Редко какие фильмы могут похвастаться полноценной тетралогией. Но, как мы определили в разборе всех частей «Ип Мана» (2008-2019) с Донни Йеном, когда у авторов есть чёткое видение, может выйти вполне успешная франшиза. К тому же, некоторые, возможно, из-за огромного количества сомнительных проектов, возможно, из-за специфики самого жанра, где незатейливое развлечение есть и остаётся его основным направлением, по моему мнению, сильно недооценивают боевики, а ведь на них многие из тех, кого принято называть легендами эпохи видеосалонов, сделали себе карьеру. Зачастую именно в боевиках Вы найдёте самые изобретательные экшен-сцены (а порой, и нетривиальные сюжеты) и действительно культовых персонажей и серия, что мы обсуждаем сейчас является ярким тому подтверждением. Давайте поподробнее:
Персонажи:
Мартин Риггс и Роджер Мерта:
Всё начинается с весьма абсурдной сцены, где какой-то псих, вооружённый огнемётом, буйствует на улицах города. Мы не узнаем личности преступника, скрывающегося за пуленепробиваемой бронёй, так как всё это представление устроено с целью показать зрителю обыденный вечер главных героев и рассказать, что поменялось в их жизни за последнее время. Так вот, в этой заварушке выясняется, что Мартин скоро станет отцом, а Роджер дедушкой. Девять месяцев спустя, на ночной рыбалке Мартин, Роджер и Лео случайно замечают корабль, с которого доносятся выстрелы и после перестрелки с бандитами, приехавшая на подмогу нашим друзьям полиция, обнаруживает на судне сотни нелегальных беженцев. Оказывается, что за всем этим стоит китайский генерал, кой за десятки тысяч долларов перевозит своих соотечественников в Америку, где те вынуждены отрабатывать эти деньги, по факту, продавая себя в рабство. Пока идёт расследование, Мартин понимает, что стареет и Роджер, некогда прошедший через то же самое, старается подбодрить напарника и помочь ему осознать, что с возрастом жизнь обретает новые смыслы. Благодаря подобному взаимодействию центральных персонажей, значимые моменты в картине вызывают сильный эмоциональный отклик, ибо Вы наблюдаете за людьми с реальными проблемами и никакая их крутизна и напускной пафос, не дают Вам ни на минуту усомниться в этом. Тут также нет ни одного лишнего второстепенного (из тех, кого можно отнести к ряду протагонистов) героя. Каждый из них прописан и подан таким образом, чтобы детальнее раскрыть Мартина с Роджером и то, чем они рискуют, ввязываясь в очередное безбашенное приключение.
Злодеи:
Ва Синг Ку в исполнении неподражаемого Джета Ли – это тот самый злодей, которого так не хватало данной франшизе. Перед нами настоящая смертоносная машина, чьё каждое появление заставляет трепетать от страха за всех, кто попадается ему на пути. Несмотря на свою немногословность и чётко выстроенную функциональность (да, если судить по количеству поступков и общей роли в фильме, Ва Синг Ку может показаться поверхностным и не очень интересным антагонистом), он имеет толковую мотивацию и выраженный характер, что выгодно выделяет его на фоне тех, с кем Мартин и Роджер сталкивались до него. В финальной битве градус напряжения возрастает до немыслимых пределов, Вы видите, как смерть буквально впивается (без контекста!) в наших бравых полицейских, не оставляя им практически ни единого шанса спастись!
Атмосфера:
Пускай предыдущие части не были лишены юмора и кое-где проскакивали неловкие шутки и идиотские ситуации (особенно это касается сиквела, где впервые появился Лео Гетц), тем не менее упор в них всегда делался на мрачность и приземлённость. Я, конечно, не против эмоциональной разрядки, с помощью юмора, но здесь режиссёр уж больно старается разбавлять серьёзный тон повествования комедийными элементами, уделяя десятки минут бесценного хронометража сценам и персонажам, кои будто созданы для того, чтобы выдавить из нас смешок, однако эти кадры, лишь отвлекают от основного действа, а иногда и раздражают своей вымученностью и неуместностью. Благо, к кульминации мы вновь возвращаемся к старому доброму мордобою, погоням и взрывам. Уже в год выхода ленты не совсем молодые Мэл Гибсон и Дэнни Гловер находятся в прекрасной физической форме и способны дать приличную фору более молодому Джету Ли, и их схватки не ощущаются игрой в поддавки последнего со «старичками». Драки и трюки поставлены столь великолепно, что Вам остаётся только восхищаться всем этим зрелищем на экране. Неудивительно, что с таким подходом бои в этих товарняках спустя аж сорок лет, почти ничем не уступают потасовкам в современных блокбастерах, а местами даже превосходят их.
Итог: «Смертельное оружие 4» Ричарда Доннера – блестящее завершение всей истории, что не нуждается ни в ремейках, ни в прямых продолжениях. Вряд ли сегодня кому-нибудь удастся повторить магию этого кино, наверное, и пытаться не стоит, ибо оно олицетворяет эпоху, когда простота формы не противоречила богатому содержанию, студии не открещивались от потенциальной аудитории и давали ей ровно то, чего она хотела, зрители же со своей стороны ценили такой подход и умели получать удовольствие от просмотра.
Спустя 6 лет после триквела Ричард Доннер возвращается со старой детективной командой, даря приятное продолжение приключениям Дэнни Гловера и Мэла Гибсона. Автор демонстрирует нам переход от динамичных и рвущихся в бой напарников до осознания своего заката. Шутки про возраст, отдышку, потерю хватки становятся всё более реальными, а персонажи между тем передают важность семьи и то, ради чего стоит положить оружие на полку.
В 1998 году картинами про напарников голливудский рынок был полон. Постановщик, осознавая общий кураж, подготовил сиквел про уже известных героев, продолжив их историю. «Плохие парни», «Час пик» – ленты собирали кассы и радовали зрителей, а вот «старички» из 1987 года мало кого интересовали, поэтому картина сделала уклон в драматическую линию семьи. Таким образом, мы наблюдаем за становлением Гибсона и Гловера в новых социальных статусах, параллельно расследуя дело о нелегальных эмигрантах в США.
Экспозиция сразу даёт нам экшен: погони, перестрелки, своеобразный злодей, чтобы показать, как напарники введут дела, шутят и понимают своё положение на службе. Четвёртый фильм франшизы подводит персонажей к логичной кульминации, показывая, что подрастает новое поколение. Случай на рыбалке приводит к неожиданным перестрелкам и направляет главных героев на новое задание.
Приятно видеть, что у нас общее развитие следует не по новому заданию, а возникает, как случайность, сохраняя общий ажиотаж от своего осознания возраста. Так было и при просмотре «Плохие парни навсегда», потому что постановщик возвращает старых товарищей и показывает, что главным их противником будет время. Джо Пеши скрашивает этот боевик своим комедийным персонажем, а в конкурентах по юмору в фильм залетает Крис Рок.
Что касается злодейской линии, то в ход вступает китайская триада. Авторы возложили слишком сложную задачу мотивации антагонистов, так как по итогу всё сводится к самым простым обманам и уловкам. Зато поднимаются вопросы миграции и населению США беженцами. Ключевым в сражении с китайскими злодеями выглядят большие риски и неожиданные повороты. Помните сцену с бомбой в туалете из третьего фильма? Ричард Доннер решил переплюнуть покушение и перешёл на крайние меры. Опасно, страшно, рискованно, но накал страстей ребята обеспечили.
Приятно было видеть в касте Джета Ли, который красиво вписывается в разборки полицейских и китайской мафии, сохраняя спокойствие. Эту роль хотели предложить Джеки Чану, но актёр не стал портить свой имидж, поэтому у нас Джет Ли. Представьте себе персонажа фильма, сыгранного Чаном? Да никто бы не поверил в эту искренность, потому что все знают подбор ролей Чана, а вот Джет Ли вписался как нельзя лучше.
Некоторые моменты в картине слабоваты. Вроде бы опасность, угроза жизни, но третий акт слишком быстро подводит к кульминации. Хотелось бы чего-нибудь поострее, но в целом лента выполнена в своей манере и радует глаз. Продолжение этой истории не нужно (хотя слухи о пятом фильме ходили ещё в начале 2000-х). Не стоит, конечно. Уже был вариант в виде сериала с Дэймоном Уайансом, который служит ремейком, а не сиквелом. Поэтому лучше стоит завершить эту историю на четвёртом фильме, где семейные вопросы становятся на первое место, нежели полицейские передряги.
Четвёртый фильм о похождениях Роджера (Дэнни Гловер) и Мартина Риггза (Мэл Гибсон) вышел под занавес 1990-х гг, когда правила американского кинематографа уже изменились: бюджеты фильмов и их зрелищность выросли, но возросла также и вероятность провала. «Смертельное оружие 4» вряд ли можно считать кассовой неудачей, но время для его выхода было выбрано уже тогда, когда эпоха боевиков осталась в недавнем прошлом. Ряд деталей в то же время сближает четвёртую часть с фильмами более позднего времени.
То, что бюджет увеличился, чувствуется буквально во всех сценах с экшеном: операторская работа намного качественнее, трюки опаснее, а драки сложнее. Ещё не растерявшие (вопреки собственным словам) силы Гловер и Гибсон вновь охотятся на преступников, на этот раз из китайской диаспоры. Фильм обозначает актуальную сейчас (особенно сейчас) проблему миграции общества и права на свободную жизнь, но при этом многие персонажи-китайцы выглядят слишком стереотипными – этим американское кино грешит и сегодня. Джет Ли в свойственной ему манере исполняет роль злодея с манией величия и хорошо развитыми навыками кунг-фу. Колоритный образ, который не выглядел бы стереотипным, добавь сценаристы ему хоть немного больше фраз на аглийском.
Довольно странно, что при многочисленных отсылках на предыдущие части «Смертельное оружие 4» почему-то и словом не заикается о том, насколько Риггз освоил (или запустил) своё собственное умение бороться по-восточному. Не менее странно и то, что неожиданная сцена с «питомцем» не получает никакого развития, хотя при таком высоком бюджете мы могли бы увидеть весьма интересный подводный финал. И сохраняется, к сожалению, главная проблема: слабая связь между отдельными сценами. Иногда кажется, что главные герои ясновидящие, поскольку с первого раза угадывают, по какой дороге и куда нужно ехать, чтобы догнать преступников, над которыми Риггз не упускает возможности поглумиться. Юмор, который раньше был слишком частым, в этот раз иногда становится и глуповатым, что сближает ленту с боевиками 2010-х гг. При этом, однако, Джо Пеши и Крис Рок показывают себя талантливыми актёрами, которых можно искренне похвалить. И, пожалуй, это единственная часть, которую удачно продублировали для российского проката. Голос Юрия Саранцева подходит Лео лучше любого другого!
Сложно сказать, вышла ли четвёртая часть лучше или хуже предыдущих трёх. Впечатления от всех них находятся где-то между «неплохо» и «хорошо». Но поскольку перед нами боевик, где важным элементом является экшн, то добавить дополнительный балл к оценке в принципе можно.
Со времен нашей первой встречи с Мартином Риггсом и Роджером Мертафом прошло немало лет. За время совместной службы чего им только не пришлось пережить. Сумасшедшие психопаты и алчные чиновники не раз выступали против полицейского дуэта, однако Риггс и Мертаф всегда выходили победителями из схватки, неизменно вызывая бурные аплодисменты у коллег по участку. Но сейчас ставки поднялись как никогда высоко. Лучшим друзьям и напарникам придется столкнуться с незваными гостями из Китая и никто не знает, чем это в конце концов обернется.
К четвертой части 'Смертельного оружия' франшизы уже превратилась в легендарную и было бы удивительно, если бы она не смогла окупить себя в прокате. И тем не менее в отличии от прочих фильмов, данная работа режиссера Ричарда Доннера оказалась не такой успешной. Винить в этом стоит в первую очередь сценаристов, заигравшихся с масштабами и напряжением, выводя в соперники Риггса и Мертафа практически неуязвимого злодея, схожего на киборга.
Но несмотря на частично недоработанный сценарий, у 'Смертельного оружия 4' не отнять главных достоинств - Мэла Гибсона и Дэнни Гловера. Когда они находятся в кадре все остальное перестает быть важным. Приятно, что в отличии от других серий боевиков 'Смертельное оружие' продолжает развивать характеры своих персонажей. Они находятся в постоянном движении и потому не надоедают.
В 'Смертельном оружии 4' можно долго и нудно искать неувязки, однако этот фильм стал отличным завершением долгого пути. Конечно, мало кто из нас отказался бы от полноценного пятого фильма, однако у нас уже есть четыре замечательные картины, которые навсегда забронировали за собой статус классики.
И вот, подошла к концу эта восхитительная история про двух бравых полицейских. Иной раз остаётся лишь только восхищаться тем, как ловко коммерческим режиссёрам в Голливуде удавалось снять несколько частей одной и той же кинофраншизы и не потерять в качестве, а скорее наоборот.
Даже несмотря на огромное обилие нереалистичных ситуаций, откровенной клюквы и сюжетных маразмов, этот 'муви' смотрится очень круто даже сейчас. Но ведь мы смотрим Голливудские аттракционы не ради документальной фактологии, не так ли?
Ножка от стола, лихо запущенная Риггзом в лобовое стекло автомобиля во время погони, которая пробивает оное насквозь. 'Случайные ситуации' когда два бравых копа всегда в эпицентре происходящих преступлений. Как они вообще умудряются без зазрения совести, рисковать жизнями мирных граждан и устраивать ожесточенные погони на глазах у всего города? Да и вообще, вопросы типа: почему главные герои из фильма в фильм умудряются навести колоссальные разрушения и их никто не уволил? Почему девушку-психолога при полицейском участке не уволили за её чудовищный непрофессионализм? Признаться никогда ещё не видел более непроффесионального психолога, чем в этой тетралогии. В общем, похожих справедливых вопросов у разных снобов может быть тысячи. Абсолютно не нужно быть экспертом, дабы от начала и до конца фильма, начинать загибать пальцы у нескольких сот человек, подсчитывая грубые несоответствия даже с законами физики. Но если сказка написана хорошо и напичкана всяким интересным, то к чёрту эти подсчёты, мы пришли развлекаться!
При всём уважении, но фильм абсолютно на сто процентов Голливудский. Все дозировки; шаблонов, шуток, экшна, в этом муви очень грамотно соблюдены. В 90-х почему-то очень умели делать крепкие боевички на десятилетия вперёд. Может хотя бы по-этому, в данном и похожих случаях, шаблонность, это весьма не плохо.
Помимо выше изложенного, в фильме куда больше достоинств, нежели описанных мной недостатков. Юмор, который присутствует именно там, где ему самое место, погони, которые поражают своей изобретательностью и техническим исполнением. Сама история в фильме в целом. История про мужскую дружбу, слабости, смех, слёзы. Порою кажется, что помимо голливудского глянца, сценарист старательно пытается донести через героев вполне себе определённые и вечные вещи. Так что, если в голове присутствуют фильтры, помимо насилия и фейерверков, в фильме заложена идея о бесконечной преданности своему делу. Честь, достоинство и самопожертвование, как бы пафосно это не звучало. Темы избитые, изъезженные, да. Но это кажется лишь только тем, кто ещё этого не понял.
P.S: Интересно, а сцена в фильме с раввином и Риггзом, это такая 'пасхалка' или такой жирный (тонкий) троллинг? Ну, я к тому, что в жизни, Мэла Гибсона при каждом удобном случае, помимо всего прочего, стараются обвинить в антисемитизме.
Вердикт: Если уж и весёлые боевики, то только такие.
Главной темой не только этой ленты, но и всей франшизы — всегда была тема семьи и это особенно наглядно отражается именно тут. Отсюда и не удивительно, что фильм достойно завершается семейной фотографией со всеми ключевыми персонажами франшизы и тем самым ставит достойную точку в похождениях Мартина и Роджера. С момента выхода первой ленты прошло немалое количество лет.
А все-таки, подумалось мне, ни к чему нам здесь переживания-страдания по поводу расставания с любимыми героями и завершения их приключений, обличенных в форму классических голливудских криминальных боевиков. Да, без Ригза и Мерто в жанре образовалась неслабая прореха, но не вечно же спекулировать на успехе сериала: надо уметь остановиться и сделать это вовремя, не спустив все былые достижения в трубу, создав какой-нибудь бездушный и меркантильный сиквел. На мой взгляд, «Lethal Weapon 4» достойное продолжение и… окончание. При всем сказанном, почему-то чувства отторжения мысль о гипотетически возможных съемках пятой части не вызывает. Ну, а если мы так и останемся всего с «четырьмя тузами на руках», то это тоже неплохо: всегда можно пересмотреть фильмы 87-го, 89-го, 92-го и 98-го годов, и вновь окунуться в незабываемую атмосферу запредельного драйва и веселья, пережить невероятные события вместе с замечательными героями Мэла Гибсона и Дэнни Гловера.
Мне всегда нравилась эта франшиза. Недавно пересмотрела ее и решила написать свое мнение. Эта рецензия не только о последней части, но и обо всех приключениях Риггза и Мертоу в целом.
Если какой-нибудь фильм получился удачным, то частенько за ним следует сиквел, а затем еще и еще... В большинстве случаев, все последующие поделки заметно уступают оригиналу, а затем скатываются все ниже и ниже. На мой взгляд, «Смертельное оружие» является как раз исключением из правил. Здесь все части сняты очень достойно и смотрятся легко. Конечно, главным образом, благодаря потрясaющему дуэту Гибсон-Гловер. В течение четырех фильмов мы наблюдаем за развитием их отношений. Вот в напарники к «слишком старому», опытному Роджеру назначают «безумного» Мартина, что далеко не приводит их обоих в восторг. Но получше узнав друг друга и поработав вместе, они проникаются взаимной симпатией. И вот уже Риггз хозяйничает на кухне у Мертоу и приносит его жене свое белье на стирку, а Роджер благотворно влияет на своего напарника, помогая ему стать более уравновешенным. И хотя Мартин все время подкалывает своего напарника, они знают, что в час реальной опасности, есть человек который всегда прикроет.
На протяжении всей франшизы герои сталкиваются с разными преступниками и находят выход из самых безнадежных ситуаций, отделавшись лишь парой новых шрамов, вытаскивают друг друга из огня и воды, побеждают и торговцев наркотиками, и наемных убийц и китайскую Триаду. Конечно, в фильме много нелогичных и нереальных моментов, как, например, проезд на машине сквозь офисное здание, но ведь это кино!
В фильмах множество плюсов.
Повторюсь, в первую очередь это главный дуэт- напарники становятся друзьями, а затем, семьей. Они взрослеют, но не становятся «слишкoм старыми». Появляются новые персонажи, которые тоже становятся любимыми. Здесь особенно хочется отметить многострадального Лео Гетса, в исполнении неповторимого Джо Пеши, и прекрасную Рене Руссо.
Неизменный юмор. Шутливые перепалки героев, их подколки друг над другом и, особенно, над Лео заставляют неизменно улыбаться, а кое где и просто хохотать.
Хороший экшн. Погони, перестрелки, драки, разрушение зданий- все смотpится впечатляюще.
Музыка. Гитарные рифы маэстро Эрика Клэптона, несомненно, способны украсить любой фильм.
Я искренне надеюсь, что разговоры о перезапуске «Смертельного оружия» остануться лишь разговорами. Ведь, без Гибсона и Гловера, кому это надо?
Довольно часто случается так, что большие перерывы между частями одной франшизы только вредят ей, поскольку пропадает какая-то целостность общей картины и ощущение одной волны. Если говорить конкретно о 'Смертельном оружие 4', то здесь нить начала теряться, но все же сохранилось. Спустя шесть лет после выхода третьей части, Ричарду Доннеру все же удалось не растерять запал и показать нам новые приключения наших старых героев, которые хорошо воспринимаются на фоне прошлых частей.
Мы вновь окунаемся в безумный мир двух старых друзей копов - Риггза и Роджера. Да, они уже изрядно постарели, но как говорится есть еще порох в пороховницах! Это все те же два безумных напарника у которых просто талант впутываться во всякие передряги и как магнитом притягивать к себе террористов, наркоторговцев и прочих нехороших людей. На этот раз им придется столкнуться с триадой. Как всегда нас ждет новая порция головокружительных перестрелок, погонь, драк, всевозможных взрывов и неповторимого Джета Ли. Кстати от себя скажу введение персонажа Джета Ли безусловно скрасило фильм, разбавив его восточными единоборствами и та же финальная сцена драки Риггза и Роджера с героем Джета Ли просто выше всяких похвал.
Кстати в фильме появилась немало важная тема семьи, детей и внуков. Нашим героям уже есть чем рисковать, ведь Риггз в скором времени должен стать отцом, а Роджер дедушкой. Вожможно тем самым авторы дали понять зрителю, мол все, ребятам в этот раз точно придется выйти на пенсию.
В общем как бы там не было скажу так, четвертая часть 'Смертельного оружия' отлично завершает эту легендарную франшизу и оставляет в душе какие-то грустные нотки.
Долго и внимательно вчитываясь в положительные рецензии, мне всерьёз стало интересно, чем же данная часть фильма про знаменитых напарников, могла так сильно зацепить зрителя. Наверное я чего-то не понимаю. Но обо всём по порядку.
Начну пожалуй с того, что я никогда не являлась страстной поклонницей данной серии фильмов, возможно от того, что они не были культовыми во времена моей ранней юности, или от того, что существовали и куда более харизматичные герои в данном стиле. Однако я честно ещё раз полностью осознанно пересмотрела все части 'Смертельного оружия' и знаете, мне очень симпатичны первые два фильма, потому что помимо приключений, они несли в себе смысл и истории главных героев, я искренне прониклась к персонажам, полюбила их манеру общения, шутки и их истории. Третий фильм, как мне показалось немного уступает первым двум, он несет в себе очень мало истории, в основном действие, причём действие немного запутанное. И плавно мы переходим к четвёртой части 'Смертельного оружия'.
Сюжет. Штамп на штампе, снова фальшивые деньги и как бы любой мог догадаться - китайские мафиози, история вечная как космос. Где же оригинальность, я не увидела ни 1 интересного или нового хода в сюжете, чего бы не было в сотнях других похожих фильмов, а было их немало, учитывая что я поклонница различных полицейских историй.
Правдоподобность. Это то, что меня действительно порадовало в фильме. Беременная женщина на девятом месяце дерётся, как терминатор и рожает не по зову природы, а когда она сама решит. Китайские мафиози, вы можете в любое время заглянуть к ним на огонёк без приглашения и они даже будут с вами вполне вежливы и любезны, которые к тому же ещё и совершенно неубиваемые, и даже если сначала проткнуть их насквозь железом, потом утопить и выстрелить пару очередей из автомата, всё равно продолжают подавать признаки жизни. И конечно же главный герой, который может сколько угодно дышать под водой, словно Ихтиандр.
Диалоги. А они были? На протяжении всего фильма у меня складывалось отчётливое впечатление, что главные герои не слышат или не хотят слышать друг друга, что наверняка так и задумано по сюжету, в силу эксцентричности каждого персонажа, только к концу фильма им позволили немного выговориться. Действительно много нецензурных выражений и типичных фразочек из пошлых американских комедий, лично мне в какие-то моменты было даже стыдно за актёров дубляжа, которым пришлось всё это благополучно озвучить.
Шутки. В основном все ниже пояса. Взять хотя бы сцену в начале фильма, где главный герой прямо в перестрелке раздевается и бегая перед преступником в красных семейниках с сердечками издаёт звуки курицы наседки, после которой мне сразу стало понятно в каком ключе далее пойдёт фильм. Отобрать стаканчик с анализами у несчастного больного старичка, который при этом назовёт вас ласковым прозвищем, это же так смешно.
Мне импонирует серия фильмов 'Смертельное оружие' в целом, идея и создание, но данную заключительную часть, лично я считаю полностью провальной.
В свое время в Голливуде были очень популярны серии фильмов в формате трилогии. Редко когда продюсеры решались продолжить популярную историю четвертым фильмом, несмотря на кассовый успех предыдущих частей. И, честно сказать, мало кто надеялся, что Мартин Риггс и Роджер Мерта вновь вернуться на экраны, несмотря на теплый прием как у критиков, так и зрителей третьего их фильма, вышедшего на экраны в 1992 году. Однако продюсер Джоэл Силвер и режиссер Ричард Доннер в душе не хотели предавать забвению одну из лучших полицейских франшиз всех времен и народов, а потому словно гром среди ясного неба, спустя долгих шесть лет с момента премьеры прошлой части сериала состоялась премьера «Смертельного оружия 4», в которую вернулись все основные герои во главе с Мэлом Гибсоном и Дэнни Гловером. Бюджет ленты составил рекордные 140 миллионов долларов, что позволило создателям воплотить на экране все свои, даже самые сумасшедшие, идеи, а потому ленту 1998 года можно называть самой красочной во всем цикле. Кроме того в кадре мы увидим и новые звездные лица - молодого и невероятно популярного комика Криса Рока и восходящую звезду азиатского кинематографа Джета Ли. Так что я думаю, причин для просмотра очередного фильма Ричарда Доннера более, чем хватает.
Итак, сюжет фильма сводит наших старых знакомых, Риггса (Гибсон) и Мерта (Гловер) с опасной китайской мафией, которой заправляет милый старик дядя Бенни (Ким Чан). Основной его деятельностью является пособничество нелегальной иммиграции тысяч людей из Китая в США, где его соотечественники практически становятся рабами, до конца жизни работающими на своих американских господ. Как раз один из рейсов с нелегалами совершенно случайно перехватывают главные герои фильма и для них становится делом чести разобраться с мафией. А в особенности последнее дело цепляет свободолюбивого Мерта, который в свое время подорвал авторитет консульства ЮАР, проводившее нелицеприятную политику апартеида на территории США. Но простым расследованием и сбором улик против дяди Бенни дело не ограничится, так как за его спиной становится настоящая угроза - жесткий и расчетливый исполнитель Вах Синг Ку (Ли), который проводит свою собственную политику прямо под носом безвольного дяди Бенни и для которого древние заветы Триад куда важнее, чем следование законам Америки. Так что последнее дело чести Риггса и Мерта становится для них самых тяжелым, ведь годы идут, герои не молодеют, а преступники становятся все более опасными. Причем по традиции последние вовсе не брезгуют расправой над ни в чем неповинными родными и близкими пары детективов...
Ричард Доннер и компания в своем последнем фильме франшизы решили сделать упор на зрелищность и комизм, а драматизм хоть и присутствует в сценарии, однако на самом деле его доля уменьшилась в два раза по отношению к прошлым фильмам. Создатели картины довольно поверхностно очертили проблематику нелегальных иммигрантов и проблемы, с которыми они сталкиваются. И все непродолжительные терзания и переживания становятся лишь резким трамплином к опаснейшему противостоянию с героем Джета Ли и его подопечными. Однако несправедливо будет сказать о том, что развитие отношений внутри «семьи» Риггса и Мерта законсервировались в финале прошлой части. Основной упор теперь делается на беременность любимой женщины Риггса, Лорны (Рене Руссо), а также загадочным отношениям Рианны (Трэйси Вульф), дочери Роджера, с неизвестным ухажером, от которого она тоже ждет ребенка! Вот на подобных непростых для мужского ума вопросах и держится большая часть юмора картины, ведь неудержимый весельчак Риггс ранее не только не помышлял о детях, но даже не задумывался о свадьбе, а Мерта в свою очередь рьяно следил за прилежным воспитанием своих детей и желал им лишь самой лучшей семейной партии. Ну а теперь все представление главных героев о жизни рушится в один миг и им придется серьезно пересмотреть свое мировоззрение.
Получил свою минуту славы и Джо Пеши. На этот раз энергичный герой переквалифицировался в приватные детективы, что позволило ему довольно тесно сотрудничать с Риггсом и Мерта. Как и ранее Пеши не в силах закрыть свой говорливый рот, а главные герои всеми силами стараются избавится от надоедливой ноши. Но в тоже время Ричард Доннер понимал, что «Смертельное оружие 4» будет его последней работой с проверенным годами актерским составом, а потому в финале не поскупился на лирику. Коснулось это и персонажа Джо Пеши, Лео Гетца, который становится полноправным членом семьи Риггса и Мерта, перед этим заставившего всплакнуть не один десяток зрителей проникновенной историей своего детства, раскрывающей невысокого героя с совершенно неожиданной, драматической стороны.
Отдельно хочу упомянуть работу Криса Рока. Популярный комик воплотил на большом экране молодого детектива Бесквитера, скрытого от масс возлюбленного Рианны. Рок, как ему и полагается, играет импульсивного, говорливого и не в меру надоедливого героя, единственной целью которого является налаживание отношений с Роджером Мерта. Честно сказать, Бесквитера тяжело назвать одним из лучших героев франшизы, и благо то, что создатели картины решили не передавать ему символическую эстафету, а наоборот поставили за спины постаревших звезд франшизы, которых не в силах заменить никто. Также из новичков франшизы заслуживает упоминания Джет Ли, представляющий собой всю прелесть Востока в одном лице. Умный, рассудительный, спокойный, и невероятно опасный Вах Синг Ку становится тем человеком, которого Мартин Риггс просто не в состоянии победить самостоятельно. Герой Джета Ли - это апогей всех преступников франшизы и его в какой-то мере можно называть Смертельным оружием, прям под стать прозвищу Риггса. Так что один этот факт заставляет присмотреться к Ли и его игре более внимательно, ведь он действительно привносит в повествование необходимую тревогу и мы наконец-то сможем всей душой переживать за благополучный финал истории для наших любимых детективов.
В итоге хочу сказать, что «Смертельное оружие 4» является отличным завершением одной из лучших голливудских франшиз всех времен и народов. Несмотря на то, что картина стала на порядок проще и развлечение в ней выходит на явный первый план, картина Ричарда Доннера без проблем держит своего зрителя у экранов от вступительных титров и до самой концовки. Честно сказать, ни один римейк не сможет заменить нам Мэла Гибсона и Дэнни Гловера, которые просто идеально воплотили своих героев. А потому тетралогия «Смертельное оружие»окончилась в 1998 году, и продолжить ее сможет лишь участие в дальнейших съемках все тех же Гибсона и Гловера, что в принципе на данный момент маловероятно. Так что предлагаю еще раз насладиться просмотром этих замечательных фильмов и в тоже время взгрустнуть, ведь так классно сейчас уже не снимают...