Что для нас реальность? Головная боль по утрам от избыточного времяпрепровождения за экраном монитора. Нервирующая мелодия будильника, которая стала действовать на нервы после того, как ей поручили подобную функцию. Неторопливый вояж на работу/учебу в сопровождении драгоценного mp3'шника и телефонной аськи. Затем вечерние посиделки в социальных сетях, которые снова приводят к утренним головным болям, и так снова по списку. День за днем. Замкнутый круг. А теперь вопрос: что не так в данном распорядке дня? Ничего? Окeу, тогда возьмем и вычеркнем из него все блага электронного мира: гаджеты, интернет и даже незаменимый mp3'шник - все на свалку. Каково теперь? Уже чувствуете, как жизнь начинает терять краски, как медленно она лишается смысла? Понимаете, что стали принимать искусственный мир технологий за реальный и единственно правильный?
В бесконечной гонке вооружений, в постоянной борьбе за право создания самого мощного оружия, люди забыли, что оно уже существует, и повторно изобретать велосипед необязательно. Что же это? Не мучайте впустую свою фантазию мыслями об атомных боеголовках и микроволновках. Ответ прост - человек. Человек, лишенный потенциала постижения своих деяний, как следствие, не понимающий всей ответственности за совершаемые поступки, воспринимающий вирт, как безотносительно верную действительность, не ведающий, где проходит черта между игрой и реальной жизнью. Индивиды, забывшие о моральных нормах, как о чем-то ныне неактуальном и бесполезном. И примером тому - главные герои фильма: они убивают с легкостью открытия баночки спрайта и не чувствуют при этом ни угрызений совести, ни вины, ни страха за совершенное. Ведь для них это просто игра, а чтобы ее продолжать - нужно выполнять приписанные сюжетной линией квесты. Только вот что ждет их под занавес, когда гейму настанет овер, и начнется реальность, и смогут ли они понять, где они сейчас, а главное - кто они? Суть самой игры 'Экзистенции' (да и ленты, в принципе, тоже) - найти смысл. Ответить самому себе на вопрос, какова цель игры?
Сюжет довольно тривиален (взять хотя бы одногодку 'Матрицу'), но только на первый взгляд. Имя режиссера меняет все. Если за главного Кроненберг, то это пиршество киберпанка перестает выглядеть избитым продуктом. Один из немногих, кто способен придать абсурдному и гротескному действу (по признанию же героя Джуда Лоу, которому будет суждено завязнуть в этом жанре на долгие годы), показательную правдоподобность и доказательность. Кроненберг мастерски создает особый антураж 'Экзистенции', которая местами выглядит подлинней иных наших реалий. И она идеально гармонирует со свойственным Дэвиду неприятным, гадким и отталкивающим миром. И еще одно фирменное - минимум цифровой визуализации, что, собственно, и дает упомянутой 'Матрице' болезненный хук справа. Кроненберг намеренно (или просто по привычке) заполняет свой мир будущего олдскульными декорациями. Эта старомодность говорит об 'Экзистенции' (игре), как о мире вне времени, что определенно не является излишним, беря в расчет, что идеологически 'Экзистенция' (картина) непреклонно выражается жизненным, злободневным примером того, к чему приводит потеря ощущения реальности и времени.
И пусть 'Экзистенция' кажется продолженным развитием взятой ранее темы из предыдущих лент Кроненберга, чем самостоятельным проектом. Этакой более выработанной вариацией 'Видеодрома'. Даже биовходы, которые могут представиться незнакомым с творчеством режиссера зрителям оригинальным решением - на самом деле, уже привычное для него сочетание живого и безжизненного - электроники и животных тканей. Но это не только своеобразная дань личному стилю. Поглощающие энергию хозяина биочипы, уподобляясь примитивным паразитам, символизируют безвыходность эскапизма. Они постепенно уничтожают личность владельца, слишком глубоко затянутого в вирт. Отсутствие внятного очертания граней, множеств подуровней (после этого сложно смотреть на новое творение Нолана с прежним восхищением) и невыполнимость возвращения обратно, лишь раз там оказавшись. Если игра реальна, как жизнь то следовательно сама жизнь - игра? И игрок не возвращается обратно, просто отключившись от системы, а приходит куда-то, что аналогично воспоминанию давно забытого места, но, в сущности, им не является. И теряется, а в итоге все люди становятся своими персонажами, окончательно и безвозвратно теряя личности.
Не будем забывать, что возможно и наша жизнь - одна большая игра под авторством Всевышнего. Об этом картина говорит почти напрямую, скрыв в названии буквосочетание isten между заглавными X и Z, что на венгерском означает 'Бог'. И если на минуту представить, что это все игра, то как бы поступил любой, получив возможность выйти из нее и встретится с ее создателем 'face to face'?
'Иллюзорный лазер разит в иллюзорном пространстве наповал, ибо все мы живы, пока кажемся себе живыми, и умираем, когда нам начинает казаться, что мы мертвы.' (Дуглас Адамс. 'В основном безвредна')
И 'Экзистенция' Дэвида Кроненберга подобно тому самому абстрактному иллюзорному лазеру действенна лишь пока зритель верит в неё, верит в то, чего на самом деле не существует. Демонстрируя с самого начала неубедительно развивающееся, липкое действие со странными диалогами и немотивированным поведением героев, действие, в котором на первый план выступают символы и идея, но никак не персонажи, Кроненберг заставляет задумываться над смыслом каждого происходящего в фильме момента, тем самым уводя в сторону с тропинки верных размышлений. Взаимоотношений двух главных героев, постоянно фигурирующие 'позывы' к действию, дополняемые абсурдными и грубыми натуралистичными эффектами нереального мира, оказываются практически бессмысленны в рамках отдельного эпизода и складываются в некое подобие единой картины лишь в концовке.
Дженнифер Джейсон Ли в роли бесстрашной искательницы приключений, первооткрывательницы новых миров, странных и непонятных даже для неё - их творца. Джуд Лоу как впервые познающий неизведанное, манящее и отталкивающее одновременно. Оба они по своему стремятся выбраться из 'псевдореальности', выступающей в роли затерянного мира, аллегории клетки человеческого тела, скучной и ограниченной в собственных желаниях, давно уже потерявшей яркость ощущений. У героев нет выбора - унылая 'реальность' тянет вновь окунуться в выдуманный мир, в котором однако тоже отсутствует свобода действия, которое развивается строго по шаблону, сводя к минимуму возможность застрять в игровой петле. И получается парадоксальная ситуация - в мире, в котором человек по умолчанию равносилен Богу, в мире, который создан не просиживанием часами перед мониторами, а страстью и чувствами, воля его создателя ничего не значит. Главные герои бредут, спотыкаясь, в пространстве, правила существования и цели которого не известны, которым управляют силы вне рамок человеческого восприятия. Да и то, что по идее должно соединять человека с реальностью - ощущения настоящих предметов под руками, на котором постоянно акцентирует внимание Кроненберг, не упуская возможности добавить присущего режиссёру натурализма и ноток эротики, на самом деле оказывается обманчиво.
'Экзистенция' напоминает суррогат настоящего искусства, который невозможно созерцать часами и которым можно проникнуться лишь сиюминутным, быстрым и всеохватывающим взглядом, который не задержится на отдельных деталях и не успеет застрять в липкой мешанине, созданной Кроненбергом. Грязный, абсурдный и гротескный мир непонятного временного периода, всё действие в котором происходит в одних и тех же локациях, плавно меняющих собственную обстановку, оставляющей неизменной лишь постоянно фигурирующую винтовую лестницу. Мир, в котором телефоны и джойстики подобны живым организмам, а презентация новых игр происходит в церкви. В нём игра сродни религиозному культу, её создатели стремятся придать играющему статус Бога, которому нужно сыграть не для того, чтобы победить, а для того, чтобы понять, почему он играет в эту игру. Но этот мир пуст, в нём смысл рисуется вилами по воде, а попытка достучаться до действительности скорее приведёт к шизофрении.
Являясь невероятно тихоходным фильмом, 'Экзистенция' воспринимается только во всеобъемлющем охвате постфактума размышлений задумавшегося зрителя, но никак не во время просмотра отдельных эпизодов. Более или менее ясная картина начинает складываться лишь с наступлением финала, вместе с возникающими мыслями о влиянии воздействующих на воображение человека предметов современной культуры, таких как кино или видеоигры. Ведь они зачастую навязывают неочевидные мнения и подталкивают к восхищению несуществующим, равно как и самa 'Экзистенция' Дэвида Кроненберга не существует в принципе, проявляясь лишь после просмотра, выстреливая вплотную зарядом зубов из костяного пистолета и выкрикивая призывы к смерти абстрактных демонов. Хотя нет, постойте... А может быть, мы всё ещё в той игре?
«Экзистенция» - гениальный фильм или надуманная чепуха? А кто его знает..
Дэвид Кроненберг – странный режиссер, который снимает странные фильмы. Одним они нравятся, другие и вовсе отмахиваются от них рукой, называя бредом, третьи, хоть и относятся к ним скептически, но пытаются найти скрытую философию, однако очень малое количество людей могут назвать фильмы Кроненберга любимыми. Как бы там ни было, а творения режиссера, зачастую, стараются донести до зрителей некую актуальную своему времени идею, правда, в несколько изощренной форме. Почему «своему времени»? Потому, что проблемы, показанные Кроненбергом, несмотря на то, что имеют под собой вселенскую почку, между тем быстро теряют свою злободневность. «Экзистенция» - как раз такой фильм.
В 90-е годы, когда волна виртуальности захватила просвещенный мир, такое кино, если и не было открытием, то, во всяком случае, одним из первых поднимало данную тему. Сегодня же, во всех смыслах нестандартная «Экзистенция», предупреждающая нас о пагубном влиянии компьютерных и прочих игр, оставляет после себя только один вопрос: «Ну и что? И где мы этого еще не видели?». Более того, поскольку «Экзистенция» культовым фильмом (как та же «Матрица») не стала, то может вообще показаться жалкой, дешевой пародией (или хуже того, плагиатом) на вышеупомянутую «Матрицу» и прочие подобные блокбастеры. И все же «Экзистенция» ни на один из них не похожа, так как это не фантастика, с будоражащим воображение будущим и дорогими декорациями, а скорее, постмодернистский фарс, показывающий зрителям, что вымышленный опасный мир ни где-то там, а рядом с нами, в нас самых, в нашем безграничном разуме.
Безумие, на мой взгляд - это то слово, что целесообразнее всего применить к данному фильму. Сумасшествие видно во всем, начиная с того, что герои намереваются убить друг друга, и заканчивая вызывающими отвращение и мерзость реалиями их жизни. Мерзкие джойстики, изготовленные из лягушек (если я правильно поняла), тошнотворные гнилые объедки, из которых герой собирает подобие пистолета, сам пистолет, стреляющий зубами – все это абсурд, символизирующий невозможность существования параллельной реальности, ее неизбежную смерть, которую и встречают один за другим персонажи в ходе игры. Если красивая природа, добрые и красивые ее обитатели (имеется в виду животные), адекватное поведение людей – есть жизнь, то, что же тогда может населять мир, если эти люди каждую секунду, не моргнув глазом, готовы кого-то убить? Ведь виртуальное убийство – это тоже убийство, так как оно уже совершилось в сознании, а значит, уничтожило то хорошее, что было в нем. Поступки людей в этом вымышленном мире исказили его до неузнаваемости, сделали его гадким и уродливым, как те существа, что их окружат и та еда, которой они питаются. Когда Тедд спросил Аллегру о странного вида рептилии, похожей на мутанта, она ответила, что это «признак времени», то есть, как я подразумеваю, аллегория крушения нормального уклада жизни и мира в целом.
«Экзистенция» - это своего рода предостережение, и возможно, лишенная эстетики форма повествования продиктована тем, чтобы люди поняли, что к такому будущему нельзя стремиться. Впрочем, я думаю, каждый найдет в нем свою философию.
Говоря о самом фильме, стоит отметить, что снят он действительно довольно просто, без мишуры, а потому любители спецэффектов, очевидно, будут разочарованы. Тем не менее, притом, что «Экзистеция» местами кажется полнейшим маразмом, ее не хочется выключить, так как динамичное и не скучное действие приводит к довольно неожиданной развязке (в которой, однако, многие, тоже могу узреть элемент дежавю).
Что же касается актеров, то тут основной интерес (для меня, во всяком случае) представляет Джуд Лоу. Роль у него в этом фильме с одной стороны типичная, а с другой нет, потому что трусливых дурачков ему, ни до, ни после играть не приходилось. Справился он, безусловно, хорошо, однако, зная, на что он способен в принципе, я бы не стала излишне хвалить его здесь – в конце концов, кроме неизменной естественности, он ничего особенного не показал. Пусть не покажется кому-то, что я его недооцениваю, напротив, слишком ценю, чтобы превозносить за простую роль. Его партнерша, Дженнифер Джейсон Ли, которую, к сожалению, в последние годы что-то совсем не видно, сыграла свою героиню ярко и бойко, однако сложно судить о способностях актрисы в ненапрягающей, по большому счету, роли. Приятно было видеть так же неподражаемого в образах злодеев Уиллема Дефо, исполнившего маленькую, но очень запоминающуюся роль, и Иена Холма, который навсегда останется для многих Бильбо Беггинсом, но вместе с тем являющегося без сомнений непосредственным актером.
Достойную игру актеров гармонично дополняет тревожная музыка Говарда Шора, композитора многих фильмов Дэвида Кроненберга.
Так что же «Экзистенция» - фантастика, фэнтези, пародия или абсурдный каламбур? Стоит ли такое смотреть? Во всяком случае, я бы не рискнула советовать, но и не вольна отговаривать.
Этот фильм - помесь экзистенциализма, сюрреализма и фрейдизма. Мой субъективный взгляд, который я никому не навязываю, прошёлся по сюжету, как по прекрасной картине Дали, и вот что я могу сказать на этот счёт.
Во-первых, грамотно описана сама концепция течения 'экзистенциализм'. Так сказать, пособие по философии для чайников в картинках. Неординарно засунуть Сартра, Камю и иже с ними в компьютерную игру, да ещё и с таким раскладом событий.
Во-вторых, непосредственно сам сюжет. Он замечательно обыгран. Повторюсь, идея с компьютерной игрой была и остаётся очень актуальна и для 99 года и для нынешнего время. Очень наглядно, реалистично показано, что человек, сам того не ведая, на самом деле живёт в вымышленном мире, при том, что он об этом знает. Эдакая своеобразная рекурсия получается. Мир в миру. Впрочем, это и есть экзистенция.
В-третьих, юмор, с которым подошли режиссёр и сценарист к картине. Джостики-кишечники - это конечно очень круто, даже для меня.
В-четвёртых, актёры. Джуд Лоу, пока что не расплескавший собственный артистизм и ещё не потрёпанный 'Шерлоком' Гая Риччи, довольно-таки хорошо справился с поставленной задачей сыграть 'дурочка аля гения'.
В-пятых. Все прекрасно знают, что фильмы просто обязаны поражать. Так вот этот справился с задачей. Ни за что зритель не догадается, чем же всё закончится, что, на мой взгляд, и есть признак того, что у сценариста огромный потенциал.
Необычно, со вкусом и элементами паронаидально-критических картин.
В общем, об этом стоит написать. Ровно 10 лет назад сегодня состоялось эпохальное, значимое и сокрушительное событие в истории чьей-то жизни (нет). Просто мы успешно прошли регистрацию на непонятном сайте с лёгким названием 'Кинопоиск'. Непонятном, но очень приятном. Увидели, что можно писать рецензии к любимым или нет фильмам. Попробовали сразу же после регистрации. В итоге, первыми стали тексты к 'Столкновение' и 'Нечто'. Вот же времена были! Как раз шедевр Джона Карпентера подтолкнул нас выплеснуть все эмоции от просмотра, так как он сам вставил нас не по-взрослому. С юбилеем!
А теперь вот попытаемся написать хоть что-нибудь к чудному во всех смыслах творению Дэвида Кроненберга 'Экзистенция'. Прошло уже 20 лет, но до сих пор не притрагивались к нему. Прекрасный год был, все мы помним. Столько культовых фильмов, что уже неудобно их постоянно перечислять и вслух, и письменно. Канадский мастер как всегда не стал мелочиться и выдал на суд зрителей до боли причудливый и до ступора странный фильм, у которого нет толкового начала и есть открытый финал. Хотя в конце по понятным причинам ожидаешь то, что случится, что, в свою очередь, и случается. Открытость помешала?
Возможно. Ведь до финиша люди пытались совладать с нервами, чтобы не запутаться в хитросплетениях между реальностью и масштабной игрой под названием 'Экзистенция'. Своими технологическими характеристиками игра, конечно, потрясает. Забудьте о батарейках, энергия идёт строго от человеческого тела, через спинной мозг которого происходит диковинное подключение к виртуальности. Здесь даже не 'Матрица' приходит на ум, а безобидный, на первый взгляд, симулятор жизни The Sims. Дэвид Кроненберг за смешные 97 минут постарался показать саму игру, её возможности, влияние на рили жизнь.
Жизнь, которую чёрной дырой засасывают в себя виртуальные произведения. Этакое предзнаменование перед наступающим 21-м веком. Чего вот не хватило фильму, так это, по нашему похотливому мнению, раскрытие персонажей. Вероятно, здесь как раз понадобилось бы удлинение хронометража для сие цели, что было бы замечательно. По сути, зрители будто опробовали демо-версию нечто доселе невиданного, затем их оборвали на интересном месте, дальше сидите тихо и вспоминайте музыку Говарда Шора, которая, кстати...
Которая вполне себе отлично вписалась или впечаталась в ткань (какие слова!) сюжета. Кто-то считает 'Экзистенцию' слабым фильмом нашего виртуоза. Другого, наоборот, мрачновато-жутковатая атмосфера просто поглощает в своё отверстие. Как говорил Уилл Тёрнер, обращаясь к капитану Джеку Воробью, ты либо гений, либо безумец. Ответную реплику помните, наверное? Какой бы смысл ни таился и какую бы предысторию ни имели персонажи, маэстро Кроненберг позаботится о неповторимой стилистике разных предметов или персонажей. Попробуй теперь забыть зубной пистолет или чипы-соски. Да тот кабель, похожий на кишку.
В общем, ребзя, в честь 10-летнего юбилейного пребывания здесь разыгрываем ворох ценных призов, выиграть может каждый. А если серьезно, то при всех своих странностях фильм определённо оставляет жгучее послевкусие. От 'что я только что увидел?' до 'мне вдруг понравилось, как Джуд Ло хотел скользнуть языком в дырочку Дженнифер Джейсон Ли'. Ещё одна страшная сказка из 80-х и 90-х, которая предупреждает, что виртуальный мир достаточно опасен, но в то же время чертовски привлекателен, чтобы упускать возможность. Если уж в стране, в которой живёшь будет не до смеха, спрячься в игре. И не выходи.
Тема виртуальной реальности давно интересовала писателей фантастов, а в девяностые годы прошлого столетия всё активнее стала появляться в мировом кинематографе. Особенно выделяется в этом плане 1999 год. Тогда вышло сразу три фильма на данную тематику, среди которых культовая «Матрица» братьев Вачовски и «Тринадцатый этаж»Йозефа Руснака. Свою версию виртуального мира представил и Дэвид Кроненберг.
Признаться мало кто ожидал именно от него подобного фильма. Ведь Кроненберг специализировался на всяких странностях и извращениях, а его картины всегда затрагивали тему деформаций и мутаций человеческого тела и разума. Хотя и здесь он во многом себе не изменил. Однако данная лента заметно выделяется среди других творений режиссера своей философской проблематикой и исследованием ненормальности общества.
Визуальная стилистика фильма выполнена с минимальным количеством спецэффектов и в достаточно простых интерьерах. Где виртуальность мира только обозначена. Важно помнить что это арт хаус. Режиссер как всегда шокирует публику обилием неприятных и отталкивающих сцен, которые многим могут показаться противными. Я временами поеживался от происходящего на экране. Свое творческое безумие Кроненберг демонстрирует в полной мере.
Актеры были приглашены именитые. Дженнифер Джейсон Ли одна из самых характерных актрис нашего времени, которая никогда не боялась играть сложные и очень эмоциональные роли. Вот и здесь она создала очень сильный образ и великолепно исполнила свою партию. Её партнером выступил Джуд Лоу не менее талантливый актер. Хотя не сказать, что его роль была очень запоминающей, но и претензий к нему нет. Вторым планом картину дополняют, правда без особого успеха Уиллем Дефо, Иэн Холм и Кристофер Экклстон.
Основными плюсами фильма являются интересный сюжет, весьма неожиданная развязка и сама задумка представляется очень любопытно. А некоторые индивидуальные штучки режиссера выглядят ну очень оригинально и необычно. Порой трудно понять, что происходит в голове автора.
Минусов к сожалению тоже не мало. Не самая впечатляющая актерская игра, много неприятных моментов, операторская работа вызвала много нареканий.
Экзистенция крайне необычный, мрачный, депрессивный и тяжелый образец научной фантастики. Авторский взгляд на тему виртуального мира, который пойдет далеко не каждому. Многим он покажется просто отвратительным. Поэтому данную картину следует смотреть тем кто знаком с творчеством автора или готов увидеть нечто странное и сложное.
Практически без всяких предисловий мы попадаем в мир игры. Уже по ходу действия нам объясняют правила. Пересказывать их не вижу смысла, как и весь сюжет в целом. Отмечу некоторые особенности, которые привлекли мое внимание. Во-первых, это дизайн разнообразных девайсов. Они живые и это немного пугает и отталкивает. Особенно если подумать, что часть подобного живого организма подключают к тебе, и именно ты являешься батарейкой для своего игрового чипа. Добавить к этому странные мобильные телефоны и фантастическая составляющая уже имеется. Плюс к этому мир населяют странные зверушки. Показана всего лишь одна, но не удивлюсь, если их много. Во-вторых, атмосфера, причем не самая позитивная. Она нагнетается параллельно с сюжетом. Все герои настроены друг против друга, окружающая действительность мрачновата. В общем, в какой-то момент захотелось, чтобы герои /а главное, ты вместе с ними/ вышли на полянку телепузиков, как элемент доброго и светлого. В-третьих, актуальность темы. Насколько я помню, в конце 90-х - начале 2000-х выпускали много фильмов подобной фантастической тематики. Впрочем, в век развития высоких технологий тема виртуальных игр не менее актуальна, а может даже и более. Показаны геймеры и их отношение к играм. В какой-то момент закоренелый игрок перестает различать реальность и виртуальность. Примерно об этом и повествует фильм. Концовка занятна, но не более. Мне кажется, идея была интереснее, чем воплощение.
Понравится любителям фантастики, геймерам и... честно говоря, теряюсь. Лично я ожидала от фильма с таким названиям чего-то более глубокого, но увы...
В фильме мы видим мир, в котором передовые технологии разрабатываются при помощи исключительно органического материала – будь то проскальзывающий через металлодетекторы пистолет, спроектированный из кожи и костей, будь то сама экзистенция – игровая приставка, чип которой специально выращиваемый животный организм. При помощи вживляемого в позвоночник биопорта человек получает доступ к виртуальным мирам, где может выступать в любой роли, даже Творца, Создателя. Чем же так притягательны альтернативные реальности?
Человек хочет убежать от серой действительности, от полной однообразия жизни, опостылевшей суеты и работы, разбавить монотонную палитру своего существования яркими красками. И здесь появляется проблема взаимодействия человеческого сознания с искусственным интеллектом, когда возникает потеря пространственно-временной ориентации, когда единственно возможная реальность подменяется виртуальной и ты не можешь их разграничить. Можно проводить параллели с современным миром, где техника настолько заполонила нашу жизнь, что мы порой не можем обойтись без нее, она является фактором нашей жизни.
Также существует распространенная в наше время форма психологической зависимости - игровая, люди теряются в бесконечных фантастических мирах и чем больше игрок проводит времени за компьютером, тем страшней становится зависимость, изменяя сознание жертвы. Переживания, связанные с виртуальными героями, переживаются, как свои собственные, происходит полное отождествление, что приводит к психическим расстройствам, разрушению нервной системы. Я думаю, именно об этом говорит зрителю режиссер фильма Дэвид Кроненберг, в очередной раз напоминая о том, что не следует увлекаться искусственными мирами, которые лишь выстраивают сложный лабиринт смыслов, в итоге лишь запутывая и отстраняя от реальности. Ведь не зря же точку в фильме «Экзистенция» режиссер ставит вопросом: «Мы все еще в игре?» Персонажи фильма не могут определить где заканчивается игра и начинается жизнь, виртуальный мир вызвал искажение реальности. И однажды погружение в иллюзорную реальность, которая откроет для тебя любые возможности, исполнит все твои потаенные желания, обернется тем, что выгрузиться ты уже не сможешь.
По виду вроде бы как киберпанк, но не киберпанк, это точно - слишком много дневного света и дивных сельских пейзажей. Все люди сыты, и одеты далеко не в обноски, потому создается впечатление, что бегут они в виртуальность не от безысходности, как средь киберпанков полагается, а от тупой мещанской скуки.
На сих младых бюргерах авторы возымели отчаянное намерение провести глубокий психоанализ, попытку понять - как, черт возьми, существовать человеку в мире новых технологий, когда реальность слилась в экстазе с виртуальностью и остро встает проблема понимания 'где я?'. Попытка провальная не столько из-за непрофессионализма постановщика (а профи он крепкий, и в этом скрыта еще одна проблема, о которой чуть ниже), сколько из-за самого концепта, из-за необходимости актерам исполнять большую часть времени не персонажей, но их игровых аватаров, эмоциональный диапазон которых не больше, чем у простыни на бельевой веревке.
Для придания происходящему хоть каких-то штрихов брутальности в фильм внедрена целая линейка продвинутых технологий. И было бы всем счастье, когда б не Кроненберг. Его классическое образование и безупречный кинематографический вкус не вполне уместны при наличии всех этих гаджетов из будущего типа биокомпьютеров, плацентавидных джойстиков с кабелями на манер пуповины и костяных пистолетов. Вся стилистика происходящего жаждет чего-то на, или, даже за гранью трэша, чего сноб Кронненберг дать не может по-определению. И потому все навороты никак не могут вписаться в фильм и проходят через него странными, абсолютно чуждыми ему предметами.
Само повествование скачет из реальности в реальность, что делает в принципе невозможным хоть какое-то последовательное развитие сюжета. Можно сказать, что сюжета вовсе нет. И это пошло бы фильму лишь на пользу, когда бы не зияющие черные дыры в логике. Рассказать о самых бездонных провалах без спойлера нет возможности, потому ограничусь частностями:
- идет среди господ и дам жестокая игра, к чему они эмоционально должны быть готовы, и даже слышится местами каноническая 'не-доверяй-никому' заповедь, но на деле они верят всему одушевленному, что хоть на мгновение вползает в кадр. И ничего доброго то, что вползло, не несет - подставляет при первой же возможности, отчего герои где-то за серединой фильма начинают приобретать вид вовсе жалких людей, неспособных воспринять ну уж самый элементарный жизненный опыт;
- главная героиня жутко боится вирусов, и не спроста - время от времени при самых нелепых обстоятельствах ей пытаются их засадить и тем нанести вред ее чипам-подам, однако никаких серьезных последствий этого вреда самого игрового универсума ни разу не наблюдалось;
- единственный экземпляр игровой вселенной, которую создает главная героиня (причем, сама мысль о копировании ввергает ее в столбняк) - странно, как при таком подходе она вообще умудрилась дописать хоть одну игру, не говоря уже о том, чтобы выбиться в королевы жанра.
Посмотрите фильм и сами убедитесь, что это далеко не полный перечень. Все делалось явно в спешке. И мегазвезды с регалиями не спасают совсем, они здесь ничем таким, требующим филигранной актерской игры, не занимаются, лишь старательно пучат глаза, да линию рта напрягают в жесткую черточку (это не относится к Джей-Джей Ли - она отыграла на сто, даже начинаешь верить в возможность существования такого несовместимого с жизнью в человеческом социуме персонажа). Все эти хольмы-дэфо появляется только для того, чтобы сразу исчезнуть, оставив за собой лишь имя. И когда ближе к концу герой Джада Лоу начинает объяснять какую-то очередную сюжетную загугулину, то вдруг выплескивает вам в лицо целое ведро фамилий промелькнувших перед вами персонажей, которых и разглядеть-то толком не было возможности, не то что поименно выучить, лично я вынужден был впасть в ступор, подобный ступорам, в которые впадают челночники с рынка, впервые попавшие на оптовку в Китае.
Оценка: фильм смотреть можно и даже получить удовольствие, если никогда не слышал о таких именах, как Филипп К Дик и Станислав Лем.
Конец 20-го века ознаменовался прорывом в области компьютерных технологий, что стимулировало интерес фантастов к виртуальной реальности. Очевидно, что Дэвид Кронненберг не является пионером в данной области. Мысль о внедрении в электронного устройства в тело человека не нова (вспомним хотя бы «Джонни Мнемоник»).
Режиссер этой ленты пошел по другому пути: вместо интеграции техногенного продукта в организм Homo sapiens, он предположил вероятность создания чипа, как биологического объекта. Такой информационный продукт обладает свойствами живого существа, выращенного в природных условиях: т.е. движение, размножение и смерть.
Сама по себе данная идея интересна, и внешний вид, в форме эмбриона с пуповиной вместо проводов, занятен. Однако реализация все-таки подкачала. Во-первых, для любого человека посещающего в школе уроки зоологии ясно, что зародыш с плацентой – это удел млекопитающих, а в данной картине, биочипы, почему-то производятся в картине из мутантов земноводных. А сцена, где чип, разбрасывает споры, возможно, произведет впечатление на тех, кто призабыл, что споры – указывают на принадлежность лишь к царству грибов или низших растений.
Да и процесс ручной сборки био-гаджетов путем простого механического соединения мутировавших органов немало меня позабавил. Примерно те же эмоции вызвал биологический пистолет, стреляющий натуральными зубами. Было ощущение, что консультанты фильма по биологическим вопросам (если таковые имеются) получают зарплату зря.
Фильм вызвал улыбку в ряде мест при том, что комедией он совершенно не является. Дэвид Кронненберг, как и раньше исследует новые стороны человеческой психики. В этом фильме его интересует игра, как особое состояние сознания человека, где стираются грани, между реальностью и вымыслом. Однако ему не удается достичь здесь столь же высокого психологизма, как например, в фильмах «Связанные насмерть» или «Муха», не взирая на очень хорошую игру Джада Лоу.
А Дженнифер Джейсон Ли, при всей экстраординарности своей героини, в некоторых сценах была не слишком убедительна. Да и диалоги в фильме не особо интересные и запоминающиеся. Конец, к сожалению, не стал неожиданностью: что-то вроде этого я себе и представлял.
Дэвиду Кронненбергу удалось создать в своем фильме своеобразную реальность игры 'eXistenZ', однако я не мог не заметить ряда существенных недоработок, которые не способствовали получению удовольствия от просмотра.