Очень важно и полезно пересматривать фильмы, которые смотрел когда-то в детстве. Совершенно другие ощущения.
В этой рецензии хотелось бы подвести общий итог двухтомной эпопеи Русского Кино - 'Брату' и 'Брату 2'. Это просто Россия, вся Россия, какая она есть, в этих двух замечательных фильмах. Лихие девяностые с малиновыми пиджаками в первой части и новые русские начала двухтысячных.
Никакого гламура, ни капли придуманной страны. Здесь только грязные разбитые дворы, сталинские ветхие дома и комнаты с коврами на стенах. Там рынки и компакт-диски по 75 тыс. руб.
И там Данила Багров - меломан, идущий по грязным улицам больших городов с плеером. Его метод и аргумент - револьвер, обрез и самодельная граната. Никто не слышит его в этом шуме денежных разборок, но выстрел слышен всем, потому оружие - его лучший компаньон.
Как всегда придаю большое значение саундтреку. Здесь он просто вырывается за пределы 10-балльной шкалы. При звучании каждой песни вздрагивало что-то внутри. Они помогли передать потрясающую атмосферу.
Я решила пересмотреть эти фильмы в память о Сергее Бодрове младшем. По-настоящему жаль, что такого замечательного актера, режиссера и сценариста больше нет с нами...
Для меня он навсегда останется в памяти как Данила Багров.
Довольно невнятный боевик с хорошими актерами, несколькими блестящими моментами и неплохой музыкой.
Конечно, довольно странно, что я посмотрел этот знаменитый фильм недавно, а не несколько лет назад. Но не в этом дело. Дело в том, что мне фильм не очень понравился. Я понимаю - это ужасно, но таким уж я уродился - не понравился мне 'Брат - 2'. Почему? Да потому, что он он одновременно и плоский и неровный. Тут тебе и кошмарная сюжетная линия, и националистические идеи, и невнятные прогулки по Чикаго с намеком на псевдофилософичный подтекст. Странновато мягко скажем. А самое обидное, что фильм не полный отстой, в нем очень много по-настоящему сильных и профессионально снятых моментов. Создается ощущение того, что Балабанов собрал все в кучу, перемешал с овощами и получил киношный винегрет, потом подумал: 'А зачем исправлять? И так сойдет'.
Сергей Бодров в роли Данилы выглядит вполне достойно, но по сценарию, в некоторых сценах, он на грани карикатурного персонажа, что очень расстраивает, так как Бодрова младшего я всегда как актера очень уважал. Он в фильме - сам такой Данила, вроде и не подумаешь, что актер играет. Он молодец. Четверка однозначно. Сухоруков - просто блеск. Сыграл потрясающе. Он вообще во всех фильмах на высоте, но в 'Брате - 2' на мой взгляд его лучшая роль. Маковецкий всегда и везде вне всяких комментариев, я его считаю лучшим русским актером нашего времени, и он оправдывает свое звание на протяжении многих лет.
Также я бы отметил прекрасного актера Рэя Толера, сыгравшего дальнобойщика Бена. Очень порадовал.
Перестрелок и драк не так много для боевика, но снято эффектно и профессионально, учитывая мизерный бюджет. Эпизод в подсобке бара, когда Данила идет с УЗИ и расстреливает всех подряд под 'Би-2' - прекрасный. И вообще, саундтрек неплохой, хоть я и не любитель русского рока, мне музыка вполне понравилась. А вот автомобильная погоня на мой взгляд скучноватая, если не брать во внимание крутейший момент с пулеметом 'Максим'.
Почему же все-таки не понравилось? В основном из-за сценария. В боевике должна присутствовать сюжетная динамика, что-бы зритель не обращал внимание на плоскость рассказываемой истории. Здесь же, то драки и перестрелки, то невнятные шляния Данилы по Америке, то немногословные задумчивые сцены. К чему все мешать? Я не понимаю. А в общем: довольно невнятный боевик с хорошими актерами, несколькими блестящими моментами и неплохой музыкой.
Спустя три года после выхода 'Брата' появилось продолжение, под простеньким, но многообещающим названием 'Брат 2', но обо всем по порядку.
Можно сказать, что 'Брат' и 'Брат 2', это работы гениального режиссера и сценариста в одном лице. В своем творчестве, Алексей Балабанов затрагивает все наболевшие проблемы русского общества, преподносит их не в самом лучшем свете, но каждый его фильм, это что-то новое и необычное, в плане кино.
Здесь продолжается история братьев Багровых, которые в силу определённых обстоятельств отправляются в США, для совершения правосудия над американским бизнесменом Менисом, который поступил, мягко говоря, не очень хорошо...
Однако, во второй части есть некие изменения, которые заметны уже к середине фильма...
1) Если первая часть была скорее Бодрова, то 'Брат 2' это чисто Сухоруковский фильм. Мне безумно жаль, что у нас крайне мало таких гениальных актеров, как Виктор Иванович.
Каждое его появление в кадре, это какая-нибудь феноменально-ироничная реплика, которая сопровождается великолепной актерской игрой. Браво, браво и ещё раз браво!
2) Вторая часть более динамична. Здесь намного больше того самого экшена, который так любят американцы в своем кино. Нет, ну а почему бы, собственно говоря, и нет?! Отрицательно это ну никак не сказалось, а скорее даже наоборот
3) Ну и, наконец, музыкальное сопровождение. В этой части не стали ограничиваться одним Бутусовым, который, безусловно, великолепный музыкант. Балабанов лично отбирал музыку для данного произведения.
Должен признать, сделал он это великолепно. Здесь звучат настоящие хиты настоящих звезд русского и украинского рока начала 2000-х годов: Крематорий, Чичерина, Би-2, Танцы Минус, Аукцыон, Океан Эльзы и др.
Но ведь помимо различий, должны быть ещё и сходства первой и второй части...Есть ли они?! Да, да, и ещё раз - да!
Всё те же великолепные диалоги! Мы же с вами помним, что говорил Виктор Багров о Киркорове, или что он говорил в американском аэропорту, или как обозвал хохла... Жизненно, же!
Ну и, само собой, сама соль фильма заключается в диалоге между Данилой и Менисом...
Данила Багров говорит те слова, которые должны быть девизом в жизни каждого человека!
В заключении, хочется сказать не о фильме, а обратиться к зрителю... Дорогой зритель, смотри честное кино, снятое с полной ответственностью и профессионализмом, помни в чем сила и люби Родину, какой бы она не была, хотя бы потому, что она наша...
Данная картина не подлежит оценке, потому что её невозможно оценить по десятибалльной шкале.
P.S.Мне так не хватает в кино Сергея Бодрова младшего... Но, как известно, герои не умирают, они рождаются вновь! И с каждым просмотром 'Брата' и 'Брата 2' для меня Бодров оживает... Оживает на экране!
Нас так долго учили любить твои запретные плоды...
'Вот ты обманул кого-то - денег нажил. И чего, ты сильнее стал? Нет, не стал! Потому что правды за тобой нет. А тот, кого обманул - за ним правда!'
Вторая часть дилогии Алексея Балабанова 'Брат 2' разительно отличается от первой части, которая была, собственно, историей одного человека на своей несчастной Родине. Данила Багров не может найти себя в том самом бандитском Петербурге, уезжает в Москву, учится на доктора… Надо заметить, что когда его опьяневший брат Виктор, ставший на тот момент милиционером, будучи обязанным ему жизнью, видя его по телевизору, говорит о своем брате 'Да пошел он!'… Важный момент. В тот момент Данила Багров ему, можно так сказать, 'не брат'. Почему?..
Основные события фильма происходят в Москве и в США. Мы видим и нашу родную Спасскую башню, и американские Башни-Близнецы… Но Багров не любит Америку. Равнодушно смотрит он на эти Башни, великий символ Америки, проезжая под песню Земфиры 'Искала'. Равнодушно, быть может, воспримет в скором времени их разрушение (если не погибнет раньше, продолжая войну в мирное время). Ибо это будет лишь исполнением его шутливого пророчества о том, что Америке скоро будет 'кердык'.
Багров стал символом эпохи. Но вспомним его патриотизм в первой части. Точнее то, что обычно называют патриотизмом. В России он называет чеченца 'гнидой черножопой', обещает 'кирдык' Америке, не скрывает своей нелюбви к евреям. Во второй он, оказываясь в Америке, уже вступает в интимную связь с американской журналисткой. Хорошо ли это, или непатриотично? Кто знает. У каждого на это своя точка зрения. Моя не самая положительная.
Сцена с таксистом в Москве. Таксист на все сердится, называет Россию 'страной козлов и баранов', оскорбляет, по-видимому, решительно каждого, кто вообще с ним разговаривает. Хотя будь он вежливее, то, быть может, ему бы стало жить лучше в этой стране.
Сцена разговора Багрова и нью-йоркского таксиста-эмигранта тоже весьма интересна. Кстати, того таксиста сыграл Роман Токарь, а блестяще озвучил его Юрий Стоянов. Говорит таксист интонациями Жириновского, видимо, тоже не зря. И он говорит ему: 'Где твоя родина, сынок? Сдал Горбачёв твою Родину американцам, чтобы тусоваться красиво'. На что Багрову нечего и возразить прямо. Особенно он и не возражает, стоит ли? В чем-то прав таксист. Но Багров просто спрашивает: 'А у вас брат в Москве есть?'. Чистый вопрос, возможно, не имеющий никакой цели, который между тем напоминает таксисту, что Родина у него есть, и что часть вины в том, что на Родине так плохо живется - пусть и маленькая, может быть, одна миллиардная часть - лежит на нем.
Стоит ли ненавидеть из-за чего-то то, без чего тебя не было - Родину? Ненавидеть политиков можно. Можно ненавидеть на Родине отдельных людей, таких, как Валентин Белкин (герой Маковецкого), ненавидеть тех мужей, которые бьют своих жен, ненавидеть тех, кто нагло не платит деньги за проезд, ненавидеть бандитов, может быть, ненавидеть большую часть всего населения. Но нельзя ненавидеть саму Родину. Тут все родное. И если неприятно родное, что же тогда будет приятно?
Ведь можно же исправить людей. Если нельзя - то лучше, в самом деле, убить.
Нападки на недостатки и пороки народности есть не преступление, а заслуга, есть истинный патриотизм. (В. Белинский).
Даниле не хочется оставаться в США. Проститутке Даше хочется вернуться домой. А вот Виктору Багрову никакая Родина не нужна. Деньги ему важнее. В США ему приятнее. Тут можно заработать деньги. Он считает, что вся сила в деньгах. Мнение, которое имеет право на существование. Правда, Даниле такая позиция не особенно нравится.
- Are you gangsters?
- No, we are Russians.
Можно с удовольствием пересматривать сцену разговора между Данилой и Мэнисом. Это, наверное, одна из лучших и важнейших сцен для всего нашего кинематографа. Невероятным образом становятся ясны самые простые вещи. Что человек может застрелить человека, не зная, собственно, за что, а затем заявить, что сила в правде. И все это - последствия войны и насилия... Для Данилы Багрова мира нет. Для него есть только война. И, конечно, Ирина Салтыкова, поющая 'Ты прилетай, мой солнечный друг', этого понять не может. Она слишком далека от войны. У нее есть деньги, есть популярность… Война для нее далеко, и поэтому ничто не мешает ей гламуризировать мир. А для простого народа она очень близко. Точнее говоря - она здесь, рядом. Она везде. Нет никакой точки на Земле, в которой нет войны. Ни в России, ни в Америке.
Но когда-то приходится задуматься - а что явилось конечной целью Данилы Багрова? Стремился ли он нести людям только добро? Ведь его мышцы лица сжаты, в голове у него только одно - война - война - война - война - а на войне нужно либо отдавать приказы, либо выполнять. Над ним нет командира. У него есть - друзья. Люди, которым нужно помогать. У него есть - Родина. И, может быть, мировоззрение у него примитивное.
Он слушает русский рок, к примеру, ДДТ. Шевчук со сцены кричит: 'Не стреляй!', но Багров уже не может не стрелять. Он, в отличие от любимых им Кормильцева и Бутусова, видел картины и подурнее, чем 'шар цвета хаки'. И между тем, слушает с большим удовольствием. Ведь он тоже потерял что-то 'на этой безумной войне', которая для него продолжается. И творчество групп 'Наутилус Помпилиус', 'ДДТ', 'Би-2', 'Сплин', 'Смысловые галлюцинации' и им подобных - ему очень близко.
Добро должно быть с кулаками, но иногда преступая границу, незаметно для себя само становится злом.
Считаю оба фильма очень вредными с художественной и воспитательной точки зрения. В обоих пытаются создать положительный образ героя - защитника слабых, борца с несправедливостью, за правду, тем не менее, допускающего убийство и насилие без суда и следствия, по собственному усмотрению. Это во многом удалось - образ Данилы ярок и харизматичен. Но в том то и беда. Многие повелись на его обаяние и простоту. Борясь со злом, герой сам переступает все границы жестокости и хладнокровно вершит 'правосудие', оставляя после себя десятки трупов. Добро должно быть с кулаками, но иногда преступая границу, незаметно для себя само становится злом.
Для меня в фильме на первом месте всегда стоит идея. Если идея для меня не конструктивна, воплощение уже не имеет значение.
Мою первую рецензию хочу написать на любимый фильм - 'Брат 2' - шедевр, который с величайшей точностью отображает человеческие характеры, во всем их многообразии.
Продолжение истории Данилы Багрова получилось более чем достойным. Теперь уже не Петербург, а Москва. Уже не мальчик из провинции едет к старшему брату, а брат к нему. Ну и конечно, ко всему прибавляется поездка братьев в Штаты, страну где-то там, 'где не был никогда я'. Мне всегда импонировали фильмы с неким 'мотивом пути'. Путешествие Данилы с Беном на его грузовике - один из самых любимых моментов, за несколько минут мы видим и чудную американскую природу, и реалии жизни дальнобойщиков, и общение людей, которые говорят на разных языках, но прекрасно понимают друг друга.
Актерский состав сработал великолепно. Вообще персонажи этого кино - один примечательнее другого. И все артисты справились с ролями на ура. И второстепенные герои запоминаются не хуже главных: таксисты, фашист, хоккеист Громов, Куйбышев - все они создают неповторимый колорит этого киношедевра. Диалоги и фразы из 'Брата' и 'Брата 2' разошлись на цитаты, хотя со времен фильмов Гайдая и Рязанова не многие фильмы могли этим похвастаться. И наконец, саундтрек выше всех похвал - отличные группы с не менее замечательными композициями, без которых фильм и представить себе нельзя.
В фильме уйма вопросов, над которыми можно думать без конца и не факт, что найдешь ответы. Это это национальные стереотипы и отношения России с Америкой, изнанка шоу-бизнеса и преступники всех мастей и калибров, погоня за американской мечтой и главный вопрос, озвученный Данилой: 'В чем сила, брат'?
Конечно, 'Брат 2' в некоторых моментах похож на сказку, так всё чудесно складывается у главного героя. Но от этого фильм нравится только больше.
Это кино ясно дает понять: уроды есть везде. Как, к счастью, и хорошие люди. Жадность и чрезмерная любовь к деньгам - общечеловеческие пороки. Так же как верность и честность - общечеловеческие достоинства.
Об этом Данила сказал ещё в первой части, но сдержал своё обещание как и положено через три года, во второй части 'Брата'. Алексей Балабанов не мог не снять продолжение лихих проделок братьев Багровых. И во второй части он решил расширить географию разборок, показав нам русских в Америке. Так и хочется добавить к названию фильма слоган: Русские идут!
В отличие от первого фильма где всё было в таких серых тонах, здесь мы видим целую гамму красок. Фильм стал более динамичным, с большим количеством разной музыки. Больше экранного времени получил персонаж Сухорукова, здесь он практически делит его пополам с Бодровым. Да и сам Виктор Багров стал куда более положительным, нежели в первом фильме. Роль одного из злодеев получил Маковецкий, здесь просто стопроцентное попадание. Правда здесь есть и свои минусы, слишком скучная середина фильма, и откровенно не правдоподобная концовка. Хотя кто-то скажет, что весь фильм не правда, мол сделали из Данилы супермена. А почему нет, отвечу я им. Ведь Данила был прав, а значит сильнее их.
Что касается критики фильма, то её неимоверно много. Этот фильм запретили к показу в Украине, обосновав это оскорблениями в их адрес, которые звучали в кино, тем самым по большому счёту скомпрометировав себя. В фильме не оскорблялся украинский народ, недовольными могли остаться только 'бендеровцы', да те самые которые прославляют фашизм, а к таким испытываешь только отвращение. Так что, кто больше протестовал против этого фильма, тот себя и выдал.
Моё отношение к фильму только положительное. Конечно с кинематографической точки зрения этот фильм уступает первой части, но во всём остальном держит марку. Я считаю это кино получилось очень патриотичным, помните стишок: речка, небо голубое, это всё моё родное. Или высказывание в конце фильма, которое как нельзя лучше характеризует наш народ: Русские не сдаются!
Боевик..как много в этом слове. А 'русский боевик'? Русская мафия стала 'брендом' для иностранцев. Русские, вот кто должен снимать настоящие боевики. Вряд ли можно перечислить так много хороших отечественных фильмов в этом жанре. Надо быть благодарным Алексею Балабанову за правдивую 'визитную карточку' нашего русского кинематографа в жанре боевика.
Самый большой плюс в этом фильме - музыкальная атмосфера. Вы можете не любить этот жанр, вам может не нравиться сюжет, но если вы настоящий фанат русского рока, вы досмотрите до конца. Саундтреки к 'Брату 2' неповторимые хиты отечественного рока. В отличие от первой части дилогии, где нашему слуху были представлены бесспорные хиты 'Наутилуса Помпилиуса', то здесь сам же Бутусов позволил остальным группам проявить себя, так сказать не побоялся конкуренции. Песни таких групп, как Би-2, Агата Кристи, Земфира, Сплин, Вячеслава Бутусова эмоционально сильно дополняют сюжет фильма.
Сергей Бодров стал неповторимым кумиром граждан всех возрастов после дилогии 'Брата'. Он только начал раскрываться, как актер. Что тут говорить...мы могли бы его созерцать еще во многих фильмах высокого качества. Надо отдать должное этому талантливому актеру...
Продолжение нашумевшей картины Андрея Балабанова “Брат”. Герой первой части, Данила, довольно хорошо устроился в Москве. У него появляется замечательная девушка, с бывшими сослуживцами он снимается в телепередаче. Однако когда из-за больших денег погибает его близкий друг, наш знакомый не может сидеть, сложа руки. Нужно выполнить просьбу умершего, помочь его брату-хоккеисту в Америке. От старушки матери приезжает брат Данилы, и они вместе пытаются восстановить справедливость.
Первый “Брат” стал общенациональным достоянием, хотя снимался, скорее как фестивальное кино. “Брат 2” – изначально народный фильм. На фоне грандиозного успеха первой части, ставшей прорывом в российском кинематографе, стояла задача снять достойную продолжения картину. Как мне кажется “Брат 2” ничем не уступает предшественнику.
За кажущейся простотой главного героя и диалогов, в фильме скрыты глубокие размышления о предназначении человека, о правде, о том, так ли важны на самом деле деньги, насколько мы их ценим. В отличие от окружающих его людей, Данила смотрит на мир совсем другими глазами. Он не видит истины в деньгах, не считает, что надо рваться туда, где живут богаче, своего рода “искать своё место под солнцем”, или как в данном случае приближаться к “американской мечте”. Для него гораздо важнее посреди всеобщей гонки за прибылью сохранить свои собственные моральные принципы. На удивление, этот человек с оружием в руках светлее массы людей, без него, потому что у Данилы, в отличие от тех людей всё же есть совесть.
В картине есть глубокая национальная идея. Легко ли быть патриотом в постперестроечной России? На пути Данилы встречается множество людей, ищущих лучшей жизни в эмиграции, не довольных своей отчизной. Действительно - сложно остаться, если есть возможность уехать из не оклемавшейся от “шоковой терапии” страны, переживающей сложные времена. Главного героя, напротив, не завлечёшь “американской мечтой” и всеми благами развитого общества. Не случайно, искренний детский стишок западает в сердце сурового парня Данилы:
“Я узнал, что у меня есть огромная семья, и травинка, и лесок, в поле - каждый колосок. Речка, небо голубое, это все мое, родное! Это Родина моя, всех люблю на свете я!”
Но нам показывают и другую сторону медали - людей потерявших родину. Людей, таких, как Мэрилин. Людей, гибнущих за границей. Для Данилы просто необходимо освободить её из сутенёрских оков. Пусть даже рискуя жизнью в чуждом по цвету районе. Символичен эпизод, когда Мэрилин и Данила, торопясь на самолёт в Россию, уже в “двух шагах” от родины, встречают сотрудников аэропорта в Нью-Йорке.
“Ваша виза давно просрочена. Вы нарушили закон об эмиграции. Вы больше не сможете въехать в США”
Символичен жест, который показывает Мэрилин сотрудникам.
Хоть краски, которыми расписана эта картина, и далеки от радужных, фильм насыщен множеством смешных моментов. Мне безумно нравится то, что в то время как тяжёлая судьба русского человека – на заднем фоне, колоритный русский юмор, обязательно – на переднем. Помните эпизод, когда Данила в Нью-Йоркском такси услышал на переднем сиденье ругань, похожую на ту, которой всё и вся крыл его Московский знакомый, и спросил у водителя-эмигранта: “У вас есть брат в Москве?”
В картине “Брат 2”, в духе первой части, талантливая и сильная актёрская игра. Сергей Бодров неповторимо, искренне исполняет роль героя, ставшего поистине народным. Замечательная игра того самого брата главного героя, Виктора Сухорукова. Да и все остальные актёры играют, как говорится, на славу.
В фильме отличная музыка, композиции удачно дополняют общую картину, а в нужных местах усиливают эффект от происходящего. Очень многие песни, создающие озвучку фильма, мне знакомы. А после просмотра фильма они мне стали нравиться ещё больше. Это – песни, символизирующие эпоху, большинству из нас они известны, очень многими они любимы.
“Брат 2”, как и его предшественник, близок к каждому, кто считает своей родиной просторы бывшего СССР. Всем советую. Фильм, который, как будто окутывает отцовской шинелью. Родной.
Печально, но оба 'Брата' львиная доля профессиональных критиков оценивала в основном как идеологическое послание или искажённый видеоснимок современности, а не как, собственно, фильм.
Недовольные 'Братом-2' делились в основном на два лагеря. Одни невзлюбили Данилу Багрова ещё с первой части, главным образом не столько за его откровенность, сколько неприкрытость и прямоту. Им тяжело было свыкнуться с мыслью, что, по их мнению, простой, одногранный, едва ли не деревенский со всеми своими понятиями о справедливости и национализме персонаж, которого от среднестатистического отличает разве что то, что он может в одиночку разобраться с целой бандитской группировкой, стал по-настоящему героем нашего времени и кумиром поколения. Другие понимали всю многослойность «Брата» и ждали от сиквела чего-то в этом же духе, но получив на выходе иную картину, принялись обвинять режиссёра и сценариста Балабанова в том, что он пошёл по простому пути удовлетворения примитивных ура-патриотических пожеланий масс и кино снял такое же примитивное. И лишь немногие поняли, насколько сложную задачу поставил себе Балабанов, решивший делать продолжение именно таким, и насколько блестяще он сам же с ней и справился.
Самое интересное, что герой по большому счёту не меняется. Данила Багров остаётся тем же Данилой Багровым. Меняется скорее мир вокруг него, равно как и жанр фильма. Из копотного, подвального, хмурого реализма Питера 1997 года он переезжает во всё-таки куда более респектабельную Москву 2000-го, а сама атмосфера уже не вгоняет в вечную депрессию. Если первый фильм, как и герой в нём напоминал одинокого волка в лесу, безгранично тоскливо воющего по ночам, то во втором всё такой же Багров хотя бы пытается смотреть в светлое будущее в опасном, но перспективном городе. Он хочет поступать в институт, стать медиком, начать нормальную жизнь. И даже потрясение главного героя в виде убийства его близкого друга не делает «Брат-2» реалистичной драмой, как «Брат-1». Это скорее действительно иронический боевик, но ставший, в отличие от почти всех остальных иронических боевиков, по-настоящему культовым.
Да, нации в тот начальный путинский период было нужно такое кино. Год назад отгремело вторжение НАТО в Югославию, началась Вторая Чеченская, отношения с США стали напряжённее. Мода на Америку и бесконечное обливание себя грязью на её фоне уже прошла. Очень кстати здесь звучат слова из финальной песни группы Наутилиус Пампилиус: «Мне стали слишком малы твои тёртые джинсы. Нас так долго учили любить твои запретные плоды. Гудбай, Америка…» Да, Балабанов умеет и пользуется своим умением просчитывать успех, но он этого и не скрывал. Однако, если б «Брат-2» действительно был настолько чёрно-белым, насколько его некоторые представляют, если б он действительно разделял мир только на хороших (наших) и плохих (американцев, и в особенности «нигеров»), то он никогда бы не заполучил той народной популярности. С добром и злом Данила Багров сталкивается по обе стороны Атлантики. В Москве он вновь разбирается с криминалитетом, а поддерживает его друг-сослуживец, который куда больше похож на настоящего брата, нежели герой Сухорукова. В незнакомой Америке он разбирается с жуликом Менисом и всей его свитой, но в то же самое время знакомится, например, с дальнобойщиком Беном, типичным простым и добродушным трудягой, помогающим Даниле уехать из страны.
Если же говорить о той самой идеологии «русской правды», которой герой Бодрова карает меркантильные капиталистические США, то она, возможно, и режет кому-то глаза, но без определённых допущений и гипертрофированных патриотических посланий обойтись в «Брате-2» было нельзя, тем более, что в этом моменте он совершенно не идёт в диссонанс с первой частью, где тот же Данила Багров обещал устроить американцам кирдык. В этом, если хотите, тоже суть балабановского кино, или, возможно, не суть, а почерк. Не мог «Брат-2», как и «Брат» без какого-либо стеснения не отразить межнациональные и межрелигиозные противоречия. Если в первом фильме акцент делается на русско-кавказский и русско-еврейский вопрос, то во втором на русско-украинский, русско-американский и бело-негритянский.
Однако если закончить с идеологией, то нельзя не сказать, что «Брат-2» написать и снять было гораздо тяжелее, чем «Брат-1», поскольку в отличие от последнего, сиквел должен был стать ещё более цитируемым, куда более динамичным, оптимистичным, но и при этом таким же многогранным. Убеждён, что сними Балабанов «Брат-2» в той же стилистике, в какой он сделал «Брат-1», фильм был бы обречён на провал. А так вторая серия если не в оценках критиков, но по народной популярности и цитируемости даже обошла картину 1997 года.
Причина такого успеха «Брата-2», конечно же, и в его редком для отечественного кино качестве. Практически каждая сцена отточена с дотошностью мастера. Почти каждая сцена разошлась на цитаты. Почти каждая сцена была абсолютно нова и не похожа ни на что ранее снимавшееся не Балабановым. Также отметим, что саундтрек гораздо сильнее, чем у первого «Брата». В первом играет лишь Наутилиус, и, при всём к нему уважении, далеко не все композиции там удачные. Второй вобрал в себя весь почти цвет новой волны российского и украинского рока. В музыкальном альбоме практически не было ни одного не хита.
Тогда в 2000-м многие задавались вопросом, станет ли «Брат-2» культовым для страны кино или его забудут уже на следующий год? Для многих был очевиден последний вариант, но история показала, что правы оказались те, кто считал, что станет. Уже одиннадцать лет прошло, а имя, к сожалению, погибшего Бодрова до сих пор ассоциируется с Данилой Багровым, а сам Сергей стал по-настоящему «героем» того времени, кумиром и лицом поколения середины 90-х и начала 2000-х. Жаль, что у нашего времени такого лица так и не появилось.