'Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов' ровно настолько круто и прекрасно снят, насколько омерзительны 90+% его персонажей.
И если абстрагироваться от того, что без всех этих людей мир точно был бы лучшим местом и Рашка перестала бы быть Говняшкой, как ласково величает страну министр её культуры, то сюжет интересен, меток и злободневен.
Как для дебютной картины Александр Хант выдал очень добротный фильм по крепкому сценарию Алексея Бородачёва, а в объективе оператора Даниила Фомичёва даже отвратительные урки вызывают интерес, а не рвоту.
Думаю не будет спойлером то, что ненависть гопника Чеснока (Ткачук) к бросившему его отцу-уголовнику Штырю (Серебряков) (оба сыграли просто блестяще) будет претерпевать разные модификации и в течение этого роуд-муви трансформируется в иные чувства... (закон драмы, знаете ли), но конец - порадовал. Боялся, что будет как положено, а закончили как надо.
В общем, безусловно, этот фильм - одно из главных событий киногода в РФ.
Родители, которым повезло с детьми, обычно имеют детей, которым повезло с родителями
«Как Витька Чеснок вёз Леху Штыря в дом инвалидов» - режиссёрский дебют выпускника ВГИКа Александра Ханта в сотрудничестве со сценаристом Алексеем Бородачёвым. Российский криминально-драматический фильм, дающий надежду на светлое будущее отечественного кинематографа, правда навряд ли массового. Картина получила множество наград и номинаций в общей сложности на восьми различных кинофестивалях, к слову, на одном из которых и мне удосужилось побывать.
За таким необычным, но в то же время запоминающимся и более того отражающим основное сюжетное событие названием, кроется простая и до боли знакомая история о человеческой ненужности. Двадцатисемилетний бывший детдомовец Витька «Чеснок» (Евгений Ткачук) живёт самой заурядной жизнью в провинциальном городке. Всё чего он хочет, это сбежать от своей «надоевшей и мешающей» семьи. Неожиданно для себя Витька узнаёт, что в городе находится его отец-уголовник, прикованный к инвалидному креслу – Лёха «Штырь» (Алексей Серебряков). Недолго думая, «Чеснок» решает отвезти «Штыря» в дом инвалидов, чтобы, впоследствии присвоить себе его квартиру, да и избавиться от лишней обузы, еще не представляя, с какими приключениями и моральными мучениями ему предстоит столкнуться.
Несмотря на такое, на самом деле, вызывающее название, ассоциируемое исключительно с воровским и тюремным миром. На проверку, оказывается, что это очень добрый и светлый фильм, где за ширмой разбойно-аморального поведения и наигранного максимализма неуемных амбиций дворовой шпаны скрываются такие чувства, как любовь, сострадание, страх одиночества, обиды прошлого и боль утраты близких. Хант показывает совершенно обыденную историю российских реалий, не пытаясь гипертрофировано очернить ни происходящие события, ни главных героев, а скорее только возвышая последних на фоне всеобщей бездушности и безразличия. Вместе с Витькой и его отцом зритель проезжает всю дорогу до дома инвалидов на старом красном «пикапчике», с головой погружаясь во взаимоотношения родственников. Где-то ты призираешь «Штыря», невзирая на его нынешнее состояние, за то, что он бросил семью, сделав сиротой Витьку, а где-то, с таким же успехом и сам Витька становится никак не лучше отца в своём совершенно идентичном желании. Но в конечном итоге, к обоим проникаешься чувством жалости. Как отец, так и сын находят между собой безмолвное примирение. До конца не в силах подобрать нужные слова, оба начинают прекрасно понимать друг друга. Лёха «Штырь» осознаёт, что по возвращении из тюрьмы, он оказался никому кроме сына и не нужен. Что все, на кого он надеялся, отворачивались, потупив глаза. Витька же понимает, что отец продолжает любить его, и что ближе человека у него нет, и вряд ли когда-либо будет. Однако, при этом становиться похожим на своего отца Витька никак не желает. Но разве это уже не случилось? И все эти чувства, режиссёр, на удивление, смог передать не через ожидаемые бесконечные выяснения отношений на повышенных тонах, что свойственно среднестатистическим «душераздирающим» драмам, а наоборот, смог показать всё предельно тихо и спокойно. Показать так, что по одному взгляду ощущаешь все внутренние терзания персонажей.
Также львиную долю в раскрытии характеров и отношений главных героев имеют актерские воплощения. Дуэт Алексея Серебрякова и Евгения Ткачука вызывает самые разнообразные эмоции по ходу повествования. Оба актёра гармонично дополняют друг друга и в то же время ярко контрастируют между собой. Но если роль Алексея, к слову, снявшегося совершенно бесплатно, можно назвать, в какой-то мере второстепенной, беря во внимание немногочисленность его реплик и действий, то Евгений в прямом смысле этого слова – звезда экрана! Ювелирное попадание в образ, исполнение которого может вызывать только восторг и немного опасения за целостность носа. Остальные актёры просто качественно выполняют свою работу, выкладываясь, если не на максимум, то в пределах перфомансов, не вызывающих недоумения.
Музыкальное оформление достаточно специфично. Может показаться, что плейлист, состоящий, в подавляющем большинстве, из современных «реп-композиций» был добавлен лишь в попытке привлечь заинтересованных в этом людей. Но на деле, выбор именно такой музыки наилучшим образом, как создаёт атмосферу «бандитской панельной» России, так и раскрывает природу главного героя. И пусть я не являюсь фанатом подобного музыкального направления, все же, не могу не признать абсолютную правильность его использования в контексте фильма.
Выглядит кино ничуть не хуже, чем играется. Хоть особых операторских прорывов и не наблюдается, но, безусловно, отслеживается самобытность Даниила Фомичева, который не скупится радовать зрителей интересными ракурсами и визуальными решениями. Картина снята в серых и жёлтых приглушенных тонах, что дополняет атмосферу и без того грязной и холодной России.
«Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов» - фильм не без проблем, но проблем настолько несущественных на фоне, вложенных в него сил, как физических, так и душевных, что хочется назвать его лучшим российским проектом последнего времени, по крайней мере, в области авторского кино. Очень решительная и унитарная картина. Простая история, призванная напомнить о глубине «русской души» и важности кровных уз, которые делают нас теми, кто мы есть. Этой лентой Хант не пытается прыгнуть выше головы или в одночасье стать неоспоримым мастером своего дела, но говорит, что для российского кино еще не всё потеряно. Невероятный дебют, Александр! Браво!
Жил-был в глубинке Витька Чеснок, сирота с детских лет. Звезд с неба не хватал, но и не был грязью под ногами пацанскими. Были у него жена и сынишка, друзья-пацаны, да машина красная. Жил он в тесноте и в обиде. И вот однажды объявился отец его – Леха Штырь. А отец непростой, зэк бывший, да еще и парализованный. Совсем лишним был Витьке этот отец, если б не хата его. И не долго думая, по совету девицы Лариски, решил Чеснок сдать отца в дом инвалидов. Погрузил в багажник его и повез за 1000 км по России-матушке.
Да, это сказка (достаточно обратить внимание на название). И только так нужно относиться к этой картине. Не следует здесь придираться к правдоподобности персонажей и окружающей их действительности. Сказка должна быть яркой (порой в ущерб реалистичности) и зрелищной, а этого здесь хоть отбавляй. В начале есть ощущение перебора с гротеском, и кажется, что смотришь очередную неуклюже состряпанную работу выпускника режиссерского факультета, который никогда и не видел глубинки и гопников, там обитающих, но потом все вроде бы начинает укладываться в рамки стиля. Этот стиль, а точнее о почерк режиссера, следует принять и полюбить, делая скидку на дебют в большом кино. До этой ленты у Ханта (режиссер) были только короткометражки, собственно шлейф от них и окутал Витьку Чеснока. Нельзя не заметить спешку и некоторую неумышленную недосказанность, которая не дотягивает до ёмкой метафоричности, но все же совершает робкие попытки.
Есть ли у этой сказки мораль? Есть намёк, добрым молодцам урок! Пожалуй этого достаточно для того, чтобы не скатиться к низкосортному односложному экшену.
Кинолента может «не вкатить» по очень простой причине: она хайповая. А хайп, как известно, амбивалентен. Ценителей со снобистскими наклонностями скорее всего оттолкнет и разочарует такой посыл создателей. Но что тут поделать, современность «ценители» совсем не чувствуют, точнее не хотят. Важно заметить, что в фильме видна ориентация на (молодого) зрителя, лишенного предрассудков. Вернее такой зритель в полной мере прочувствует замысел режиссера и насладится картинкой и музыкой, которая местами совсем делает фильм хайповым видеоклипом, и это прекрасно.
P.S. отдельно хотелось бы отметить заключительную песню группы Не Твое Дело, которую для меня открыл этот фильм
Я не буду говорить хорошие или плохие вещи про фильм, расскажу только о своих личных мыслях и переживаниях по поводу этого фильма.
1. Первые мысли, которые приходят в голову при просмотре: 'неужели мы так живем', «противно смотреть». Я имею ввиду непотребщину, которой занимается главный герой. Но если прочитать слоган к фильму и немного подумать, можно понять, что вызывает такую горечь и отторжение: «Стань тем, что ты есть».
Каждый видит и узнает в героях себя, своих знакомых, такого же Витьку из соседнего подъезда. Маленького человека, чьи моральные принципы и психика травмируются под давлением внешних обстоятельств. И таких маленьких людей подавляющее большинство. И от этого противно. А не от того, что кто-то 'бухает' в кадре или совершает аморальные поступки.
2. Возникают вопросы к хронометражу и, в целом, общему построению фильма. Но оператор и режиссер - Даниил Фомичев и Александр Хант - начинающие деятели киноискусства, и я уверена, что у них еще все впереди. Для первой полнометражной работы это достойная картина.
3. Что касается проваленного проката (сборы около 5,5 млн относительно бюджета в 25 млн рублей) - это исключительно вина прокатчиков, которые боятся брать на себя ответственность за начинающие невоспетые таланты. Чтобы найти фильм для просмотра в кинотеатре, нужно было сильно постараться, даже в самый пик проката.
3. По поводу музыкального сопровождения скажу, что выбранная музыка полностью соответствует характерам персонажей. И, может быть, кто-то заметил, что музыка соответствует последующим действиям героев? Последняя композиция закрывает хитро оставленный режиссером открытый финал.
Итог. Лично мне фильм доставил больше положительных эмоций, нежели отрицательных.
Сама идея фильма - роуд-муви про гопников, где перед главный героем стоит острый моральный выбор - достаточно оригинальна, тем более для российского кинематографа. И режиссеру удалось сплести эти, казалось бы, несовместимые вещи очень органично.
Хант поднимает Звягинцевские социальные темы неравенства и угнетения, но делает это с иронией, свойственные настоящему русскому человеку из северной глубинки, за что ему отдельный респект.
Замечательный катарсис, произошедший в молодом человеке, Евгений Ткачук просто потрясающ! Как и Алексей Серебряков, конечно. Хочется сравнить с гадким утенком, среди хлама, детдомовского воспитания, злобы на отца за забитую мать, вульгарности - вдруг в концовке Витька обретает себя, вдруг взлетает над собой, поняв что-то большое. Что раньше ему было недоступно.
Короче, стоит посмотреть фильм, чтобы понять что-то большее, чтобы в душе перевернулось то, что отвечает за совесть, любовь и заботу. И стать выше, хоть немного. Спасибо режиссеру за замечательный фильм! Проняло и очень!
Кино это рассказывает о Витьке Чеснокове, который рос в детском доме. Парень этот выглядит, да и ведет себя, как настоящий заправский гопник. Друзья естественно под стать ему. Живет Витька в доме жены вместе с тещей и сыном. Примерным семьянином его назвать сложно. Вот небольшой словесный портрет главного героя. И вот в один прекрасный момент, Витька узнает, что его отец (Леха Штырь) жив, но не здоров. Теплых сыновьих чувств наш главный герой не испытывает к своему отцу. И его можно понять: Леха некогда было заниматься воспитанием сына в перерывах между пребыванием в местах не столь отдаленных. Но у Штыря есть то, что нужно Витьки - квартира. А квартирный вопрос, как известно, портит людей. Вот тут и начинается местами увлекательное, а местами и драматичное, путешествие отца и сына полностью оправдывающие название фильма.
Данный фильм является дебютом в большом метре режиссера Александра Ханта. Для дебютной ленты фильм выглядит хорошо. Много интересно подобранных ракурсов, хорошая операторская работа. Картина порой довольно ярко описывает жизнь в российской глубинке где-то в дали от Москвы. Некоторым может не понравиться такой местами гиперболизированный реализм. Но такой художественный прием, на мой взгляд, призван зародить интригу: сможет ли главный герой как-то измениться в таких условиях к концу фильма. Но ждать прямого ответа на этот вопрос не стоит. Придется каждому немного поразмыслить и решить, что же Витька за человек. Фильм просто изобилует композициями российских рэп-исполнителей, что в свою очередь очень хорошо играет на антураж картины.
Если говорить об актерской игре, то здесь, конечно, выделяется дуэт отца и сына, которых сыграли Алексей Серебряков и Евгений Ткачук соответственно. Серебряков отлично справился с ролью больного, отсидевшего немало, человека. Евгений Ткачук старается не отставать от своего старшего коллеги и выдаёт довольно убедительную роль молодого и гоповатого жителя глубинки. Дуэт, на мой взгляд, получился довольно неплохим, и никто не тянет одеяло на себя. Что касается остальных актеров, задействованных в фильме, то из имен на слуху можно выделить только Александру Ревенко из нашумевшего фильма Движение вверх, которая сыграла эпизодическую роль консультанта в банке, куда главный герой приходил за кредитом.
В заключение хотелось бы отметить, что появление новых лиц в российском кинематографе идёт ему же на пользу. А когда авторы не бояться браться за довольно сложные социальные темы и взаимоотношения отцов и детей, которые никогда не перестанут быть актуальными, так и хочется верить в то, что для российского кино ещё не всё потеряно.
Роуд-муви о гопнике, который, чтобы спать со своей подругой, готов отвезти едва живого отца-уголовника в дом инвалидов.
Папаша, правда, оказался, вполне даже крепок, так что приключений на двоих хватило. Небезупречный сценарий, грешащий немотивированными 'всплытиями' и переходами, тем не менее выигрывает лаконичностью и почти неореалистической, в духе знаменитых киноитальянцев и киноамериканцев, моралью. Особенно хорош фильм на фоне многочисленной телепродукции, перенёсшей на нашу почву латиноамериканские стенания плачущих богатых. Здесь же провинциальное потребление, пролетарский пейзаж почти безликого города, почти уже мёртвые персонажи лихих 90-х и социально никуда не девшийся, но основательно забытый птушник откуда-то из ещё более ранних годов.
Но запомнится эта работа, конечно, двумя актерскими соло - привычного в своем актерском классе Алексея Серебрякова и гораздо менее известного Евгения Ткачука. Серебряков как будто слегка переиначил и продолжил судьбы когда-то сыгранного им в паре с Михаилом Ульяновым неблагополучного подростка Виктора Чернова (Последний побег) и бандита по кличке 'Адвокат' из 'Бандитского Петербурга'. Ткачуку, наверное, было сложнее - у него нет такого бэкграунда. Тем приятнее результат. Ещё приятнее режиссура. При ином подходе история двух маргиналов грозила превратиться либо в чернуху либо в сентиментальный роман. Но молодой режиссёр Александр Хант проходит аккурат посередине. Конечно, невесть откуда появившиеся и невесть почему възевшиеся на Штыря бандиты не красят картину, как и некоторые другие несуразности, но во-первых, они не особо заметны, а во-вторых, ещё и скрыты за умело вставленной иронией, распространившейся и на финал. Хоть тот и является открытым.
Есть такое ощущение, что я посмотрел видеоклип какого-нибудь российского рэп-коллектива или исполнителя, например Хаски. Просто растянулся он на полтора часа, но это ни в коем случае не замечание, а наоборот, огромный плюс этой черной комедии Александра Ханта, о котором кроме его имени я больше ничего и не знаю. Но зато Евгений Ткачук, который снялся в главной роли, с каждым своим появлением на экране всё больше ошеломляет и покоряет безумием актёрской игры. Он играет 27-летнего Витьку по прозвищу 'Чеснок', он живёт в небольшой провинции, работает на свалке сортировщиком, берёт исходя из своих возможностей максимально всё. У него есть жена, с которой его связывает лишь малолетний сын, он постоянно оттягивается в местном клубе (страшно даже его так назвать), в котором ему составляют компанию товарищи, не далеко ушедшие, и периодически Чеснок трахается с такой же легкой по натуре подружкой Лариской.
Жизнь приготовила ему сюрприз в виде объявившегося отца, который бросил его еще в подростковом возрасте, так как сел в тюрьму. Из-за этого мать покончила с жизнью, а Витьку отдали в детдом. Отца, Лёху по прозвищу 'Штырь', играет Алексей Серебряков, который будто был рожден для подобных ролей. Намечается вариант заполучить квартиру отца в наследство, отдав его в инвалидный дом, потому что изначально нам показывают его парализованным, лёжа в койке, без каких-либо намёков даже на мелкие движения и речь. Но в ходе дальней поездки к отцу приходят силы, и рождается знакомство между главными героями. Они узнают друг друга очень бегло, но этого достаточно для того, чтобы каждый сделал кое-какие выводы для себя и прочувствовал родственную связь.
В фильме полно гиперболизированного абсурда, на котором и держится всё повествование. Благодаря этому и ощущается вся атмосфера, которую пытались передать авторы. Это легкое кино, которое лишь поверхностно проходит по сакральному смыслу, но уловить его получается. Опять же не без талантливой актёрской игры. Саундтрек состоит из множества 'качающих композиций', которые мы так привыкли слышать из каждой мчащейся на светофоре машины отечественного производства. Но он дико заедает и влияет на атмосферу не меньше, чем сами персонажи. Просмотрев кино, у меня даже и не появилось мыслей за что-то его критиковать, потому что всё в нём на своих местах, каждый персонаж выглядит натурально и естественно, не смотря на стиль и манеру повествования. Ты понимаешь, что именно такие персонажи и могут встретиться в реальной жизни, вокруг них мы зачастую и живём. Я очень люблю кино о простых людях, без толики пафоса или прочей мишуры, так как они - основа нашей страны и её большинство, да, никто не идеален, каждый со своими изъянами, но почти в каждом из них можно найти частичку чего-то душевного и позитивного.
В начале 2018 года со мной дважды случилась уникальная история. Сначала 'мать!' Аронофски, а затем этот фильм А. Ханта заставили меня пересматривать их уже на следующий день. Если с первым это понятно, то как подобное могло произойти со 'стопятьсот тысячным' российским фильмом про 'грязь, страх и ничего человеческого'? И уж совсем не вероятно то, что мысли о фильме я смог оформить только через пару месяцев. Мне постоянно неуловимо не хватало какого-то нюанса, чтобы конкретно понять, чем же Хант заставляет меня постоянно возвращаться к истории Витьки Чеснока. Недостающее мысленное звено я получил из интервью А. Серебрякова, где он сказал, что в конце сыграл смерть. Все встало на свои места. Этот фильм не про Чеснока, а про Штыря.
Витька и Леха очень интересно подобраны внешне. Плюс Евгений Ткачук выполняет в кадре двойную работу - играет гопника-пацанчика и старательно копирует мимику и движения 'папы' Серебрякова. Таким образом мы словно видим одного человека и его молодое отражение. Благодаря этому приему, а так же блестящему сценарному прологу уже в первые 15 минут фильма очень широко раскрываются сразу оба главных персонажа. Глядя на парализованного Штыря, мы сразу видим, и какой он был в молодости. Привыкший не отдавать отчетов за свои действия, вести эгоистичную разухабистую жизнь, Леха и сейчас еще уверен, что он в авторитете у окружающих. Сталкиваясь с ненавистью сына, он говорит ему: 'Я тебе докажу!', и терпит очередное фиаско, оказываясь ненужным и второй семье. Дальше больше, и от него отворачивается даже его враг. Итогом становится забытый чулан и затертая пижама дома Инвалидов. Расплата, настигшая Штыря чудовищна. Быть ненужным никому при живой жене, двух детях, блатных 'друзьях'. Когда на тебя абсолютно плевать вообще всем. И мне кажется, что размышления Витьки в финале, это не принятие решения о возвращении. Это осознание повторения пути. Финал Штыря и финал Витьки тоже. Ведь их жизни на этом отрезке идентичны
Разве это не прекрасно, что в российской сценарной пустыне наконец-то появился полноводный оазис?
К этому всему совершенно необходимо добавить собственный визуальный стиль, подчеркиваемый приятной глазу палитрой. Глазам тут не менее интересно, чем мышлению. Ушам, конечно, тут только не позавидуешь, но как музыкальное сопровождение, уверен, это именно то, что нужно.
Дуэт двух прекрасных актеров описывать нет смысла. Задача фильма в значительной степени зависела только от них. И персонажи получились наделены массой отличительных черт, с проработанными характером, лексиконом, движениями и интонациями. Отдельно из актерского состава хочется выделить Константина Гацалова. У него очень и очень характЕрный, колоритный персонаж. Я даже в жизни таких точно видел. Очень похоже.
Как итог, это кино оказалось в списке мои любимых произведений с массой моментов, которые уже опять хочется пересмотреть.
Я отношу себя к любителям российского кинематографа. Считаю, что у нас не разучились снимать арт-хаус, драмы и просто 'думающее' кино. Данное картина вызвала у меня противоречивые, сложные чувства. Я разберу фильм на положительные и отрицательные моменты, которые как мне показалось, в нём присутствуют.
Положительные моменты:
1. Неплохая актёрская игра. Как бы я не недолюбливал Серебрякова за его высказывания о России, играет он отлично. Собственно никаких претензий нет и к остальным актёрам.
2. Интересное повествование. Сюжетная линия развивается ровно, личности героев раскрываются. Их мотивы и поступки соответствуют их типажам.
3. В целом фильм снят профессионально. Картину смотреть приятно и интересно. Антураж соблюдён.
Отрицательные моменты:
1. Точнее один момент. Но для меня очень весомый, значимый. В картине полностью отсутствуете мораль. Фильм снят о человеческих уродах. Отец – негодяй. Всю жизнь пил, воровал, бил домочадцев, сидел. В общем полный маргинал. Его сын – точная его копия. Отбросы общества, без которых всем бы жилось легче. Нам показывают несколько дней из их жизни. И весь фильм я, как уверен и многие другие зрители, ждали, когда главный герой насмотревшись на своего отца увидит в нём себя. Поймёт, что он точно копирует ту отцовскую жизнь, которую он проклинал с детства. Вспомнит, что у него самого есть сын и жена. И что ещё не поздно всё исправит. Но…нет. В данной кинокартине если человек социальный урод, то он им и остаётся до конца фильма. Если бы их обоих в конце убили, мир бы стал чище. Это моё личное мнение.
Итог: Фильм интересно смотреть на протяжении всего времени пока он идёт. Но в конце остаётся неприятно послевкусие. Тех людей, которых показали в фильме не так уж и много на самом деле. В том числе и в провинции. Какой посыл у фильма? В нём полностью отсутствуем мораль, хорошие поступки, доброта и любовь в любом проявлении.
В данной кинокартине всё очень качественно кроме смысла.