Сам по себе фильм Лантимоса, вне исторического контекста, крут невероятно. Подумайте сами: чернушный, полный грязи, разврата и жестокости фильм о соперничестве двух алчных и безжалостных фавориток за место под крылом болезненной и глупой курицы королевы. (Тарантино грустно курит, осознавая, что это снял не он). И, собственно, во всем этом-то и есть фишка, вся красота фильма.
Ну что ж, таков уж 18 век! И его никуда не денешь из этого художественного образа. И это неизбежно ведёт к искажению истории, потому что ну неизбежно была в это время какая-то королева и приходится рассказываемую историю прилепить на неё. Потому что всё пропадёт, если мы снимем фильм про 'волшебную страну с волшебной королевой', чтобы никого случайно не упомянуть и не оскорбить. И это будет не интересно, не жестоко, не чернушно, потому что это будет сказка. А сказка - это априори что-то милое и доброе, и что-то совсем не серьёзное. Оставим сказки Диснею, хорошо? И чтобы там птички садились на плечи поющим фавориткам и оленята из леса выходили.
Обидно ли за королеву? Ну, господи... Приписывание ей гомосексуальности, совершенно вещи безобидной, ничто по сравнению с тем, какой глупой курицей, утопающей лишь в собственных похотях и не способной совершенно к малейшему интересу к государственным делам здесь показана королева Анна Стюарт. Вероятно, она не была лучшим монархом всех времён и народов, но всё же и близко к этому образу она не находилась. Так что, мне кажется, впору уже изобрести жанр 'истерической фантазии на тему'. Как фраза «по мотивам» дарует некоторую индульгенцию экранизаторам известных произведений, так же стоило бы дать возможность фантазировать на тему исторической эпохи, пользуясь всеми её красками и ужасами, не страшась при этом встретить персонажа немного хотя бы известного, дать ему ход по своему усмотрению и не получить за это люлей. Впрочем, на мой взгляд, зрители чрезвычайно много внимания уделили этому вопросу для разговора о художественном кино.
Фильм преподносит свой век при дворе 'во всей красе' - утопающим в нечистотах, похотях, интригах и прочем, прочем, прочем. Удивительным образом передаётся, скорее всего за счёт визуальной части, то самое ощущение вони, заглушенной духами - видимо, тут помогает обилие рюшек, украшений, гобеленов, шикарных одеяний вперемешку с постоянными сценами рвоты и грязи.
Актёры прекрасны! Оливия Коулман чуть гротескна, немного напоминает чуть ли не Красную Королеву Хелены Бонем Картер. Но всё же уместна и органична. Рейчел Вайс махровая, между прочим, дама, с внутренним стержнем, жёсткая и беспощадная. Ей такие роли чрезвычайно идут. И, несмотря на жестокость своей героини, она вызывает если уж не симпатию, то во всяком случае понимание. Эмма Стоун на фоне своих коллег, на мой вкус, немного теряется. Как будто бы немного не хватает энергетики и соответствующего вайба. Хотя тут и она удостоилась немалого количества хвалебных слов, так что, может быть, дело больше в том, что лично у меня актриса слишком уж сильно закрепилась в образе современного подростка. Николас Холт уж очень хорош - манерен, коварен, змеевит. В своём образе смотрится крайне органично и исполняет соответствующе.
Ещё уважение режиссёру за такое умение перевоплощаться - смотрела его «Лобстера», и должна сказать - это совершенно иной темпоритм, энергетика, посыл. Обычно всё равно режиссёры снимают все в рамках своего темперамента, ну разве с небольшими вариациями. У него же - медитативная и спокойнейшая картина против иронично-гротескной тарантиновщины. Сложно поверить в то, что это сделал один человек, но он всё-таки сделал, так что очень большой молодец.
Чего не стоит ждать от фильма, так это исторической точности. И что здесь есть — интрига и становление героини. Кто кем манипулирует, и как с этим смирится королева, или наоборот отрежет что-то категоричное будучи не в духе, или по совету приближенной фаворитки. Героиня Эммы Стоун именно такова — холодная и скрытная. Только ей известно, что именно она задумала. Интересно наблюдать за развитием её героини. Вместе с тем меняется и отношение к каждой из сторон, включая приболевшую королеву, которая всё больше хочет слышать лесть, и вообще показана скверной и капризной, просто находка для манипулятора.
Королева здесь — это большой ребёнок, которая всё тяжелее больна. Новоиспечённая прислуга — коварная и меркантильная барышня. Затравка, которую Йоргос Лантимос смог интересно воплотить.
Всё упирается именно в королеву, даже если это её слабости. Это карикатурность королевы, весь фильм вокруг её подагры и выблеванных тортиков. Кстати с блевотиной Лантимос не боялся переборщить.
Начало XVIII века. Идет война Англии с Францией. Тем не менее, жизнь в королевстве продолжается. Трон занимает болезненная королева Анна, и страной фактически руководит её близкая подруга леди Сара Мальборо. Когда при во дворце появляется девушка Эбигейл, родственница леди Сары, та сначала определяет её работать на кухне. Но вскоре новенькая удачно находит лекарство для больной подагрой королевы, тогда Сара решает сделать её своей служанкой. Для Эбигейл это — шанс вернуться к своим аристократическим корням, и лучше не вставать у неё на пути.
Были сначала опасения, что возможно это сентиментальная, сопливая драма нацеленная на женскую аудиторию. А оказалось и вовсе нет, фильм оказался очень даже интересен, достаточно динамичен, не скучный.
Прежде не видел предыдущих работ режиссера Йоргоса Лантимоса. Судя по тому что почитал в отзывах, он достаточно талантливый режиссер, с необычным ведением. А вот то как он поставил эту костюмированную драму, с достаточно удачным и нетривиальным совмещением комедии и драмы, впечатлило. Вкупе с отличной операторской работы, мы словно сами участники событий, подсматриваем за героями в замочную скважину. Отличное погружение в историю Анны Стюарт, Леди Сары Мальборо, Эбигейл Хилл, даже если и есть по любому какие-нибудь исторические нестыковки.
Главные сокровища фильма, актрисы - Оливия Колман, Рэйчел Вайс, и Эмма Стоун. Рэйчел Вайс отлично воплотила образ стервозной, хладнокровной, весьма жестокой особы с амбициями власти. Оливия Колман отлично показала образ эксцентричной, эмоциональной, порой не совсем адекватной рассудком королевы. Ну а Эмма Стоун - это на мой взгляд самое главное сокровище фильма. Её героиня, на первый взгляд - простая, милая, ранимая, серая мышка. Но, со временем оказывается, что еще ей присуще быть и хитрой, расчетливой, коварной, с легкостью манипулирующая своими жертвами так, как ей это нужно. Это развитие, изменение персонажа великолепно показано, пожалуй героиня Стоун прописана в сценарии лучше всех. С тем как она играет, не зря она после Ла-Ла Ленда стала одной из моих любимых актрис.
У фильма целый букет номинаций на награды: Венецианский кинофестиваль - 2 победы; Премия Гильдии актеров; Британская академия - 7 побед; Золотой глобус - 1 победа. В предстоящей скоро церемонии Оскар у него 10 номинаций, посмотрим сколько он там соберет наград. Как минимум хотелось бы, чтоб Стоун победила в номинации актриса второго плана, хоть и на момент написания рецензии видел работы не всех актрис представленных в этой номинации.
Королева Англии – будто больная птица, запертая в золотой клетке. На первый взгляд, инфантильная сумасбродка, но постепенно раскрывается истерзанная горестями личность. Несчастный человек, превозмогающий то бедственное положение, в котором оказалась. Ничто не доставляет радости, когда чувствуешь себя ущербным. Ещё хуже, когда ты ущербный на пьедестале почёта, окружённый лицемерами, готовыми тебе угождать только потому, что так заведено и так им выгодно.
Психологизм картины, вероятно, будет понятен только тем, кто сам оказывался в бедственном, безвыходном положении, когда всё вокруг раздражает, особенно когда только подчёркивает катастрофичность сложившейся ситуации. Когда ты словно в психологическом лабиринте, где один неверный поворот сулит погибель.
Эмма Стоун предстаёт в облике «гадкого утёнка», который постепенно превращается в «белую лебедь». Рэйчел Вайс – в несвойственном ей образе «железной леди» при дворе. Неизвестная для меня актриса Оливия Колман – можно сказать, «сделала» этот фильм, бесподобно отыграв королеву сумасбродку.
Во дворце не достаточно быть обычным дворянином, нужно быть разнузданной и открытой к экспериментам тварью. Эбигейл (Эмма Стоун) очень быстро это поняла и решила во что бы то ни стало влиться в местную тусовку, упрочить своё положение, а если повезёт, то и возвыситься до небывалых высот.
Две фаворитки начинают жестокую борьбу за внимание его величества. Присутствуют откровенные сцены, также есть довольно напряжённые психологические сцены. Любите смотреть кино про замки, фрейлин и извращённые игры внутри избалованного сообщества, о чём шепчутся толстые стены? Тогда это кино для вас.
Вчера посмотрел в кино новый фильм Лантимоса, не могу сказать, что мне близок этот режиссер, хотя Клык- хороший фильма, а вот чем так многим понравился Лобстер, я так и не сумел понять. Этот же фильм сильно отличается от предыдущих, если бы я не знал, что его снял Лантимос, то вряд ли бы догадался.
Вообще сильно люблю исторические фильмы, чтобы там декорации, костюмы, музыка, жесты, позы и прочая красота. Хорошо когда кино дарит возможность прикоснуться к чему то, что в реальный жизни уже для нас стало недосягаемым, особенно ярко это ощущается на фоне наваждения 'социальных драм' про алкашей и прочих асоциальных элементов и их ' простые человеческие отношения' в антураже помойки, спасибо, конечно, за возможность насладиться данным зрелищем, но мои окна пока прозрачны.
Фильм повествует об английской королеве Анне и ее хитросплетенных, однополых взаимоотношениях с двумя фаворитками. Не особо знаком с фактологией этих приключений, но говорят, что нечто подобное имело место быть на самом деле. Не стоит ждать от фильма каких то сложных сюжетных ходов или неожиданных поворотов, все довольно предсказуемо с самого начала, но тем не менее история довольно интересная. Фильм являет собой редкое, удачное сочетание исторической картины и комедийного жанра, не так часты попытки это сделать, тем более чтобы они были удачны. Во время и после просмотра в голове часто всплывала аналогия с тетралогией Александра Николаевича Сокурова о 'человеке во власти', какой бы властью любой конкретный человек не обладал, он всегда останется человеком, с его бренным и слабым телом, и мозгом примата, который научился говорить, со всеми их несовершенствами.
Техническая сторона фильма мне понравилась более всего- отличные, костюмы, декорации, удачное применение объектива 'рыбий глаз', благодаря которому зрителя погружают как бы внутрь происходящего на экране. Актрисы так же справились на отлично. Отдельно стоит отметить музыку, ибо Бах и Мессиан в кино- это почти всегда хорошо.
В общем фильм неплохой, особенно если любите историческое кино. Первая половина фильма отличная, вторая показалась несколько унылой и затянутой. 10 номинаций на Оскар, я бы может дал за костюмы и музыку.
Узнав о новом проекте Йоргоса Лантимоса, общественность, мягко говоря, удивилась историческому убранству Фаворитки. Всё потому, что скучное переложение фактов из учебников истории на киноэкран не является почерком автора таких фильмов-абстракций, как Клык, Альпы и Лобстер. Подобного зрелища, привычно вызывающего дискомфорт и неприятие, но одновременно поражающего до мозга костей своей правдивостью, ожидали и от Фаворитки.
Чего же мы дождались в итоге? Немного иронизируя, режиссёр цитирует исторические писания начала восемнадцатого века, акцентируя внимание на отношениях королевы Анны Стюарт (Оливия Колман) со своей фавориткой леди Сарой Черчилль, герцогиней Мальборо (Рэйчел Вайс). Из истории наглым образом вычеркнуты почти все упоминания о мужьях главных героинь. Основываясь на переписке королевы Анны и герцогини Мальборо, принято полагать, что между женщинами было нечто большее, чем просто дружба. Вообще, историки отрицают какие-либо другие связи двух женщин, за исключением чисто дружеских и деловых. Но ведь подобные суждения скучны и отнюдь не кинематографичны. Королева Колман именно такая, какой её описывает в своих дневниках и письмах Сара Черчилль. Она мягкая, податливая, глуповатая, беспомощная и вечно больная. Актрисе отлично удаются все эти качества. В свою очередь Сара в исполнении Вайс умна, красива и чересчур навязчива, как и положено быть настоящей герцогине Мальборо.
События разворачиваются на фоне войны с Францией. Королева, не без участия властной подруги, принимает важные решения как в отношении страны, так и в отношении собственной спальни. Сюжет был бы неинтересным без вмешательства в историю Эбигейл (Эмма Стоун) - юной особы, которая ради собственного благополучия готова на любые подлости, как впрочем и все, кому довелось жить в столь беспощадную эпоху.
Передать атмосферу восемнадцатого столетия довольно просто. Напомаженные лица и громоздкие парики, агония разврата и отсутсвие моральных принципов, пирожные и барочная музыка. Последнюю Лантимос решил не заменять на современную, как это делала, например, Коппола в своей Марии-Антуанетте. Барочная музыка у него разбавлена звуками, которые больше напоминают звуки воздуха, выдуваемого из морской раковины. Пирожные дополнены лобстерами (!) и мандаринами. Кругом пасутся кролики и носятся обескрыленные утки.
Режиссёру снова удаётся пройтись по оголённым нервам зрителей. Поместить их не только не в свою тарелку, но и отбросить в ней на три столетия назад, где из одной спальни в другую можно попасть по потайному коридору, где нужно упражняться в стрельбе и верховой езде и где дамы, которые иногда любят поразвлечься, собственно этим и занимаются.
Крепкая и стильная историческая драма с тревожной музыкой нагоняющей саспенс и атмосферой отдающей безумием. Грязь и великолепие Англии начала 18 века.
Любовный треугольник состоящий из несчастной, капризной и болезненной королевы Анны, жёсткой и деловой фаворитки королевы Леди Сары Мальборо, фактически управляющей страной и молодой Эбигейл, 'опущенной упадком её семьи леди', прибывшей в качестве служанки и жаждущей добраться до вершины благополучия.
Фильмец получился очень фиминистическим и нетрадиционным сексуально. Определённо это историческая драма, хотя и как пишут с некоторыми авторскими вольностями (например деревянное кресло каталка, на котором возили несчастную Анну не существовала). В кино фактически сразу три главные роли, которые очень здорово исполняют Оливия Колман, Рейчел Вайс и Эмма Стоун и нет ни одной главной мужской. Оливия Колман вполне заслуженно получила за свою главную роль Оскара и Золотой Глобус. Фильм конечно же нахватал ещё разных кинонаград.
Если говорить в целом, то исторические реалии являются антуражем для социального конфликта с извечными темами любви и предательства. Как часто люди ошибаются принимая желаемое за действительное, меняя истинные ценности на мнимые и сиюминутные? Какова цена счастья, которое ценишь только после того как его потеряешь? Всегда ли цель оправдывает средства и чем потом приходиться за это платить? Фильм конечно же не даёт философские ответы в глобальном масштабе, а лишь показывает причины и следствия на конкретном примере.
Я бы не сказал, что кино восхищает, но оно производит довольно сильное впечатление и вызывает какие-то чувства. Определённо они не самые приятные. Что-то ближе к печали и грусти. Но при этом конечно же, как и от любого хорошего фильма получаешь удовольствие. Наслаждаешься игрой, картинкой, атмосферой и хорошей историей.
Англия начала XVIII века. На троне сидит хворая королева Анна, которая очень любит кроликов и свою фаворитку леди Сару, герцогиню Мальборо, ведущую от ее лица войну с Францией за испанское наследство и более чем довольную сложившейся при дворе ситуацией. Но вот во дворце появляется свежая кровь – бедная кузина Сары Эбигейл, которую берут на работу в качестве служанки. Тихая и скромная на вид девушка быстро завоевывает расположение королевы, желая напомнить о своем аристократическом происхождении. И она не побрезгует никакими средствами, чтобы стать новой любимицей Ее Величества.
С этим сюжетом многие хорошо знакомы – реальные исторические события с участием королевы Анны, герцогини Мальборо и Эбигейл Черчилль были положены в основу пьесы Эжена Скриба «Стакан воды», по которой был снят знаменитый советский телефильм 1979 года с участием Натальи Белохвостиковой и Аллы Демидовой. Рассказать об их отношениях по-своему решил известный греческий режиссер Йоргос Лантимос, и те, кто видел его фильмы «Клык», «Лобстер» и «Убийство священного оленя», могут себе представить, вот что он способен превратить костюмную драму: многие из зрителей, не знакомых с его творчеством, уже умудрились обвинить «Фаворитку» в исторической безграмотности и пошлости. Претензии в «попсовости» и угождении массам в адрес Лантимоса тоже успели прозвучать, но, хотя картина действительно оказалась наименее «фестивальной» в том негативном смысле, который обычно вкладывают в это понятие, все фирменные фишки постановщика на месте – типа некоторой карикатурности при создании образов и ситуаций, специфического юмора и щепотки безумств в виде психоделических танцев, забав с гусями и бросанием фруктов в голых придворных. В знакомый сюжет, помимо всего прочего, он добавляет уйму соленых фразочек и пикантных допущений вроде лесбийского любовного треугольника, в который вовлечены все участницы действа, и тем самым производит на свет несколько диковатое, но живое, эмоциональное, оригинальное и очень крутое зрелище, лишенное даже намеков на артхаусное занудство и прекрасно работающее как серьезная драма.
Что самое интересное, при подобном сценарном постмодернизме визуальная сторона картины всячески придерживается аутентичности – декорации, костюмы и естественное освещение а-ля «Барри Линдон» Стэнли Кубрика с его выверенной геометрией кадра выше всяких похвал. Экспериментируют здесь лишь через объективы камер, активно пользуясь широкоугольниками и добавляя эффект линзы, который создает очень необычное ощущение вуайеризма, словно мы наблюдаем за происходящим тайком, через камеру наблюдения или в дверной глазок. Ведущие актрисы просто жгут напалмом: Эмма Стоун в роли эдакой Бекки Шарп, лишенной моральных и этических принципов («меня проиграли толстому немцу с тонким членом»), очаровывает своей естественностью и невероятной жизненной энергией, не переставая удивлять непринужденными трансформациями из скромной овечки в хитрую двуличную стерву и наоборот; Рейчел Вайс безупречно работает на эмоциональном контрасте со Стоун, сочетая интеллигентную сдержанность, острый язык, ум и надменность, а Оливия Колман, изобразившая Анну так, как обычно особ королевских кровей не демонстрирует никто, плавно переходит от забавной и дурашливой клоунады к нешуточному драматизму. Сам Лантимос не позволяет картине превратиться в однозначный фарс, играя с канонами жанра, но при этом выдерживая баланс и позволяя зрителю легко считывать такие вечные и актуальные темы, как фальшь и лицемерие придворных интриг, доверие и предательство, жажда продвижения по социальной лестнице, и, конечно же, любовь и боль, которую она причиняет. Так что «Фаворитку» можно смело считать одной из лучших картин года, конечно, при условии, что зритель не является поборником стопроцентной исторической правды, а также не лишен воображения и чувства юмора.
Британская монархия стара, как мир. Обрастая всё новыми и новыми эпизодами, придворная жизнь всех королевских особ этой страны отодвигала на второй план все военные и политические казусы.
А уж то, что происходило с Анной Стюарт и её придворными и вовсе калейдоскоп всего самого грязного и, вместе с тем, очаровательного в восемнадцатом столетии.
'Фаворитка' - это новый опыт Йоргоса Лантимоса, всё ещё безумнейшего грека в современной истории. Этот парень способен взяться за любой сеттинг и превратить его в нечто действительно особенное.
Это история о настоящей войне на фоне не менее настоящей войны. Анна Стюарт тщетно пытается руководить страной, пытаясь побороть свои капризы и многочисленные болезни. А ещё героине непревзойдённо-сумасшедшей Оливии Колман приходится выбирать между двумя фаворитками - их роли исполнили Рейчел Вайс и Эмма Стоун.
И все эти факторы смешиваются в грязную, неприятную, но аллюзию на общество, как и остальные картины Лантимоса.
Только теперь аллюзии куда более понятны. Это совершенно не камерная антиутопия ('Клык'). Фильм намного проще. Скорее всего, причина в том, что Йоргосу попал в руки не его сценарий о самом сложном периоде в пору правления Анны Стюарт.
Тем не менее, авторский почерк разглядеть невероятно легко. Это и подход к съёмке, и совершенно безжалостные сцены, которых ни от кого, кроме как от Лантимоса не ждёшь.
Выражение «Сражает наповал», здесь применимо как никогда
Этот женский ансамбль просто какой-то предел мечтаний, Рэйчел Вайс, Эмма Стоун и Оливия Колман, своими потрясающими и уникальными характерами, манерами поведения, жестами и мимикой, исключительно выносят мозг проверенным артистизмом, даже невозможно сказать, кто из них лучшая, здесь все лучшие и все лучшее.
Иронично поданная английская эпоха 18 века, через костюмированный маскарад открытых чувств, ввязывают зрителя в безумную вечеринку на тему разносторонней любви, создавая игольчатый треугольник. В полной противоположности взглядов и характеров героинь (Королева Анна в «здравом» уме, окруженная преданными личностями, пытающаяся решить ход войны с французами, леди Сара Черчилль, правая рука, задвигающая ее мнение на задний план, выставляя себя ее голосом, и приезжая Кузина Сары, старающаяся ужиться и вжиться в доверие Королевы, дабы забыть свое гнетущее прошлое безвольной проститутки), возникает интригующая почва, засеянная наивностью, глупостью, циничностью, завистью, стойкостью и верностью – и это нагромождение на малый участок эмоций придает такую вибрацию, что ее описанием может заняться эффект землетрясения.
Манящая съемка в покрове классических симфоний, окуная в мир неукротимой власти и блуда, носящих искру некого безумия, благодаря их неординарности в личностях, абсолютно затаскивает зрителя в эти плотские игры, здесь нельзя предугадать их последующие действия, и тем самым каждый момент, несомненно ранее наполненный искрометной комедийностью и драматичностью, становится интригующим, какое замыкание еще может произойти в их головах, преследующих свои цели.
И все же, укрепляющим стержнем повествования, размывая политические вопросы и дворцовые уловки, предстает осознание чувства доверия к человеку через нацепленные маски разных оттенков - Злостная доброта идущая от корыстного сердца, и добротная злость идущая от искреннего - И разобравшись в этом, понимаешь, насколько ты был слепцом.