«Компенсация» открывала нынешний фестиваль «Окно в Европу» и тем сразу настроила публику на «выборгское» отношение к авторскому кино. Так повелось, что в этом городе не очень-то интересуются демонстрациями величия или результатами поисков сложных форм режиссерского самовыражения. Удачные ли фильмы оказываются представлены в Выборге или не очень — они не только для жюри и горстки критиков, но для зрителей в первую очередь.
Так и с нынешней лентой Веры Сторожевой. Простой парень из Тамбова (Гоша Куценко) когда-то давно бросил жену с двумя детьми ради «столичной штучки» Ольги (Любовь Толкалина). Влюбился до беспамятства, в состоянии которого и пребывал лет десять. Но чем тяжелее и неприятней истории из прошлого, тем более неподходящим образом настигают они в настоящем.
Забытые дочери — Кристина (Полина Куценко) 14-ти лет и Лена (Ирина Горбачева) лет на пять постарше — после смерти матери приезжают в Москву на старой отцовской машине как раз с целью хорошенько напомнить о себе. Раз, мол, отец украл у них счастье и семью — они сделают то же и с ним, похитят его третью, семилетнюю дочь (Анфиса Медведева) и потребуют выкуп. 2 миллиона в у. е., вот это будет настоящая компенсация.
Но они, конечно же, совсем не безжалостные злодейки, а добрые и, как положено, немного наивные девчонки. Им нужны не миллионы, не блюдо, которое подают холодным, не новая, хорошая жизнь в богатой семье… А что же? Правильно, то самое, о чем еще Beatles пели…
Буду честен, сценарий «Компенсации» — едва ли не самое неубедительное явление в нашем кино последнего времени. Нет, серьезно, то от тамбовского эльфа героиням достается ключ от многокомнатной квартиры почившего маршала, то студент-китаец с потрясающим акцентом говорит «Внимание, сейчас я буду вас трогать», то прозрение приходит героям под исполнение интернациональным хором католической молитвы, то финал повисает в воздухе, как недостроенная развязка на третьем кольце, на которой он и снят. Замечен даже один натуральный хипстер на Веспе…
Немного похоже на попытку показать то, чего тут, в этом фильме, на самом деле нет. Но, продолжая выражаться словами из той самой битловской песни — лучше не ворчи, а прими правила такой игры… То есть nothing you can say but you can learn how to play the game). Пусть наивно, как и героини. Пусть трогательно — очень. Ведь эти состояния могут быть очень заразными. И да, речь о «All you need is love», конечно. По счастью, именно этот очень понятный призыв пришел на смену непростым и слегка запутанным отношениям героев прошлых картин Веры Сторожевой с Богом, моралью и друг другом.
Все, что нужно девчонкам-героиням — это любовь. А единственное, что надо будет сделать после или даже во время просмотра «Компенсации» — отчаянно растрогаться. Кому-то, может быть, и до слез — по крайней мере, в кинозале Выборга некоторые действительно всплакнули.
История о том, какие ужасные и глупые вещи могут совершать недолюбленные дети в погоне за этой самой любовью.
С чего начинается фильм - со сценария. А с ним все в порядке. Крепкие характеры, отличные диалоги, хорошо подготовленный и неумолимый конец, который развязывает всех участников этой драмы.
Во многих описаниях к этому фильму читаю 'дочки поехали красть сводную сестру'... тупо поехали, тупо украли... ан-нет! а фильме то совсем иначе. а в фильме то все гораздо тоньше. И красть они ее решают только после того, как папаша, не узнав их, читает нотацию, что, дескать, внимательнее надо быть к людям, и тогда кто-то и о вас позаботиться... а сам он взял да и не вернулся однажды домой, просто вычеркнув своих детей из жизни.
Мне этот фильм напомнил пьесу 'Троянской войны не будет'. Как и в этой пьесе, в фильме каждый раз, когда возможно все завершить мирным путем, возникает, совершенно неожиданно, какое-то обстоятельство, которое все стремления к счастливой жизни сводит к нулю.
Очень понравились актерские работы. И даже Гоша хорош. Отдельное спасибо режиссеру Сторожевой за открытие трех прекрасный актрис. Будет на что посмотреть в будущем.
Фильм заставляет думать. Нет готовых ответов, нет общих рецептов. У всех своя правда! Мы нарушаем правила, но ждем, что их будут соблюдать остальные.
Бросаем собственных детей и надеемся на верность жен. Считаем, что дети от разных женщин имеют неравные права, и претендуем на собственную уникальность. Требуем любви и не отдаем ее в полной мере.
Задать вопрос - более чем достаточно для современного кино. Потому что ответов столько же, сколько людей посмотрит этот фильм или ни одного.
Приручение, одомашнивание, очеловечивание артхауса никогда не было занятием благодарным, а денежным и того менее. Оценить художественно-миссионерские усилия автора в отведенное для проката время оказывается обычно не под силу ни одной из возможных целевых аудиторий: высоколобье (давно и единодушно признавшее всякую народническую деятельность верхом безвкусья и сменившее ярмо миссионерства на нимб мессианства) морщится, оскорбляясь тем, что элитарный продукт ему, как лоху какому-нибудь, впаривают разжиженным да разбавленным, простой же народ (привыкший за годы постмодернистского культурного балагана к шуму и спецэффектам либо к сериальной разжеванности характеров и ситуаций) находит тот же продукт пресным, скучным - или же непонятным, нелогичным, полным ляпов. В подобных условиях кинематографический выбор Веры Сторожевой - режиссера, несомненно, совершенно фестивального уровня - сознательно обрекающий ее (и ее творения) еще и на то, чтобы не выезжать западнее Выборга - не назовешь иначе, как жертвенным, самозабвенным, ничего взамен не требующим хождением в народ. И потому ее артхаус с человеческим лицом - с самого 'Неба, Самолета. Девушки.' - не может не вызывать глубокого уважения, сродни тому, что испытываешь, читая тургеневское 'Памяти Юлии Вревской'...
Ведь, по сути, что отличает 'Компенсацию' от сотен условно подобных ей историй, что штампуются ежегодно по обе стороны государственной границы? - По-настоящему, наверное, одно: неброское, ненавязчивое, но бесспорно 'штучное' качество каждой из ее кинематографических составляющих. Операторская работа Олега Кириченко, еще в 'Русалке' исходившего пешком, молодым шажком все привольное Семихолмие, задает фильму тон, фон и настроение - цветаевски-московские, одновременно надрывные и любовно-нежные. Провинциальный Тамбов Кириченко видит всегда через пелену - проливного дождя, тополиного пуха, предутреннего тумана, Москва же у него и в ночи кромешной четко вырисовывается своими зубчатыми очертаниями, парадоксально сочетающими в себе монолитную вековечность и призрачную изменчивость. Оператор и художник чутко фиксируют самые неверные и преходящие мгновения; образ вечно строящегося, ежедневно меняющегося мегаполиса у Кириченко, возможно, и лишен теплоты, присущей видению того же Вадима Юсова, но по-своему не менее поэтичен: вавилонская символика башен 'Москва-сити' с замершим на них электронным табло часов, серебристо блестящих пробок на Садовом кольце, памятника Гагарину на Ленинском, сотен квадратных метров граффити на фасадах небоскребов просто и естественно соседствует у него с закатной перекличкой парохода с пароходом на реке, курлыканьем голубей во дворах, карликовой скромностью особняков, утонувших в зелени центральных переулков - необжитая холодность сосуществует бок о бок с самым домашним уютом. 'Москва - какой огромный странноприимный дом! Всяк на Руси бездомный, мы все к тебе придем...'
Собственно, девушки Лена и Кристина едут в Москву не как в странноприимный, а как в отчий дом. Конфликт завязывается как раз в тот момент, когда они осознают, что в этом вожделенном отчем доме они - странники, что отец-хозяин не помнит их лиц и не признает их прав. И развязывается, когда их отец - с опозданием прозрев, распознав суррогат - осознает, что и его хозяйские права были лишь фикцией, что и для него Москва была и есть - дом не родной и не семейный, а странноприимный... В 'Компенсации' Вера Сторожева вообще много играет с понятиями дома как жилища и дома как особой, нагретой людьми атмосферы. Показательно, что самым теплым и уютным домом в фильме оказывается не сошедшая с глянцевых обложек квартира героя Куценко, не квадратные метры полковника-самоубийцы в высотке на Котельнической, не гулкая хрущевка девочек в Тамбове - а именно странноприимный дом, университетская общага с ее разношерстным и разномастным контингентом - только там Лена оттаивает душой, преисполняется сил и внутренне очищается от глодавшей ее обиды. Душа, как оно обычно и бывает, находит приют не там, где желалось, не там, где искалось - не в надуманных битвах и скитаниях 'толкинутых', а в пришедших из детства звуках 'Лакримозы', не в холе отцовской любви, а в собственных заботах о сестрах и кролике. Взросление всегда мучительно и в жизни не бывает черновиков...
Интерес к необыкновенным героям, сказочным сюжетам, фантастическим событиям, забавным актерским дуэтам, нетипичному юмору отличает современного зрителя. Американские кинотворцы по-всякому эти интересы эксплуатируют ради очередного кассового рекорда, что иногда кинотворение оказывается слишком дерзким на шаблоны. Другой же крайностью служат фильмы отечественного производства, особенно с бытовым сюжетом. Может быть, нашу бытовуху не так интересно смотреть, как очередного «Человека-паука», очередную «Пилу» или очередную сумеречную метаморфозу ночи, но зато в бытовом сюжете можно найти больше правды не о заоблачных мечтаниях, а о том, что есть на самом деле. И таким правдивым фильмом о нашей повседневности является картина Веры Сторожевой «Компенсация» с заезженным конфликтом отцов и детей.
Тематика отцов и детей в фильме поднимается с извечных вопросов «кто виноват?» и «что делать?» В центре внимания картины оказывается отец (Гоша Куценко), «конфликтующий» со своими тремя дочерьми. Первые две – Лена и Кристина - дочери от разбитого брака, и Надя – дочь от счастливого брака. Обиженные на отца Лена и Кристина, переживающие смерть матери, отправляются из родного города Тамбова в Москву, чтобы отомстить отцу. Они похищают его третью дочь и выдвигают свои условия компенсации за страдания матери, недостатки отцовской любви, а также за то, что отец живет счастливой новой жизнью.
Очень многое в фильме строится на контрастах. Мужиковатая старшая дочь Лена, лишенная каких-либо девичьих черт, больше напоминает парня своими манерами, прической, поведением и отсутствием вкуса. Она груба, ее речь настолько скудна и по-деревенски загружена однотипными оборотами, что можно упрекнуть сценариста, что он уж слишком переборщил в своем стремлении сделать из девушки нечто. Лена воплощает все то, от чего отец хотел сбежать и сбежал навстречу новому красивому и утонченному. Это новое олицетворяет его московская жена Ольга. Ее можно назвать светской львице. Она умна, красива, практически идеальна. Не мудрено, что провинциальный мужчина не смог перед ней устоять, не смог от нее отказаться и обожествил. Прожил с ней десять лет, но она так и осталась для него незнакомкой. Таким образом, беспечный папаша оказался в мире своих иллюзий и видел только то, что хотел видеть, не знал ни своих детей, ни жен.
Вместо того, чтобы углубить идейную линию «отцы и дети», Вера Сторожева представляет на суд зрителю семейную драму персонажа Куценко, так сказать, трагедию маленького человека, когда похищение дочери становится меньшим злом, чем осознание собственной слепоты и глухоты.
Также «Компенсацию» можно назвать ярким примером истории современного большого города, куда попадает человек и меняется. Платой за то, чтобы город принял «скитальца», служит отказ от прошлого. Как это случилось с героем Гоши Куценко, пропавшим из Тамбова в Москве и отказавшимся от своей семьи ради новой жизни.
Не сказать, что выбранная создателями история идеальна. В ней присутствует множество сюжетных кочек, о которые спотыкаешься. Видимо, сюжет не был той гранью фильма, которую создатели хотели отшлифовать. Первенство по значимости ингредиентов занимает психологизм. Так, о многом в фильме не говорится – это просто надо почувствовать и, может быть, пустить слезу. В этом проявляется какая-то особая режиссерская эстетика молчания. Зритель должен сам представить, какая стихия бушует в душе разбитого отца-дон-кихота. Из множества хитросплетенных моментов и обрывков фраз возникает абсолютно иной образ «безобразной» дочери Лены. И это тоже надо почувствовать зрителю. Рассказы Лены о том, какой она нравилась отцу, за что он ее хвалил, объясняют то, какой она стала. Еще из этих рассказов становится понятным, как она страдала из-за отцовского исчезновения и заменяла его для своей младшей сестры. Таким же образом раскрываются все остальные персонажи. Кульминационным моментом просмотра снова оказывается психологический аспект, когда внешняя привлекательность Ольги «вступает в схватку» с душевной красотой одной разбитой семьи.
В фильме нет отрицательных персонажей, как нет и положительных героев. У каждого из них своя правда, и зрителю лишь стоит кому-то из них поверить.
Не думала, что этот фильм произведет на меня хоть какое-то впечатление, но…
Вроде ничего особенного, история знакома… сложная жизненная ситуация толкает двух сестер (Лену и Кристину) на не вполне обдуманный поступок Им кажется, что они поступают правильно, но разве могли они все просчитать и узнать к чему приведут их действия…
Чего они хотели?
Ну, уж точно не денег… скорее им хотелось заставить отца задуматься, на своей шкуре прочувствовать боль. Похищение — это своеобразный способ обратить внимание… внимание на себя и на свои проблемы.
Что ими двигало?
Здесь всего понемногу. Зависть, злость, обида…для всего этого у них были причины. Жизнь была не из легких и смерть матери становиться последней каплей, переполняющей чашу терпения.
В конце можно было представить все что угодно, но только не это… как то больше хотелось другой развязки для столь ложной ситуации и, если честно, я не до конца понимаю, почему фильм завершился именно так… вопросов осталось больше чем ответов (к сожалению).
Для всех кто будет смотреть:Возможно, фильм не оправдает Ваших ожиданий, а может наоборот, приятно удивит (как меня). Он наполнен смыслом, заставляет задуматься и сюжет у картины вполне жизненный… чего только не бывает в наше время. Чтобы понять нравится или не нравится, обязательно надо смотреть, не возможно по рассказам других составить свое впечатление. Возможно, Вы лучше поймете смысл данной картины и сможете найти другое объяснение тем или иным поступкам героев.
Две сестры после смерти матери решаются найти в Москве своего успешного и богатого отца. Девочкам не повезло, вся любовь их папы досталось другой семье, как и деньги, которые бы смогли помочь их матери в борьбе со страшной болезнью - раком... Оточенными мазками Сторожева начинает рисовать свой фильм, красивые ракурсы, интересные диалоги, прекрасные актеры, но весь запал теряется, а финал, вообще, конкретно перечеркивает все.
Любовь или деньги? Вот в чем вопрос.
Сторожева пытается разрешить всего одно уравнение: там одно неизвестное, но множество побочных операций. И что странное, она путается, икс, конечно, найден, но ответ-то получился неправильным. Стоило режиссеру сделать проверку, прежде чем сдавать свою новую картину на суд зрителю. Да, главный минус этой картины, это сценарий, который накручивает многое, но в итоге большинство нитей оставляет провисать в воздухе.
Про сестер все ясно, у них горе, но в их шагах нет единого мотива. Сначала девочки хотят денег, потом раскаиваются и понимают, что хотят только любви. Любви от отца, который их бросил, который косвенно был виноват в смерти матери? Истина лежит в месте? Но не смотря, на то, что они запугивают дочь отца от другого брака, убивать её они не собираются. И что остается? Гормоны на гормонах...
Таким образом, если не копаться в глубинах фильма, то вам все понравится, но за всей красотой, что проделала Вера, стоит голяк в плане сюжетных линий. Просто, идя на фильм, ждешь жесткою драму, а получаешь мыльную оперу, которой заполнены сейчас чуть ли не все каналы. Обидно, но факт остается фактом.
Внимательнее надо быть к людям, может и о Вас кто-то позаботится
Можно ли пройти путь длинною в жизнь и не наследить? Персонаж Гоши Куценко, которого он сыграл в фильме 'Компенсация', показал что нет. Он успешный мужчина средних лет с успешной карьерой, дорогой машиной и красивой двухуровневой квартирой в центре Москвы. Обладатель красавицы жены и любящий папа маленькой дочурки. Но это теперь, а раньше он жил совсем другой жизнью.
Молодой мужчина, проживающий далеко за МКАД, со средним достатком, который перегонял автомобили, жил счастливо с любимой женой, растил двух дочерей. А потом, в один прекрасный момент, просто не вернулся к своей семье. По крайней мере, эту историю помнят его дочери, которые после смерти матери решают навестить папу, увидев его на обложке глянцевого журнала.
Встретившись на улице города Москвы, нерадивый папа не узнает дочерей, проходит мимо, обронив циничную фразу:
– Внимательнее надо быть к людям, может и о Вас кто-то позаботится (с)
Боевая старшая дочь, услышав в той фразе вызов, решает доказать отцу, что невнимателен как раз он и выбирает для этого странный способ: похищение младшей и от чего-то самой любимой дочурки в обмен на компенсацию.
В этот момент начинает закручиваться сюжет, вспомнит ли он старших дочерей, пойдет ли на уступки и вернет ли себе свою чистую, не запятнанную репутацию.
Самообладания у героя Гоши Куценко как у бравого героя боевиков, отличное чувство юмора и невероятная, показная сдержанность. Что он за человек становится понятно при просмотре первых минут фильма, когда мужчина дает интервью:
– Что заставило Вас изменить жизнь? Вас изменила жена?
– На женщине, которая изменяет, я бы не женился… (с)
И еще интересное наблюдение, после просмотра фильма в памяти остаются имена его персонажей: жена - Оля, младшая дочь - Надя, старшая - Лена и средняя – Кристина, а вот персонаж Гоши Куценко, в памяти остался как персонаж Гоши Куценко, интересно, почему?
Крутой бизнесмен, брошенные когда-то дети, слегка гуляющая жена-красотка и музыка Моцарта в решающей роли - задумка оригинальная, возможно, но не состоявшаяся. Новый фильм Веры Сторожевой - 'Компенсация' - больше похож на неудачную попытку неформатного автора сделать обычное коммерческое кино, а вовсе не на новый фильм Веры Сторожевой. Жаль. Работы этой женщины удивительно приятны и трогательны, потому что в них есть что-то очень важное, дающее надежду и отвлекающее от мирской суеты. Но если к хорошей идее добавить Куценко и Толкалину (дорогостоящие и хорошопродаваемые, но совершенно обыкновенные актеры), свести на нет главного персонажа (произведение великого композитора, от которого душа должна вывернуться наизнанку не только у героини Лены и тем более не за кадром), разбавить это все непристойными подробностями личной жизни героев - то фигня получится, среднестатистический российский ширпотреб, даже если заручиться продюсерской поддержкой Геворга Нерсисяна.
Мой личный слоган к этому фильму - цитата из него же: 'Люди делают ошибки. Это надо понимать'.
Когда я включаю телевизор и вижу рекламу какого-то совершенно нового, но уже популярного и раскрученного всеми правдами и неправдами фильма нашего производства, у меня редко возникает желание потратить своё драгоценное время на просмотр подобного кино. Современный российский кинематограф вообще обладает слабой привлекательностью, и не только для меня. Однако реклама 'Компенсации', снятой в 2010 году, почему-то сразу заинтересовала. К тому же, мои родные поспешили сообщить мне о том, что Вера Сторожева - это хоть и не лучший, но и точно не самый худший режиссёр в нашей стране. Итак, просмотр состоялся вчера вечером.
Честно говоря, по некоторым причинам я пропустила первые пятнадцать минут фильма и ещё пару кусков в середине. Но сюжет был настолько прост и понятен, что мне удалось нащупать нить повествования и без пропущенных мною отрывков. Действительно, таких историй полно, не только в кино и литературе, но и в жизни. Надо отдать должное Вере Сторожевой, которая вплела в столь обыденную сюжетную линию огромную долю психологичности (всё держалось на эмоциях, как главных героев, так и тех, что они вызывали у зрителя), качественные диалоги и открытый для обдумывания конец вместо типичного хэппи-энда. Игра актёров тоже поразила, особенно хорошо сыграли все три девочки. Надо сказать, что Гоша Куценко, которого вообще сложно назвать талантливым актёром, смотрелся на удивление органично. Только лишь Любовь Толкалина вызвала у меня некоторые сомнения.
Фильм классный. Таких драм полно, но не каждая может вызывать слёзы и заставить задуматься о том, как решать семейные конфликты. А 'Компенсация' вот смогла. Если будет больше таких фильмов, то русское кино ждёт перерождение. Хочется в это верить.