Из всех виденных мной фильмов о военных конфликтах на Северном Кавказе, 'Война' Алексея Балабанова занимает для меня первое место. По правдивости, по ментальности, по отсутствию коммерции. Что больше всего радует, нет здесь напускного пафоса, как, например, в '9 роте', нет искусственного патриотизма. Балабанов наглядно показывает всю суть чеченской войны. Это, в первую очередь, война идеологий, война убеждений, религиозных и моральных.
Все образы в фильме продуманны, индивидуальны и достаточно реалистичны, пусть и есть в них порой небольшая карикатурность. Что касается Чадова, то, по сравнению с другими фильмами с его участием, что мне приходилось смотреть, это, пожалуй, самая выразительная его работа. Почаще бы в таких проектах снимался, а не во всякой коммерческой гадости... Также не могу не отметить выразительную героиню Ингеборги Дапкунайте. Впрочем, единственная женская роль в таком фильме не может не бросаться в глаза.
Честное и достойное кино о современном русском богатыре - простом парне, который идет воевать, защищая свою честь и честь своей Родины. Откровенно говоря, мне этот фильм понравился даже больше, чем культовый 'Брат'.
Когда ж закончится эта безумная война? Когда все русские будут на севере жить? Нет, она и тогда не окончится. У каждого человека в крови желание воевать. Кто-то борется с этим желанием, кто-то даже побеждает его, но мало кто не сходит с ума в этой борьбе. Кого бить? Тех, кто не похож на тебя. Если ты чеченец, есть желание бить русских, если ты русский, есть желание бить чеченцев. Плюс твоя семья тебя к этому же и подговаривает. Не говорите, что это не так, это вечная тема. Ксенофобию воспитывает общество – а на войне оно очень агрессивно.
Война у нас в крови, воспитывают Иванов Ермаковых люди, которые жили по все тем же общепринятым принципам. Собственно, война Ивана Ермакова – это первая линия фильма.
«До сорока лет вроде жил – а потом все», говорит отец Ивана. «Война из парня мужика делает, а мужиком быть правильно» - говорит этот самый «мужик», уже лишенный всякого смысла жизни. Эта сцена одна из ключевых в фильме. В чем сила, брат? Разве в том, чтобы мужиком быть? Ты стал мужиком – и чего? Сцена заставляет задуматься – а верить ли на слово человеку с такими патриархальными убеждениями. Вся сила в нем, в настоящем мужике, после 40 лет вышла, в чем мужик и признается. Ивана Ермакова может ожидать та же судьба в будущем – жизнь до 40 лет, а затем полное душевное исчезновение.
Война не превратила Ивана Ермакова в молчащего, угрюмого Данилу Багрова, поскольку все же коснулась его несколько меньше, чем Данилу в «Брате» – но и он потерял что-то на этой безумной войне. У него есть отец, есть знакомые люди в родном городе, и, в отличие от Данилы, он не станет стрелять, ворвавшись и не особо думая, в сидящего американца. Вполне справедливо проводить ассоциации с «Братом», поскольку эти картины, не будучи напрямую связаны сюжетными линиями, все же связаны и имеют много общего. И там, и здесь мы видим человека, которого изменила война в Чечне. И там, и здесь чувствуется ненависть к чеченской нации, исходящая от главного героя. И там, и здесь мы видим жизнь человека, для которого мира больше нет. Вся оставшаяся жизнь и Данилы Багрова, и Ивана Ермакова (а скорее всего, и капитана Медведева) будет войною.
«Разлюбил – уходи», совет отца сыну, которому он вне всяких сомнений последует. А его девушка об этом не знает, не задумывается, веселится, радуется, готовит ему чай Акбар. Что она знает о том, что ее ждет впереди? Ведь Иван даже чай с названием Акбар пить не желает…
Вторая линия фильма – война Джона. Представьте себе, нужно собрать 2 миллиона фунтов, чтобы спасти человека. Наш мир просто завален деньгами, но большая часть из них находится у тех, кто никогда ими не станет делиться. Тогда как пацан в не очень богатом наряде стоит и отдает крупную сумму денег «на ремонт храма». Вот куда идут деньги, которые могли бы пойти на чье-нибудь спасение? В Британии ничего не обломится, там всех интересует, справедливы ли действия россиян в Чечне. Там дома в 1999 году не взрывались, там на чеченцев все не валили. А в России на престоле Путин сидит. У него четкая позиция – выкуп за заложников не платить. Отправив лучших солдат на войну, он не делает ничего, чтобы спасти их. Так что фильм, ко всему прочему, намекнул россиянам, что у власти в их стране находится несправедливый человек, пришедший к власти благодаря своим призывам к этой самой войне. А также россиян заставят задуматься слова Ивана «на войне не надо думать – думать надо до войны». С этим трудно не согласиться.
Очень сильный эмоциональный накал придает фильму песня Вячеслава Бутусова «Моя звезда». Стоит мотивам этой песни зазвучать в фильме – и душа сразу растрогана. Невероятное сочетание музыки и фильма. Она пронизывает весь фильм, и ее мотивы звучат в самых его важных сценах. Слова песни невероятно подходят к фильму. Вот, к примеру, в сцене встречи с отцом, или же в сцене, в которой Иван говорит Джону «Я убил их, а должен был убить ты! Это твоя война, моя война кончилась». Но как ее мотив звучит в финале - это просто не передать словами...
Нет, война Ивана не кончилась, и не кончится никогда. Наоборот, она разгорается с новой силой. Он ненавидит Чечню, ненавидит ее народ, не видит ничего плохого в том, чтобы схватить первого попавшегося чеченца и начать угрожать ему, взять его в рабство, издеваться, можно сказать, над ним…
Финал пронизывает до глубины души. Человеческая неблагодарность и жизнь по общепризнанным правилам здесь соединяются в одно целое. А ведь из-за таких вещей, как человеческая неблагодарность, и начинаются войны…
И не будет другой войны
Кроме этой пустой вины.
В жизни есть только два пути,
В смерти нет даже пропасти.
На мой субъективный взгляд А. Балабанов, является уже культовым режиссером в нашем современном кино. И до сих пор не один режиссер так и не смог так полно осветить тему чеченской войны, как сделал Балабанов. До этого были вполне достойные работы и других режиссеров, но фильм «Война» стал своеобразной подведенной чертой под этой темой.
Еще никому не известный тогда Алексей Чадов достойно и выразительно исполнил роль. В нем режиссер увидел продолжение той идеи, которая началась еще в «Брате» и «Брате 2». О сильном характере, ищущем справедливость и не жалеющем себя ради нее.
«Войну» в свою очередь следует отметить именно за правду. Правду с большой буквы. За честность. За критику власти, которая так и не была услышана. За прекрасные диалоги и красивые съемки. За то, что этот фильм русский.
Чеченские боевики. Два миллиона фунтов. Одна пленная девушка.
Название моей рецензии изменяет текст слогана американского попсового боевика 'Медальон' с Николасом Кейджем, который способен похвалиться динамичным сюжетом и неплохим экшном; но таких штампованных историй о похищении людей с целью выкупа и активных действиях не согласных платить родных, не обделённых силой и оружием; мы видели столько, что даже не думали подсчитывать, сколько таких ситуаций наблюдали в детективных сериалах и боевиках типа 'Медальона'. Фильм, который я сейчас опишу, был снят в далёком 2002 году одним из наиболее признанных и уважаемых российских режиссёров, прославившимся фильмами, показывающими жестокие и порой грязные реалии позднего СССР, эпохи революции, эпохи перестройки; картины которого поражали зрителя в хорошем смысле этого слова, и постановка о захвате пленных в Чечне, превосходящая 'Медальон' с Кейджем, который объединяет с 'Войной' тема захвата заложников, по всем параметрам, не стала исключением. За уникальные истории, в которых правят искусные диалоги и харизматичные персонажи, думаю, не один я стал называть Алексея Балабанова 'русским Тарантино', который, в отличие от голливудского короля диалогов, вносил в свои постановки русскую душу, и, так же как песни Виктора Цоя (кстати, звучавшие как раз в фильмах Балабанова) поддерживали русский народ даже после смерти исполнителя, когда людям, потерявшим страну и начавшим учиться жить в том, что от неё осталось, требовалась такого рода поддержка; фильмы Балабанова, попадая сначала на киноэкраны, а затем на экраны телевизоров либо через телевещание, либо через кассеты, морально спасали русского человека от мала до велика от депрессии 90-х: несмотря на то, что фильмы типа 'Брата' были далеко не детские, помню, как уже в начале 'нулевых' пацаны лет восьми бросали свои игры на улице и забегали домой, мотивируя это словами: 'Сейчас Брат-2 по телеку начнётся!'. Парень, игравший главную роль в только что названном фильме, после успеха второй части 'бандитского аттракциона', пестрящего волнующими душу диалогами и монологами о смысле жизни и мужественными и справедливыми поступками героя; выступил в качестве режиссёра в кинопроекте 'Сёстры', которым он доказал, что страсти 90-х продолжаются в начавшемся XXI веке. Эти фильмы, в отличие от голливудских боевиков, переполненных шикарными спецэффектами, что русский зритель в то время тоже принимал на 'ура', несмотря на отвратительное кассетное качество и гнусавые переводы; наоборот, были весьма бедны визуально, поскольку даже не обделённые деньгами продюсеры, на чьи средства снималось кино для большого экрана, не могли себе позволить применение графики. Но русский человек до сих пор благодарен и заграничным мастерам кино, дарившим в ту эпоху одно; и нашим, дарившим другое. При таинственных и даже зловещих обстоятельствах, всеми любимый Сергей Бодров-младший погиб в том месте, где собирался снять мистический триллер, что было бы в диковинку для русского кино; в этот же год на экраны вышел фильм с участием этого актёра, роль в котором стала для него последней. Его слоган гласил: 'Это не 'Брат-3' - это 'Война'...'.
Фильм начинается с рассказа русского парня о том, как и с кем он сидел в плену у чеченцев, как они расправлялись с жертвами и держали уцелевших в яме, а также 'оригинальным' способом давали девушке вымыться в горной речке, и отрубали пальцы евреям, не могущим заплатить. Параллельно показан диалог богатого чеченца с русским, в ходе которого чеченец доказывает, что его народ - хозяева жизни, а русский народ - быдло. В диалогах с самого начала появляются знаменитые пафосные фразы в стиле Балабанова про 'черножопых' и 'баранов'. Чеченец отпускает троих из пленных, ставя одному из них (англичанину) условие - если он не привезёт ему денежный выкуп, то пленную девушку (невесту англичанина) ждёт страшная участь. Русский же сообщает родным оставшегося в плену, что с тем всё хорошо. Англичанин безуспешно пытается добиться у английского посольства выделить деньги на выкуп. Есть информация о том, что Путин запретил платить из госбюджета выкуп за заложников, захваченных чеченцами. Ложь, или нет? Денег у героя набирается в несколько раз меньше нужной суммы, но он надеется, что чеченский боевик согласится и на эту сумму. Балабанов повторил сцену из 'Брата' в трамвае с гастарбайтерами, но без знаменитой фразы известного героя. Зацепил простой, но сильный диалог о выживании на войне. Очень брутально и эффектно выглядит сцена с 'наездом' русского на чеченского пастуха и порабощение его с целью найти заложницу, а затем ради особого визуального эффекта показали сброс крутой машины в горную реку.
Подсчитывая все преимущества данного фильма, особенно, при очевидном отсутствии недостатков, можно в итоге сказать, что 'Война' - лучшее, что снял Алексей, и что даже шокированные грязью и натурализмом в одних из последних его творений типа 'Груз 200', 'Морфий' и 'Кочегар', которые в сердцах говорили, что судьба наказала этого человека смертью за снятие столь яркой 'чернухи'; ещё не раз скажут спасибо ему же за такие фильмы, как 'Война', хотя и в этой картине присутствует доля киношной грязи, а также немаленькое количество ненорматива, но фильм можно отметить не только как ленту с русской душой, а как настоящий военный блокбастер, которого наш народ не ожидал увидеть в отечественном кино в то время, в которое, напомню, российские постановщики не могли позволить себе хороший экшн и спецэффекты: Балабанову удалось показать абсолютный максимум в визуальном плане: здесь есть невероятно живописные пейзажи (снежные горы и вовсе вызвали аплодисменты), красивые декорации храма (а может, и настоящий храм), и даже подвижные экшн-сцены: экстремальный эпизод с бегством по реке и отстрелом от врагов, едущих по дороге, параллельной реке - это, конечно, нечто невероятное для русского фильма 2002 года. Главной фишки Балабанова - искусных диалогов - здесь, пожалуй, ещё больше, чем в обеих частях 'Брата', вместе взятых, но противников мата вынужден огорчить - вам будет неприятно слушать многие высказывания героев, ибо далеко не все здесь отличаются интеллигентной речью. Сюжет фильма может по моему описанию напомнить что-то типа ремейка на классическое произведение 'Кавказский пленник', но таковой вышел на экраны ещё в 1996 году и был снят Сергеем Бодровым-старшим - здесь же самостоятельная гениальная история, возможно, открывшая многим глаза, как и американский триллер 'Погребённый заживо', похвалившийся максимально ограниченной съёмкой с захватывающим при том сюжетом; на то, что 'не болит у государства голова за своих человечков'. На такие фильмы, как 'Война', должны равняться все уважающие себя постановщики военных картин. Лучший фильм Алексея Балабанова.
Я вырос на фильмах Балабанова. Тогда фильм меня сильно зацепил. Жестокие чеченцы, простой русский вояка Иван. Да и еще сам 'Брат' там снимается. Пожалуй один из лучших фильмов Балабанова. На мой взгляд Балабанов это человек придавший стандарт (реализм) нашей истории конца 20 и начала 21 веков.
Войну в данном фильме Балабанов характеризует не как полномасштабную баталию, экшен, кровь и стрельбу. А как противостояние мировозрений, религий и характеров наших главных героев.
Актерский состав неплох. Алексей Чадов, певрый фильм где он снимается, и на мой взгляд лучший в его карьере. Ингеборга Дапкунайте, секс символ 90-х играет роль жены иностранца Джона Бойла за которую потребовали выкуп. Иэн Келли, этого актера вы могли видеть в сериале 'Аббатство Даунтон'. Сергей Бодров младший, 'Брат' - и этим все сказано. Актеры все сыграли великолепно.
Блестящий фильм Алексей Балабанова и компании! Сочетание актеров изумительное! Бодров как всегда - неповторяемый! Своей ролью мужественного патриотичного капитана, он донес до наших сердец всю реальность происходящего... что тут говорить С.Бодров-гений.
Алексей Чадов
По-моему мнению Алексей сыграл лучшую свой роль в кино именно в 'Войне'. Отважный солдат Иван Ермаков решился помочь Джону не из-за денег во-первых он хочет помочь капитану Медведеву... а затем Джону.
Песня в конце фильма-просто создана для этого фильма...
'Правильно, что ты на войне побывал. Война из парня мужика делает. А мужиком быть правильно. У мужика вся сила. Вот была у меня сила, да вышла вся…'
Это один из редких примеров, когда российское кино становится культовым уже через год. Фильм естественно не чета фильмам 'Брат' и 'Брат 2' по своей популярности, именно из-за не политкорректности по отношению ко всем и прямой правде о войне в Чечне, данная картина Балабанова пропадает для широкого зрителя. Зрителю здесь по началу выдаётся настоящая жесть, очень похожая на документальную хронику. Добавлю, она только похожа, не мне рассуждать о правдивости и документальности этого фильма. Такими делами должны заниматься военные консультанты и люди побывавшие в этой мясорубке.
В чём действительно и по настоящему фильм выигрывает, так это умением своим попадать в память на долгие годы. Посудите сами, Алексей Балабанов снимал 'Войну'одним дублем, в основном.
Сюжет: Пересказывать его нет смысла. Всё сказано его постером.
Отличительная особенность сценария - фактически всё прописано как надо, за исключением того что образ иностранца здесь прописан слишком стереотипно. Все же и здесь имеет место быть правде, только правде Балабанова.
Для Чадова фильм был дебютным и весьма успешным в его карьере, благодаря именно тому, что это дебют, Чадов не играет, он ведёт себя как фактически и ведёт себя отслуживший человек. Жаль что на сегодняшний день, Чадов исходит в низ.
Сергей Бодров справедливый и стойкий офицер армии России, совесть, честь. Собой он здесь создаёт сильного человека, выдержавшего испытание в плену. На жаль, что это роль стала пророческой для него.
Остальные актёры для меня не запомнились.
Музыка от фильма, также его сильная сторона.
Этот художественный фильм, а не хроника войны. Всё же слова и диалоги из него очень сильные.
На войне не надо думать. Думать надо до войны. А на войне нужно выживать. А чтобы выживать — надо убивать.
На мой взгляд, этот фильм посвящен не чеченской войне в частности, а войне, как состоянию целого народа (неужели чеченского?). Это фильм о тотальной войне, в которой пребывает вся страна. В сибирском Тобольске идет война не менее убийственная, чем в горах Чечни, хотя (в этом фильме) там и не стреляют из пулеметов.
…
В Чечне для «джигитов» – Маргарет, а в Тобольске – Катька. «Знаем, как у них работать», и ведь он действительно знает «как у них работать». Но в отличие от Маргарет, за жизнь Катьки никто не будет собирать выкуп – у нее нет никаких шансов на освобождение... пока...
P.S. Я уверен, что видел этот фильм в редакции, в которой показывается, у кого в Тобольске работает Катя – она работает в ларьке, который держат «джигиты».
Не знаю, почему, но почти все фильмы Алексея Балабанова просто пропитаны чем-то таким простым, прямым и русским. Всегда, настолько в них реалистично и правдиво показаны жестокие реалии 90-ых. С одной стороны, безжалостные. А с другой стороны, в них есть такие натуральные, не наигранные душевность и счастье, что в эти фильмы влюбляешься и запоминаешь на долго. Этот фильм о том, как война меняет людей.
Действительно, это не Брат 3, это намного больше, намного глубже. История, в которую, веришь. Иван, чисто русский пацан, отслужил в Чечне, вырвался из плена. Вернувшись на родину, понял как бессмысленно и глупо всё происходящее там. Толком, ни на работу нормальную не смог устроиться, с девушкой ничего особенного, друзья - только на словах. А в плену остались капитан Медведев и невеста англичанина Маргарет. Иван пытался что-то сделать на гражданке для русского капитана, который так вошёл ему в душу, но всё было бессмысленно. Другими словами, ничто дома его не держало, и он, с чувством долга, согласился помочь англичанину вернуть невесту. А точнее, вернуться на войну.
Странно, что в более поздних фильмах, Алексей Чадов мне нравится меньше. Бесспорно, это самая сильная и непопсовая его роль. С первого кадра, глядя на этого русского мальчика, ему просто веришь. Веришь во всю рассказанную им историю. Узнаёшь в нём, что-то забытое, но настолько родное и исконно русское; ему невозможно не верить и не сопереживать. Может, после просмотра этого фильма, и Брат будет выглядеть иным?
В многочисленных комментариях одна и та же мысль - фильм истинно русский. В нем есть русская душа. А фильм то про войну, и там полно жестокости. Не означает ли сие, что русские - воинственная нация, впрочем, как и чеченцы. Ведь не зря отец Ивана, лежа на больничной койке, рвется не за плуг на пашню, а именно на войну. Да и с самим Ваней, компьютерщиком-интеллектуалом, знающим английский, вдруг происходит странная метаморфоза - он становится таким брутальным Рембо, убивающим без тени сомнения, месящем ногами без видимых причин пленного чеченца. `Думать надо до войны` - заявляет герой Чадова.
Чечены, как и положено, в российском кино - не только свирепы и беспощадны, но еще и бесчестны. А англичане. Что с них возьмешь? Люди рациональные, вроде как без души. Джон, расчитавшись с Иваном, своим фильмом проиллюстрировал все доказательства, нет не геройства, а преступления согласно российским законам.