К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Фильм 'Люба' ('Я сюда больше никогда не вернусь') снят Роланом Быковым в 1990 году для проекта ЮНИСЕФ о трудных судьбах детей. Перечисленные три факта уже многое объясняют.

Ролан Быков, к тому времени уже снявший свой, пожалуй, самый резонансный фильм 'Чучело', сделал следующий шаг в направлении гиперреализма - он нашёл девочку из маргинальной семьи и показал зрителю десятиминутный концентрат маленькой жизни. Жизнь, как это обычно и бывает, отражена в детских играх, и есть в этих играх всё: и нежная любовь, и взаимная забота, и повседневное игнорирование, и оскорбления, и жестокое насилие, и страх, и боль, и секс, и смерть. Ребёнок включён в жизнь взрослых стопроцентно, он отыгрывает эту жизнь, возясь в одиночестве с куклами, и легко заметить, что основой игры становятся отнюдь не фантастические сюжеты и не воображаемые события: всё, что делает и говорит девочка, до оторопи узнаваемо.

Ролану Быкову как режиссёру интересен мир детства именно с этой стороны - с точки зрения проявленности в нём 'взрослых' проблем морали. Такой интерес можно наблюдать ещё в фильмах 'Внимание, черепаха!', 'Автомобиль, скрипка и собака Клякса' - тоже, по большому счёту, предназначенных не столько для детей, сколько для взрослых, которые должны увидеть-таки в детях проекцию самих себя, отследить собственное влияние на детский характер и судьбу.

90-е годы в российском кинематографе стали, если помните, временем отчаянных творческих поисков, далеко не всегда удачных. Надо сказать, что гиперреалистические тенденции в демонстрации остросоциальных проблем дожили и до наших дней: некоторые режиссёры, которых лишний раз не хочется упоминать, дабы не делать им ни рекламы, ни антирекламы, готовы выворачивать на экран любую физиологическую мерзость, нагнетать под предлогом «привлечения внимания» самые гнусные подробности, буквально ногами стоять на слёзных железах зрителя, выдавливая капли заветной влаги. Ролан Быков был в числе пионеров этого движения, но надо отдать ему должное, всё-таки искал (да, не всегда, повторю, удачно – на мой субъективный взгляд) для достижения своих целей художественные пути. То, что фильм «Люба» воспринимается как запредельно громкий режиссёрский крик, обусловлено форматом картины.

История ленты сложна: снятая в непростой период, она попала в продюсерскую мясорубку, из-за чего до российского зрителя не дошла. Режиссёру даже не была предоставлена так называемая «нулевая копия», по которой, если верить супруге Быкова и исполнительнице одной из ролей Елене Санаевой, можно было судить о скрупулёзной до гениальности работе оператора Георгия Рерберга.

Что же касается Нины Гончаровой - девочки, исполнившей главную роль, - то режиссёр, взяв для съёмок ребёнка, с трудом способного заучить фразу длиной более четырёх слов, довёл свой замысел до конца, и юная актриса сама озвучивала героиню, несмотря на то, что это потребовало немало времени и дополнительных усилий. Нина не связала свою жизнь с кинематографом. После окончания съёмок она попала в детский дом, окончила полиграфический колледж, неудачно вышла замуж в родном Ташкенте, воспитывала одна двоих детей, нигде не работала. Насколько мне известно, журналисты последний раз интересовались судьбой Нины в 2010 году, поэтому о том, как она живёт сейчас, широкая публика не имеет сведений.

В интервью журналисту газеты «Известия» Нина говорила, что фильм «обязательно надо показывать», так как он «затрагивает сердца людей». Причём сама она испытывает стеснение и даже стыд, когда кто-нибудь узнаёт об этом её актёрском опыте. Не знаю кого как, но меня при просмотре фильма охватывали те же чувства - одновременно жалости и стыдливой неловкости, как будто режиссёр заставил меня подсмотреть неприглядную изнанку чужой жизни, на которую мы обычно стараемся не обращать внимания.

27 августа 2022 | 12:10
  • тип рецензии:

1. На счёт «матери». Я не знаю её жизненный путь и не могу осуждать её саму. Люди часто пытаются переложить ответственность на окружающих — как «мать» на «дочь» в данном случае. А алкоголь лишь усугубил.

2. На счёт «дочери». Она проецирует. Для неё это реальная жизнь. Если смотреть внимательно, то «дочь» придя в свой «домик» сначала была максимально ласковой и проявляла любовь. Есть два варианта — она это видела извне и второй её «мать» поступала точно так же. Если вариант два, то ближе к 100% причина в алкоголе. «Мать» приходит трезвой с работы, а потом напивается и превращается... далее по сюжету.

3. Порыв «дочери» удался, т. к. в она стояла рядом с обрывом в минуту нахлынувшей «бури» эмоций. Не было бы обрыва и этого мгновения, то скорее всего она бы вернулась домой к «маме».

Мне жаль в данной ситуации и «дочь» и «мать». Рядом с ними не было человека более сильного духом, чтобы «вытащить» их из этой бездны. Бывает эту роль берут на себя родители (бабушка и дедушка). Я не оправдываю «мать». Ни в коем случае. Точнее я не оправдываю её деяния показанные в фильме.

17 января 2021 | 20:01
  • тип рецензии:

Звездный состав: оператор Рерберг, режиссер - Быков. Можно конечно много и долго ругать эту короткометражку, есть к ней с эстетической точки зрения претензии конечно, но если учесть, что фильм, скорее всего, идет как социальная реклама, да и снимался, скорее в сжатые сроки и за небольшие деньги, то можно отнестись к нему снисходительней.

Для меня очень странно выглядела сцена 'вознесения'. Очень наивно и даже, с высоты нашего времени, пошловато что-ли, но вспомним, что фильм снят в 1990 году, после 70-ти лет идеологического атеизма. В то время со всех экранов неслось различное мракобесие, и тогда отнесение к каким-то религиозным мотивам ассоциировалось с духовностью. Вот, я думаю, поэтому так и сделали. Постановка 'вознесения' сделана, конечно, неуклюже, но метафорические кадры, сопровождающие его, смягчают этот эффект.

Еще немного натянуто выглядело все в начале (когда истерит мать). На заднем фоне мы слышим крики девочки. Оба крика сливаются в голосовую какофонию, и возникает ощущение даже, что это девочка сама виновата, что мать так себя ведет.

Но зато все остальное сделано так, что позволяет нам отнести эту короткометражку к шедеврам.

Авторы избежали излишнего натурализма и показали ужасы детской жизни остраненно - отобразили их через детские игры. Но впечатления от этих игр не менее ужасные, чем от натуралистических подробностей жизни. Музыка из 'Сказки странствий' придает эмоциональности сюжету.

Актрису подобрали отлично (я о девочке). На мой взгляд так и нужно подбирать актеров. Это не профессиональная актриса, а ребенок с похожей судьбой и типажом (отчего все очень правдиво и жутко получилось).

Мастерство оператора добавляет свои находки. Интересна сцена, где девочка оборачивается на эхо голоса матери на высоком берегу реки (в начале), помните этот резкий, немного угловатый наезд? А ведь это самое начало девяностых! Про Догму 95 Ларс и не заикался еще!

В общем и целом получился очень сильный фильм, хоть и пафосный.

8 из 10

28 сентября 2017 | 20:51
  • тип рецензии:

Не помню когда, но до того, как увидеть на ютубе, я эту... ну я даже не знаю как назвать, что это такое... видел по телевизору на каком-то дециметровом канале. Не понял, чего это девочка бьёт свои игрушки, она что, псих больная? И только сегодня узнал, что снял эту дрянь никто иной как великий Ролан Быков.

Но посмотрев на год выпуска, я в общем-то не удивился. В те годы не было таких режиссёров, кто не отметился чем-то остросоциальным, животрепещущим. Когда по телевизору показывали благо, добро, и вдруг неожиданно разрешили показывать и такое.

На что автор рассчитывал? Что все прям ужаснутся? Ах ты Господи, бедная девочка, которую затюкала мать-алкоголичка, сама такая же маленькая хабалка, которая ничего другого не знает, смотрите, смотрите, как она падает с обрыва! И рыдайте! Да погромче!

У меня один вопрос - какое имеет право на существование эта гнусь? Представляете, если это дети увидят? Как девочка летит вниз, бьётся о скалы! Что? Это для взрослых? Чтобы посмотрели и ужаснулись?! И не делали так, как эта пьяная мамаша? Да всех, кто эту гадость смотрел, вытошнило!

У великого Ролана Быкова есть другие гениальные фильмы, про детей и о детях, и комедии, и драмы. Зачем было сделано ЭТО?! Ролан Антонович, видимо, хотел как все, быть модным, да только одним идёт, а другим нет. Именно тот случай.

Заказ ЮНЕСКО. Именно тот случай, когда заказуха оказывается крайне бездарной.

18 июня 2017 | 03:30
  • тип рецензии:

Разумеется, проще родить очередной трэш (тем более, что время самое подходящее - 1990 год), сыграть на низменных чувствах зрителя, испугать особо впечатлительных, показав, мол, вона как бывает в жизни - родители-маргиналы детей тиранят. Ну хорошо, а делать с этим что будем? Видимо, будем продолжать плодить бессмысленный шок-контент (наподобие 'Волчка'), не несущий в себе ни художественного, ни иного посыла. Чем попытаться вывести какую-то мораль, лучше еще разок вывесим во всю длину это грязное бельишко.

Даже не знаю, что расстраивает меня больше - сама короткометражка или тот факт, что ее снял талантливейший Ролан Быков.

23 июля 2016 | 03:49
  • тип рецензии:

Отчаяние и безысходность, это первые слова, которые пришли мне в голову при просмотре данного фильма. Отчаявшийся маленький человек, преданный самым родным и близким человеком, мамой. Мамой, которая должна оберегать, а не осыпать проклятиями в пьяном угаре, мамой, которая должна быть эталоном женственности и доброты, мамой...

Мать для ребенка, это весь его мир, а у маленькой Любы нет этого мира, у нее есть только скромный уголок в лесу, где её преданно ждут старые зашарпанные игрушки, именно к ним она прибегает, как маленький загнанный зверек, спасаясь от пьяных выходок обезумевший матери.

Быков снял свой фильм вне времени, такие матери и такие Любы были и в девяностые и в двухтысячные и сколько их будет еще...

Для кого Ролан Антонович снял этот наполненный музыкой Шнитке, разрывающий душу, десятиминутный шедевр? Уж, не для тех ли пьянчужек, что орут по ночам под окнами и дерутся со своими вторыми половинками за последний глоток водки? А может для тех женщин со 'стеклянными' глазами, которые за дозу готовы продать своего ребенка первому встречному? Нет, он снял этот фильм для нас с вами. Для нас вечно бегущих на работу и с работы, для нас, по выходным ездящих копать картошку на даче, для нас детально продумывающих предстоящий отпуск, для нас вечно занятых всем и не чем. Для того чтобы мы видя маленького, беззащитного, затравленного человечка, уж если не обогрели и пригласили домой, то хотя бы покормили и не пожалели сказать доброе слово, быть может, став для кого-то тем самым 'уголком в лесу', быть может, подарив кому-то, надежду и веру, что все еще будет хорошо. Быть может... Но Любе неоткуда было черпать веру и надежду в будущее, а там где умирает Вера и Надежда, умирает и Любовь...

10 из 10

06 июля 2016 | 23:21
  • тип рецензии:

Я давно слышала об этом фильме, да все никак не решалась его посмотреть. Не помню уже, какие отговорки я себе придумывала, а просмотр все затягивался на неопределенное время. И вот, в один прекрасный день, придя с работы, я открыла старые закладки и решилась нажать на кнопку 'PLAY'.

Все. С этого момента можно считать, что меня не стало. Меня в прямом смысле размазало об стенку, мне было дурно смотреть эту короткометражку, и понимать, что это все - правда. Самая настоящая правда, жестокая, пугающая, страшная.

Я не думала, что буду плакать над этой картиной. Я, надо признать, плачу настолько редко, что слезные каналы в моих глазах уже давно могли бы высохнуть и рассыпаться. Но на этот раз в моей душе будто прорвало плотину. Я крепилась, крепилась до последнего, но этот яркий душераздирающий крик 'Я больше сюда никогда не вернусь!' - он-то и стал спусковым крючком.

Я помню, что плакала долго. Нина сыграла эту роль настолько реалистично, настолько правдоподобно, что не могла не задеть особые струны в моей душе. Я смотрела фильм в напряжении, а под конец не выдержала.

Мне ужасно жаль, что такие ситуации - не вымысел. Очень многие дети страдают от того же, от чего пострадала и сама Нина в детстве. Это глобальная проблема, и Ролан Быков смог показать ее во всей 'красе'. И я считаю, что эту короткометражку должен посмотреть каждый уважающий себя человек, чтобы понимать, что дети - это не просто игрушка, которую можно время от времени выпотрошить и выбросить, а потом заново собрать и сшить.

10 из 10

12 июня 2016 | 17:02
  • тип рецензии:

Просмотрев фильм Ролана Быкова «Я сюда больше никогда не вернусь!», у меня остались самые негативные впечатления от этого произведения. В первую очередь мне очень жалко девочку, которая сыграла эту роль. Побродив в интернете, я узнал, что она воспитывалась в детдоме. Понятное дело, что жить там трудно. Я вот одного понять не могу, ведь это живой маленький человек, зачем ей переживать повторно такое? Ведь это психологическая травма на всю жизнь! Конечный вариант, наверное, ЮНЕСКО удовлетворил, раз это оказалось достоянием общественности.

Я никогда не уважал, можно сказать ненавидел, таких родителей, которые вымещают собственную ущербность и низменность на собственных детях. Но в тоже время мне их было жалко. Несчастные люди становятся родителями и производят на свет новых несчастных. Они не могут быть счастливы, они просто не знают, как это быть счастливым. А дети повторяют модель поведения, усвоенную с младенчества.

В момент, когда девочка начала топить мишку, я подумал, что девочка своими глазами видела, как мать убивала её родного брата. Было очень больно на это смотреть, особенно, когда Люба начала «оживлять» мишку, набивая его песком. Наверное, мать в это время сидела и причитала около мёртвого ребёнка.

Когда девочка убежала из дома от кричащей матери и остановилась около несущегося поезда, у меня сердце сжалось, я думал, она бросится под поезд. Не очень люблю наблюдать последствия аварий или несчастных случаев.

Девочка убежала в лес и начала играть с уже припрятанными там игрушками. Видимо уже не первый раз она скрывается лесу. По фильму заметно, что поляну, где Люба играет, она убирает. Там лежит в укромном месте веник, игрушки, к тому же речка рядом. Лес для неё это дом. Здание, где она живёт с матерью - это просто место для еды и сна, хотя спит она, возможно, из-за буйства матери иногда в лесу.

В лесу девочка ведёт себя, как её мама. Она так же разговаривает, ругается, злится, рыдает. Не знаю, что сейчас с её родными детьми, надеюсь, конечно, на лучшее…

Вот написали мы свои впечатления от фильма, восхитились или нет работой Быкова, посочувствовали девочке, некоторые поплакали. И всё, забыли. Возможно, кто-нибудь подумает о решении этой проблемы. Но я уверен, что никто ничего не будет делать. Всё как было, так и останется. Да и что можно сделать, один против большого количества людей, которые думают, что им хорошо и ладно, что их никогда это не коснётся, не попрёшь.

Покончив жизнь прыжком в бездну, девочка облегчила жизнь в первую очередь себе. Она избавилась от каждодневных издевательств и побоев. Мать я думаю, будет не очень переживать по этому поводу, она найдёт успокоение в очередной бутылке водки. И через несколько дней даже и не вспомнит, что у неё была дочь.

Подводя итог, хочется сказать, что страшны не ужастики с ожившими трупами, страшны такие вот фильмы. Страшны тем, что они отражают реальное. Реальное, которое очень трудно изменить. А в наше время изменить просто невозможно.

8 из 10

07 февраля 2016 | 18:33
  • тип рецензии:

Так бывает. Пересмотрев практически всю фильмографию фон Триера и Балабанова, смело пропустив через себя антиэстетику 'Зеленого слоника', найдя что-то примечательное в кровожадных ужасах 'Человеческой многоножки' и 'Сербского фильма', думаешь, что знаешь о киночернухе абсолютно всё и чувствуешь себя в ней, как рыба в воде. А потом случайно натыкаешься на 10-минутную короткометражку, которая кладет тебя на лопатки. Сходу, навзничь. До дрожи и тремора, почти до истерики.

И создал этот натуралистичный в своей абсолютности бытовой кошмар не какой-нибудь больной маргинал из Скандинавии или Японии, вовсе нет. Прославленный отечественный актер Ролан Быков в 1990 году снял по своему же сценарию нечто такое, что не может ассоциироваться с понятием советского кино даже отдаленно. Вывернутый кишками наружу ужас неблагополучной семьи. Восклицательное испражнение всего самого гадкого, извращенного и губительного, на что только способно больное, заспиртованное литрами дешевой водки разрушенное сознание неудавшейся матери, отраженное растресканным кривым зеркалом детского восприятия.

Фильм-крик, фильм-агония, в котором главными героями становятся маленькая девочка и ее игрушки, вынужденные играть в похабные игры про разврат, насилие, разруху и личностный коллапс. Хрупкая, еще не сформировавшаяся, но уже разбитая на осколки личность маленького человечка, способного лишь копировать грехи и пороки старшего поколения, падает в грязную жижу вместе с набивкой выпотрошенного в порыве озлобленного отчаяния плюшевого медведя. Потрепанная кукла лихорадочно пытается закрыть глаза, чтобы больше не видеть, не помнить и никогда не возвращаться.

А возвращаться куда? Мишку не возьмут в школу, Мишка не станет генералом, Мишка похоронен. Остальные безжизненно сидят, склонившись у импровизированной могилки с крестом из прутьев. Пьяный зов матери звучит из ниоткуда, заглушаемый гудком тепловоза. Куда бежать, Люба? Люба... Любовь. Любовь - это жизнь. А тут уже всё умерло.

10 из 10

15 мая 2015 | 21:47
  • тип рецензии:

Несмотря на маленький хронометраж, за какие-то 10 минут режиссер вывернул наизнанку всю ту душевную боль, ненависть, одиночество, каплю детского тепла вкупе со злостью и обидой на жестокую мать, показал жизнь такой, какая она есть, без глянцевой обертки, как принято снимать подобные фильмы сейчас( исключение, пожалуй, 'Волчок').

Из-за пьянок и побоев матери, Люба вынуждена прибегать к эскапизму, где с постепенно нарастающим психологическим напряжением, проецирует материнское обращение с ней на свои игрушки.

Как бы родная мать не относилась к ребенку, в сердце его всегда горит огонек надежды на ее исправление, поскольку дите инстинктивно тянется к матери, нуждается только в ее любви, она опора и защита. Весь окружающий ребенка мир -- это часть мамы. С потерей материнской фигуры разрушается мир ребенка. Издревле считается, что мать должна любить собственное дитя по определению, что по-другому и быть не может, то есть женщины изначально воспринимают это, как обязанность и аксиому, но, как показывают исследования в данной области, зачастую все совсем иначе. Люди не любят свои долги и обязанности. Мать Любы вряд ли понимала, что из себя представляет элементарная ответственность за своего ребенка. Вернее, она вообще не принимала Любу за свою дочь. Скорее, за тявкающего и мешающего под ногами щенка, которого можно пнуть без зазрения совести.

К сожалению, в России проблема недоразвитых мамашек очень актуальна. Это общественная катастрофа, связанная с мозговой и душевной патологией. Я считаю, что подобных убогих просто необходимо стерилизовать или расстреливать. Человеку дан разум, чтобы он думал, а он все делает наоборот. Нужно понимать, что ребенок, в первую очередь -- огромная ответственность, которая лежит лишь на женщине и только на ней. Дите -- зеркало матери. То, из чего она должна слепить полноценную личность, одарить любовью и обеспечить существование, ребенок не должен знать нужды ни в чем. В противном случае -- ребенка быть не должно. Некоторые недомамки, плодящие детей аки фабричные игрушки, сами нуждаются в воспитании и обеспечении. Это весьма печальное зрелище. Особенно, частое явление в провинциях, где каждый второй пребывает в извечном запое по причине своей лени вперемешку с жалобами на поганую жизнь, а маленькое создание принадлежит самому себе и улице. Это еще в лучшем случае, а то и подвергается насилию как физическому, так и психологическому, что в будущем обязательно даст о себе знать.

В столь нежном возрасте( 6 лет) дети импульсивны, спонтанны и поступают по текущей ситуации -- что чувствуют, то и делают. Личность ребенка очень легко ломается, а вот починке уже не подлежит. Может, это прозвучит цинично, но финал фильма логичен. Лучше смерть, чем такая жизнь. Всем известно, что 'цветок жизни' получающий в детстве отменную порцию родительского презрения, впоследствии не будет от них отличаться и проекции его отразятся на будущих детях.

Человек, униженный психологически( что нередко проявляется в виде психических расстройств), неосознанно замыкается в саду собственного ада, где выращивает и поливает цветы своей боли. Быть счастливыми способны лишь благополучно развивающиеся дети, нежный мир и иллюзии которых не переехал грузовик жизни своими грязными и смачными колесами.

Настоящая и всегда свежая пища для размышления будущим матерям. Была бы способность размышлять...

18 ноября 2014 | 14:47
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: