Не подумайте, что я ненавистник арт-хаусных или фестивальных лент, мне не чужды фильмы Ханеке, Лозницы или Зайдля. Но поймите, что не всякое человеческое нешаблонное произведение можно назвать искусством. Если говорить об Эмманюэль Берко как о режиссёре данного фильма и исполнительнице главной роли, то я бы назвал это случаем перверсии самооценки. Большинство людей, осознавая, что не имеют особых талантов в искусстве, туда и не лезут. Но есть особенно бездарные личности, которые хотят представить свою бездарность как особый талант. И наиболее простой способ достичь признания - создать нечто неповторимое или скандальное. В данном фильме сексуальные отношения между 13-летним мальчиком и взрослой женщиной и есть та самая наживка, на которую клюнули многие зрители (в т. ч. и я). И сказать по правде, больше в этом фильме нет ничего. Ну то есть вообще ничего. Если б в описании и в рецензиях к фильму я не прочёл, что в их отношениях есть нечто особенное кроме секса, - то сам бы и не догадался.
Если говорить детальнее, то самое худшее в этом фильме - это операторская и режиссёрская работы. Если б оператор просто на расслабоне снимал сцены, то вышло бы гораздо лучше. А так впечатление, будто специально старался сделать как можно гадостней (может спецом кому-то мстил?). Про режиссуру и сказать нечего - диалоги, сцены, вымученая игра - всё ужасно скучно и однообразно. Можно подумать, что все специально старались получить 'малину', а получили 'пальму'. Разве это не перверсия?
Долго не решался написать отзыв, так как фильм вызвал уж чересчур сильное отторжение и неприятие, но мысли, возникшие после его просмотра, всё никак не хотели отпускать, заставляя постоянно возвращаться к увиденному на экране. Поэтому, чтобы окончательно избавиться от ненужных размышлений, пришлось облечь свои впечатления в литературную форму и, надеюсь, оставить их раз и навсегда на этой странице, как предостережение для возможных будущих зрителей.
Первое, что хотелось бы сразу отметить, так это явно ошибочное название фильма. О Клемане, кроме того, что он стал очередным любовным партнёром Мэрион (действительно кого следовало бы назвать главной героиней фильма), мы за всё явно затянутое двухчасовое повествование не узнаём практически ничего - ни его чувства, ни его мысли, ни его переживания, ни того, как он живёт, как проводит свободное время, чем увлекается, с кем общается - всё это остаётся где-то за кадром, а история его первого сексуального опыта с дамочкой средний лет совершенно не раскрывает его как личность, как законченный и полноценный персонаж картины.
Фильм, если рассуждать логически, должен был получить название 'Мэрион', поскольку в каждом моменте ленты мы имеем счастье лицезреть весьма своеобразный и ну очень уж свободный образ жизни женщины неопределённого возраста и неопределённого рода деятельности, наблюдая за её бестолковыми метаниями от одного мужика к другому, противоестественным влечением к ребёнку, а затем и истеричными попытками оставить подле себя сорвавшегося с крючка Клемана. На протяжении всей ленты она лишь надоедает своим знакомым и вводит в соблазн вольными отношениями, странными заигрываниями и двусмысленными разговорами несовершеннолетних подростков, порой принимая активное участие в их рискованных похождениях.
Видимо не имея никаких целей и устремлений, вместо того чтобы обзавестись, как большинство её знакомых стабильными отношениями, семьёй, детьми и нормальной работой, она предпочитает, следуя современным и явно опасным тенденциям, быть полностью свободной ото всех социальных обязательств, жить лишь сегодняшним днём и наслаждаться всеми мнимыми благами якобы цивилизованного и развитого общества. Поведение Мэрион нелогично и непоследовательно, легкомысленно и даже зловредно, обществу она не может дать ничегошеньки, а своей взбалмошностью и суетой лишь доставляет неудобства всем окружающим.
Ни о какой любви и больших чувствах здесь и речи идти не может. Клеман, получив 'желаемое' с опытной партнёршей, уже в конце фильма совершенно естественно для него разрывает все отношения с Мэрион и переключается теперь уже со знанием дела на более подходящую для его возраста девочку из школы. А незадачливая Мэрион, поверившая было в реальность и долговременность таких противоречивых отношений, уверен, что тоже не будет очень уж сильно и долго страдать, а вскоре найдёт себе очередного хахаля и всё вернётся на круги своя. Задуматься и попытаться хоть что-то изменить в своей никудышной жизни она не способна, видимо уже патологически.
Данное кино не учит ничему хорошему, оно лишь пропагандирует безответственность и паразитизм, непонятно с какой стати называемыми в Европе свободой выбора и реализацией творческого потенциала человека. А историю мимолётного интрижки подростка и не первой свежести дамы смело можно было бы сократить как минимум вдвое, никто бы от этого ничего не потерял - однообразие и серость происходящего на экране очень утомляет.
Европейский артхаус может быть разным, его можно принимать или не принимать, любить или не любить, но вот таким, как в этом фильме он не должен быть никогда.