Для законопослушного гражданина тюрьма представляется местом чудовищным, куда стекаются все паразиты общества, несущие лишь страдания его членам и разрушение пресловутых столпов. Однако не все, чтящие здесь и сейчас букву закона, были таковыми всю жизнь. И если кто-то ограничивается штрафами за неправильную парковку, то некоторые, будучи студентами колледжа, оказывают содействие в перевозе денег через границу своим любовницам-наркоторговкам. Порой так случается, что за ошибки молодости действительно приходится платить, и расхожая фраза превращается в реальную ситуацию. Так и произошло с Пайпер Керман, чей автобиографический роман лег в основу шоу 'Оранжевый-хит сезона', а личность самого автора трансформировалась в центрального персонажа Пайпер Чапмен.
Шоураннер проекта Дженджи Коэн уже набила руку в создании атмосферы всеобщего безумия, которое окружает представителей среднего класса, стоит им только окунуться в пучины криминала. Восемь успешных сезонов 'Дурмана', в котором мать семейства и бывшая домохозяйка из благополучного пригорода зарабатывала на жизнь торговлей наркотиками, тому доказательство. Вот и здесь писательская команда рассматривает под микроскопом противоречивую женскую душу. Она, эта душа, одновременно жаждет опасности и сносящих остатки разума словно порывом ветра приключений, но при этом настойчиво обманывает себя и притворяется благополучной яппи. Главная героиня поначалу явственно и навязчиво противопоставляет себя окружающей тюремной обстановке, отказываясь признавать сокамерниц подругами по несчастью. Больше всего ее беспокоит тот факт, что она пропустит новый сезон шоу 'Безумцы', несколько версий творения Стива Джоббса, а статус в социальных сетях не будет обновляться 15 месяцев заключения. Лишь следующее место в списке ее переживаний занимают насущные неприятности: собственная безопасность, гигиена, отвратительная пища. От подобной расстановки ценностей раз за разом Пайпер попадает в недоразумения, грозящие различными неприятностями, начиная с вынужденной голодовки и заканчивая внезапно появившейся 'женой' в лице одной из самых безумных внешне заключенных. Схема, в которой неприспособленного к жизни в диких условиях героя помещают в тщательно избегаемые до этого рамки, безотказно сработала в шоу, позволяя зрителю тихо похихикивать над незадачливой Пайпер и втайне думать, что уж он-то в такой ситуации точно никогда не окажется. Очень уж гипетрофированно абсурдными выглядят как враги Чапмен в тюрьме, так и защитники порядка в ее стенах, думающие лишь о собственном благополучии, купающиеся в лени и плюющие на свои прямые должностные обязанности.
Но совершенно внезапно, продираясь сквозь колючую проволоку карикатурных русских и ультраправых противников Барака Обамы, лавируя на щедрой порции мыла от лиричных отступлений о всепоглощающей страсти, так часто вспыхивающей между охранниками и симпатичными заключенными, шоу лихо вырулило на тропу идеального соотношения драмы на минуту экранного времени, умудрившись даже не поскользнуться (а все мы наслышаны, чем грозят падения на куске мыла в тюрьмах). Оказывается, что самая большая беда, которая может приключиться с жителями одинаковых кубиков в автономном от остального мира микрокосме под названием 'колония Личфилд', это вовсе не страх за сохранность своего тела, это страх остаться наедине с самим собой и увидеть то, что так тщательно запрятано в самые недоступные уголки сознания. Проживая свою суматошную жизнь день за днем, человечество, а вместе с ним и Пайпер, не собирается тратить время на досужие размышления о смысле своего существования. Но здесь, один на один со своим внутренним 'Я' героиня уже не знает, кто она и чего хочет в этой жизни. Были ли ее отношения с уютным бестолковым женихом настоящими, или это просто ширма для желания носиться по миру без всякой ответственности и без забот. Способна ли она все еще как в омут с головой бросаться в передряги и безрассудно рисковать без оглядки на последствия или все-таки готова остепениться. Нужно ли ей вовсе спокойное существование в обнимку с упаковкой китайской еды, или 10 лет прожитой жизни- это лишь попытка убежать от самой себя и снедающей изнутри червоточины. Любовь ли ее связь в стенах тюрьмы или это всего-навсего желание тактильного контакта, по которому она так тоскует в режиме полной изоляции. По сути она находится на перепутье, уже не понимая, настолько ли она отличается от остальных арестанток, как представлялось ей в начале срока. Ответы на эти вопросы неустанно ищет героиня, совершая одну ошибку за другой и отталкивая всех близких людей, кому все еще небезразлична ее судьба.
Пайпер прошла очень интересный путь не развития, как это жизнеутверждающе принято на ТВ, а деградации. Шокирующий финал первого сезона не дает зрителю однозначной возможности судить о том, дошла ли персонаж Тейлор Шиллинг до точки морального 'невозврата', но откровенно намекая на это. Стоит отметить актерскую игру Шиллинг, которая на 'отлично' передала всю палитру эмоций своей героини: от детской растерянности до мрачной решимости, от бесшабашной страсти до ледяного холода, от теплой доброжелательности до животной жестокости. Чуть более скромных эпитетов удостоится Джейсон Биггз, несмотря на всю миловидность образа героя, персонаж получился чересчур однообразный, коих в фильмографии актера уже не занимать. Третья вершина треугольника Лора Припон серия за серией заставляла рыдать кровавыми слезами и вспоминать ее прежнее место работы 'Где ты, Челси?', чья вульгарная героиня-пропоица все еще так и стоит перед внутренним взглядом.
Но не одной историей Пайпер Чапмен интересно шоу. Каждый эпизод поведает о внутренней борьбе одной из заключенных. Трансексуал, приобретший женское обличье и старающийся сохранить отношения с женой и сыном. Владелица приюта для незаконных иммигранток, втайне ждущая встречи со своей неразделенной любовью давних лет и боящаяся его осуждения за свои поступки. Бездомная, проживающая день на то, что удалось украсть, но клятвенно обещающая рано или поздно расплатиться со всеми долгами. Капризное дитя, ставшее наркоманкой, лишь бы насолить своим родителям. Женщина, пошедшая в тюрьму, чтобы защитить своего любовника, безнадежно надеющаяся на его благодарность. Поневоле проникаешься тяготами их судеб или журишь за глупость поступков. Значит, Дженджи Коэн удалось главное- наладить мостик взаимопонимания между своими героями и зрительским сердцем, отчего не обращаешь внимания на нелепые декорации, больше смахивающие на стены школы, поделенные пенопластом на камеры и общую бюджетность съемок.
'Оранжевый-хит сезона'- шоу, которое имеет все шансы оправдать свое название в сериальной среде. Методом проб и ошибок находя на протяжении 13 серий тщательно выверенные пропорции комического, драматического и лирического, создатели подарили зрителю возможность надрывать животы от смеха, хвататься за сердце в особо напряженные минуты и утирать слезы от переживания за ставших родными персонажей, что в идеале и требуется от жанра 'драмеди'.При этом все события поданы без нарочитой жестокости, тем самым не эксплуатируя набившие оскомину в отношении колоний клише, а создавая свой, новый, подход к отображению тюремной действительности, полный сюра и здорового абсурда.
Так уж вышло, что я серьялозависима и просматриваю их в большом количестве. Из минусов - годный сериал становится все сложнее и сложнее найти, впечатлить может все меньше и меньше что-либо.
'Оранжевый хит сезона' - ваш прекрасный шанс хорошо провести время, с юмором, с переживаниями, с интригой (ну и плюс, что он уже закончился, а значит, не нужно год ждать продолжение).
Сразу предупрежу, кому он точно не понравится - людям не толерантным к ЛГБТ сообществам.
Тут поднимаются важные социальные темы, да часть из них более характерны для США, но аналогию можно провести и с российскими реалиями.
1. Все ли заключенные заслужили свое наказание? Управление деньгами общественным мнением по средствами СМИ, PR и прочее.
2. Заключенные тоже люди? Есть ли у них права? А соблюдает ли кто их интересы? Преступниками рождаются? А не влияние ли это окружения?
3. Расизм. О, в России он так же присутствует, просто не так раздут. И зачастую кажется что его меньше, так как расизм = афроамериканцы, но что не так. Как часто мы опускаем глаза, если девушка в парандже? Ну и кажется сериал был пророческим о ситуации в 2020г в Америке, Black Lives Matter - об этом узнаете ближе к концу сезона.
4. Тема ЛГБТ, неодобрения, осуждения и прочее. Но это уже что-то очень банальное для современного искусства, буду крайне удивлена, увидев сериал без всех этих стереотипов 21 века.
5. Темы своевременности, выбора карьеры или семьи, детей, отношений в семьях, отношения дочерей и матерей.
В общем, тем еще много и думаю, каждый найдет в этом сериале что-то свое, так как он многогранен.
Сериал однозначно заслуживает внимания, дает не просто красивую картинку и развлекает, а позволяет задуматься над важными моментами жизни, возможно для кого-то поменять свою точку зрения, стать более толерантным.
У этого сериала в нашей стране не так много просмотров. Хотя бы потому, что фильмы о женщинах смотрят, в основном женщины, а фильмы о мужчинах смотрят все. И вот этот зрительный патриархат очень неприятен.
Напишу о том, что я не увидела в остальных отзывах.
Во-первых, советую смотреть его в дубляже студии TV Shows. Очень хороший, качественный дубляж, актеры дубляжа — суперпрофессионалы, перевод литературный (и мне, кажется, сделан с большой симпатией (если не любовью) к этому сериалу) и от этого диалоги становятся яркими, сочными и «ржачными». Мне кажется, что именно из-за некачественного дубляжа, этот сериал оттолкнул многих зрителей. Через какое-то время просмотра словила себя на мысли, что один актер (актриса) озвучивают несколько ролей, но…как здорово они это делают, играя голосом, дыханием или манерой говорить, что это совершенно незаметно. Огромный респект им за это. Особенно поразил дубляж Алекс Воуз. У Алекс Воуз в оригинале голос низкий, грудной, томный, сексуальный. Но… продублировали немного по-другому, и как интересно это получилось! Как гармонично этот дубляж лег на образ героини.
Многие считают, что сериал под конец «скатился». Он не скатился, он просто стал другим. В начале он был драматической комедией, а потом превратился в комедийную драму. А иначе и быть не могло. Ведь здесь мы видим тюрьму, пусть даже и с минимальным уровнем безопасности. Поэтому к концу все становится жестче и печальнее. Тюрьма меняет людей и очень сильно, даже такая, американская, с повышенным уровнем комфорта. Чувствовалось, что актеры уже подустали к концу сериала, но тем не менее, закончили достойно, логично и чуточку оптимистично с небольшой верой в светлое будущее.
Многих напрягает количество сезонов. Но уберите хотя бы один сезон и сломается логика повествования. Ну да, можно было сократить количество серий и количество сцен в каждом сезоне, но тут опять дело вкуса: одного зрителя раздражают Vauseman, а другого зрителя, наоборот, раздражает Безумные глазки (например, меня).
Да, я абсолютно не очарована игрой Узо Адуба (Безумные глазки), как большинство зрителей и критиков, потому что в начале сериала это было прикольно и весело, иногда грустно, но к пятому сезону ее однообразная мимика и однообразное поведение психически нездорового человека начинало раздражать. Да, на нее сделали ставку в этом сериале и ее везде, в каждом сезоне было слишком много, что, логически, должно быть интересно психиатрам-специалистам, но не мне, потому что постоянное наблюдение за однообразным поведением больного человека начинает утомлять и выбешивать.
А вот то, что «прокатили» Тейлор Шиллинг (Пайпер Чапмэн) по всем доступным премиям, мне очень-очень обидно. Отличная игра для молодой актрисы — вы много видели актрис, которые одновременно шикарно могут сыграть комедию, драму и секс? А она смогла. Приглядитесь к ее игре внимательнее. Даже в интимных сценах основной удар по эмоциональному (именно эмоциональному, а не физическому, потому что физиологии в этом сериале очень мало) изображению «этого, самого» лежал именно на ней. Вот такую игру я уважаю — тихую, негромкую, сдержанную, но где одним выражением лица, взглядом или голосом можно сказать очень многое. Ну, а играть как Узо Адуба, постоянно кривляясь, корча рожи и безумные глаза, много таланта не надо, но американцам это нравится, да и афроамериканцы сейчас в тренде (BLM). А «Белые англосаксонсские протестанты» (WASPY) нервно курят в сторонке.
Не соглашусь, с тем из зрителей, кто посчитал, что все мужские персонажи представлены в этом сериале карикатурно и сериал феминистский. Он не феминистский, он о женщинах в тюрьме. А как же Джо Капуто? Или некоторые охранники? Ну а Лусчек, гребанный Лусчек, лентяй и озабоченный «торчок»? Я всегда была рада его видеть, даже такого, кривого и косого «бюджетного Криса Пратта». А брат Пайпер Кэл? Яркие, интересные персонажи, ничуть не уступающие по харизме женским образам. Ну да, их меньшинство, потому что тюрьма то женская. А Хили к концу сериала больше вызывает сочувствие, нежели злобу, потому что, узнав о его жизни, понимаешь, что «не суди о человеке, пока не узнаешь через что он прошел».
Многим не нравится сезон бунта и «бизнес» Пайпер. А мне «зашло». С «бизнесом» Пайпер сценаристы «постебались» на славу. Было «по-черному» дико смешно, провокационно и абсолютно «неполиткорректно». Чего стоит ее речь о «женских запахах». Ну а бунт, он вот такой: полный «раздрай», анархия, «кто в лес, кто по дрова», «у каждого свой интерес». Было весело).
Не побоюсь сказать и о любимой паре сериала — о Vauseman, основной романтической любовной линии, с которой начинается сериал и которой он заканчивается. Эта история очень далека от реальной истории, но создатели сериала, актеры постарались на славу и смогли показать вот ту самую химию между двумя людьми, которая имеет место быть. В начале мы видим с виду весьма приличную, правильную блондинку WASPY, скучную, занудную и блеклую, как и ее жених (с кем поведешься, от того и наберешься), но потом эта блондинка попадает в общество своей настоящей, вроде бы бывшей, любви, и мы видим ее преображение: как она меняется, как начинают блестеть ее глаза и «улыбка до ушей», как вылезает наружу весь ее драйв, адреналин, характер, злой язык и вся ее «долбанутость». И мы видим, как им комфортно друг с другом, несмотря на то что они «стебутся», ругаются, ссорятся, мирятся, в общем, — притираются. И за всем этим очень интересно наблюдать, за развитием их отношений, за развитием их характеров. Да и пара получилась очень яркая и запоминающаяся.
Ну а другая яркая и запоминающаяся пара сериала — это, конечно, Фиг с Капуто. Отожгли они по полной, покруче Vauseman. Очень понравилась Алисия Рейнер в роли Фиг. Очень. Если честно, хочу ее видеть в роли Миранды Пристли в фильме «Дьявол носит Prada». Это ее роль.
Часто этот сериал сравнивают с сериалом «Уэнтуорт» и оценки не в пользу «Оранжевого». Ну…Посмотрела я пару сезонов «Уэнтуорта» и перестала. Перестала, когда поняла, что сериал начинает типичную для сериалов политику — заигрывания со зрителем, всегда держать его в напряжении, чтобы зритель к концу серии всегда был на адреналине и желал посмотреть дальше. Но при этом в сериале начинают происходить абсолютно нелогичные вещи. Именно поэтому я также перестала смотреть «Во все тяжкие» И поэтому я люблю «Прослушку». «Оранжевый» же не сильно заигрывал со зрителями, а пытался создать эдакое эпическое произведение — там столько затронутых тем, столько изображено характеров и судеб, что писать можно много, много и еще раз много. Вот за это я его и люблю.