Эпиграф: “Вам знакомо выражение «выше головы не прыгнешь»? Это заблуждение. Человек может всё.” Н. Тесла, к/ф “Престиж
Вкратце: О поиске своего места в мире.
Милая и по-детски наивно-трогательная история о поросенке, который изменил свою судьбу, показал, что иногда стоит только захотеть, и что вежливостью и добротой можно добиться гораздо большего, чем агрессией.
Из плюсов: Кинокартина привлекает оригинальной на тот момент идеей и реализацией, благодаря которой фактически превращается в некую экранизацию анти-Оруэлла с неизменно умным и очень хорошим главным героем. Фильм населен персонажами, за которыми интересно наблюдать и создает свой собственный уникальный мир 'интеллектуальных животных', в котором, опять же, интересно разбираться и расставлять все по местам.
Картина задевает эмоциональные струнки зрителя с помощью, казалось бы, простых приемов, но практика показывает, что простое часто бывает и наиболее эффективным.
В общем и целом, фильм также выделяется из когорты других семейных кино, которые учат разумному, доброму и вечному, выбранной формой, поэтому авторов следует похвалить за новаторский подход и его удачную реализацию.
Из минусов: Идейная составляющая, как по мне - наиболее спорная часть фильма. Понятно, что фильм метафорически изображает взаимоотношения в человеческом обществе, но даже в таком контексте он имеет проблемы с посылом. Может ли каждый стать кем захочет, стоит только захотеть? Ну идея хорошая, и теоретически ответ 'да', но практически - 'нет', потому что базовые условия никто не отменял. Человек без таланта может добиться успеха только путем тяжелого труда, и то не факт, что 'прыгнет выше головы', но в фильме нам не показывают и этого.
Зато нам демонстрируют другое - что главный герой находит новый подход к делу, обходной путь, которого до него никто не видел и который помогает ему добиться успеха. Вроде неплохо звучит. Но опять-таки, на деле мы имеем, что сначала маленький поросенок удачно работает через личное знакомство и симпатию со стороны тех, с кем он 'работает'. Эдакий блат у него получается. А когда ему приходится иметь дело уже с незнакомыми ему животными, на помощь приходит сценарий, который на ходу генерирует универсальный 'пароль' для дальнейшей работы. А в жизни обычно так не бывает. Недостаточно быть милым и маленьким, надо обладать необходимыми навыками для работы, а главный герой их не имеет, причем именно из-за своих 'базовых кондиций'. Поэтому, утверждая, что 'каждый может стать, кем захочет', фильм сам же себе и противоречит.
Наблюдаются проблемы с мотивацией героев, без видимых или названных причин меняют позицию. Тут кто-то уверен, что главный герой лезет не в свое дело - а тут он уже сам бросается ему помогать. Тут главный герой обижен на хозяина - а тут уже делает то, что хозяин хочет. .. Таких моментов в фильме хватает.
Отдельным минусом следует также выделить закадровый голос, который всячески объясняет все, что происходит на экране, даже вполне очевидно, поэтому выглядит лишним. В то же время он как-то полностью пропадает, когда надо бы объяснить то, что действительно непонятно (например, нечто из указанного мною выше).
Резюмирую: фильм предназначен не просто для 'семейного просмотра', а скорее для самых маленьких зрителей. И не то чтобы он плохой, он интересен и самобытен, но номинация на 'Оскар' меня лично поставила в тупик.
P.S. Локализаторов надо дегтем и перьями осыпать за добавление в нормальное оригинальное название всяких там 'четвероногих малышей'. Неужели аудитория сама не разберется, о чем фильм, без таких подробных объяснений? Или тогда бы уже просто “Четвероногий малыш”?
Заранее предвзято относясь к данному творению, к середине картины все же находишь, что она не так и плоха (хоть, конечно, и не на номинацию на Оскар за лучший фильм, режиссуру и адаптированный сценарий).
Интересно необычное обыгрывание сказки-аллегории Оруэлла 'Скотный двор', которая хоть совсем и о другом (а именно - о тоталитарном режиме даже в 'обществе' животных), но явно не без иронии цитируется в данной ленте, где молодой глупый поросенок, ввиду своей мягкости и доброты нашедший общий язык с сильными мира сего - овцами и собаками, - попадает в милость стареющего хозяина фермы.
Снятая по книге британского фермера Дика Кинга-Смита лента 'Бэйб', повествующая о маленьком поросенке, который ищет свое место в жизни, внесла ощутимый вклад в жанр семейного кино. Малоизвестный режиссер Крис Нунен прекрасно поставил историю, в которой благодаря последним достижениям визуальных эффектов фермерские животные обрели голос. Кинолента хорошо подходит как для детской аудитории, так и для семейного просмотра.
Не имеющая возрастных ограничений, картина пользовалась большим успехом у зрителей (бюджет картины в 30 млн.$ бул превзойден в кассовых сборах почти в 8,5 раз!), а так же получил от критиков весьма хорошие отзывы. Картина имеет аж 6 номинаций на премию Оскар, в т. ч. как лучший фильм и за лучшую режиссуру, и одну премию за визуальные эффекты, 4 номинации на премию БАФТА, в т. ч. и за лучший фильм, а так же премию Золотой глобус в номинации 'Лучший фильм (комедия или мюзикл)'.
Фильм подбивает не только умением животных разговаривать, но и самим сюжетом, главным героем которого становится маленький поросенок по кличке Бэйб, ищущий свое предназначение в жизни и попадающий в различные смешные и нелепые ситуации, не лишенные приключений и доли опасности. Наивный и забавный поросенок умиляет, так что смотреть фильм довольно интересно.
Одним из самых запоминающихся моментов киноленты стал тот, что связан с человеком по имени Артур Хоггетт, когда тот отплясывал свои дикие танцы. Эта роль принесла своему исполнителю - актеру Джеймсу Кромуэллу, известность и единственную пока еще в его карьере и всего лишь номинацию Оскара за 'Лучшую мужскую роль второго плана'. Актер неплохо сыграл в этом фильме, исполнив роль нахмуренного фермера, которого считают несколько чудаковатым человеком.
Картина обладает сказочностью. Разбиение ее на несколько глав, в конце каждой из которых подводится итог и выносится своеобразная мораль, придает сходство картине с настоящей сказкой, повествующей добрую историю. И неотъемлемым атрибутом такой истории стали, наверное, мышки, которые выступали в фильме как заправские симпорсиархи*.