Такое интересное кино, которое вроде как — самостоятельный сольный проект про захватчиков инопланетян, на 2 часа хронометража, а с другой стороны — выглядит как предпоследняя серия сериала в концовке сезона. Почему? Расскажу далее без спойлеров к сюжету.
На самом деле, фильм стартует из ниоткуда и повествует вникуда. Короткое вступление в самом начале, которое описывает ситуацию намного хуже, чем разъясняет всё то же самое официальная аннотация. Мы знакомимся с героями по ходу пьесы, при том за каждым из них весьма большой бэкграунд событий, будто бы показанных и рассказанных в предыдущих сериях сериала, которые ты просто не видел, а тут вот включил телек — и зацепился глазом, и пытаешься понять, кто, с кем и зачем. При том судьба некоторых персонажей непонятна априори, их ввели из ниоткуда и забросили, уведя в никуда. Для примера — хотя бы появившийся в начале белый укуренный друг нашего геройского молодого афроамериканца.
Вот если бы Битва за Землю был на самом деле сериалом, и это была 19-я серия из 20 в первом сезоне — то да, всё было бы роскошно. Все персонажи были бы уже раскрыты, их цели и мотивы — понятны, и вот она уже, финализирующая сезон концовка, даже с сюжетным твистом, идеальным для сериала, после которой в 20-й серии лишь останется законсервировать итоги. Но нет, это сольный фильм, без внятной завязки и с размытой концовкой. А вот неплохо было бы Netflix сериал по мотивам воссоздать. Может получилось бы что-то годное.
В целом, если любите вникать в суть дела на ходу, в том числе смотреть сериалы с середины сезона — фильм может быть и понравится. В своём локальном отрезке динамика и сюжет вполне насыщенные. Но дико не хватает предыстории и какого-то постфактум. Поэтому впечатления от фильма категорически смазанные. И по ходу просмотра возникает слишком уж много непоняток: кто это такие, зачем они, откуда и куда, почему и для чего. Даже с инопланетянами сложно разобраться, хорошие они ребята (установили закон и порядок для всех) или плохие (все ресурсы выкачивают, всех насмерть убьют). Вот сидите и додумывайте сами. Нравится этим заниматься — велком на просмотр. Не нравится — посмотрите какой-нить сериал на эту же тему. Или Район 13 хотя бы пересмотрите. Там внятнее.
Фильм слишком сложен для той темы, на которую он снят. Фактически, это - артхаус. Когда нас зовут на фильмы об инопланетянах, на фильмы о сражении землян с пришельцами, мы сразу же воображаем и ждём кино голливудское. Мы ждём голливудское зрелищное кино. Голливудские сценарии-погружения. Продуманные персонажи, чётко распределённые детали и пейзажи, служащие отвлечением глаза, отдыхом. Это сражения, взрывы, множество драк с пришельцами. И конечно, голливудское кино об инопланетянах - это сами инопланетяне, гигантские красивые существа. Это дорогие спецэффекты. Это много-много кадров, показывающих их корабли и их технику. Это может быть стандартный большеголовый гуманойд, или нестандартный Чужой кисти Рудольфа Гайгера. При таком эпическом названии, ждёшь именно голливудский набор голливудского кино.
Но в этом фильме нет ничего голливудского. Здесь нет звёзд первой величины, и даже второй величины (Джон Гудмен, как мы понимаем, давно забыт в Большом Голливуде).
Зато есть собственный язык - этот язык выстроен из видеоряда и звука, которые подчинены ритму. Мы приходим в кинотеатр, думая, что нам представят красивый и привычный фильм о борьбе землян и гуманойдов. Увертюра в виде сцены в тоннеле даёт нам надежду и ещё какую - сцена страшна. Далее на начальных титрах нам поясняют, что случилось - инопланетяне, называющие себя (или называемые) законодателями захватили Землю и выкачивают из неё ресурсы, отправляя на свою планету. Но существует сопротивление.
Некоторое время мы будем погружаться в состояния героев - это и герой Джона Гудмена, который борется с сопротивлением, и два брата - старший и младший, находящиеся в сопротивлении и готовящиеся к чему-то загадочному, видимо, к той самой битве. Хотя нет. младший думает сбежать куда-то от борьбы (непонятно куда, когда контролируется вся планета), но затем возвращается в сопротивление. А далее нам безостановочно показывают очень быстрое, собранное, стремительное видео операции против инопланетян, а потом последствия этой операции. Музыка делает всё это очень ритмичным и напряженным. Так вот фокус авторов в том, чтобы перенапрячь зрителя. В том, чтобы он потерял связь деталей, перестал ждать логики (и она намеренно исчезает). И тогда он погружается в картину.
Зачем?
Автор решил поговорить с нами об инопланетном вторжении серьёзно. В последний раз это получилось много лет назад у всё того же гениального Рудольфа Гайгера, художника фильма 'Чужой'. Чаще всего мы смотрим на это, как на что-то развлекательное, детское. Мы не верим в угрозу инопланетян, как в угрозу миграции, религиозного терроризма, бедности. Но почему бы нам не поразмыслить об этом серьёзно? Почему бы не существовать неким существам на иной планете, которые прилетят к нам однажды? пускай, прилетят они в 23 веке, но прилетят и захватят нас? Когда-то Майя не знали о существовании земель, помимо свой собственной. И Испанцы были для них такими же инопланетянами. И не исключено, что нас ждёт судьба Майя.
Так вот авторы использовали именно тот кино-язык, который покажет напряженность проблемы и заставит задуматься.
Никогда не писала отзывов на фантастику. Да и не стала бы, если бы считала фильм фантастикой. Но тут что-то ещё. Инопланетяне, которые в фильме вообще-то очень колоритны, выполняют скорее вспомогательную роль, времени им выделяется не так уж много. Они невероятны и ужасны, понятно, что это реальная и могучая сила. И они скрыты от глаз, общением с ними удостаиваются лишь избранные. Образ, достойный представлять в мифическом сознании правителей мира. Я, конечно, понимаю, что мирового правительства не существует, но кто-то же пугает население необходимостью его сократить.
Итак, в фильме: есть никому не ведомые законодатели, есть исполняющие их волю марионеточные правительства, есть тотальный контроль силовиков, есть полностью управляемое чипированное население. Такая ли уж фантастика? А может, наше светлое будущее? Возможно, для того, чтобы столкнуться с такой ситуацией, и не нужны инопланетные захватчики. И это серьёзный вопрос, как поведёт себя человечество, когда осознает возможность своей тотальной оккупации.
Авторы фильма очень реалистично представляют возможную стратегию борьбы. И что меня совершенно восхитило — то, что веру в победу они черпают в нашей с вами истории. Это настолько очевидно, что кажется подлогом отсутствие этого понимания у российских зрителей. «Из искры возгорится пламя» — ленинский девиз российской социал-демократии звучит в американском фильме как песня. Борьба, подполье, конспирация — фильм полон революционной стилистики. И смотрится как настоящий политический триллер.
В силу своей реалистичности фильм требует напряжённого внимания, сосредоточенности. Глядя на героев с их незаезженными кинематографом, пролетарскими лицами, я представляю себя на их месте, и у меня холодеют руки. Смогла бы я быть на их месте? И кто бы смог? Ответ не требует эксклюзивных способностей, а также сложных навыков вроде управления звездолётом или владения сверхоружием. Он в простой способности - пожертвовать собой. Были люди, которые могли. Спасибо Руперту Уайатту за напоминание и надежду.
Боже, спаси Америку! Несчастная, горемычная страна. Все беды, как из рога изобилия, на её голову. То Годзилла с Монстрами вытаптывает просторы страны, то апокалиптические страхи из библейских сказаний ожившими страницами на улицах городов, то Пришельцы из неведомых миров творят беззакония. И хотя сюжеты мостками перебрасываются и на другие континенты, основными действующими лицами нация 'миротворцев'. Только здесь рождаются настоящие герои, только из этих земель выходят настоящие люди, только они способны на ратных дел подвиги. Всему миру утирают носы. Всему миру дарят негасимый свет прогресса. Спасают нас от нас самих где только можно. То в глубины океана погружаются, то в космические сферы воспаряют, то Ирак с Афганистаном облагодетельствуют, то южноамериканские дебри от наркокартелей почистят... Тем и живут. Шведы, немцы, японцы им не указ, нет достойных у этих 'локальностей человеческих'. О русских, или прочих славянах и заикаться даже не стоит, аутсайдеры, лузеры. Через одного. Хотя почему через одного, каждый. И в 'Битве за Землю' ещё одна славная страница эпоса народа Северной Америки.
Инопланетяне на нашей планете. Высокоразвитые существа 9 лет правят бал. Единственная возможность для человека остаться в живых, не быть истреблённым как вид - договорённость с 'братьями по разуму'. Политическая элита пошла по этому пути. Народные массы в тоталитарном рабстве. Контроль за всеми и за всем. Но единицы смельчаков есть. Террористическая группа готова дать бой 'врагу'. Полицейские силы, 'роют носом землю' идя по следу. Допустить сопротивления нельзя, иначе шаткость мира будет нарушена.
Как воскликнул бы обыватель вглядываясь в сюжетные коллизии картины - класс! Без излишнего эпатажа, но со вкусом. И чего здесь больше? Триллера или всё таки фантастики? Наверное, жанр «неожиданности» выступает доминирующим фактором. Интрига с вопросами кто на кого работает? Против кого работает? Почему это делает, сохраняется до приближения финала. Что ж, браво, режиссёр. Ничего не скажешь, — мастерски расставил акценты. Ни подкопаешься. А чтобы ни у кого не осталось осадка — не ясно, дескать, не совсем понятно — контрольный выстрел как у киллера в завершении. Никто не забыт, ничто не забыто.
Другая жанровая грань, без перебора. В умеренности демонстрации. Без потехи с желанием угодить публике от 16+. Вихревых завихрений с перегибами козней чудищ, нет. Желающие получить экшн чистой воды, будут разочарованы. Монстры «локализованы». Локализованы ещё до входа в сцены кадров. Этот аспект, почти без внимания. Что ещё? Безудержность погонь, отсутствует. Рукопашный бой с проламыванием грудных клеток, черепов, в сценарий не внесли. Нет пулевых очередей из всех мыслимых сегодня видов оружия. Кровь реками не льётся. Мясорубка человеческих тел не запущена. Неужели такое бывает в американском кино? А вот, как говорится! Бывает и такое. И от того картина воспринимается как естественная среда для всех без исключения персон. Естественное кино. Молодёжь, в большинстве своём, может быть разочарована - психологизму 'да', излишествам технологий сегодняшнего дня - 'нет'.
Впрочем и начало ленты, тоже несколько разочаровывает. Темнокожий подросток совершенно «не ложится» на душу. Неужели фильм об этом парне? Он, и только он станет «моторчиком» событий? Возможно ли сконцентрироваться на подобном? Неужели автор допустил промах и ошибся в кастинге на начальном этапе? Вот ведь, незадача... А в хронометраже, между тем, после едва ли не паузы по Станиславскому, выкристаллизовывается комиссар Уильям Маллиган. И жить становится проще. И веер событий интригой полицейского детектива. Террористическую группу необходимо обезвредить и по лекалам азбучных истин сыска начинается распутывание клубка «осиного гнезда». Где Вы, 'бомбисты»? Где Вы, смертники-камикадзе? Где Вы, 'боёвка эсеров'? Ну чем они отличаются в историческом экскурсе сотни лет? Ничем. Насилие, как путь к цели, у них. Слежка, сыск, прослушка, вербовка — обручами удавки у стражи порядка. Кто кого переиграет? Кажется, откинь тут пришельцев, а в картине их именуют «законотворцы» и происходящее можно воспринимать как обычную криминальную хронику «убойного отдела». Да, так и есть. Чего уж тут, лукавить. Но «инопланетяне» добавляют перца в это блюдо.
А концовка вспышкой «Шпионских игр»(2001) Натан Мьюр протянутую руку своему протеже Тому Бишопу предлагает. И сходство, и различие ощутимы. Не мудрено. Там Тони Скотт в режиссёрах, здесь Руперт Уайатт. Масштабы не сопоставимы.
Необычный фильм в сплаве фантастики, триллера, детектива.
Представляю вам инструкцию по применению фильма «Битва за Землю». Если вы еще не успели употребить данное кино внутрь, то во избежание побочных эффектов, эта инструкция обязательна. А, если вы уже успели познакомиться с фильмом, то данное видео поможет определить диагноз и снять симптомы, которые чаще всего выражаются в виде вопроса «Что это было?»
Одна из самых распространенных форм восприятия фильма связана с его жанровой принадлежностью. Зритель видит название «Битва за Землю», читает описание о вторжении внеземных цивилизаций, установке ими тотальной диктатуры и о сопротивлении захватчикам. И кто-то может сделать вывод, что сейчас он будет смотреть традиционный фантастический боевик. Не День независимости, конечно, но может что-то похожее на «Инопланетное вторжение: Битва за Лос Анжелес». Но эти ожидания будут разбиты о реальность. Потому что Битва за Землю не фантастический боевик в том виде, к которому мы привыкли.
Даже, если вы подготовились более основательно и посмотрели трейлер, то вы знаете, что кино в первую очередь будет про людей и про их нелегкую жизнь в условиях 10-летнего гнетущего режима. Но довольно большое количество коротких сцен с летающими в воздухе объектами, внешний вид пришельцев, беготня и взрывы могут так же склонить ваши ожидания к обилию экшена и зрелищ. К тому же имя режиссера Руперта Уайата, снявшего «Восстание планеты обезьян», только подкрепляет эти предвкушения. Но и это может привести к ошибочным ожиданиям.
А все потому, что в фильме «Битва за Землю» эти самые инопланетяне присутствуют исключительно для формы, но никак не для содержания. Вспоминаем «Прибытие» Дэни Вильнева, где пришельцы были лишь инструментом, с помощью которого нам рассказывали о нас, людях. И в Битве за Землю наличие инопланетных захватчиков, пускай и показано буквальным, все же является условностью, от которой пляшут авторы. Ведь это фильм не про пришельцев, а про людей. И битва их идет не против странной и опасной формы жизни, а против тоталитарного режима. Замените инопланетян на страну агрессора, и суть фильма совсем не изменится.
Итак, на нашу планету прибывают превосходящие нас силы, которым правительство почти сразу сдается, находя единственный мирный компромисс. Захватчики спокойно обитают глубоко под землей, пока человечество, преклоняясь пред ними, откупается собственными ресурсами. То есть технически люди превратились в рабов, во главе которых стоят земные власти, выполняющие роль рабов надсмотрщиков. Они следят за соблюдением покорности населения, пресекают любые попытки неповиновения и наказывают особо активных мятежников.
Само собой, больше всех недовольна ситуацией низшая ступень сложившейся иерархии – обычные люди, гражданские, среди которых формируется оппозиционное движение. Они координируют действия, шифруют информацию и готовят диверсии. И весь сюжет фильма посвящен рассказу о том, как одни партизанят, другие их ловят, а третьи сидят на своей инопланетной попе ровно и появляются только в редких и особо крайних случаях. Именно к такому случаю все постепенно и движется, когда ополчение захочет организовать террористический акт против захватчиков.
«Битва за Землю» практически полностью лишен экшена и состоит в основном из диалогов, допросов, подпольной возни и лозунгов социального характера. К середине фильма вообще легко забыть о том, что в истории есть место пришельцам. И по сути ты наблюдаешь своего рода шпионский детектив или политический триллер. Картина чем-то напоминает социальную фантастику, в которой преуспел Нил Бломкамп в «Районе номер 9» и «Эллизиуме». С той лишь разницей, что уровень фантастичности отодвинут на максимально задний план. Иногда одной ногой уходя в жанр антиутопии, «Битва за Землю» может заставить изрядно заскучать в нескольких откровенных провалах темпа. И только лишь ближе к финалу появляется пара моментов, которые могут тебя немного взбодрить.
Но ни подобные нежданчики, ни реалистичная атмосфера гражданской войны, ни отдельные судьбы действующих лиц не способны сделать это кино чем-то особенным. «Битва за Землю», не плохой фильм и с точки зрения социальной метафоры все вроде бы делает правильно. Но до звания хорошего ему не хватает некоторой внятности, более сильных акцентов и гармоничности повествования. Безусловно у этого фильма найдутся свои поклонники и ценители, на которых социальный подтекст окажет более сильные впечатления.