К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Дошли ноги до номинанта на оскар 'Фаворитки' от греческого режиссера Йоргоса Лантимоса. Трейлеры внушали оптимизм, достаточно интересные были, да и актерский состав просто говорил, что идёт нечто крутое и невероятное. И как же получилось на самом деле?

Фильм рассказывает о противостоянии двух фавориток при королеве Англии Марии Стюарт. Действия разворачиваются примерно в начале 18 века, под конец войны за испанское наследство 1701-1714 годов. Кино определенно понравится любителям истории. Исторические события и персоналии воссозданы достаточно точно.

Хотелось бы сразу отметить необычный стиль повествования картины. Фильм разделен на несколько глав, частей, озаглавленных одной из фраз героев. Сюжет идет размеренно, сценарий объясняет все детали, однако этого стоит подождать, потому что с начала не совсем понятно, кто есть и кто, и что вообще происходит. Главные персонажи прописаны замечательно, все они уникальны, со своими характерами и надолго задерживаются в памяти. Второстепенные также раскрыты в меру.

К игре актерского состава претензий нет совсем. Да и какие могут быть претензии, когда в главных ролях такие мастодонты Голливуда как Рейчел Вайс, Эмма Стоун и Оливия Колман? Особо хотелось отметить Оливию Колман, которая исполняет роль королевы Анны. У нее получилось настолько передать характер этой непостоянной королевы, неожиданные смены настроения, рыдания и т.п., что Рейчел Вайс и Эмма Стоун блекнут на ее фоне. Да, эти две актрисы отыграли на отлично, но это далеко не лучшие их роли.

Важной частью любого кино является музыка. Здесь она действительно отличная, классическая музыка создает именно ту атмосферу Англии 18 века. Также атмосферу дополняют, нет, создают именно декорации. Ведь именно за лучшие декорации фильм номинирован на оскар. Режиссеру удалось на 100% передать быт и нравы королевского дворца. Начиная от жизни кухарок, заканчивая развлечениями членов высших государственных органов.

Запоминается отличная операторская работа. Все пролеты камеры, смена кадров, крупные планы, использование крайне необычных приемов и ракурсов делают наблюдение за происходящей войной двух фавориток более захватывающим.

И казалось бы, если так все хорошо, то откуда взяться нейтральному типу рецензии. Причины на это есть. Очевидно, что фильм не понравится тем, кто негативно относится к лесбийским отношениям. Они здесь есть, в фильме присутствует не одна лесбийская сцена, так что у людей, которые испытывают отвращение к подобным действиям, фильм вызовет лишь негодование и ненависть.

Другой причиной является медленное развитие сюжета. Фильм идет стандартно два часа, однако отсидеть их было тяжело, не раз картина заставляла скучать и посматривать на время.

Таким образом, 'Фаворитка' - это красивый, невероятно атмосферный, местами захватывающий фильм с золотым актерским составом. Но из-за медленного развития сюжета и наличия лесбийских сцен фильм может понравится далеко не всем. Но это нисколько не умаляет его шарма и притягательности.

7 из 10

01 февраля 2019 | 15:26
  • тип рецензии:

Многие критики отмечали новый фильм Йоргоса Лантимоса самым простым и массовым. Академики же отметили 'Фаворитку' десятью номинациями на Оскар, а журналисты наградили одним Золотым глобусом. Согласен ли я с этим? Скорее нет. Однако, обо всём по порядку.

Первое, что бросается в глаза - необычный тип операторской работы, характерный для картин Лантимоса. Эффект 'рыбьего глаза' вкупе с движением камеры по направлению перемещения героев (часто - съёмка из-за их спины) помогает ощутить масштабность происходящего. Хотя, по сути, действие фильма проходит в двух комнатах, двух залах, двух коридорах. Тем не менее, атмосфера есть, королевский замок ощущается живым, большим, повторюсь, масштабным. Цветовая гамма подобрана просто, но со вкусом. Декорации хороши. Костюмы - отличные (хотя соответствующую статуэтку я бы всё же отдал 'Балладе Бастера Скраггса'), в частности, восторг лично у меня вызвали одеяния членов партий Тори и Виги, вернее, их различия.

Лантимос не стремился дословно экранизировать историю. Как следствие, никакой исторической достоверности в 'Фаворитке' нет. Более того, даже герои здесь ведут себя 'по-современному'. Это значительно упрощает восприятие, позволяя зрителю сконцентрироваться на истории королевы Анны Стюарт, графини Мальборо, бывшей дворянки Эбигейл. К счастью, основные события тех лет имеют место быть: помимо отношений указанной троицы героинь, речь в картине идёт о войне с Францией, народных волнениях, требованиях партии оппозиционеров не повышать налоги, сталкивании разных политических сил (Тори и Виги), шпионаже, интригах внутри дворца. Полное погружение удаётся.

Главные героини прописаны блестяще. Королева болеет физически, страдает от разных душевных ран (только потеря семнадцати детей чего стоит), ей тяжело вникать в политические дела, но она старается на благо страны. Сложнее дела обстоят с Мальборо и Эбигейл. Изначально первая - фаворитка и любовь (вот такое авторское видение тех событий) королевы Анны; а вторая - никто, грубо говоря. Зрителя заставляют буквально ненавидеть Мальборо, мы видим, кем надо быть, чтобы добиться власти и влияния: быть полностью лишённой такого качества, как 'честность', не брезговать ничем для достижения целей, забыть про слово 'мораль', в искренности перед королевой также приходится сомневаться. Тварь, иными словами. Но, как оказывается, находится человек ещё более гнилой - Эбигейл. Когда фавориткой становится она, мы понимаем, что, какой бы плохой не была Мальборо, в ней оставались хоть какие-то крупицы чести, любви к стране, возможно, даже чувств к королеве. Последнюю, кстати, искренне жаль, ведь она становится заложницей обстоятельств, бесконечных интриг и женских чувств. Вот такую ситуацию хотят продемонстрировать нам создатели.

Проблема 'Фаворитки', на мой взгляд, в недостаточной глубине для фильма, претендующего на что-то великое. Основное я описал выше. Но, когда мы начинаем копать, мы не находим никакого 'второго слоя'. Всё на поверхности. Даже названия глав фильма. 'А что, если я усну и соскользну?' - символизирует размышление о том, что произойдёт, если королева всё же ошибётся. Простенько. Ну куда это годится? Маловато глубины, когда среди соперников есть, например, 'Зелёная книга'.

Актёры. Номинация Оливии Колман на Оскар как лучшей актрисы второго плана за роль королевы, Рэйчел Вайс и Эмма Стоун номинированы на звание лучшей актрисы второго плана. Вайс и Стоун, безусловно, хороши, особенно первая (верно отметил другой рецензент - её приказам хочется подчиняться), но они блекнут на фоне Колман. Оливия показывает блестящий уровень - огромная гамма чувств, от страданий до счастья, нервное истощение, усталость и борьба с ней. Молодец.

'Фаворитка' - отличное кино в любом случае. Но, право, я не стал бы его заваливать наградами. По крайней мере, среди кандидатов на 'лучший фильм', 'лучший режиссёр', 'лучшая работа оператора', 'лучшие костюмы' есть варианты повкуснее. Но вот Оскары актрисам и художнику-постановщику - может быть, может быть... Осмелюсь порекомендовать сходить в кино и составить своё мнение.

8 из 10

01 февраля 2019 | 10:31
  • тип рецензии:

Те, кто идут в кино, всегда чего-то ожидают от встречи с ним! Что же в таком случае можно подумать о 'Фаворитке', когда режиссер фильма – Йоргос Лантимос: историческая драма? романтическая история XVIII века? комедия в историческом антураже? черная комедия? Что? Не знаю, кто догадался оформить афишу словами: 'Эффектное, смешное и эмоциональное зрелище для широкой аудитории', – но не для всех зрелище получилось именно таким, а после просмотра фильма реклама вообще вызывает досаду и недоумение.

Интересно, что случайно или нет, но в фильме 'Фаворитка' выбран тот же кусочек из истории Англии времен королевы Анны, последней из Стюартов, который почти в точности совпадает с пьесой Эжена Скриба 'Стакан воды': последние годы царствования Анны, борьба за испанское наследство и заключение Утрехтского мира с Францией, но на этом сходство и заканчивается. Пьеса была довольно неплохо экранизирована у нас, в советское время, хотя тогда было мало возможностей для показа исторической костюмной мелодрамы.

Сюжет 'Фаворитки' прост и банален: это борьба двух женщин за влияние на королеву. В фильме мы видим королеву Анну (Оливия Колман) не в лучшие для нее времена, полные скорби и потерь, с рушащимся здоровьем и перепадами настроения, а иначе я не понимаю, как можно пережить смерть 17 детей, мужа и не свихнуться! Её поддерживает подруга молодости, герцогиня Сара Мальборо (Рэйчел Вайс), обладающая реальной властью в королевстве и решающая вопросы войны и мира. Но она не может быть всегда рядом! Дальняя родственница герцогини из обедневших аристократов – Эбигейл (Эмма Стоун) устраивается при дворе служанкой, и сначала при помощи всесильной родственницы, а потом уже и отодвигая её, начинает свой путь восхождения наверх, не брезгуя при этом ни чем. Это, так сказать, квинтэссенция всего сюжета.

Из 'Фаворитки' можно было бы слепить разное: колоссальную драму, романтическую историю, трагикомедию – материала хоть отбавляй, но... получилось ни историческое, ни романтическое кино, а какое-то гротескное действо, временами пошлое, временами вызывающее, временами циничное, снятое в исторических интерьерах. Даже если назвать фильм 'черной комедией', наверное, у всех разное чувство юмора, тут я с режиссером Йоргосом Лантимосом и сценаристами Деборой Дэвис, Тони МакНамара не совпала. Хотя по тому, как показаны в фильме женщины, исторически известные, достойные, и пропагандируются взаимоотношения сексуальных меньшинств, можно предположить, что 'Фаворитка' отрабатывает политику толерантности в таких вопросах или выполняет заказ киностудии на костюмированное кино, и на такой волне вполне можно войти в претенденты на Оскар.

Конечно, есть еще и творческое видение: режиссер, сценарист и др. имеют право на своё отношение к тем событиям, о которых они снимают фильм, но эти 'фантазии', 'видения', 'предположения' должны иметь границы: моральные, нравственные, культурные и т.д. Всегда должна быть какая-то грань, после которой кино не превращается в пошлость, гротеск, цинизм или фарс, чтобы не вышло как по Фрейду, когда 'остроумие – это отдушина для чувства враждебности, которое не может быть удовлетворено другим способом'.

Об актерском ансамбле могу однозначно сказать, что особый режиссерский подход к персонажам и сюжету не помешал всем трем актрисам быть на высоте, передавая внутреннее состояние своих героинь: королева Анна действительно несчастна, больна и ужасно одинока; леди Сара – властна, умна, но считала себя незаменимой, за что и поплатилась. Старая дружба – ржавеет! Надо отметить работу Эммы Стоун, отличная из неё получилась интриганка, не ожидала! Её Эбигейл, будущая леди Мэшем, настолько честолюбива, что ей все равно, каким путем идти наверх. Каждая из актрис выложилась в своей роли максимально. Надо сказать, что мужские образы в фильме явно не пользовались благосклонностью режиссера: то, как они показаны, не вызывает к ним никакой симпатии; нет даже условий, чтобы выделить игру кого-либо отдельно.

Завершая, хочу сказать, что не вижу в фильме задатков хорошего байопика: в нём достаточно неточностей, 'отсебятины', грубого юмора при прочтении исторического материала; также не вижу в фильме ничего академического, характерного как для исторического жанра, ромкома, так и для 'черной комедии'. Тогда непонятно, почему 'Фаворитка' вызывает такой ажиотаж, как претендентка на Оскар? Конечно, о вкусах не спорят, но, по моим ощущениям, фильм получился эпатажный, гротескный, не понятно, в каком жанре и... проходной. Возможно, этот фильм не для меня, но, может, он – для вас?!

01 февраля 2019 | 02:31
  • тип рецензии:

Общее впечатление: Йоргос Лантимос создает довольно интересные картины, вспомнить хотя бы «Убийство священного оленя», до чего мне понравилось кино, что я была готова трубить на каждом углу о нем, а вот «Лобстер» мне не зашел с первого раза, да и досмотреть потом желания не было. Что же здесь?

А здесь интересное кино, странное, но в меру и смешное. Честно, в некоторых моментах я хохотала как ненормальная, до того меня смешили действия героев. В фильме три центральных персонажа — королева Анна (Оливия Колман) безумная истеричка, которой до страны то и дела нет, а вот помогает ей править леди Сара Черчилль (Рэйчел Вайс), с королевой они близки и та разрешает ей принимать решения вместо нее. Вроде бы все хорошо, но на горизонте появляется кузина Сары, Абигейл (Эмма Стоун), которая быстро включается в дворцовые интриги и хочет поскорее занять место своей кузины.

Хитросплетение сюжета стоит на любовном треугольнике, филигранно обыгрываются исторические события. Да и к слову от истории тут мало чего, всё скопление на человеческой натуре, поверьте мне, здесь просто грозди из хитрости и лжи. Забавно наблюдать на что готов человек ради своей выгоды.

Помимо великолепной актерской игры (Колман и Стоун весьма хороши в образах!) хочется выделить операторскую работу. Очень мне понравилось как подана широкая съемка, создается впечатление что я и сама нахожусь в покоях королевы. Использование необычных ракурсов удивили меня, добавив изюминку фильму.

Скучно не будет, исторический жанр уходит на второй план, а центральное соло достается — человеческому «Я». Возможно, для кого-то будут неприятные моменты, здесь есть откровенность, порою отталкивающие вещи. Зато все на ладони! Яркое кино, которое мне очень понравилось, если бы не смазанный финал, я б поставила оценку выше, а так...

9 из 10

31 января 2019 | 22:45
  • тип рецензии:

Йоргос Лантимос снимает весьма своеобразное кино, что называется, на любителя. «Фаворитка» для греческого режиссера должна стать уверенным шагом в сторону всеобщего признания и больших наград. Взглянем детально, что получилось на выходе.

Сценарий. В отличие от предыдущих своих фильмов, Лантимос не участвовал в написании сценария к «Фаворитке». По крайней мере, в титрах не значится. Тем не менее, общие черты с предыдущими работами режиссера ярко прослеживаются. Это касается и персонажей, отличительные черты которых будто бы нарочито выпячиваются, и самой истории, которая полна множества странных нелепостей, но остается при всем этом жизненной и понятной. Так же стоит отметить уместно вписанный и качественно отыгранный юмор. Хотя юмор здесь, как и в других работах Лантимоса, весьма своеобразный.

Актеры. Точнее, актрисы. Трио Колман-Вайс-Стоун вытягивает весь фильм на высочайший уровень. Выделить кого-то из них сложно (читай: невозможно). Что особенно примечательно, все трое отыгрывают совершенно разных, кардинально отличающихся друг от друга героинь. Поэтому следить за каждой из них (за характером, за поведением, за речью и мимикой) безумно интересно.

Постановка. Самый первый кадр ленты показывает зрителю то, что ему посчастливится наблюдать на экране следующие два часа: потрясающие декорации и костюмы с интересных ракурсов. Лантимос блестяще показал себя в историческом антураже, сумев увлечь зрителя и погрузить его атмосферу Англии восемнадцатого века, где роскошь соседствует с грязью, а подлость – с благородством. Нельзя также не упомянуть имя Робби Райана – оператора. Он свою работу выполнил просто на фантастическом уровне (в стиле лучших фильмов, снятых с участием неподражаемого Эммануэля Любецки).

Декорации и музыкальное сопровождение. Декорации и костюмы в «Фаворитке» – это вообще отдельная тема. Не знаю, какими правдами или неправдами наполнялся дворец и все сопутствующее окружение гобеленами, посудой и прочей аутентичной утварью, но половину кадров фильма можно отдельно разбирать по кусочкам, выделяя те или иные любопытные детали. Костюмы и наряды на придворных дамах все великолепны и оправдывают номинацию в соответствующей категории Оскара. Музыкальное сопровождение особенно не запоминается, но в нужный момент звучит всегда уместно и дополняет то, что зритель видит на экране.

В итоге, Лантимос остается Лантимосом. «Фаворитка» – кино, безусловно, хорошее. Определенно, выше среднего. Но это уж точно не стопроцентный шедевр и не фильм «на века». Лента ближе к массовому зрителю, чем предыдущие работы режиссера, но и этого не достаточно.

Главный тезис рецензии: «Фаворитка» – кино качественное, сделанное с душой, местами странное, местами забавное, но требовательное к зрителю. Если вы готовы смотреть во все глаза и слушать во все уши, то получите свою толику удовольствия от просмотра. Если же нет, то рискуете упустить пусть и своеобразную, но все же удивительную эстетику придворных интриг в великолепных исторических декорациях.

8 из 10

31 января 2019 | 21:38
  • тип рецензии:

«Фаворитка» - это экстравагантное историко-костюмированное кино с полным погружением в межличностные отношения трех женщин, которые хотят одного, но в итоге каждая получает своё по заслугам. Фильм является одним из главных претендентов на Оскар.

У него десять номинаций, и это весьма серьезная заявка на победу, при том, что сама картина довольно простая.

Постановкой занимался известный режиссер Йоргос Лантимос, умеющий удивлять, шокировать и поражать. Последние две картины: «Лобстер» и «Убийство священного оленя» многих поставили в тупик, ибо ничего подобного никто не ждал и даже не подозревал, что получится всё настолько круто, стильно и сногсшибательно. Именно по этой причине большинство простых зрителей ожидали от нового фильма нечто запредельное, которое в рамках исторического формата прошибёт насквозь. Но в итоге мы получаем довольно обычное, затянутое и одноразовое кино о вражде двух женщин, которые бьются за внимание королевы.

По сюжету на дворе начало 18 века. Трон занимает болезненная королева, а руководство страной на себя берет ее близкая подруга. Но вскоре во дворце появляется молодая служанка, которая тут же очаровывает королеву и становится приближенной особой. Несмотря на родственные связи, две молодые девушки начинают бороться за внимание королевы. Каждая преследует определенную цель и делает всё возможное, включая ночные утехи, чтобы достичь желаемого результата. В итоге простое соперничество перерастает в жестокое противостояние, где ставки настолько высоки, что каждый промах может серьезно отразиться на окружающих.

Как ни странно, но структура сюжетного развития ничем особым не вделается от большинства похожих историй. Необычных шок-развязок здесь нет, как и нет ничего шокирующего, жесткого и интригующего, ведь именно этим славится режиссер. Как ни странно, но это самая обычная драма с намеками на триллер, но в то же время присутствует юмор, эпатаж и легкое безумие. Это чистый гротеск со всеми вытекающими последствиями. Автор довольно долго «запрягает» зрителя, поэтому первая половина фильма смотрится скучно и неинтересно, при том что фильм идет ровно два часа. Но вот последующие действия героев, когда острота противостояния переходит на новый уровень, фильм вызывает довольно большой интерес. Ближе к финалу страсти накаляются, интрига разрастается, но в итоге вся концовка, к сожалению, выглядит блеклой, размытой и неубедительной, хотя некая доля морали все же присутствует.

Но в то же время особое уважение вызывают актерские работы, а точнее одна в исполнении Оливии Колман, которая сыграла королеву Анну. Именно ее игра вызывает весьма предельный интерес и уважение. Без нее остальные просто-напросто растворяются в общей массе, хотя играют влиятельные голливудские актрисы: Рэйчел Вайс и Эмма Стоун. На протяжении всего фильма королева постоянно меняется, преображается, притягивает и тут же отталкивает. Поначалу она выглядит смешно и нелепо, а само поведение так вообще вызывает большое опасение. Но со временем, узнав её поближе, действия королевы обретают смысл, а сам образ Её Величества вызывает понимание и сочувствие. Пройти через столько потерь и не сойти с ума – это достойно уважения. Королева очень одинока и страдает от этого, поэтому соперничество двух молодых девушек, она воспринимает, как приятную забаву. Актриса Оливия Колман однозначно заслуживает высшей награды за свои старания, ибо это поистине прекрасное преображение и настоящий талант. Увы, но этого не скажешь про других актрис, которые, к сожалению, не выглядели на миллион и не сделали ничего, чтобы запомниться, выделиться и остаться в памяти простого зрителя. Безусловно, их игра заслуживает уважения, но без королевы они просто ничто. Это самые типичные образы героев, которые стремятся заполучить желаемое. Подобных типажей со схожими историями в мировом кино было огромное количество.

Но самое интересное в картине, конечно, это авторский подход режиссера, который не стал делать стандартную постановку в английском стиле. Весь фильм – это один сплошной визуальный перфоманс, который довольно сильно бросается в глаза. Оператор-постановщик на общих планах использовал сверхширокоугольный объектив, благодаря которому картинка воспринимается совсем по-другому, так как для исторического кино подобный формат выглядит очень необычно.

Отдельно стоит отметить, что в фильме практически все мужчины представлены не в самом лучшем свете. Они либо похотливые кабели, либо размалеванные клоуны, или просто трусливые идиоты, готовые лишь только веселиться и получать желаемое в готовой форме. Но один персонаж в исполнении актера Николаса Холта, несмотря на свою внешнюю нелепость, все же олицетворяет образ непростого и очень хитрого человека, который по сути также включился в гонку за благосклонностью королевы ради своих определенных целей.

Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что данное кино однозначно заслуживает внимания, но можно ли его признать лучшим – это довольно спорный вопрос, хотя многие помнят, как в свое время неприметный фильм «Король говорит» стал в 2011 году настоящим триумфатором. Здесь же основная беда фильма заключается в большом хронометраже. Два часа для такой истории – это очень утомительно. Если бы сюжет сократить и ускорить процесс взаимодействия героев, то получился бы отличный жанровый триллер со всеми вытекающими последствиями, где автор четко прописывает мораль сей басни, намекая на очень серьёзные размышления.

7 из 10

31 января 2019 | 15:31
  • тип рецензии:

Это кино не подойдёт ни любителям истории, ни любителям мелодрам. А если зритель искал комедию, что ему однозначно преподносится трейлером, он рискует разочароваться в современном киноискусстве в целом. Невероятно-скучное, монотонное, рваное, пошлое, наигранное и лживое, оно отторгает во время просмотра с самого начала, практически с первых кадров, когда молодой человек бессовестно и яростно трёт рукой о причендал через штаны на глазах у взволнованной Абигейл Хилл, сыгранной Эммой Стоун, и притворяющейся спящей массовки. Причём можно увидеть, с каким неистовством, с какой экспрессией паренёк даёт волю огненной руке, что до дешёвого порно тут не далеко. Это как бы смешно, намекают нам создатели. И будут намекать весь фильм - 'Мы пошутим на темы для озабоченных, а вы посмейтесь'. Да вы совсем обнаглели!? Это что за чушь-то такая!? Почему Голливуд скатился до уровня современных российских комедий?! И это не ложь, в 'Фаворитке' нет никаких других попыток вывести юмор. Гоголь, Монти Пайтон, Трей Паркер и Мэтт Стоун, Билли Уайлдер и Евгений Ваганович неистово плачут. Если уж так хотите пошутить на темы половых органов - шутите, а не тупо в лоб демонстрируйте действия с ними.

Быть может, 'Фаворитка' на самом деле завлекает чем-то другим? Возможно, кому-то нравится внешне Эмма Стоун или Рэйчел Вайс или какая-то другая актриса/актёр - вот и всё. Больше тут смотреть не на что. Никакой истории толком не показано. Понятно, что XVIII век в Англии не богат на интересные события, однако даже из простой дворцовой эпохи можно сделать эпопею. Это доказывал ещё Стэнли Кубрик своим 'Барри Линдоном', который почему-то сравнивают с этим фильмом другого, достаточно многообещающего греческого режиссёра Йоргоса Лантимоса, ярко засветившегося 'Лобстером' и 'Убийством священного оленя' за последние годы. Во всяком случае, об истории Англии мало кто наслышан за её пределами, если не интересовался. И вот тут-то может помочь киноискусство... Не в данном случае. 'Фаворитка' - необычайно опустошённый фильм, где не понятно ничего: ни когда происходят события, ни что за война там происходит (война с французами, а что за война? Что они делят, сколько идёт?), ни кто такие участники и что они из себя представляют, ни что там за перемирие и земельные налоги. Понимай, как хочешь этот набор. Не разбираясь в истории, не поймёшь ничего. Когда наступало время показать какой-то исторический факт, это выглядело просто как факт - показали и идём дальше. Это как в учебнике прочесть предложение напротив даты. И про последствия, конечно, может упомянуться, но также вскользь. Абсолютная рвань, никакого единства и структуры.

Зато хватает показных междоусобиц, приправленных циничной и наглой ложью создателей. Нет, в образ крикливой британской королевы Анны верится, даже несмотря на периодически проскальзывающий фарс от Оливии Колман, которая то заорёт, то завизжит. Непонятно только, к месту или нет, ведь про раскрытие образа сей героини авторы также забыли. Орёт и орёт, типа королева, особа такая важная. Страшно именно за саму Анну Стюарт, которую с какой-то стати делают лесбиянкой. Ни одним источником не задокументирована нетрадиционная ориентация у королевы. Лишь стихотворение неизвестного вига, намекающее на связь между ней и Абигейл, которое отвергается большинством историков, как и ориентационный вопрос. Так на каких же основаниях создатели имеют право так загрязнять имя важной личности, которая умерла более 300 лет назад? Здесь - именно загрязнять, ибо никому не понравится, когда о них лгут, да ещё и касательно личной жизни. Зато зритель видит и восхищается, не подозревая об обмане. Да ведь это гораздо хуже вашего отвратительного юмора! Также поступают и с леди Черчилль и тоже без сопутствующих доказательств. А что? Времена и нравы меняются, кого угодно можно выставить не в лучшем свете - у современных режиссёров полный карт-бланш! Плевать, что ложь, зато мы толерантные! Только противостояние с Абигейл Хилл ещё имеет право на возможные художественные допущения, ибо там документации побольше, отрицать не получится. Опуская их, всё равно нет никакого стремления показать проблемы меньшинств. Разве здесь они унижены или оскорблены? Или, может, они наоборот превозносятся? Нет. Они просто есть.

А мелодрама здесь хоть и была, но скроена она из банальных штампов, причём преимущественно показных. Анна там влюбляется на пустом месте, предпосылки, экзистенциальность и мало-мальский экспрессионизм отсутствует напрочь. Линия Абигейл стартует и типичной 'Золушки', которой противопоставлена вычурно-плохая и злая герцогиня Мальборо. К ней чувствуешь презрение на протяжении всего фильма, невзирая на её реальную симпатию к королеве, правда, тоже не блещущей красками и подробностями. Психологически работает грамотно, но примитивно. Почему-то создатели смогли раскрыть потенциал одной Абигейл, ибо сюжетные неожиданности даруются только ей и хорошо её исполнившей Эммой Стоун. То есть, как таковая мелодрама присутствует, но никак не поражает, подобное кино повсеместно. А вкупе с неоправданными фактами оно злит.

Складывается ощущение, что студия Element Pictures хочет откровенно нажиться на острой современной тематике. Потому что обвинять режиссёра Лантимоса в одиночку не хочется, ведь помимо сюжета ему удалось со своей командой выдать добротную оболочку в виде костюмов, причёсок, грима, декораций. Атмосфера эпохи образования Великобритании чувствуется на деле. А оператор Робби Райан пытался на протяжении всей ленты по-новому раскрепостить съёмочный аппарат, вникая во множество различных техник и деталей. С уверенностью можно сказать, что свои номинации во второстепенных категориях 'Оскара-2019' фильм заслужил. А вот за лучший фильм борется уже не 'Фаворитка', а её направленность, острота - абсолютно пустая. Иначе как можно представить к награде за заслуги в области киноискусства хайповый проект с решетчатым сценарием и поразительно убогим юмором про фаллосы? Почему бы не снять кино вроде 'Тельмы и Луизы' или 'Горбатой горы', где пускай будет затёртая до дыр опора на лгбт-сообщества, но вдумчивый и хороший сюжет, без вранья и сырости? А ещё не придётся марать исторических персон, ссылаясь на поверхностные источники. Сейчас это сделать проще, чем раньше, тем более когда никто не требует шедевров вроде 'Унесенных ветром'. А клеветать на людей, подобных Анне Стюарт, - это вообще низость. Клеветать ради меньшинств, не имея никакого желания показать людям правду. Интересный факт: 'Фаворитка' уже собрала более сотни разношёрстных наград, но вряд ли на них всё закончится в 2019-то году. Убери королеву-лесбиянку, и даже номинаций бы фильм не словил.

2 из 10

30 января 2019 | 17:39
  • тип рецензии:

Давеча глянул Фаворитку.

СЮЖЕТ

Начало 18-ого века. Великобритания воюет с Францией: половина парламента хочет заключить мир, другая половина хочет одержать верх и не допустить усиление Франции, несмотря ни на что. В центре всего этого - Королева Великобритании Анна, страдающая подагрой и покорно вверяющая большинство государских дел своей фаворитке, герцогине Мальборо, Саре Черчилль (да, да, Уинстон Черчилль - её потомок). Неожиданно в королевский дворец приезжает кузина Сары, Абигейл Хилл. Начав работать во дворце кухаркой, Абигейл довольно быстро снискала симпатию Королевы Анны и устремилась вверх по социальной лестнице. Вскоре между Сарой и Абигейл начинается борьба за титул Фаворитки Королевы.

О ФИЛЬМЕ

Йоргос Лантимос снимает очень странное кино. В 2009-ом году его лента 'Клык' стала победителем Особого Взгляда Каннского Кинофестиваля (вторая по значимости программа в Каннах). Это было самое что ни на есть фестивальное кино, абсолютно дикий сюжет про греческую семью, в которой родители изуверски издевались над своими детьми, обратил на себя внимание и снискал симпатию жюри. Его пятый фильм 'Лобстер' взял Приз Жюри уже на основном конкурсе в Каннах. Это кино было рассчитано на более широкую аудиторию: оно было снято уже на английском языке в Голливуде с Колином Фаррелом, и Рэйчел Вайс на главных ролях. Тем не менее, хоть данная антиутопическая сатира и была менее сумасшедшим фильмом, чем тот же 'Клык', все равно фирменный безумный стиль Йоргоса вызвал недоумение у многих зрителей, включая меня. Хотя, справедливости ради, к картине я остался не равнодушным и думал о ней ещё долгое время после просмотра.

Последний фильм Лантимоса - это исторический биопик о жизни британской королевы Анны Стюарт. Необычный выбор для этого режиссёра, хотя он с каждой своей новой картиной пытается испытывать себя в новой теме, каждый раз создавая нетипичные для того или иного жанра картины. 'Фаворитка' получилась его самой доступной, мейнстримной лентой, умудрившись при этом сохранить сумасшедшую изюминку. И на данный момент это его лучшая работа.

'Фаворитка' намеренно играет с условностями жанра исторического кино, ни на секунду не давая зрителю заскучать. Персонажи здесь общаются без пафоса и любят порой знатно выругаться. Операторская работа также выбирает самые нетривиальные ракурсы, особенно запомнились широкие планы царских палат с использованием линзы рыбий глаз, которая нарочито подчёркивает изоляцию королевы от остального мира (она будто буквально живёт в аквариуме). Антураж и костюмы выдерживают единую черно-белую гамму, весь фильм подсознательно воспринимается как одна большая шахматная партия между персонажами Эммы Стоун и Рэйчел Вайс (что также подчёркивается повествованием, состоящим из пронумерованных глав). Ну а уж когда вы увидите сцену с бальными танцами, то вы не сможете сдержаться от смеха - так странно и одновременно уместно такой кавардак мог снять наверное только Йоргос Лантимос.

Львиная доля всего великолепия, которое творится на экране, зиждется на великолепной игре актёрского ансамбля. Николас Холт со своим универсальным амплуа играет здесь последнего ублюдка, хамское поведение которого гениально контрастирует с его чулками и вычурным париком тех времён. Рэйчел Вайс восхитительна в роли серого кардинала и одним своим взглядом может вселить ужас, а уж какие великолепные у неё костюмы (в чёрном наряде она просто Дарт Вейдер)! Персонаж Эммы Стоун грамотно раскрывается, и по ходу фильма отношение зрителя к ней успевает поменяться не раз. Но звездой фильма безусловно является Оливия Колман! Она просто бесподобна! Королева в её исполнении удивительно многогранна - в ней непостижимым образом уживаются детская капризность, невероятный трагизм, непринуждённая комичность и королевская стать. Всякий раз когда она появляется на экране, от неё невозможно оторвать взгляд, и в этом году интриги касательно главной женской роли нет ну совсем - Колман возьмёт свой Оскар также легко, как и все уже полученные ей остальные награды.

ИТОГ

Йоргос всегда был маргиналом в мире кинематографа, но в 'Фаворитке' он умудрился добиться идеального баланса, выдав на-гора блистательную историю с шикарной актёрской игрой, захватывающим сюжетом и своей уникальной сумасбродной атмосферой. И эта история одинаково должна прийтись по душе как среднестатическому зрителю, так и фанатам предыдущих картин Йоргоса. Это гомерически смешная и одновременно невероятно грустная картина не оставит вас равнодушным, настолько мастерски она умудряется сочетать в себе несочетаемое. Браво, Йоргос!

9 из 10

26 января 2019 | 17:47
  • тип рецензии:

Лантимос – один из претендентов на «Оскар»? «Фаворитка» имеет самое большее число номинаций? До существования идеи проекта было бы сложно это представить, после – легко вообразить, что снимет режиссёр. Сейчас веришь, что всё происходит наяву. Удивительный фильм со своим собственным миром, максимально далёким от предложенного классикой, с кривыми зеркалами, отображающими правду, с правилами и порядками, доступными только ему, с как всегда завораживающей съёмкой и художественным оформлением.

Никаких костюмированных порочных драма на выжженой земле британского синематографа. Учимся видеть борьбу за власть в платьях и индивидуальных мотивах. Британия, золотые управленческие королевские века. Возглавляет престол королева Анна – тучная болезненная особа, с переменчивым депрессивным состоянием, совершенно не способная управлять государством. На дворе очередные военные противоречия с Францией, что должна делать Англия в своём положении – королеве неведомо. Что делать знает только её фаворитка и по совокупности любовница – герцогиня Мальборо, живущая в весьма комфортном положении – по сути, все бразды управления государством в её руках.

Всё меняется с приходом во дворец обедневшей девушки Эбигейл, кузины графини Мальборо, лишённой титулов и наследства, у которой есть свои цели по приближению к власти.

Нисколько не характерный по тематике фильм уже англо-греческого бесконечно талантливого режиссёра, к тому же снятый по чужому сценарию. Если переживания по поводу качества конечного продукта были, то после просмотра они должны безвольно отпасть. Как Лантимос устанавливал свои порядки в кино, так и продолжает этим заниматься. Даже если зритель останется недовольным от действий режиссёра – забыть он их не сможет. К тому же «Фаворитка» проста в своей диспозиции – три центральных женских персонажа, разыгрывающих треугольник своих амбиций и состояний.

Прежде всего эта лента является очень тонкой и изысканной сатирой на состояние власти и людей, приближённых к ней, которым, в целом, до управления государством нет никакого дела. Как в большинстве рабочих состояний и происходит – главное, получить место, чтобы комфортно его эксплуатировать для внешнего презентабельного вида и бытовых благ. Персонажи фильма никого и ничему не учат, более того, из положительных черт в них только выдающаяся игра актрис, попавших в несомненно комфортную женскую нишу лидерской роли (показательная картина сложилась в главных номинациях этого года – неоднозначный выбор, кто главный герой ленты, а кто герой второго плана). «Фаворитка» не имеет акцента ни на ориентации персонажей, ни на их смысловом праведном посыле. Главное для фильма – иллюстрация интриг, забавных, комичных и несомненно мерзких.

Дуэт Рейчел Вайс и Эммы Стоун не даёт даже шанса рассматривать игру каждой по отдельности и разглядывать персонажа по индивидуальным критериям. Они как будто смотрятся в зеркало, копируя действия друг друга и стараясь опередить своё отражение. Победой может стать только разбитое стекло, а уровень его целостности целиком и полностью зависит от королевы. Колман же в роли властной особы, пусть и появляется в кадре не так часто, и уж точно никакой определяющей роли для самого фильма не играет (чего не скажешь об истории, в нём происходящей), несмотря на главную женскую оскаровскую номинацию, зеркало держит в прочной, дубовой раме, постепенно, однако, разваливающейся от времени. К ней зритель вряд ли что способен ощущать, поскольку этот элемент сатиры является не более, чем источником всех комично-преступных связей.

Лантимоса же в фильме, единственного, кстати, ярко выраженного и маскулинного мужчину, можно увидеть в отдельных линиях режиссёрского почерка и следованию собственным интересам. Как всегда, по кадру пробегает зоопарк – тут есть и гуси, и лобстеры, и кролики, которых разводит королева. И стрельба по птицам двух фаворитичных особ, которые, если вспоминать предыдущие ленты режиссёра, могут неплохо олицетворять собой людей, бесполезных для развлечений высшего порядка.

Такой же отличительно чертой являются и съёмка с художественными оформлениями и великолепными, по своему контрасту и совокупности цветов, декорациями. Первую половину фильма от «Фаворитки» сложно отвести взгляд – настолько всё это тактильно по ощущениям. Пусть длинный коридор в усадьбе всего один и герои шныряют по нему с такой частотой, что проводить каждый раз проезды по перспективе было бы убийством для глаз, Лантимос всё равно находит, как сделать пространство простым, показательным, стильным и даже дизайнерским на скандинавский лад. В качестве основной фишки у него теперь рыбий глаз и резвые (но при этом безумно плавные) повороты на сто восемьдесят – от одной части зеркала к другой, от одной интриги, к интриге ей подобной. Пусть Хэтфилд-хаус уже испытан не одним десятком подобных кинолент, во взгляде Лантимоса он абсолютно иной.

Лантимоса, можно повторить. Несмотря на то, что он является продюсерским проектом. В отличие от той же «рапсодии», призванной конкурировать с ним за Оскара, в этом фильме режиссёр и присутствует, и своё присутствие ставит во главу угла. Именно поэтому «Фаворитка» настолько фотогенична – два часа пролетают абсолютно незаметно, но оседают достаточно глубоко.

24.1.2019

25 января 2019 | 12:22
  • тип рецензии:

Узнав о новом проекте Йоргоса Лантимоса, общественность, мягко говоря, удивилась историческому убранству Фаворитки. Всё потому, что скучное переложение фактов из учебников истории на киноэкран не является почерком автора таких фильмов-абстракций, как Клык, Альпы и Лобстер. Подобного зрелища, привычно вызывающего дискомфорт и неприятие, но одновременно поражающего до мозга костей своей правдивостью, ожидали и от Фаворитки.

Чего же мы дождались в итоге? Немного иронизируя, режиссёр цитирует исторические писания начала восемнадцатого века, акцентируя внимание на отношениях королевы Анны Стюарт (Оливия Колман) со своей фавориткой леди Сарой Черчилль, герцогиней Мальборо (Рэйчел Вайс). Из истории наглым образом вычеркнуты почти все упоминания о мужьях главных героинь. Основываясь на переписке королевы Анны и герцогини Мальборо, принято полагать, что между женщинами было нечто большее, чем просто дружба. Вообще, историки отрицают какие-либо другие связи двух женщин, за исключением чисто дружеских и деловых. Но ведь подобные суждения скучны и отнюдь не кинематографичны. Королева Колман именно такая, какой её описывает в своих дневниках и письмах Сара Черчилль. Она мягкая, податливая, глуповатая, беспомощная и вечно больная. Актрисе отлично удаются все эти качества. В свою очередь Сара в исполнении Вайс умна, красива и чересчур навязчива, как и положено быть настоящей герцогине Мальборо.

События разворачиваются на фоне войны с Францией. Королева, не без участия властной подруги, принимает важные решения как в отношении страны, так и в отношении собственной спальни. Сюжет был бы неинтересным без вмешательства в историю Эбигейл (Эмма Стоун) - юной особы, которая ради собственного благополучия готова на любые подлости, как впрочем и все, кому довелось жить в столь беспощадную эпоху.

Передать атмосферу восемнадцатого столетия довольно просто. Напомаженные лица и громоздкие парики, агония разврата и отсутсвие моральных принципов, пирожные и барочная музыка. Последнюю Лантимос решил не заменять на современную, как это делала, например, Коппола в своей Марии-Антуанетте. Барочная музыка у него разбавлена звуками, которые больше напоминают звуки воздуха, выдуваемого из морской раковины. Пирожные дополнены лобстерами (!) и мандаринами. Кругом пасутся кролики и носятся обескрыленные утки.

Режиссёру снова удаётся пройтись по оголённым нервам зрителей. Поместить их не только не в свою тарелку, но и отбросить в ней на три столетия назад, где из одной спальни в другую можно попасть по потайному коридору, где нужно упражняться в стрельбе и верховой езде и где дамы, которые иногда любят поразвлечься, собственно этим и занимаются.

23 января 2019 | 09:50
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: