К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Фильм Артура Пенна «Погоня» вышел на экраны в 1966 году. В Европе в это время снимали свои знаковые картины Антониони, Бергман, Годар, Трюффо, Ромер, Брессон, Риветт, Рене, Полански, Пазолини и другие теперь уже классики мирового кино. Американская же киноиндустрия в первой половине 60-х переживала не лучшие времена. Привычные жанры вестерн, мюзикл и пеплум уже не так привлекали зрителей, как в 50-е. Драматические картины сковывал кодекс Хейса. Тем не менее, снятые по пьесам и вышедшие в 1966 году фильмы «Погоня» и особенно «Кто боится Вирджинии Вульф?» стали в определенном смысле переломными для американского кино того периода. Существует точка зрения, что успех фильма Майка Николса даже повлиял на отмену кодекса Хейса. Но ключевое влияние оказала, вероятно, общественно-политическая обстановка в стране.

«Погоня» Артура Пенна во многом этот кризис в красках и живописует. Небольшой город в Техасе очевидно служит проекцией на Америку – во всяком случае южную точно, где в 60-е угнетенными себя чувствовали черные жители, где богатые держали под колпаком мэрию и полицию, а бедные «не высовывались». «Погоня» в своей критике общества была беспощадна, чем, вероятно, и объясняется тот факт, что картина вышла на экраны в Советском Союзе. Однако помимо социального обличительного пафоса в фильме Артура Пенна много других достоинств.

Во-первых, нельзя не отметить актерский состав картины. Невероятно убедителен в роли шерифа Марлон Брандо. Сцена его избиения в полицейском участке производит мощный эмоциональный эффект и сейчас. Что говорить про реакцию зрителей в момент выхода «Погони» на экраны. Схожий натуралистичный эффект был в сцене изнасилования в картине «Рокко и его братья» Лукино Висконти, вышедшей шестью годами ранее. Убедителен в роли труса и рогоносца Роберт Дювалл – он, как и Брандо, через шесть лет сыграет у Копполы в «Крестном отце». Веришь в побег и испытываешь эмпатию по отношению к герою Роберта Редфорда, который через три года сыграет в знаменитом «Буч Кэссиди и Сандэнс Кид». Глубину характеру девушки в эпицентре любовного треугольника придает игра Джейн Фонды. Помимо четырех суперзвезд в «Погоне» отлично играют и все остальные артисты. Среди отдельных режиссеров бытует мнение, что главное в работе с актером – правильный выбор на пробах. Артур Пенн в этом смысле провел идеальные пробы, каждый герой харизматичен и убедителен. Отдельные лица – как с картин Гранта Вуда.

Второе явное достоинство фильма – драматургия. В экспозиции что ни сцена, то конфликт – основа хорошего сценария. Держит в напряжении основная интрига истории, решенная параллельным монтажом, – как и когда доберется до города герой Редфорда, что сделает он или что сделают с ним. История укладывается в один день и к финалу обретает форму трагедии. Во втором же акте мы видим в том или ином виде семь смертных грехов (клерикальная линия при этом обыграна в фильме в комическом ключе через говорящую невпопад набожную женщину) – гордыня миллионера-нефтяника («Почему вам здесь все должны?» – спрашивает шериф у богача), зависть от жены героя Дювалла, чревоугодие на вечеринке, всеобщий блуд («если за измену убивать, то придется перебить полгорода»), гнев (у трио, избивающих шерифа, нет никаких причин так поступать как по отношению к нему, так и к беглецу, которого они хотят вовсе убить), алчность (пресловутая вечеринка смотрится с максимальным эффектом узнавания по отношению к сегодняшнему дню – сатирическое изображение миллионеров и их жен не выглядит чрезмерным и грубым) и уныние (герой Дювалла и огромное число жителей, безучастно наблюдающих, как богачи под парами алкоголя сходят с ума). Третья часть фильма абсолютно голливудская – это шоу во всех смыслах: «Америка в огне». Стоит отметить и диалоги, они во многом наследуют стилю Большого Голливуда, в частности фильмам-нуар:

– Шериф, я уважаю закон.
– Значит, нас двое в этом городе.

Или:

– Шериф, хорошо, что вы следите за нами.
– Я не слежу, я искал стаканчик для мороженого.

С точки зрения киноязыка «Погоня», несмотря на цвет, также ближе к фильмам 50-х, чем к «новому Голливуду». Отдельные поэтические образы используются режиссером редко, но метко (птицы в небе, в которых стреляет воображаемым ружьем герой Рэдфорда, лежа в траве, – чем не перекличка с финалом «Фотоувеличения», вышедшем в том же 66-м году?).

И все же самое сильное впечатление «Погоня» оставляет той самой сценой избиения шерифа. В ней основное высказывание фильма – какой бы ты ни был брутальный и честный, в обществе, где закон не работает, а люди равнодушны, тебя сломают.

Если говорить про влияние данного фильма на последующие картины, то «Погоней» Артура Пенна мог вдохновляться Юрий Быков, снимая финал «Дурака». Впрочем, любое социальное кино про несправедливость в небольшом городе (будь то, например, «Левиафан» Андрея Звягинцева или «Долгая счастливая жизнь» Бориса Хлебникова) можно сравнить с «Погоней». И, конечно, нельзя не вспомнить «Догвилль» Ларса фон Триера, где в маленьком американском городке также кипят библейские страсти.

23 июля 2024 | 08:29
  • тип рецензии:

Фильм довольно неспешно разгоняется, но постепенно увеличивает градус происходящего, раскрывая всё ярче героев картины. Динамика ощущается в процессе развития сюжета и потом после окончания фильма это ощущение укрепляется тем фактом, что всё действо происходило за один день картинного времени.

Это история о маленьком городке, где связи героев особенно близки и поэтому колебания любых звеньев влияют на всю систему. 'Погоня' довольно смелый фильм, который затрагивает проблемы классового и расового неравенства, коррупции, беспредела. Также фильм раскрывает проявление не лучших человеческих черт, таких как фальшь, жестокость, стукачество. Многие герои запутаны в пороках и слабостях, ради своего экономического комфорта, безопасности и при этом теряют честь и достоинство. Лишь шериф (Марлон Брандо) является главным противовесом фальшивого общества. Триггером к погони становится бегство Баббера (Роберта Редфорда) из тюрьмы. В сцене на дороге шериф со своей женой встречают лошадь. Лошадь можно трактовать, как эту самую погоню (но я также приписываю лошади некий символ храбрости и силы справедливости). И затем из уст шерифа мы слышим подбадривающую надежду: Прорвёмся. Помимо отличных фраз есть и отличные сцены, шикарно сыгранные актёрами. Чего только стоит безмолвная реакция матери Баббера на речь пожилого горожанина.

Брандо сыграл свои лучшие роли в 50-х годах и потом уже в 70-х ('Крёстный отец', 'Последнее танго в Париже', 'Апокалипсис сегодня'). Однако, здесь он проявил себя также блистательно, несмотря на период спада в карьере.

Итог, качественная криминальная драма о действительности американского общества 60-х годов. Острая, фактурная, актуальная картина. Рекомендую.

P.S. Как бы было здорово увидеть пьесу Хортона Фута 'Погоня' не только в этой прекрасной экранизации, но и в спектакле на театральной площадке.

9 из 10

06 января 2020 | 03:55
  • тип рецензии:

И снова мне вспомнился один из фильмов Артура Пенна - одного из известных режиссеров Голливуда, мастера четкой реалистической манеры и критических взглядов на американскую действительность. Фильму 'Бонни и Клайд' у него предшествовал детектив 'Погоня',воспроизводящий нравы Техаса и сделанный как бы с подчеркнутым соблюдением обычных для такого рода фильмов стереотипов, выработанных Голливудом.

Здесь есть острый сюжет, есть довольно примитивный любовный 'треугольник', есть образцовый шериф (отлично показанный Марлоном Брандо), стрельба, мордобой, эффектные трюки. Но за ширмой голливудского стандартного детектива скрывается гневная и предельно критическая картина общества беззакония, кулачного права, дикого произвола.

Шериф, выполняя свой долг и догадываясь обо всем, пытается спасти парня от суда Линча. Но на скотов не действует ничто - ни ссылки на закон, ни слезы матери несчастного парня, ни оружие полиции. Никто не в силах остановить эту разъяренную толпу...

Техас Артура Пенна 60-х годов выглядит Дантовым адом. Жестокость стала неким нормативом. И демонстрация этой жестокости есть одно из слагаемых успеха фильма.

12 октября 2012 | 17:04
  • тип рецензии:

Честно, я ожидал увидеть средненький проект с участием «крутого» Брандо. Но реальность превзошла все ожидания в лучшую сторону.

Изначально перед нами представляют небольшой Техасский городок, и создаётся ошибочное ощущение, что это представление затянуто. На частных примерах мы знакомимся с характерами абсолютно всех героев. От боязливого нерешительного помощника «босса» города до представителей золотой молодёжи. Палитра характеров настолько широка и настолько достоверны её краски. Что невольно хочется сделать вывод: Артур Пенн представляет перед нами зеркало общества, не хуже чем ранее это проделывали Грибоедов, Гоголь в литературе. Да именно такие впечатления остались у меня после просмотра. Дамы и Господа, этот фильм – шедевр

Финальная сцена отражает апогей бездушных масс в их стремлении хлеба зрелищ, и этот эффект усиливается на фоне противопоставления тем немногим, сохранившим человеческое лицо.

В заключении, на мой взгляд, актёрский талант Брандо в этой картине значительнее заметней, чем в более известных: Полковника из Апокалипсиса, Крёстного отца. И, конечно же, Роберт Редфорд роль которого немногословна, но в финальной сцене он отыгрывает своё.

10 из 10

10 апреля 2012 | 22:26
  • тип рецензии:

За год до своего главного успеха в карьере «Бонни и Клайда» Артур Пенн снял потрясающий фильм «Погоня». На первый взгляд фильм выделяется актёрским составом, что не имя то величина: Марлон Брандо, Роберт Редфорд, Джейн Фонда, И.Г. Маршал, ещё совсем молодые Роберт Дюваль, Джеймс Фокс, некоторые из этих имен заняли свое место в истории, другие до сих пор не заглохли. Кроме такого звездного состава у фильма с большим количеством персонажей (все-таки экранизация пьесы) неописуемый и очень увлекательный сюжет, у каждого персонажа свои мысли на происходящие события, пусть и характеры у многих схожи, зато персонажи индивидуальны.

История начинается с момента как житель этого городка Баббер Ривз бежит из тюрьмы, город охватывает ожидание, сунется ли он сюда, Баббер всем известен, здесь у него родители, друзья, жена и сотни горожан мечтающих расправиться с кем-нибудь, а появление Баббера даст им такую возможность. Все-таки в Техасе дикий народец, а что ещё можно ожидать от потомков тех, кто грабил и убивал на Диком Западе, Суд Линча для них норма.

Кроме же Баббера у каждого горожанина и свои проблемы, не всегда связанные с Баббером и которые тоже требуют решения в течение этих суток. В пьесах принято давать имена героев и кем они являются, тут же я постараюсь сказать, с чем они живут.

Шериф Колдер (Марлон Брандо) – местный шериф, честный труженик, которого горожане не любят из-за того, что им кажется, что Шериф не сколько охраняет их и закон, а сколько работает на местного олигарха Вела Роджерса. Что, конечно же, является всего лишь городскими легендами, коп честный, олигарх считает его своим другом, а молва идёт из уст в уста, ей это и положено. Это кстати одна из идей фильма, рассказать и показать, что слухи куда сильнее правды, и как молва идёт и к чему ведет по-техаски.

Вел Роджерс (И.Г. Маршалл, один из 12 разгневанных мужчин) – местный олигарх, живущий не, сколько ради денег, сколько для сына, который не кажется ему счастливым. Вел не старается купить ему счастье, да и откупиться от несчастий у него не получается, ему придется узнать за этот день своего сына по новому. Во многом из-за этой фигуры город разделен на две не равные группы богатые и бедные, богатые это те, кто ходят в гости к Велу, бедные все остальные, которые пускают молву, обсуждают слухи. Также карикатурна эта группа в обсуждении местного миллионера, когда его нет рядом, могут о нем все что угодно сказать, когда он рядом ходят по струнке. Авторы фильма делают акцент на двуличность рабочего класса Техаса, на то это и Техас, собственно.

Баббер Ривз (Роберт Редфорд) – местный бандит, но славный малый, когда-то попался, за что-то сел, весь город его знает, но город хочет его крови, наивно полагая, что они останутся законопослушными, коли, будут охотиться на преступника. Убежав из тюрьмы, Баббер и становится жертвой преследования, за ним в принципе никто и не идёт, он сам приходит.

Анна Ривз (Джейн Фонда) – жена Ривза, любовница Джейка Роджерса. Ещё вины нет ни в чем, как не странно, т.е. персонаж незаметный, зато сама Фонда делает его таковым.

Джейк Роджерс (Джеймс Фокс) – сын миллионера, старый друг (по крайней мере, приятель Баббера), любовник Анны.

Эдвин Стюарт (Роберт Дюваль) – работает на Роджерса, занимает ощутимый пост, когда-то предал и сдал Баббера, жена изменяет ему с коллегой, истории он вроде, как и не интересен совсем, если бы не Дюваль.

Горожане – разный люд, разные компании: старик, что все знает, родители Баббера, три пьяных мужика избивающих шерифа и мечтающие убить Баббера, сумасшедшая религиозная фанатка, готовая за всех помолиться, пьяные подростки, негр, к которому пришёл Баббер и другие.

За два с лишним часа экранного времени авторы фильма умудряются показать большинство этих персонажей, рассказать, чем они живут, что они делают этой ночью, показать жестокость им присущую. А главным действующим лицам приходится бороться со своими проблемами, которые соединяются вместе на Баббере, которого тут вроде как нет, но скоро должен быть.

Шериф честный мужик не верит, что Баббер мог совершить убийство, верит, что его можно спасти, только никто в городе кроме его жены ему не верят, считают, что он продал душу Роджерсу, а он тут единственный умный человек, он тот, кто может удержать нить спокойствия в руках, но не удерживает из-за того, что горожан больше, трое пьяных пресенгуют спокойствие в городе и заражают всех мыслью расправы над Баббером, а толпе только дай повод. Если бы не они шериф может, и удержал бы спокойствие в городе.

Только одержимый мыслью помочь сыну, взрослому сыну, Вел Роджерс, невольно спровоцировал город на охоту за Баббером, хотя о Баббере он думал в последнюю очередь, он боялся за сына, и с которым всё было бы в порядке, если бы не Вел. Чего же не давало ему покоя, что у его сына в любовницах жена преступника севшего из-за хищения имущества принадлежащего Роджерсам? В общем, на все ситуации нужно стараться смотреть хладнокровно иначе жди беды и огня, только природа человека не дает смотреть на все это хладнокровно.

Вывод такой: Баббер виноват только в том, что вернулся в родной город; толпа не виновата ни в чем; шериф старался, но он же один; миллионер виноват, в том, что он нервный, в День своего Рождения – вот и нашелся виновник, которому будет тяжелее всех, хоть он ни в чем, конечно же, не виноват.

Кино, насыщенное событиями, описывать их все действительно очень долго и сложно, за 40 лет существования «Погоню» должно быть, посмотрели не мало человек (по крайней мере, 1923 + 7), и я рад, что оказался в их числе.

13 ноября 2007 | 15:43
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: