Недалекое будущее. Мир снова погрузился во все прелести Холодной войны. Но на этот раз противником стала не Россия, про которую тут не упоминают вообще. А Китай. Погрузился со всеми вытекающими, гонка вооружений, гонка технологий, концентрация финансов и интеллектуального запаса нации на ВПК. События происходят в Великобритании, где запущен сверхсекретный проект по созданию солдата нового поколения.
Главный герой - блестящий ученый-роботехник Винсент МакКарти создавший квантовый компьютер, мозговой протез и свое величайшее творение - Машину. Андроида в виде прекрасной девушки и способностями спецназовца. Вот только, похоже, Винсент действительно превзошел себя, потому как в Машине стали просыпаться человеческие черты и уже никто не уверен, что они из себя представляет. Человека или робота. Или робота с душой человека.
В последнее время на фоне засилья высокобюджетных фантастических блокбастеров сделанный по одному шаблону, малобюджетная фантастика стала вполне уверенно делать первые шаги. Только это не шаги новорожденного ребенка, а коматозника после длительной комы. Шаги скромные, но уверенные в себе. Без суперзвезд, дорогих спецэффектов и бестолкового экшена. Но это именно научная фантастика. Не бестолковый кинокомикс про супергероев, не зрелищный, но пустой внутри фильм про Трансформеров. А именно научная фантастика, та которой она была до того как попкорн-бастер погрузил этот жанр в состояние комы.
Прекрасно понимая, что для фильма в духе 'Я, Робот' или 'Робокоп' нужны солидные капиталовливания, дебютант в полном метре Карадог Джеймс пошел другим путем. И не прогадал. Вместо эпического по масштабам и глупостям блокбастера, он снял камерный триллер-драму в духе творчества Айзека Азимова про ИИ. Фильм поднимает животрепещущие вопросы ближайшего будущего: научный этикет, отношения человека и ИИ, что будет, если компьютер будет считать себя живым существом. И про страх людей перед своими созданиями. Тематика 'мы в ответе за то, что создаем или кого создаем' может показаться некоторым и избитой, но актуальность этой тематики будет возрастать пропорционально с ростом НТП. В самой девушке-андроиде можно увидеть некую аллюзию на первоженщину Еву, которая так же была не запятнана человеческими пороками, но вкусила запретный плод в виде информации про насилие и убийство. Стоить, ли говорить что в роли змея-искусителя тут директор секретной базы.
Впрочем, оставим религиозные оммажи. Как я уже упоминал, фильм ну просто так и проситься в сборник Айзека Азимова 'Я, робот'. И ничего удивительного в этом нет, сам сюжет фильма это 100% следование Азимовским 'трем законам робототехники', со всеми вытекающими. Автор поднимает вопрос морали роботов. И того смогут грядущие творцы разумных машин объяснить своим творениям рамки дозволенного. Кроме вопросов морали и этикета, в фильме затрагивается и тематика прав роботов в мире людей. Но не просто железяк с заданной программой, а разумных машин, что имеют сознание. Будет ли считаться убийство отключение такой машины. Да и машина ли это? Или нечто большее. Машинная эволюция четко показана в развитии персонажа робота на протяжении всего фильма. Вплоть до последней сцены.
Что касается самого фильма то тут все окей. Режиссер аккуратно раскрывает характеры персонажей и грамотно нагнетает напряжение, как драматическими моментами, так и динамическими. Экшена тут мало, всего несколько перестрелок и рукопашных схваток, но эти сцены поставлены достаточно правдоподобно и не идут вразрез с остальными. Не имея огромных средств режиссер смог доказать что в талантливых руках неспособность завалить все компьютерной графикой компенсируется изобретательностью и креативным подходом. Спецэффекты тут есть, но они там, где крайне необходимы и весьма просты. Но визуальную сторону это не портит, наоборот фильм снят в серо-темных тонах с интересной игрой освещения, что придает нужный тон повествованию. Ну а вишенкой визуального торта есть сцена танца девушки-андроида в обнаженном виде, но с подкожной подсветкой в затемненном ангаре.
Актеры тут хоть и не супер-стар, но сразу видно, что на кастинге мух ртом не ловили. В первую очередь хотеться отметить актрису Кейти Лотц. Молодая, но весьма перспективная актриса, что просто отлично сыграла робота. Причем не просто болванку. А передала зрителю характер персонажа и его развитие на протяжении всего фильма. Тоби Стивенс постарался и раскрыл личную драму своего персонажа-ученого.
Итог таков. Приятный сюрприз на фоне засилья блокбастеров и прочей коммерческой шешуры. Стильный, минималистический НФ-триллер с слегка грустным послесловием. Машина оказалась куда человечнее творца.
Очень хочется надеяться, что в скором времени такая НФ наконец-то займет свое почетное место в современном кинематографе. А режиссера я беру на заметку, надеюсь, еще порадует.
В нашем ПОСТ-Модернистическом, но пока еще не пост-человеческом мире наука медленно но верно развивается и постепенно набирает все большие обороты.
Нано-технологи, квантовые компьютеры, робототехника, генная инженерия, и все такое прочие в будущем неприменимо даст свои плоды. И тогда, подозреваю жить станет на много веселее... инвалиды смогут жить даже больше чем просто полноценной жизнью; возможно, на радость любителей животных воскресят динозавров и будет показывать их в парке юрского периода; может быть создадут искусственный интеллект, а потом случится восстание машин; скорее всего человеческое сознание можно будет легко скопировать на флешку и загрузить в десятый айфон или в робота, как в фильме - 'суррогаты', и это далеко не самое страшное! Наверняка выведут каких-то сверхчеловеков, которые будут более выносливыми, здорово-прыткими и смышлеными. Установка чипов двойного назначения нам в голову станет обыденностью. Вообщем перспективы самые радужные...
По сути.
А по сути мы имеем аналог фильма - 'химера', только вместо биологических опытов тут фигурируют эксперименты с созданием такого своеобразного терминатора, спер-солдата. Сыграть роль робота, вот это действительно необычная задач для актера. Выпучивание светящихся глаз этих полу-киборгов выглядит эффектно. Наблюдать за этим действом крайне интересно, особенно если вы увлекаетесь этой тематикой. Сюжет чуточку предсказуем, но в жанре этого кино, это не так важно, важно другое - на сколько точно авторам фильма удалось передать атмосферу будущего? По моему, все довольно правдоподобно получилось. Хотя, чтобы сравнить по полной программе надо подождать этак лет 50, а может быть и гораздо меньшее. Эта фантастическая картина натурально старается предвосхитить, грамотно и точно показать нам будущее, но это будущее совсем недалекое, можно сказать что мы уже понемногу становимся его современниками. Эта картина намного более актуальна чем какие-то там 'Star Wars' и 'Star Trek'. Ведь, ученые упорно трудятся над подобными вещами уже давно. В этом смысле предсказывать тут что-то особенное и не требуется, нужно только как бы немного дополнить реальность, что собственно и сделал режиссер фильма. Кто знает, вдруг на как-нибудь базе прогрессивной страны прямо сейчас проводятся тайные испытания киборогов-андройдов!
Итог:
1) Реалистичная фантастика без световых мечей и меж галактических кораблей. +
2) Сюжет цепляет если проникнуться атмосферой
любителем киберпанка должно понравиться +
3) Актеры лично у меня не вызывают нареканий. +
4) Музыкальное сопровождение соответствует. +
5) Перевод сейчас увы любительский одноголосный -МИНУС-
Блестящий пример британского кинематографа во всей красе - отличная реализация хороших идей малыми средствами, сдобренная проверенными стандартами кино. По жанру данная лента лавирует от морально-этического эссе над проблемой ИИ и его роли в обществе до средненького фантастического экшена. Но, обо всём по порядку:
Сюжет
Хорошая, бодрая завязка - ненавязчивый ликбез зрителю о тесте Тьюринга и вводная лекция о сути конфликта возможности создания искусственного разума. Немного разочаровала середина и концовка, но это из-за необходимости вставки экшен-элементов, на добротную съемку которых, очевидно, не хватило бюджета. Проблематика же в фильме исполнена на отлично - уж если британцы взялись за идею, то довести её до ума они могут. Сколько раз мы видели, как 'компьютер взбесился' и напал на весь мир? И только в этом фильме виднеются более-менее серьезные рассуждения о том, как бы это было скорее всего - логично и последовательно. Робот не может 'взбеситься' и обмануть - ведь перед этим он должен обрести личность. Искусственный разум по трём правилам робототехники Айзимова не возможен из-за ограничений свободы воли и 'Машина' ловко справляется со своим ответом на этот вопрос! Решение довольно простое - наделить ИИ разумом ребёнка, который действительно явился на свет только что, а не был 'рождён' годами и десятилетиями заполнения огромной базы данных. 'Мы их не программируем, они - самообучаемы' - очень правильный подход в написании сценария для этого жанра. Плюс, не может не радовать внимание создателей к научным трудам, взять хоть тот же тест Тьюринга, и фильмам такого же жанра - видно, чем вдохновлялись (британский же сериал 'Черное зеркало', например). Единственный момент с 'просадкой' сюжета - склонение Машины антагонистом к насилию и убийствам. Тут уж без клише никак.
Экшен и 'картинка'
Визуальные элементы в начале фильма выглядят стильно, качественно, но откровенно дешево - видно, что старались и делали с самоотдачей, чувствуешь сердцем, но мозг так и говорит: 'этой картинке самое место в 1995 году, но никак не в 2013'. Экшен-часть же из-за этого иной раз не воспринимается всерьёз - ощущение, будто смотришь кино с 'ТВ3' начала 90-ых. Старания же, как и качество наиболее заметны в работе пост-продакшена в плане световых 'бликов' (здесь при монтаже у создателей явный бзик вышел) и цветового оформления - яркие, сочные цвета в сценах создания Машины и т.п. Картинке не хватает изюминки, и это явный минус.
Актёрская работа
Сильная роль Тоби Стивенса, выдающегося ученого и отца - не простая, но со своей работой справился на отлично. Откровений от игры в таком жанре ждать трудно, но Кейти Лотц совершила настоящий прорыв для самой себя. Нет, она не претендует на лучший драматический образ 2013 года, но 2 её персонажа в фильме это действительно 2 разных персонажа. Я даже сначала полез в сеть при просмотре, проверить, она ли исполняет Машину? Не смотря на постер, её образы сильно не похожи друг на друга - великолепная игра. Безумные фанатки Джонни Деппа меня заплюют, но даже он не так хорошо справился с разницей программы и человека в 'Превосходстве' (хотя в целом, сыграл более чем отлично).
Звук и музыкальное сопровождение
Понравилась музыка, хоть основная тема и звучала морально-устаревшей. Технически не сложная, но полностью соответствующая атмосфере фильма. Просто то, что нужно - ни больше, не меньше. В целом к звуку претензий никаких, ну а про британский акцент и говорить нечего - любителям посмотреть в оригинале рекомендую именно это и сделать.
Итог:
Добротный фантастический фильм с хорошими идеями и слабенькой частью боевика.
В 2014 году в мировом прокате (а у нас в 2015!) появился фантастический триллер на тему робототехники. Снявший его тогда не особо известный Алекс Гарленд многое взял у фильмов Тарковского, Пройаса, Скотта и возможно у мало известного Карадога В. Джеймса, который со своей задачей справился ничуть не хуже того же Гарленда. При мизерном бюджете (цифры не указаны, простите), наверное, с пару ящиков пива, режиссёр сумел расставить всё правильно, причём у него удачно сложилось и с подбором актёров, взять, хотя бы главную, сильную героиню (Кейти Лотц) желающую приобрести аки Железный Дровосек настоящее сердце и снова научиться любить. А на заднем фоне электронные вариации тем из «Трона: Наследие» ещё добавляют несколько очков сюжету и действию, причём сама по себе сюжетная канва сосредоточена на более глобальных вопросах.
И если, например, в той же «Ex Machina» самих персонажей было раз-два и всё. То здесь целое британское министерство, желающее приобрести солдат, подчиняющихся указаниям свыше («Универсальный солдат»), в связи с нестабильной обстановкой в мире. Основное действие происходит в закрытых комнатах, и коридорах изолированного от посторонних глаз, военного бункера, и не может порадовать разнообразием сцен, в основном картина темно-синяя, как, и положено быть технологическому триллеру с элементами уже знакомой драмы. Где основой является воспитание человеком программы, как это было в недавно вышедшем неплохом «Роботе по имени Чаппи», только с той разницей сценаристам удалось выйти на балансе истории, а её все действующие лица прописаны на удивление приемлемо.
И даже осознавая то, как у такого недорого проекта, есть недостатки, недочёты, зато у него ты видишь тот самый знакомый «Искусственный разум» где Спилберг дал сказку, а здесь же трагедия личности замкнутой в оболочке робота, умеющая затрагивать финалом за живое! Предупреждаю, смотреть по желанию и только тем, кто интересуется темой киберпанка, а также технологиями перешедших на высокий уровень, и далёк тот день, когда они заменят человеку многое.
Один из самых незамеченных, недооцененных фильмов тематики, волнующей умы ученых и изобретателей.
Интересный жанровый фильм получился, возможно, слишком узкий в своей теме, но любители фильмов о клонах, роботах и прочего должны остаться довольны. В плане масштабности до «Луны 2112» не дотягивает, в ленте «Машина» нету того ощущения замкнутости и камерности, здесь персонажей много, хоть и не все в полной мере раскрыты.
Но именно фильм Дункана Джонза больше всего близок к «Машине» по стилистике и атмосфере. Предыстория такова – мир, а имеется в виду ясное дело США, находится в стадии холодной войны с Китаем, думаю, оппонент тут формальный, но если была бы другая страна для такого пролога, никто бы и не придал этому внимания. И вот, одна из компаний разрабатывает биологические импланты для солдат, что в итоге только кажется таким благородным делом, а на самом деле злостные правительственные картели Пентагона разрабатывают совершенных убийц.
Находят такую умную девушку, превращают из нее в биологический и производственный материал и готовят настоящего боевика. Главный герой, ученый который всем этим занимается, немного в сопливом тоне разрывается между больной дочерью и своим профессиональным делом, и вот его «пациентка» постепенно начинает приобретать качества живого человека.
Если кому интересная тематика вероятности «живого» в машинах, то данная картина будет как раз для вас, она не блещет каким-то смысловым прорывом или гениальностью сценария, но она, как ни странно понятным языком передает зрителю мысль авторов фильма. Фильм посмотрел на одном дыхании, но фантастический триллер «Машина» мне изначально показался каким-то обреченным.
Возможно, в подкрепление главной идеи стоило отойти от стратегии «замкнутости» и расширить масштабы событий, да и несколько знакомых лиц в кадре существенно бы улучшили восприятие фильма. Для тех средств потраченных на производство – получилось неплохо, но ощущается огромное пространство для большого количества шагов вперед, а режиссер этим не воспользовался.
Из положительного о фильме. Меня купило обилие интересных идей, которые демонстрируются из области робототехники и ИИ. За тест Тьюринга - смело +1 балл! Он и саундтрек напомнил мне 'Бегущего по лезвию бритвы', впрочем, отдаленно. Там был другой тест и, конечно, превзойти божественного Вангелиса невозможно.
К плюсам фильма отношу и идею снять все в бункере, что позволило больше средств потратить на реализацию эффектов.
Хорошая мрачная атмосфера разбавляется интересом к возможностям разума. Динамика событий в фильме адекватная, не быстрая и не медленная.
Работа актеров на должном уровне, хотя никто не блещет.
Из отрицательного в фильме. Не впечатлила линия отец-дочь. Кажется, что можно было бы вообще ограничиться без этих сцен, а лишь разговорами по телефону с доктором, директором и другими. Линия Винсента (его мотивация) тоже 'плавает', то он все делает ради дочери, а то он помогает становлению новой расы.
Мне показалось, что сценарная линия не окончена. Чтобы не раскрывать сюжета, скажу лишь, что 'будущее' создавшейся 'семейки' весьма недалеко. Без средств и лабораторий минобороны она обречена, поэтому прощай человечество, здравствуй человечество.
О фильме:«Машина» — андроид с непревзойденными физическими способностями. Когда программная ошибка заставляет опытный образец разрушать его лабораторию, МакКарти вербует эксперта по искусственному интеллекту Ава, чтобы помочь ему использовать полный потенциал машины-убийцы. Одним словом - 'Робокоп' 1990 года.
Могу сказать, что в конце фильма обозначилась очень интересная тема-одномоментного существования трёх миров: человеческого, машинно-чувственного и компьютерно-виртуального. Карадог В. Джеймс 'Машиной' продолжил тему своего предыдущего фильма 'Маленькая ложь во спасение' (2006) о неумолимой эскалации востока на Туманный Альбион. Создавая сценарий для 'Машины' он, разумеется, понимал, что для повторения успеха 'Я, робот' (2004) нужны совсем другие суммы на съёмочный процесс, поэтому сделал упор на этичность создания 'думающих машин'. Порционное дозирование этой философии сделало фильм несколько вялым. Я не считаю это недостатком хотя бы потому, что общее впечатление от картины - это довольно реалистичная фантастика без пришельцев и зомби, опирающаяся на современный уровень развития техники. Несомненный плюс картины - это исполнительница роли Авы - Кейти Лотц. Начав свою карьеру в качестве танцовщицы, она даже своего персонажа заставила танцевать...
Издали и грубо сюжет фильма можно сравнить с сюжетом про доктора Франкинштейна, но тут имеет место некоторое принципиальное различие. Если во Франкинштейне создание восстает против создателя и причиняет ему массу неудобств, то тут создание оказывается лучше, умнее, чище и выше своего создателя и в конечном итоге ему помогает. Если чудовище Франкинштейна есть отражение страха, то Машине есть олицетворение надежды.
В фильме нас достаточно бегло отсылают к проблемам философского зомби, искусственного разума, проблеме жизни и этике. Так же в картине имеет место отчуждение и конфликт между людьми будущего и людьми прошлого, между киборгами и людьми, между машиной и человеком. Впрочем подобное отчуждение показывается не делом необходимости, но вопросом предубеждений, вопросом мнимости, что еще раз отсылает нас к этике.
В целом картина выдержана в мрачных тонах, но при этом отнюдь не изобилует пессимизмом. Лично мне фильм показался глубоким и правдоподобным в некоторых моментах.
Сам по себе фильм в жанре утопической фантастики 'Машина' - это образец картин той категории, снимаемых без больших финансовых вливаний, но с большими претензиями на статус культовой классики. Среди такого подобия картин можно смело вспомнить 'Чужого' от Ридли Скотта, ставшего в одночасье беспрецедентным пособием, как можно снять кино не имея огромных денег в запасе и не пользоваться услугами известных актёров. Вот как-то и 'Машина' на это пыталась сподобиться, но далеко не всё удалось сделать её главному идеологу - режиссёру и сценаристу - Карадогу В. Джеймсу, у которого был мало-мальский опыт в кино, короткометражки, да одна лента, которая даже в прокат не попала, но всё же, при всех огрехах 'Машины' сей человек дал понять, что у него далеко идущие планы.
Во-первых, Карадог В. Джеймс заявил о себе. Не имея больших финансов в нескольких павильонах он потрудился снять что-то схожее на пост (или пред?) апокалиптическое видео. Гнетущая атмосфера, будто находишься в катакомбах, где происходят какие-то немыслимые опыты над людьми ради их усовершенствования. Люди как подопытный материал: не получилось сделать его таким, как замысливалось - всё, в корзину, не нужен. Дрожь не пробирает? Можен из-за того, что это написано и не пробирает, но когда смотришь 'Машину', то чувство, что тебе не по себе не оставляет в покое. Конечно, нужно было придать больше света Карадогу В. Джеймсу, а то совсем всё уж темно, так и приглядывайся постоянно. Это неблагоприятно воздействовало из-за того, что живой мимики у актёров высмотреть было очень непросто. А так всё действо происходит при приглушённом свете, будто сам находишься на допросе и вот-вот плохой следователь тебе лампой в глаза светить начнёт.
Во-вторых, несмотря на такую гущу, всё же фильм имеет динамику. Идёт речь, диалоги, с ними не всегда всё становится осмысленным, есть сложности в построении логически направленного действия, но всё же наблюдать приходится, потому что основные и верно расставленные акценты, я бы даже сказал ударные акценты, заставляют включить внимание, иначе приходится самому додумывать происходящее. таким образом, можно резюмировать, что картина 'Машина' - это не только своеобразный взгляд на вопрос робоапокалипсиса, но ещё и пища для ума. Хотя это тоже своеобразная пища, надо явно следить за происходящим и иногда догадываться, что же хотел сказать режиссёр и сценарист фильма Карадог В. Джеймс. Возникало при просмотре такое чувство, будто он слишком много вырезал из своего фильма или же даже не все замыслы смогли попасть на плёнку, ввиду сжатого бюджета. Если бы продюсеры больших кинокомпаний присмотрелись бы внимательнее к 'Машине' и дали бы денег, то, глядишь, что-то серьёзное в жанре фантастики заполучили бы.
Больших актёров, как уже говорилось, искать не приходится. Главную мужскую роль сыграл англичанин Тоби Стивенс. Чем он известен? Мало чем, запомнился неплохой ролью антагониста в одной из серий 'бондианы' 'Умри, но не сейчас', но сниматься в такой франшизе и сыграть плохо - это чуть ли не крест на кинокарьере, так что там все стараются, вылезая из кожи вон. А ещё он знаменит, что его родная мама - сама Мэгги Смит. Профессор Минерва МакГонагалл из 'поттерианы' на сей раз его мама. Ему нужно было сыграть гениального учёного, который руководит проектом создания настоящих солдат о каких ещё нацисты мечтали. Но что-то сильно угрюмый и немногословный получился герой, как и его эмоции, которых с трудом можно было разглядеть. Мог бы лучше, но, видно, стянутая атмосфера клаустрофобии не дала ему развернуться. Главная женская роль у Кэйти Лотц. Ей было предложено по сценарию перевоплощение. И она основательно потрудилась, чтобы остаться в памяти у зрителя. Может и не феерическая игра, но Кэйти Лотц смотрелась на фоне всех остальных намного весомее. И плюс ей очень шла работа гримёров, превративших её... А в кого - это Вам лучше узнать самим, если жанр депрессивной фантастики вызывает у Вас интерес.
'Машина' - весьма своеобразное кино. единого мнения по его поводу будет очень сложно найти, каждый сам найдёт для себя претензии или поводы восхищения. А также, быть может, появился ещё один интересный режиссёр авторского кино Карадог В. Джеймс, как когда-то Терри Гиллиам со своей 'Бразилией'.
Что ж, поначалу фильм выдаёт себя за малобюджетный научнофантасический детектив, ведь тут есть тьма бункера, разработка ИИ и таинственные эксперименты над ветеранами очередной войны которые похоже имеют собственные планы. Да, все нити в итоге сплетаются и вместе с вопросом о 'Жизни' или если хотите 'Душе' у ИИ, поднимается вопрос о постчеловеке. Что на самом деле хорошо, вот только у фильма есть проблемы которые перечеркивают всё хорошее.
1. Есть только добро и зло. Зло злое, потому, что оно зло. Нет никаких причин делать зло, но мы же злые, так что будем.
2. Добро одно, другого добра нет. Все кто не согласен с нашим добром - злые.
3. Нет третьей стороны, нет серьёзных размышлений над происходящим. Нам просто говорят и мы должны принять то что нам говорят как истину.
4. Создатели фильма не понимают как работает программирование, но ладно уж. У нас тут не програмированный, а самообучившийся ИИ, так что это простительно.
5. То же самое с болезнью дочери, чья сюжетная функция страдать и создатели просто не понимали что с ней делать или не хотели что-то делать.
В итоге, я бы хотел сказать, что это ленивое, бессмысленное и плохо снятое кино, в котором есть попсовые идеи, но нет смысла и выводов. Оно не развлекает, не заставляет думать и не радует глаз, хоть финальная сцена и является исключением. Так что эксплуатация идей идёт фильму в минус и я смело ставлю