Вы когда-нибудь задумывались, какое время можно считать лучшим для ухода из этого мира? Когда ты в полной яме и совершенно несчастен, или когда все в твоей жизни сложилось и у тебя все хорошо?
Мы привыкли думать, что смерть – это нечто очень плохое, и оправдываем ее только если она избавляет нас от страданий. Но если вдуматься, уходя в боли и страданиях (неважно физических или психологических), мы переносим ворох своих обид и проблем в другой мир и в другие жизни, заряжая свою карму отрицательной энергией. Поэтому я убеждена, что уходить нужно тогда, когда ты счастлив, когда окружающий мир тебя радует, а не отравляет.
Ида и Сандер были, наверное, самыми несчастными молодыми людьми в Копенгагене. Он – несостоявшийся безработный писатель, полностью утонувший в долгах. Она – дочка богатого криминального авторитета с ворохом психологических и физических проблем. Казалось, что в их жизни не может произойти ничего хорошего, но они нашли друг друга. Однако, в один прекрасный день Ида исчезает, а ее отец требует от Сандера информации, пытаясь понять, куда делась его дочь.
«Копенгаген не существует», а именно так называется эта датская новинка, это мелодрама с элементами саспенса. Через отрывочные воспоминания Сандера, мы узнаем, какими на самом деле были его отношения с Идой, и понимаем, что даже романтическая идиллия у каждого из нас своя. И что, как бы люди не любили друг друга, любовь к себе и собственной жизни все равно останется на первом месте.
Этот фильм оставляет после себя легкое горько-сладкое послевкусие, когда с одной стороны хочется сопереживать героям, а с другой – все происходящее на экране кажется тебе чем-то совершенно неблизким. Ты пытаешься приписать героям знакомые людские мотивы, чтобы в итоге понять, что привычные стандарты к ним просто неприменимы. Но в этом и заключается прелесть этого кино – в его полной неожиданности. Особенно в конце. А я очень люблю, когда концовка становится самым сильным аккордом фильма.
«Копенгагена не существует» - тяжелое кино про странную связь очень чувственных людей, проблемы которых сегодня не кажутся необычными. Необычно скорее, когда их нет.
Редкий пример передачи психологического состояния героев с помощью операторской работы и монтажа.
Иногда сюжет топчется на месте, но финал все искупает. Режиссер прекрасно показал обреченность, болезненность, бессмысленность жизни Сандера и Иды. Кто в этих отношениях кому навредил больше, кто кого не спас, и можно ли жить в такой изоляции, зритель решает сам.
Несмотря на ненадежного рассказчика, главный секрет раскрывается, трагедию этих несчастных людей подчеркивают цвета, о произошедшем хочется думать и думать. История скорее метафора, чем призыв к реальным действиям. Скандинавский антураж только усиливает драму Иды, ее семьи и Сандера.
Фильм «Копенгагена не существует» основан на воспоминаниях главного героя, Сандера, пытающегося составить картину происходящего в его жизни для отца и брата его внезапно пропавшей девушки Иды, которые допрашивают его, удерживая в заложниках в пустой квартире.
Название фильма отсылает к тому, что главные герои фильма Сандер и Ида, живут почти в полной изоляции, проводя все свободное время вдвоем в квартире. Своими действиями они громко заявляют, что враждебного внешнего мира для них не существует. Режиссер Мартин Сковбьерг всего один раз показывает зрителю Копенгаген во всей его красоте и грандиозности, когда герои гуляют под утро по городу.
В фильме идет постоянное перетягивание каната и до конца не ясно кто же из героев является жертвой, кто преследователем, а кто спасителем. Мы словно оказываемся в Треугольнике Карпмана – психологической модели созависимого взаимодействия людей. Героиня как будто добилась того, чего она хотела, нанеся глубокую душевную травму своему молодому человеку, оставив его со страшным секретом, который наверняка будет раскрыт не в его пользу. Голос Иды за кадром, комментирующий происходящее на экране как голос невидимого манипулятора, вначале придает картине некую меланхоличность, а ближе к развязке дает понять, кто же все-таки дергал за ниточки слабохарактерного главного героя, попавшегося в сети коварной, но глубоко несчастной девушки.
Фильм невероятно кинематографичен. Глубокие синие цвета и согревающие, но одновременно агрессивные красные манят зрителя. Цветовая гамма фильма и теплый свет, исходящий от настольных ламп, создает уютную камерную атмосферу, а холодный дневной свет на контрасте навевает страх и тревогу. Ида выбирает красный цвет в одежде, она знакомится с Сандером будучи в красном пальто, словно олицетворяя красный флажок и опасность, которую он не замечает. Сандер же на ее фоне теряется в спокойных голубых, бежевых и горчичных тонах, сливаясь с фоном и окружающей его природой.
Оператор Якоб Мёллер отдает предпочтение ручной камере, создавая интимный и живой портрет совместной жизни главных героев. Единственные сцены, снятые на штативе – сцены допроса Сандера отцом и братом Иды. Эти сцены происходят в настоящее время, они существуют не в воспоминаниях Сандера, поэтому зритель может доверять только им, соответственно кадры статичны, чем и отличаются от основного повествования.
Финал фильма никого не оставит равнодушным. Режиссер медленно, но верно разматывает клубок таинственной истории исчезновения Иды и показывает зрителю шокирующую развязку, которую до конца невозможно было предвидеть. Зритель знакомый со скандинавским кино находится в предвкушении чего-то неведомого и изощренного, и режиссер ничуть не разочаровывает. Повествование в фильме чем-то напоминает «Помни» Кристофера Нолана, где сцены представлены в обратном хронологическом порядке, с многочисленными флэшбеками, указывая на восприятие мира человека с потерей памяти. В «Копенгагене» история все-таки рассказана относительно хронологически, но зритель только к финалу разгадывает загадку исчезновения героини посредством хаотически представленными воспоминаниями об Иде ненадежным рассказчиком, которые в итоге закольцовываются. Временами фильм напоминает «Вечное сияние чистого разума» Мишеля Гондри где ничем не примечательный главный герой знакомится с яркой девушкой, которая переворачивает его жизнь с ног на голову. Фильм так же, как и «Копенгагена не существует» делает упор на воспоминания героя о своей возлюбленной.
«Копенгагена не существует» безусловно интригующий фильм, с сильным финалом. И хотя игра главного героя, в исполнении непрофессионального актера Йонаса Хольст Шмидта немного меркнет на фоне харизматичного Златко Бурича и яркого Вильмера Триер Бреггера фильм все же держит зрителя в напряжении из-за желания узнать правду и вывести Сандера на чистую воду. Визуальная составляющая фильма заставит зрителя закрыть глаза на то, что сюжет иногда топчется на месте.
Снова кино из Дании, но на этот раз от сценариста «Худшего человека на свете» Эскиля Вогта. И картина удивляет не столько режиссурой, сколько своим сценарием. Для Мартина Сковбьерга фильм стал второй работой и, к сожалению, постановка лично у меня моментами вызывала вопросы. Но благодаря необычной и интригующей истории смотреть кино всё же не становится скучно.
Главные герои, Ида и Сандер, случайно встречаются на улице и на тот момент никто из них и даже и не представлял, что за этим разговором последует любовь, которую правда сложно как-то описать. Отныне для них Копенгаген действительно не существует, есть мир, где только они вдвоём, они растворяются друг в друге, изолировавшись от окружающего мира, семьи и друзей. И герои жили бы так и дальше, если бы однажды Ида не пропала, теперь единственный свидетель - Сандер, и он должен восстановить картину событий для её отца и брата, заново переживая все моменты.
Очень порадовала работа оператора Якоба Мёллера, в моментах показа на экране воспоминаний Сандера, во время представлений его восприятия тех моментов с Идой, камера нестатична, от этого получается живой портрет и не возникает чувства искусственности. Сцены же в современности, когда отец расспрашивает героя сняты на штатив, отдаляясь от происходящего и давая зрителю как бы взгляд со стороны, в отличие от воспоминаний.
Также была интересная игра с цветами одежды, ведь когда наши главные герои только познакомились, Ида была одета в синие цвета, а Сандер в красном и в дальнейшем яркие цвета часто преследуют героев, в отличие от современности, где Сандер почти все время в серой одежде и никак не выделяется на фоне остальных героев.
По итогу получилось хоть и не однозначное с технической стороны, но однозначно необычное с сценарной точки зрения кино про двух людей, встретившихся в странный период их жизни, которые растворились друг в друге, забыв про остальных и остались верными друг другу до конца.