Тема 28 Панфиловцев вызывала столько споров, что решимость режиссера - снять фильм, мне очень импонировала. Сразу оговорюсь. Я являюсь адептом церкви свидетелей '28 Панфиловцев'. Считаю, что любой солдат, воевавший за Москву в окопах у Дубосеково и вообще, любой защитник Москвы в том ноябре, может смело назвать себя Панфиловцем. 28 ли их было, 8 ли или 280.000, мне совершенно пофик. Они были! И было их 28. История или легенда (как кому нравится) о 28 Панфиловцах - это символ мужества, стойкости и победы советских солдат, остановивших фашизм ценой своей жизни, солдат, не пустивших немца в Москву. Эта тема, тут и далее, неприкосновенна!
Так что, я весьма обрадовался самому факту начала съемок, а потом и многочисленным отзывам посмотревших фильм людей - 'Получилось!'
'Прекрасно!', - подумал я про себя и приготовился к просмотру.
'Ну... хорошо...', - подумал я после просмотра.
Хороший вышел фильм. Действительно достойный. Однако, на мой искушенный взгляд, слабоват. Я не буду долго расписывать, чем мне кино понравилось, скажу кратко - это наверное первый фильм, в котором нет наносного НКВДэшного и гипер-православного мусора, нет всего того, что могло бы поставить подвиг солдат под сомнение. И на этом все.
А вот то, что не понравилось:
Очень слабая операторская работа. В картине практически отсутствуют крупные планы лиц. Нет вообще лиц. Я уже не говорю о поте, грязи, порохе и крови. Этого тоже не было. Но, что самое важное - не было и ГЛАЗ! Глаз, в которых отражался бы героизм, трагизм и решимость. Взгляда, от которого в горле появляется комок. Взглядов, которыми изобиловало наше советское кино.
Вспомните '17 мгновений весны', 'В бой идут одни старики', 'Аты-баты шли солдаты'... Да любое кино тех лет. Где операторы, парни? Где режиссеры, ребя? Где сценаристы? Я не услышал ни одной крылатой фразы, которая бы застряла бы в моей голове, кроме неловкой попытки сделать этой фразой диалог о русских, казахах и Казахстане, и фразы 'не умирать, а стоять насмерть'. Где эти фразы, которыми изобиловало старое советское кино?
Помните это простое, но такое сильное, 'быковское' - 'От винта!' или 'Стреляйте! Всех не перестреляете...'? В этой картине они отсутствовали напрочь. Очень хотелось услышать что-то такое, простое, хриплое, но сильное, от чего появился бы комок в горле. Не появился.
Музыка... Ее в 'панфиловцах' тоже не было. Хватающей за душу 'от героев былых времен', душащей слезами 'четыре года мать без сына...', не было даже взрывающей сердце 'Смуглянки' в момент гибели истребителя, панфиловца, пушки, танка... Не было ни одной ноты, от которой зазвенел бы комок в горле. Не было комка.
Вообще с комками было туго.
В результате, я посмотрел хорошее, добротное кино, но без лиц, без глаз, без фраз и без струн. Видимо все струны и комки остались там - в стране, за которую воевали, за которую стояли, за которую вгрызались в землю 28 Панфиловцев.
Тема Второй Мировой войны, конечно же, для нашего кинематографа является особенной. В Советском союзе картин по этой тематике было снято огромное количество. В постсоветское время тоже снимали – правда, намного меньше и менее качественней.
Меня эта лента, в первую очередь, заинтересовала тем, что изначально средства на производство этой картины собирались на краундфандинговой площадке. Честно говоря, таких прецедентов в нашем кино не припомню. И, учитывая, какие нелепейшие фильмы порой поддерживает Министерство культуры, было очень интересно увидеть, а работает ли другой механизм. Ну, то есть мы часто виним Министерство за то, что хорошие проекты получает средств меньше или не получают вовсе, а вот решение, как говорится, народное.
Что ж, сразу хочу сказать, что картина вышла весьма приличной и на довольно высоком уровне. Во-первых, безусловно, факт того, что данный фильм основан на реальном подвиге, на реальных событиях, которые происходили при защите Москвы в 1941 году, поднимает интерес к этой ленте. Лично мне всегда нравятся фильмы, которые основаны на реальных событиях. При всем уважении к фантастике и выдуманным историям, создавать кино «на основе», на мой взгляд, несколько сложнее.
Что касается самого фильма, то две вещи хочется отметить сразу. Операторская работа выполнена на очень приличном уровне. Практически каждый кадр наполнен «сочной» интересной картинкой, которую приятно видеть глазу. Даже обычные, не совсем важные диалоги, включенные в фильм исключительно для состыковки сюжетных отрезков, благодаря камере и монтажу выглядят очень приятно и интересно. Поэтому, хочется сказать искреннее спасибо оператору Никите Рождественскому и монтажёру Виталию Виноградову. Действительно очень хорошая работа. Что касается игры актеров, то тут зритель не увидит никаких звёзд российского кино или, прости Господи, российского шоу-биза. Здесь участвуют не самые знаменитые актеры, но надо сказать, что справились они со своей задачей действительно здорово. У меня не было ни одного момента, чтобы не поверить сыгранным ими персонажем.
Казалось бы, всё хорошо, но, как мне кажется, у фильма есть один очень большой минус, который, увы, я осознал практически сразу после начала финальных титров.
Львиную долю хронометража, который, к слову, составляет стандартные 1:45, занимает непосредственно сам бой панфиловцев с немцами. И, дело в том, что в этом бою характеры героев приоткрываются разве что на маленькую щёлочку. К сожалению, и в начале картины, до боя, нас, худо бедно, с героями знакомят, но этого совершенно не хватает. Поэтому, несмотря на патриотизм, на подвиг, личности героев в фильме не практически не показываются и не раскрываются. Увы, отсутствие принятия героев зрителем ведет к не очень хорошей ситуации. А, именно к тому, что сопереживать вместе с ними становится сложнее.
Наверное, вот это самое послевкусие, заключающееся в том, что после титров я не вспомнил ни одной фамилии или конкретного харизматичного персонажа, оставляет всё же смешанные впечатления об этой картине.
Фильм очень хорош, особенно на фоне 'Утомлённых солнцем', 'Сталинграда' и т.п.. Нет этого обливания выдуманными помоями под видом правды-матки. Атмосфера передана хорошо, как будто сам в окопе сидел.
Не понравилось, что совсем не раскрыто, почему Казахи вообще пошли добровольцами на защиту Москвы. Диалоги на тему, что Казахи это Русские, и поэтому Москву защищают, совершенно не объясняют мотивацию (кроме того, что это вообще глуповато). Про отечество тоже что-то невразумительное.
Для меня самое большой плюс фильма - это то, что под его влиянием я прочитал 'Волоколамское шоссе' Александра Бека. Видно, что многие вещи в сценарии взяты из этой повести. Кроме того, она увлекательнее, жёстче, правдивее, и раскрывает мотивацию героев.
Военная тематика в российских фильмах распространена ещё с советских времен. Актуальность данной темы тогда сложно было переоценить, но людям, родившимся в девяностые порой не удается проникнуться советской классикой. Фильмы вроде 'Судьба человека' и 'Баллада о солдате' некоторым молодым людям сейчас уже тяжело смотреть, и их можно понять. Мне самому чтобы посмотреть старый военный фильм нужно собрать волю и терпение в кулак.
Для того, чтобы 'упростить' просмотр старых фильмов, сейчас не в новинку делать 'ремастеринг версии' или 'раскрашивать' чёрно-белые фильмы. Я обеими руками 'за' подобное обновление классики. Взять как пример те же 'Семнадцать мгновений весны'. Другой вариант привлечь молодую аудиторию - это снимать сейчас фильмы про войну и рассказывать истории, которые были лишь упомянуты раннее. Разумеется, я не могу не упомянуть здесь о фильме 'Брестская крепость'. Это прекрасный пример как нужно снимать зрелищные, качественные и одновременно трогательные фильмы про Великую Отечественную войну.
Обратная сторона медали - это современные фильмы про войну, которые были, мягко говоря, холодно приняты аудиторией. Речь идет о картинах 'Сталинград' и 'Утомленные солнцем'. Поскольку я лично эти фильмы не смотрел, то своего мнения привести не смогу, я просто говорю про общее восприятие этих картин на момент их выхода. А есть произведения как '28 панфиловцев'.
Почему я назвал это кино ненужным? Потому что это тот редкий случай, когда фильм не попадает ни в одну из приведенных мной выше категорий. Фильм нельзя назвать плохим, подразумевая сочетание качества съемок, сюжета, актерской игры и т.д. Но и хорошим его назвать не получается.
Попытаюсь объяснить. Говоря выше об актуальности советских фильмов про войну, я должен отметить, что сейчас эта актуальность возникает лишь тогда, когда празднуется юбилей со дня победы. Это нормально, поскольку время не стоит на месте и нельзя снимать только фильмы про войну. Уже на этом моменте 'панфиловцы' неуместны, поскольку на момент их выхода никакого юбилея не было. Может быть, фильм содержит изюминку или расказывает такую историю, что его можно выпускать в любое время и она всем понравится? Нет, это не так. Сюжет фильма представляет собой некий набор из штампов, показывая в классической манере героизм людей, патриотизм и 'важность' той битвы, в которой эти люди участвовали. 'Важность', потому что сейчас подобное воспринимается как клише - демонстрировать некую битву как наиболее важную и краеугольную во всей войне.
Проблема в том, что актеры из-за непродуманного сценария не демонстрируют персонажей, которым хочется сопереживать. Даже их имена зритель скорее всего не запомнит. Первые минут 20-30 должны были ввести ключевых персонажей и рассказать их предысторию, чтобы зритель стал им проникаться, но этого не происходит. Сюжет просто показывает подготовку поля сражения и переходит к самой битве.
Где стоит отдать должное фильму - это в качестве звука и съемок самой битвы. Тут видно, что люди старались. Однако говоря о звуке, нельзя не отругать музыку и сведение речи персонажей. Музыка подобрана очень странно, во-первых композиции драматического характера включаются тогда, когда их не ждешь и там, где они неуместны. Во-вторых, сама по себе музыка не подходит военному фильму совершенно, она бы смотрелась неплохо в каком-нибудь фэнтези или драме, но не здесь. Плюс, музыкальная 'тема' при появлении немцев в кадре выбрана просто ужасно. Это гудение скорее подходит империи в 'Звездных войнах'. По поводу сведения речи надо сказать, что персонажей плохо слышно даже в спокойные моменты фильма, а когда на фоне что-то взрывается, то и вовсе остается читать по губам.
В сухом остатке получается фильм про людей, которым не сопереживаешь, с сюжетом, который не привносит в жанр ничего нового и плохой музыкой. Это кино сделанное скорее с целью показать, что данный режиссер и его команда умеют снимать батальные сцены. Если же целью было вызвать патриотические чувства у зрителя и гордость за наших солдат, то у создателей этого не получилось. Для 2016 года это совершенно необязательный к просмотру фильм. Поэтому оценка за качество съемок, декораций, экипировки и костюмов
Как же долго я ждал этот фильм. Я надеялся на очень сильное, местами грустное и эпичное кино. Трейлеры у 'Панфиловцев' также были впечатляющими, поэтому фильм я никак пропустить не мог. Зашёл я на 'Кинопоиск', увидел рейтинг фильма и восторженные отзывы критиков и пользователей и подумал 'Неужели это действительно такой отличный фильм обходящий даже самый лучший военный фильм по моему мнению 'Брестская крепость'. Сразу я побежал смотреть его. Ожидания были просто высокими! Но что же получилось в итоге?
Начало у фильма довольно таки интересное. Панфиловцы готовятся к жесточайшему бою. Но дальше фильм становится хуже и хуже. И сколько раз мне повторять? Фильмы про Великую Отечественную войну должны быть жестокими и кровавыми коем был 'Сталинград' и ещё много других фильмов. Но что же здесь? Мало того что возраст 12+ и без ограничения R, так ещё и кажется что ты просто смотришь фильм события которого выдумали. Ведь никакой жестокости здесь нет. Видно создатели действительно хотели сделать фильм подходящий всем возрастам.
И да, почему ещё можно считать этот фильм детским. Мы прекрасно знаем историю Панфиловцев, что все 28 человек, 28 храбрейших людей погибли в бою описанном в этом фильме. А тут под конец выживают аж шестеро. На ум мне сразу же пришёл фильм 'Утомлённые солнцем 2'. Какая там драма была! Но я не говорю что фильму нужно убрать жанр: 'драма' ведь она тут хоть и немного но присутствует.
Ещё нам в самом начале фильма сказали что некоторые люди пожертвовали свои деньги на создание 'Панфиловцев'. Вот это действительно молодцы! Вот на что надо деньги тратить а не на всякие тупые фантастические боевики типа 'Ночных стражей'.
Сюжет у фильма основан на реальных событиях. Почти весь фильм действия происходят на одном поле на котором и ведётся бой с немцами.
Из актёров узнал только Олега Фёдорова. Остальных увидел в первый раз. Играют все отлично, к этому я придраться не могу.
Спецэффекты впечатляющие. Также присутствует несколько шуточек половина из которых смешные.
В итоге что можно сказать о военном фильме '28 панфиловцев'? Фильм не плохой но и не хороший. Для меня это твёрдый среднячок. И ещё раз повторяю. Фильмы про войну (особенно про Великую Отечественную) должны быть жестокими, а жестокость это как раз то чего не было в этом фильме. Моя оценка:
Историческая реконструкция для патриотически настроенного и нетребовательного зрителя
У меня нет ни компетенции, ни желания обсуждать историческую достоверность этой картины. Фильм '28 панфиловцев' интересует меня в первую и последнюю очередь как самостоятельное художественное произведение, с которого и спрос соответствующий.
Когда я иду на фильм о войне, то хочу узнать интересную историю, впечатлиться и вдохновиться подвигом личности или группы лиц, переживать за героев, с которыми успею познакомиться. Вызывает ли эта картина воодушевление, эмоциональный подъем? Заставляет ли проникнуться и переживать за судьбу полюбившихся персонажей? К сожалению, нет.
Среди '28 панфиловцев' невозможно найти интересных, по-настоящему продуманных и хорошо прописанных персонажей. Мы ничего ни о ком не знаем, солдаты мало чем друг от друга отличаются, переживать за кого-либо очень сложно.
Сценарную слабость не попытались скрыть хорошим звуковым сопровождением. Я думаю, у каждого был опыт просмотра не самой сложной и проработанной истории, которая до глубины души впечатляла вас с помощью музыки. Здесь этого нет.
Звукорежиссура порой напоминает музыкальное оформление дешевого мультфильма: когда показывают врагов, на всю мощь орет устрашающий саундтрек, когда же кадр сменяется, звук обрывается в секунду, зрителя словно швыряют в яму. Ни тебе плавных переходов, ни тебе тонкой игры на увеличение, ничего – все топорно, просто, линейно. Большую часть времени нас вообще оставляют без музыки, не подогревают эмоциональный накал, оставляя наедине со звуками взрывов и снежного хруста.
Заядлые игроки в шутеры 'порадуются', обнаружив тут до боли знакомых ботов в лице немцев-статистов. Такое впечатление, что сценарист забыл подкрутить статистам уровень сложности, из-за чего немцы изображены тупыми донельзя: они прут на пулеметную очередь погибать как по заказу, они забывают пользоваться собственным пулеметом в танках... Да что уж тут говорить. Создатели фильма даже не удосужились перевести речь обезличенных ботов. Статисты просто что-то лопочут на немецком.
К слову о речи. Русскоязычные актеры тоже не радуют. Говорят порой невнятно и быстро, с лицом или интонацией, совершенно несоответствующей сути высказывания, как будто режиссер-постановщик поленился переснять неудавшийся дубль.
В общем и целом, картина, увы, не удалась. Можно много говорить о том, что фильм воспевает великий подвиг народа, и это важно. Я не спорю. Но очень бы хотелось увидеть по-настоящему сильное русское кино о войне, чтобы смотреть было интересно, чтобы события вызывали душевный подъем, а за героев хотелось переживать.
Фильм понравится патриотически настроенному и нетребовательному зрителю. Но если оценивать картину именно как художественное произведение, то сложно поставить больше:
Сразу хочу обратить внимание на спецэффекты и постановку в фильме. В таких фильмах это довольно важная составляющая. Хочется при просмотре верить в происходящее. Что если взрыв, то взрыв, если немца расстреляли, то расстреляли по-настоящему. В этом фильме прекрасно видна нереалистичность и в неком плане дешевизна. Немецкие солдаты падают как мухи. Трупы сами по себе исчезают, крови вообще нет как таковой у германской армии. Это все не так заметно, можно прикрыть на это глаза, однако мне как человеку посмотревшему уйму фильмов где не скупятся на краску, довольно сложно привыкнуть к такому. Враги падают за секунду чуть ли не от любого попадания. Причем нам эти попадания не показывают. Ну высунулся какой-то солдат из окопа, провел кривую очередь и три немца замертво упали, при этом еще дергаясь будто их со стационарного пулемета расстреляли. Это конечно вкусовщина и все такое, но смотрелось слегка нелепо.
Закончив обсуждать эффекты не хочется обсуждать действия немцев. Скажу лишь что в какие-то моменты повествования мне хотелось сказать: Вы что дураки совсем?. Ну а так как я не профессиональный стратег и военный, то и докапываться до стратегических и тактических приемов немцев не собираюсь. Фильм в основном оставляет легкую пустоту и почву для размышлений. Фильм не кончается полной трагедией или счастьем. Фильм просто показывает войну, не в самом глубоком или ужасающем виде. Персонажей много и как-то привязаться ко всем не успеваешь.
Могу и хочу сказать что фильм подходит к просмотру тем людям, который любят военную тематику и им просто нравится смотреть подобное. Из рядовых зрителей зайдет только тем кто хочет поддержать отечественное кино или же погордиться за своих сородичей. Оскорблять фильм нельзя, но и похвалить толком не за что. Однако это лучше идиотских комедий, поэтому я несомненно рад.
Мой боевой опыт на фронтах отечественного кино про Великую Отечественную войну начался с испытания огнём – фильмов командира Дикокричащей, гвардейской истеричной дважды Пучеглазой дивизии актёров, генерала бреда Н. С. Михалкова. Следующий удар нанёс капитан Бондарчук, возглавлявший две штурмовые колонны: «Любителей Кати» и «Любители Нины». Искусно подкравшись к назначенной на захват высоте, они забросали противника слоумо эффектами и до самого конца фильма успешно отбивали все контратаки войск здравого смысла. Успешный прорыв старшины Александра Котта и гарнизона Брестской крепости закупорен встречным ударом орды урок служащих Советскому Союзу.
В столь отчаянной ситуации надежда осталась лишь на младший командный состав. Начинающих деятелей, пусть и неопытных, без регалий и наград, но уверенных в том, что на данный момент они нужны и необходимы. Я поддержал этот порыв и, в целом, остался доволен увиденным. Я приведу лишь те моменты, которые лично мне кажутся странными, непонятными, в конце концов неправильными. То, что не даёт мне говорить, что это отличное кино и советовать всем его смотреть. Это не будет касаться художественных достоинств или недостатков фильма. На мой взгляд, для непрофессионалов, фильм сделан отлично. Слабые места не настолько слабые чтобы портить общую картину, а сильные стороны, вроде музыки и операторской работы, неплохо поднимают среднее арифметическое.
Первое что смущает и на что многие обратили внимание – замена понятий «Советский Союз», «советский» на «Россия», «русский» соответственно. Сделано это намеренно и демонстрационно, ведь стоило чуть сбавить градус пафоса, большинство этих странных моментов можно было бы избежать. Странных, поскольку множество лиц нами увиденных и имён нами услышанных русским не принадлежат. Сам фильм легко проглатывает данное несоответствие, заявляя «А что, казах не русский что ли? Что ты мне голову морочишь». Может показаться, будто для создателей звание русского словно шуба с барского плеча. И любой народ, удостоенный столь высокой чести, немедленно сорвётся и в полном составе ляжет вместе с нами на позиции под Москвой. Но увы, многие не готовы идти на жертвы даже ради такой заманчивой награды. Надо предлагать что-то ещё, куда более весомое. Например, проект совместного строительства мирного, светлого будущего. Например, Советский Союз. Не понимаю, зачем как-то по-другому мотивировать наличие казахов под Москвой, ведь был СССР и это само собой всё объясняет. Я не ожидал подобной скромности от народного кино и был неприятно удивлён.
Вдвойне неожиданно от того, что авторы действительно с огромным старанием восстанавливали эпоху: форма солдат, их оружие – всё это прямо на высшем уровне. Вплоть до того, что пулемётная лента «Максима» сделана из ткани, как оно и было. И с таким вниманием к деталям людям того времени отказывают в их реальной самоидентификации и даже не упоминают страну, за свободу которой шёл бой.
Ещё более неприятные чувства я испытал, когда слушал воодушевляющую речь комбата перед строем 4-й роты. Основным посылом которой было, что немцы перед Москвой впервые. Впервые остановились, впервые почувствовали силу сопротивление и ещё где-то два таких же абсурдных «впервые». Сказанное, мягко говоря, преувеличение. Если немцев нигде не останавливали, если сила сопротивления явленная советскими войсками под Москвой была им внове, остаётся лишь поражаться почему они добирались так долго. Комбат не только не сообщает, но даже не намекает, что немцы уже остановлены под Ленинградом. Началась оборона Севастополя. Была оборона Одессы, Киева, была пауза после Смоленского сражения. Защитники Москвы воевали на фундаменте ожесточённого сопротивления Красной армии в предыдущих боях и сражениях, победа в битве под Москвой без этого фундамента была бы просто невозможна. Это ошибка и ошибка ненамеренная, ведь комбата никто не одёргивает и не поправляет ради ознакомления зрителя. Скорее всего этот момент просто не был замечен, поскольку вложить в уста комбата речь в духе «не посрамим павших товарищей» было бы не сложно.
Последняя претензия состоит в том, что создатели фильма всё же решили показать именно советскую, агитационную версию, где 28 человек уничтожают 14 немецких танков и не пропускают врага. Опять же, если бы авторы не были столь кропотливы в восстановлении реальности, никакой претензии бы не было. Однако наличие фантастики и реальности в одном флаконе исторического фильма сбило меня с толку. В начале фильма инструктор кричит на солдат, таскающих макет танка, что реальный танк двигается быстрее и им как бы тоже надо пошевелиться. Потом мы полфильма смотрим, как эти «реальные» танки ползают ещё медленнее макета. Совершенно неосознанно фильм показывает нам ту недостающую деталь, которой не хватало версии журналиста Кривицкого – немцы абсолютно не хотят жить. Только приняв это как факт, можно с какой-либо точки зрения рассматривать то, что происходит во время второй атаки. Очень медленно и очень организованно, чаще по одному реже по двое, немецкие танки подъезжают к нашим позициям. Стреляют из пушек и пулемётов не очень часто, просто ради приличия, чтобы никто не заподозрил в них самоубийц. Куда меньше шифруется немецкая пехота – они не пользуются гранатами и не бегают не только от врага, но и на врага. Ясно же, что с таким отношением к жизни на войне вернуться в Германию не светит никому. И всё это на фоне первой немецкой атаки, где происходящее ещё более менее разумно.
28 панфиловцев для меня застыли на чаше весов. Что это? Эпик в стиле «300», где вообще бессмысленно что-либо разбирать и анализировать, или точный, скурпулёзный, практически документальный фильм вроде «Великой войны» от Первого канала? Фильм умудряется сочетать в себе и то и другое. Внимательный к деталям, словно реконструкция снаряжения и вооружения красноармейцев образца 1941 года, и нереальный словно «300» одновременно. Я не отказываю фильму в его самобытности и не брызгаю слюной оттого что всё не было сделано как я хотел. Просто лично мне промежуточная позиция, в которой всё, застыло скорее не нравится.
Вкупе со странными идеологическими решениями и откровенными ошибками, это не даёт мне кому-либо рекомендовать «28 панфиловцев». Благо фильм, судя по сборам и балансу критики от зрителей на том же Кинопоиске, в этом не нуждается.
Фильм про героев-панфиловцев смотрится неожиданно легко и с интересом. Что странно, учитывая тот факт, что практически все претензии к качеству, высказанные посмотревшими раньше, оказались правдой. Пробелы с логикой поступков, непроработанные характеры, сам сюжет… О чем он вообще?.. Война, немцы наступают. Поставлена задача – продержаться. Потренировались, грамотно окопались, продержались. За счет чего? За счет грамотного ведения боя и личной стойкости каждого из бойцов. Герои? – Несомненно! Память их нужно чтить? – Обязательно! Достаточно ли этого для художественного произведения? – Ну, не знаю.
К кому нет вообще никаких претензий, так это к оператору. Бой наших с немцами занимает большую часть хронометража, снято так, что все видно, понятно и зрелищно. После «28 панфиловцев» можно смело плевать в глаза всем, кто скажет, что у нас не умеют снимать кино.
Но вот со смыслом приходится многое додумывать самому. Или придумывать, уж не знаю. Например, происходящее на экране по форме подачи сильно напоминает компьютерную игру. Это задумка такая, чтобы достучаться до молодежных сердец, или авторы сами в танчики гоняют не переставая, и у них само так снять получилось?
С текстом непонятки. Тщательно избегаются упоминания о социалистическом отечестве, которое в опасности, где «За Родину! За Сталина»? Впрочем, к неупоминанию имени Сталина мы привыкли; сейчас тоже времена такие, что некоторых слов нельзя произносить публично? Или это чисто художественный прием с целью обобщить максимально и опять-таки достучаться? В любом случае, на мой вкус, на пользу фильме это не пошло.
Речи про мотивацию понравились. Все объяснения про то, что такое Родина, Отечество, и почему все это нужно беречь и защищать, ведутся русскими для якутов, казахов и башкир. Закономерность слишком четкая, чтобы быть случайной.
Резюмирую. Просмотром не обломался, но и не зацепило. Как агитка фильм шикарен, для художественного произведения маловато. Придумывать надо интересней, а не стучать пяткой в грудь, что мы, мол, народные, мы подвиги увековечиваем. Мы это уже проходили, и совсем недавно.
После выходы фильма в разных околополитических и идеологических дискуссиях было сломано не мало копий - 'реальность или вымысел', 'был ли подвиг или не было', 'историчность или пропаганда'... И значительная часть зрителей оценивала 'Панфиловцев' исходя из своих мировоззренческих/политических симпатий, порой забывая о художественной составляющей картины.
На мой же взгляд, главная проблема фильма не в том, на сколько он соответствует/не соответствует исторической действительности, и не в том, что авторы выбрали определенную идеологическую (спорную с точки зрения ряда историков) концепцию, заявленную в названии (именно, только о 28 героях).
Главная проблема в другом - в фильме, который заявлен как героический, нет ярких героев. Большинство персонажей почти не отличимы друг от друга, особенно в сценах боя (ну кроме отличия казах/славянин), характеры совершенно не раскрыты, даже фамилии толком не упоминаются, вот есть цифра 28 - а кем они были конкретно, как жили, прежде чем совершить подвиг - ничего этого в фильме нет. Вот и получается, какие-то обезличенные серые герои, подвиг которых на экране не 'цепляет' эмоционально, за исключением некоторых моментов (например, персонажа А. Устюгова - но здесь, просто, актер харизматичный, сделал героя узнаваемым и запоминающимся). В общем, сценаристам - огромный минус - поленились сделать хотя бы нескольких ярких персонажей с историей, мотивацией и подвести к совершению подвига. В этом случае, их гибель и героизм гораздо трогательней воспринимались бы зрителем. Например, даже многими ругаемый ремейк 'А зори здесь тихие...' по этому параметру смотрелся намного удачнее - героини получились живыми, обаятельными, которым сопереживаешь.
В оправдание авторов можно сказать, что они, вероятно, продолжали традиции озеровского 'Освобождения', и зарубежных 'Самого длинного дня' и 'Мост слишком далеко' - то есть фильмов-реконструкций, без главного героя, не чисто художественных, а художественно-документальных. Но есть одно отличие - в вышеперечисленных лентах большинство ролей играли очень талантливые актеры, поэтому недостаток сценарной проработки характеров компенсировался хорошей актерской игрой. В 'Панфиловцах' к сожалению, и актерский состав подобран не самый яркий...
Конечно, в целом фильм нельзя назвать провальным. С технической стороны он смотрится отлично: бой снят вполне эффектно и зрелищно, нет ощущения дешевизны в кадре, как в некоторых современных отечественных военных фильмах и сериалах, собранные деньги использовались по назначению. С идеологической стороны фильм тоже вполне адекватен: нет прославления Сталина ( о нем вообще не вспоминают, к счастью - чтобы не раскалывать зрителей на сталинистов/антисталинистов). Показан подвиг русских солдат ( ну и еще казахов - что соответствует действительности) - такой нормальный русский патриотизм, без лозунгов о 'советском народе', которые в наше время (особенно, для молодого зрителя) уже звучат фальшиво - т. к. никаких 'советских' сейчас нет. А вот именно 'русскость' героев, на мой взгляд больше способствует пробуждению патриотизма и интересу к истории ВОВ, подвигам наших героев (фильм же создавался в том числе и с этой целью).
И еще финальные титры с перечислением всех, кто пожертвовал на съемки очень впечатлили.
В общем, сюда еще бы сценаристов по опытней и было бы все хорошо.