К описанию сериала »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Не существует такой вещи, как 'обычная жизнь'

Я знаю, как вы любите страдать. Это очевидно по вашим лицам в метро, вашим твиттерам и аудиозаписям. Грусть — рефрен вашей жизни, не оправдывайтесь, я все знаю. Вот почему я хочу посоветовать вам сериал Оливия Киттеридж, в русском переводе неотвратимо превратившийся во 'Что знает Оливия'.

Скромный мини-сериал из всего-навсего четырех серий. Но с каким содержанием!..

Сериал полон чистой, кристаллизованной боли, которая неудержимо сыплется с экрана от первой серии до последней. Душевные страдания испытывает, без преувеличения, каждый персонаж этой несложной, но глубокой истории. За исключением, может быть, девушки, которая во время беременности пила пиво. Ей было вроде бы неплохо.

В центре сюжета — Оливия Киттеридж, учительница математики из провинциального городка Кросби. Чувствуете, как с каждым новым словосочетанием, степень безнадежности возрастает? Вы подождите, это еще не все.

Оливия очень строга. Она не дает спуску ни себе, ни окружающим. Особенно от этого страдает ее семья: муж и сын. Ни тот, ни другой не дотягивают до уровня ее ожиданий. Муж слишком прост и безыскусен, сын недостаточно воспитан и умен. Оливия влюблена в учителя литературы, с которым работает в одной школе. Она собирается уйти от мужа. Но...

Годы летят один за другим. Жизнь тянется банальной семейной кинолентой. Но если присмотреться — она вовсе не банальна. Здесь все раскрашено разными цветами, все полно реальности. Привычные события каждого дня, работа, быт, семейные ужины... В 'Что знает Оливия', как нигде, показана настоящая человеческая жизнь, такая, которую проживают миллионы. И в этом ее красота — в уникальности, в реальности, в отсутствии лишних фантазий. И на всем лежит легкий налет бесконечной тоски и безысходности. Все дышит вынужденным смирением.

И в то же время сериал не вызывает желания наложить на себя руки (хотя я знаю, вы такие тоже смотрите). В нем есть смешное, в нем есть абсурдное — все, как и в обычной жизни. Все по-настоящему — и радость, и печаль, и скука.

Финальный аккорд сериала — жизнеутвердающий. Вы никогда не узнаете, куда могли бы прийти, если остановитесь на полпути. Продолжайте, и узнаете, что случится потом.

Смотрите 'Что знает Оливия'. Он даст прочувствовать настоящую жизнь, такую, которая ежедневно и ежечасно течет по венам невыдуманной реальности.

29 марта 2015 | 13:12
  • тип рецензии:

Бесконечно грустный многосерийны фильм, в котором показан весь набор разочарований на закате жизни. Оливия, на первый взгляд, - простая ворчащая по любому поводу бабка на фоне чуткого пожилого супруга Генри, который, волнуясь, как подросток, ждет свою суженую с сюрпризом на кухне и остается без внимания. Вся жизнь этой супружеской пары в одной сцене. Имеется сын, который под гнетом матери боится сказать лишнего слова, и несмотря на старательные попытки отца достучатся до юноши, Кристофер на вопрос о школьных делах отвечает сухим и односложным 'нормально'.

Но все не так-то просто. В маленьком городке набирается немало интересных героев, со своими особенными переживаниями и жизненными ситуациями, но все они попадают под один прилив жестокостей судьбы. Счастье будто обходит стороной эту местность. Даже у самой чистой и жизнелюбивой помощницы-'мышки', которой дружелюбный босс-фармацевт предрекает счастливую жизнь, все складывается вопреки ее ожиданиям. Что уж говорить об остальной части местных жителей. Измены, разочарования, жалобы на жизнь, на близких людей, вечное 'если бы...' ('...я ушла от тебя', '...ее Генри не погиб', '...ты не пилила меня в детстве' и т.д.).

Картина о поиске семейного счастья, а точнее о тех, кто его не нашел. Если говорить о воспитании детей - 'они все равно во всем будут винить нас', но все же на первый план выходит мысль о том, как сложно найти, встретить, выбрать правильного человека, свою родственную душу.

Главная героиня - очень сложная и многогранная натура. Она все высказывает напрямую, создавая образ холодной леди с каменным сердцем - универсальное оружие против современного общества. Но зрители видят все ее слабости, обиды, которые не доступны глазам внутрикадровых персонажей.

'Таким, как Оливия, нужны покладистые и 'бесхребетные' мужчины, 'овощи' каким становится ее муж' - скажет большинство. И будут не правы. Этот стереотип о псевдосильных женщинах сегодня и то, что им проще ладить с ведомыми партнерами - полная чушь.

Но возможно, основная мысль картины гораздо проще - никто не хочет умирать в одиночестве.

04 декабря 2014 | 23:06
  • тип рецензии:

Посвящается одной знакомой, невозмутимой и депрессивной феминистке

Депрессия. Она поселилась во всех уголках дома, впиталась в монотонные стены, освоившись в них; накрыла блёклые окна, подобно инею во время жуткого холода; пробралась на кухню, омертвив семейную суету. Она выбралась наружу, пройдясь по цветочным огородам, заселилась на осиротелых улицах, пустых переулках и в дремлющих лесах. Она везде. Она в деревьях, вздымающихся к небу; в снежных покровах, расстилающихся у порога дома; в ветру, тревожащему листву и рассеивающему осадки; в необъятном море леденящих волн; в весенних рощах, всё ещё страдающих от нехватки солнечных лучей; в красно-жёлтых засохших листьях, истощающихся в полном одиночестве. Она ушла глубоко в корень маленького прибрежного городка штата Мэн, превратив всё кругом в безжизненное и окаменелое. От неё не убежать, не скрыться за приветливой улыбкой и доброжелательной обходительностью, не избавиться путём пьянства и курения, она на дне ещё не выпитого бокала, в табаке незажённой сигареты. Невозможно исчезнуть. Она словно Кинговское «Оно», напрочь увязла вплотную в землю, заняв место в потайных уголках человеческой необъятной души. И не удалиться в другие города и поместья, она преследует, как тень, сопутствующая каждому шагу.

Тринадцать взаимосвязанных рассказов американской писательницы Элизабет Страут, легли в основу мини-сериала телеканала HBO, поставленного Лизой Холоденко. Истории преобразовались в четыре главы, насыщенные минорностью, томлением, хандрой, душевными муками и депрессией. Британский писатель Ник Хорнби говорил, что в депрессии есть свои прелести: имеешь полное право вести себя как последний гад. Главная героиня Оливия Киттеридж проявляет себя таким же образом, презрительно и равнодушно относясь к своему окружению. Оливия строга, привередлива, чопорна и деспотична, но со своей непосредственной прямолинейностью и беспристрастностью она располагает к себе, заставляя взглянуть на жизнь людей маленького городка её собственными глазами. Сквозь такое циничное и нахальное отношение к моральным устоям, всеобщим нравам, принятой этике, а также к местным жителям, отчётливо проявляется превосходство, где те на её фоне кажутся недалёкими серыми мышками, которым следует преподать урок. Подобно своим ученикам, Оливия, будто бы желает усадить за школьную парту жителей городка и вправить им мозги, но знает ли она как это сделать, и что она знает вообще… Быть может это с людьми всё в порядке, раз они пытаются жить полноценной обычной жизнью, но что тогда не так с Оливией, и почему она не может отпустить это тяжкое бремя, преследующее её годами. Она не умеет сострадать, проявлять уважение, любовь и находится в постоянной депрессии, полагая, что такое состояние прилагается умным людям. Она словно изгой в огромном мире, блуждающая по захолустьям своей собственной души. Таинственность и откровенность — два противопоставленных качества, которые Оливия одновременно сочетает в себе. Депрессивное состояние можно счесть защитным механизмом, осознать и понять который могут лишь единицы — такие же заблудшие души, утратившие веру в человека.

Американская актриса Фрэнсис МакДорманд, по праву заслужившая Премию Гильдии актёров, представляет свою героиню в несокрушимом и непобедимом образе, но постепенно начинает ломать её изнутри, изображая некую метаморфозу, ощущаемую глубоко внутри, которая проявляется лишь в одиночестве, во время очередных скитаний в чертогах разума. Оливия, некогда считавшая окружающих людей заурядными, начинает сомневаться в себе, в своих методах и убеждениях, размышляя о том, как она прожила свою жизнь. Депрессия, которая в её случае считалась не признаком слабости, а чертой устойчивости и твёрдости, с течением времени утрачивает свою силу, перевоплощаясь в обыкновенную проблематичность по вопросу жизни и смерти. Муж Оливии — Генри, чей образ талантливо представил Ричард Дженкинс, является полной противоположностью своей супруги. Он добрый, гуманный, отзывчивый, милосердный, и несмотря на скверный характер своей жены, продолжает её любить и дарить ей романтические подарки. Такие противоречивые образы сопоставлены вместе не зря, поскольку именно человек доброй души, такой как Генри, мог вытерпеть категоричную и упрямую Оливию, относящуюся ко всем и ко всему кругом требовательно и сурово, даже к собственному сыну. Возможно сам вопрос «Что знает Оливия?» поставлен неверно, разве не правильнее было бы выразиться «Что гложет Оливию?», или же «Что нужно Оливии?», ведь в таком случае, все части мозайки, разбросанные по разным сторонам, переплетаются воедино, а персонажи, введённые Питером Мулланом и Биллом Мюрреем, отчётливо проясняют суть странствия в никуда. Пьяница и богач — два мечтателя и романтика, которые погрязли в том же угнетённом болоте, однако где-то далеко, отчаянно видят этот проблеск надежды, заключающий в себе уже не любовь, и не счастье, а нежелание умереть в одиночестве. По сути, они обладают крупинкой красочного и всего того необычайного, чего остерегается Оливия, но как и любой другой женщине, ей это необходимо.

Депрессия. Она всё ещё там, таится в недрах неисчерпаемой души. Она не желает уходить, покидать своё родное гнездо. Хладнокровная зима, цветущая весна, солнечное лето, живописная осень… Меняются времена года, и дни следуют своим чередом, остаётся лишь неустанная меланхолия, которая насквозь пропитывает тело. Она уже неотъемлемая часть, от которой не избавиться, оставляя один единственный выход — научиться с ней жить, подобно Оливии Киттеридж. Люди также меняются, разъезжаются в разные стороны, а Оливия, словно неподвластная времени, остаётся на месте. Все образы жизни, мировоззрения и принципы собираются в один пазл разнообразных оттенков, видеть которые возможно сквозь одну скважину. Где-то глубоко в сердце, Оливия прячет свою искру чувствительности, проявить которую невероятно сложно, как и найти способ для этого, обнаружив путь свободы и покоя. Как бы то ни было, искра медленно угасает возле тропинки у дерева, неподалёку от проездной дороги, но какова вероятность, и каков соблазн второго шанса…

05 июля 2015 | 18:23
  • тип рецензии:

Оливия Киттеридж — женщина с очень непростым характером и непростой судьбой. Проработав всю жизнь учительницей математики, Оливия как могла воспитывала сына и донимала своего слабохарактерного мужа-фармацевта, попутно подшучивая над его добротой и открытостью. Сама же Оливия всегда была язвой и источником бесконечных скандалов. Но так ли она плоха, как кажется? Быть может, где-то в глубине души, под маской сарказма и раздражительности, скрываются настоящие чувства и мысли?

Какие у этого мини-сериала, если можно так выразиться, исходные данные? Литературная основа предоставлена малоизвестной в нашей стране американской писательницей Элизабет Страут, которая получила Пулитцеровскую премию именно за сборник рассказов об Оливии Киттеридж. В данном случае, это важно, так как литературная основа здесь чувствуется весьма сильно. Режиссёр сериала — Лиза Холоденко, американка с украинскими корнями, слегка известная по картине 'Детки в порядке', получившей в десятом году несколько номинаций на премию Оскар. В главных ролях отличные, разноплановые и харАктерные актёры Фрэнсис МакДорманд и Ричард Дженкинс. Большое количество наград — от 'Лучшего мини-сериала' по версии Эмми до 'Серебряной мыши' (премия итальянских интернет-критиков) Венецианской кинофестиваля. Ну и, наконец, это проект, ради которого из своей берлоги выполз Билл Мюррей. Лично для меня всего этого было достаточно, чтобы заинтересоваться.

Мини-сериал 'Что знает Оливия?' это неспешное, вдумчивое жизнеописание весьма неоднозначной женщины, выросшей в небогатом сельскохозяйственном штате Мэн, и её ближайшего окружения. Мне понравилось, как здесь расставлены акценты. Оливия не является ни сугубо положительным персонажем, ни строго отрицательным. Она разная, как это чаще всего и случается в жизни. Некоторые её поступки вызывают приступы жесточайшего осуждения, по другим же делам становится понятно, что Оливия очень ранимый и душевный человек, выбравший себе язвительность в качестве защитной реакции от окружающего мира. По большому счёту, сериал просто обязан показаться кому-то скучным. По сути это набор эпизодов, каждый из которых просто формирует цельный и внятный образ, не являющийся, однако, хоть сколько-то значимым в широком общественном смысле. Так что, сериал 'Что знает Оливия?', безусловно, предназначен для тех, кому нравятся неспешные, жизненные драмы с тонким анализом 'потёмок' чужой души. Фрэнсис МакДорманд, кстати, чертовски хороша, но хорош и Ричард Дженкинс. Мизантроп Билл Мюррей здесь выступает в нескольких эпизодах в роли чуть ли не самого себя, что ему, разумеется, удаётся сделать с блеском.

Как итог, не могу посоветовать этот сериал всем и каждому. Слишком многим он покажется скучным и не слишком занимательным. Мне же, как любителю жизненных драм, демонстрирующих разные стороны нашего социума и встречающихся в нём неоднозначных индивидов, данный телепродукт показался достаточно крепко поставленным и весьма небанальным по своему содержанию.

8 из 10

18 декабря 2015 | 01:35
  • тип рецензии:

Сначала я думала, что название в российском прокате «Что знает Оливия?» придумал идиот. Затем досмотрев, решила, что возможно он гений!

Так что же знает Оливия? Эта суровая, прямолинейная женщина с яркими признаками мизантропии? Это самый важный вопрос, на который прийдется ответить главной героине в финале.

Любящий муж, хорошая работа, дом - полная чаша. Но ни одно из проявлений любви не смягчает Оливию. Возможно что-то не так изначально. А может быть Оливия томится в плену неверных выборов, которые считает верными...

И тем не менее она у меня вызывает симпатию. Ее острый глаз, ее крепкое слово, ее способность сохранить внутренний стержень и собственное достоинство.

Не каждому дано, на закате жизни, не смотря на противостояние всему миру и одиночество, сохранить пусть специфическое, но чувство юмора, а главное, любовь к жизни.

Психологам в фильме уделено особое место. Их ни разу не показали, но главная героиня явно испытывает к представителям профессии большую антипатию. И, представьте себе, я могу ее понять. Оливия из тех, кто никогда не примет помощи. И мне кажется важным, уважать и такой выбор.

Очень психологически правдиво показан конфликт между Оливией и ее сыном, клиентом психологов и групп поддержки. В этом есть суровая правда о том, как во взрослом человеке играет детская обида на мать. Можно понять и его и ее. Она ведь точно знает свои мотивы и знает как правильно. Так же как и он «раскачан» психологической работой, научен проявлять чувства конструктивно и предъявляет претензии, которые не могут быть удовлетворены.

И это правда жизни - у каждого своя истина.

До какого-то момента Оливии кажется, что она знает как правильно жить. Но приходит время надлома и сомнений...

Очень настоящее кино. Про жизнь. Про то, что нет в ней точных ориентиров: хороших и плохих людей, добрых и злых поступков.

28 октября 2020 | 15:56
  • тип рецензии:

Оливия. Имя произноситься на выдохе, делая один толчок языком по нёбу. Оливия. Нелюдимая, резкая, жесткая, чопорная и незримо одинокая. Оливия. Сколько женщин узнали в тебе себя?

- Какой смысл вставать по утрам?
- Если б я знала. Жду когда пес помрет - тогда застрелюсь.


Миссис Киттеридж живет в штате Мэн на берегу океана. Язвительная и колкая, она отпугивает от себя людей, не выражает ни чувств ни эмоций и занимается садоводством. Что такого скрывается в этой колючей женщине? Что же именно знает Оливия?

Четырехсерийная картина охватывает большой отрезок жизни дидактической женщины и ее семьи: ангелоподобного мужа и депрессивного сына. Оливию можно либо любить, либо выносить. Генри, жизнерадостный, верный семьянин, единственный человек кто мог понять и дополнить черствую и непроницаемую сущность Оливии. Он пронес любовь к одной женщине через всю свою жизнь, Оливия, в свою очередь, не была способна на моногамию. Влюбленная в учителя литературы (как это часто бывает со специфическими людьми) она не могла оценить терпимость и нежность мужа, но где-то в глубине души всегда знала, что только он мог уравновесить ее жизнь, только он создавал баланс.

Этот маленький сериал насквозь пропитан мотыльковой субтильностью. Она в каждом вздохе потерянной Олли, в каждой грустной улыбке сияющего Генри, в каждом второстепенном герое, будь то Серая Мышка, что задавила котенка или Кевин Колсон, что так притягивал Оливию своей странностью. Музыка, что переполнена наркотическим отчаянием, пейзажи, что изобилуют водой, плавность, горечь, простота - все эти детали творят особенную атмосферу, что так под стать главной героине.

'Кто же я такая?' - спрашивает себя Оливия. Она думала, что не нуждается в людях, прикрывалась презрением к посредственностям, но в итоге страх взял свое, одиночество победило, Оливия сдалась.

Так что же знает Оливия? Оливия знает меня.

10 из 10

25 мая 2015 | 17:51
  • тип рецензии:

А во многим знании, как известно, многие печали. Удивительно сильное и глубокое, хоть и безмерно депрессивное кино о жизни. Жизни обычных людей, как она есть, которая не вечный праздник, но и не бесконечное страдание, где есть свои взлеты и падения, но с возрастом понимаешь, что легенда о том, что хорошее запоминается, а плохое забывается - не более чем легенда.

Оливия - удивительный образ умной и проницательной, но при этом жесткой и деспотичной женщины. Она знает всё обо всех и не питает иллюзий насчет человеческой натуры: один из самых ярких примеров махрового мизантропа. Но при этом если поначалу она кажется просто вздорной и вредной бабой, то ближе к финалу начинаешь понимать ее и сочувствовать ей.

Пожалуй, этот фильм - то, что у нас в стране могли бы назвать 'чернухой', только на американский лад. Даже свадьба сына главной героини носит некоторый оттенок беспросветности, что уж говорить о куда менее радостных событиях.

Люди здесь словно бы не могут быть счастливы - по крайней мере, долго. Взять хотя бы трагический случай с котенком: казалось бы, зачем нужна эта жестокая и болезненная сцена? Но она - только часть общей картины, вызывающей чувство непроходящей тоски.

Казалось бы, зачем вгонять зрителей в депрессию, если и так вокруг все не то чтобы радужно? Но 'Что знает Оливия' - это не только пучины отчаяния и безысходности. Это все-таки пусть слабая, но надежда. И даже всеобщее несчастье персонажей картины словно бы подталкивает нас к тому, чтобы не идти этим путем. Не потакать темным сторонам своей натуры. Не разбрасываться близкими и дорогими людьми. Не терять в погоне за достижениями своей человечности. И наслаждаться каждой крупицей счастья и спокойствия, которая выпала на нашу долю, ведь никогда не знаешь, в какой момент все может пойти не так.

03 декабря 2014 | 16:22
  • тип рецензии:

«Жизнь не перестает удивлять!» К этой фразе идем мы вслед за героиней киноверсии романа Э. Страут «Что знает Оливия». Идем неспешно, вязко, без острых сюжетных поворотов и интриг, с болезнями, диареями, любовью и нелюбовью. Идем, не понимая, куда и зачем – тема фильма, точнее ее присутствие едва угадывается… «Что знает Оливия» - вдумчивое американское кино. Явление редкое и ценное. Его создатели происходят от Чеховых (и дяди и племянника) как христиане от иудеев. Но это именно чеховская драматургическая ткань, когда содержание диалога не в словах, а в том, что не говорится. И это все играется – очень подробно и очень трогательно. Приятного просмотра.

30 августа 2021 | 07:32
  • тип рецензии:

Второй кусок жизни Оливии Киттеридж показан в данном сериале. В основе сценария лежит литературная работа оцененная сведущими ребятами. И не зря.

Это важно. Важно было сказать то, что сказано в этом фильме. Безымянный старик говорил: 'По правую руку от тебя всегда находится смерть'. Смерть, забвение или упадок ждет, когда ты потеряешь бдительность, чтобы разграбить твои серебряники. Праздность накрывает плотной тканью твой взор, разрешая тратить время на глупости. Но ведь ничего другого и не остается: рецепта правильного питания не найти дуракам.

В середине рецензии я обычно пишу об актерах и качестве мебели в кадре. Все эти штуки на высшем уровне. Вот так мало сказано об этом. Простите.

Тебе нужно запастись свободным вечерком, ведь захочется посмотреть сразу все 4 серии (каждая по 60 минут). Да, это тот тортик что хочется спрятать от гостей под кровать, а ночью размазать по лицу.

19 июля 2015 | 02:42
  • тип рецензии:

Минисериал из четырёх эпизодов снят по книге рассказов лауреата Пулитцеровской премии Элизабет Страут. Книга повествует о жителях приморского городка Кросби, не к ночи будь упомянутый, штат Мэн. Оливия Киттеридж, учительница математики, её супруг Генри, аптекарь, и их сын Кристофер - центральные фигуры в книге, хотя не во всех рассказах они являются основными персонажами.

Хочу сразу предупредить: лучше не придавать значения русскому переводу названия фильма - почему переводчики превратили имя и фамилию героини в вопрос 'Что знает Оливия?' в заголовке, мне неведомо, но это реально мешало мне смотреть первые серии полторы - всё время казалось, что за эксцентричными поступками и грубостью героини стоит некая тайна, о которой нам потом расскажут. Ничуть не бывало - в сюжете всё просто, без вывертов и подвохов.

Итак, некая школьная учительница математики - мягко говоря, весьма суровая, вздорная и пасмурная особа. Режет правду-матку без обиняков. Ведёт себя недипломатично, резко, нередко грубо. Бывает жестокой не только к чужим, но и по отношению к самым близким: мужу и сыну. Поскольку они проводят с ней больше времени, чем остальные, им достаётся больше. Поначалу кажется, что героиня вовсе никого не любит, всех ненавидит. Цинична и мизантропична. Считает окружающих бездарными заурядностями. На любую попытку проявить по отношению к ней человечность, отвечает в лучшем случае оскорбительным равнодушием, а в худшем - мало мотивированной агрессией. 'Ведьма', - зовут её детишки, да и сама она себя так кличет - меньше будут приставать.

Однако, чем больше о ней узнаёшь, тем она, как ни странно, кажется симпатичней. Поверьте, у неё немало положительных качеств: Оливия умна, честна, ответственна, сдержанна, имеет специфическое чувство юмора. Нет, в глубине души она, конечно, не добра, но и не зла. Зато безмерно одинока и ранима. Пройдёт два десятка лет, прежде чем она поймёт, что пущенные в других стрелы, попали в её собственное сердце, породив и безмерное чувство вино, и горечь утраты, и запоздалую верность и готовность к самопожертвованию, и опустошённость.

Трудная роль, но Фрэнсис МакДорманд с ней справилась. Поначалу её Оливия вызывает отрицательные чувства, но по мере знакомства с ней они становятся всё более смешанными, а в конце - только сочувствие и желание как-то помочь, отогреть этого несчастного человечка, всю жизнь притворявшегося непробиваемым танком.

У Ричарда Дженкинса, который играет Генри, мужа Оливии, явно противоположная роль. Его персонаж - романтик с прекрасной душой, добрый малый, готовый помочь всякому, особенно слабому и незаметному. Только такой человек, наверное, и способен всю жизнь не только терпеть дурной характер супруги, обиды, претензии, предательство, но и любить её со всеми её недостатками.

Общий сценарий, построенный из разных рассказов, удачно скомпонован. Временами он чересчур грамотный, академический, что делает его ближе к театральному, но временами он вполне непредсказуем и кинематографичен.

Фильм имеет несколько серьёзных наград, в том числе режиссёр, Лиза Холоденко, получила премию гильдии режиссёров Америки как лучший режиссёр телефильма. Билл Мюррей имеет в картине не очень большую, но значимую роль.

9 из 10

14 октября 2017 | 19:17
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: