К описанию сериала »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Одна шифровка может решить исход многолетней войны. Одно донесение может передать инициативу на поле боя. Везде и во все века разведка была тихой армией, которая короткой весточкой наносила противнику ощутимое поражение. Но в эту армию не брали всех добровольцев. Потому что тем, кто шёл в бой на фронтах приходилось полагаться как на свои силы, так и на удачу. Разведчик должен быть впереди событий, он не должен рассчитывать на везение, он должен его формировать, должен вести события за поводок, а не наоборот.

Именно такого разведчика мы видим в 'Семнадцати мгновениях весны'. Мы можем слышать цепочки логических размышлений, и по ним судить о Максе Отто фон Штирлице. Он - хладнокровный профессионал, который заранее присматривает себе наблюдательный пункт в музее, заранее подбирает правдоподобную историю, которая объяснит, почему он находится в этом музее и заранее знает, куда пойдёт из музея и что дальше сделает. Да, ему подвластен не весь ход вещей, но хорошая память и чёткое понимание того, как высоки ставки в политической игре, помогают ему отвернуть подозрения, казавшиеся неопровержимыми. Его тонкая, но напористая игра позволяет ему отражать молнии с двух сторон - и от 'родной' немецкой разведки с Шелленбергом и Гиммлером во главе, и от управления внутренних дел, где свирепствует подотчётный Борману Мюллер.

Оружие резидента - вовсе не его табельный пистолет. Это его прикрытие, безупречное личное дело ('в связях, порочащих его, замечен не был'), превосходное знание повадок противника, строжайше соблюдение всех норм конспирации. В такого разведчика я верю - он скромно трудится во благо своей Родины и незаметно разрушает благостный порядок вещей в месте, куда послал его Центр. И даже в форс-мажорных ситуациях на лице его нет и тени паники, оно похоже на каменный лик статуи. Статуи актёра, который не ждёт рукоплесканий, а играет исключительно потому, что видит большую и праведную цель.

А его зрители, и отчасти антигерои этой же пьесы. Они показаны так человечно, как нигде больше. В 'Семнадцати мгновениях весны' что партийные Бонзы рейха, что обычные солдаты - они не монстры, которые пьют кровь невинно убиенных жертв. Они тоже люди, некоторые, не побоюсь этого слова, рыцари своей державы. Но им очень не повезло с руководителями. А ведь обычные воины рейха, как можно увидеть в сериале, не всегда разделяли суждения запершегося в бункере фюрера. Некоторым было всё равно, некоторые понимали, как глупо воевать ради таких жестоких идеалов... Но все устали. Устали от войны и бомбёжек, устали настолько, что пытались спасти режим сепаратными переговорами... Но это уже было бы исторической несправедливостью.

Нет, Германия должна была проиграть, на этот раз на двух фронтах (а не как в Первой Мировой). Просто цена этого поражения была слишком неимоверна, ужас самой войны слишком сильным... Страдали мирные люди, и во время просмотра сериала, возникает жалость к тем, кто жил в полуразрушенном Берлине. Подавляющая часть из них была виновата лишь в том, что родилась в этих краях, и повелась в годы нищеты и бедности на яркие призывы партии со знаменем свастики. Свастика была разбита, разломана, превращалась в крошку, исчезала всякая приверженность к ней. И немецкий солдат Хельмут, ещё так недавно мечтавший убить как можно больше пехотинцев из СССР, повернул своё оружие против того зла, что скрепя сердце готово убить не только выросшее поколение, но и будущее.

12 серий, с интересным началом и волнительным финалом, буквально принуждающим посмотреть сразу и следующую, повествуют не о том, как ужасна война, хотя и это тоже важная часть сюжета, но о том, как много сил требует достижение мира. Ведь даже нейтралитет - это не безопасность, и в Швейцарии всегда стоило помнить отзыв на свой пароль... Однако как тиха и чудесна природа, природа, берущая историю о Максиме Максимовиче Исаеве, в плотные клещи. Если нарушить эту тишь, то очень сложно будет вновь принести покой. Неимоверными усилиями: и военными операциями, показанными через минуты кинохроники, и тихими шагами над краем пропасти одиноких разведчиков (собранных в образ Штирлица) удалось сохранить несколько не очень благодарных наций и природу в их краях-государствах.

Некоторые читающие уже успели задаться вопросом: когда начнётся перебор актёров, рассказ о достоинствах и недостатках сериала? А во всё этом есть какая-то необходимость? Неужели нужно выделять кого-то из длинного ряда исполнителей, подчёркивать, как далась ему роль, или вообще сравнивать образы с историческими портретами? Может быть, у сериала есть недостатки, но у любой картины есть не самые удачные штрихи. Ползать же по всему холсту, разыскивая их, я считаю занятием бесполезным - в данном случае, это будет неуважением к тем, кто совершал военный подвиг, и чьей памяти посвящён сериал. Простую поделку, сооружённую с целью заработка студии, я упрекнуть могу, но на такой колосс, каким являются 'Семнадцать мгновений весны' я могу лишь любоваться. Ведь это память, а память часто бывает обрывочной. И в ней не обязаны присутствовать яркие цвета, чем проще гамма - тем яснее суть.

Оценка?.. В баллах?.. Сильно сомневаюсь, что можно измерять 'Семнадцать мгновений весны' какими-то рейтингами.

Через считанные дни сериал станет самым запоминающимся памятником всем разведчикам СССР, непревзойдённым шедевром советского кинематографа, гранитным пластом культуры огромной страны. Но сейчас, в ноябре 1973, Вячеслав Тихонов не знает об этом. Он едет на Киностудию им. М.Горького. Он едет работать...

04 ноября 2009 | 21:20
  • тип рецензии:

Писать о таких картинах непросто. Ведь для того, чтобы прикасаться к шедеврам, нужно понимать всю ответственность: позолота от шедевра остается на пальцах навсегда...

Это не просто кино. 'Семнадцать мгновений...' - это целый мир, существующий по ту сторону экрана. И нам, зрителям, странным мистическим образом кажется, что фильм не заканчивается, герои продолжают жить своей отдельной жизнью где-то там... в далекой, ушедшей от нас стране.

Да, прошлого не вернуть. Но так хочется, чтобы вернулись и были рядом Штирлиц-Тихонов, Шелленберг-Табаков, Мюллер-Броневой, Кэт-Градова. Какие роли сыграны, какие типажи созданы невероятно талантливыми актерами!

Фильм получился не просто о мгновениях одной победной весны. Это мгновения, которые снова и снова проживает огромная страна, сопереживая героям и заново участвуя в событиях!

10 из 10

11 октября 2009 | 12:13
  • тип рецензии:

Была бы возможность, поставил бы этому фильму 17 из 10.

Досмотрел фильм буквально на днях и жалею, что не посмотрел классику Советского кино раньше, а все ждал, пока мне исполнится двадцать лет.

Великолепная игра любимых актеров Тихонова, Броневого, Ланового, Евстигнеева и других погружают зрителя в захватывающую историю русского разведчика, и на протяжении всех двенадцати серий держат зрителя в напряжении, заставляя сопереживать героям как своим близким или родным людям.

Музыка и песня в исполнении Иосифа Кобзона передает настолько хорошо атмосферу фильма, что эмоции начинают в душе наполняться с новой силой.

И напоследок я хотел бы посоветовать смотреть 'Семнадцать мгновений весны' в черно-белом варианте, так на мой взгляд лучше передается дух того времени!

10 из 10

19 июля 2009 | 13:12
  • тип рецензии:

Забавно: покуда соизволишь, наконец-то, посмотреть кино, его уже и раскрасить успеют, и перекроить на современный лад. В общем, выходит, что уже и выбрать можно: Вам Штирлиц-классик или вариант-модерн?

Была реальная возможность познакомиться с легендарным произведением в цветном варианте, но что-то я не рискнул. Дай-ка, думаю, сперва на оригинал взгляну, а там, глядишь, и сравнить можно будет, если заинтересуюсь.

Сильное кино. Вот уж, в самом деле, глыба. Даже не знаешь, с какого боку подступиться. Не так давно смотрел «Щит и меч» - тоже, казалось бы, известная картина, но как-то не впечатлило. Были опасения и касательно «17 мгновений» (тема-то, как ни крути, одна), но, к счастью, они рассеялись практически сразу.

Фильм просто захватил. Много в последнее время пришлось читать о том, что черно-белое кино не способно увлечь современного зрителя априори, но я с этим не соглашусь. Мне кажется, что кому надо, кто понимает, кто правильно расставляет приоритеты, тому не придет это даже в голову. А пытаться привлечь внимание серых безликих масс – слишком неблагодарная задача. Игра не стоит свеч. Не стоит метать бисер перед сами знаете кем.

В данном случае совершенно однозначно могу сказать, что симбиоз документальной хроники и собственно художественной составляющей картины во многом обусловлены именно единством цветовой гаммы. Лично мне этот прием понятен и близок, поскольку его использование автоматически, возможно, на подсознательном уровне повышает уровень доверия к тому, что видишь на экране. А это, особенно в таких фильмах, согласитесь, немаловажный фактор. Речь не идет о том, что «так все и было» - отнюдь. Но «так могло быть» - и этого вполне достаточно. Более чем.

Что еще хочется отметить. Буквально два слова об актерах. Просто блестяще. Выделять кого-то особенно – занятие чертовски сложное, опять же дело вкуса, но лично свой «приз зрительских симпатий» я отдаю Л. Броневому и его Мюллеру – это высший пилотаж. Фантастика! Хотя, повторюсь, ансамбль был великолепен целиком и полностью.

Песни и мелодии из этого фильма – безусловно, полноценное слагаемое успеха. Раньше они воспринимались, может быть, не так ярко, но теперь, словно обогатившись какими-то свежими ассоциациями (кадрами, моментами, эпизодами), не сомневаюсь, обрели новую жизнь.

Не могу не сказать и о сюжете. Мало того, что я искренне восторгаюсь проделанной работой по созданию художественных образов конкретных исторических фигур, их многогранности, глубине и жизненности, если хотите, я отметил для себя еще и достаточный уровень идеологической корректности, некоей легкости в этом смысле, что, безусловно, тоже располагает к себе зрителя. Кроме того показанная история далека от стандартного клише и непобедимости и всемогуществе советских разведчиков (слово «шпион» как-то здесь не очень, на мой взгляд, уместно). Это к вопросу о доверии, опять-таки.

Женская роль. Даже не роль, ибо не ей одной все ограничивается. Лучше так: женщины в фильме. Немаловажный элемент. Отдельная в некотором роде сюжетная линия, особый «предмет» сочувствия и переживаний. Блистательное воплощение на экране.

В принципе, можно было бы продолжать и дальше, но, думается, это тот случай, когда и так все ясно. Фильм по праву считается одним из лучших в истории советского кино, я очень рад, что мне, наконец-то, довелось, убедиться в этом лично. Высший балл.

10 из 10

29 июня 2009 | 12:32
  • тип рецензии:

Многие говорят, что этот великий фильм о Родине и о чувстве долга. Но мне бы хотелось рассмотреть другой аспект этого фильма (безусловно их множество).

Штирлиц - разведчик который защищал Родину ценой собственной жизни. Я не говорю о смерти физической, я имею в виду гибель моральную.

Он лишён права чувствовать и тем более выражать свои реальные чувства. Он не может называть своей Родиной Россию (СССР). Он вынужден постоянно сталкиваться с теми, кто является его врагом...

Но то, что он лишён права быть с любимой женщиной - не каждому дано выжить с этим. Одна та сцена встречи в кафе... Те десять минут ценного молчания, трогающие до глубины души, залезающие очень-очень глубоко.

Они сидят в нескольких метрах друг от друга, но чувствуется такая духовная связь между ними, что не имеет значения как далеко они друг от друга физически.

Я не говорю, что разрыв с родными самая главная боль испытанная в то время (это испытали все кто жил во времена ВОВ). Но этот момент в данном фильме очень ценен с моей точки зрения. Потому что война - это не только море крови, но и прежде всего моральный надлом.

В заключение хочется просто констатировать факт - главной достопримечательностью фильма стала изумительная игра актёров. В наше время это редкость.

10 из 10

27 мая 2009 | 23:02
  • тип рецензии:

Посмотрел я этот фильм совсем недавно, в цвете. Не смотрел до этого по двум причинам:

1. Многовато серий (12), дома у нас записи нет.
2. Чёрно-белый. Вытерпеть один чёрно-белый фильм я могу, но 12… Увольте.

И тут такое! Моё мнение: 10 баллов.

Сделать оригинальный шпионский фильм, да ещё и из Второй мировой войны невероятно сложно. Уж больно затасканная тема. Сложно, но можно. История о работе штандартенфюрера СС Штирлица подана не как стандартный приключенческий боевичок. В общем, активных действий Штирлиц проделывает всего два: убивает Клауса и огревает бутылкой по голове Холтоффа. При этом фильм умудряется не впадать в занудность (а то сагу об ошибке резидента просто страшно вспоминать).

Это скорее производственная история. Видно, что двойная игра, которую ведёт Штирлиц – работа на СССР с одной стороны и подковёрные операции в Германии с другой – работа, а не игра.
Отношения между героями служебные. Большая часть действия проходит в кабинетах.

Иногда даже появляется обманчивое ощущение, что всё это не вполне серьёзно, и противостояние гестапо и разведки – не более чем обычная деловая конкуренция. И актёры-то подобраны человечные – Броневой, Куравлёв, Табаков. Но взгляд моментально спотыкается о свастику, которую каждый из этих людей носит на рукаве. И понимаешь: нет, все, все они враги и точка.
И Штирлицу поэтому радоваться особо нечему. Не только, потому что его могут в любую минуту схватить за руку, поймать, проследить, посадить под колпак.

Ещё ведь он срастается с этой средой. Он уже автоматически произносит: «Хайль», у него в досье, как у всех, сказано: «Беспощаден к врагам Рейха».

При том, что в фильме очень немного действия и много разговоров, тут постоянно поддерживается нешуточное напряжение. Оно есть всегда, и невольно сам про себя ругаешь Штирлица за какие-то неосторожные фразы, за долгие раздумья перед сожжением очередной опасной бумажки и т.п.
Прекрасна музыка. Всего три-четыре темы, но их хватает с лихвой.

Теперь по покраске. Сделано просто здорово. Нет ярких цветов, зато есть стилизация под цвет, который выдавали плёнки той поры. С самого начала это вызывает отторжение, когда Штирлиц стоит в условно зелёном лесу. Но потом понимаешь, что к чему и спокойно смотришь.

А смотрится полнее достойно, особенно по сравнению с современными сериалами. Сейчас и сюжет-то такой не придумают. Что за задание: проследить, ведутся ли переговоры насчёт сепаратного мира с нацистами? Это не задание! Зритель даже не поймёт, что требуют. Надо сразу: спасти мир. И чтобы Штирлиц залетел в кабинет Мюллера, выломав ногой дверь. Негодяй ему: «Убирайся!» А тот: «Никогда!» И начинается драка.

15 мая 2009 | 10:41
  • тип рецензии:

Я посмотрел этот фильм лишь сейчас, уже в цвете. Да, для меня важны авторские первоначальные цвета, но увы они придают фильму старомодность и лишают его актуальности. Равно, как и длительность одной серии 70 минут, насколько я понимаю купюры в цветном варианте были совсем небольшими, но зато серия уложилась в привычный для меня размер.
Критиковать или хвалить сам фильм не имеет смысла, история уже все сказала про этот фильм. И потому напишу лишь о глубоко личном восприятии сериала (да, в цветном варианте это именно сериал и потому должен так восприниматься зрителями). Про 'Войну и мир' Толстого есть фраза, что девочки читают про мир и пропускают про войну, а мальчики наоборот. Это в полной степени касается и '17 мгновений весны': мне абсолютно неинтересны и местами даже противны эпизоды с участием радистки Кэт и очень любопытно все, что касается подковерных интриг и всего, что связано с профессиональной деятельностью Штирлица. Мне бы хотелось, чтобы все серии показывали, как Штирлиц работает, а не страдает всякими бредовыми штучками связанными с непрофессионалами (а рожать в чужой стране соблюдая конспирацию именно из этой области, да и Плейшнер такой же) или даже страдает муками совести....

Актеры великолепны, Тихонов советский Делон, жаль, что ему не удалось полностью проявить свой потенциал. Табаков и Броневой адекватны своим ролям, не зря родственики настоящего Шелленберга благодарили актера за то, как он показал их предка... А настоящего Мюллера так и не нашли, вероятно он нашел свою тихую ферму с бассейном

11 мая 2009 | 22:58
  • тип рецензии:

Позволю себе внести ложку дёгтя в бочку мёда. На мой взгляд, фильм очень надуманный, абсолютно лживый с исторической точки зрения, а в некоторых сценах попросту глупый.

Сюжетных натяжек настолько много, что иногда неловко делается за авторов, в том числе и за самого главного - Юлиана Семёнова. Начнём с главного героя. Во-первых, агент в гестапо и РСХА у советской разведки был один - немец Вилли Леман, завербованный еще до прихода Гитлера к власти. Когда он был разоблачён в 1942 году (кстати, по вине руководителей нашей разведки), Гиммлер и Мюллер были настолько поражены, что даже не доложили об этой скандальной истории фюреру, а по-тихому прикончили беднягу. К чему я об этом? Штирлиц был бы простителен, коли действовал в кругу таких же вымышленных персонажей (как, к примеру, Белов-Йоганн Вайс в 'Щите и мече'), в таком случае с него и взятки гладки. Но если вы вводите в число главных героев реальных исторических деятелей, то извините. Даже голливудцы до такого не додумались, чтобы в соседнем с Гиммлером кабинете орудовал некий шпион! Недаром генералы - реальные участники ВОВ были возмущены фильмом - мол, войну, оказывается, выиграл какой-то шпион!

Художественные достоинства в картине, конечно же, есть - отличная игра большинства актёров, фразы, ставшие крылатыми и т.д.

И если уж называть эталонный советский фильм про шпионов - то это 'Мёртвый сезон', основанный, кстати, на реальной истории и сделанный гораздо более достоверно и со знанием дела (а сцена обмена вообще стала классической и не раз цитировалась даже в западных фильмах). К тому же, на мой взгляд, Банионис - актёр куда более разнообразный и талантливый, нежели всегда одинаковый Тихонов.

5 из 10

27 января 2009 | 11:41
  • тип рецензии:

Фильм отличный, учит тому, чему трудно учиться без гордости и мужества, а именно любить свою Родину, Родину победившею фашизм. Фашизм совершил преступление не только против других народов, но и прежде всего против своего!Хроники фильма достоверны и это не монтаж!

Это был последний фильм где звук и видео ряд записывался одновременно и в живую! Техника была несовершенная, но техника актерского состава на высоте! И не только потому, что актеры репетировали, но и за счет ВЕЛИКОГО таланта каждого! Каждый из них велик в своем актерском мастерстве! Все актеры от главных ролей до эпизодных реплик и без них обладали огромным потенциалом, чтоб так сыграть, чтоб и через десятилетия фильм не отпускал, позволял рассмотреть новые детали и новые грани актерской игры.

Тихонов не просто ходит, молчит, смотрит на небо, он показывает внутренний мир своего героя, в каждом движении чувствуется интеллигентность, ум и чувство собственного достоинства. Это очень трудно играть, таким надо быть!

Евстигнеев для своего героя придумал 40 (!) видов походок, чтоб режиссеру было удобно выбрать ту, которая передает беззаботность человека, измученного войной! Родственники Шелинберга от себя лично выразили признательность Табакову за искрометный и обаятельный образ, оценив его актерский дар и не придирались к цвету его формы и нашивкам! А Гитлера и Чарли Чаплин играл, может и его форму рассмотрим детально? Не в этом же дело? Правда!

Тем кто усматривает неточности в немецкой форме, ее цвету и фасону, пусть посмотрят на сегодняшние фильмы, где не только немецкая форма не соответствует годам, а советская спутана неимоверно и несоответствие чудовищное, рядовые не могут нормально честь отдать (рука у молодых бойцов только по–американскому варианту идет).

Не надо ребята строить из себя знатоков фашисткой моды, НЕ ФОРМА важна, а содержание! Содержание душ, мотивов и поступков людей!

Фильм отличный на все времена, живая игра актеров, находит живой отклик в душах людей!

10 из 10

05 мая 2008 | 00:00
  • тип рецензии:

Фильм действительно получился добротным, все конечно же благодаря таким замечательным актерам. Исторические ошибки конечно присутствуют, а как же без них? Все актеры очень похожи на своих реальных прототипов за исключением почему-то Генриха Мюллера. Ему тогда вообще 43 года было, взгляните на мой аватар, и сравните с Леонидом Броневым, ну что есть сходство?

Реальный же шеф гестапо был 170 см роста, коренастого телосложения с черными глаами и такими же черными волосами и к тому же имел квадратообразное лицо. Согласитесь, мало общего с круглолицым седым толстячком Броневым? Надо сказать, что на юридической психологии мы очень часто смотрели '17 мгновений '. До сих пор многие судебные психологи считают этот фильм эталоном жанра и используют в качестве учебного материала.

С одной стороны, конечно, соблюдены очень многие исторические факты, а с другой складывается такое впечатление, что автор книжку по истории СС не читал, а так, перелистывал. Что в гестапо делает женщина в черной форме образца 1930 года, которую они вообще никогда не носили? Радистки и прочие штабные работницы носили серую или оливковую форму, и это пол беды но кто пустил женщину на допрос? Нам показывают поразительное портретное сходство Шелленберга и Табакова, Гиммлера и Прокоповича, Бормана и Визбора, и вто же время допускают такие ляпы (впрочем, в 'Щит и меч ' их не меньше).

Вывод: это один из лучших отечественных фильмов про нашу агентуру в Германии, но лучше бы фильмы про немцев снимать самим немцам, они к истории более щепетильно относятся.

03 декабря 2007 | 00:49
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: