К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Иероним Босх - поистине великий художник. Даже в самые непростые времена за продажу книги с его репродукциями можно было выхлопотать несколько увесистых кусков отменной мясной вырезки. Это, конечно, только в том случае, когда 'книжный агент' обладает определенной сноровкой и не очень определенными моральными принципами. Но кто станет его винить? Ведь речь идет о том периоде в истории человечества, когда то тут, то там возникающие кадры с созданиями обратной стороны 'Сада земных наслаждений' не способны напугать своей отстраненной уродливостью даже ребенка - по улицам, гордо подняв голову, ходят куда более ужасающие создания.

А за столом небольшого кабачка ведут не ограниченные политической цензурой дружеские беседы Хитрый Трактирщик, Блудливый Торговец, Честный Ремесленник и Добросердечный Циник. Но то ли время от времени скрежещущие за дверью профашистские шины, то ли Калека, случайно забредший на гостеприимную кружку подогретого вина, переводят дискуссию в русло уже другого известного босховского сюжета. Незатейливая мелодия музыкального автомата, как ни странно, куда выразительнее передает ощущение начинающегося апокалипсиса, чем сигнал воздушной тревоги. Но ни то, ни другое так не заставляет пятерых собеседников задуматься о жизни после смерти, как интерес проезжего офицера к номеру соседнего дома. И перед каждым встает насущный вопрос: так кто же я по натуре - неведающий, что творю, жестокий тиран Томацеускатакити, или праведный бездействующий Дюдю, готовый снести любые унижения, лишь бы не замарать свою душу?

Картина Фабри умело балансирует между философской притчей и тяжелой гуманистической драмой, как бы подчеркивая жестокой фабулой важность и глубину смысловых аспектов. Здесь выверен каждый ракурс, каждый звук и каждый жест - повествование идет четко в ногу с мыслью зрителя, мягко, но настойчиво, направляя ее траекторию по нужному пути.

Четверо героев принимают для себя отнюдь не легкое решение, каждый из четверых видит себя таким, каким хочет видеть свой быт, и каждый из четверых на поверку оказывается диаметральной противоположностью своим стремлениям. И только Добросердечный Циник думает, что нет никакой разницы. Ведь 'разве они все никогда не умрут?' Но смерть, как оказалось, это далеко не саме страшное из того, что может предложить жизнь. И выбор неожиданно выходит за рамки двух, по сути схожих, ипостасей.

В силе и выразительности подачи мрака 'комендантского часа' в истории Европы не приходится сомневаться, как и в целесообразности проблематики 'Пятой печати'. Тем не менее, тяжкий гнет 'социального ада' в экспозиции способен отвлечь внимание на, увы, вполне конкретных 'Томацеусов' и вызываемые ими эмоции. Но он же и способен провести зрителя настолько близко от 'пограничного состояния', что разница между 'бытием' и 'существованием' станет для последнего чуть ли не самоочевидной.

Не так уж мало общего у того, кто делает и не осознает, и того, кто осознает, но ничего не делает. А того, кто делает и осознает, не интересует, чьи души будут ждать Агнца за Пятой Печатью. Он сам вынес себе приговор и сам назначит тяжкое наказание. Он отрекся разом от всех табу, созданных когда-либо человеческим обществом. По сути, он отрекся от самой души, какой ее видит социум. Осознанно принимая на себя ответственность за содеянное он купил себе истинную экзестенциальную свободу, но купил ее в кредит.

“Пятая Печать” применяет к жестоким реалиям этого мира одно из самых загадочных и сложных философских учений ХХ века. Взятые в предельном значении проблемы общественного устройства умножены на вопросы личностной свободы. Картина проводит шоковую терапию по обе стороны экрана. И для создателей игра определенно стоит свеч - они прекрасно понимают, что делают, и зачем. Вот только далеко не каждый пациент согласиться с пользой прикрепленных к его вискам электродов.

16 апреля 2012 | 16:40
  • тип рецензии:

Прочитал несколько рецензий, который больше напоминают какой-то глубокий психологический анализ, и на секунду подумал, что мне со своим, на их фоне поверхностным мнением, соваться не уместно. И все же я это сделаю. Ибо есть что сказать.

Будучи не сильно подкованным в истории Венгрии, ограничусь тем, что идет война. В неком кабаке сидят старые приятели, сидят, судя по всему, не совсем законно. Выпивают, курят, общаются на бытовые темы. Сегодня главная из которых - рецепт телячьей грудинки. А собственно о чем еще могут говорить обычные работяги: продавец книг, столяр, владелец этой самой забегаловки и часовых дел мастер. Такое время, что лучше свои амбиции спрятать в задний карман и подождать до лучших времен. Позже к ним присоединяется ранее незнакомый калека-фотограф. Самый загадочный персонаж.

И так бы они и сидели, да разошлись, если бы не был задан вопрос, ради которого фильм и был снят. Этот вопрос - то, за что зрители признаются в любви 'Пятой печати'. То, что вызвало у меня раздражение. Легко поставить человека в тупик предложив ему два варианта развития событий. Два выбор, которые совершенно противоположны друг другу. Но проблема в том, что так не бывает. Нет черного, нет белого. Точнее конечно есть, но между ними палитра других цветов. Пусть даже все они разной степени серости.

Вопрос этот звучал примерно так: вы умираете. Но вы воскреснете. Нужно только выбрать кем. Рабом, у которого злобный господин забрал все, которого постоянно унижают, но который тешит себя тем, что совесть его чиста и он никому не причинял зла. Или же напротив, стать этим самым господином, который издеваясь над человеком, уверен что поступает так как должно, и ни на миг ему в голову не приходит мысль, что поступки его - зло.

Каждый из героев, не считая задавшего вопрос, по разному реагирует на предложение сделать такой выбор. Двое не придают ему никакого значения, что на мой взгляд, является самой адекватной реакцией на такую провокацию. В конце концов, что бы кто ни сказал, как он поступит на самом деле - узнать невозможно. На словах мы уверенны что, случись такое-то то мы сразу сделаем то-то. Образно. А в итоге герои, орущие что 'я, да всех' валяются в ногах моля о пощаде, а скромные, и честно признающие, что не знают как поступят, выходят из самой жуткой ситуации победителем. Еще один воспринимает этот вопрос излишни серьезно, и ни на секунду не перестает думать о нем. При том, все дальше и дальше отдаляясь от правильного ответа. Которого, замечу - нет. Ну и последний из оставшихся громко заявляет что он бы стал невольником. Только ему никто не верит, на что оно очень обижается и даже начинает вести себя немного неадекватно. Впрочем его быстро ставят на место, напоминая, что тот кто уверен в своем выборе, не будет истерить если кто-то с ним не согласен.

Но самое интересное происходит в конце, когда вопрос материализуется, пусть и в более приземленной форме. Дать пощечину или умереть? Легкую пощечину. Не выколоть глаз. Не ткнуть ножом. Не убить. Просто дать легкую пощечину. И свобода! А если нет - смерть. Не буду говорить кто как поступил. Но почти каждый поступил странно. Закидайте меня помидорами заминусуйте. Но я буду продолжать твердить - странно! Более того издевательски странно. Как-то по Монти Пайтоновски. Как будто укоряя зрителя.

Как-то так.

08 февраля 2016 | 17:07
  • тип рецензии:

Этот фильм-притчу мне порекомендовал мой Легендарный друг Вова. Уж не знаю, как он на него наткнулся. Вообще, Вова редко сам кино находит, всё больше меня слушает. А уж чтобы вот так найти… При этом, фильм Вову поразил настолько, что он практически насильно заставил меня его посмотреть. И что же я увидел?

Осень 1944 года, Венгрия, последние дни нилашистского террора. В кабачке ночами собираются старые приятели: часовщик Дюрица, книготорговец Кираи, столяр Ковач и хозяин заведения Бела. Это простые обыватели, которые считают себя мелкими сошками, неспособными повлиять на ход истории. Они надеются, что вихри враждебные их не затронут. Но однажды к их компании присоединяется случайный прохожий, военный инвалид, фотохудожник Кесаи. И вот тут-то простой трёп рассекает дилемма часовщика Дюрицы.

«Представьте себе остров, которым правит жестокий тиран, мучитель и убийца. И есть у этого тирана раб по имени Дюдю, каждый день подвергающийся жестоким истязаниям (вырывает язык, выкалывает глаза, убивает дочь и отдаёт сына насильнику). Раб утешает себя тем, что он никому не причиняет зла, и совесть его чиста. А тирану даже и в голову не приходит, что он делает что-то плохое, совесть его не мучает, да он и слова-то такого не знает… И вот вам предстоит выбор — стать либо этим тираном, либо этим рабом. Только эти две возможности, никаких других вариантов. Что вы выбираете?»

Далее, на протяжении оставшейся части фильма, уже я сам копался в себе, как и герои картины, в поисках ответа на этот дурацкий вопрос.

Метафорический финал истории не ясен. Он в намеках, полутонах. Он не навязан создателями и, возможно, потому побуждает к действию. Вова решил найти первоисточник – одноименную повесть Ференца Шанты. Выискал ее в каком-то наскоро сканированном виде и теперь переводит в формат, доступный для чтения в электронной книге. Я испытал жгучую необходимость перечитать «Братьев Карамазовых».

Остается добавить, что фильм в 1977 году получил Первую премию Московского кинофестиваля и номинацию на «Золотой медведь» Берлинского кинофестиваля.

9 из 10

29 апреля 2012 | 20:24
  • тип рецензии:

Венгерский фильм с рейтингом 8,5 в IMDB и 8,2 в Кинопоиске, победитель Московского кинофестиваля - это 'Пятая печать' 1976 г. И если вы его посмотрите, то точно запомните навсегда.

'Пятая печать' основана на романе Ференца Шанта и переносит зрителей в Венгрию 1944-го. Владелец кабака, часовщик, книготорговец и столяр собираются каждый вечер вместе, чтобы выпить стаканчик. Выпивая, они беседуют о том о сем. В этот вечер, например, обсуждают рецепт приготовления мяса. За дверью война и зверства национал-социалистической власти.

Обыденные беседы однако в этот вечер прервутся моральной дилеммой. Один из героев предложит вообразить ситуацию - через пять минут вы умрете. У вас есть возможность выбрать в кого вы перевоплотитесь. В жестокого тирана, измывающегося над окружающими. Или в его жертву - человека, которому вырвут язык, выколят глаза и убьют всю семью.

Кого вы выберете? Подумайте и решите. Только честно.

Уверенно на этот вопрос ответит только один человек - случайно зашедший в кабак мужчина. Раненый солдат, в котором зрители легко распознают образ Адольфа Гитлера. И вот этот солдат уверенно и абсолютно искренне заявит - я выбираю жизнь жертвы!

Остальные герои тоже сделают выбор в течение ночи. А уже на следующий вечер окажутся в ситуации, которая проверит их взаимоотношения с совестью на практике. И тут окажется, что легко выбравшие роль палача в реальности обладают куда большей нравственностью, чем те, кто искренне приписывал себе возвышенные качества.

Высокие рейтинги 'Пятой печати' - очередное доказательство того, что публика обожает, когда ее ставят перед выбором между добром и злом. Смотря этот фильм каждый задаст перед собой те же вопросы, что стояли перед героями. И вполне возможно наш ответ перед самим собой окажется также лжив, как ответ Гитлера, верящего в свою жертвенность...

Но 'Пятая печать' примечательна не только гипотетическими дилеммами, но и многими другими своими составляющими. Диалоги тут прекрасны. Актеры великолепно воплощают свои роли. А исторические и библейские метафоры тут реализованы по-настоящему мастерски - они очевидны, но при этом абсолютно не выглядят искусственными и пафосными.

Как-то в интервью одну российскую знаменитость спросили 'А вас совесть не мучает?' А человек ответил абсолютно искренне и просто: 'А зачем обзаводиться совестью, если единственное, что она может делать - это мучать?'

Действительно, зачем? Гениальный ответ. Я часто о нем думаю... Вот только если совесть есть, от нее уже никак не избавишься. А если ее нет, то жить наверное просто намного легче. Люди привыкли делить мир на зло и добро. И хотя мы все вроде-как осознаем, что в чистом виде не существует ни то, ни другое, оценивая самих себя и свои действия мы руководствуемся вовсе не той же самой шкалой, какой оцениваем окружающих. И как бы это не было смешно, злом не считает себя никто. Тем более тот, у кого нет ни капли совести.

К сожалению, 'Пятая печать' - вечно актуальный фильм. Однозначно достойный просмотра.

P.S. Отдельное удовольствие можно получить от российского перевода. Фильм дублировала студия 'Союзмультфильм' и куски фильма, которые тогда студия отцензурила, сейчас висят в сети с неофициальным переводом. Это очень забавно, какие куски в этой истории СССР посчитал ненужными, а какие оставил.

06 мая 2024 | 08:36
  • тип рецензии:

Фильм по одноименному роману Ференца Шанты, события которого происходят во время нилашистского террора в Венгрии осенью 1944 года. Основной сюжет начинается с одной, вдруг заданной героям, моральной дилеммы, и, так уж получилось, сквозящей через весь хронометраж картины. И что поражает - развитие держит в напряжении, а повествование не ограничивается обсасыванием одной заданной темы, - плавно перетекая, от сцены к сцене, нам раскрываются судьбы героев.

Картина очень смелая и откровенная (с точки зрения правды, конечно).

Так удивительно, что фильм вообще выпустили в Советский Союз с такими-то притязаниями! (особо пикантные сцены и резкие реплики конечно почикали). Удивительно, что дубляжом такой мрачной ленты занялась студия 'Союзмультфильм'! И... удивительно, что фильм не сорвал кучу престижных наград!

Самое выразительное в этой истории, самое магическое, по-моему, - это постепенное погружение зрителя в темную атмосферу картины. Вы словно сами усаживаетесь за этот, освещенный одной лампочкой, стол. Сначала как обычный наблюдатель, конечно... Но вопросы, настолько актуальные для каждого человека, пытающегося дать самому себе определение в этом мире, что рано или поздно, во время просмотра, вы поймете, что отвечать на них придется и вам.

Вы переживаете все, что переживает каждый герой. Вы смотрите глазами каждого.

В 'Пятой печати' не просиживают все действие за столом (вдруг вы так подумали), нет. Наоборот - фильм, на удивление, очень объемный. Он заставил меня поверить в ночь того голодного, репрессированного нилашистами города, до костей пробрал.

Из откровенных ассоциаций:

@ Конечно фильм 'Седьмая Печать' (1957) Ингмара Бергмана, объединенные общей темой самоопределения человека.

@ В какой-то степени фильм Михаэля Ханеке - 'Забавные игры' (2007)

@ 'Преступление и Наказание' Ф. Достоевского.

@ Фильм, не только своей давящей атмосферой, но и отчасти своей 'необратимостью', сразу навевает роман Джорджа Оруэлла - '1984'.

Спасибо!

9 из 10

13 июня 2017 | 02:30
  • тип рецензии:

Гениальное кино, проверенное временем...

Перед нами экранизация одноименного романа Ференца Шанта — философски насыщенного произведения, отражающего полярно противоположные точки зрения на смысл жизни и смерти, героизм и предательство.

Главные герои, из разных слоев общества в довольно смутные времена собираются вечерами в кабаке и ведут различные беседы о проблемах тирании и рабства, о диктатуре и на другие разные темы, пока однажды, нечто похожее обсуждавшееся тут не произойдет с ними в реальной жизни и не проверит их на прочность...

Очень сильное, психологическое и мощное по восприятию кино, заставляющее думать и дающее пищу для размышления, которое то отсылает нас к Библии, то фоном иллюстрирует картины Босха, также раскрывающее величие обыкновенного человека, способного принять самые страшные муки, но не растоптать в себе человеческое достоинство.

Также стоит отметить великолепную игру венгерских актеров, которые мастерски с тончайшими нюансами создали и передали образы своих персонажей и наших авторов дубляжа, которые очень удачно подобрали голоса, в лице наших замечательных актеров: Гердт, Граббе, Тыртов, Ткачук и Яворский.

Как бы времена не менялись, а актуальность этого фильма, никуда не уйдет...

Рекомендую к просмотру.

27 октября 2015 | 10:00
  • тип рецензии:

В 1976 году на свет появился фильм производства ВНР и реж. Золтана Фабри под названием «Пятая печать». Само название фильма отсылает к книге «Апокалипсис», а точнее к его шестой главе.

Фильм является по-настоящему шокирующим, поэтому я бы охарактеризовал данный фильм как «кино не для всех». В первую очередь, этот фильм является психологической драмой. Поэтому, вероятно то, что «Пятая печать» многим может не понравиться.

В основе сюжета лежит идея трагедии «маленького человека».

Действие фильма разворачивается вокруг группы приятелей, которые после работы собираются в баре. Они выпивают вино, курят сигареты и обсуждают свои проблемы. Перед нами предстают «маленькие люди», которые сами не стесняются так себя называть. Они прекрасно понимают, что своими действиями они никак не могут повлиять на ход мировой истории. Они надеются прожить свою жизнь тихо и мирно. Для них этот бар является островком стабильности и спокойствия, где они могут провести свой досуг.

Но важно также понимать не только место, где происходят события фильма, но и время. А действие фильма происходит осенью 1944 года в Венгрии, когда в стране уже произошел переворот Салаши – самого верного союзника Гитлера. Поэтому, несмотря на то, что война близится к завершению, по стране проходит разгул фашистского террора.

Однако даже в такой обстановке приятели надеются также спокойно пережить войну и дождаться ее окончания.

Первую треть фильма занимает разговоры приятелей в баре о разного рода бытовых мелочах. В частности, обсуждается то, как правильно следует готовить телячью грудинку. Эта треть фильма может показаться зрителям нудной и затянутой. Однако потом один из приятелей начинает рассказывать притчу о неком тиране и его слуге, над которым тиран постоянно издевался. Слуга постоянно терпел все унижения от своего господина, ища себе утешение в той мысли, что совесть у него чиста и что он не такой как его господин. Под конец своего рассказа рассказчик задает вопрос товарищам: кем бы они хотели бы стать, если бы у них была бы такая возможность – тираном или его слугой?

В этом и заключается основной посыл фильма, а именно в моральном выборе, который должен сделать каждый из действующих персонажей.

Основную же суть фильма высказывает главный антагонист. Всякая тирания для своего укрепления должна сломить волю к сопротивлению со стороны порабощенных людей. Для этого тирания должна сломать людей как личностей, ибо если в человеке останется хоть немного чувства собственного достоинства и самоуважения, то такой человек будет готов к сопротивлению. А для этого требуется сделать так, чтобы люди начали испытывать презрение к самим себе.

И вот через подобные жизненные обстоятельства придется пройти действующим персонажам и каждому из них придется сделать непростой моральный выбор. Лично я, когда смотрел этот фильм, то думал о том, чтобы не дай Бог оказаться в подобных обстоятельствах. Поэтому, я без преувеличения могу назвать этот фильм одним из самых шокирующих фильмов, которые я посмотрел в своей жизни.

Чем хорош данный фильм? В первую очередь своей историей, актерской игрой и конечно же мрачной атмосферой, в которую Золтан Фабри погружает зрителей.

Как я отметил уже ранее, этот фильм «не для всех» и наверняка многим не понравится, но если вы досмотрите его до конца, то не останетесь равнодушным.

9 из 10

09 ноября 2020 | 08:09
  • тип рецензии:

Интересный фильм. Главное достоинство фильма это диалоги и затронутые в нём проблемы. Это фильм притча. Никто из нас не знает кто он на самом деле, и узнаём мы об этом только в критические моменты, когда стоит выбор между внутренними принципами и желанием жить.

В фильме изображены 6 типов социального поведения. Первые два типа это радикалы - представители режима (зло) и борцы с ним (добро). Четыре остальных типа это обычные граждане, которые живут в мире противоборства добра и зла, не принимающие активного участия в этой борьбе. И каждого из них жизнь ставит перед необходимостью сделать выбор между добром и злом, стирая все полутона жизни.

Выбор который делают герои фильма оказывается порой неожиданным. От кого-то мы ждём предательства, а они проявляют героизм. самым интересным представляется выбор часовщика. Он немного неожидан и может вызывать недоумение. Однако, у него очень сложный выбор - сохранить жизни детей которых он приютил и за которых в ответе, или умереть следуя моральным принципам и фактически погубить детей, так как некому будет о них заботиться. Единственное чего мы не знаем наверняка - сделал он это думая о детях или просто боясь смерти.

Фильм ставит очень много вопросов, на которые автор не даёт ответов.

Рекомендую всем кто любит кино затрагивающее глубокие философскии и психологическии вопросы.

19 января 2013 | 21:59
  • тип рецензии:

Если хотите в течение одного киносеанса поверить в людей, а потом намертво в них разочароваться, то можете выделить 2 часа своей жизни на просмотр этого фильма. Тут много диалогов, шикарно продуманная линия раскрытия сюжета, талантливые актеры. Но самое главное здесь, не качество исполнения и изложения материала, а вопрос: способен ли человек убить себя, ради спасения своей души?

И в этом вопросе нельзя быть уверенным а сто процентов, даже если такие найдутся, пусть умерят свои аппетиты и посмотрят это кино.

Такие фильмы способны изменить многое в нашем мире или хотя бы могут заставить людей задуматься: есть ли они на самом деле? Кто ими управляет? Что есть душа и связана ли она с честью?

При вдумчивом просмотре удовольствие гарантировано.

9 из 10

12 ноября 2011 | 19:09
  • тип рецензии:

'И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божье и за свидетельство, которое они имели' (Откровение Иоанна Богослова, 6.9.)

Может ли не чистый на руку, блудливый, похотливый, слабый человек быть достойным уважения? А праведник из лучших побуждений совершающий подлый поступок стать мучеником? Честный человек идущий против совести не вызвать осуждения за свой поступок? Дойдите до финала картины режиссера Золтан Фарби ~Пятая печать~ и вы узнаете ответ. Он удивит вас, сколько не выбором, а тем насколько вы, ошибались в своих суждениях, ориентируясь на образ жизни и мысли персонажей.

Но прежде чем герои фильма встретятся с Иисусом и Сатаной, будут преданы Иудой и примут главное в их жизни решение, каждый из них ответит на вопрос кто он, Тамацеус Кататики или Дюдю.

Действие истории развернувшейся перед нами происходит в Венгрии в конце 1944 года. Четверо друзей Трактирщик, Столяр, Часовщик и Торговец книг собираются в кабаке, чтобы промочить горло и отвлечься в беседах о житейских пустяках. Это уголок их рая. Но он хрупок и об этом напоминают звуки, доносившиеся снаружи о действии комендантского часа и соблюдения его местными полицаями и фашистскими солдатами. Их непринужденную, но все-таки с оглядкой на опасность беседу прерывает посетитель, которому предстоит сыграть судьбоносную роль в их жизни. Он представляется фотографом и не вольно его появление разворачивает бытовой разговор на философскую тему. Почему происходит зло, начинаются войны, от чего столько в людях нетерпимости и жестокости.

- Но, к сожалению, на свете немало знаете ненормальных, которым хочется, чтоб все верили или думали, как верят и думают они. Только так и не дай Бог иначе. Из человеколюбия запросто свернут шею. И вот из-за таких-то психопатов и происходит то, что происходит. У них и в голове не помещается, что правы, могут быть и другие тоже.

Каждый из участников вовлечен в обсуждение поднимаемых тем, и симпатия зрителей постоянно меняется в зависимости от ответа героев.

- Мы люди маленькие. В учебники истории не попадем. Но зато мы чисты, как стеклышко. Может нам это и зачтется когда-нибудь.

После финальных титров зритель поймет всю ироничность этого ответа.

Атмосфера менялась из-за обсуждаемых вопросов и становилась более серьезной. Неожиданный приход немецкого офицера и местного полиция, карикатурно похожего на Гитлера, еще более напрягает обстановку. После того, как посетители ушли, был задан вопрос, который заставил всех участников провести бессонную ночь, отвечая на вопрос, кто они - тиран или раб. И даже зная, что каждый из выбираемых им людей считал себя правым и спал спокойно с чистой совестью, это не делало выбор легче.

Заданный вопрос и рассуждения приятелей были и серьезны, и саркастичны одновременно. Ведь на пороге стоял 1944 год, и о зверствах фашистов было слышно не понаслышке.

Приятели разошлись по домам и на утром, каждый из них ответил для себя на вопрос кто он. Жертва с чистой совестью и безвольно, сносившая все мучения, выпавшие на его долю, или тиран верующий, что поступал правильно и справедливо со своим рабом. За ночь мы видим всех героев в их обыденной жизни и невольно даем оценку каждому из них. Выбор сделан и мы уже составили мнение, и вынесли вердикт персонажам. Но жизнь показала, что кроме Тамацеус Кататики и Дюдю, есть третий путь. Не бывает черного и белого.

Режиссер с самого начала картины и до самого последнего акта руководит всем действием. Мелькание во время беседы приятелей отрывков картины Иеронима Босха «Сад земных наслаждений», показывает насколько жалок их уголок рая. Внешние звуки не дают забыть о времени, в котором разворачивается действие. Диалоги, крупные планы, гротескность нескольких эпизодов меняют настроение и атмосферу. Актеры умело раскрывают своих персонажей, и зритель невольно становится участником их мучительного выбора.

В финале нет осуждения, нет грусти или печали. Реальность принимается, как данность и в голове всплывают слова:

-Все плохое сегодняшнее пройдет. Человек живет не для зла. Зло это как болезнь. От него вылечиваются. Ты забудешь все, что творится сегодня. Все забудут. В конце концов, побеждает жизнь.

И это правда. Как и то, что все попытки уничтожить человечность в человеке проваливаются.

- Уважающий себя человек способен протестовать, сопротивляться, и даже бороться. Неужели вы хотите выпустить отсюда людей, которые будут бояться нас, ненавидеть, и при этом уважать себя? Неужели вы совершите эту ошибку? Нет, пока в них теплится чувство человеческого достоинства - мы ничего не достигнем. Так какой вывод? В чем ваша главная цель? Заставить их презирать самих себя до отвращения! Пока вы этого не добьетесь - все остальное не имеет значения. Следует иметь в виду: человек всегда цепляется за свою ничтожную жизнь, человек слаб и труслив, жалок и бессилен, и наконец просто глуп'.

Ошибка всех тиранов.

21 февраля 2019 | 12:35
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: