К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Ослепляет на некоторое время. Скульптор сознания. На протяжении 10 минут усердно и мастерски отсекает все 'наросты'. После - остается кристально чистый разум, как идеальная скульптура, от которого чудодейственным образом отсечены все 'неправильные мысли'. Лишь квинтэссенция дороты, добродетели и веры.

Лента уже в начале раскалена до предела. И сразу же ставит тебя на дыбы, потому что совершенно безжалостно и неожиданно выбрасывает в нечеловеческое, противное всему естеству недопустимое детское горе. Землянички - переломный кадр. Это слишком наивно, непринужденно, просто, весело и подаобающе обычному детству, что до судорог и дрожи в руках несоответствует предыдущим душным, чуть ли не спирторазящим, грязным кадрам. Несмотря на то, что девочка уже осталась одна, абстрактное повествование ее жизни продолжается, но она сама выступает в роли матери, матери своих игрушек. То, что она говорит вводит в какой-то транс, от этого невозможно оторваться. Детский, трогательный голос, произносящий то и дело грязные ругательства, совсем не характерные для существа, от которого подсознательно ожидаешь чистоты и неиспорченности. Они были сказаны ребенку человеком, призванным учить : любви, ласке, жизни, а не убивать желание существовать.

Девочка жила в двух мирах - мир, созданный её матерью и мир, созданный ей самой. Несмотря на то, что один был реальный, а другой - вымышленный, она глубоко чувствовала их оба, а наверняка второй - больше, ведь он был для неё спасением, способом ухода от реальности. И когда трагедия одного мира (убитый ребенок - мишка)наложилась на трагедию другого (хаотически повторяющиеся пьяные ругательства) прозвучала дикая фраза - Я больше сюда никогда не вернусь.

02 февраля 2010 | 04:07
  • тип рецензии:

Так бывает. Пересмотрев практически всю фильмографию фон Триера и Балабанова, смело пропустив через себя антиэстетику 'Зеленого слоника', найдя что-то примечательное в кровожадных ужасах 'Человеческой многоножки' и 'Сербского фильма', думаешь, что знаешь о киночернухе абсолютно всё и чувствуешь себя в ней, как рыба в воде. А потом случайно натыкаешься на 10-минутную короткометражку, которая кладет тебя на лопатки. Сходу, навзничь. До дрожи и тремора, почти до истерики.

И создал этот натуралистичный в своей абсолютности бытовой кошмар не какой-нибудь больной маргинал из Скандинавии или Японии, вовсе нет. Прославленный отечественный актер Ролан Быков в 1990 году снял по своему же сценарию нечто такое, что не может ассоциироваться с понятием советского кино даже отдаленно. Вывернутый кишками наружу ужас неблагополучной семьи. Восклицательное испражнение всего самого гадкого, извращенного и губительного, на что только способно больное, заспиртованное литрами дешевой водки разрушенное сознание неудавшейся матери, отраженное растресканным кривым зеркалом детского восприятия.

Фильм-крик, фильм-агония, в котором главными героями становятся маленькая девочка и ее игрушки, вынужденные играть в похабные игры про разврат, насилие, разруху и личностный коллапс. Хрупкая, еще не сформировавшаяся, но уже разбитая на осколки личность маленького человечка, способного лишь копировать грехи и пороки старшего поколения, падает в грязную жижу вместе с набивкой выпотрошенного в порыве озлобленного отчаяния плюшевого медведя. Потрепанная кукла лихорадочно пытается закрыть глаза, чтобы больше не видеть, не помнить и никогда не возвращаться.

А возвращаться куда? Мишку не возьмут в школу, Мишка не станет генералом, Мишка похоронен. Остальные безжизненно сидят, склонившись у импровизированной могилки с крестом из прутьев. Пьяный зов матери звучит из ниоткуда, заглушаемый гудком тепловоза. Куда бежать, Люба? Люба... Любовь. Любовь - это жизнь. А тут уже всё умерло.

10 из 10

15 мая 2015 | 21:47
  • тип рецензии:

Редкий полнометражный фильм оставит столь глубокое и тягостное впечатление от просмотра. А уж сделать подобное за 10 минут - дано не каждому мэтро. В 2005-м вышел в свет фильм 'Невидимые дети', социальный проект ЮНИСЕФ, состоящий из короткометражек, снятый состоявшимися режиссерами и посвященный крайним проблемам детей. Фильм Быкова, снятый, на 15 лет раньше, по заказу той же организации, разбивает в пух и прах всё впечатление от двухчасового просмотра проекта 2005-го года. Последний подобный шок-эффект я испытал после рассказа Вячеслава Рыбакова 'Зима', тесктом всего в 10 страниц.

'Я сюда больше никогда не вернусь' - не просто кино, а глубокий шрам нашего общества. После которого остаётся чёткий зеркальный посыл: Мы - это наши дети. И то, какое отражение мы увидим напротив себя, в наших детях, зависит только от нас...

10 баллов

25 июня 2010 | 15:11
  • тип рецензии:

Все эти 10 минут я пребывала в состоянии сильного напряжения, с самого первого кадра. В горле застыл какой-то неприятный ком.

Не буду оригинальна, если скажу, что Р. Быков - гений, он смог показать очень многое за этот крохотный отрезок времени, в сей короткометражной (при этом бесспорно вполне полноценной) драме есть всё то, чего не хватает многим современным 2-часовым фильмам на остросоциальные темы.

Хотелось бы, чтобы 'Я сюда больше никогда не вернусь' был просто качественным чернушным арт-хаусным триллером. Но это не триллер и не арт-хаус - это самая что ни на есть жизнь, без прикрас. Сколько таких семей, таких сирот при живых родителях, как 6-летняя Люба? В России, в странах СНГ, вообще в мире (ибо я не привыкла смотреть на реалии даже самых успешных западных стран через розовые очки) ?.. Да проще пересчитать звёзды на небе.

Несмотря на жестокость и грязь окружающего мира, Люба всё равно остаётся ребёнком, который не желает верить в то, что всё так беспросветно - прямо что-то сдавливает голову железной рукой, когда сразу после избиения скотиной-матерью она бежит в небольшой лес у реки и как бы перемещается в свой мирок. С игрушками, звонко журчащим ручьём и лесной земляникой.

Кстати, Нина Гончарова, исполнительница главной роли, практически сыграла тут саму себя. Поэтому всё выглядит настолько натурально и, казалось бы, просто с актёрской игрой ничего общего не имеет. Она воспитанница ташкентского детдома, дочь алкоголиков, которые были лишены родительских прав. Так что 'Я сюда больше никогда...' можно смело назвать фильмом-биографией.

Оценка... А как можно оценить нашу жизнь? Её нужно просто принять, осознать, что такие проблемы действительно существуют, и со своей стороны пытаться как-то влиять на их решение. Как влиять? Усыновлять таких детей или строить для них элитные детдома и интернаты?.. Необязательно. Достаточно одного - не быть равнодушным и не проходить мимо, если вы видите, как кто-то издевается над заведомо слабым существом (ребёнком или животным), которое неспособно ответить хотя бы просто потому, что сильно привязано к своему мучителю - потому что это мать, отец или хозяин. Потому что вроде как он должен любить.

И ещё: не заводите детей и животных, если не уверены, что сможете их любить и заботиться.

18 марта 2010 | 01:34
  • тип рецензии:

Этот фильм выворачивает душу наизнанку. Трагедия ребенка - это нож в сердце. Эти глаза девочки, столько в них отчаяния и безысходности! Маленькое затравленное беззащитное существо! Мама для ребенка - это нечто священное и чистое. Любая мать в глазах ребенка Бог. И когда она отворачивается от чада, весь мир становиться чужим, враждебным... и не нужным.

Мать не просто убила бедную Любу, она делала это медленно и изощрено. Изо дня в день она твердила ей о никчемности, унижала, оскорбляла. Такая женщина недостойна называться матерью.

И вот Люба бежит и поезд перекрывает ей дорогу, назад нельзя. Бедное дитя зажали с двух сторон, загнали в ловушку. 'Я больше сюда никогда не вернусь!' - это крик израненной души, который адресован всем нам. Нам! Люба не одна такая. Мы ведь почти каждый день видим таких как она. Просто предпочитаем не замечать и не вмешиваться. Равнодушие - один из самых страшных грехов. И Ролан Быков демонстрирует нам его страшные необратимые последствия...

Эту картину невозможно оценить. Любите детей, не важно своих или чужих. Не стойте в стороне, когда им нужна помощь. Взрослых не должны оставлять равнодушными слезы ребенка...

21 июня 2010 | 04:20
  • тип рецензии:

Режиссер Ролан Быков не побоялся снять десять минут жестокого зрелища под названием 'Я сюда больше никогда не вернусь'. В фильме 'Внимание, черепаха!' можно увидеть надежду в лице орущего Фунтика с криком 'Там черепаха!!!', в 'Чучеле' луч света в темном царстве еще тоньше, то в короткометражке 'Я сюда больше никогда не вернусь' вообще нет никакой надежды, кроме как, может быть, на Бога.

Нам показывают пьющую мать, избивающую свою родную дочь, которая ничего плохого ей не сделала. Миру все равно на них и на их страдания. Девочка убегает из дома к своему тайнику, где прячет свои игрушки. Ее игра с игрушками есть воспроизведение ее реальной жизни. Она бьет их по лицу, орет на них, используя нецензурную лексику, изображает половой акт… Сопровождается это музыкой из моей любимейшей 'Сказки странствий', за что Быкову большое спасибо.

Правда ли то, что показали в этой картине? Моя личная вера состоит в том, что мы живем в эпоху, которая куда страшнее. А такие короткометражки не порождают новые глобальные проблемы человечества, они бросают им вызов. Если, конечно, сделаны так, чтобы возмутить зрителя. Нередко они снимаются так, что у зрителя возникает желание скорее подражать происходящему на экране. Но тут зрителю может реально стать стыдно. А это есть плюс.

Каждому родителю, теряющему контроль над собой в отношении своих детей, стоит посмотреть эту короткометражку, потому что это возможность посмотреть на себя со стороны. Советую каждому.

12 февраля 2012 | 23:06
  • тип рецензии:

Я давно слышала об этом фильме, да все никак не решалась его посмотреть. Не помню уже, какие отговорки я себе придумывала, а просмотр все затягивался на неопределенное время. И вот, в один прекрасный день, придя с работы, я открыла старые закладки и решилась нажать на кнопку 'PLAY'.

Все. С этого момента можно считать, что меня не стало. Меня в прямом смысле размазало об стенку, мне было дурно смотреть эту короткометражку, и понимать, что это все - правда. Самая настоящая правда, жестокая, пугающая, страшная.

Я не думала, что буду плакать над этой картиной. Я, надо признать, плачу настолько редко, что слезные каналы в моих глазах уже давно могли бы высохнуть и рассыпаться. Но на этот раз в моей душе будто прорвало плотину. Я крепилась, крепилась до последнего, но этот яркий душераздирающий крик 'Я больше сюда никогда не вернусь!' - он-то и стал спусковым крючком.

Я помню, что плакала долго. Нина сыграла эту роль настолько реалистично, настолько правдоподобно, что не могла не задеть особые струны в моей душе. Я смотрела фильм в напряжении, а под конец не выдержала.

Мне ужасно жаль, что такие ситуации - не вымысел. Очень многие дети страдают от того же, от чего пострадала и сама Нина в детстве. Это глобальная проблема, и Ролан Быков смог показать ее во всей 'красе'. И я считаю, что эту короткометражку должен посмотреть каждый уважающий себя человек, чтобы понимать, что дети - это не просто игрушка, которую можно время от времени выпотрошить и выбросить, а потом заново собрать и сшить.

10 из 10

12 июня 2016 | 17:02
  • тип рецензии:

Мне было больно смотреть. А потом страшно. А потом снова больно. Хотя ведь, в сущности, кто-то скажет - обыкновенная российская 'чернуха'. Даже где-то банальная и такая узнаваемая. Но это вам не какой-нибудь 'Зелёный слоник', где кроме отвращения ничего не испытываешь. Здесь именно боль и страх...

Возможно ли вложить эти два компонента в одно десятиминутное действо? Да. Что и доказал великий Ролан Быков. Нужно ли это смотреть? Каждый решит сам, но в погоне за сильными впечатлениями даже не думайте пропускать. Ни один триллер-ужастик-боевик по силе своей не сравнится всего лишь с этими какими-то десятью минутами. Нигде больше не увидеть столько насыщенной страданием краткости, где немного обрывисто, но с творческим душевным накалом разворачивается убийственная по своей несправедливости история.

Вы вообще видели ребёнка, падающего со скалы?

О да, можно заявлять, что бывают ситуации и похлеще с детьми алкоголиков. Однако не нужно. Короткометражка создана вовсе не для того, чтобы восполнить коэффициент зла на земле или наглядно продемонстрировать воздействие пьянства родителей на малолетнее поколение. И всё же она имеет место быть. Просто чтобы мы не забывали. Оставались людьми. Особенно по отношению к своим детям...

'Я... больше... сюда... никогда... не... вернусь...'

Не возвращайся, не смей, детка.

9 из 10

05 мая 2012 | 04:04
  • тип рецензии:

Поразило, что в фильме реальность изображена в отражённом виде, как проекция, построенная в пространстве детского опыта, тех 6 лет пополам с болью, страхом, унижением. Артистичная, тонкая, восприимчивая натура, - малышка перенимает все эти образы, срисовывает с окружающих её людей. Искаженное понимание значения всех происходящих явлений уже бесповоротно сформировано, Люба получила весь доступный код, который проявляет (подсвечивает) реальность, с её причинно-следственными связями, необратимостями, неизбежностями, обязательствами. Словно заведённый механизм, она никогда уже не поверит (реальность не знает веры, вера в реальности есть самообман); никогда не откроется (реальность не требует откровенности, реальность имеет конечное число вариантов, все комбинации могут быть просчитаны); она никогда не простит (реальность не отпускает от насущного). Всё, что составляло различие между девочкой и взрослым миром, теперь стёрто. Люба не сможет вернуться в детство: 'я сюда больше никогда не вернусь'. Всё потому, что детства у неё просто не было, она не познала того, что сохраняет нас теми младенцам с открытыми доверчивыми глазами, из которых мы выросли. Материнский дом, семейный очаг, молоко матери, её любящие руки, прикосновения, защита, любовь к самому близкому на свете существу — это прививка счастья, вакцина добра и естественный ход жизни, продолжение жизни как подарок. Вот на такие примерно мысли наталкивает этот фильм.

Убедительной эту историю делает доля автобиографичности. Маленькая Нина рассказала нам о себе. Это единственная её работа в кино. И пусть жизнь её пока складывается не самым лучшим образом, этот человек знает чего стоит слеза ребёнка, и я уверена, что она достойно воспитает своих малышей.

8 из 10

02 сентября 2010 | 18:28
  • тип рецензии:

Отчаяние и безысходность, это первые слова, которые пришли мне в голову при просмотре данного фильма. Отчаявшийся маленький человек, преданный самым родным и близким человеком, мамой. Мамой, которая должна оберегать, а не осыпать проклятиями в пьяном угаре, мамой, которая должна быть эталоном женственности и доброты, мамой...

Мать для ребенка, это весь его мир, а у маленькой Любы нет этого мира, у нее есть только скромный уголок в лесу, где её преданно ждут старые зашарпанные игрушки, именно к ним она прибегает, как маленький загнанный зверек, спасаясь от пьяных выходок обезумевший матери.

Быков снял свой фильм вне времени, такие матери и такие Любы были и в девяностые и в двухтысячные и сколько их будет еще...

Для кого Ролан Антонович снял этот наполненный музыкой Шнитке, разрывающий душу, десятиминутный шедевр? Уж, не для тех ли пьянчужек, что орут по ночам под окнами и дерутся со своими вторыми половинками за последний глоток водки? А может для тех женщин со 'стеклянными' глазами, которые за дозу готовы продать своего ребенка первому встречному? Нет, он снял этот фильм для нас с вами. Для нас вечно бегущих на работу и с работы, для нас, по выходным ездящих копать картошку на даче, для нас детально продумывающих предстоящий отпуск, для нас вечно занятых всем и не чем. Для того чтобы мы видя маленького, беззащитного, затравленного человечка, уж если не обогрели и пригласили домой, то хотя бы покормили и не пожалели сказать доброе слово, быть может, став для кого-то тем самым 'уголком в лесу', быть может, подарив кому-то, надежду и веру, что все еще будет хорошо. Быть может... Но Любе неоткуда было черпать веру и надежду в будущее, а там где умирает Вера и Надежда, умирает и Любовь...

10 из 10

06 июля 2016 | 23:21
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: