Погружение в эпоху происходит практически с первых же кадров – осужденный офицер армии Франции публично лишается своего статуса и звания и отправляется в заточение за обвинение в шпионаже в пользу Германии. Публика скандирует, военные предвкушают процессом, а буржуазия довольствуется результатом – пускай сюжет «Офицера и шпиона» это всего лишь история о восстановлении справедливости, Роман Полански делает все, чтобы его картину было приятно смотреть.
Декорации, костюмы, реплики и антураж – лишь малость того, что напоминает Францию конца 19-ого века, больше всего интересно наблюдать за движением мысли главного героя, офицера, который возглавил только что разведку и учуял что-то неладное в деле, которое, казалось бы, уже было решено и закрыто. Каждый его последующий день все больше и больше погружает в детали осужденного не так давно этнического еврея, и вот полковник Пикар начинает подозревать некий заговор ведущий до самой верхушки руководства армии.
Параллельно основной сюжетной линии есть и история романа Пикара с замужней женщиной, казалось бы, качество которое явно не добавляет симпатий к нему как персонажу, однако этот фон быстро блекнет после длительного наблюдения за его преданностью армии.
Вряд ли у Полански был шанс экспериментировать с экранизацией известного военного кейса в истории Франции, поэтому история «Офицера и шпиона» не обладает какими-либо закрученными загадками, эмоциональными эскалациями или же неожиданными сюжетными поворотами. Этот фильм в первую очередь эталон режиссерского и операторского ремесла, которые практически влюбляют зрителя в этот фильм.
Новый фильм Полански и реакция на него переплюнула по инфоповоду приговор Харви Вайнштейну (23 года, если что). После объявления фильма победителем «Сезара» в номинациях «за лучшую режиссуру» и «лучший адаптированный сценарий» несколько женщин демонстративно покинули кинозал.
Если кто-то не в курсе, в рамках движения #MeToo или, как его называют во Франции, #JeSuisVictime («Я жертва»), Полански обвиняется в ряде изнасилований, в том числе несовершеннолетних. Не буду здесь предаваться рассуждениям о том, что хорошо, а что плохо, что имеет отношение к творчеству, а что нет, но знать саму ситуацию, перед тем как начать смотреть фильм, не помешает. По крайней мере, жюри Сезара, как и Венецианского фестиваля (Серебряный лев – Премия большого жюри), поставили искусство выше вопросов моральных качеств конкретной личности.
Фильм явно выбивается из последних работ режиссёра («Резня», «Венера в мехах»). Это относительно высокобюджетный фильм (по крайней мере, визуально, хотя информация из открытых источников выдаёт 22 млн $ против 25 млн $ у «Резни»). Но здесь мы видим масштабное костюмированное полотно, затрагивающее важный исторический момент истории Франции и всей европейской, если не мировой, судебной системы.
«Дело Дрейфуса» - очень громкий процесс конца XIX века об обвинении французского офицера в шпионаже, сфабрикованное, по сути, без должного количества улик и обстоятельств, базирующееся в основном на еврейском происхождении обвиняемого (в этот момент не лишним будет вспомнить этническое происхождение режиссёра, что немаловажно).
О социальной значимости этого процесса свидетельствует, как минимум то, что ещё только на заре кинематографа в 1899 году Жорж Мельес снимает фильм под названием «Дело Дрейфуса», хотя на тот момент ещё даже не был вынесен приговор, а уже в начале XX века одна из первых киностудий “Пате» дважды выпускает фильмы об этом событии в 1902 и 1908 годах.
Более того, даже в царской России интерес к «Делу Дрефуса» был столь велик, что работники студии Люмьер показывали смонтированную нарезку из различных кадров (суд, одинокий офицер, толпа), как документальный фильм об этом процессе и даже Чехов являлся «активным дрейфусаром».
А теперь от истории к фильму. Что интересно, главным героем картины стал не сам Дрейфус (его мы видим несколько раз: в начале, в виде «флешбеков» и уже постаревшего в конце), отлично сыгранный неузнаваемым в этой роли Луи Гаррелем (кто помнит, тот самый красавчик, брат героини Евы Грин из «Мечтателей» Бертолуччи). Главный герой – полковник Пикар, в исполнении несравненного Жана Дюжардена, который, по сюжету фильма и по истории, изначально был одним из обвинителей, но затем стал ключевым персонажем, сыгравшим основную роль в последующем освобождении Дрейфуса. Карьера полковника идёт в гору с завидным темпом и, наверняка он бы так в жизни больше и не вспомнил бедолагу Дрейфуса, но в какой-то момент он становится начальником военной контрразведки и сталкивается с тем “болотом”, в котором неспешно тонула вся военная структура того времени. Конечно же, в попытке поменять всё он упёрся в то, во что упирается любой особо рьяный идеалист на его месте. Чтобы больше не спойлерить (хотя спойлером здесь является сама история «дела Дрейфуса») на подробностях сюжета здесь закончим.
Кто-то критикует фильм за излишнюю неспешность, кто-то за неинтересные характеры. Я позволю себе не согласиться. По-поводу «неспешности» тут, на вкус и цвет у каждого фломастеры разные. Действительно, тут нет ярких экшн-сцен, но ведь и фильм о другом, это даже не детектив, в полной мере. Как пишет Википедия, это «историко-детективная драма», диалоговый фильм, в котором на передний план выходят характеры. А здесь их неинтересными, или «невыпуклыми», мне лично, назвать сложно.
Полански, безусловно, живя в дне сегодняшнем и проводя аналогии с современным обществом (для него, в принципе, характерен афтобиографизм, вспомнить хотя бы оскароносного «Пианиста»), всё же, в фильме пытается показать людей века ушедшего, для которых честь и достоинство были не на последнем месте. И даже посрамлённый бывший подчинённый Пикара, дававший показания против него в суде, в итоге поступает как человек чести. И сам Пикар, пошедший против системы, в итоге не становится её жертвой, а скорее наоборот. Это, наверное, со стороны 86-летнего режиссёра, в какой-то мере романтизирование прошлого и желание, чтобы и в настоящем всё было так или, хотя бы, похоже. Особенно эмоционально смотрится финальная встреча двух героев и их диалог.
Рекомендую к просмотру всем любителям исторического кино, Полански, Дюжардена (на мой взгляд, другой актёр, не факт, что справился бы так с этой ролью, хоть и непривычно видеть Дюжардена в драматичном амплуа), фильмов о справедливости и борьбе с системой и просто любителям красивого кино и картинки. На последней останавливаться подробно не буду, скажу лишь, что вся лента Полански, несмотря на общую притемнённую и даже гнетущую атмосферу, отличается, действительно, красотой и периодически восхищающей симметрией и выверенностью кадра.
9 из 10
- Заблуждения майора Лота - его личная трагедия (Мари-Жорж Пикар)
Меньше трагедий и заблуждений и пусть понятие чести будет актуально и в XXI веке.
Антисемитская Европа появилась не при Гитлере: она существовала ранее. Режиссёр Полански поднимает тему еврейского синдиката, который лоббирует евреев во все структуры власти. Офицера французской армии обвинили в шпионаже только потому, что он единственный еврей в генштабе. Мне кажется, что это фильм-признание режиссёра изгоя. В оригинале фильм называется: «Я обвиняю». Так режиссёр Полански кого-то обвиняет в том, что в США есть иск против него. Что делать офицеру Дрейфусу, которого из-за офицерской поруки обвиняют в шпионаже? Фильм очень антисемитский. Мне фильм было скучно смотреть из-за отсутствия киношной интриги. В фильме всё состоит из пороков.
В фильме много пороков: измена мужу; измена родине; измена своей чести; госизмена. Фильм поднимает тему «человек и система». Армейская система стоит на круговой поруки офицеров. Режиссёр Полански провоцирует общество армейской честью и порукой офицеров. О чём фильм? О системе, об антисемитской Европе, о том, что человек — это букашка. Потрясает концовка фильма. Это настоящий удар по европейской морали. Актёр Жан Дюжарден хорошо играет непроницаемость и твёрдость характера.
В фильме показана антисемитская Европа 19 века (ещё за 50 лет до Холокоста). Еврейский вопрос остро стоит и сейчас. Поэтому я объясняю выход этой картины. Фильм ставит вопрос: «Может ли общественность, гражданское общество повлиять на суд?»
Мне фильм не понравился: картина какая-то сухая (слабая романтическая линия). Режиссёр Полански скорее всего оперирует к театральной постановке. Фильм олицетворяет европейский эгоизм.
В истории каждой страны можно найти такую позорную страницу, о которой не принято вспоминать. В современной демократической Франции к таковой можно отнести легендарное «Дело Дрейфуса», расколовшее страну на два лагеря и навсегда изменившее политический климат государства. По мотивам этой истории было снято целое множество фильмов, одним из которых стала последняя работа Романа Полански «Офицер и шпион».
Синопсис После того как офицера еврейского происхождения Альфреда Дрейфуса обвиняют в шпионаже в пользу Германской империи и с позором лишают всех званий, отправив на далекий остров, полковник и бывший наставник Дрейфуса Жорж Пикар случайно обнаруживает документ, доказывающий полную невиновность своего подопечного. Попытавшись объяснить командованию, что оно совершило ошибку, Пикар тут же встречает жестокое сопротивление французской армии, не готовой признать эту самую ошибку, способную наложить позорный отпечаток на ее существовании.
Игра актёров Фильм стал настоящим поприще для представителей французского кинематографа. Но прежде всего, хотелось бы отметить Жана Дюжардена в роли Жоржа Пикара, на котором сосредоточено все действие фильма. В его исполнении Пикар – это настоящий солдат и патриот своей страны, для которого, с одной стороны, важная честь армии, а с другой, имеет равносильное значение моральный долг перед невинно осужденным человеком, чья жизнь была сломана в силу роковой ошибки.
Режиссура Легендарный Роман Полански снял кино в своем классическом пессимистическом стиле, лишь отступив от некоторых канонов, в силу того что действие основано на реальных событиях. Как и в предыдущих его работах, главный герой сталкивается с угрозой со стороны неконтролируемых не доступных пониманию сил, в этом принявшей могущественную форму интересов национальной армии, готовой пожертвовать жизнью любого невинного, лишь бы сохранить свои грязные секреты под завесой тайны. Собственно, главный герой Жорж Пикар, посвятивший всю свою жизнь служению родине, неожиданно открывает для себя другую сторону той структуры, которой был предан, и тут же наталкивается на предательское сопротивление ее прихвостней, готовых пойти на любой аморальный поступок.
Сценарий Как уже было указано выше, сюжет фильма сосредоточен на роли Жоржа Пикара в раскрытии Дела Дрейфуса. Действие фильма начинается сразу после позорного публичного разжалования, когда Пикара назначают новым главой специального отдела, сыгравшим ключевую роль в обвинении.
Итог Как уже отмечалось ранее, как и прежние картины Полански, фильм отличается довольно пессимистичной атмосферой. Все же даже с человеческой точки зрения режиссер дает нам понять, что те же Пикар и Дрейфус навсегда останутся чужими людьми. В какой-то степени фильм может показаться пафосным, но без него нельзя обойтись, когда речь идет о чести армии. В любом случае, возможно, последнюю работу режиссера точно стоит увидеть.
Долгие годы я считал, что в ленте 'Жизнь Эмиля Золя' с Полом Муни в главной роли самым полным образом раскрыл дело Дрейфюсса. В силу этого обстоятельства выбор Романом Полански этой темы выглядел не слишком очевидно. Но реалии нивелировали все сомнения. Получилось очень мощно.
Роман Полански ушел от вопросов национализма. Он сфокусировался на куда более масштабной теме изобразив масштабную коррупцию. Это зафиксировано как на примере отдельно взятой организации, которую возглавляет герой Жана Дюжардена, так и на фиксации судебных злоупотреблений. Однако самый важный оборот приобретает финал ленты. Система коррупции в новой ленте Полански выглядит непобедимым спрутом. Одолевая его сторонников даже самый положительный герой может сам стать структурным элементом порочной практики.
Такой взгляд здорово отвлекает зрителя от исторической канвы. Тут особо не упоминается Эмиль Золя. Не так уж и много исторических моментов. Все внимание игре характеров - психологической подоплеке. В таком разрезе рассказываемая Романом Полански история выглядит весьма современной и актуальной.
Значит фильм действительно удался. Причем в техническом отношении лента получилась практически безупречной. Актеры, планы, операторская работа, цвет, костюмы - все это подтверждает, что почтенный возраст Полански сказывается лишь самым положительным образом на его работе.
В очередной раз меня возмущает локализация не самого фильма, но его названия. В оригинале картина повторяет название легендарной статьи Эмиля Золя, публикация которой стала поворотным моментом в деле Дрейфуса. Бездарный перевод возмущает меня не столько даже своей банальностью («Офицер и шпион» звучит как очередная беллетристика в мягкой обложке от стареющего графомана); он никак не связан с делом Дрейфуса. Если бы я случайно не обратил внимание на трейлер - я пропустил бы фильм.
Ознакомиться с произведением стоит хотя бы потому, что в основу его сюжета легла реальная история, в своё время всколыхнувшая весь мир (в России Чехов из-за дела Дрейфуса поссорился с издателем «Нового времени» Сувориным). Фильм, разумеется, не документальный, но он весьма верно передаёт общую атмосферу, ключевые события и характеры главных действующих лиц. Роман Полански и в 86 лет безупречен, возможно, это его лучший фильм со времён «Пианиста».
Снова мы видим в кадре Эмманюэль Сенье, стареющую жену сценариста и режиссёра, но я не могу осуждать Полански за это - она не портит фильм. Снова Жан Дюжарден играет Жана Дюжардена, но и его я обвинять не смею - Дюжарден идеально подходит на роль Пикара. Единственная проблема фильма заключается в его неактуальности. Выйди картина хотя бы на полвека раньше - она стала бы сильным политическим манифестом, но сегодня это лишь дань памяти, вовсе не обязательная к ознакомлению.
Сотрудник французской спецслужбы капитан Дрейфус объявлен особо опасным преступником. Официальное обвинение — государственная измена и шпионаж в пользу Германии. Бывший наставник Дрейфуса Жорж Пикар ведет собственное расследование: ему необходимо найти таинственную «секретную папку», чтобы доказать невиновность своего подзащитного. Но охотится за ней не только он.
Дело Дрейфуса — судебный процесс в декабре 1894 года во Франции и последовавший за ним социальный конфликт (1896—1906) по делу о шпионаже в пользу Германской империи офицера французского генерального штаба, еврея родом из Эльзаса (на тот момент территории Германии) капитана Альфреда Дрейфуса, разжалованного военным судом и приговорённого к пожизненной ссылке при помощи фальшивых документов и на волне сильных антисемитских настроений в обществе. Дело получило большой общественный резонанс и сыграло значительную роль в истории Франции и Европы конца XIX — начала XX веков.
Фильм начинается с 5 января 1895, когда при построении с капитана Дрейфуса 'сдирают' все офицерские 'знаки отличия', а его шпагу - ломают об колено. Новый начальник разведывательного бюро, полковник Жорж Пикар, указывает генералу Гонзу на практически абсолютное совпадение почерка бордеро с почерком другого офицера - майора Эстерхази, ведшего к тому же очень широкий образ жизни. 'Уносить секрет в могилу - наша профессия!' - говорят ему, и вскоре переводят в Тунис, и в ссылку по гарнизонам, когда он тем временем пытается скрыть 'любовные отношения' с женой министра. В фильме также приведён знаменитый эпизод с писателем Эмилем Золя и его письмом в местную газету, в котором очень решительно утверждалось, что бордеро сфабриковали Эстерхази и Анри, а генеральный штаб и военное министерство сознательно губили ненавистного им лично Дрейфуса, чтобы выгородить виновного Эстерхази. Письмо Золя произвело во Франции и в Европе потрясающее впечатление - вся Франция поделилась на дрейфусаров и антидрейфусаров, между которыми велась ожесточённая борьба. В дальнейшем, если вспомнить эти исторические события Дрейфус был окончательно оправдан, был восстановлен в армии и награждён орденом Почётного легиона.
Культовый режиссёр Роман Полански (который в последние годы, сам находился, кажется в 'бесконечных скандалах') вновь заявляет о себе, и восстанавливает подробную 'хронику' этого знаменитого события на стыке веков - полноценное 'историческое расследование' с дотошным 'антуражем' Парижа конца XIX века, и с прекрасной, операторской работой Павла Эдельмана - экранизацию одноимённого романа Роберта Харриса. В фильме задействованы одни из главных, современных французских актёров: потрясающий Жан Дюжарден (одна из его лучших работ), Луи Гаррель, Эммануэль Сенье и многие другие. Фильм был удостоен Премии Большого жюри Венецианского кинофестиваля (2019) и премии Международной федерации кинопрессы (2019). После всех событий, Пикар и Дрейфус виделись лишь однажды, а это 'дело' Пикар считал - чисто 'офицерским': где он отстаивал честь 'офицерского мундира'.
Роман Полански очень умело выбирает сюжеты для своих фильмов: исторический факт, автобиография, книга. И на этот раз он также не прогадал, взяв за основу реальное резонансное дело французского капитана Дрейфуса, которого обвиняли в шпионаже. И на протяжении всего фильма справедливости для Дрейфуса пытается добиться полковник Пикар, в расследование которого всеми силами вмешиваются офицеры рангом повыше.
Если характеризовать 'Офицер и шпион' одним словом, то этим словом будет - неровный. При продолжительности в 2 часа фильм по смыслу и темпу повествования можно разделить пополам. Первая часть - слишком размеренная и аккуратная, по бОльшей части ориентированная на сбор улик Пикаром. Вторая - скомканный судебный процесс по оправданию Дрейфуса. В погоне за достоверностью и проработанностью картины, Полански вводит огромное количество бесполезных персонажей, имена которых начинают путаться уже в середине фильма, а одинаковые визуальные образы усатых французских вояк вносят еще бОльшую неразбериху. Вместе с бесполезными персонажами в фильме присутствуют ненужные эпизоды, а в этих эпизодах есть ну очень странные и неочевидные мизансцены, намекающие на что-то, но в результате ни к чему не приводящие. Также, вводя миллион побочных персонажей, Полански как будто забывает немного о Пикаре, которому приходится весь фильм ходить с одной эмоцией на лице. Да, конечно, главная догма фильмов - показывай, а не рассказывай - но надо помнить и о том, что показывать надо только то, что действительно имеет вес. Перекроив сценарий и поставив в центр истории именно судебное разбирательство, в ходе которого бы и всплывали флешбеки, раскрывались бы персонажи - можно было бы избежать ошибок, которые допустил Полански, но тогда это было бы совсем другое кино.
Как итог, 'Офицер и шпион' - самый обычный и не выделяющийся фильм, который прошел бы мимо меня, будь он снят не Романом Полански.
Фильм «Офицер и шпион» в оригинале называется «J'accuse» - в переводе с французского «Я обвиняю», что посвящено статье писателя Эмиля Золя в 1898, в которой он обвинял государственную систему в несправедливости к одному отдельно взятому человеку (офицеру Дрейфусу - еврею). Режиссёр Роман Полански сам пострадал от системы, будучи обвинённым в сексуальных преступлениях. Понятно, что фильм он заснял про себя. Когда в пучине переплетения интриг и многих интересов сминается индивид. Кино от старого маститого режиссёра, которое снято по-старому, в неспешном ритме, где много внимания уделяется интерьеру, скрипу старого паркета, костюмам и усам, получило ряд наград и является небезынтересным «интеллектуальной» публике.
Пусть фильм в конце повествования оказывается не таким наивным, как он себя преподносит всю дорогу, но Роману Полански не удалось, я считаю, раскрыть материал. В мире шпионажа и большой политики сталкиваются системы, где каждый выживает и борется, по большому счету, за деньги изо всех сил. Причины этой борьбы, мотивация персонажей, вынужденных принимать решения, давление и угрозы от заинтересованных лиц, в этом фильме не раскрыты. Стороны конфликта, настоящие акторы (разные элитарные группы и конкурирующие меж собой структуры правительства Франции, немецкое правительство) процесса Дрейфуса в кино не представлены. Фильм должен вызвать жалость по отношению к человеку, которому не повезло оказаться меж огней, и всё. По мне, это не очень интеллектуально.
Оригинальное название последней картины Полански 'J`accuse' переводится как 'Я обвиняю'. Не буду придираться к локализации, потому что в данном случае сложно представить адекватный прокат с дословно переведённым названием. 'Я обвиняю' - это заголовок скандальной статьи Эмиля Золя, опубликованной 13 января 1989 года в газете L`Aurore (заголовок придумал Жорж Клемансо, редактор газеты). Статья в форме открытого письма была обращена к президенту Франции, а также ко всей стороне обвинения в деле Дрейфуса. Золя высказывался не только по поводу предвзятости военного суда, но также обвинял правительство в антисемитизме (Альфред Дрейфус был евреем по происхождению).
Если вы не знаете о деле Дрейфуса, вызвавшем мощный общественный резонанс во всей Европе в конце XIX века, новый фильм Романа Полански - красивый и простой способ вникнуть в эту историю. Способ, получивший, к слову, четыре награды на Венецианском кинофестивале в 2019 году.
Обойдёмся без исторических подробностей, тем более, что картину мы видим глазами полковника Пикара, начальника разведывательного бюро с 1986 года. А это значит, речь идёт не совсем о Дрейфусе - наоборот, он появится на экране лишь несколько раз, хотя образ его фоново считывается на протяжении всего фильма.
Итак, Жоржу Пикару ( в руки попадает довольно подозрительная записка, он начинает копаться в фактах и подозрениях, заказывает слежку, делится фактами и домыслами с начальством... И чем дальше - тем больше увязает в какой-то подпольной полубюрократической полувоенной возне своих коллег и - главное - начальства. Он не может получить ответов, он не может докопаться до правды, ему просто дают совет 'не лезь', ибо никому не нужно 'ещё одно дело Дрейфуса'. Совесть полковника не позволяет оставить всё как есть, он начинает копаться в документах, вещдоках, воспоминаниях... И понимает, что допущена просто чудовищная ошибка. Точнее, не так. Сделано чудовищное допущение - абсолютно осознанно, в здравом уме, в чёткой договорённости в маленьком круге людей.
Получается, что мы наблюдаем всё, что происходит с Жоржем Пикаром: все его поиски, переживания, разговоры, звонки и записки, домыслы и факты, воспоминания. Мы видим, через что проходит человек, которому важна правда: он готов буквально потерять всё, что имеет - лишь бы справедливость восстановилась. Что ж, это занимательная наполовину личная наполовину историческая драма. Она настолько выверенная и выдержанная, что вполне может считаться канонической. Кажется, что такая верность законам жанра была присуща кино в середине XX века... Нет никакого 'нового прочтения' старой истории, нет даже, кажется, авторского взгляда на эту историю. Это завершённая совершенная форма, к которой нельзя придраться - ну, разве что за тотальную шлифовку, какую-то законсервированность.
Это действительно красивый фильм. Каждый звук (я смотрела в оригинале) настолько очевиден, что кажется, будто ты в одной комнате с Пикаром шелестишь письмами. Эти половицы скрипят будто под твоими ногами. Ты слышишь шорох полы халата, который откидывает полковник на пути к двери, будто встречая тебя... Всё так близко, ярко, расчерчено до последнего штриха. Это визуальная и звуковая эстетика. Практически классика в плане исполнения. Но нельзя сказать, что она оставляет сильное впечатление, отпечаток - нет. Прекрасно играет Жан Дюжарден, конечно же. Прекрасна музыка Александра Деспла. Прекрасна общая постановка. Увы, это не выделяет фильм, не трогает, не цепляет.
Может, дело Дрейфуса и не должно цеплять, если мы смотрим на него глазами Жоржа Пикара? Кто знает. Самым сильным моментом было появление в газетах письма Эмиля Золя 'Я обвиняю'. Остальное будто стёрлось и превратилось в фон. Как и тот факт, что Дрейфуса, вероятно, невзлюбили из-за его происхождения, как и тот факт, что Пикар и Дрейфус особо, по сути, не взаимодействовали, как и какую-то очень хилую любовную линию Пикара, как и многое-многое другое. Будто Полански просто взялся изобразить какой-то отрезок истории аккуратно и бесстрастно. Но я не обвиняю Полански, ему и так постоянно достаётся от коллег по цеху. Да и если смотреть раз в полгода красивые исторические драмы, плохо уж точно не станет.