общем-то, проходному роману Чарлза Уэбба можно снять кино, которое буквально разбудит Америку.

Однако, бывший театральный режиссер Майк Николс (этнический русский еврей Михаил Пешковский), всего лишь годом раньше успешно дебютировавший в кино с перенесенной на экран собственной театральной постановкой 'Кто боится Вирджинии Вулф?', смог превратить проходную литературу в фильм, оказавшийся в итоге одним из главных достижений американского кино.

Бенджамен Брэддок, единственный отпрыск состоятельной семьи, возвращается после окончания колледжа домой в Лос-Анджелес. На первой же вечеринке, устроенной в честь его приезда, Бена соблазняет миссис Робинсон - подруга и ровесница его родителей. Однако эта связь, начавшаяся как забавное сексуальное приключение, постепенно превращается для Брэддока в своеобразную повинность.

Используя Бена как своего рода сексуальный станок, неудовлетворенная и спивающаяся вамп, реабилитирует себя таким образом за неудачное замужество. Несмотря на радужные перспективы по части карьеры, гарантируемые тесными отношениями с миссис Робинсон, Бенджамен все сильнее хандрит и избегает общества нужных людей, сделанных, по его представлению, будто бы из пластика. Именно с этим перспективным для бизнеса материалом рекомендует Бену связать профессиональное будущее один из друзей семьи.

Каста хозяев жизни, совращающих и соблазняющих Бена не только телесными наслаждениями, но и перспективами безмятежности и благополучия, в конце концов, выводит его из состояния молчаливого смирения. В собственный день рождения, в присутствии многочисленных гостей, Бенджамен совершает «безрассудный поступок»: ныряет на дно бассейна в подаренном ему костюме аквалангиста и до последнего вздоха держится под водой, дабы как можно дольше не видеть и не слышать присутствующих. Так конфликт поколений обретает выражение неосознанного молодежного бунта. Проще говоря: 'простодушный' начинает показывать зубы.

Познакомившись однажды с Элен, дочерью миссис Робинсон, Бен предлагает ей руку и сердце, но в ответ получает яростное сопротивление своей великовозрастной любовницы, тут же решившей отдать дочь замуж за любого другого кандидата.

В 'Выпускнике' просматривается перекличка со знаменитой повестью Джерома Дэвида Сэлинджера 'Над пропастью во ржи', главный герой которой, Холден Колфилд, не любил мир взрослых примерно за то же самое, что и Бенджамен Брэддок. Несмотря на внешнюю «игривость» картины, аналогии и «тревожные подтексты» присутствуют здесь едва ли не в каждом кадре.

'Выпускник' открыл миру актера Дастина Хоффмана, ставшего благодаря этой роли символом для американской молодежи, почти таким же, каким были для нее в 1950-х Джеймс Дин и Марлон Брандо. Хоффман обставил на пробах многих талантливых конкурентов (среди них были и Йон Войт, и Роберт Редфорд) и проявил себя как яркий острохарактерный актер. Его Бен оказался импульсивным и неуравновешенным, настырным и отчужденным, робким и решительным, беспечным, веселым и инфантильным одновременно.

Но воистину триумфальным оказался успех «Выпускника» у зрителей: $104 млн, собранных только в Северной Америке, по курсу 1967-го не так уж и много уступают показателям «Титаника» в 1997-м.

12 июля 2012 | 21:00
  • тип рецензии:

'Выпускник' - безусловно, кино с культовым статусом у себя на родине, кино давшее сильнейший толчок блестящей карьере Дастина Хоффмана, кино собравшее в одном американском прокате столько, что и сегодня некоторые боевики 'без закидонов' позавидовали бы подобного результату.

А теперь по порядку. Естественно, о ком еще говорить в рецензии на фильм 'Выпускник' если не о Дастине Хоффмане? На экране он выглядит превосходно(наверняка, и в жизни не хуже), этакий стопроцентный экстракт мужественности, который нужен фильмам всех времен. Наверное, это заметил и режиссер, взявший уже немолодого актера на роль двадцатилетнего парнишки. В этом фильме можно было просто показывать, как Дастин Хоффман с пронзительно-выразительным лицом едет по эскалатору и прокручивать песню «The Sound Of Silence», хоть все 106 минут фильма... и все - шедевр готов.

Но нет, выдающийся американский режиссер Майкл Николс пошел дальше! В результате совместных трудов получился фильм идеальный по всем параметрам: звук, картинка, сюжет, актеры и все остальные компоненты фильма.

Сюжет ведет нас по отрезку жизненного пути молодого человека, 21 года отроду. После успешного окончания колледжа он возвращается домой, чтобы отдохнуть, набраться сил и продолжить восхождение по социальной лестнице. Он знаем сам, что если все пойдет по тому пути, который избрали его родители для него, то его будущее будет безбедным, когда-нибудь он купит себе мечту любого американца - 'Кадилак' и будет сидеть в каком-нибудь небоскребе в Чикаго, Лос-Анжелесе, либо Нью-Йорке, занимая свой досуг приятными занятиями, вроде гольфа или бриджа.

Но в молодом прилежном парне из типичной буржуа-семьи зреет протест. Перспектива пойти по дороге шибко накатанной другими поколениями пугает Бенджамина(так зовут нашего героя), все от него чего-то ждут, даже самолеты ждут скорейшей с ним встречи. Он понимает, что не похож на своих родителей и их друзей, он человек совершенно другой эпохи и мировозрения. От одной мысли о том, что в общем-то все твое будущее за тебя решено приводит в страх, порождает чувство безысходности, желание что-то изменить, поэтому Бенджамин днями напролет «отмакает» в бассейне занимаясь 'ничегониделанием', именно к такому состояния иногда и приводят подобные чувства. А первый диалог между Бенджамином и его отцом, насчет будущего Бенджамина, впал мне в душу и пополнил мой цитатник фильмов.

И вдруг появляется та, что вытаскивает молодого Бенджамина из рутины жизни, та, в которую он влюбляется. Найдя свою любовь, он крепко держится за чувства и человека, которого так сложно найти, и несмотря на перепетии и козни судьбы, он не отступается от своей возлюбленной.

Тут и разыгрывается настоящая драма нежных чувств. Драма двоих людей словно опередивших своё время, 'шекспировские' люди не от века сего. Особенно это проявляется уже ближе к концу. А поступок на свадьбе, когда уже обвенчавшись с одним она бросает своего суженного(который, наверняка, сам женился не по большой любви, так как за ним не было замечено, чтобы он следовал главному правилу влюбленных - 'с любимыми не расставайтесь', в отличие от Бенджамина) ради любимого, совершенно противоположен поступку пушкинской Татьяны ('но я другому отдана и буду век ему верна'), и тому поступку, который должна была совершить дочь ханжеского семейства американских мещан.

Разумеется подобный поступок осужден со стороны общества, взять хотя бы последнюю сцену, где молодая пара уже не так уж и рада своему необдуманному(но не обязательно неправильному) выбору. В мире, в котором родились и выросли Бенджамин и Элен, очень сложно сделать двоим что-то новое и по-другому, свобода выбора лишь на бумаге, на деле же стены! Осуждение самого лучшего, вечного, делая его грязным, вредным, пошлым, из ряда вон выходящих. Сфера, где выйти замуж положено лишь для укрепления партнерских отношений и по принципу 'деньги к деньгам' или если подруга 'залетела'.

Наверное, лучшая трагикомическая мелодрама за всю историю кинематографа(ну, по крайней мере за всю историю моего киномира). Как же я соскучился по этому словосочетания, произносимому по поводу фильма - 'Это гениально!'

10 из 10

14 января 2010 | 02:44
  • тип рецензии:

Самое странное в «Выпускнике» - это, наверное, то, что фильм, со всей его глубиной и вдумчивостью, очень недалеко ушел от молодежной комедии. Более того, если смотреть только на первый смысловой пласт, то оно так и есть. А вот идущих дальше встретит Николс-циник: и это разит больше всего. Опустошающая сила «Выпускника» спрятана под маской кино местами очень милого и даже забавного и действует на уровне эмоциональной подоплеки. Свой вклад в это вносит в первую очередь то, что на распутье бывали, наверное, все и, поэтому, обеспокоенность Бенджамина вмиг чувствуется зрителем. Здесь есть пустые грустные глаза, смотрящие куда-то в стену, в которых моментально видишь себя, как в зеркале. Работа Николса о противостоянии системе: и интересно, что если в 1955-ом молодежным манифестом был «Бунтарь без идеала» с манерным закатыванием глаз, пистолетами под подушкой и «стрелами» за обсерваторией, то здесь ничего такого не будет. Абсолютная праздность, остановка на жизненном пути, когда не хочется ничего, что от тебя требуют противные престарелые яппи. Николс противопоставляет одноэтажной Америке, целиком и полностью оформленной в частную собственность, свежий взгляд: взгляд свободный.

«Выпускник» стал культом не только из-за того, что близок каждому по содержанию, но еще и из-за внимания режиссера к форме. Из, по большой части, камерного сценария Майк Николс делает своего рода визуальное торжество красивых пейзажей, причудливого монтажа, интересных планов. Усложненная форма просто замечательно смотрится с многоуровневым содержанием – не обязательно осознавать идейную составляющую фильма, чтобы просто любоваться тем, как его Бенджамин Брэддок видит мир, как воспринимает происходящие с ним странные события. Целостность «Выпускника» как готового кинопроизведения (можно, пойдя дальше, сказать «произведение искусства») действительно поражает – глубина содержание здесь соседствует с художественностью формы, где и натурные съемки, и проникновенно-меланхоличные глаза Дастина Хоффмана, и четыре песни от Simon and Garfunkel, которые уже давно живут своей жизнью, но фильм дополняют фантастически органично. В их исполнении, староанглийские баллады смешиваются с неоамериканскими и играют на фоне какой-то особенной реальности. Реальность эта в голове Бенджамина Брэддока – Николс снимает от первого лица, помещает зрителя в подводный скафандр к главному герою, на переднее сидение его машины. Ли(ри)чный взгляд режиссера в том, что он не стесняется быть пристрастным, жутко субъективным, перекренивая весы системы персонажей в одну сторону.

Камера в 'Выпускнике' очень любит кадры кабриолета главного героя, что есть свобода внешняя, но главная свобода фильма – свобода от общества. «Выпускник» - чистейший гимн индивидуализму. Люди встречаются, люди влюбляются, зря. Неизвестно, пытается ли Николс обвести зрителя вокруг пальца, или что другое. Просто на определенном этапе он доводит действие до статуса «театра абсурда», где молодежь исступленно орет, а взрослые фальшиво кривляются – даже настолько, что это можно принять за пародию на старомодный ромком. Но все это происходит ради одной лишь мысли, ради вывода, к которому авторы приходят в итоге. Желтый автобус едет вдаль, одиночество закольцовывается песней «The Sound of Silence», эмоции новоиспеченных Ромео и Джульетты в рассинхроне, и за простой, заезженной формулой, прячутся неутешительные выводы. Любви нет. Ее нет хотя бы потому, что тогда одиночество не было бы столь упоительным. На уровне идеи Николс разом перечеркивает все романтизм и сентиментализм, превалирующие в форме. То есть стоит разделять условно основной инстинкт (coo coo ca-choo, Mrs Robinson) и индивидуализм как высшую форма проявления себя. Любви нет: издевательски поэтичные кадры удаляющегося свадебного автобуса уходят в темноту.

09 ноября 2013 | 19:05
  • тип рецензии:

Давайте сразу расставим все точки над i. Фильм «Выпускник» создавался в 1960е. То, что как мы смотрим на него сейчас, сильно отличается от оценки того времени. Это стоит учитывать.

Да, это стоит учитывать, ну хотя бы потому, что можно сказать: да идея-то для нас, мягко говоря, не нова. Парень Бенджамин Брэддок, закончивший колледж, но совершенно незрелый, приезжает на лето домой, где восторженные, прямо-таки карикатурные (что не умаляет их жизненности) мамочка и папочка хвастаются всем родственникам достижениями чада, весело празднуют его 21й день рождения (на котором не было, заметьте, ни одного его друга) да и вообще всячески стараются показать, что для них он все еще малыш Бен. Дальше начинается его становление, мужание, созревание, в общем, он во всех смыслах становится мужчиной. Это происходит благодаря некой миссис Робинсон, приятельнице семьи, знающей Бенджамина с пеленок (быстренько сосчитаем, сколько ей лет).

С ней он выкурил свою первую сигарету, что несколько наивно в его собственных глазах должно, видимо, выглядеть поступком, с ней он, похоже, впервые целуется, и уж точно впервые занимается любовью. Бенджамин ведет прекрасную раскованную жизнь, и его сложно в чем-либо упрекать, я прекрасно понимаю, что он имел ввиду, говоря: «После выпуска я не мог избавиться от желания грубить всем». Он с присущим только молодежи максимализмом понимает, что и в университет не очень теперь хочется, и вообще вся его жизнь «пустая трата времени, она не стоит ничего».

С миссис Робинсон в фильм вводится, хоть и несколько поверхностно, еще одна сюжетная линия: несчастный брак красивой и интересной женщины, которой просто немного не повезло когда-то в юности. Это один из тех браков, которыми не живут, а существуют. Вроде, и расходиться смысла нет, и радости супружеская жизнь давно не приносит. Мне кажется, фильм ограничивает только название, иначе все можно было бы повернуть чуть под другим углом и назвать картину “Mrs. Robinson”.

Добивает миссис Робинсон осознание того, что она, сделав все для становления и формирования Бенджамина, оказывается не у дел, и он обращает все свое пылкое юношеское внимание на ее прекрасную дочь Элейн. Здесь начинается следующая линия борьбы Ромео за руку чудесной Джульетты из рода Капулетти.

Конец… открытый, как ни крути, я бы сказала. Поведение героев показывает, что они сами не знают, к чему их приведет сложившаяся ситуация, да даже куда едет этот автобус…

В общем, «где-то мы это уже видели». В эти моменты я очень люблю напоминать зрителю: дружок, ты дитя 21 века. Ты видел уже сотни фильмов. За плечами у режиссера этого фильма был опыт очень юного большого кинематографа. Так что сразу понимаешь, что и сюжет нов, даже провокациен, а то, как картина снята, даже сейчас у меня вызывает бурный восторг. Кадры, переплывающие друг в друга, означая смену сцен – великолепная находка режиссера. Понимаю, что если бы такой прием использовался слишком часто, он быстро бы надоел, но его так немного в кино сегодня, что, мне кажется, его недооценили. Особенно мне нравится кадр, в котором Бенджамин из бассейна попадает в кровать к миссис Робинсон.

Отдельное спасибо за шикарную музыку Simon&Garfunkel, это еще одна режиссерская находка, Майк Николс был в то время в таком восторге от группы, что саундтрек хотел только от них. Так что и классическая The Sound Of Silence в самом начале фильма, и любимая Mrs. Robinson, которая в фильме появляется в несколько иной, чем известная нам, форме, и прочие мелодичные хиты группы прекрасно дополняют картинку.

Хочется сказать, что иногда нам просто не хватает некоторой чистоты и невинности сознания, чтобы смотреть старое кино. И не стоит мудрствовать лукаво, давая подобным картинам оценку. В конце концов, можно посмотреть на него как на вневременную картину о возмужании, которая, в моем понимании, даст фору многим современным работам на эту тему. Фильм чудесный, знаковый, это прорыв в кинематографе. Здесь есть, над чем улыбнуться, есть, над чем подумать (очень уж меня трогает судьба этой несчастной женщины миссис Робинсон и интересует дальнейшая судьба героев, которая, в моем представлении, на самом деле обречена), есть, на что посмотреть и что послушать.

25 августа 2012 | 11:26
  • тип рецензии:

С первого, не самого пристального, взгляда разглядеть весь смысловой посыл ленты «Выпускник» довольно таки проблематично, потому как за всей меланхоличностью повествования, за бесконечными терзаниями героя нет, возможно, ничего важного. Однако именно фактор сложного восприятия, понимания картины влияет должным образом на настроение, которое создается благодаря этой неопределенности, смятению. Зритель как будто бы погружен в транс: его не волнует то, что происходит вокруг – повествование цепляет так, что оторваться не столько не хочется, сколько просто невозможно.

Отсюда и обоснованный интерес, эмоциональное сопереживание герою, которого жаль априори – каким бы грубым он не казался снаружи, внутри него сидит все еще школьник, который не знает, как дальше жить. Вот и подходящее название – «Выпускник» - лишний раз подтверждает тот факт, что каким бы взрослым он не пытался быть, это всего лишь тщетные попытки, нужные для отвода глаз окружающих людей. Герой подавлен, смущен, загнан в тупик. У него нет идей, у нет будущего, которое он сам хочет, у него нет, в конце концов, смысла жизни.

Как бы претенциозно это ни звучало, но «The Graduate» - это не что иное, как притча. Притча о смысле жизни, притча о том, как сложно его найти. Немногословность, с помощью которой достигается почти ошеломляющий эффект, и композиция «The Sounds of Silence», написанная, что примечательно, под впечатлением от убийства Джона Кеннеди, не в меру метко подчеркивают неопределенность настроения самого фильма, а строчка из этой песни пытается донести до зрителя одну простую истину, известную всем, но чуждую многим. «People talking without speaking» - по-другому никак.

11 августа 2011 | 11:52
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: