Как далеко вы готовы пойти, чтобы получить работу?
Только что посмотрел фильм 'Экзамен'. Невооруженным глазом видно, что данная картина относится к категории 'альтернативное кино'. Сразу скажу, 'Экзамен' поймут немногие. По причине глубокого разочарования. Могу только предполагать, чего ждали зрители: то ли много крови, мяса, многочисленные хитроумные ловушки ('Пила'), то ли бесцельное путешествие главных героев по постоянно двигающимся плоскостям ('Куб'). А может и то, и другое. Здесь же всё по-другому. Этот фильм интересен поведением людей, развитием логики, возможностью поиска альтернативного выхода из сложившейся ситуации. На самом деле, мы получаем уникальную возможность найти в любезно предоставляемых нам создателями данной картины психологических портретах свой собственный, что-то убрать, что-то добавить, я бы даже сказал, заняться самоусовершенствованием.
Согласен с высказыванием одного из главных героев - 'мы видим то, что хотим видеть и слышим то, что хотим слышать'. Человек мыслит, не выходя за рамки предложенного. Это, к сожалению, черта характера многих из нас.
Теперь перейдём непосредственно к техническим деталям 'Экзамена'. Сюжет примитивный, великолепный актерский состав, все сыграли достаточно правдоподобно, не знаю, как вы, а я верил им. Финал - неожиданный, загадочный и таинственный. Именно такой финал способен расшевелить серое вещество зрителя.
Итак, тест: один вопрос - один ответ. Есть вопросы? Начинайте!
Посмотрел трейлер пару месяцев назад и загорелся желанием увидеть фильм целиком. Но на тот момент его нигде нельзя было найти. И, наконец, свершилось. И что я могу сказать после полуторочасового просмотра? ГЕНИАЛЬНО! Да, возникает иногда ощущение, что всё это уже где-то было, но какое из современных творений может похвастаться абсолютной оригинальностью?
Этот фильм определённо стоит посмотреть всем поклонникам Пилы и Куба. Но только тем, кого в этих произведениях привлекает не море крови, а тонкий психологизм, интерес к действиям людей в экстренной ситуации в замкнутом пространстве. Сопереживать какому-то одному из персонажей на протяжении всего фильма очень сложно. Характер каждого меняется несколько раз по ходу развития сюжета.
Фильм держит в напряжении до самого финала, но после финальных титров остаются лишь положительные эмоции.
Сегодня представляется практически невозможным получить престижную работу в крупной компании, минуя этап прохождения различных испытаний, который гордо именуется 'этапом оценки профессиональных и личностных качеств'. И да, он включает в себя различного рода деловые игры и извращенные до невозможности тесты.
Режиссер Стюарт Хэзелдайн развил эту идею до своеобразного гротеска: а что будет, если запереть самых успешных (читай: амбициозных, тщеславных, беспринципных) кандидатов, прошедших все предыдущие этапы отбора, в одном тесном пространстве, ограничить во времени и дать очень приблизительные правила игры? Правильно-ничего хорошего. То есть, ничего хорошего для персонажей, ну а нам, зрителям, есть на что посмотреть.
Это война характеров. Но они (я так полагаю, намеренно) не очень глубоко раскрываются в ходе действия - и это совершенно логично, ведь при приеме на работу у нас есть ограниченное время и набор методик, чтобы только обрисовать личность потенциального сотрудника. Способен ли он на обман? агрессию? состарадание? убийство? Как далеко может зайти этот человек, можно ли ему доверять? Лучше всего ответы на эти вопросы можно получить за короткий срок, лишь поставив людей в экстремальные условия.
У героев нет имен, только клички - Белый, Черный, Блондинка, Брюнетка.. Это мог быть любой из нас. Практически в любом коллективе испытуемых при приеме на работу найдется самоуверенный выскочка (Белый), не менее самоуверенный, но молчаливый пофигист (Смуглый), умная и властная женщина (Брюнетка), а также несколько более-менее статистов-они не так выделяются, хотя вроде бы и что-то говорят и делают, и обычно подводят итоги и призывают к миру. И как ни странно, но нередко именно такие и выигрывают.
В фильме я уловила злую иронию на процесс отбора кандидатов: вас сталкивают лбами и заставляют сотрудничать, хотя все являются конкурентами и априори ненавидят друг друга. Дают неясные задания, неизвестно что хотят услышать в ответ, и самый главный вопрос - что же им все-таки нужно увидеть, чтобы понять, годится этот человек для компании или нет? А они, может, и сами до конца не понимают..
Из недостатков отмечу некоторые неясные моменты и слегка смазанный конец-наверно, я придираюсь, но хотелось, чтобы он больше шокировал. Однако просмотр доставил массу положительных эмоций, давно не смотрела добротного психологического триллера с оригинальной идеей, музыка и интерьер настроили на нужную волну, а ситуация держала в напряжении до самой развязки. А уж если вы устали ходить по собеседованиям/тестированиям/деловым играм, то однозначно рекомендую к просмотру!
Эту ленту я посмотрел в кинотеатре 'Художественный', 14 июня 2010 года.
Завязка фильма чуть затянута. Но, развиваясь, сюжет цепляет. Действие идёт немного отрывисто, но для первой серьезной режиссерский работы это, я считаю, нормально. Драма ленты в поиске той грани, через которую вполне обычный человек способен перейти ради трудоустройства и собственного благополучия.
О главных героях в количестве 7 (китаянка не в счет) персон мы узнаём постепенно, из обширных обсуждений и диалогов, разнообразия характеров. Показана бОльшая часть страстей, грехов, проживающих в каждом из нас. Борьба, переплетённое противостояние 'good' и 'bad'.
Ближе к концу фильма напряжение нагнетается, по мере уменьшения числа кандидатов в злосчастной комнате. Характеры всех персонажей вполне ясно вычерчиваются к финалу, кстати, который, увы, вполне предсказуем.
Снята лента без изысков, спецэффектов особых не заметил, хотя они здесь и не нужны. Музыкальное оформление не западает в душу, но для фона его хватает. В итоге, после просмотра остается чувство полученной важной информации, мнения, взгляда, что проблема-то есть, и она - ежедневный человеческий спутник. Замысел и суть фильма - полностью раскрыты.
Честно - очень понравился сюжет, ибо он в наше время нестандартен и актуален. Также считаю удачным подбор актёров, их игру.
Рад, что британцы продолжают снимать 'необычное' кино, нетупое, я бы сказал. После последних мытарств Михалкова и толстосумных блокбастеров из штатной Америки - как глоток свежего воздуха.
Советую к просмотру.
8 из 10
p.s. 2 балла снял за небольшую затянутость фильма и заметную режиссерскую неопытность, которая, я уверен, со временем исчезнет.
8 кандидатов (ну прям, как в «Лосте»). 8 рельефных индивидуумов всяческих рас; один подкидывает монетку словно бэтменовский Харви Дент, другой закидывается капсулой в подражании бессоновскому Стэйнсвилду, из третьего капюшона высовывается набожный чернокожий, гнущий свою линию, и т.д. 4 мужчины, 4 женщины - никакого антифеминизма. По-спартански инструктирующий экзаменатор манерно вещает о, бла-бла-бла, правилах, предписанных в аскетичной комнате скупых металлических тонов. Не согревающая конъюнктура, строгий препод вступительного слова, будто сошедший с самого страшного сна о поступлении в институт (незнакомая обстановка и неизвестная комиссия – стресс; давно устоявшийся, как полезность фруктов и овощей, факт) – все заочно выписывает рецепты личностных расстройств. Впрочем, слушать вещающего надо внимательно. А то скоро уйдет.
Английский удушливый триллер «Экзамен» является действенным образцом беззубой минималистичности. Стране дождливых островов, а вернее ее режиссерам, в последнее время стали удаваться не арт-хаусные, но феноменально камерные фильмы. Прошедший год отметился «Луной» Дункана Джонса, «Экзамен» - системный дебют самородка Стюарта Хэзелдайна. Завести двигатель кинокартины на экстракте пассивных трафаретов, да еще, условно говоря, с одной декорацией – задача, роднимая с эффективной мухобойкой на слонов. А именно это и вытворил зеленый новичок в дирижировании искусством кинопленки. Под узнаваемыми векторами форсирующего вольтажа страстей дифференты высвечиваются с самого начала. Поэтому симптоматическое уподобление «Кубу» и «Пиле» значится в таинственной микросреде и людях в ней, но не более - участники добровольно пришли на тест, да и фатальность предприятия под большим вопросом. «Экзамен» больше похож на «Игру» Финчера, ограниченную одним лишь помещением. Но при всей клаустрофобии (как тестируемых, так и зрителя; флэшбеки реальной жизни здесь никто не приемлет) и совокупной азбучности увязнуть в набирающих оборот резолюциях «студентов» проще простого, чему содействует и толика алогичности выборочно бесполезного повествования и таких же догадок, но уже вполне логичных. Мягкий массаж мозга, и вот уже зрителю приходится работать на полставки картографом паззла, с юношеской удалью отмечая «а чтобы я сделал на их месте?».
Настоящий смысл «Экзамена» не в прозорливости, тайных намеках, откровенных разводах на пустом месте; правда, с натяжкой в само собой разумеющейся диссолюции личностей. Экзаменационный кульбит – это эфемерный тест Роршаха, только без клякс. Взгляни в пустоту, и пустота взглянет в тебя. Также и с фильмом – после всех злоключений Джона Крамера он угадывается наперед, но вместе с этим чудесным образом играет сам в себя: косвенные пикантности психологического климата коллектива, неожиданное упразднение раскрытия характеров и замена их атласными архетипами. Осталось выбрать правильный ответ, который лично для себя подчеркнуть.
Деликатный, гуманный, наивный по причине недалекого будущего (или альтернативной реальности), но упругий саспенс-film.
Фильм получился довольно интересный. Конечно не скажешь, что идея с действием, происходящим в одной комнате с малым количеством персонажей, очень оригинальная. Лучшее воплощение этой идеи было выполнено еще в далеком 1957 году Сидни Люметом. Однако, перед нами весьма крепкий, неглупый и напряженный представитель жанра. Много неожиданных поворотов и перевоплощений в характерах, а концовка так и вообще полная бомба!
Многие вероятно скажут, что, мол, все это уже заезженно, что превращение героев и лидеров в сволочей мы наблюдали много-много раз. Соглашусь с этим мнением, но все же, есть в этом фильме какая-то перчинка, благодаря которой фильм смотришь в напряжении, не отрывая глаз. По крайней мере, данная картина на порядок лучше схожего фильма 'Дом для девяти'. Вообще лента больше всего по выстраиванию сюжета похожа на канадский 'Куб' Винченцо Натали.
Ну и конечно не обошлось без некоторых ляпов в сюжете, но они весьма незначительны, и на них можно смело закрывать глаза. Тем более, что это дебютная лента.
Забавно было смотреть этот фильм во время летней сессии. Так и представлялось, что какой-нибудь Олег Михайлович вскоре поставит нас в такое же положение на одном из будущих экзаменов...
Итог: не шедевр, но весьма качественный триллер. Потраченного времени не пожалел