К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Возможно, если бы я не читал 'К востоку от Эдема' и при этом посмотрел бы данный фильм в 1955 году, мое отношение к нему было бы немного лучше. Однако, как человек, дважды читавший эту удивительную книгу и уважающий Джона Стейнбека, я не могу не выразить свое возмущение по отношению к экранизации. Фильм даже не пытается отразить всю глубину книги и не поднимает практически ни один из философских вопросов, которые в первоисточнике подвергались активным дискуссиям.

Начну с того, что первая половина книги грубейшим образом выброшена из сценария, и, таким образом, в фильме вообще не представлен важнейший персонаж - Сэмюэль Гамильтон, чей образ был чертовски важен для сюжета. Персонаж Кэти преподнесен сухо, слишком мелко и до боли не точно, начисто лишён предыстории и не представляет совершенно никакого интереса для зрителя, не давая ему возможности не то что понять все мотивы её поступков и причины её ненависти по отношению к окружающим, но и в принципе создать в голове её приблизительный образ загадочной, озлобленной и непредсказуемой женщины с горсткой скелетов в шкафу.

Можно многое сказать и про бесхребетного Адама, про отсутствие в сюжете его отца и брата и про невозможность оценить развитие его отношений с ними, что, безусловно, формировало его противоречивый характер, сказавшийся впоследствии на отношениях с Кэти (о чём также ни слова в фильме).

Теперь самое ужасное. Калеб и Аарон. Два сына Адама. Персонажи, совершенно не раскрытые, включенные в фильм словно ради галочки, потому что этого требует сама суть экранизации произведения. И если персонажу Аарона в какой-то степени простительны определённые огрехи ввиду смещения с него акцента внимания, то Калеб получился совершенно странным. Я не могу отрицать тот факт (тот единственный факт, из-за которого я вообще поставил этому фильму хоть какую-то оценку), что Джеймс Дин был довольно харизматичным актером, наблюдать за игрой и мимикой которого было действительно увлекательно. Но его душевные терзания в поисках самого себя, попытках понять устройство своей души и соотношения в себе добра и зла могли бы выглядеть гораздо более эффектно, если бы были преподнесены не как сценарная данность, а в неотрывном взаимодействии с другими немаловажными аспектами, которые привели его к подобным размышлениям. Почему его метало из стороны в сторону? С чем связаны его, казалось бы, необъяснимые истерические выпады?

Даже если ненадолго оторваться от книжной основы (что даётся с большим трудом), то фильм выглядит слабо, карикатурно, и, несмотря на определённую динамику, не создаёт целостного действия и не пытается заставить зрителя сопереживать героям. А самое ужасное состоит в том, что концовка здесь серьезно искажает тот сильнейший посыл, который был проложен через весь роман и леденящим кровь образом олицетворен в финальной сцене. Именно поэтому, на мой вкус, это вовсе не экранизация шедевра, а лишь мучительное и болезненное разочарование.

3 из 10

12 октября 2023 | 20:45
  • тип рецензии:

Книга американского писателя Джона Стейнбека 'К востоку от рая' настолько монолитна и изобилует таким количеством аллегорий и аллюзий на библейские сюжеты, что снимать фильм на основе такого материала дело само по себе нелегкое. Видимо, руководствуясь этим фактором, режиссер Элиа Казан отлистал книгу на последние страницы и соорудил сюжет, который имеет отношение к первоисточнику весьма отдаленное.

Нет, имена героев те же, и биографии у них вроде бы похожи на свои книжные прототипы. Но, главный смысл романа затерялся где-то на полпути между Салинас-Валли и фермой в штате Коннектикут...

Претензий к фильму так много, что пожалуй, стоит перечислить их последовательно:

1) В фильме полностью вырезано семейство Гамильтонов, особенно обидно за Сэма Гамильтона - самого яркого персонажа книги Стейнбека. А ведь он фактически вернул к жизни Адама Траска, став его 'ангелом - хранителем'.

2) Такая же судьба постигла слугу Адама Траска - китайца Ли. Его гениальные философские рассуждения о смысле бытия и предназначении человека в этом бренном мире прошли мимо фильма.

3) Полностью исключены библейские мотивы, поэтому борьба между Кэлом и Ароном носит всего лишь личный характер. В книге их соперничество объяснялось гораздо глубже. Оно было основано на человеческих грехах и амбициях.

4) Арон Траск здесь больше похож на мажора - студента, чем на верующего и подверженного сомнениям человека. А сцена с его отъездом в армию не выдерживает никакой критики.

5) Адам Траск в фильме не центральный персонаж, а лишь добродушный отец своих сыновей. В творении Стейнбека же показано как он сначала достигает высшей точки земного блаженства (жизнь с любимой женщиной), а затем падает вниз (предательство и трагедия), что и находит отражение в его характере, придавая образу внутренний трагизм и обреченность. Поэтому изображать Адама кукурузным фермером, который только и занят тем, чтобы заработать еще больше денег (в книге же он ищет спасение в бизнесе) довольно нелепо и неправильно.

6) Кэти Эймс - это просто тихий ужас. Нет, понятно, что ко времени, описываемому в фильме ей уже хорошо за 40, но зачем изображать ее такой отвратительной? Если это попытка показать ее демоническую сущность, зачем так коверкать первоисточник? У Стейнбека она даже в зрелом возрасте сохраняла привлекательность и обаяние, с помощью которых и крутила людьми, обстряпывая свои грязные дела. То есть внешнее у нее абсолютно не сочеталось с внутренним.

Но, даже все эти минусы можно было бы понять (но не простить), если бы был сохранен главный смысл, заложенный Стейнбеком. Напомню его: 'Ты можешь творить добро или зло и это зависит только от тебя. Ты можешь ВЫБИРАТЬ'. В фильме этого нет совсем, потому что режиссер, по-видимому, увлекся личными судьбами героев картины.

Из плюсов отмечу игру Джеймса Дина, великолепно сыгравшего Кэла Траска, и отражение атмосферы и быта Сша периода Первой мировой войны.

К великим книгам нужно относиться весьма трепетно. И выдергивая из нее отдельные куски, стоит помнить, что общая картина от этого может получиться неполноценной и сиротливой.

В итоге, имеем поверхностное изложение книги 'К востоку от рая', состоящее из бесконечных бытовых конфликтов, личных переживаний и социальных противоречий, и полностью упускающее философские воззрения и экзистенциальные искания Человека.

Из-за великого Джеймса Дина ставлю

5 из 10

19 января 2018 | 18:13
  • тип рецензии:

После прочтения замечательной книги Джона Стейнбека этот фильм стал настоящим разочарованием. Больше всего недоумения вызывает тот факт, как сам Стейнбек позволил сотворить подобное со своим произведением.

Прежде всего, в глаза бросается ужаснейший мискастинг на роли Арона и Кейлеба. Джеймса Дина и Ричарда Давалоса не мешало бы поменять местами. Но если Дин еще хоть как-то смотрится в роли Кейлеба, то Давалос не подходит на роль Арона совершенно.

Но большего всего в этом фильме разочаровало то, что сотворили создатели фильма с сюжетом и персонажами. Характеры персонажей предстают перед нами только в словесной форме. Про одного говорят, что он добрый; про другого - что он злой. Ни добра, ни зла на деле мы не видим. Персонажи картонные, совершенно непонятно, что ими движет, почему они стали такими, а не другими.

Огромный промах заключается в том, что в фильм решили не включать китайца-слугу Ли, который играет огромнейшую роль в этой истории. Именно благодаря ему в книге персонажи узнают о важном слове «timshel», которое и стало финальным аккордом истории.

Недоумение вызвало и то, насколько сильно были изменены персонажи. Добродушный Арон, собиравшийся стать священником, превратился в ревнивца. Его девушка Абра, которая в книге сторонилась Кейлеба, чуть ли не признается второму в любви. Вообще, по ходу просмотра фильма у зрителя может сложиться впечатление о том, что история представляет собой рассказ о любовном треугольнике, хотя на самом деле это интерпретация истории о Каине и Авеле.

Сам Кейлеб, сыгранный Джеймсом Дином, вызывает не меньше удивления, чем остальные персонажи. Из парня, которого никто не любит, в фильме он превращается в того «кто всем понравится». Он почему-то просит денег у матери, которая неожиданно расчувствовалась, хотя на самом деле она была бы последним человеком, который пошел бы на такое благородство.

Сама Кэти, сыгранная Джо Ван Флит, из отвратительнейшего человека превращается в фильме в жертву обстоятельств. Еще одним огромнейшим разочарованием стал финал фильма, который получился откровенно нелепым. Порадовала актерская игра Джеймса Дина, Джули Харрис и Рэймонда Мэсси. Искренне не понимаю, за что свой Оскар получила Джо Ван Флит, но победителей не судят.

Возможно, фильм был шедевром своего времени. Возможно.

3 из 10

19 июля 2012 | 00:27
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: