«Основатель» – название, которое в некотором роде сначала озадачивает, говоря о биографии Рэя Крока; человеке, который сделал успешным ресторан McDonald's, начиная от локального заведения в Калифорнии и заканчивая глобальной сетью быстрого питания по всему миру. Озадачивает, ведь по правде говоря, он не является основателем McDonald's. Тем ни менее в название вписывается конкретный подход Крока в достижении успеха, это типичная американская мечта человека (даже если тебе и больше 50), в которой тонко улавливается суть, что если чего-то желать, то стоит идти до конца и не останавливаться ни перед чем, даже если идея принадлежит кому-то другому.
Рэй Крок (Майкл Китон) – неутомимый продавец, втирающий и втюхивающий, по-другому и не сказать, на протяжении многих лет различную технику. Из последнего – устройство, делающие молочные коктейли, которое он возит от штата к штату в багажнике своего автомобиля. В один день, в городке Сан-Бернандино (Калифорния) он знакомиться с братьями Макдональдс (Джон Кэрролл Линч и Ник Офферман), которые спроектировали конвейер, делающий качественно фаст фудную пищу за считанные минуты. Придя в восторг от увиденного, он почувствовал общенациональный потенциал данной системы. Рэй убеждает братьев позволить ему предоставлять франшизу. Братья, которые также мечтали об этом, но в расширении не преуспели, соглашаются, но составляют жесткий контракт. Однако их доверие является вознесением Рэя к вершине и одновременной их гибелью. Это вековая история корпоративного капитализма: успех одного человека является эксплуатацией другого.
Недавно реанимировавший карьеру Майкл Китон своим персонажем показывает неоднозначное представление качеств Крока, который готов бросить любого — и все — под автобусом в его безжалостном стремлении добиться успеха. Он индивидуальность, готовая на все, чтобы продвинуть себя и использует всех, чтобы удовлетворить собственные потребности и цели. Даже многострадальную жену (Лора Дерн), которой хочется сопереживать. Крок отказывается от людей так же легко, как приспособленцы от своих принципов — без раскаяния или сожаления. Создание и запуск прибыльной корпорации являются его самоцелью, и он не заботится, на кого он должен наступить, чтобы достичь верха. К его чести, актер не изображает Крока как злодея. Нет. Он рассматривает его как человека, готового использовать любые средства, чтобы достичь американскую мечту — успех, благосостояние и, самое главное, уважение.
Китону, как и режиссеру (Джон Ли Хэнкок, умеющий хорошо снимать истории, основанные на реальных событиях) абсолютно все равно, понравится зрителю Крок или нет. В фильме отсутствует абсолютно любое раскаяние, и никто не смягчает краски. Скорее будет сочувствие к братьям Макдональдс. Эти ребята, проделавшие большую работу и сделав прекрасную концепцию ресторана быстрого питания, в конце концов, бессильны перед гладко говорящей акулой, которая, в конечном счете, пожирает их.
«Основатель» – фильм, который мог с легкостью претендовать на награды, если бы прокатчики не прогадали с датой релиза. Это простой и несложный рассказ о том, как человек, который не является обязательно лучшим или самым талантливым, готов сделать, что угодно, чтобы быть признанным. Хотя Крок и не придумал систему внутри кухни, у него имелся талант к брэндингу, и 'McDonald's' - идеальный американский бренд, а золотые арки, спроектированные Диком Макдональдом, служат архитектурным маяком семейного время препровождения и по сей день.
P.S: уверен, что «Основатель» не заставит зрителя бойкотировать McDonald's, но при этом может заставить дважды подумать о заказе одного из его молочных коктейлей.
'Я просто хотел, чтобы ты исполнил свою мечту' (c) Мак
Фильм 'Основатель' режиссёра Джона Ли Хэнкока - это довольно обычная работа для данного постановщика, которая является, так сказать, классической для его профессиональной привычки, а именно для его некоего пристрастия к историям об известных или просто необычных людях, которые так или иначе добиваются чего-то, чего не смогли добиться иные: это можно понять, лишь 'взглянув' в сторону таких прошлых его работ, как 'Спасти мистера Бэнкса' или 'Невидимая сторона'.
Но когда в прошлых кинофильмах Джон предоставлял на суд зрителю персонажей в основном положительных, в догматическом понимании их мировоззрения, то здесь мы видим героя, в основе действий которого уже лежит желание непосредственной собственной славы и богатства. Но делает ли этот из него антагониста картины? Нельзя сказать единолично.
Понимаете, Майкл Китон сыграл такого Рэя Крока, к которому, несмотря на его однозначную личину такового пожирателя, обманщика и манипулятора, нельзя отнестись без понимания и сожаления. Его герой - 52-летний мужчина, который всю жизнь гонится за ускользающим из ладоней счастьем. Его идеи, которые сперва кажутся многоуровневыми и успешными, на поверку оказываются пустым звуком. Во многих банках и у множества кредиторов он прославился как показатель бесперспективности некоего новшества. Над ним смеются, в его не верят... И самое ужасное: он сам не верит в себя. Таковым человеком пред зрителем предстаёт Рэй в первой половине картины, в которой у зрителя формируется связь с данным персонажем. А после уже создатели мастерски работают с этой самой связью: показывая изменение личины ввиду жажды постоянного дохода, притом как можно большего, сценарист Роберт Д. Сигел, основываясь на исторических фактах, в сентенциозном контексте показывает то, каким человеком становиться не следует. Насколько далеко в превращении в 'волка с Уолл-Стрит' не следует заходить. Это кино демонстрирует все грани такового перерождения, Майкл Китон, благодаря непревзойденной игре, отображает как идейного, прыткого бизнесмена 'легкой руки', так и злобную, настырную акулу предпринимательства. Нельзя сказать, что личности в исполнении Ника Оффермана и Джона Кэрролла Линча, а именно настоящие создатели империи закусочных Мак и Дик МакДональды, в себе содержат положительные стороны, а Рэй предстаёт как бесспорное зло - нет, это не так. Ценность данной ленты как раз в том, что здесь есть место серому, цвету, цвету неоднозначности, цвету, который заставляет размышлять над характерами. Здесь видно развитие отношений между героями, развитие, или деградация, тех же ранее упомянутых характеров и притом это происходит в реалиях действительно когда-то имеющих место быть событий...
'Основатель' 2016-го года - это просто крепкое, хорошее, качественное кино, которое способно было представить себя в ряде некоторых номинаций на предстоящей премии 'Оскар', но ввиду откровенно паршивой рекламной компании и вечной дестабилизации даты релиза была просто пропущена Кинематографической Академией, которая сейчас, в лице множества своих членов, извиняется в положительных рецензиях и отзывах, которых данная лента взаправду достойна. Обладая бюджетом в семь миллионов долларов, авторы сумели проникновенно воссоздать антураж и атмосферу 50-х годов двадцатого века, при этом наполнив картину не только некоторыми визуальными операторскими реверансами в сторону 'Духа Улья' Виктора Эрисе да классических роуд-муви вроде “Беспечного ездока” Дэнниса Хоппера, но и отличным музыкальным, минималистским, но оттого и запоминающимся музыкальным сопровождением.
Нельзя сказать, что данный фильм - шедевр. Нет. Но как история роста богатства, но обеднения личности, как нравоучительный панегирик настойчивости, как показатель актерского мастерства Майкла Китона, который одним взглядом способен заставить на последних кадрах зрителя вновь усомниться в своём отношении к Рэю Кроку, - это прекрасный фильм. Самая незаслуженно пропущенная мимо всеобщего внимания картина этого года, пожалуй, которую из-за этого, и множества иных ранее перечисленных причин, следует посмотреть.
'Основатель' Джона Ли Хэнкока не стал событием в прокате США и Канады. Следовательно, такому фильму путь в российский прокат, конечно, заказан. Даже несмотря на то, что в России 'ресторанов' быстрого питания McDonald's пруд пруди. Кстати, франшиза добралась и до соседнего Казахстана, и теперь в двух главных городах страны имеются уже 5 зданий с самой популярной вывеской. И это только начало экспансии. К чему всё это? Думаю, в СНГ хорошая касса фильму была бы обеспечена дружными коллективами каждого заведения. Биг Тейсти!
В целом, фильм сам по себе хорош. Даже позволяет себе заигрывать с судебной частью культовой 'Социальной сети'. Как известно, жизнь Рэя Крока четко делится на два этапа: жизнь до McDonald's и после. Филе-о-фиш. Вот это 'после' и было изложено в продюсерском проекте Джереми Реннера. Не сказать, что до знакомства с братьями Макдональд лысеющий торговец миксерами терпел неудачи в жизни. Как никак у него были большой дом, супруга и своя контора. Лишь не было по-настоящему оглушительного успеха. Да. Чикен Макнаггетс.
К такому успеху стремится любой уважающий себя мужчина. Хотя большая часть в 52 года уже задумывается о пенсии, упадке сил, потере интереса к женщинам и невозможности изменить устоявшийся расклад в жизни. Двойной чизбургер. Но только не Рэй Крок, который загорелся таким жгучим желанием, что найденная им 'нефтяная скважина' со временем принесла ему астрономическую сумму денег. Он словно выпил эликсир молодости и с головой окунулся в воплощение пресловутой американской мечты. У него всё получалось. Макчикен.
Однако некоторые моменты в фильме всё-таки вызывают вопросы. Развод случился ни с того, ни с сего. Да, были предпосылки в виде постоянного отсутствия дома и появления блондинки, только вот решение было подано буднично. Гарри Цоннеборн сыграл значительную роль в создании империи, но в сюжете он появляется, просматривает бухгалтерию, предлагает простой план и затем отходит в сторонку. Запомнился тем, что его сыграл один из отряда ублюдков Альдо Рэйна. Фред Тёрнер, правая рука Рэя Крока, как ходячая мебель. Чизбургер.
Ну, жарил отлично он котлеты, стал ходить рядом с боссом, и что? Джун Мартино была верной помощницей своего начальника, и что? Просто в конце даются справки о дальнейшей судьбе этих трёх человек, и сие странно, поскольку в сюжете они не занимали значимые места. Майкл Китон классный актёр, он старался вовсю. Это заметно. Но создатели, кажется, до конца не решили, показывать его трансформацию в гадкого типа или нет. То, как его герой поступил с братьями, отнюдь не красит человека. Да, это бизнес, Рэй Крок сам объяснял. Гамбургер.
Объяснял, что не поможет тонущему. Его позиция ясна. Сценарист Роберт Д. Сигел показал не неоднозначность поступков героя, а, скорее, неопределенность в личности Рэя Крока. Поди разбери, он nice guy или bad guy. Не тот момент, когда можно свалить всё на присутствие в характере человека белого и чёрного. То, как он влюбился в супругу своего компаньона, тоже выглядело не к месту, потому что никакого развития в этой сюжетной лини не было. Или оно было, но зрители как бы должны были подразумевать, что там происходит. Роял Чизбургер.
Ладно, что-то о плохом да о плохом. О хорошем ведь нужно замолвить словечко. Сцена ужина Рэя Крока с братьям Макдональд поставлена занятно. Быстрый монтаж с помощью множества кадров увлекательно преподносил рассказ открытия первой забегаловки со скоростным сервисом. Отрадно, что герой Майкла Китона показан дельцом с хорошей хваткой. Конфликт с братьями, которым хватало небольшой годовой выручки, был очень хорошо передан. У них ведь была золотая жила, а он сделал её своей. Кто же в выигрыше? Съедим-ка Чикенбургер!
6 из 10
P.s. Классно, что в одном кадре появились Майкл Китон и Патрик Уилсон! Хоть их лица и не похожи, но мне всегда казалось, что между ними много сходства. В ухмылках, в блеске в глазах, в удивлении, в телодвижениях. Прямо какие-то родные души. Двойной Роял Чизбургер!
История будет интересна тем, кто любит MacDonald's, а не, как Вы думали' предпринимателям, которые любят читать Forbes, посещать тренинги и всячески совершенствовать свою систему развития посредством опыта влиятельных людей. Нравится смотреть как сексуальные девушки слизывают мороженое, это тоже самое только с булками. Мне это напомнило ларёк с шаурмой на котором нарисована модель с огромной грудью разрывающая шаурму на части, как я могу это охарактеризовать...нелепо, по другому не скажешь. Итак история поведует нам не о братьях основателях, а о человеке, который внезапно пришёл к ним, поел их бургеры и надоедал им всё это время. Всё не так было?? Не знаю, но показали именно так. Перед нами Рэй Крок, который продаёт всякую ерунду и расхваливает её, прямо как в 'Магазин на диване', они продают всякую ерунду, мы переключаем эти каналы, но, Боже, они так не раздражают, как раздражает амбициозность какого-то шута горохового, весь фильм несёт какой-то бред, большей глупой роли я не ожидала, я не умею писать нормальные отрицательные рецензии я либо сижу и матерюсь в кинотеатре, либо кидаюсь попкорном в экран, тут было и то и другое.
Наверное всё потому, что я ненавижу Макдоналдс как таковой? Нет, мне всё равно, что они там продают, мне как для экономиста интересна система! Можно восхищатся гениальностью развития сети, в то время любая идея приносила максимум денег, риски были минимальные, ниши не имели конкурентов, сейчас идите и возьмите кредит на открытие франшизы под залог своего дома, вам даже в банке скажут, что вы чудной. Но сколько драматизма в этом, а ещё удивительнее как Майкл Китон пытается быть грустным. Он не может быть актёром, также как я не могу быть юристом, у каждого свой характер, он как назойливый консультант, которого ну никак не отогнать и ничего нужного не говорит.
Несколько слов о работе съемочной группы! Снято более чем хорошо, но не смотря на качество слишком занудно и все меньше приходится обращать внимание на звуковиков и видеооператора!
История об американской мечте, и искажённых её реалиях. Красивые речи в книгах и суровая жизнь за дверьми, разные цепочки, не попадающие вместе в одно ядро.
В этом мире, вдоволь красочных созданий, с оригинальной жилкой внутри. Но не каждый может направить её в ровное плавание, не сгорая при этом. Среди жёлтого поля, находиться и серость с грубой шкурой внутри, и наивным взглядом снаружи.
Достаточно талантливых мужчин, стремящихся воплотить свою революцию в жизнь. И когда они сделали первые шаги, все резко забывают о тех славных парнях, соседнего двора, с бурлящей фантазией.
Бизнес – это война. Военные законы жестоки, незнание их не освобождают от ответственности. Все что связано с ценным фундаментом, а деньги — это ценный фундамент. Никак не липнет с моральными ценностями, честью, талантом и даже здравым смыслом! Настойчивость — вот что в их влечёт, переступить через себя, семью, построенное прошлое. Соблазн? Вполне возможно. Не зря, однажды дьявол заявил, о покорении все человечества таким элементом, как деньги. Миф это или нет, в этом мире мы не узнаем. Разве что в бреду, купаясь в сюрреалистических сновидениях. Но это субъективность, и она мало ценятся на рынке. Факты? О, да! Они по вкусу каждому второму.
Возвращаясь к тезису этой рецензии — «Настойчивость». Главный двигатель продуктивности. Как ни странно, он был и у главного героя этой истории, Рэя Крока. Человека, который был влюблён в идею, пускай даже не свою. А двух талантливых парней, которые не хотели отпускать своё дитя за пределы родного двора, боясь преждевременного всплеска современного социума. Но обезопасить нужно любой продукт, даже если ты не подозреваешь о его истинных перспективах. «Волки кругом». «Хороший художник скопирует, гениальный украдёт». Разменяв пятый десяток, он не перестал бросать попытки завести свой мотор, вместо того чтобы отдать его тоске на поедание пыли. Он верил! Он жаждал, проливая пот и разрушая нервное окончание в его мозгу, что стрелка перевалит за сто. И искра запылала, открыв второе дыхание.
Мир жесток, мир гениален. Кругом одни капканы. Каждый день начинается с сюрпризов, новшеств и открытий.
Рэя Крока можно отнести к двум этим слойкам. Левая это та, что зародышем так званного своего чада, был не он. Но этот факт не так важен для общественности, исходя, во что превратилась его эпоха.
А правая является тем звеном, которая и поставила ультиматум в жизнь нашего героя, и он им воспользовался. Наше подсознательное нутро непредсказуемо. Порой наука отдаляется от психологии на неизмеримые цифры. Что доказывает, о проблематике реализации близкого контакта.
Майкл Китон, который сыграл основателя большой M, как пишет википедия, с каждым годом, всё больше уходит в туман комиксовых образов, перед нынешним зрителем. В последних фильмах, доказывая о своей зрелости и мудрости, как актёра. И всё это в универсальном ключе.
Произошло перерождение, в котором зрители видят совсем иной акт действия.
Как повествует нам фильм, настойчивость – главный элемент зарождение продукта. Теперь понимаю почему обосновалось такое название у картины «Основатель». Ведь только мы являемся двигателем своей судьбы. Возможна именно этот ветряк приведёт старого волка к долгожданной золотой статуэтке. Кто знает. Ведь лёгкие работают, и рельсы не закончились.
Ага, сильный жрёт нормального, потом снимает об этом фильм, как стырил идею, схему, технологию и как отшелушил всех по базару плюс монолог полный ненависти в конце...
Где я это видел? 'Социальная сеть'.
Я понимаю когда воображаемые герои глушат воображаемых врагов, но здесь всё реально и автобиографично. Дальше что - Пиночет?
А что кривляться, если подавление, сравнение с землёй стало парадигмой?
Надо определиться - либо так жить, либо следовать по заповеди 'не укради' За чувства верующих вступаться не буду - просто противно на душе от этого типа кино.
Человек, сделавший корпорацию 'McDonalds' такой, какой она есть. Система, давшая миру 'индекс Мака' и намного опередившая своё время в вопросах стандартов менеджмента. Экранизация этой истории была лишь вопросом времени и она состоялась.
Но история 'Мака' не начинается с Рэя Крока, она начинается с братьев Макдональдов. Именно братья придумали концепцию ресторана быстрого обслуживания, именно они придумали его внешний вид и поддерживали высокие стандарты менеджмента и качества продукции в своём ресторане.
Но мышление братьев не было стратегическим; их интересовал локальный успех и консерватизм, в то время как убедивший их на сотрудничество по франшизе Рэй мыслил глобально и неустанно стремился к прогрессу. Энтузиазм Крока постоянно провоцировал его на конфликт с братьями в вопросах развития бизнеса, и подобные разногласия рано или поздно должны были закончиться серьёзным конфликтом.
Майкл Китон сыграл свою роль блистательно и очень точно подчеркнул положительные и отрицательные стороны своего героя. В начале фильма это простак-продажник, который до 52 лет особо ничего в жизни не добился, но как только Рэй ухватывается за по-настоящему перспективную идею, в нём просыпается безжалостный бизнесмен, который буквально по головам друзей и товарищей выстраивает свою Империю.
С помощью финансового аналитика Крок сначала обходит братьев, ограничивая их влияние на бизнес, а через некоторое время избавляется и от самого аналитика. Подобные действия Крока с человеческой точки зрения выглядят, естественно, негативно, но для развития корпорации они были вынужденными, и подтверждение этому мы с вами видим каждый день.
'McDonalds' так или иначе стал частью жизни каждого из нас, и значимость этой корпорации для мира не позволяет называть 'Основателя' классическим байопиком, скорее это история о том, как человек сделал своей жизнью корпорацию, а корпорация стала жизнью человека.