Один из самых лучших и самых известных фильмов легендарного комика с грустным лицом. «Огни большого города» - непревзойденный шедевр немого кино, снятый настоящей легендой кино первой половины ХХ века Чарли Чаплином. Сложно представить, сколько бы потерял мировой кинематограф, если бы не было этого гениального актера, режиссера, сценариста. Так же сложно, как и переоценить его влияние на весь исторический процесс развития кино.
Фильм, во время просмотра которого можно смеяться сквозь слезы и плакать сквозь смех. Потрясающая мимика Маленького Бродяги заменяют собой тома страниц сценария, а четкая и выверенная режиссура Чарли Чаплина станет хрестоматийным примером для всех последующих поколений начинающих режиссеров. Подумать только: фильму 77 лет, а во время его просмотра все так же искренне смеешься и так же искренне сочувствуешь его героям.
И тем более стыдно за то, что лишь совсем недавно фильм был отсмотрен впервые. Конечно, имя Чарли Чаплина знакомо каждому ценителю кино, только я даже предположить не мог, что немое кино может быть настолько интересным. Сложно было представить, что можно снять так, чтобы слова в фильме были просто излишними. А какая музыка подобрана к каждому эпизоду. Все простенько, но так в тему и так цепляет. Ну а финальная сцена вообще выше всяких похвал.
Чарли Чаплин снял свой шедевр лишь на четвертый год существования самой престижной в наше время кино награды «Оскар». Это ж надо, «Оскар» только зарождался, а в творческом активе Чаплина уже было более 60-ти фильмов в качестве режиссера и около 80-ти в качестве актера. И тем более странно, что «Огни большого города» не удостоились даже упоминания среди номинантов премии «Оскар» 1932 года, а сам Чаплин лишь однажды подержал в руках «болванчика» - за саундтрек к фильму «Огни рампы» плюс еще три номинации на церемонии 1941 года за еще один великий фильм «Большой диктатор». И это все чем могли академики оценить творчество этого Гения? Что это говорит вам об «Оскаре»? Сколько посредственностей, о которых и не вспомнит сейчас никто, в разное время получали эту статуэтку и в более престижных номинациях. Но разве станет от этого имя Чарли Чаплина иметь меньший вес?
Зато зрители и специалисты по достоинству оценили приключения и доброту Маленького Бродяги. Фильм неизменно фигурирует в самых разнообразных топах лучших фильмов в истории кино, как по версии простых зрителей, так и по версии экспертов. И я готов подписаться под каждым лестным словом, сказанным в адрес этого фильма.
Таких фильмов ничтожно мало, но очень хорошо, что они все же есть. Ведь за это мы и любим кино.
Ну, какие отрицательные рецензии могут быть у Ч. Чаплина, это подтверждает и Кинопоиск. Многие картины как это часто бывает, со временем перестают нравиться публике, а некоторые попросту растворяются в сотнях других кинокартин и только настоящие шедевры помнят и любят, несмотря на дату их производства. К такой киноленте относиться фильм 'Огни большого города'. Честно сказать я не сильно люблю черно-белое кино из-за того, что многое утрачивается без цвета, да и глаза после просмотра устают больше, чем после цветного кино. Но ради таких фильмов как 'Огни большого города' можно и потерпеть. Да и фильм на столько хорош, что терпеть в ленте ничего не приходиться. Во первых потому, что тут есть все и для всех: драма перемешена с комедией так грамотно, что фильм понравиться людям с различными вкусовыми предпочтениями. Фильм одновременно трогательный и смешной, не только режиссуре, музыке, но и в первую очередь актерской игре.
Да, второе это именно актерская игра Ч. Чаплина. Создав самостоятельно бесподобный образ бродяги, Ч. Чаплин сделал его настолько милым своей неуклюжестью и добротой, что мне приходит на ум плюшевый мишка. Все актрисы отличаются природной красотой, а не как это сейчас модно в кино укороченными юбками и вырезами декольте. Я бы будь моя воля с каждой бы написал по несколько портретов но, к сожалению, талантом художника я не одарен. А вот Чаплин одарен, это уж точно, и не только тем, что находил таких актрис порой в удивительных местах, так с Вирджинией Черрилл исполнительницей главной роли в данном фильме Чаплин познакомился на стадионе во время боксерского боя, но и режиссурой.
Третье это режиссура. В фильме присутствуют погони, драки, комические и драматические моменты. Особенно меня тронул и в тоже время насмешил, почти рыцарский бой на ринге, за счастье прекрасной дамы. А заключительная сцена, где главный герой увидел цветок на асфальте, мне вообще показалась на секунду цветной. В нем есть хороший социальный подтекст, говорящий, что порой бедный ценит жизнь больше, чем богатый, а благородство не зависит от соц. класса человека. В фильме присутствую и другие большие и маленькие моменты делающие фильм таким, какой он есть. Вообщем, не зря в моем родном городе, ему поставили памятник. Большой тебе поклон Ч. Чаплин, а остальным совет: смотрите его фильмы, в любом случае не пожалеете.
Так получилось, что «Огни большого города» - это первый просмотренный мной немой фильм. Соответственно, Чарли Чаплина в действии я тоже увидел в первый раз. Впечатления остались сложные и противоречивые.
Я не знаток истории кино, более того, «испорчен» просмотром массы звуковых комедий, снятых через десятилетия после «Огней», причем зачастую не лучшего качества. Поэтому многие комедийные ходы мне показались затасканными (камень, уроненный на ногу и т.д.). Возможно, в 1931 году это было оригинально, но в 2013 совершенно не смотрится. И почти всю первую треть фильма мной владели такие настроения. Не могу сказать, однако, что смотреть было совершенно не на что. Чаплин, конечно, придает живости затасканным гэгам, думаю, что будь на его месте кто-то другой, они вообще не смотрелись бы. Первая сцена мне показалась оригинальной даже по сегодняшним временам, а начало лирической линии сюжета очень трогательно и многообещающе.
Следующая часть фильма мне понравилась намного больше. Многие комедийные моменты смотрятся живо и интересно и действительно вызывают улыбку и смех. Что же касается развития лирической темы, и особенно ее кульминации в последней сцене фильма, то тут уже не до смеха. Она необычайно выразительна, и если вы можете остаться к ней безучастным, то вместо сердца у вас застарелая мозоль.
И пару слов об актерской игре. Про Чаплина писать ничего не буду, поскольку он по сути дела и создает фильм, а остальные по мере сил и отпущенного экранного времени ему в этом лишь помогают. Вирджиния Черрилл мне очень понравилась. Конечно, будь фильм звуковым, можно было бы сказать, что она переигрывает, но поскольку это не так, то ей требуется как-то выражать внутренние переживания персонажа с помощью жестов, движений и т.д. И одними жестами дело не ограничивается! Ей как-то удалось нащупать баланс между тем, чтобы с одной стороны, не дать зрителю усомниться в том, что ее героиня действительно незрячая, а с другой – удивить тем, насколько ее глаза могут быть выразительны. Гарри Майерс тоже неплохо сыграл свою роль, однако роль эта, я бы сказал, вспомогательная. Этот персонаж чисто комедийный, нужен для полноты сюжета и для ассистирования Чаплину в его гэгах, а к реальности отношение имеет такое же, как волк, гоняющийся за зайцем по разнообразным спортивным объектам.
В общем, фильм замечательный, однако не без недостатков.