Экранизация компьютерных игр, тем более культовых – работа зачастую неблагодарная. Угодить всем: и обычным зрителям и поклонникам практически невозможно. Нужно балансировать где-то на грани. Кристоф Ганс решил пойти своим путем, внимательно изучил вселенную игры, однако неподготовленного зрителя щадить не стал, и в результате получилась очень продуманная, но сложная история, которая оставляла много вопросов без ответов. Майкл Дж. Бассетт сделал больший акцент на поклонников серии, проигнорировал вторую часть игры и обратил внимание на, великолепную для своего времени, «Silent Hill 3». История третьей части была несколько проще, чем первая, где детально объяснялось значение тех или иных персонажей, их происхождение и с чего собственно все началось. Третья часть рассказывала о девушке по имени Хизер, которая видит сны о городе полном монстров, но который единственный может дать ответы на вопросы касательно ее происхождения. Этому и посвящен фильм.
Первая сцена фильма и появляются предпосылки того, что фильм действительно будет по игры. До боли знакомый парк аттракционов, плюшевые кролики с окровавленными ртами, карусель и Пирамидоголовый во всей своей красе. Первая сцена в любом фильме задает планку качества и здесь вступительная сцена бесподобна с точки зрения визуализации. Далее нас пугают небольшими вставками с видениями главной героини, и начинается бегство по локациям. Здесь стоит сразу отметить, что большинство локаций очень гармонично перекочевали из игры, что говорит о том, что режиссер действительно стремится сделать фильм узнаваемым для игроков. Даже такие мелочи, как белая безрукавка героини и использование в качестве оружия обрезок трубы делают свое дело. Но лучшее, что есть в игре, и что сложнее всего внести при экранизации – это атмосфера. Но режиссеру это прекрасно удается. Атмосфера страха и отчаяния героини пропитывает фильм. Уровень сопереживания очень высок, и даже 3D при всей нелюбви к нему играет только на пользу.
Сценарий соблюдает каноны игры, отчего неподготовленный зритель может запросто обвинить фильм в нелогичности и неоправданной сложности, однако это та необходимость, на которую придется пойти. В конце концов, это все-таки экранизация квеста, а не какого-нибудь шутера, поэтому детализация при написании сценария необходима. Вписать всех персонажей и локации таким образом, чтобы они смотрелись интересно не только на мониторе, но и в кинотеатре – очень сложный процесс, поэтому кое-что в фильме решено изменить. Образ Винсента претерпел существенные изменения, в метро Хизер так и не спустилась, ну и конечно Пирамидоголовому в силу его интересности, было выделено больше экранного времени, хотя в игре он появляется лишь один раз. Монстры по-прежнему способны напугать своим внешним видом и неожиданным появлением. К тому же, помимо тех, что мы видели в игре, появились еще и личные наработки режиссера. Ну а в перерывах многочисленного бегства героини, мы слышим великолепную, но слегка обработанную музыку Акиры Ямаоки.
Естественно, к фильму есть претензии, но они имеются к каждому фильму ужасов, вроде не самой впечатляющей игры актеров, или несколько скомканный финал, но говорить об этом не хочется. Несмотря на большую рекламную кампанию, данную работу постигнет участь первой части – скромные сборы в кинотеатрах и неплохой доход от продажи DVD. Да, фильм не идеален, но подарить приятный, а главное страшный вечер, он вполне способен. И, кстати, в конце фильма имеется небольшая, но четкая отсылка на будущее продолжение, и, по всей видимости, это будет экранизация «Silent Hill: Downpour», восьмая по счету игра в серии. Поэтому, прощаться с данной серией, пока что рано.
Иногда трудно отличить качественную экранизацию, от не очень качественной. Именно так поначалу думали фанаты игр «Сайлент Хилл», когда на экраны вышел первый фильм от Кристофа Ганса под руководством Сэмюэля Хадиды, который любит переносить игры на большой экран. Но картина, перенявшая всё хорошее от первой и второй игры, оказалась на порядок сильнее и глубже, чем ожидалось, именно от поставленного на экране мира я познакомился с игровой серией, которая впоследствии и захлестнула своей богатой атмосферой и жуткими, но грустными историями. Было абсолютно ясно, что продолжение последует, правда в какую сторону оно будет продвигаться и в пользу какой игры из серии, оставалось загадкой до первых постеров и кадров. Майкл Дж. Бассетт, создавший вполне смотрибельный и интересный «Соломон Кейн», особо не блиставший масштабом, но обладающий хорошим сюжетом и картинкой, обнадёживал, что давало возможность надеяться на качественное продолжение «Сайлент Хилла». Страшное подозрение в том, что режиссёр окунёт историю в экшен, оправдалось и это, разумеется, не хорошо, когда ждёшь второго погружения в мир мрачного туманного городка близ озера Толука.
«Сайлент Хилл: Откровение» или просто 2, есть за что громко ругать. Во-первых, продолжительность картины, которая по разным источникам указывалась свыше двух часов, что предполагало полноценную неспешную историю с той самой необычной и удивительно притягательной атмосферой, дающей возможность проникнуться тишиной в пепельном тумане, аккумулирующей страх внутри тебя. Но всего лишь полтора часа не могли предоставить такого, что превратило фильм в подобие слэшера с многочисленными внезапными пугающими моментами. Возможно, очередная комиссия с ножницами для плёнки в лапах, не поняла что за фильм перед ней, или сам режиссёр не прочувствовал историю и что для её реализации надо было сделать. Во-вторых, сюжет, по которому создана картина, заимствован из третьей игры, и отсебятины подобно первой части, в фильме Бассетта мало. Всё идёт близко к тексту, но не без расхождений конечно. Режиссер, будучи и сценаристом в одном лице, уж слишком мало оставил тайн, слишком быстро раскрывал и практически разжёвывал элементы сюжета. При этом, посвящая несколько минут различным флэшбекам, относящимся к истории первого фильма, забывая подробнее описать и рассказать об Ордене и его мрачных служителях. Подобное было в четвёртом «Другом мире», получилась та же ошибка. В-третьих, совершенно раздражал персонаж Винсента (Кит Харрингтон), который на протяжении всей картины сопровождал главную героиню Хизер (Эделейд Клеменс). Слишком много ему уделено экранного времени и прозрачная линия любви Винсента к Хизер совершенно тут неуместна.
Молодая Хизер, она же повзрослевшая Шерон, крашеная и короткостриженая и, как известно всем фанатам игры, она же Алесса. Вернее её светлая половина, спасшаяся из туманного города через любовь сильной матери. Девушка отправляется в Сайлент Хилл, чтобы разыскать пропавшего отца, Гарри Мейсона (Шон Бин), того самого, что был в первой игре. Тут фильм интересно и удачно совмещает в одном человеке Кристофера Да Сильва и Гарри Мейсона, что заметно объединяет общую линию об Алессе и скитаний Хизер с отцом по разным городам и сёлам. Кроме того радует присутствие таких персонажей как Роуз (Рада Митчелл) и Далии (Дебора Кара Ангер), жаль, что только присутствие, так как они здесь являлись лишь приятным дополнением. Главной героине придётся встретиться с детективом Картландом, посетить одно из самых жутких мест туманного города иной реальности – больницу Брукхэйвен, где её будет ждать Леонард Вульф (Малкольм Макдауэл). Узнает тайну и чёрные намерения Ордена от самой Клаудии (Кэрри-Энн Мосс), хранящей дьявольские секреты, не менее жестокой и изощрённой засранки чем Кристабелла. Разумеется, будет и всеми известный Пирамидоголовый, с лёгкой руки режиссёра, заменивший оригинального и неприятного монстра игры Валитэля, хотя его образ всё-таки будет присутствовать в картине. На медсестёр и манекена тоже стоило обратить внимание, даже если они не несут особого смысла в данной истории, плюс парочка наработок со стороны создателей кино, смотрятся достаточно ужасно и неприятно, только вот их появления слишком нагромождены друг на друга, создавая порой ощущения адского аттракциона Лэйксайд с розовыми окровавленными кроликами.
Картине явно не хватает своей мифологии, которая была в игре, но не стоит её, конечно, досконально, кадр за кадром сравнивать с ней, поскольку игра уже может быть кинематографична, а фильм, ввиду своей специфики, пока не может быть очень близок к игре. Всё же остаётся ощущение недосказанности в конце, пусть даже режиссёр намекнул на истории дальнобойщика Тревиса Грэйди и беглого заключённого Мерфи Пендлтона, да поймут меня игравшие. Но по технической части, имея всего 20 млн. зелёных, Бассетт сказал всё. Декорации, не уступающие первому фильму, монстры, созданные не без помощи графики, но осязаемые, звук и шумы не менее отличные. Только вот самого города и его окрестностей печально мало, мало и Акиры Ямаоки, звучащего буквально в нескольких композициях, так желанно и мелодично перебивая иногда наглый и совершенно не атмосферный ритмичный бас.
«Сайлент Хилл: Откровение» это то кино, которое должно было показать любовь дочери к отцу, пусть и не родному, но теперь единственному, оберегающему от зла. Стремление найти исчезнувшего родного человека, и отчаяние с которым готов пройти на поиски, вопреки всем ужасным монстрам, хватающими острыми как лезвия лапами. Сквозь страх и безвестность, сквозь Сайлент Хилл, созидающий твой персональный внутренний Ад. Картина этим совсем немного цепляет. От этого грустно. Грустно от того, что можно было сделать лучше.
Преследуемая дикими кошмарами с раннего возраста, Хизер постоянно приходится менять место жительства. Меняя школу за школой, свои имена, она со своим отцом пытается, наконец, обрести покой и попробовать зажить новой жизнью. Обжившись в небольшом городке, тоже весьма странном, думали, что все плохое позади и кошмары скоро уйдут, но тьма уже на подходе. Что-то зловещее уже притаилось и оно вновь в ожидании своего часа. Город рад приветствовать своих посетителей, ведь двери здесь всегда открыты, так, что — добро пожаловать.
Сюжет здесь строится в основном вокруг Хизер, которая в итоге должна замкнуть цепь всех странных событий. Есть привязки с первой частью, но только так мельком, чтобы скорее напомнить зрителю, что к чему, ведь немало времени уже прошло. Вернувшись домой из школы, Хизер не находит своего отца, в полицию звонить бессмысленно, не поймут, тем более весь дом разукрашен различными тайными иероглифами, а главное она получила приглашение снова посетить этот мрачный и загадочный городок.
В плане визуально смотрится превосходно. Даже где-то порой провисая в сюжете, картина ни на секунду не отпускает зрительного глаза. За счет как раз этого, не то, что выезжая, а лихо, пролетая на крутых поворотах, стараясь не пробуксовывать. Атмосфера — чего так часто не хватает этому жанру, здесь просто великолепна, приковывает буквально с первых минут. Даже 3D эффект, который стараюсь при желании обходить стороной, здесь был весьма хорошей выделки и был главное к месту.
Итог, «Сайлент Хилл 2» добротное продолжение данного фильма. Мрачный, жуткий и очень атмосферный продукт, который по большей части берет визуальной частью. А вместе с мощным саундтреком, который режет уши (в хорошем смысле слова) дает хороший заряд еще на пару-тройку часов как минимум.
После довольно неплохого первого фильма можно было надеяться на нечто более аутентичное оригинальной вселенной, да и вообще экранизация уровня Silеnt Hill не может пройти незамеченной даже для поверхностно знакомого с данным франчайзом.
Положительный момент - попытка экранизации одной из лучших игр серии с Хизер в главной роли; отрицательный момент - это так и осталось всего лишь попыткой, хотя надо признать, что кое-что у создателей все же получилось.
Декорации, переход в мир тьмы и жуткие сюрреалистичные создания, его населяющие, вышли недурно, но и здесь, особенно в отношении последних, есть что сказать: если в играх серии и даже отчасти в первом фильме монстры выступали не простыми демонами, а олицетворениями прегрешений пленников города, то здесь это просто очередные чудища, пускай и не лишенные определенной нотки безумия (что является бесспорным комплиментом).
Ну, а с персонажами да и с сюжетом уже проблемы посерьезнее. Винсент стал ничем не примечательным пареньком, лишенным всяких намеков на его прежнюю двуличность, антагонисты кажутся вовсе какими-то сдувшимися до размеров махоньких букашек, успевающими сказать в кадре всего пару фраз, с самой Хизер вышло чуточку получше, но и она до странного быстро адаптируется ко всем прелестям темного мира.
Сайлент Хилл 2 не такой уж плохой фильм, но вся былая глубина куда-то пропала, и от этого становится по-человечески обидно за некогда шедевральную франшизу. Никаких откровений не последует, равзе лишь в плане того, что на перерождение серии рассчитывать, похоже, не приходится.
Итак, что мы имеем в продолжении супер успешной первой части... Шикарных медсестер и афигенного чувака с треугольной головой. Вообще, бюджет второй части в два раза меньше первой. И, к сожалению, это заметно. Есть сюжет, есть атмосфера, есть куча монстров. Но все ну слишком уж второпях, кусками, быстренько. Нельзя сказать про этот фильм, что там где-то смаковал какую-то сцену или уродца какого-то... это вообще не это кино.
Чуть чего-то происходить начинает, оно тут же и оканчивается. Все очень и очень скомкано. Некоторые сцены из первой части я до сих пор отчетливо помню и они очень радуют. Гудок, предвещающий тьму, тогда вызывал мурашки. Чувак с треугольной головой вообще был просто символом СайлентХилл. Тут же он как-то даже смешон и вообще никакой... добряка из него сделали, почти героя. Медсестры хорошо, но раз два и нет медсестер. В первой части они пугали откровенно, была аура вокруг них. Тут нет такого... Короче, это СайлентХилл. Его нужно смотреть, таких фильмов не много, он очень ценен! Тут без вопросов... Я специально не описываю положительные эмоции, по ним все итак ясно, но просто хочется, чтоб были только положительные эмоции, а выходит, что многое расстраивает. Вот об этом и написал.
Вышло долгожданное продолжение тепло принятой фанатами, но подвергшейся критике первой части экранизации игры. Зрителю снова предстоит совершить путешествие в туманный город Сайлент Хилл и его альтернативные измерения, наполненные монстрами. На этот раз данная участь постигла Хизер, главную героиню игры 'Silent Hill 3'.
Если первая часть была более туманной и холодной, меланхоличной и загадочной, то на этот раз все окрашивается в более яркие и сочные цвета, а таинственность становится более агрессивной. Путешествие в мир кошмаров начинается как и в начале игры в парке развлечений Lakeside. Множество мелочей дополняют общее восприятие фильма именно по мотивам компьютерной игры, тут есть и окровавленные зайчики, и карусели, и печать Метатрона (англ. Seal of Metatron), защищающая от зла. Не обошлось без детектива Дугласа Картланда и отца Клаудии Леонарда Вульфа, а Хизер не забыла приодеться в фирменную белую жилетку. В общем создатели уделили очень большое внимание переносу деталей из игры в фильм, я считаю у них это получилось на славу.
Монстры остались на уровне, фирменные медсестры как всегда в хорошей форме и готовы покромсать кухонными ножами любого, кто окажется рядом с ними, появилось так же несколько новых видов, примером тому является паук-манекен. Порой скрежет металла, ржавые стены и звуки тяжелых цепей напоминали и вовсе 'Восставших из ада'. Сцена с кругом огня в парке аттракционов смотрится как очень дорогая театральная постановка.
Конечно не обошлось без самого узнаваемого существа в серии, встречайте главного стража и палача - Пирамидоголового (англ. Pyramid Head). Его называли наиболее сложным, жестоким, откровенно волнующим, ужасающим и культовым среди геймеров персонажем, а Роберт Уоркмен из GameDaily поставил Пирамидоголового первым в списке «Топ 25 страшнейших монстров из видеоигр».
В целом получилось не так душевно как это было с первой частью, без той приятной нотки грусти и атмосферы безысходности и трагизма, но оттого не менее захватывающе и красиво, ведь каждая из игр серии рассказывает свою историю и несет соответствующее настроение. Сравнивать вторую часть с первой будет немного неправильно и вызовет много споров, так же как если сравнивать лучшую игровую часть «Silent Hill 2» со своими последователями, которые возможно никогда ее не переплюнут. В каждой части игры есть своя изюминка, в этом фильме она тоже безусловно есть. Фанаты серии игр оценят по достоинству со всеми плюсами и минусами, а люди, не игравшие, которым просто полюбилась по атмосфере первая часть фильма могут не понять и не принять 'Silent Hill: Revelation 3D'.
Ожидал этого фильма больше первой части, в первую очередь потому что о выходе фильма 2006 года узнал только почти перед самой премьерой, и естественно сразу же посетил кинотеатр, нисколько не пожалев. Но то, что было в первом фильме - было в первом фильме. поговорим о достоинствах и недостатках второй части.
Недостатки:
1. Первое, что мне сразу стало очевидно - создатели фильма решили уложить слишком много информации в слишком маленький промежуток времени. С одной стороны - излишняя затянутость тоже ничем хорошим не пахнет. Но с другой стороны - когда главный герой 3ей части игры (помимо самой Хизер) Детектив Дуглас Картланд (чтобы вспомнить имя понадобилась википедия, несмотря на то, что фильм посмотрел только что) остается без пальцев, а через минуту и вовсе без жизни сказав всего одну фразу - сразу приходит на ум 'а зачем он тогда вообще появлялся??'. Таким вопросом я задался бы, не будь я даже фанатом серии игр. Ну да ладно, детектива Доусона худо-бедно должен был заменить Кит Харрингтон (кстати, Винсента из игры он ничем не напоминает - ни характером, ни внешностью, ни ролью. По мне так пусть он и дальше бы оставался Джоном Сноу, а Винсента сделали бы лицемерным негодяем, подобно персонажу игры, а сыграл бы его, допустим, главный герой фильма 'У холмов есть глаза' первой части, чем то он мне напоминает 'игрового' Винсента), ведь именно он сопровождает Хизер в город, всячески помогает ей и т.п.
Да и вообще, и помимо Детектива Дугласа - все идет как то сумбурно, скомкано, торопливо. Откуда ни возьмись появляется 'заблудившаяся девушка', которой лица не успеваешь разглядеть, а ее уже убивают. А после этого Хизер как по волшебству оказывается там, где и нужно. В общем это главный минус. Но не единственный.
2. Все мы были когда-нибудь чем-нибудь напуганы. Вспомните хотя бы тряску перед важными экзаменами в школе или университете (кому как), ну или перед какой-нибудь годовой контрольной, если читает школьник. Посмотри на человека, у которого через минуту начнется этот самый экзамен, и ты сразу поймешь, что он волнуется, немного напуган, или хотя бы возбужден. Теперь же посмотрим на Хизер в любой из моментов, когда на горизонте появляется какое-нибудь нечто. Абсолютное спокойствие, ровное сердцебиение - просто альфа спец-агент, накаченный адреноблокаторами и седативными (чтоб даже морщинки на лице не проскакивали). У Вас на глазах живая женщина превращается в манекен? Да ничего страшного, вон же еще одна шевелится - не все потеряно. Короче говоря, игра актрисы ужасная. Хотя по внешности на героиню игры походит, с этим не прогадали. Немногим лучше смотрится Кит Харрингтон.
3. Третий минус (и последний на пока) - это слишком сильное отклонение от игры. Этот минус, пожалуй, затронет только фанатов игры. Мало того, что напутали с персонажами (Дуглас-Винсент, однако тут можно понять - так было сделано, чтобы ввести в фильм любовную линию, будем считать это погрешностью, сравнимую с тем, что в первой части в Сайлент Хилл приехала Роуз, а не Гарри, роль Клаудии вообще не отыграна, на Клаудию смотреть тошно в фильме), так еще и Гарри Мейсон остался жив! Причудливо, что по воле судьбы им оказался Шон Бин, постоянно мрущий, где бы не снимался. Но это уже шутки. Кстати о Шоне Бине - переходим к плюсам.
Достоинства.
1. Первое и главное достоинство - это декорации. Монстры, медсестры, сам город, пирамидоголовый со своим мега-рубилой, одежда на персонажах - все напоминает старый добрый третий сайлент хилл, все сделано для такого бюджета очень даже хорошо. Я думаю, если отвлечься от сюжета, то уж в кинотеатре этим фильмом можно было насладиться точно. Определенно, с графикой в фильме все в порядке.
2. Вторым преимуществом стало музыкальное сопровождение. К уже известным мелодиям из первой части фильма добавились звуки и мотивы из третьей части игры. Все-таки Акира Ямаока и все что вокруг него всегда будет только в плюс всем продуктам так или иначе относящимся к Сайлент Хиллу.
3. Ну и третье достоинство опять же для фанатов серии игр - это розовые кролики с окровавленным лицом, Трэвис в качестве доброго дальнобойщика в конце фильма и лошади на карусели, обмотанные скотчем. Ну разве не чудесно наблюдать экранизацию всех этих фрагментов?
Кстати, интересный момент был в начале фильма, когда Гарри смотрелся в зеркало. До боли напоминает сами понимаете что (фраза опять же к фанатам серии игр), и концовка заставляет нас надеяться в том числе и на экранизацию великолепной второй части игры, в которой, правда, главным героем был Джеймс Сандерленд, да и жену свою он сам убил... Ну да ладно, что-нибудь придумают...
Жду третью часть, надеюсь на устранение минусов и экранизацию 2ой или 4ой части игры. На худой конец Ориджинс.
После чудесного спасения из проклятого города дочь и отец сменили имена и место жительства. Теперь Хизер и Гарри переезжают из города в город, чтобы скрыться как от полиции, подозревающей отца в убийстве, так и от религиозного ордена, который хочет вернуть дочь обратно в Сайлент Хилл. Беглецов преследуют безжалостные члены секты и чудовищные демонические твари…
Создание экранизации культовой видеоигры – сложная творческая задача, практически обреченная на многочисленные негативные отзывы по факту итогового результата. Во-первых, необходимо угодить армии фанатов, которая крайне строго относится к переносу любимого виртуального мира на киноэкран и очень болезненно реагирует на любые несоответствия и отступления от оригинала. А во-вторых, нужно сделать картину интересной для не менее объемной потребительской группы, которая не относится к геймерам, а просто любит фильмы ужасов. В 2006 году талантливому французу Кристофу Гансу практически удалось сделать высококлассную экранизацию «Сайлент Хилла», которую по достоинству оценили обе вышеупомянутые целевые аудитории, и от постановщика второй части Майкла Бассета требовалось не только удержать высокий качественный уровень, но и выдать куда более впечатляющий результат, что всегда ждут от сиквела.
По факту у британского режиссера получился неоднозначный и спорный по качеству фильм, который хорош с позиции атмосферы ужаса и зрелищного визуального ряда, но довольно посредственен с точки зрения захватывающе-интересной истории. И дело как раз не в туманности повествования, невнятной для зрителя, а наоборот – в чрезмерной очевидности происходящего. В оригинальном фильме рассказ был постоянно окутан тайной, когда зрителю раскрывалась суть сюжета неторопливо и полунамеками, максимально погружая его в атмосферу сверхъестественного и необъяснимого ужаса, по принципу «истина где-то рядом». А в сиквеле публике рассказывают прямым текстом - кто есть кто, куда должен пойти и что сделать, разрушая атмосферу мистического хоррора, снижая общий художественный уровень ленты, переводя ее из разряда загадочно-таинственного триллера, который пугал бы на психологическом уровне, в категорию сценарно-примитивных жутиков, где с позиции понимания сюжета всё разочаровывающе просто. Конечно, вину за банальную повествовательную конструкцию можно возложить на создателей игры «Silent Hill 3», на основе сюжета которой писался сценарий, и возможно геймеры посчитают второй «Сайлент Хилли» достаточно точной киноинтерпретацией, но на уровне зрительского восприятия сиквел слишком сюжетно примитивен при сравнении с оригинальной лентой.
Но если как сценарист Майкл Бассетт достоин строгой критики, то как режиссеру британцу хочется аплодировать. По части визуализации, атмосферы и хоррор-экшена Бассет сделал чертовски впечатляющую картину, практически на уровне оригинала при существенно меньшем бюджете. Бассет удачно использует всевозможные приемы «страшного» кино, будь то саспенс, бу!-эффекты или визуальный кошмар. Если вторая часть и не цепляет рассказываемой историей, то она великолепно смотрится как эффектнейшая экскурсия по кромешному аду, где кишат монстры и хлещет кровь. Пусть видеоряд и ненатурален, но он завораживающе-великолепен, когда фильм воспринимается как одно большое хоррор-полотно с множеством интересных деталей иррационального мира. Благодаря отлично проделанной работе творческой группы, отвечавшей за картинку, будь то художники, мастера спецэффектов и оператор, «Сайлент Хилл 2» при слабом сценарии получился вкусным пиршеством для глаз, удачно усиленным 3D-форматом. Поэтому сиквел не хочется ругать за простые сюжетные ходы, примитивные диалоги и хилую интригу. Жутко-прекрасное зрелище компенсирует драматургические недостатки, и после просмотра остаются яркие и положительные впечатления именно от «увиденного», что тоже дорого стоит, когда «картинка» способна восхищать.
Silent Hill: Revelation 3D прямо хороший, в кои-то веки кто-то наконец-то догадался почти дословно экранизировать игру, не просто угодив её поклонникам, а сделав такую вещь в себе, недоступную простым зрителям. Простые зрители, правда, фильм и не увидят — рекламная компания у 'Сайлент Хилла 2 слабая (видимо вложили всё в спецэффекты), так на него идёт в основном фанаты, а сам фильм скорее всего провалится или сильно недоберёт. Но это ничего страшного: если следующему фильму выделят ещё меньший бюджет, то может быть новый режиссёр начнёт использовать его несколько более рационально, как в артхаусном кинематографе или как в недавных «Рейде» и «Дрэдде», т.е. всё на благо зрителя.
Ещё здесь уйма отсылок ко всем играм серии, но вот тут, мне кажется, создатели картины перебрали, точнее перебрал продюсер Сэмюэл Хадида — это такой птытный в киноделе дядька, который спродюсировал не только первый фильм и успешную кинофраншизу «Обитель зла» с Миллой Йовович (я, впрочем, не фанат), но и вообще много хороших независимых фильмов. Ну то есть здесь правда слишком много отсылок к играм, из-за чего понимаешь, что создатели пытаются тебя как фаната задобрить ну не дешёвыми фокусами, но каким-то переизбытком внимания. Тут и кусок трубы как оружие, и красная туфелька в знакомом интерьере придорожного мотеля, и кем-то оставленные мясные блюда на круглом столе (в игре был поросёнок, а здесь я успел разглядеть бургер с салом!), зайчик Робби и многое другое.
Тонкие моменты есть и в финале: в конце Хизер подвозит дальнобойщик — когда я увидел его трак, то сразу в голове мелькнула одна мысль, и представьте, дальнобойщика зовут Тревис О’Грейди (это главный герой игры Silen Hill: Zero, она же Silen Hill: Origins, кто не знает) а навстречу ему в полицейском сопровождении едет тюремный автобус! В автобусе, кто не догадался, перевозят главгероя Silent Hill: Downpour Мёрфи Пендлтона. То есть там сразу такая сценарная развилка хоть на два сиквела, хоть на четыре.
Извините, что я всё пересказал так открыто, но все кто играл и так знают сюжет, а кто не играл, тот банально не уловит подобных вещей. Поэтом уже позволю себе уточнить и пару расхождений между сценарием игры и фильма. В начале игры убивали отца, а детектив выживал. В фильме почти сразу убивают детектива, а отец — Шон Бин, выживает и добровольно остаётся в Сайлент Хилле, чтобы искать там Раду Митчелл. Это к вопросу о том, что количество сиквелов можно навертеть немало. Вообще очень хотелось бы, чтобы третий фильм был целиком про Шона Бина и Раду Митчелл, ибо они серьёзные, большие актёры, на которых держался весь первый фильм; в Revelations, всё же, немного неопытные молодые актёры, но ничего страшного, фильм берёт целым комплексом положительных факторов. Есть, например, Малькольм МакДауэлл, которого я сразу не узнал. Он заперт в психушке и это символично. Ещё конечно явное достоинство первого фильма — он бескомпромисный: типа упороли в конце офицершу Лори Холден, которую зрители успели полюбить, а тут из положительных одного только детектива, да и то в самом начале, да и так, вскользь и без энтузиазма. Но всё равно сходите посмотрите. Тридэ, конечно как в «Дредде» — ну типа без явных достоинств, можно и без него было, но всё равно нормально вышло.
Ещё есть знаменитый Пирамодоголовый. Он тут работает в парке аттракционов. Ну то есть натурально работает — отложил свой кинжал и обеими руками крутит механизмы, я не шучу! Там ещё так смонтировано быстро было, что мне сначала показалось, что Пирамидхэд катается на карусели на лошадке! Но это, кажется, единственная вольность авторов, которая мне не пришлась по душе — уж лучше бы в таком свете Пирамидхэда не показывали.
Музыка тоже в тему. Даже официальный саундтрек выпустят - к первому фильму не было. Правда Акира Ямаока не писал ничего специально для фильма, но этого и не требовалось, ибо материал саундтрека Silent Hill 3 настолько хорош, что всё просто идеально ложится под картинку. Жаль только, что во втором фильме было использовано в три раза меньше музыки Ямаоки, чем в первом, а некоторые треки повторяются по два раза. Также нет песен Мэри Элизабет МакГлинн - видимо не потянули финансово, чтобы не отчислять процент ещё и ей. Зато на титрах та самая песня-ремикс группы Interlace, которая была бонусом на саундтреку Silent Hill 3 и которая наконец-то пригодилась — звучит всё ещё круто, и похожа на Мэрилина Мэнсона. Мне неожиданно понравилось.
Экранизации видеоигр – очень неоднозначный и в какой-то мере неблагодарный жанр. Среди фильмов этой когорты крайне проблематично найти что-то качественное, не говоря уже об экземплярах, заслуживших народную любовь. Удивительно, но первый Сайлент Хилл может этим похвастаться. Пусть он и не произвел фуррора в кассовых показателях, но зрителю запомнился. Причиной этому послужило удачное сочетание идей и сюжетных ходов, подсмотренных у игр-первоисточников, и собственных находок киношников. Конечно, недовольных результатом тоже хватало с избытком, но тем не менее экранизацию одной из самых известных хоррор-игр точно не стоит записывать в провалы. И продолжения вроде как ждали. Причем целых шесть лет. И тут неволей возникает вопрос: стоило ли оно того?
За основу сиквела была взята игра Silent Hill 3, та, что про девочку Хизер и ее злоключения в понятно каком городе. Причем дело не обошлось заимствованием концепции и некоторых персонажей, как в случе с первой частью, - тут имеет место практически дословный пересказ. С некоторыми погрешностями, разумеется. Повествование довольно дотошно следует истории оригинала. Засветились практически все ключевые герои, правда роли некоторых из них (как например Клаудии Вульф в исполнении Кэрри-Энн Мосс aka Тринити) были разжалованы до чуть ли не эпизодических, а истории других – кардинально изменены. Так частный детектив Дуглас в фильме прожил недолго, зато Чарли Мейсон, герой Шона Бина, жив и здоров, что персонажам этого актера вообще не очень свойственно. Сердце фаната будет ликовать, когда Хизер схватится за ржавую трубу, являющуюся одним из постоянных атрибутов серии, или окажется в «том самом» парке аттракционов. Если прислушаться, среди местного саундтрека можно различить несколько мотивов за авторском Акиры Ямаоки – до недавнего времени бессменного композитора и продюсера всей серии, и они пришлись очень даже к месту.
Кроме того, режиссеру Майклу Дж. Бассетту удалось перенести на экран не только сюжет, но частично и игровой процесс. Когда героиня пробирается по очередному ржавому коридору, сжимая в одной руке пистолет, а в другой фонарь – это действительно выглядит как ожившая игра. Игровая Хизер шагнула с мониторов на экраны. Хочется пошарить вокруг в поисках гипотетического геймпада, только вот контроллер все же в руках режиссера.
И все это прекрасно, только вот в чем проблема. Полутора часов хронометража оказалось явно мало для того, чтобы дать оригинальной истории развернуться во всю мощь. В итоге повествование большую часть времени несется галопом. Сайлент Хилл 2 абсолютно не держит интриги, не дает зрителю задуматься о происходящем даже на пару минут – все козыри очень быстро оказываются на столе. Нам второпях наводят сюжетные мостки между первым и вторым фильмом, чуть погодя напоминают, с чего вообще все началось, и, наконец, дают понять, чем собственно все и должно кончиться. В общем, все, что необходимо знать, излагается в нескольких торопливых монологах в первой же трети фильма, а дальше мозг можно благополучно отключать.
Эта торопливость определенно не может играть на руку представителю такого неторопливого жанра, как хоррор. Сюжету Silent Hill 3 тесно в рамках своего киношного брата. Но при этом в защиту хочется сказать, что история получилась куда как более цельная, чем у того же Пола Андерсона и его последней «Обители зла». Здесь нет такого винегрета и сюжет не делает слабообъяснимые повороты, разве что подается в несколько раз быстрее, чем хотелось бы.
Кроме того, не сможет удивить и хоррор-составляющая. Пугать у второго «Сайлент Хилла» получается не очень. Да, здесь в целом неплохая атмосфера, мрачнейшие декорации с неуютной цветовой гаммой. Определенной жути нагоняют монстры, как знакомые еще по первому фильмы безликие медсестры или Пирамидоголовый, так и дебютант – что-то вроде огромного паука, состоящего из частей манекенов. Но если оценивать по критериям ужастика, «Сайлент Хилл 2» довольно слаб. Он слишком динамичен, чтобы нагнетать размеренный саспенс, а скриммерами - внезапным появлением в кадре кого- или чего-либо с резким музыкальный аккордом - давно уже никого не удивить. Ситуацию, правда, отчасти спасает пресловутое 3D. Уже упомянутые монстры, тыкающие в экран стереоскопическими колюще-режущими предметами, могут заставить неплохо вздрогнуть пару раз. А объемный пепел, сыплющийся с неба Сайлент Хилла хочется ловить руками.
«Сайлент Хилл 2» - определенно не лучшее, что случалось в жанре игровых экранизаций. И с первоисточником ему не потягаться. В фильме нет и толики смыслов, заложенных в игровую серию. Но при этом он не выглядит паразитированием на великой серии. Создатели фильма подошли к делу основательно. Задействованы неплохие актеры, вроде уже упомянутых Бина, Мосс или Малькольма Макдауэлла. Сюжет переврали не настолько, чтобы вызвать яростный гнев ортодоксальных фанатов игры, но при этом постарались адаптировать его для случайного зрителя (ну или разжевать, если хотите). Ну и куча отсылок к игровой серии. Среди намеков на первую и третью части можно даже обнаружить подмигивания в сторону Silent Hill: Origins и даже относительно свежий Silent Hill: Downpour. Так что «Сайлент Хилл 2» - практически самодостаточный продукт. Практические, потому что то скорее кино-экскурс в отличную игру. Эдакий Silent Hill 3 в сжатом изложении. Не самый худший вариант.