«Летят журавли», «Сладкая жизнь», «Апокалипсис сегодня» — эти и другие картины, многие из которых уже стали классикой кино, начали свою жизнь в качестве призеров Каннского кинофестиваля. Обладатели «Пальмовых ветвей», о которых стыдно не знать киноманам, объединены в подборке КиноПоиска.
Что объединяет родоначальников итальянского неореализма и французской «новой волны» с новаторами 1970-х и Квентином Тарантино? А эталонную британскую семейную драму и чувственное трехчасовое полотно о романе двух весьма обычных француженок с классической музыкальной мелодрамой начала 1960-х? Все они становились лауреатами Каннского кинофестиваля. Буквально с момента основания смотр стал законодателем мод в авторском кинематографе, а обладателями «Золотой пальмовой ветви» редко признавались случайные картины.
Казалось бы, что может быть субъективнее, чем оценка десятка кинематографистов, у каждого из которых свой багаж знаний, опыта и установок? Однако каннское жюри, кто бы его ни возглавлял, какие бы споры ни разгорались во время его работы, чаще всего попадало в точку, награждая «ветвями» тех, чьи имена позже будут вписаны в историю киноискусства. КиноПоиск вспомнил 15 лент — призеров Каннского кинофестиваля, о которых стоит знать каждому любителю кино.
«Рим, открытый город», Роберто Росселлини, 1946
На самом деле в 1946 году фестиваль проводили в первый раз. В 1939 году мероприятию помешало начало Второй мировой войны. Поэтому с наградами решили не мудрить. Главным призом отметили сразу 11 фильмов конкурса, представлявших национальные кинематографии, включая «Короткую встречу» Дэвида Лина, «Потерянный уик-энд» Билли Уайлдера и «Рим, открытый город» Роберто Росселлини. Однако, если бы уже тогда определяли единоличного обладателя «Золотой пальмовой ветви», то награда должна бы была достаться фильму Росселлини.
Само участие картины «Рим, открытый город», ставшей точкой отсчета итальянского неореализма, в зарождающемся фестивале, кажется, определило судьбу и значение смотра. В Канне будут показаны (и отмечены призами) фильмы, сверхактуальные для своего времени, но при этом способные занять свое место в истории и волновать зрителей годы спустя. Фильм Росселлини, рассказывающий историю нескольких жителей Рима, скрывающихся от гестапо в 1944 году, буквально берет зрителей за живое и сейчас, а сцена расстрела беременной Пины в исполнении Анны Маньяни смотрится так, как будто все происходит в реальном времени и у нас на глазах.
«Седьмая печать», Ингмар Бергман, 1957
Исход Средневековья. Рыцарь Антониус и его оруженосец возвращаются в Швецию из крестового похода, чтобы обнаружить растерзанные чумой деревни и встретить лукавую Смерть. Смерть, которую видит только Антониус, предлагает сыграть в шахматы. Ставка — жизнь рыцаря. Они начинают партию, продвигаясь к замку Антониуса и периодически прерываясь.
«Золотая пальмовая ветвь» Бергману не досталась. Ее увез в США Уильям Уайлер за «Дружеское увещевание». Шведской притче пришлось довольствоваться спецпризом жюри, который картина разделила с лентой «Канал» Анджея Вайды. Однако значение фильма Бергмана в истории кино от этого ничуть не пострадало. Картина вошла во все мыслимые и немыслимые списки величайших киноработ всех времен, а образ Смерти и сцена шахматной партии с ней стали кочевать в виде отсылок и пародий по фильмам, скетчам и телешоу, став едва ли не более узнаваемыми, чем имя самого режиссера.
«Летят журавли», Михаил Калатозов, 1958
«Летят журавли» до сих пор остается единственной отечественной лентой, когда-либо получавшей главную награду Каннского кинофестиваля. «Золотую пальмовую ветвь» жюри во главе с писателем Марселем Ашаром присудило фильму Калатозова «за высокие художественные достоинства и гуманизм», особо отметив исключительную игру Татьяны Самойловой.
Пронзительная история Вероники и Бориса, в судьбу которых вмешивается Великая Отечественная война, снята почти что порхающей камерой Сергея Урусевского, который специально для съемок придумал множество новаторских технических приемов. Согласно легенде, фильм попал в конкурс благодаря молодому французскому оператору Клоду Лелушу, который оказался на съемках фильма Калатозова и рассказал об этом опыте директору Каннского кинофестиваля. Кстати, Лелуш уже в 1966 году получит юбилейный Гран-при фестиваля за фильм «Мужчина и женщина», еще одну классическую историю любви.
«Шербургские зонтики», Жак Деми, 1964
Говорят, эталонная мелодрама Жака Деми произвела фурор уже на первом показе. Зрители рыдали и хором подпевали, полностью погружаясь в атмосферу мюзикла о любви. Кстати, «Зонтики» стали первым мюзиклом, получившим высшую награду фестиваля, и обошли в борьбе за главный приз «Нежную кожу» Франсуа Трюффо, «Соблазненную и покинутую» Пьетро Джерми и «Женщину в песках» Хироси Тэсигахары. В том же году в полнометражном конкурсе участвовал «Я шагаю по Москве» Георгия Данелии, который получил специальный диплом «За новизну и свежесть взгляда».
История разлученных обстоятельствами молодых влюбленных Ги и Женевьевы в исполнении Нино Кастельнуово и Катрин Денёв заставила расчувствоваться не только аудиторию в Канне, но и публику по всему миру, став настоящей классикой. Музыка Мишеля Леграна, от которой щемит сердце, простой, но от этого не менее сильный сюжет о неотвратимом выборе между чувствами и долгом и, наконец, безупречный в визуальном отношении стиль середины 1960-х — благодаря этим компонентам «Шербургские зонтики» не устареют, наверное, никогда.
«Таксист», Мартин Скорсезе, 1976
Председателем жюри Каннского кинофестиваля в 1976 году был писатель Теннесси Уильямс, который был категорически против насилия в кино. Тем не менее «Золотая пальмовая ветвь» досталась фильму Скорсезе, выводящему жестокость на экране на новый уровень. Вышел небольшой скандал. Несмотря на присужденную награду, Уильямс не преминул обвинить режиссера в оправдании насилия.
Герой «Таксиста» — ветеран войны во Вьетнаме Трэвис Бикл, блестяще сыгранный Робертом Де Ниро — действительно доходит до предела в исступленном желании очистить Нью-Йорк от скверны и порока, устраивая побоище в борделе. Прошло почти 40 лет, и скандал с премией забылся, а «Таксист» по-прежнему считается одним из лучших фильмов Скорсезе и Де Ниро.
«Апокалипсис сегодня», Френсис Форд Коппола, 1979
В 1979 году жюри под руководством Франсуазы Саган пришлось делать нелегкий выбор: в конкурсной программе соседствовали «Войцек», «Сибириада», «Время жатвы», «Апокалипсис сегодня» и другие сильные картины. Голоса жюри тогда разделились поровну. «Золотую пальмовую ветвь» пришлось поделить фильму Фолькера Шлёндорфа «Жестяной барабан» и картине Френсиса Форда Копполы.
Пересказать «Апокалипсис сегодня» невозможно. Достаточно простого, хоть и избитого описания: это один из лучших антивоенных фильмов, который нужно увидеть каждому. Френсис Форд Коппола показал на фестивале трехчасовую черновую версию, что называется, work in progress, однако фурор был неизбежен. Сам режиссер наверняка вздохнул с облегчением, ведь съемки «Апокалипсиса» заняли 238 дней на протяжении почти полутора лет и стоили Копполе огромного количества нервных клеток.
«Париж, Техас», Вим Вендерс, 1984
В этом году исполнилось 30 лет фильму Вима Вендерса, в честь чего на Каннском кинофестивале показали его отреставрированную копию в рамках программы «Каннская классика». В 1984-м «Париж, Техас» собрал три награды фестиваля, покорив, помимо основного жюри во главе с Дирком Богардом, критиков ФИПРЕССИ и экуменическое жюри.
История странного парня Трэвиса, потерявшего память, бродящего по техасским пустынным пейзажам и пытающегося восстановить связь с семьей, за прошедшие три десятилетия стала культовым фильмом. Особенно активно драмой вдохновлялись музыканты. Количество групп и песен, черпающих названия и темы из фильма Вендерса, сложно подсчитать. Визуальная ода Техасу с запоминающимся саундтреком Рэя Кудера стала не просто лучшим фильмом Канна-1984, но и одним из главным событий 1980-х вообще.
«Тайны и ложь», Майк Ли, 1996
Причиной посмотреть социальную драму Майка Ли может стать хотя бы этот простой факт: каннское жюри предпочло «Тайны и ложь» таким картинам, как «Рассекая волны» Ларса фон Триера и «Фарго» братьев Коэн. Справедливости ради надо отметить, что эти ленты без наград не остались, но «Золотая пальмовая ветвь» все же ушла британцу, а «ветвь» за лучшую женскую роль — Бренде Блетин, исполнившей в его картине роль Синтии. Президентом жюри в уже кажущемся далеким 1996-м был Френсис Форд Коппола. Фильмы Ли вообще не раз гремели в Канне. Его же «Обнаженная» тремя годами ранее получила призы за режиссуру и лучшую мужскую роль, а в 2014 году «Тернер» принес награду за лучшую роль Тимоти Споллу.
У картины «Тайны и ложь» не самая очевидная структура, несмотря на простой сюжет. Темнокожая Гортенс, успешная молодая представительница среднего класса, решает найти свою биологическую мать. Ею оказывается простая англичанка Синтия, выходец из работяг. Гортенс не ожидала, что ее мать окажется белой, но еще большие открытия ждут Синтию и ее дочь по мере того, как Гортенс знакомится с семьей Синтии. В фильме Ли самое ценное — это ощущение документальности и непредсказуемости событий. Зритель, как и персонажи, совершенно не знает, что произойдет дальше. Режиссер добивался этого благодаря импровизации. Актеры были свободны в рамках каждой сцены, а первую встречу Синтии и Гортенс Ли снимал, не знакомя актрис заранее.
Авторская драма румынского режиссера Кристиана Мунджиу о двух подругах-студентках, одна из которых в конце 1980-х вынуждена пойти на нелегальный аборт, соревновалась в конкурсе с фильмами таких мастеров, как Бела Тарр, братья Коэн, Дэвид Финчер, Гас Ван Сэнт, Ким Ки Дук и Александр Сокуров, и это далеко не все звездные имена. Однако и критики, и жюри во главе со Стивеном Фрирзом сошлись во мнении: минималистичная, но завораживающая лента Мунджиу безоговорочно была самой сильной картиной смотра.
Румынская лента входит сразу в несколько списков вроде «Лучшие фильмы нулевых» и «Лучшие фильмы XXI века». Конечно, можно подождать конца века, чтобы знать наверняка, но куда лучше познакомиться с фаворитом критиков уже сейчас. Кстати, спустя несколько лет после фестиваля председатель жюри Стивен Фрирз признавался, что, несмотря на очевидные достоинства фильма Мунджиу, решение жюри не было единогласным, и это его немало удивило, даже шокировало. Что еще раз подтверждает: любые награды — ужасно субъективная штука.
«Жизнь Адель», Абделатиф Кешиш, 2013
Самый свежий фильм из списка, который вызвал бурю восторга и не меньшую бурю скандалов всего год назад. Жюри Стивена Спилберга наградило «Золотой пальмовой ветвью» не режиссера, как обычно, а сразу трех создателей фильма — Абделатифа Кешиша и Адель Экзаркопулос с Леа Сейду, двух актрис, бесстрашно окунувшихся в бескомпромиссную, эмоциональную, волнующую историю любви.
Немного застенчивая школьница влюбляется в художницу с синими волосами, а дальше в течение трех часов зрители наблюдают за всеми стадиями их романа с неизбежным болезненным разрывом и видят в героинях себя. Потому что эйфорию, боль, ревность и злость Адель и Эммы ощущал каждый, кто когда-либо любил.
Бонусная пятерка
Какой же список лауреатов Канна без «Криминального чтива»? О нем даже и неловко упоминать. Наличие «Золотой пальмовой ветви» у этого фильма Тарантино едва ли серьезно влияет на количество фанатов ленты и режиссера. Примерно в этой же категории находится и фантастическая драма «Солярис» Андрея Тарковского, получившая в 1972 году Гран-при жюри Каннского смотра.
Давно ставшие классикой «Сладкая жизнь», «Ночи Кабирии» и «Четыреста ударов» тоже начинали свою жизнь на Каннском кинофестивале. Картина Феллини о богемном писателе Марчелло удостоилась «Золотой пальмовой ветви». Дебютная лента Франсуа Трюффо, запустившая французскую «новую волну», была награждена за лучшую режиссуру, а «Ночи Кабирии» принесли жене Феллини Джульетте Мазине приз за лучшую женскую роль. Обойти вниманием эти ленты не может ни один уважающий себя синефил.
Изучаете ли вы списки призеров Каннского фестиваля, выбирая фильм для просмотра?