В детстве (да, именно в детстве!) в связи с эти фильмом у меня произошла такая история. Купленный в нашу семью видеоплеер Funai проходил обкатку. Мои собратья, сограждане и соплеменники знают это время, когда вся семья собирается перед экраном по поводу того, что в руки попала кассета VHS. Она могла быть даже с другого квартала твоего города. В случае с 'Голубой лагуной' у нас это не было фигуральным выражением. На продаваемых в ту пору в поддержку видеопиратства кассетах на напечатан ном на машинке приклеенном листочке рядом с названием фильма в скобках отмечался жанр. В нашем случае это было слово 'эротика' (возможно сокращённое - 'эрот.'). Я разумел, что от просмотра я буду отцеплен. Да и ладно, - подумал я. Однако отец тогда сказал: 'Да ладно, как-нибудь посмотрим'. Скрипя душой и телом я ввязался в это. И вот, дойдя до определённых сцен, батя мне такой:' Не, ну, голые...'. Ясно, - подумал я. То, что батяня мне выдал следующим номером, мне никогда не забыть! Прозвучало: 'Ты не переживай, я потом досмотрю'... О! То-то я переживал за это, ага...
К чему это всё я написал? Ну, во-первых, считаю, что и история эта интересная и соответствует правилам размещения, и, во-вторых, это подчёркивает значение 'Голубой лагуны' в моей жизни... Вот когда мне уже исполнилось много лет, я вспомнил об этом отменённом для меня отцом фильме.
А вот и моё мнение по существу!.. Это потрясающей красоты фильм! Оператор Нестор Альмендрос поработал так, что картина номинировалась на Оскар в этой номинации. Дивная флора с добавлено фауной гармонируют как по нотам!.. Но не только операторской работой силён фильм!.. Он интересен сюжетно!
Вследствие кораблекрушения экипаж по шлюпкам разделяется в тумане. Кок с двумя детьми - Ричардом и Эммелин причаливают к живописному острову. И, коль помощи ждать-пождать днём с огнём, они вынуждены обживаться на этом самом острове. Благо, здесь всегда тепло и пища под боком. Через время с коком случилось то, что случилось, и мальчик пообещал девочке что они выживут (см. название текста)... Даже такая затравка уже интересна сама по себе. Но когда эти двое становятся половозрелыми - становится интереснее! И дело не в сценах с интимной близостью. Отнюдь. А именно с тем, как они каждый сам себе познавал свои тела! И в чём именно это подтянуло внимание? Да в том, что приятные люди, но неотёсанные. Так Ричард и сказал: 'Я хотел бы, чтобы с неба мне упала книга со всеми ответами на интересующие вопросы!'. И жалко их, и радостно за них...
Любовные же ласки и обнажёнка здесь вроде так естественны, что о жгучем желании вторить им речь неуместна. И всё же, в одном моменте можно возбуднуть. Когда там Эммелин, грубо говоря, на карачках что-то там делает по хозяйству, а Ричард такой над ней подходит... Просто... снято с её позиции (Ричард стоит спиной к зрителю). (Не забываем, что оператор самый-самый!).
Но и это ещё не всё. Дальше будет так приятно! Я о сюжете и развязке...
В этом фильме есть всё. В нём вся жизнь. Но вот что-то удерживает меня от выставления десяти баллов. Не знаю. Есть нелогичности. Туземцы эти... Но, быть может, это что-то метафоричность какая-то... Не знаю, не думал. Просто... какой-то простоватый он что ли... Хотя, с другой стороны, каким должен быть фильм о жизни?.. Меня как-то пугает этот фильм что ли... В общем, давайте так!.. Не 'десять', потому что это мои личные необъяснимые бзики. Может быть, что я ещё пожалею, что 10 не поставил...
У каждого есть свой, особый жанр фильмов – «фильмы детства». Фильмы, которые ты смотрел очень давно и неважно плохие они были или хорошие. Эти фильмы дарили тебе впечатления, и ты всегда будешь их любить. Один из моих таких фильмов – Голубая лагуна 1980г. Впервые я этот фильм увидел, когда его на СТС показывали. Была такая эпоха в 2000-ых. когда интернет был не сильно развит и люди, по вечерам, смотрели телевизор: сериалы по Первому каналу после Новостей; «Большое кино» на ТНТ или же «Кино в 21:00 на СТС». До сих пор помню анонс этого фильма, загадочным голосом Сергея Чонишвили.
При первом просмотре, я не запомнил «красоты» фильма. Я запомнил, что меня он напугал. Ещё бы, в фильме главные герои натыкаются на людоедов-дикарей; девушке снится страшный сон про смерть; она пропадает, а главный герой не может её найти; она рожает; они находят место жертвоприношения; они чуть не умирают от ягод. Для меня этот фильм был ужастиком. Только пересмотрев его, много лет спустя, я смог оценить его по-другому.
Ричард и Эммелин, будучи детьми, попадают на тропический необитаемый остров, где начинается их новая жизнь. Собственно, это всё про сюжет. Глубоким его не назвать. Просто, почти два часа, мы наблюдаем как дети живут, плавают, строят жилище, играют, а когда они достигают подросткового возраста, у них начинается влечение друг к другу.
Главная характеристика фильма, про которую многие сказали, он – красивый. Главный плюс – это остров, на котором живут герои. Обычно пейзажи в фильмах это просто декорации. В Голубой лагуне же остров это один из героев фильма. Смотря на все эти джунгли, пляжи, прозрачное море, всё время невольно возникает мысль сбежать от цивилизации туда.
Своеобразный плюс, но фильму подходит то, что у него крайне неспешное повествование. Нам неторопливо и подробно, иногда несколько сцен без слов, показывают быт Ричарда и Эммелин. Кому-то это может показаться скучным, но, по-моему, это добавляет зрителям возможности проникнуться очарованием пейзажей и отношениями героев. Кстати, про них. Ощущения смешанные.
К Кристоферу Аткинсу претензий нет, он хорошо воплотил молодого человека, который чувствует ответственность за свою любовь и их жизнь. Не зря получил награду. А вот Брук Шилдс за этот фильм получила «Золотую малину», и я понимаю почему. У неё топорная актёрская игра весь фильм. Лишь пару раз она выдаст улыбку и засмеётся. В остальной хронометраж она просто… смотрит с каменным лицом: на Ричарда, на птичек, на море. Может сказалось отсутствие актёрского опыта и возраст всего 14 лет. Но, антинаграда я считаю заслуженно. Хотя всем понятно, что в данном фильме, акцент был не на актёрскую игру.
Ещё проблема персонажей – слишком примитивные и односложные диалоги. Нет, я не требую от них размышлений о жизни. Но ко второй половине фильма уже подбешивало, что большая часть их разговоров выглядит как-то так:
- Там бог! Что нам делать?
- Не знаю.
- Может сходим туда?
- Не хочу об этом говорить.
- Зачем ты родила?
- Не знаю.
- Почему ты себя так ведёшь?
- Не знаю.
Плюс ещё и поведение Эммелины, которая выносит мозг Ричарду, выводило из себя.
Однако, будет ложью если сказать, что отношениям Ричарда и Эммелины не веришь. Наоборот, они смогли показать первую любовь. За счёт той же неспешной смены кадров, красивого острова, но ты действительно веришь в их любовь. Ты видишь перед собой двух, познающих друг друга, подростков. Вот в чём главнейший плюс и очарование фильма Голубая лагуна. Вот чем фильм покорил, особенно жителей СССР. Это, в самом деле, фильм про любовь с аллюзиями на Адама и Еву. Ты смотришь этот не спешный, лёгкий, наивный фильм и проникаешься их отношениями, их судьбой и тебе становится их жалко.
Впрочем, нельзя не упомянуть странности фильма. Про актёрскую игру уже сказал. Почему герои провели на острове всю жизнь, вдали от гигиены, но при этом у них идеально ровные, белые зубы? Почему у них сверкающие волосы, как будто они из рекламы шампуня «Хеден Шолдерс»? На их острове нет крупных зверей, значит мясом они не питались, значит они недополучают полезные белки и должны быть худощавыми. Но нет, Ричард выглядит так будто каждый вечер фитнес-зал посещает, да и Эммелин как модель из глянцевого журнала (хотя Брук Шилдс и есть модель с журнала). Почему их тела не зарастают волосами? Как они стриглись всё это время? Почему их одежда, которую они нашли в начале, за столько лет не износилась?
Кроме того, фильм показывает жизнь на острове слишком беспечной. Неужели маленькие дети не разу не получали травму, царапину? Ладно нет хищников, но как же ураганы и штормы, которые очень часты в тропиках; ядовитые коренья? В романе Стэкпула герои сталкивались со всем этим, плюс у них отношения развивались малость пожёстче. Эти проблемы обсуждали даже герои ремейка 2012г. Но в данном фильме понятно почему этого нет. Он задумывался как чистая и наивная романтика. Собственно таким он и получился.
Я знаю, что фильм обвиняли в педофилии. Я бы сказал, что это вздор, но если вспомнить, что Аткинсу было 18, а Шилдс 14, то повод для обвинений был. Стоит сказать, что режиссёр Рэндал Клайзер хорошо сделал по поводу наготы. Нам показывают героев обнажёнными, но либо в прикрывающей одежде, либо сбоку и таким образом мы и видим, и не видим наготу героев. По-моему, это хороший шаг, это добавляет какую-то загадку и романтику додумывайся. В отличи от современных фильмов, где при постельных сценах нам наготу пихают прямо в кадр и это уже не удивляет.
Вывод: Минусы у фильма, конечно, есть: актёрская игра, наивная романтика. Понятно почему фильм невзлюбили критики. Но нельзя не считать, что Голубая лагуна – это красивый, романтичный, наивный, сказочный фильм, который просто приятно смотреть и наслаждаться красотой острова и взрослением главных героев. И упаси нас боже, от современного ремейка этого фильма, где одного из героев сделают чёрным.
Несколько тяготит ощущение того, что действующие герои картины вынужденно поставлены в ситуацию, когда выбора то особого нет. Ну а всякие пейзажные дополнения райского острова Фиджи (даже привезённые из другой части света) и работа Нестеро Альмендеса, который явно не зря свой хлеб ест, лишь обрамляют в зрительской фантазии уже готовое полотно. Но даже за неимением вариантов, обворожительная Брук Шилдс и Кристофер Аткинс (который безумно похож на Васю из «Огонь, вода и… медные трубы») своё романтическое дело знают, и воплощают на экране несколько наивные, но до безумства милые фантазии, граничащие с какой-то животной страстью.
Сказать что эта картина в чём-то фантастична - ничего не сказать. Просто романтическая робинзонада, которая отнимает надежду на то, что в цивилизованном обществе возможна настоящая любовь. А реальна она только там, в лагунах Нануя-Леву. И чёрт его знает, переживать из-за этого или нет... но в остальном всё красиво и, слава богу, вполне гуманистически.
Фильм был однажды просмотрен в детские или юношеские годы, но по каким-то причинам запомнилась только канва сюжета. И вот я пересмотрела его будучи взрослой. Без особых ожиданий и надежд, нужно заметить. Просто из-за любопытной истории с потеряшками на райском острове.
Итак, прекрасные съемки, природа на которой глаз отдыхает, фауна представлена очень пёстро и красочно, герои милы и очаровательны, их быт - и тот идилличен.
Опасность остается где-то там, на другой стороне острова. Яд рыбы с острым плавником и ягоды - не смертельны.
Интересен факт, что Эммелин как Ева нарушила запрет не ходить на ту сторону острова. Впрочем жанр не тот, и она не поплатится за нарушение табу. Но аналогия занятна.
Как ни странно мнения зрителей разделились (с перевесом в восхищение, конечно!), и читая эти мнения обнаруживаю интересный факт:
Даже в отрицательных отзывах везде одно и то же.
Герои попали на остров и там вдалеке от скверны под названием цивилизация, в тысячах морских миль от пороков человеческого общества, рождается чистая и настоящая любовь.
Давайте если не развеем этот миф, то хотя бы поставим знак вопроса, допустим сомнение.
Это не любовь.
Физиология и инстинкт толкнули героев в объятия друг друга. И гормоны сыграли свою роль в их растущей симпатии.
Так любят друг друга животные. У двух молодых созданий разного пола просто не было выбора кроме как создать семью друг с другом. Как бы мила она ни была, эта идиллия, картинка, называть отношения героев любовью - верх наивной мечтательности.
Минусуйте, господа, если желаете.
Я сожалею, что пытаюсь сдернуть розовые очки, в них правда сподручнее жить. Но это мнение должно быть высказано. Я не могу видеть как Любовью называют всё подряд.
Начну с того, что не смогу однозначно ответить на вопрос о том, понравился ли мне этот фильм или нет. Он оставляет после себя какое-то неоднозначное, непростое впечатление. Уже с самых первых кадров красивые виды природы и спокойная музыка располагают к себе. На протяжении всей картины зритель периодически видит кадры из жизни флоры и фауны острова, на котором живут главные герои. Даже появилось желание провести отпуск где-нибудь на тропическом острове, чтобы так же нырять, плавать с дельфинами и обедать спелыми фруктами.
Не могу однако обойти стороной тот факт, что некоторые аспекты жизни юных Ричарда и Эммелин вызывали у меня вопросы. Это касается удивительной способности одежды не изнашиваться, героев не взрослеть со временем и тяге местных аборигенов незаметно жить в своей части острова, не пытаясь обследовать другие его берега. Не хочется показаться занудным человеком, но этот фильм не показался мне ни на йоту реалистичным.
Соглашусь, история взросления персонажей, их понимания себя и мира очень трогательна. То, как Ричард и Эмм познают законы устройства жизни и самих себя, достаточно любопытно. Чем дальше, тем больше они понимали и день за днём детское мировоззрение разрушалось под тяжестью реального мироустройства. Герои учились ответственности. Это именно то, чего всю жизнь старался избежать Падди Баттон, то, чего ему так не хватало.
Фильм просто супер! Подтверждение тому, что везде можно выжить. Главное, чтобы было с кем. Казалось бы дети на необитаемом острове, совсем одни, но ни капли в них страха, слез, капризов. Они всему научились и умеют.
И так интересно наблюдать, как он взрослеют и как зарождаются чувства Эмелин (Брук Шилдс) и Ричарда (Кристофера Аткинса) из дружбы в любовь. Это потрясающая пара. Сколько пересматриваю этот фильм, всегда нахожу что-то новое. Это настоящая психологическая кинолента о признаках любви у мальчика и девочки. У них много вопросов, но ответы сами собой находятся. Благодаря тому, что мы все созданы природой.
И мне кажется, что каждому человеку необходимо в какой-то момент остаться наедине: вот так, как герои фильма. Пусть и не на необитаемом острове. Много чего можно для себя открыть, свои возможности.
Фильм вдохновляет! И своей красотой, красотой актеров и чувствами, которые испытываешь после его просмотра.
Многое уже было сказано в других рецензиях, но попробую и я внести свою лепту, описывая данный шедевр\не шедевр (мнения, как видно, разделились).
В последнее время подозрительно часто натыкалась на различные картинки из этого фильма с описанием того, насколько он потрясающий. В итоге решила поддаться искушению и взглянуть на эту 'красивую историю о любви...' своими глазами.
Не понимаю, почему в качестве жанра не была указана 'комедия'. Не знаю, как вы, но лично мне порой было крайне забавно наблюдать за нелогичностью и не состыковками в фильме. Кого-то это раздражало, но меня веселило. Не сдуваемые ветром волосы с груди героини, вилла, которую они себе 'отгрохали', рождение ребенка и вот это вот всё. Сюжет достаточно вялотекущий, а герои подозрительно чисты и наивны спустя столько лет пребывания в первобытном состоянии.
Опять же несмотря на пребывание на острове более десяти лет прекрасно сохранились классические патриархальные модели поведения, хотя дети были отрезаны от общества и, казалось бы, должны были вырасти на равных. Но мы видим беспомощную героиню и мужественного Героя, который трудом и потом для неё, лежащей и умирающей от ранки на ноге, полученной от рыбы в песке. Выстроилась схема отношений 'я женщина и буду устраивать истерики и быть слабой, а ты мужчина и успокаивай меня, люби и делай за меня всю работу'. Вот это, если честно, предельно раздражало. Хотя с другой стороны, 1980-ый год не 2017.
Мне большую часть фильма казалось, что я смотрю диснеевскую сказку, которая почему-то не нарисована, а снята.К Диснею отсылали музыка, шрифт в начале картины, наивность и предсказуемость происходящего. Все идеальное, не из этого мира: герои, их поведение, девственно-чистая природа и голубой прозрачный океан.
Я не буду ставить этому фильму единицу или писать негативную рецензию. На мой взгляд, все перечисленное выше можно было ожидать, взглянув на название, слоган и афишу фильма. Я не ждала ничего, кроме сказки - если бы там были неидеальные персонажи, если бы там была суровость выживания американских детей на необитаемом острове, если бы все было приближено к реальности, то мы бы смотрели не мелодраму, а какой-нибудь триллер или ужасы (в реальности вряд ли им бы удалось так долго скрываться\скрывать свой интерес к туземцам)). Фильм годен для того, чтобы полтора часа 'позалипать' на красивую природу, идеально сложенных героев и мир, в котором зло существует где-то настолько далеко, что о нем совершенно забываешь.
В нашем мире итак слишком много плохого, так пусть хоть где-то все будет хорошо.
Посмотрела этот фильм, когда мне было лет 5-7. Естественно, я ничего не поняла, и это спасло меня от разочарования - я не люблю мелодрамы как жанр. Я не пересматривала фильм во взрослом возрасте и не хочу этого делать, чтобы не портить детские впечатления и воспоминания о 'сонном сюрреалистичном кошмаре'. Да, меня жутко пугал этот фильм.
Я пересматривала его снова и снова. С каждой минутой, приближающей сцену показа черепа единственного взрослого на острове меня сковывал ужас. Одновременно хотелось, чтобы этого не было, чтобы этот момент неожиданно пропал из фильма, но параллельно мне было интересно, мне нравилось чувство страха 'не из-за чего'. За несколько секунд до сцены я, обычно, ставила фильм на паузу и шла пить - морально готовилась.
Сложно сказать, что меня так напугало. Я смотрела и действительно страшные 'Капля', 'Зомби', 'Поезд ужасов', но и один из их не пугал так, как это сделала 'Голубая лагуна'.
Наверное, это из-за нереальности происходящего, неторопливости повествования и изолированности главных героев. Было ощущение неправильности происходящего, ощущение чего-то вязкого и лёгкого, будто я попала в туман. Потом я пыталась вспомнить название фильма, но мне казалось, что он называется 'Сонная лагуна', настолько всё казалось иллюзорным, происходящим во сне. И, что странно, у меня осталось впечатление, что за весь фильм, кроме взрослого, никто не разговаривал.
Конечно, это всё неправда, и замысел фильма был другой, но я не могу не поделиться старыми детскими впечатлениями.
Что-то с недавних пор меня потянуло на старые фильмы, именно на те, что снимались раньше 2000-х. Не знаю, возможно это ностальгия по детству, а может то, что я настолько сильно люблю картины вышедшие в период 1980-2000 из-за того, что они более душевные. Я замечаю такую тенденцию в нынешнем кинематографе: все пытаются чем-то удивить, запутать и сломать мозг. А в те годы фильмы были простыми как пять копеек и никто не старался залезть в душу и перевернуть все там. Может поэтому они так и запомнились - тем, что были более ближе по духу зрителям, да и люди были не такие требовательные в плане 'хлеба и зрелищ', как сейчас. Возможно из-за всего этого в душе осталась теплота к этим старым наивным фильмам.
Эта картина также стала частью моего детства. До сих пор помню, как смотрела его прикрывая ладошкой глаза, ибо считала некоторые моменты чересчур откровенными, но и любопытными. Это сейчас я стала настолько 'озабоченной', что подавай мне 'Нимфоманок' и прочие 'прелести' кинематографа... Эх детство, детство...
Что же, фильм повествует о мальчике и девочке, которые спаслись вместе с одним матросом, после того, как их корабль затонул. Моряк, не долго думая, откинул кони, перебрав рома, но успел научить двух ребятишек основам выживания. Так дети и остались жить на этом острове вдвоем, практически ничего не зная о жизни.
Очень интересно было наблюдать за тем, как они сталкиваются со свойственными всем молодым людям явлениями, чувствами и потребностями, но так как никто не рассказал им обо всем этом, каждая мелочь становилась для них открытием. Это сейчас школьники знают о том откуда берутся дети лучше, чем взрослые, но так было не всегда. И поэтому порой сидишь и умиляешься их наивности и неосведомленности, а подчас и сам задумываешься о том, как поступил бы на их месте. Фильм прекрасен своей наивность и искренностью. Действительно здорово было видеть настоящие, ничем не запятнанные чувства, которые были настолько искренними и естественными, что хочешь - не хочешь, как ребенок сидишь с открытым ртом и веришь во все, что происходит в кадре. И это замечательно.
Актеры безумно порадовали, даже не смотря на свой юный возраст они заставили миллионов зрителей поверить в их любовь и это многого стоит. Брук Шилдс и Кристофер Аткинс поразили своим мастерством, искренностью и той естественностью, с которой они передали своих героев. Прямо смотришь и умиляешься. Браво!
В итоге, мой вердикт: замечательный фильм, наполненный искренней любовью и теплотой. На полтора часа вас унесет на Богом забытый остров, который стал началом для рождения и развития таких замечательных чувств, от которых на душе светло. К просмотру рекомендую.
Красивая сказка для детей совершеннолетнего возраста
Если бы на обложке диска с записью данного фильма не было бы пометки «Не рекомендуется лицам до 18 лет» - я бы назвал эту картину милой детской сказкой. Тропический остров… Красивая природа, дрессированные попугайчики и прочие мелкие зверушки… Красивая девушка… Видимо, смазливый мальчик (извините, но я не женщина, и оценить не могу). Немножко злодеев с барабанами – но они совсем не опасные, ведь появляются лишь на противоположной части острова, да и то – видимо, договорившись с нашими главными героями, - исключительно в то время, когда те туда не ходят. Ну и, разумеется, идиллическая история романтической любви, которой ничто не мешает. Первые поцелуи, первые ласки, первая близость….
Но у меня, как у вполне взрослого человека, давно отпраздновавшего своё 18-тилетие, возникает масса недоумённых вопросов. Нет, я, конечно, вполне могу понять ситуацию, в которой выросшие на необитаемом острове парень и девушка не понимают, откуда берутся дети и не связывают беременность с фактом близости. Тут даже дедушка Фрейд меня поддержит – в своих трудах он описывает подобное явление, как часть верований некоторых примитивных народов Полинезии и аборигенов Австралии, с точки зрения которых близость – это просто так, а вот дети родятся от богов или от духов умерших предков.
Более того, я даже не спрашиваю о том, где и чем Ричард брился, в какую розетку Эммелин включала фен, дабы сделать укладку волос, и где вообще главные герои, чёрт возьми, брали в течение минимум десятка вполне новую одежду – для себя, для родившегося сына. В Голливуде ведь и не такие чудеса творятся – так ведь?
И я не буду задаваться вопросом о том, почему лишь после начала пожара на судне кто-то из членов экипажа вдруг сообщил всем, что «сам видел, как в порту в трюм грузили порох». Мало ли – может, это было судно контрабандистов?
Меня волнует другое. Неужели создатели фильма не знают того, что всякая женщина своего новорождённого ребёнка не будет вначале часами мариновать, затем давать мужу – чтобы тот потыкал ему в рот грязные пальцы, бананы, кокосы и ананасы (хорошо что хоть ромом из бочонка покормить не попробовал), а инстинктивно прижмёт к груди, а там уже природа возьмёт своё – даже если она никогда не слышала о том, чем кормят грудничков?
Отдельная история – отец Ричарда, ведущий поиски своего сына. Увидев в бинокль дурачащихся на пляже Ричарда, Эммелин и их сына, перепачканных грязью и изрядно вывалявшихся в морском песке, отец Ричарда качает головой, говорит, что «Это точно не они», и – внимание – разворачивает судно назад в море! Видимо, он ожидал увидеть своего сыночка разгуливающим по берегу необитаемого острова во фраке, а Эммелин – в вечернем платье? Но дело даже не в этом. Увидев на полинезийском острове, обозначенном на морских картах, как необитаемый, людей, чьи антропологические параметры явно указывают на европеоидное происхождение, он вполне должен был бы сложить в уме 2+2 и к острову причалить, дабы забрать оттуда жертв кораблекрушения! Вне зависимости от того – его это сын или не его.
Отдельного упоминания стоит и странная беспечность Ричарда. Прожив с десяток лет на острове, он вполне должен был бы знать и об акулах, плавающих у его берегов, и о прочих опасностях. Да и бросить лодку – единственную (и потому ценную) в том месте, где её легко может унести в море, а за одно и свою возлюбленную с ребёнком, а самому пойти рвать бананы… В общем, удивительно – как эта пара прожила на острове столько лет и так ничему и не научилась?