В ноябре 2015-го мы побывали в Праге, где шли съемки «Другого мира 5», узнав, из чего сделан снег, почему молодые вампиры полуголые и как звучит костюм Кейт Бекинсейл.
Прага словно создана для съемок «Другого мира». Кажется, сейчас навстречу выбежит вампирша Селина в развевающемся плаще, но реальность прозаичнее: центр забит туристами, несмотря на прохладный ноябрьский вечер. На следующий день вместе с группой коллег из Италии, Мексики, Чехии и Великобритании мы оказываемся на студии «Баррандов», что в пяти километрах от города.
Другая студия
Одна из крупнейших студий Европы, «Баррандов» часто зовется европейским Голливудом. Строить ее начали в 1931 году и завершили в 1933-м. Во время Второй мировой нацисты пытались расширить студию, сделав ее похожей на немецкие. Сразу после окончания войны «Баррандов» перешла в ведение государства и стала солидной студией. Здесь находились не только внушительные лаборатории для работы с пленкой, но и студия для визуальных эффектов и огромный резервуар для подводных съемок.
Такой ресурс не мог простаивать. Милош Форман снял здесь «Амадея», Барбра Стрейзанд ставила здесь свой режиссерский дебют «Йентл». «Баррандов» стал домом для сериала «Хроники молодого Индианы Джонса», для фильмов «Бессмертная возлюбленная», «Миссия: невыполнима», «Сибирский цирюльник», «История рыцаря», «Из ада», «Три икса», «Блэйд 2», «Ван Хельсинг», «Хеллбой», «Братья Гримм», «Миссия невыполнима: Протокол „Фантом“» и «Сквозь снег». Сейчас «Баррандов» занята вампирами и оборотнями.
Производственная штаб-квартира фильма располагается в главном здании студии. Массивное и мрачное, оно выплывает из сумрака, слегка нервируя некоторых журналистов. Возле входа развернута импровизированная столовая, а позади нее стоит трейлер с костюмами для массовки. На ступеньках у входной двери курят худощавые юноши, одетые в черные брюки и странного вида майки, открывающие почти все тело. Как оказалось, это молодые вампиры, одетые так легко по решению костюмера Бояны Никитович. Обнаженное тело должно подчеркнуть ранимость начинающих кровососов. Молодые вампиры с легкой завистью смотрят на пуховики журналистов, и мы ускоряем шаг: никто не знает, чего ожидать от этих простых и молодых ребят.
Другой режиссер
В 2003-м «Другой мир», поставленный дебютантом Леном Уайзманом, стал хитом проката. Снятый всего за 22 млн долларов, тот фильм с Кейт Бекинсейл в роли вампирши Селины заработал в мировом прокате 95 миллионов, положив начало новой франшизе. После второго фильма Уайзман остался в качестве продюсера, а Бекинсейл и вовсе покинула мир вампиров и ликанов. Однако в сентябре 2010-го британская актриса подписала контракт на участие в четвертом фильме франшизы, для постановки которого выписали двух шведов. Похоже, что продюсеры намерены продолжать традицию с европейскими режиссерами, и для пятой части пригласили немку Анну Ферстер. Правая рука Роланда Эммериха, Ферстер возглавляла вторую съемочную группу многих фильмов режиссера, а также работала оператором его проектов «Аноним» и «Штурм Белого дома».
Назначение Ферстер совпало с небольшим скандалом. Американский союз защиты гражданских свобод (ACLU) попросил начать расследование практики найма работников в крупных голливудских студиях, телеканалах и агентствах. ACLU посчитал, что в Голливуде существует гендерная дискриминация по отношению к режиссерам — женщин сознательно не приглашают на эти позиции. Ферстер этот скандал не помнит, но соглашается, что отношение к женщинам в Голливуде могло бы быть и лучше.
Поначалу Анна Ферстер планировала дебютировать как режиссер в малобюджетной драме, но, когда зовут ставить «Другой мир», отказываться не стоит. Первым делом она несколько изменила сценарий, потому что хотела улучшить персонажей. Любимый фильм режиссера о вампирах — шведский «Впусти меня», и в разговоре с нами Ферстер очень аккуратно выражает надежду, что в «Войне крови» ей удалось проработать персонажей, чтобы они получились трехмерными, как и в фильме Томаса Альфредсона. «Кроме того, персонажи всегда были важны в „Другом мире“. На них держится вся серия. Пожалуй, потому франшиза до сих пор популярна».
Свою работу на посту оператора Ферстер не забывает. «Надеюсь, у меня получилось выработать особое движение камеры и собственную визуальную концепцию. Хотелось немного отойти от сине-черной гаммы, ставшей привычной для этих фильмов. Например, мы покажем северных вампиров, которые носят белое и живут в совсем других условиях, нежели наши главные герои». Впрочем, режиссер считает, что кино будет скорее монохромным, поскольку радикально менять стиль «Мира» уже не стоит.
Ферстер обожает франшизу «Другой мир», особенно первые два фильма. Она считает, что, несмотря на некоторый пафос серии, в ней есть место иронии, а все самое смешное в «Войнах крови» заключено в том, как герои произносят реплики. Но как быть с дублированной версией? «Вот это будет непросто, — сокрушается Ферстер. — Здесь надо точно понимать оттенки голоса. Я научена горьким опытом. У нас в Германии кино тоже дублируют».
Продюсер фильма Дэвид Керн отмечает профессиональность Ферстер: «Анна — очень ответственный человек, очень трезвомыслящий, и, что немаловажно, она не воспринимает этот проект всерьез. Несмотря на то, что мы вкладываем в это кино серьезные финансы, нам важно, чтобы постановщик относился к нему с легкостью».
Другие декорации
Художник-постановщик Ондрей Неквасил устраивает нам тур по декорациям. Самый огромный павильон занят декорацией части фасада замка. К дверям замка ведут крутые неотесанные ступени, припорошенные снегом, но мы-то знаем, что в кино нет ничего настоящего. Пока мы пытаемся втихаря попробовать снег на ощупь, художник меланхолично замечает: «Они тут уже все сняли, но на сувениры ничего не растаскивайте. И снег не ешьте — это сульфат». Через пару минут мексиканский журналист вляпывается в черную сажу — непонятные темные кучки раскиданы по всему павильону. «Ты прошел по трупу вампира», — спокойно констатирует Неквасил. Судя по количеству сажи, при осаде замка полегло немало кровососов.
Замок на следующий день после нашего посещения снесут. Мы успеваем пройти по лабиринту галерей, потрогать жесткие стены и камни. Они достаточно прочные, чтобы на них вести бой. Проходя мимо одной стены, художник слегка стучит по ней кулаком. Сразу несколько плиток падают. «Здесь во время драки кого-то впечатали в камень. Специально сделано так, чтобы плитки обваливались после удара и каскадерам не было больно», — все так же меланхолично комментирует Ондрей Неквасил.
Другие ликаны
Как и любой голливудский проект, «Другой мир» не обходится без визуальных эффектов. Правда, когда имеешь дело с оборотнями, особое внимание уделяется практическим эффектам. Каскадеров одевают в костюмы ликанов, где каждая шерстинка вшита вручную. Головы оборотней — это не просто маски, а сложные конструкции с аниматроникой. Нам демонстрируют, как двигаются морды, и, надо сказать, это весьма эффектно.
На съемках первого «Другого мира» над искусственными ликанами работали всего два человека, а на третьем — пятеро. Не очень-то много народу для обслуживания антагонистов. Потому аниматронные головы сделаны так, что изображают оборотней в разной стадии свирепости — так снимать атаки зверей получается дешевле. Потом выражения морд подкорректируют на компьютере. Делать дополнительные головы спокойных ликанов нецелесообразно. В конце концов, когда эти ребята бывают в хорошем настроении?
Другие вампиры
Сегодня снимают сцену, в которой Селина тренирует молодых вампиров. Нас сажают под специальный тент с надписью «Пресса», раздают наушники и велят молчать. Происходящее на площадке транслируется на мониторах. В кадре скучают молодые вампиры в коротких майках. «Тишина в студии!» — кричит кто-то, и через несколько секунд в наушниках слышится характерное поскрипывание. Это Кейт Бекинсейл входит в декорацию, одетая в костюм Селины. Образ актрисы никак не вяжется с предательски скрипящим латексом. Конечно, этот звук в фильм не попадет, но он лишний раз напоминает об особенностях кино: то, что выглядит на экране круто, в жизни может забавно поскрипывать.
Вампиры стреляют по неким меткам. На постпродакшене цели станут голографическими ликанами, как нам потом сообщит продюсер. Селина явно недовольна. «Не цельтесь туда, где ликаны находятся. Рассчитывайте, где они будут через несколько секунд. Они наиболее уязвимы, когда принимают форму волков». Кто-то из молодежи интересуется, сколько ликанов убила Селина. «Я не считаю», — отрезает Бекинсейл, параллельно постукивая по клавишам на пульте управления. «Увеличиваю скорость ликанов на 20 %».
На площадку вальяжно выходит Варга (Брэдли Джеймс) и что-то говорит на ухо Селине. Кажется, на этом сцена закончена. Но Анна Ферстер не очень-то довольна дублем. Повтор. Еще повтор. Бекинсейл движется по той же схеме и отчеканивает фразы со своим роскошным британским акцентом. На третьем дубле актерам гораздо веселее. По крайней мере Джеймс, которого мы видим до его появления в кадре, с трудом удерживает смех.
Брэдли Джеймс — новенький во франшизе. Он известен по сериалам «Мерлин», «Родина», «Я — зомби» и «Дэмиен». Мы говорим с Джеймсом сразу после сцены в тренировочном комплексе, так что актер не успел снять свой вампирский костюм и сидит за столом в образе своего персонажа. «Его зовут Варга — ужасно романтичное имя, — саркастично говорит актер. — Как бы вам его обрисовать? Смотрите, допустим, вы на вечеринке и ждете друга Стива. Но к Стиву зашел Варга и вломил ему по голове топором. Потом Варга как ни в чем ни бывало приходит на вечеринку. Вы спрашиваете: „А где Стив?“ А Варга такой: „О, у него голова раскалывается, так что его не будет!“ Таков мой герой. Мы, британцы, всегда негодяи».
Вампиры в «Другом мире» не любят пускать в дело зубы. Джеймс отмечает это и снова включает сарказм: «Я почувствовал себя здесь настоящим мужиком: мне пушки дали! Местные вампиры только стреляют!» Актер уверяет, что он не уделяет время физической подготовке: «Если в сценарии есть то, чего я не смогу сделать, то я честно прошу дублера! Я очень ленивый!»
Похоже, что все веселье в «Войнах крови» пришлось на долю злодеев. Джеймс смеется: «Слушайте, это кино, где все одеты так, как на тусовке немецких фетишистов! Конечно, мне весело!»
«Другой мир: Войны крови» уже в прокате.