К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Так бывает. Пересмотрев практически всю фильмографию фон Триера и Балабанова, смело пропустив через себя антиэстетику 'Зеленого слоника', найдя что-то примечательное в кровожадных ужасах 'Человеческой многоножки' и 'Сербского фильма', думаешь, что знаешь о киночернухе абсолютно всё и чувствуешь себя в ней, как рыба в воде. А потом случайно натыкаешься на 10-минутную короткометражку, которая кладет тебя на лопатки. Сходу, навзничь. До дрожи и тремора, почти до истерики.

И создал этот натуралистичный в своей абсолютности бытовой кошмар не какой-нибудь больной маргинал из Скандинавии или Японии, вовсе нет. Прославленный отечественный актер Ролан Быков в 1990 году снял по своему же сценарию нечто такое, что не может ассоциироваться с понятием советского кино даже отдаленно. Вывернутый кишками наружу ужас неблагополучной семьи. Восклицательное испражнение всего самого гадкого, извращенного и губительного, на что только способно больное, заспиртованное литрами дешевой водки разрушенное сознание неудавшейся матери, отраженное растресканным кривым зеркалом детского восприятия.

Фильм-крик, фильм-агония, в котором главными героями становятся маленькая девочка и ее игрушки, вынужденные играть в похабные игры про разврат, насилие, разруху и личностный коллапс. Хрупкая, еще не сформировавшаяся, но уже разбитая на осколки личность маленького человечка, способного лишь копировать грехи и пороки старшего поколения, падает в грязную жижу вместе с набивкой выпотрошенного в порыве озлобленного отчаяния плюшевого медведя. Потрепанная кукла лихорадочно пытается закрыть глаза, чтобы больше не видеть, не помнить и никогда не возвращаться.

А возвращаться куда? Мишку не возьмут в школу, Мишка не станет генералом, Мишка похоронен. Остальные безжизненно сидят, склонившись у импровизированной могилки с крестом из прутьев. Пьяный зов матери звучит из ниоткуда, заглушаемый гудком тепловоза. Куда бежать, Люба? Люба... Любовь. Любовь - это жизнь. А тут уже всё умерло.

10 из 10

15 мая 2015 | 21:47
  • тип рецензии:

Режиссер Ролан Быков не побоялся снять десять минут жестокого зрелища под названием 'Я сюда больше никогда не вернусь'. В фильме 'Внимание, черепаха!' можно увидеть надежду в лице орущего Фунтика с криком 'Там черепаха!!!', в 'Чучеле' луч света в темном царстве еще тоньше, то в короткометражке 'Я сюда больше никогда не вернусь' вообще нет никакой надежды, кроме как, может быть, на Бога.

Нам показывают пьющую мать, избивающую свою родную дочь, которая ничего плохого ей не сделала. Миру все равно на них и на их страдания. Девочка убегает из дома к своему тайнику, где прячет свои игрушки. Ее игра с игрушками есть воспроизведение ее реальной жизни. Она бьет их по лицу, орет на них, используя нецензурную лексику, изображает половой акт… Сопровождается это музыкой из моей любимейшей 'Сказки странствий', за что Быкову большое спасибо.

Правда ли то, что показали в этой картине? Моя личная вера состоит в том, что мы живем в эпоху, которая куда страшнее. А такие короткометражки не порождают новые глобальные проблемы человечества, они бросают им вызов. Если, конечно, сделаны так, чтобы возмутить зрителя. Нередко они снимаются так, что у зрителя возникает желание скорее подражать происходящему на экране. Но тут зрителю может реально стать стыдно. А это есть плюс.

Каждому родителю, теряющему контроль над собой в отношении своих детей, стоит посмотреть эту короткометражку, потому что это возможность посмотреть на себя со стороны. Советую каждому.

12 февраля 2012 | 23:06
  • тип рецензии:

Ослепляет на некоторое время. Скульптор сознания. На протяжении 10 минут усердно и мастерски отсекает все 'наросты'. После - остается кристально чистый разум, как идеальная скульптура, от которого чудодейственным образом отсечены все 'неправильные мысли'. Лишь квинтэссенция дороты, добродетели и веры.

Лента уже в начале раскалена до предела. И сразу же ставит тебя на дыбы, потому что совершенно безжалостно и неожиданно выбрасывает в нечеловеческое, противное всему естеству недопустимое детское горе. Землянички - переломный кадр. Это слишком наивно, непринужденно, просто, весело и подаобающе обычному детству, что до судорог и дрожи в руках несоответствует предыдущим душным, чуть ли не спирторазящим, грязным кадрам. Несмотря на то, что девочка уже осталась одна, абстрактное повествование ее жизни продолжается, но она сама выступает в роли матери, матери своих игрушек. То, что она говорит вводит в какой-то транс, от этого невозможно оторваться. Детский, трогательный голос, произносящий то и дело грязные ругательства, совсем не характерные для существа, от которого подсознательно ожидаешь чистоты и неиспорченности. Они были сказаны ребенку человеком, призванным учить : любви, ласке, жизни, а не убивать желание существовать.

Девочка жила в двух мирах - мир, созданный её матерью и мир, созданный ей самой. Несмотря на то, что один был реальный, а другой - вымышленный, она глубоко чувствовала их оба, а наверняка второй - больше, ведь он был для неё спасением, способом ухода от реальности. И когда трагедия одного мира (убитый ребенок - мишка)наложилась на трагедию другого (хаотически повторяющиеся пьяные ругательства) прозвучала дикая фраза - Я больше сюда никогда не вернусь.

02 февраля 2010 | 04:07
  • тип рецензии:

Не помню когда, но до того, как увидеть на ютубе, я эту... ну я даже не знаю как назвать, что это такое... видел по телевизору на каком-то дециметровом канале. Не понял, чего это девочка бьёт свои игрушки, она что, псих больная? И только сегодня узнал, что снял эту дрянь никто иной как великий Ролан Быков.

Но посмотрев на год выпуска, я в общем-то не удивился. В те годы не было таких режиссёров, кто не отметился чем-то остросоциальным, животрепещущим. Когда по телевизору показывали благо, добро, и вдруг неожиданно разрешили показывать и такое.

На что автор рассчитывал? Что все прям ужаснутся? Ах ты Господи, бедная девочка, которую затюкала мать-алкоголичка, сама такая же маленькая хабалка, которая ничего другого не знает, смотрите, смотрите, как она падает с обрыва! И рыдайте! Да погромче!

У меня один вопрос - какое имеет право на существование эта гнусь? Представляете, если это дети увидят? Как девочка летит вниз, бьётся о скалы! Что? Это для взрослых? Чтобы посмотрели и ужаснулись?! И не делали так, как эта пьяная мамаша? Да всех, кто эту гадость смотрел, вытошнило!

У великого Ролана Быкова есть другие гениальные фильмы, про детей и о детях, и комедии, и драмы. Зачем было сделано ЭТО?! Ролан Антонович, видимо, хотел как все, быть модным, да только одним идёт, а другим нет. Именно тот случай.

Заказ ЮНЕСКО. Именно тот случай, когда заказуха оказывается крайне бездарной.

18 июня 2017 | 03:30
  • тип рецензии:

Этот фильм выворачивает душу наизнанку. Трагедия ребенка - это нож в сердце. Эти глаза девочки, столько в них отчаяния и безысходности! Маленькое затравленное беззащитное существо! Мама для ребенка - это нечто священное и чистое. Любая мать в глазах ребенка Бог. И когда она отворачивается от чада, весь мир становиться чужим, враждебным... и не нужным.

Мать не просто убила бедную Любу, она делала это медленно и изощрено. Изо дня в день она твердила ей о никчемности, унижала, оскорбляла. Такая женщина недостойна называться матерью.

И вот Люба бежит и поезд перекрывает ей дорогу, назад нельзя. Бедное дитя зажали с двух сторон, загнали в ловушку. 'Я больше сюда никогда не вернусь!' - это крик израненной души, который адресован всем нам. Нам! Люба не одна такая. Мы ведь почти каждый день видим таких как она. Просто предпочитаем не замечать и не вмешиваться. Равнодушие - один из самых страшных грехов. И Ролан Быков демонстрирует нам его страшные необратимые последствия...

Эту картину невозможно оценить. Любите детей, не важно своих или чужих. Не стойте в стороне, когда им нужна помощь. Взрослых не должны оставлять равнодушными слезы ребенка...

21 июня 2010 | 04:20
  • тип рецензии:

Отличный короткометражный фильм, драма шестилетней девочки заключается в том, что она рано поняла жестокость этого мира, тем более ужасает, что через свою мать...Но финальная сцена предназначена не для того, чтобы мы закрыв глаза говорили как это ужасно, а для того чтобы поняли что все закончилось хорошо, намного ужасней было бы, если бы она этого не сделала...
Социальный подтекст здесь имеет место быть, но стоит далеко не первым.

Хорошая режессура Ролана Быкова и превосходная работа оператора Георгия Рерберга.

18 июля 2009 | 06:25
  • тип рецензии:

Мне было больно смотреть. А потом страшно. А потом снова больно. Хотя ведь, в сущности, кто-то скажет - обыкновенная российская 'чернуха'. Даже где-то банальная и такая узнаваемая. Но это вам не какой-нибудь 'Зелёный слоник', где кроме отвращения ничего не испытываешь. Здесь именно боль и страх...

Возможно ли вложить эти два компонента в одно десятиминутное действо? Да. Что и доказал великий Ролан Быков. Нужно ли это смотреть? Каждый решит сам, но в погоне за сильными впечатлениями даже не думайте пропускать. Ни один триллер-ужастик-боевик по силе своей не сравнится всего лишь с этими какими-то десятью минутами. Нигде больше не увидеть столько насыщенной страданием краткости, где немного обрывисто, но с творческим душевным накалом разворачивается убийственная по своей несправедливости история.

Вы вообще видели ребёнка, падающего со скалы?

О да, можно заявлять, что бывают ситуации и похлеще с детьми алкоголиков. Однако не нужно. Короткометражка создана вовсе не для того, чтобы восполнить коэффициент зла на земле или наглядно продемонстрировать воздействие пьянства родителей на малолетнее поколение. И всё же она имеет место быть. Просто чтобы мы не забывали. Оставались людьми. Особенно по отношению к своим детям...

'Я... больше... сюда... никогда... не... вернусь...'

Не возвращайся, не смей, детка.

9 из 10

05 мая 2012 | 04:04
  • тип рецензии:

Фильм 'Люба' ('Я сюда больше никогда не вернусь') снят Роланом Быковым в 1990 году для проекта ЮНИСЕФ о трудных судьбах детей. Перечисленные три факта уже многое объясняют.

Ролан Быков, к тому времени уже снявший свой, пожалуй, самый резонансный фильм 'Чучело', сделал следующий шаг в направлении гиперреализма - он нашёл девочку из маргинальной семьи и показал зрителю десятиминутный концентрат маленькой жизни. Жизнь, как это обычно и бывает, отражена в детских играх, и есть в этих играх всё: и нежная любовь, и взаимная забота, и повседневное игнорирование, и оскорбления, и жестокое насилие, и страх, и боль, и секс, и смерть. Ребёнок включён в жизнь взрослых стопроцентно, он отыгрывает эту жизнь, возясь в одиночестве с куклами, и легко заметить, что основой игры становятся отнюдь не фантастические сюжеты и не воображаемые события: всё, что делает и говорит девочка, до оторопи узнаваемо.

Ролану Быкову как режиссёру интересен мир детства именно с этой стороны - с точки зрения проявленности в нём 'взрослых' проблем морали. Такой интерес можно наблюдать ещё в фильмах 'Внимание, черепаха!', 'Автомобиль, скрипка и собака Клякса' - тоже, по большому счёту, предназначенных не столько для детей, сколько для взрослых, которые должны увидеть-таки в детях проекцию самих себя, отследить собственное влияние на детский характер и судьбу.

90-е годы в российском кинематографе стали, если помните, временем отчаянных творческих поисков, далеко не всегда удачных. Надо сказать, что гиперреалистические тенденции в демонстрации остросоциальных проблем дожили и до наших дней: некоторые режиссёры, которых лишний раз не хочется упоминать, дабы не делать им ни рекламы, ни антирекламы, готовы выворачивать на экран любую физиологическую мерзость, нагнетать под предлогом «привлечения внимания» самые гнусные подробности, буквально ногами стоять на слёзных железах зрителя, выдавливая капли заветной влаги. Ролан Быков был в числе пионеров этого движения, но надо отдать ему должное, всё-таки искал (да, не всегда, повторю, удачно – на мой субъективный взгляд) для достижения своих целей художественные пути. То, что фильм «Люба» воспринимается как запредельно громкий режиссёрский крик, обусловлено форматом картины.

История ленты сложна: снятая в непростой период, она попала в продюсерскую мясорубку, из-за чего до российского зрителя не дошла. Режиссёру даже не была предоставлена так называемая «нулевая копия», по которой, если верить супруге Быкова и исполнительнице одной из ролей Елене Санаевой, можно было судить о скрупулёзной до гениальности работе оператора Георгия Рерберга.

Что же касается Нины Гончаровой - девочки, исполнившей главную роль, - то режиссёр, взяв для съёмок ребёнка, с трудом способного заучить фразу длиной более четырёх слов, довёл свой замысел до конца, и юная актриса сама озвучивала героиню, несмотря на то, что это потребовало немало времени и дополнительных усилий. Нина не связала свою жизнь с кинематографом. После окончания съёмок она попала в детский дом, окончила полиграфический колледж, неудачно вышла замуж в родном Ташкенте, воспитывала одна двоих детей, нигде не работала. Насколько мне известно, журналисты последний раз интересовались судьбой Нины в 2010 году, поэтому о том, как она живёт сейчас, широкая публика не имеет сведений.

В интервью журналисту газеты «Известия» Нина говорила, что фильм «обязательно надо показывать», так как он «затрагивает сердца людей». Причём сама она испытывает стеснение и даже стыд, когда кто-нибудь узнаёт об этом её актёрском опыте. Не знаю кого как, но меня при просмотре фильма охватывали те же чувства - одновременно жалости и стыдливой неловкости, как будто режиссёр заставил меня подсмотреть неприглядную изнанку чужой жизни, на которую мы обычно стараемся не обращать внимания.

27 августа 2022 | 12:10
  • тип рецензии:

Несмотря на маленький хронометраж, за какие-то 10 минут режиссер вывернул наизнанку всю ту душевную боль, ненависть, одиночество, каплю детского тепла вкупе со злостью и обидой на жестокую мать, показал жизнь такой, какая она есть, без глянцевой обертки, как принято снимать подобные фильмы сейчас( исключение, пожалуй, 'Волчок').

Из-за пьянок и побоев матери, Люба вынуждена прибегать к эскапизму, где с постепенно нарастающим психологическим напряжением, проецирует материнское обращение с ней на свои игрушки.

Как бы родная мать не относилась к ребенку, в сердце его всегда горит огонек надежды на ее исправление, поскольку дите инстинктивно тянется к матери, нуждается только в ее любви, она опора и защита. Весь окружающий ребенка мир -- это часть мамы. С потерей материнской фигуры разрушается мир ребенка. Издревле считается, что мать должна любить собственное дитя по определению, что по-другому и быть не может, то есть женщины изначально воспринимают это, как обязанность и аксиому, но, как показывают исследования в данной области, зачастую все совсем иначе. Люди не любят свои долги и обязанности. Мать Любы вряд ли понимала, что из себя представляет элементарная ответственность за своего ребенка. Вернее, она вообще не принимала Любу за свою дочь. Скорее, за тявкающего и мешающего под ногами щенка, которого можно пнуть без зазрения совести.

К сожалению, в России проблема недоразвитых мамашек очень актуальна. Это общественная катастрофа, связанная с мозговой и душевной патологией. Я считаю, что подобных убогих просто необходимо стерилизовать или расстреливать. Человеку дан разум, чтобы он думал, а он все делает наоборот. Нужно понимать, что ребенок, в первую очередь -- огромная ответственность, которая лежит лишь на женщине и только на ней. Дите -- зеркало матери. То, из чего она должна слепить полноценную личность, одарить любовью и обеспечить существование, ребенок не должен знать нужды ни в чем. В противном случае -- ребенка быть не должно. Некоторые недомамки, плодящие детей аки фабричные игрушки, сами нуждаются в воспитании и обеспечении. Это весьма печальное зрелище. Особенно, частое явление в провинциях, где каждый второй пребывает в извечном запое по причине своей лени вперемешку с жалобами на поганую жизнь, а маленькое создание принадлежит самому себе и улице. Это еще в лучшем случае, а то и подвергается насилию как физическому, так и психологическому, что в будущем обязательно даст о себе знать.

В столь нежном возрасте( 6 лет) дети импульсивны, спонтанны и поступают по текущей ситуации -- что чувствуют, то и делают. Личность ребенка очень легко ломается, а вот починке уже не подлежит. Может, это прозвучит цинично, но финал фильма логичен. Лучше смерть, чем такая жизнь. Всем известно, что 'цветок жизни' получающий в детстве отменную порцию родительского презрения, впоследствии не будет от них отличаться и проекции его отразятся на будущих детях.

Человек, униженный психологически( что нередко проявляется в виде психических расстройств), неосознанно замыкается в саду собственного ада, где выращивает и поливает цветы своей боли. Быть счастливыми способны лишь благополучно развивающиеся дети, нежный мир и иллюзии которых не переехал грузовик жизни своими грязными и смачными колесами.

Настоящая и всегда свежая пища для размышления будущим матерям. Была бы способность размышлять...

18 ноября 2014 | 14:47
  • тип рецензии:

Все эти 10 минут я пребывала в состоянии сильного напряжения, с самого первого кадра. В горле застыл какой-то неприятный ком.

Не буду оригинальна, если скажу, что Р. Быков - гений, он смог показать очень многое за этот крохотный отрезок времени, в сей короткометражной (при этом бесспорно вполне полноценной) драме есть всё то, чего не хватает многим современным 2-часовым фильмам на остросоциальные темы.

Хотелось бы, чтобы 'Я сюда больше никогда не вернусь' был просто качественным чернушным арт-хаусным триллером. Но это не триллер и не арт-хаус - это самая что ни на есть жизнь, без прикрас. Сколько таких семей, таких сирот при живых родителях, как 6-летняя Люба? В России, в странах СНГ, вообще в мире (ибо я не привыкла смотреть на реалии даже самых успешных западных стран через розовые очки) ?.. Да проще пересчитать звёзды на небе.

Несмотря на жестокость и грязь окружающего мира, Люба всё равно остаётся ребёнком, который не желает верить в то, что всё так беспросветно - прямо что-то сдавливает голову железной рукой, когда сразу после избиения скотиной-матерью она бежит в небольшой лес у реки и как бы перемещается в свой мирок. С игрушками, звонко журчащим ручьём и лесной земляникой.

Кстати, Нина Гончарова, исполнительница главной роли, практически сыграла тут саму себя. Поэтому всё выглядит настолько натурально и, казалось бы, просто с актёрской игрой ничего общего не имеет. Она воспитанница ташкентского детдома, дочь алкоголиков, которые были лишены родительских прав. Так что 'Я сюда больше никогда...' можно смело назвать фильмом-биографией.

Оценка... А как можно оценить нашу жизнь? Её нужно просто принять, осознать, что такие проблемы действительно существуют, и со своей стороны пытаться как-то влиять на их решение. Как влиять? Усыновлять таких детей или строить для них элитные детдома и интернаты?.. Необязательно. Достаточно одного - не быть равнодушным и не проходить мимо, если вы видите, как кто-то издевается над заведомо слабым существом (ребёнком или животным), которое неспособно ответить хотя бы просто потому, что сильно привязано к своему мучителю - потому что это мать, отец или хозяин. Потому что вроде как он должен любить.

И ещё: не заводите детей и животных, если не уверены, что сможете их любить и заботиться.

18 марта 2010 | 01:34
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: