Лозунг картины предельно ясно даёт понять, что мертвецы основательно потеснят живой люд. Потеснят с их родной планетки. И ведь логика простая, ибо куда ещё далее теснить людей с земли, раз в аду места не осталось?
На дворе — конец 70-х. Америка наслаждается плодами культуры потребления. И, с точки зрения Ромеро, это наслаждение зашло совсем не туда, куда его изначально направляли яркие и утопичные мечты рядовых обывателей всего какое-то условное десятилетие назад. Общество в тупике, не иначе...
В стране уже назрел реальный кризис. Кризис, вне всяких сомнений, всесторонний, но в первую очередь, социальный. Кризис, успевший перейти в форму глобальной психической патологии. Той острой стадии патологии, когда сознание отдельного индивида уже настолько помутилось, что человек не видит собственно проблемы, в которой застрял по уши.
До фатального исхода осталось совсем немного времени — вот стрелка часов пройдёт последний круг до роковой отметки, и весь мир рухнет. Да так, что после не собрать и по кусочкам. Коллективное сознание, перехватившее бразды правления, — и есть тот мрачный мир будущего, который пытается воссоздать в своей ленте режиссёр Ромеро.
Однако средства массовой информации напрочь отрезают свободолюбивым творцам даже самую скупую возможность доносить страшную правду до умов потребителей.
Поделать с этим нельзя ничего — так уж устроен информационный бизнес в целом, а СМИ — и подавно — тёмный конгломерат доминирования, главным образом ориентированный на получение сверхприбыли.
В таких условиях однозначно не приходится широко размахивать креативной кистью на сюжетном холсте. Как вариант — пролить побольше бутафорской кровушки, да накормить зрителя отменным мясом, увы, так же декоративным. Хотя кровь и мясо в фильме выглядят нереалистично, гротескно и несерьёзно, но посметь ругать кинокартину за это и только за это — дурной тон.
Ведь разве что дурак не поймёт очевидного — данная картина, как и вообще любая работа Ромеро, никак не о мясе с кровью, а о живых людях и проблемах, извечно довлеющих над человечеством — социальные трагедии, выживание и поиски своего места в этом суровом мире.
И всё же, 'Рассвет' не пытается окончательно вогнать зрителя в депрессию. Не стоит также забывать, что эта история не только о трудностях выживания, но и о том, как люди, оставаясь простыми и почти беспомощными смертными, находят в себе силы, пусть и на последнем вздохе, чтобы справляться с этими неумолимыми катаклизмами.
'Рассвет мертвецов' — это уже второе метафоричное послание режиссёра о назревших проблемах общества. Послание том, что люди по своей природе — приспособленцы к условиям окружающей среды. В большей или меньшей степени, но всё-таки — приспособленцы. Существа на порядок удивительнее любых зомби и сильнее по своему духу любой чумы массового поражения.
Таково основное сообщение Ромеро: этот мир всегда будет посылать человечеству испытания, и с каждым разом их количество будет возрастать, а их характер — становиться более агрессивным. И большие массы людей по-прежнему будут гибнуть от всё новых и новых бедствий. И, тем не менее, всегда будут находиться отдельные группы индивидов, которые обязательно выживут.
И выживут не потому что они — какие-то особенные, избранные или помеченные счастливой звездой с неба, нет. Эти люди выживут, потому что они сами (и только они) решают, что им делать — выживать, или погибать — мириться со своей участью, поддаваясь влиянию бессознательного коллективного состояния, или достойно преодолевать эти массовые социальные психозы и волнения, но в итоге - остаться живыми и свободными.
Вывод простой: решать, что делать и как жить, — только самому человеку. Таков закон эволюции...
Кошмар продолжается. Убежав от ужаса мертвых на вертолете, четверо путешественников вынуждены приземлиться на крышу торгового центра. Там они находят пищу, приют и неприятности - многоэтажный магазин сверху донизу забит глупыми ходячими трупами. Развлекаясь отстрелом мертвецов, люди и не подозревают, что всего через несколько часов один из них станет тем, кого они так легко убивают — плотоядным зомби, а чуть позже в магазин нагрянет банда отморозков, не делающая различия между живым и мертвым, единственным желанием которых является жажда наживы и насилия.
Не смотря на то, что с момента создания «Ночи живых мертвецов» прошло почти 10 лет и сам Ромеро между успел снять несколько фильмов на абсолютно разные тематики, Ромеро не стал отходить от заложенных в «Ночи живых мертвецов» основ и экспериментировать. Вместо этого, решив расширить ранее заложенный материал как в ширь, так и в глубь. Аналогично «Ночи живых мертвецов» «Рассвет мертвецов» всё также создаёт впечатление картины о людях в первую очередь, а не о зомби. Отсюда и не удивительно, что куда большее количество экранного времени отводится личностным взаимоотношениям главных героев и их поискам себя в уже новом мире. Разве что темы капитализма и жестокости человеческой натуры, которые были лишь зародышем в предыдущем фильме стали основным фундаментом для данной ленте. Отлично проявляя себя в финальном акте данной ленте, в которой люди показывают себя куда более жестокости и кровожадными созданиями, нежели жаждущие человеческой плоти мертвецы.
Заметная эволюция ощущается и в работе Ромеро в качестве режиссера. С одной стороны, Ромеро остался верен себе и сделал максимальный акцент на атмосфере саспенса, напряжения и чувства тревоги, которые доходят до апогея в последнем акте повествования. С другой же стороны, получив куда больше денег на производства и возможностей, Ромеро заметно подтянул «зрелищную» сторону картины и в этом ему сильно помог легендарный Тома Савини в качестве мастера по спецэффектам и гриму. Добившись того, что даже спустя столько лет увиденное смотрится зрелищно и невольно задумываешься о том как был создан тот или иной спецэффект. Отдельно хочется отметить сцену с убийством двух детей-зомби. Даже сейчас убийство детей в кино является табуированной темой, а на момент создания ленты – тем более. В связи с этим нельзя не отдать должное смелости создателей и в частности самого Ромеро.
Актеры также сыграли хорошо. Ромеро снова непривычно для того времени сделал одного из главных героев чернокожим и Кен Фори сыгравший свою роль справился особенно хорошо. Отдельно хочется отметить самого Тома Савини, которому достается достаточно колоритная роль одного из мародёров.
8 из 10
Рассвет мертвецов – это редкий пример продолжения, которое ничем не уступает своему предшественнику на экране. Безусловно получился менее глубокий и более жанровый проект. Тем не менее, в основе всего мы имеем всё такой же великолепный фильм, который смотрится на одном дыхании. Не в последнюю очередь из-за повышенного бюджета, который позволил создателям не ограничивать себя и разыграться в полную силу. В том числе в плане зрелища и кровавых сцен.
'Night of the Living Dead has been ended. The Down of the Dead is here!'
'Рассвет мертвецов' вышел в свет 2 сентября 1978 года, чтобы снова шокировать публику. 'Рассвет' стал вторым фильмом Джорджа Эндрю Ромеро о живых мертвецах. И если большинство других режиссеров снимали продолжение, опираясь только на главных отрицательных героев, то Ромеро не отступил от 'Ночи' ни на шаг - 'Рассвет' - прямое продолжение 'Ночи'.
'Эпидемия зомби охватывает весь мир. Уже нет безопасных территорий, любое место - фронт, где невозможно предсказать исход битвы, где невозможно спать спокойно, где слово безопасность обозначает хорошо укрепленную нору, огнестрельное оружие и пару десятков патронов к нему.
Четверым людям, Стивену (Лётчику), Франсин, Роджеру и Питеру, надоедает жить в таком мире. Стивен угоняет вертолёт, на котором четверка отправляется в путь. Но куда бы они не летели - под ними, на земле, расхаживают живые мертвецы. Путники добираются до торгового центра, и начинают обживать его. Но не всё так просто.
К живым мертвецам подключается банда ублюдков мародеров, которые спешат посеять насилие и хаос, ограбить отвоевавших своё выживших и оставить их на съедение живым мертвецам...'
Как и в 'Ночи' и вышедшем шесть годами позже 'Дне Мертвецов' в фильм ярко выражен социальный подтекст. Богатые люди запираются в домах, а жители деревень вынуждены воевать с мертвецами. Те же мародеры ни с кем не считаются, считают себя лучше всех остальных (или же они просто редкие ублюдки).
Актёрский состав был подобран удачно - роль Стивена исполнил актёр Дэвид Эмджи, снявшийся во всего четырех фильмах, роль Питера сыграл превосходный Кен Фори, впоследствии внеся лепту в 'Техасскую резню бензопилой 3' и 'Хэллоуин' Роба Зомби. Роль Франсин исполнила Гэйлен Росс, сыграв слабую, но одновременно сильную женщину, а роль Роджера сыграл Скотт Рэйнигер, исполнивший в 2004 году маленькую роль в римейке, а Том Савини подарил миру жадного ублюдка - лидера мародеров с мачете.
В природе существует две версии фильма - версия Ромеро и версия Ардженто. Он версии Ромеро я уже рассказал, теперь расскажу о версии маэстро итальянского хоррора.
Фильм выполнен больше в рамках 'джиалло', нежели в рамках 'зомби-муви'. Социальный подтекст Ромеро убран, зато вставлены невошедшие в Ромеровскую версию кадры нападений зомби на людей. Фильм пугает своей откровенностью, но не вызывает сострадания даже к главным героям - они тоже убивают, но уже с целью выживания.
'Рассвет Мертвецов', это фильм, который обязан просмотреть каждый киноман. Не важно, какой жанр он любит больше всего - этот фильм является классикой 'зомби-муви', и обязателен к просмотру.
«Рассвет мертвецов», созданный на творческом пике карьеры Джорджа Ромеро, до сих пор по праву называется одним из лучших zombie-movie. Фильм стал классикой и разошелся на цитаты, а его создатель, хоть после и не смог сотворить ничего более выдающегося, вошел в историю американского кинематографа, с завидной регулярностью радую поклонников жанра новыми полчищами восставших мертвецов.
Сейчас же, наверно, «Рассвет» вряд ли сможет вызвать у кого-то ощущение страха. Спецэффекты фильма порядком устарели, а использованные приемы устрашения со временем превратились в штампы. А если рассматривать загримированных синей краской людей, что исполняют роли зомби, вне контекста фильма, то они скорее вызовут усмешку. Но суть «Рассвета мертвецов» не в этом. Это удивительно атмосферное кино, оно затягивает зрителя, не отпуская ни на минуту, а когда кажется, что оно вот-вот наскучит, действие тут же переключается. Здесь полно того, что ныне зовется «экшеном»: драки, стрельба; события развиваются с поразительной динамикой, но необходимые паузы делаются всегда в нужное время. И это притом, что в сценарии нет каких-то новаторств и изысков (даже для тех лет).
Завязка создана по образцу предыдущего фильма Ромеро: орда оживших мертвецов по непонятной причине поднялась из могил и отправилась на поиски пищи – сочной теплой человечины. Глупые, но упрямые зомби (по старой прижизненной привычки) захватили супермаркет, в верхних этажах которого притаились четверо главных героев. Дальше развивается непосредственно сюжетное действо: борьба за выживание, физическая и психологическая. Но фильм – не тупая бойня, как большинство современных представителей жанра; под абажуром кровавости хоррора скрывается тонкая и колкая социальная сатира. Эти лениво бродящие по просторам супермаркета зомби – те же люди, что свою жизнь посвящают потреблению. Мертвецы борются за каждый кусок пищи, подобно человеку, пытающемуся, где можно, урвать себе выгоды. Общество потребления такое же дезорганизованное и бессмысленно существующие, как эта толпа разгуливающих безжизненных туш. Без лишнего пафоса, остро и метко Ромеро ехидно посмеивается над теми, кто на выбранном жизненном пути поисков личной выгоды непременно поворачивает в сторону превращения в живых мертвецов, только не физически, подобно героям фильма, а морально и духовно. Легко ли противостоять мертвецам, когда сам являешься мертвецом?
Заложенные режиссером мысли не изживают себя, а, к сожалению, становятся только актуальнее (это касается и христианских аллюзий). По Ромеро, безмерное потребление, что присуще современному обществу, приведет прямиком в ад, только места там может не остаться… Последствия наглядно иллюстрированы. «Рассвет мертвецов» - идеальный образчик жанра, жуткий, жесткий, отчего любители «мяса» останутся довольны, но только глубоко в душе совсем не про зомби, а про волнующие и нынче проблемы человечества.
Второй фильм Ромеро про ходячих мертвецов, и вновь зомби уходят на второй план, являясь скорее ружьями в руках людей, которые выстреливают по их же вине.
Люд нынче извлекает максимум из происходящего, начиная от простых постёбываний и безобидных шалостей с мертвяками, и заканчивая вандализмом пользуясь нынешней обстановкой.
Основное действие происходит вокруг двух бойцов элитного полицейского подразделения SWAT - Роджера и Питера, а так же парочки возлюбленных - сотрудницы телестудии Фран и пилота Питера. Они улетают в как им кажется наиболее безопасное место обитания, в огромный гипермаркет. Расчистив территорию, и расположившись там, они осознают, что скоро к ним наведаются кучка отморозков, которые желают присвоить данное место себе.
В фильме присутствует не самый быстрый темп, он является неким блокбастером из мира фильмов ужасов про зомби тех лет. Тем не менее, сюжет, наталкивающий на весьма верные мысли, не второсортные персонажи, неплохой для тех лет, и имеющегося бюджета визуал, а так же жёстокие, кровавые сцены - всё это делает фильм классикой своего жанра.
Посмотрев 'Рассвет мертвецов' в 4-й раз, я понял две вещи: это мой самый любимый фильм на зомби тематику; в моем самом любимом фильме на зомби тематику грим зомби еще хуже, чем я помнил, но мне это совершенно не мешает. Так я пришел к пресловутому в узких кругах 'в лентах про оживших мертвецов мертвецы - не главное'.
И воистину - в данном поджанре они являются лишь фоном, неким окружением, обладающим определенными свойствами, по-своему воздействующим на протагонистов и откликающимся на воздействия с их стороны. В качестве аналогии можно привести воду в фильмах про мореплавателей или вакуум в фильмах про космос. Корабль получил пробоину - вода затекает/воздух выходит, человек оказался за пределами корабля - утонул/задохнулся. То же самое и в зомби-фильмах, только 'мертвецы просачиваются' и 'съеден' соответственно.
Также во всех трех поджанрах есть свои катастрофы - явления, призываемые сценаристами при возникновении необходимости избавиться от нескольких персонажей или встряхнуть зрителя. Шторм для океана, метеоритное облако для космоса и прилив идиотизма/жадности/жестокости со стороны живых для зомбифицированного мира. Последнее, разумеется, применимо и для двух предыдущих сред, но зачем прибегать к сюжетному ходу 'идиот нажал не ту кнопку', когда можно использовать вышеперечисленные более зрелищные двигатели сюжета. В зомби-фильмах же внезапно возникший и разметавший укрепления людей торнадо, к примеру, будет выглядеть притянутым за уши, поэтому единственной органичной катастрофой является человеческий фактор.
Так что, если море, изображенное картонными волнами, или космос в виде черной простыни с дырочками вас не отпугивают, пока есть интересные персонажи и история, то не бойтесь и плохого грима зомби. Пора возвращаться к самому фильму, пока я в своих экстраполяциях не зашел слишком далеко.
С самого начала зрителя погружают в атмосферу хаоса и отчаяния. Люди все еще пытаются сохранить привычный уклад жизни, но все уже трещит по швам. Мир кардинально изменился и согласно с этим человеку необходимо менять свои взгляды и привычки. Многие же отказываются это делать, не уничтожая своих умерших родственников и знакомых из религиозных соображений или просто потому, что так не принято делать, и тем самым ставят под угрозу себя и других живых. Посыл про твердолобость и инертность людей, их нежелание взглянуть правде в глаза, даже когда она в виде ожившего мертвеца выколупывает их собственные, показался мне куда более тонким и интересно поданным, чем другой, про который речь зайдет позже. Хотя, посмотрев новые фильмы Ромеро, я уже не уверен, что он хотел сказать именно это. Может, эти не желающие сжигать зомби люди являются истинными героями, не позволяющими уничтожить новоявленную расу? Будем считать, что нет.
Добравшись до торгового центра, герои, и зритель вместе с ними, оказываются отрезаны от внешнего мира почти на весь фильм, если не считать кратких и невнятных сообщений по радио. Таким образом, зомби-апокалипсис мы видим только глазами главных героев, которые 90% хронометража проводят в одном здании. Чем бы это ни было обусловлено - небольшим бюджетом или, что более вероятно, желанием Ромеро снять трилогию в едином ключе - я рад, что все именно так. Эти девяносто процентов наполнены удивительным уютом с легким привкусом наивности. Чувствуется, что фильм снимался в дружеской атмосфере, когда актеры и режиссер работают над фильмом не ради прибыли, а потому, что им нравится этим заниматься. На фоне современной конвейерной продукции, 'Рассвет мертвецов' выглядит как деревянные настенные часы (в виде домика, ручной работы) с кукушкой рядом с электронными прямоугольными часами со светящимися квадратными цифрами. (Брюзжание в адрес современного кинематографа - check.) (Использование в рецензии англоязычного слова сомнительной уместности - check.)
Заключительная часть фильма является наглядным свидетельством вышеприведенных выводов про идиотизм, жадность и жестокость как двигатели сюжета в зомби жанре. Тут присутствуют все три со стороны как положительных, так и отрицательных героев (если признать деление на таковых). Концовка содержит и определенную мораль: 'прежде чем мерять свое артериальное давление на стационарном аппарате убедитесь, что поблизости нет жаждущих плоти упырей'. Уверен, после данной картины во всех универмагах Америки были развешены таблички с такой надписью.
Актеры играют хорошо. Изъяны в актерской игре присутствуют, но настолько органично вплетаются в стилистику, что трудно назвать их изъянами. Особенно хорош Кен Фори, чей персонаж лучится какой-то брутальной добротой. Том Савини, как обычно, блестящ. Как в амплуа актера и каскадера, так и в роли мастера по спецэффектам.
Ну и, разумеется, посыл. Надеюсь, не из-за него критики и простые зрители, высоко подняв бровь, ставят фильму высокие оценки. Так как он весьма односложен и слишком явно вталкивается зрителю в голову. 'Зомби. В суперматкете. Понял? Как обычные люди? Бездумное потребление? Ну? На всякий случай пусть еще Кен Фори скажет это прямым текстом'. Ну почему Ромеро не может просто снимать кино про людей, выживающих при зомби-апокалипсисе, не всовывая туда какие-то посылы, выпирающие из фильма, как неудачные сравнения из рецензии. В первой ленте трилогии мертвецов посыл если и был, то не мешал восприятию и не раздражал. Во второй (данной) слегка нервирует подача. В третьей вызывает недоумение уже сам посыл. Про новую трилогию и говорить не стоит. Обидно, что Джорджа Ромеро увело куда-то не туда.
Без всякой оглядки на классичность и злободневность могу назвать 'Рассвет мертвецов' 1978 года шедевром.
Просто сказать, что 'Рассвет мертвецов' - лучший зомби-фильм ДжорджаРомеро не достаточно. Эта картина актуальна и более чем тридцать лет спустя.
Несмотря на то, что в жанре господствует 'Обитель зла' и еще несколько картин, 'Рассвет' занимает особое место. И не только потому, что его автором является основоположник всего жанра - Джордж Ромеро. Это еще и очень необычный фильм, даже в своем жанре. Но обо всем по порядку.
Во-первых, интересный сюжет, выделяющийся из общего потока себе подобных, не дает усомниться в реальности происходящего. В центре сюжета не количество мертвецов на экране, а человеческие отношения.
Во-вторых, актерский состав. Удачно выбраны актеры на каждую из ролей. Что очень важно - каждый из них в первую очередь простой человек, а не 'крутой парень' или 'девчонка-сорванец'. А Кен Фори, сыгравший Питера, стал одной из икон всего жанра зомби-муви.
В-третьих, саундтрек, над которым трудились сразу несколько талантливых композиторов, отлично подходит к утопической атмосфере картины.
Но все же самое главное: этот фильм не про кровожадных зомби, а про отношения людей в критических ситуациях. Я думаю, каждый после просмотра поймет Джорджа Ромеро, который показал в своем фильме, что людям необходимо уделять больше внимания друг друга, а не собственным физиологическим и материальным потребностям.
'Рассвет мертвецов' необходимо посмотреть любому поклоннику жанра или отличных фильмов вообще, ведь каждый найдет в нем что-то свое.
Вообще-то мне нравятся фильмы Джорджа А. Ромеро - он лучше других разбирается в зомби-тематике и вообще является основоположником классического зомби-хоррора. Но от 'Рассвета мертвецов' я ожидал большего. Увы, римейк был лучше.
Сюжет в данном случае прост, оригинален, хотя не настолько глубок, как хотелось бы. Ну вот прилетают выжившие на крышу гипермаркета (всё же у супермаркета, как понимаю, один этаж, если уточнять, а здесь по масштабу место определённо является гипермаркетом), поселяются там и весь фильм защищают свои жизни. Потом прибудут мародёры и тоже будут вынуждены защищать свои жизни. По-моему, это банально. Особо хитроумных уловок самообороны от угрозы быть съеденными здесь нет. Жизнь становится скучноватой, когда есть ружья, закрытые двери и уверенность, что хотя бы следующие два-три часа будет безопасно. Понимаю, во времена съёмок 'Рассвета...' ещё не было досконально изучено всё, что касается зомби, но и сами мертвецы загримированы совершенно по-детски. Тогда это, может быть, смотрелось страшно, сейчас - смешно. Значит, фильм только для своего времени, и брызгающий кровяной кетчуп да маски из какой-то голубой муки тому подтверждение. Хорошо, можно сделать скидку на неопытность для тех времён, но Ромеро в 'Ночи живых мертвецов' обыграл обстоятельство весьма умело: там ты веришь, что видишь ожившие плотоядные трупы. Чёрно-белая плёнка скрывает недостатки грима, а операторские виды в основном акцентированы на таких сторонах, которые будут больше уверять в достоверности происходящего. И не надо говорить, что появилась цветная плёнка, почему бы не воспользоваться. Тут-то и ошибся режиссёр: теперь зомби выглядят кукольно, даже их движения непонятны. Актёры из массовки должны заставить нас поверить, что их бездушные персонажи хотят есть, есть, есть, а не елозить по стёклам закрытых дверей и не быть сонными мухами. Проглядывалась во всём какая-то театральщина. Вы уж извините, но смотреть серьёзно на происходящее невозможно. Так и тянет сказать, что старое кино в неопытности было то ли забавным, то ли удручающим. Показалось, что Ромеро немного-таки отдохнул на своём очередном проекте.
Тем не менее, повторюсь, с лёгкой руки на данных аспектах можно сделать большую скидку и взглянуть теперь хотя бы на основных актёров и сценарий. Актёры показались мне невыразительными. Более-менее убедительно играл Кен Фори, а Гэйлен Росс словно была здесь для красоты. Даже в эпизоде, где ей нужно плакать, не замечается должной всеобъемлющей скорби. Ладно, оставим и вернёмся к самой истории. Так ли она была интересна? Стоила ли переноса на экран?
Ничего особенного не ждите в плане неожиданных моментов. Безусловно, они есть, но ещё не была настолько развита киноиндустрия, чтобы сделать их очень впечатляющими. Поэтому сюжет имеет ровное построение и логичный финал. А в чём тогда его достоинства? Да просто он остаётся интересным и оригинальным. Не устав экспериментировать в жанре, режиссёр и по совместительству сценарист отлично прописывает очередную страшилку, наполняет её психологизмом и где-то даже неожиданной иронией. Мне было действительно увлекательно наблюдать, что же дальше будет. Когда главные герои (и мародёры, прибывшие ближе к концу) осознают свободу в гипермаркете, где больше нет продавцов и цен, а есть только товары, их веселью нет предела. После обживания на новом месте возникает желание защищать друг друга, исследовать здание, следить за новостями. Ромеро смотрит на проблему с разных точек зрения и постепенно задаёт каноны для жанра, по которым в дальнейшем будут ставиться другие фильмы. Всё-таки именно он первооткрыватель в зомби-хорроре, следует отдать ему должное.
Самый хороший момент, конечно, нападение банды отморозков, когда приходится бояться не только мёртвых, но и живых. На высшем уровне обыграно последующее избавление от них. Этот случай изменил ход событий в фильме, оставив, можно сказать, полуоткрытый финал, потому что его можно как продолжить в сиквеле, так и завершить им всю историю.
Всё равно 'Рассвет мертвецов' - старый 'стреляный воробей' в ряду кино о зомби, задающий определённую планку. Фильм интересен и хорошо обрисовывает поведение людей в экстренной ситуации, хотя жаль, что примеров поседения в данном случае было очень мало. Но замечательно, что на протяжении всего сеанса мы имеем возможность видеть волю к жизни у главных героев, их желание не терять друг друга и не сдаваться перед возникшим апокалипсисом.
Когда в аду не хватит места, мертвые начнут вставать из могил
Когда хорошо всем нам известный мир вдруг рухнет под тяжестью внезапно навалившейся заразы, что останется делать нам, простым людям, дабы сохранить свою жизнь? Бежать ли нам, пытаясь найти «оазис» в пустыне вымершего мира, в надежде, что там решатся все наши проблемы. Либо же смириться и спокойно ждать своей смерти. Или собрать волю в кулак, и двигаться вперед, полагаясь лишь на свои силы и возможности, бороться из последних сил, сокрушать преграды погибшего мира, черных людских пороков и своего внутреннего, все нарастающего безумия. У каждого свой путь. Итак, «Рассвет мертвецов», год 1978.
И если картина «Ночь живых мертвецов» 1968 года была своего рода вступлением, прологом к монументальной серии историй об оживших мертвецах (но зато каким прологом!), то «Рассвет мертвецов» достиг пика возможной красоты и качества фильмов о зомби, став еще одной памятной страницей истории мирового кинематографа. Он хорош буквально во всем, от актерского состава и грима, до сюжетной линии и скрытых в нем социальных проблем, остро стоящих и по сей день.
Из локальной, замкнутой среды «Ночи» эпидемия живых мертвецов разрослась до катастрофы мирового (ну или по крайней мере, национального) масштаба. «Они повсюду! От них не скрыться!» - подобными лозунгами разрываются радио- и теле-трансляции. И кажется, что нет выхода из этой ситуации. И даже у обученных, стойких солдат спецназа сдают нервы. Что делать? Куда бежать? И, на примере «судьбы» четырех таких разных (два спецназовца, репортерша с телевидения и «нестабильный» пилот), но перед лицом опасности равных людей, нам предлагают к рассмотрению возможный вариант действия и все вытекающие отсюда последствия. Помимо храбрости и мужества, самопожертвования и любви к ближнему, их будут сопровождать такие качества далеко неидеального (тем более в силу сложившихся обстоятельств) мира, как трусость и безразличие, человеческая «глупость» и черствость, ну и куда без эгоизма и беспочвенной жестокости. Порой мертвым лучше оставаться в могилах, дабы мир живых не превратился в ад.
В, на первый взгляд, поверхностной развлекательной картине, прячется много глубоких и актуальных идей. «Когда в аду не хватит места, мертвые начнут вставать из могил» - вряд ли все дело в столь малой вместительности преисподней, скорее уж виновата безграничность человеческих пороков. Часто, на протяжении фильма затрагиваются темы человеческих взаимоотношений и смертных грехов и многое другое. Плюс ко всему – почему именно супермаркет, как основное место действия? Конечно, это и крупная площадка, полная всяких ходов и отделов со всевозможными вещицами – есть где развернуться фантазии режиссера и сценаристов. Но есть там один интересный монолог одного из героев, в котором он повествует о том, что «… у мертвых остаются простейшие мыслительные функции и они возвращаются в те места, где они часто бывали, с которыми у них связаны остатки воспоминаний». Да бегая целый день по супермаркетам и подобным магазинам особых мыслительных функций и не надо (не в обиду любителям шопинга, просто меня всего колотит, когда я оказываюсь в подобном месте не по своей воле). Взглянув на все общие кадры пребывания зомби в магазине, прямо-таки смех берет – настоящая карикатура на современное общество, не меньше. В общем, есть над чем поразмыслить, а над чем посмеяться и поплакать.
Актеры главных ролей во многом придают комичность происходящему. Глядя на их абсолютную несхожесть, диву даешься, как они не перестреляли друг друга в самом начале. Каждый сходит с ума по-своему. Внимание же хочу заострить лишь на герое Кена Фори, образ-продолжение Бэна из «Ночи живых мертвецов». Настоящий пример храбрости, мужества, воли в столь безумной и безвыходной ситуации. Как актер Кен Фори бесподобен, неудивительно, что из всех актеров этого фильма, лишь у него более менее карьеру можно назвать успешной.
Зрелищность и жестокость? Несомненно. Особенно два эпизода, от которых у меня остались самые яркие впечатления. Первый – когда обезумевший спецназовец при штурме дома разносит из дробовика голову одного из жильцов (кадр мимолетный, но эффектный) и кадры вгрызания мертвецов в живую плоть – да, куски отделяются слишком уж легко и «наигранно», но на фоне всего этого безумия смотрятся они на удивление правдоподобно и изысканно.
Как завещал одноногий подлец Джон Сильвер, однажды настанет тот день, когда живые позавидуют мертвым, ибо, как известно, дохлые не носят пледов и не потеют. Граница между «тем светом» и этим стирается также легко, как проститутка скидывает с себя портки при виде купюры с тремя нулями. Вера окажется пустой тратой времени, а опасения — напрасными: пока на вратах ада висит табличка «Свободных мест нету», Страшный суд придется отложить.
Вслед за тревожной ночью наступит долгожданный рассвет, но надежда по-прежнему пишется с маленькой буквы и ее последние проблески тонут в мерном треске радиопомех, растворяются в телевизионном «белом шуме». Четыре беглеца на частном вертолетике спешно покидают пожираемый изнутри город в надежде отыскать укромный островок безопасности. Однако зомби-пандемия уже успела распространиться далеко за пределы мегаполисов, и, теряя остатки самообладания, горожане приземляются на крыше крупного торгового центра. И обнаруживают нетронутый апокалипсисом потребительский рай. Временное убежище могло бы стать постоянным, но беспечность, глупость и банальный человеческий идиотизм неминуемо приведут к трагедии.
Все классические зомбятники Ромеро тем и прекрасны, что сняты без привязки к конкретным геополитическим реалиям, существуя «где-то здесь» и «когда-то сейчас». Главные действующие лица — просто жертвы обстоятельств, они никто, ничто и зовут их односложно, они телепортируются из ниоткуда прямо в эпицентр заварушки, чтобы увидеть конец этого зловонного мира и либо сыграть в ящик сразу, либо оттянуть свой ужасный конец до финальных титров. Ромеро нарочно избегает пафоса в повествовании: персонажи «Рассвета мертвецов» словно вырваны из контекста собственной жизни, но не стремятся осмыслить ситуацию глобально. Они по-прежнему живут одним днем, искренне надеются на хорошие новости из телевизора, собирают в котомку уцелевшие баксы и привычно задерживают взгляд на ценниках, будто бы эти цифры еще имеют значение. Их планы на будущее ограничены заготовкой припасов и амуниции на случай набега мародеров и укоризненными взорами на беременную спутницу, чей постепенно увеличивающийся живот напоминает остальным выжившим, что рано или поздно придется выбираться из уютной норки. Застывший слепок банального консьюмеристского счастья: словно дети, оставленные в шоколадной лавке без присмотра, невольные постояльцы гипермаркета сметают товары с беспризорных полок, надеясь продлить ощущение неведомо зачем и откуда взявшейся свободы выбора. И заботливо складируют гниющие трупы в морозильник, чтобы те своим смрадом не спугнули краткий миг восторга.
Более поздние зомби-хорроры, в том числе и за авторством Ромеро, пускай и лениво, но все же пытаются отыскать первопричину «восстания из мертвых». Раннего Джорджа это мелочная хрень не волновала. Он не живописал картину эпохи, а просто клонировал им же выдуманную параллельную реальность, в которой не было места подпольным лабораториям, смертельным вирусам, теневым правительственным заговорам, экспериментам вояк или козням гребаных инопланетян. Какая разница, почему этот мир бьется в агонии, куда интереснее наблюдать за его конвульсиями, нежели скучно диагностировать болезнь. Пациент все равно скорее мертв, чем жив.
Если в своей знаменитой «Ночи» режиссер еще делал вид, что его заботят социальные последствия апокалипсиса, то в «Рассвете» конфликт людей и зомби уже больше смахивает на стеб и издевательство, чему виной не только неуклюжий грим, но и нарочито игривая музыка, сопровождающая мирно кочующих по торговому центру жмуриков. Осталось ли в них хоть что-то человеческое, за исключением первичных рефлексов, вопрошает Ромеро устами своего героя и пристально исследует камерой имбецильного бейсболиста с лицом аватарного цвета или дохлого жирного ублюдка, пытающегося post mortem освоить езду на эскалаторе. А может охотники не так уж и далеко эволюционировали от своих жертв, спрашивает он же, разглядывая довольные лица сельских дебилов, смакующих с пивом в руке подробности очередной зачистки родных огородов.
Четверть века спустя начинающий кинематографист Зак Снайдер реанимировал «Рассвет мертвецов» для нового, уже зажравшегося эстетикой смерти и спецэффектами, зрителя, но хоть и преуспел в динамике и визуализации кошмарных монстров, ни на йоту не приблизился к разгадке очарования ранних шедевров Джорджа Ромеро. Для последнего же ужас заключался не в мастерски загримированных рожах, не в количестве пролитой кровищи, а в тянущей, завораживающей, умиротворяющей атмосфере всеобщей деградации. С наступлением Армагеддона живым действительно есть, чему позавидовать ушедшим: их души, увы, разлагаются быстрее, чем мертвые тела.