Еще десять лет назад считалось, что жанр вестерна ушел безвозвратно. К тому времени уже были сняты и фильмы, после которых нельзя сказать что-то новое, и своеобразные послесловия, подводящие итоги под богатой биографией. Однако в этом десятилетии кино про бравых ковбоев решило возродиться, но в совершенно ином виде.
Уже по первым кадрам «Стариков» безошибочно определяется, к какому жанру принадлежит новый фильм братьев Коэнов. Вот только братьям не интересно играть по правилам: перенеся действие из 80-х гг. девятнадцатого века в 80-е годы двадцатого, Коэны решили не останавливаться на достигнутом и вывернуть каноны вестерна наизнанку.
Да, здесь есть обязательные герои подобных фильмов – плохой парень, типа положительный герой и шериф; богом забытые городки, рядом с которыми плохие парни прокручивают свои грязные делишки; вместо дилижанса – джипы наркоторговцев, набитые дурью и наличкой; вместо индейцев – мексиканцы; вместо нескольких тысяч долларов – два миллиона.
Но главный персонаж с красивым и необычным именем, Ллюэлин Мосс (Джош Бролин), – не бравый герой-одиночка, а «охотник на оленей», который на свое несчастье находит два миллиона проблем в небольшом чемоданчике, и теперь совершенно не представляет, как замести следы и выйти сухим из воды, поэтому и избегает открытых столкновений с плохими парнями, постоянно убегая. В году, определяющем его карьеру, Бролин наконец-таки получил главную роль, сыграв по большому счету неудачника, в котором еще осталось немало места для последнего решающего боя. Удерживая баланс между пофигистическим отношением к происходящему и заботой о своих близких, Джош заставляет зрителей переживать за своего героя и надеяться, что для него всё закончится хорошо.
Томми Ли Джонс за свою карьеру переиграл столько всевозможных шерифов и федеральных маршалов, что образ хранителя закона сидит на нем, как идеально подогнанный костюм от всемирно-известного портного. Актер знает всё, что возможно и невозможно о подобных персонажах, что, в свою очередь, помогает ему создать более чем запоминающийся образ шерифа, пассивно наблюдающего за событиями и старающегося не вмешиваться в происходящее, повторяя про себя: «Я слишком стар для этого дерьма».
Но больше всего зрители будут обсуждать персонажа Хавьера Бардема. Человек с нелепой прической, своеобразным чувством юмора и перфекционизмом по отношению к своей работе не вызывает положительных или отрицательных эмоций. Всё гораздо проще: когда видишь Антона Чигура, испытываешь страх и желание поскорее убраться из города, где в то же самое время находится Чигур. Бардем своей бесподобной игрой соорудил идеальный образ самого исчадья ада, инфернального зла, которое невозможно остановить или убить.
В первые девяноста минут Коэны позволят своим героям вдоволь порезвиться, чтобы в заключительной части свернуть с пути и поговорить о серьезных вещах. Столь простая история в начале обрастает многоуровнем пластом в концовке, где остается куда больше вопросов, чем ответов. Реализм сменяется символизмом. В простом сюжете - один преследует другого, в то время как третий преследует второго - мы так и не увидим кадра, на котором были бы вместе два из трех главных персонажей, что, в свою очередь, символизирует несовместимость друг с другом взглядов различных поколений. Нет места для стариков в этом изменившемся мире: молодость ушла безвозвратно, остались лишь только сны, где вспоминаются несбывшиеся надежды и мечты. Молодое поколение сметает старые законы. Его невозможно остановить. Жизнь продолжается: и то, что вчера казалось невероятным, превращается в обыденность; а то, что воспринимается сейчас, как невозможное, через поколение превратиться в реальность.
Начав с простого, перейдя к сложному, братья Коэны решили закончить свою историю простейшей и старой, как мир, истиной: не важно, к какому поколению ты принадлежишь, у тебя всё равно должны быть принципы или правила, которым ты следуешь в жизни, иначе существует большая вероятность не увидеть финальные титры.
Вердикт: простое снаружи, но сложнее внутри кино, в котором практически нет слабых мест. Через несколько лет фильм назовут современной классикой. Через пару десятилетий из вышеприведенного словосочетания останется только второе слово.
Разве мог знать обычный охотник, бывший сварщик, молодой ковбой с нежным именем Ллуэлин (Джош Бролин), который, не смотря на усы и довольно-таки суровый взгляд, по мнению одного водилы, «еще совсем молод, чтобы ездить автостопом», что найденный им среди кучи мертвых тел ничейный, как ему казалось, кейс с двумя миллионами долларов приведет к бесконечно опасной погоне, краху несколько судеб и к сверхурочным для работников техасского морга? Разве могли знать наркодилерры, отправляя за деньгами немногословного киллера Антона Чигура (Хавьем Бардем), что они свяжутся с неуправляемым психопатом, который с помощью монетки будет излагать свой взгляд на ценность человеческой жизни, зажатой между орлом и решкой?
Разве мог знать пожилой шериф Эд Том (Томми Ли Джонс), мало-мальски осмысленно идущий по кровавому следу убийц и отвечающий на вопрос своего помощника «сэр, не хотите взглянуть на нового жмурика?» исключительно бессильно «а думаешь, есть смысл?», что он будет все время опаздывать на место преступления, но все равно станет обязательной и неотъемлемой принадлежностью этой непростой, в целом, истории? Нет, они не знали и ничего этого знать не могли. Известное дело: в какой-то момент человек просто находит чужое бабло, делает шаг, другой и радостно растворяется в закате. Все остальное – грядущее и строгий кошмар, озвученный в фирменно коэновском стиле.
«Вот так не бывает!» - только так, коротко и ясно, можно описать момент, когда у человека в одночасье вырастают крылья. Быть может, это прозвучит не правильно с точки зрения бытовой морали, но в некоторой степени даже хорошо, что обладатели Золотой Пальмовой ветви Каннского фестиваля за фильм «Бартон Финк» в свое время смачно плюхнулись в зловонную яму коммерческого кино, где чуть не убили себя, зато от души поковырялись в, простите, мэйнстримном навозе. И вот когда за одним промахом (Невыносимая жестокость) последовал другой (Игры джентльменов) и когда даже самые верные поклонники отвернулись, Коэны вышли на роман пулитцеровского лауреата (хотя, кто их там упомнит, этих пулитцеровских лауреатов) Кормака МакКарти и почуяли запах крови. Практически, прозрели и сделали невозможное – порвали со старыми шуточками и триумфально ворвались в завтрашний день, не утратив фирменного обаяния.
Строго говоря, No country for old man, что на русский переводится примерно как «Нет страны для стариков», это высококлассный хоррор-триллер, где жертве нужно побыстрее удрать, а стрелку, соответственно, догнать. Причем, нерв погони и чувство страха у Коэнов передано просто выше всяких похвал – здесь нет тревожной музыки (точнее, музыки в фильме вообще нет), зато каждый скрип, шорох, стук ковбойский сапог, шелест листьев или даже пресловутая тишина буквально полны опасности. Есть сцены, которые продолжаются не больше десяти минут, но когда их смотришь, кажется, не только сжимаешь подлокотники у кресла, но и стискиваешь зубы.
Забавно и то, что, режиссеры Коэны прибегают к методу умышленной жанровой неряшливости, выворачивая вестерн наизнанку и туго закручивая его на условные «бигуди» неонуара. Например, в каком вестерне видано, чтоб шериф бездействовал и выполнял функцию нарратора, а не протагониста? Не малую роль играет и внешне пародийный вид хладнокровного убийцы Чигура: смешная прическа, одутловатая рожа, кривая ухмылка, какой-то баллон, глушить размером в баночку «пепси» и прочие мелкие черты придают этому образу грандиозное величие. При этом никакого «хихи» во время просмотра, он страшен фантастически: принципиальный, загадочный, ужасающий – все вместе. Собственно, Коэны, сражаясь с формой, сталкивают несовместимые эстетики и добиваются настолько впечатляющего результата, насколько вообще впечатляюще может выглядеть убивающий воздухом психопат-убийца с прической доктора Курпатова.
В наибольшей степени стилистические перебои отразятся на завершающем получасе: погоня неожиданно оборвется, кейс с деньгами пропадут из поля видимости, рамки жанра триллера лопнут подобно мыльному пузырю, а история приобретет зловещий мизантропический оттенок и переместится в плоскость крушения надежд постаревшего во всех смыслах шерифа. В целом, не разбираясь в частностях, этот фильм о скором «Закате Америки» - о потере ориентиров, упадке ценностей и угасании, о том, что за окном 80-е, все тонет в дерьме и будет опускаться только глубже, о безжалостных убийцах, расползающихся по неодухотворенным техасским просторам и о том, что навсегда смылись понятия «честь», «достоинство», «кодекс», подменив это принципом «орел или решка, выбирай».
И, что самое ужасное, нет в этом никакой трагедии. «А потом я проснулся», - лишь говорит главный герой под занавес, и смотрит куда-то вдаль с грустью в глазах о том, что в этой стране для него нет больше места точь-в-точь, как в тех первых строчках стихотворения Йейтса «Плавание в Византию», откуда Кормак Маккарти (а после и Коэны) и взял название для своего романа. :
Здесь старым нет пристанища. Юнцы
В объятьях, соловьи в самозабвенье,
Лососи в горлах рек, в морях тунцы -
Бессмертной цепи гибнущие звенья -
Ликуют и возносят, как жрецы,
Хвалу зачатью, смерти и рожденью;
Захлестнутый их пылом слеп и глух
К тем монументам, что воздвигнул дух.
«В наше время многие не видят или не хотят видеть, как умирают люди. Это раньше, когда большая семья жила вместе, то вместе хоронили старших. Смерть была, есть и всегда будет вечной загадкой для каждого из нас. Не касаться этой темы, не говорить об этом — неправильно и очень странно».
Кормак Маккарти, Нью-Мексико, 2007 г., в интервью перед выходом фильма в широкий прокат.
Фильм является аутентичной экранизацией одного из лучших романов Кормака Маккарти, единственного романа в истории литературы написанного без единого знака препинания, сплошным текстом и без единого абзаца. Коэны не добавили в фильм ни одного лишнего эпизода, ни одной лишней фразы. Почти все диалоги героев слово в слово повторяют диалоги из книги. Вся последовательность событий романа точно перенесена в фильм, в том числе и его основные метафоры.
Внешне, как и многие другие работы Коэнов, фильм получился крайне простым. В нет никаких ненужных спецэффектов, никакой сложной музыки. Весь фильм проходит практически в полной тишине. Но как тонко при этом воссоздана атмосфера романа! Романа, который ни в коем случае нельзя воспринимать буквально. Романом, за каждым главным героем которого кроется определенные образы. Эти образы сюжетный стержень – основа романа, без их расшифровки невозможно понять, что задумал автор романа и создатели его киноверсии.
Фильм, как и любое сложное произведение имеет две плоскости интерпретации. Первая плоскость отмечается многими рецензентами. В этом жестком, романе многие эпизоды, диалоги, даже пунктуация — точнее, ее отсутствие — и композиция несут в себе важный смысл: старое в американской культуре отмирает. На смену «золотому поколению» 50-х годов приходит новое поколение йяппи – главных героев 80-х годов, во время которых и происходит действие романа. Приходит мир новых существ, мир существ по имени Антон Чигур — смерти в обличии Homo Sapiens.
Эту мысль наиболее полно характеризует разговор Белла в самом конце фильма, который уже вышел на пенсию, и его жены. Белл рассказывает о том, что ему приснилось два сна. В первом он «теряет деньги», которые ему дал отец, также работавший полицейским и давно уже умерший. Во втором сне Белл и его отец пересекают на лошадях заснеженный горный перевал. Отец тихо обгоняет его, неся вперед огонь. Белл знает, что где-то впереди отец будет ждать его у разведенного костра, окруженного холодной темнотой. «И тут я проснулся» - заканчивает свой рассказ Белл. Эти образы снов четко показывают – старое поколение теряет силы и скоро будет полностью замещены поколением молодых хищников. Старики уже с трудом вписываются в современную жизнь, стремительно меняющую ориентиры
Но, конечно, Маккарти не был бы величайшим прозаиком эпохи, а Коэны не были бы талантливыми режиссерами, если бы показали в романе и в фильме только этот пласт. Создать книгу и кино просто про смену поколений в американской культуре 80-х годов было бы слишком банально. Поэтому главная идея и главные образы романа заключаются в показе истории человека, ставшего на путь Смерти и до последнего момента не понимающего этого, хотя, совершив свой выбор в самом начале фильма, в глубине души он понимает, что дни его сочтены. Левелин, становится на пути самой Смерти и все его дальнейшие действия продиктованы неумолимым роком, ведущим его к единственной цели. Именно роком и можно объяснить тот эпизод, когда ковбой якобы необоснованно отправился во второй раз на место преступления, к тому же можно вспомнить, как перед своей рискованной поездкой он выдал шутку насчёт привета умершей мамочке, который он передаст лично.
Фигура невозмутимого убийцы с кислородным баллоном, возникающая из небытия и исчезающая в небытие, является не каким-то определённым человеком с набором свойств, а одним из бесконечных воплощений самой Смерти, ежесекундно забирающую своих жертв. Именно поэтому, в качестве главного оружия смерти, выбрано такое странное оружие как громоздкий прибор для забоя скота. Для Смерти, к сожалению, не существует никакой разницы - стоит ли перед ней человек или просто скот. С самого начала фильма Смерть в лице непрошибаемого человека в чёрном всё приближается и приближается, к главному герою как к ребёнку, с помощью мастерски спрятанных метафор попутно объясняя ковбою, что он уже мертвец, но в его силах еще спасти своих близких.
Наверное, было бы очень, грустно, если бы Маккарти не показал в романе, а Коэны в фильме единственную в мире силу, которая может противостоять Смерти. Название этой силы – безупречность. Всех действующих героев фильма, которые не безупречны, неумолимо настигает Смерть. Будь полицейский в самом начале фильма безупречен по отношению к странному незнакомцу, например, поместив его, как это и положено в камеру, он бы остался жив. Будь главный герой фильма безупречен, сделав свой выбор в пользу 2 миллионов долларов, и подумай он хотя бы 30 минут, как ему лучше поступить в такой ситуации, он, несомненно, бы остался жив (по крайней мере до тех пор, пока бы не сделал другой небезупречный поступок). Заметим, что когда Левеллин действует на какое то время не по шаблону, обдуманно, он на какое то время отодвигает роковую развязку. Однако, затем он снова совершает небезупречные действия и Смерть наносить свой последний удар.
Итак, каждым своим выбором в жизни, тем более таким фундаментальным, как брать или не брать сумму в 2 миллиона долларов (то есть примерно 20 миллионов в наше время), человек отодвигает или приближает роковую развязку, ведущую его к Смерти. Делая в жизни любой выбор – подумай о безупречности, иначе Смерть придет за тобой – главный лейтмотив романа Маккарти и этому же учат Коэны в своем фильме. Прекрасной, полной метафор истории про Смерть, жизненный выбор и силы, которые могут противостоять Смерти. Главная гениальность Коэнов в полностью аутентичном переложении великой книги Кормака Маккарти заключается в том, что авторы не пытаются заразить нас пессимизмом и не пичкает лживым оптимизмом: они лишь демонстрирует, в каком мире мы живем, какие пути выбираем, и как за каждым нашим выбором может притаиться Смерть, не важно будет ли она в образе Антона Чигура или какой-то другой силы одушевленной или неодушевленной силы.
Иногда создается впечатление, что для живых гениев кинематографа братьев Коэнов, просто не существуют традиционные законы жанра. Они делают такие фильмы, что сразу и не скажешь, к какой категории (жанрам) их отнести. В своих фильмах, братья сами себе хозяева, не зависящие ни от кого, они и режиссеры, и продюсеры, и сценаристы, и даже монтажеры, по этой причине производство их новых картин растягивается на год-два, но зато каждое их новое творение, можно без труда окрестить если не шедевром, то просто отличным фильмом, достойным зрительского внимания (бывали, конечно, у Коэнов и провальные фильмы, но шедевров у них, как ни крути, больше).
Именно к таким фильмам и относится, на данный момент лучшая, картина Коэнов «Старикам тут не место», получившая в 2008 году, Оскар за «Лучший фильм года» (награда, кстати, заслуженная как никогда ранее). Лента рассказывает нам историю обыкновенного фермера Ллюэлина Мосса, нашедшего в пустыне огромную сумму размером 2 миллиона долларов. И именно с этой находки начались его «черные дни», за деньгами охотится психопат убийца Антон Чигур не знающий ни жалости, ни сострадания, он словно пес идет по следу Мосса, уничтожая по дороге всех и вся. Следом за этими двумя, неспеша идет шериф предпенсионного возраста, которому все, элементарно, надоело. По ходу дела, он еще и обучает своего молодого напарника, только набирающего опыт. И вот на протяжении фильма, в неспешном темпе, Коэны показывают нам эту историю, причем, делая это очень бережно, пытаясь экранизировать книгу (по которой собственно, и снят фильм) и достаточно близко к тексту и одновременно с этим отдаляясь от него. Получилось, к слову, у них это просто великолепно, те, кто читал книгу, безусловно, скажут, что лучше экранизировать ее невозможно, ну а люди в глаза не видевшие экранизируемого произведения отметят качественные, «чисто Коэновские», черно-юморные диалоги, заставляющие улыбнуться любого.
Если честно, всю жизнь считал, что для того, чтобы действительно напугать зрителя, нужна напряженная, будоражащая нервы, музыка. Но оказалось я был совершенно не прав. Потому что фильм, напрочь лишенный музыкального сопровождения, может напрягать (не пугать, а именно напрягать) так, как и основные Хичкоковские шедевры, вроде «Психо». Сцена первой встречи Ллюэлина и Антона (в гостинице) запоминается надолго, ведь каждый шаг, каждое движение героев сопровождает неровное дыхание сидящего по эту сторону экрана зрителя. Сцена действительно, впечатляющая.
Немалую роль в успехе (как кассовом, так и зрительском) фильма сыграли и непосредственно актеры, составляющие целый оркестр, первой скрипкой которого является Хавьер Бардем. Антон Чигур в его исполнении уже вошел в историю, как один из самых жестоких убийц современности. Его холодный взгляд, пронизывающий насквозь, его уверенная походка, все в этом персонаже заставляет восхищаться. В этом году, кстати, повторяется прошлогодняя история с Оскаром в номинации «Лучший актер второго плана», разве кто тогда (в начале прошлого года) сомневался в победе Бардема? Разве кто сомневается (сейчас) в победе Леджера (сыгравшего тоже психопата убийцу)?
Также немаловажную роль в оркестре сыграл и Томми Ли Джонс, один из тех стариков, о которых идет речь в названии. Трудно представить кого нибудь иного в этой роли, да и никто бы не сыграл, так как это сделал Джонс. Эти неспешные движения и отчаявшийся взгляд наталкивают на мысль что этому старому шерифу никогда не угнаться ни за Ллюэлином, ни тем более за Антоном, ему только и остается, что идти за ними следом, подбирая по дороги трупы.
Главный же герой фильма Ллюэлин в исполнении Джоша Бролина, не сказать, что (Джош) сыграл плохо, но как-то не зацепил. Хотя пора эпизодов с ним просто отличны.
Резюмирую. Лучший Коэновский фильм, обреченный на вечную жизнь. Шикарные актеры и режиссура заставляют пересматривать фильм по несколько раз, благо каждый пересмотр, открывает что-то новое, не увиденное изначально.
«Старикам тут не место» - первый фильм, который я посмотрел, а точнее решил пересмотреть, с оригинальной звуковой дорожкой и русскими субтитрами. Всему виной харизма и магнетизм Хавьера Бардема, который настолько поразили меня в англоязычном трейлере, что я даже начал задаваться вопросом, а тот ли фильм я смотрел год тому назад с русским дубляжом. Оказывается, перепросмотр картины в оригинале не только позволяет насладиться нюансами, но и открывает зрителю кино заново, во всех смыслах.
В центре повествования – игра в кошки-мышки, которую затеял Ллуэлин Мосс (в исполнении Джоша Бролина), ни с того ни с сего решив ночью вернуться на место сорвавшейся сделки мексиканских наркоторговцев (предварительно присвоив себе сумку с 2000000$) с водой для раненного, но ещё живого мексиканца, который бессвязно повторял «Aqua, aqua…». Именно в ту ночь он провоцирует внимание мексиканцев, а на следующее утро к жуткому месту преступление подтягиваются и местные силовые структуры. Все бы ничего, но вот Ллуэлин привлек к себе внимания кое-кого в разы опаснее первых и вторых вместе взятых – Антона Чигура.
Антон Чигур, блестяще сыгранный Хавьером Бардемом – без преувеличения полномаштабный сумасшедший, и один из наиболее нестандартных и ярких кинематографических злодеев. Недостаточно просто слышать сотни рассказов про игру в «Орла и решку» со случайными свидетелями - нужно слышать самого Чигура, а не дублера, который сегодня озвучивает киллера, а завтра отца семейства или ещё кого то. Да и вообще я рекомендовал бы смотреть в оригинале все фильмы, где Оскар был получен за лучшую мужскую/женскую роль – а Хавьер Бордем как раз из тех, кого Академия почтила статуеткой, и вполне заслуженно.
Есть в этой игре в кошки-мышки и третий участник, которому не угнаться за Чигуром и Моссом – шериф Эд Том Белл, сыгранный Томми Ли Джонсом, гонорар которого составляет едва ли не половину бюджета самого фильма. В то время как Чигур и Мосс обеспечивают фильму триллерную составляющую, пожилой шериф Белл во всю занят философскими вопросами, так как слишком уж он отстает во времени и пространстве от главных героев. Белл как раз и является тем стариком, который больше не находит себе места в стране, правопорядок которой он блюстит с 25 лет. И знаете, это не брюзжание старика о зеленой траве в далеких 50-ых – это правда. Грустная правда мира, ценности в котором порой меняються куда быстрее поколений, таким образом оставляя стариком за бортом.
Одна из отличительных особенностей фильма «Старикам тут не место» - практически полное отсутствие музыкального сопровождения, за исключением двух протяжных мелодий, который заканчиваються, не успев даже удивить своим присутствием. И правильно – оно тут совершенно ни к чему. Порой, действо в фильме настолько напряженно, а игра актеров настолько искренняя, что в музыке просто-напросто отпадает потребность вообще.
Грустная правда и в том, что фильм у русского зрителя постигла практически та же участь, что и «Нефть» - средний балл ниже 8.00 и отсутствие в топе (на IMDB обе картины есть в Top 250). Для кого то «Старикам тут не место» - скучный боевичок, для кого то – унылая философская притча без музыкального сопровождения. Однако я спокоен за будущее этой картины – рано или поздно поймут её все, кто сейчас столь нещадно критикует. Не исключено, что произойдет это в старческом возрасте, когда на счет актуальности поднятой братьями Коэнами проблемы больше не будет нареканий.
'Когда шерифы не носили оружие, люди с зелёными волосами не ходили по улицам в штате Техас'...Такой парадоксальный юмор традиционно присущ творчеству братьев Коэнов, имеется он и в их последней работе «Старикам тут не место», получившей 76 номинаций на различные кинонаграды (включая 8 «оскаровских») и выигравшей 31 приз (включая 4 «Оскара», один из которых главный).
Братья Коэны, давно и заслуженно причисленные к когорте лучших киномира сего, в последнее время как-то притормозили. Наверное, копили силы для того, чтобы ахнуть. И они ахнули, да так, что мало не показалось. Их философская драма с элементами чёрной криминальной комедии «Старикам тут не место» пришлась по душей подавляющему большинству критиков.
Фильм, несмотря на кажущуюся простоту и якобы невнятность, так не понравившиеся некоторым зрителям, имеет чёткую структуру и если хорошо подумать, не имеет ни одного тёмного пятна. В центре внимания — история человека, ставшего на путь смерти и до последнего момента не понимающего этого, хотя всё говорит за то, что дни его сочтены. Однако эта история служит лишь развёрнутым подтверждением другой, более весомой истории, которая затрагивает целое поколение людей — стариков, которые с трудом вписываются в современную жизнь, стремительно меняющую ориентиры. Именно это и вынесено в заголовок, на который и стоит обращать внимание людям, имеющих много вопросов к фильму после просмотра. Если кто-то хотел посмотреть очередную стёбную комедию от братьев Коэнов, его может постигнуть жестокое разочарование: юмора здесь не очень много и он очень тонкий, действие развивается крайне неспешно, а во главу угла ставятся размышления о смерти.
Так как фильм фактически состоит из двух разных историй, хоть и пересекающихся, но имеющих разную важность для понимания сути фильма, скажу о них отдельно.
Условно центральная история, которую можно назвать «Мертвец», — это эпизод из жизни техасского ковбоя Ллевелина Мосса случайно оказавшегося перед выбором: как ему казалось, перед выбором взять деньги или не взять, а на самом деле, перед выбором жить или умереть. И эту историю не нужно понимать буквально, как то сделали отдельные зрители, насчитавшие якобы невероятное количество сюжетных ляпов. Братья Коэны сняли историю Ллевелина так, как сочли нужным. Они насытили фильм тысячей подробностей, которые, возможно, далеко не все имеют отношение к действительности, но великолепно создают нужную им атмосферу. Если бы режиссёры хотели пояснить, что да как, тогда бы они уж точно потрудились раскрыть тайну Антона Чигура.
Другая, главная, история касается пожилых людей и может быть названа «Старик». Здесь два смысла. Один — более узкий. Это ностальгия заканчивающего активный образ жизни шерифа (Томми Ли Джонс) по тем временам, когда на улицах и в окрестностях было настолько спокойно, что представителям полиции даже не надо было носить оружие. Второй — более широкий. Это размышление о невозможности понять современную жизнь и вписаться в неё людям старшего поколения, которым пора уже задуматься о вечном и приготовиться к путешествию туда. Собственно, всё о первом заключается в начальном монологе шерифа, с чего фильм и начинается, а всё о втором заключается в финальном монологе шерифа, чем фильм и заканчивается. Удивительно, что братья Коэны обратились к такой теме и сделали это столь мощно и впечатляюще. Даже трудно представить, что можно снять после подытоживающего земную жизнь фильма.
В «Старикам тут не место» три ярких актёрских работы.
Томми Ли Джонс отлично сыграл провинциального шерифа, которому опыт позволяет не рисковать и путём наблюдений и размышлений делать больше, чем его бодрящие молодые коллеги. Усталый, его герой постепенно понимает, что он — уходящая натура, которой нет места в этой жизни. Его финальный монолог про призрачный костёр, у которого его ждёт давно умерший отец, пожалуй, самый сильный эпизод в фильме.
Талантливый Джош Бролин выдал не менее выдающуюся игру, исполнив роль настоящего ковбоя, который будет упрямо идти к своей цели, пусть и ошибочно считая её спасительной для себя.
И наконец, Хавьер Бардем. Его исполнение ангела смерти с кислородным баллоном наперевес иначе как блестящим не назовёшь: невозмутимый, неторопливый, неумолимый, дающий шанс, но всегда берущий своё. Воплощённое безумие в стиле лучших коэновских персонажей. Недаром киноакадемики это заметили и наградили Бардема «Оскаром» за лучшую роль второго плана.
Юмора в фильме предостаточно, хотя он и не льётся рекой, да и в целом гораздо тоньше, так как комедийность происходящего отошла на второй план.
Фильм Джоэла и Итана Коэнов «Старикам тут не место» — один из лучших в уже ушедшем 2008 году. который можно настоятельно рекомендовать к просмотру киноманам. Тем же, кто ожидает только экшна и юмора, стоит воздержаться от просмотра — может постигнуть разочарование.
Надо отдать должное конторе, которая работала над финальной версией трейлера. Они собрали все хоть сколько-нибудь динамичные сцены и слепили из них образ этакого ковбойского триллера про большие деньги, простоватого охотника, старого грустного шерифа и киллера с демонической прической, которого по эмоциональности легко обгоняет любая бетонная стена.
Для кого-то это будет приятным удивлением, а для кого-то – не очень, но фильм совсем не таков, каким кажется до просмотра. Этот как раз тот редкий случай, когда заголовок говорит несоизмеримо больше, чем минутный ролик с хорошей музыкой и то и дело всплывающими пафосными фразочками.
Дело происходит в Техасе, неподалеку от Рио Гранде, в 1980 году. За первые 30 минут экранного времени вы услышите от силы слова три, звучать в основном будет гуляющий по пустыне ветер и шорох, создаваемый прикосновениями ковбойских сапог к раскаленному тридцатиградусной жарой гравию. Это звук шагов Левилиана Мосса, казалось бы, главного героя фильма, который совершает самую большую ошибку в своей скучной жизни – натыкается во время неудачной охоты на несколько изрешеченных пулями автомобилей, десяток напичканных свинцом мексиканцев и 2 миллиона мертвых американских президентов стодолларовыми купюрами в кожаной сумке под ближайшим деревом. Впрочем, один из мексиканцев жив и ничего кроме слова «aqua» говорить не хочет – пустыня все-таки.
Левилиан в этот день возвращается к своей жене невероятно богатым, так и не дав умирающему попить за банальным неимением с собой воды. Но навязчивая мысль о загибающемся в холодной ночной пустыне человеке не дает Моссу спокойно спать. У обезвоженного и истекающего кровью мексиканца нет шансов, но Левилиан от чего-то решает напоить беднягу перед смертью.
Возвращение на место, где ты пару часов назад нашел 2 миллиона и гору трупов – не самый разумный поступок, но Моссу уже не избавиться от навязчивой идеи.
Последующая за этим череда малоприятных событий приводит к тому, что на Левилиана начинает охоту киллер, но не просто профессиональный убийца, а настоящий никому неподвластный демон, орудующий своим баллоном с насадкой (фермеры обычно забивают такими бычков) и ружьем с нехилых размеров глушителем. При всей своей чудовищности «человек - бубонная чума» до ужаса педантичен, и о судьбе некоторых героев фильма мы узнаем только по тому, как он осматривает свои ботинки.
И после всего вышесказанного вы думаете, что главный герой фильма Мосс? Ни в коем случае. Убийца с незабываемой прической? Снова нет. Жена охотника? Опять мимо.
Вот-вот готовящийся выйти на пенсию шериф Белл с вселенской скорбью в глазах и всепоглощающей житейской мудростью в словах в великолепном исполнении Томми Ли Джонса – это тот самый рычаг, которым братья Коэны пользуются, чтобы выплеснуть с экрана свой основной посыл. Вся эта история с деньгами и киллером рассказана лишь для того, чтобы у персонажа Джонса была почва для немногословных речей о том, куда, черт подери, катится наш мир, и к чему он в конце концов придет. Дети с зелеными волосами и костями в носу. Люди, намеренно не замечающие, что в соседнем дворе закапывают трупы.
Вселенская грусть в глазах старого шерифа Белла не оттого, что его жизнь все ближе к закату, а от того, что мир меняется с каждым днем, меняется не в лучшую сторону. И старикам в этом мире действительно не место.
Братья Коэны по праву считаются мастерами своего дела. Они медленно, но верно завоевывали «своего» зрителя, и уже несколько лет, как заполучили его с потрохами, поразив, после затяжной паузы своим фильмом «Старикам здесь не место».
Этот фильм можно считать «возвращением» Коэнов на сцену «другого кино». Как и многие из предыдущих творений братьев, эта картина не всем придется по зубам, что многие сочтут неудачей режиссеров. Однако. Фильм получил 31 награду из 87 номинаций (4 статуэтки Оскар включительно). А так же, подавляющее количество положительных отзывов от критиков. Кроме того, если заглянуть глубже, можно увидеть много всего интересного, неприметного на первый взгляд.
Первый персонаж, с которым мы знакомимся – местный шериф Эд Том Бэлл (Томми Ли Джонс). Мы его не видим, но его закадровый голос вводит нас в курс дела, рассказывает нам о том, что время идет, о возрастающей преступности, в чем мы незамедлительно убеждаемся, как только он заканчивает свой диалог.
Антон Чигур (Хавьер Бардем), убийца-психопат, который предпочитает странную старомодную прическу и очень интересный способ убийства - не оставляющий улик, кислородный баллон. У него есть все черты хладнокровного наемного убийцы – странный образ, странная пушка и своеобразная странность решать судьбу человека с помощью монетки. Вообщем, от своего любимого чёрного юмора Джоэль и Итан не отказались, хотя и используют его очень аккуратно. Дабы не переборщить. Но образ Чигура просто само воплощение черного юмора. Нуар во плоти. Так вот, этот опасный тип, сбежав из тюрьмы, направляется на поиски одной важной вещи, которая попала в «случайные» руки. О которых нам еще предстоит узнать.
Ллуэлин Мосс (Джош Бролин) – ветеран войны во Вьетнаме, а сейчас простой Техасский сварщик, отправляется на охоту, подстрелить парочку антилоп. Он даже не подразумевает, чем это может для него обернуться. Случайным образом он натыкается на чемоданчик с двумя миллионами зеленых в нем, не нужно говорить, что находит он его не просто так, лежащем под деревцем, а на месте перестрелки наркоторговцев. Мертвые собаки, умирающий мексиканец, которому Мосс отказывает и не дает воды. Все атрибуты недавних криминальных событий имеют место быть. Этот злополучный чемодан он решает прихватить с собой. Лишние деньги, тем более такие, не помешают никому. Чувства стыда ночью заставляют его вернуться на место перестрелки с канистрой воды, но не тут-то было. Начинается стрельба. Чемоданчик – оказывается злым роком Мосса. За ним начинается охота. Почуяв неладное, чтоб создать некое ощущение безопасности Ллуэлин отправляет свою жену Карлу Джин (Келли Макдональд) к ее матери. А сам пускается в бега.
Начинается самое интересное. Противостояние наёмного убийцы и техасского сварщика, который не поленился обзавестись дробовиком. Это самая настоящая война двух умов, каждый из которых просчитывает события не на 1 и не на 2 шага вперед. История двигается вперед, подключая всё новых персонажей. Карсон Уэллс (Вуди Харрельсон), как и герой Бардема, он нанят, чтобы вернуть, уже непонятно каким наркоторговцам принадлежащие деньги. Но он оказался слишком прост для этой истории.
Намеренно упуская все пикантные подробности, можно уверенно сказать, что всё это в фильме не главное. Наблюдая за всей этой историей с чемоданом, мы забыли об одном персонаже. Который периодически, на короткое время да появляется в кадре. Именно. Шериф, который вместе со своим помощником ищет обоих парней, которые либо не хотят дружить с законом, либо у них нет другого выхода. Появляясь в кадре, шериф сетует на судьбу и нынешние людские нравы, на то, что молодежь уже не та, что в их лексиконе напрочь отсутствуют такие слова, как «сэр» и «мэм». Сколько бы он не ругал так быстро бегущее и изменяющее всё вокруг время, он понимает, что он сам понимает, что ничего не вечно, что он не вечен, и ему уже пора покинуть свой пост, оставив за собой вакантное место.
Именно он - сердце всей этой простой снаружи и глубокой в действительности картины. Именно он является воплощением образа человека давно минувших дней. Именно его немногословные речи значат больше, чем всё сказанное за эти два часа. Эд Том Бэлл и есть тот человек, который не может найти себе место в этом «новом» мире.
Фильм заканчивается очень сильной по своему содержанию сценой. Бэлл, уже вышедший на пенсию, рассказывает два своих очень символичных сна, один из которых, кстати, тоже неспроста не помнит. А потом он проснулся… И становится уже не важно, куда делись деньги и не важна судьба героев, за которыми мы следили весь фильм.
Картину «Старикам тут не место» по праву можно назвать шедевром мысли, воплощением нравственности. Коэны славятся своими до мелочей просчитанными сценариями. Вот и здесь нет ни одного темного пятна, которое могло бы испортить впечатление от картины. Это фильм, который по прошествии лет, как хорошее вино будет только крепчать и приобретать свой, ни на что не похожий аромат.
Я начал свой отзыв с такого нелогического и странного изречения, но посмотрев картину братьев Коэнов 'Старикам тут не место', понимаешь, что смысл в нём определённо есть.
Я искренне люблю и уважаю Коэнов и их творчество. Поэтому посмотреть 'Старикам здесь не место' для меня было чем-то особенным. Я ждал определённого момента, когда посмотреть, искал оригинальную озвучку, субтитры и просто морально готовился. Обилие наград, высокие оценки и хорошие отзывы, предвещали что- поразительное. Хочу сказать огромное спасибо человеку, который показал мне истинных Коэнов и посоветовал этот фильм, благодаря ему я всё-таки решился посмотреть. И вот лично увидев фильм, могу сказать, что это одна из лучших картин братьев Коэнов и одна из значимых картин для истории кино.
Я очень удивился, когда узнал что Коэнам дали оскара за этот фильм. Всегда относился к оскару как к популярной премии, а 'Старикам здесь не место' как бы авторское кино. Пускай бюджет совсем не авторский, но начинка здесь великолепна. И я очень рад, что фильм оценили не только в Америке, но и в России. Ведь, кто-то решил сходить в кино не людей-х, а на Коэнов, а это огромный шаг в богатый духовный мир.
Вернувшись к моей первой реплике, скажу, что смысл фильма не в стариках и даже не в деньгах. Я считаю что смысла то нет. Братья Коэны показали нам жизнь без прикрас. И в картине, как и в жизни нет смысла. Весь фильм - это даже не история, а скорее философская притча. Никаких ответов, лишь одни вопросы. А вопросов уж очень много. Смотришь и чувствуешь, вот, ещё одна реплика, ещё пара слов и будет ответ. Но нет, ответ постоянно ускользает и зарывается ещё глубже чем был, да и ещё к нему добавляется парочка вопросиков. И в итоге в конце имеется целый ворох вопросов и не единого ответа. А концовка вообще поразительная. Философский монолог и бам, финальные титры. Только начинаешь что-то понимать и тут тебя так резко обламывают. Одна из самых сильных и странных концовок на моей памяти. Браво Коэны.
Всё действо крутится вокруг трёх 'стариков'. Первый работяга-ветеран, второй маньяк-психопат, третий шериф-философ. Все они уже не молоды, но всё ещё есть порох в пороховницах и поэтому назвать их стариками язык не поворачивается. Может телом они и не стары, но вот душой они точно старее всех остальных людей. И здесь Коэны показывают нам, что старики это не те кто слаб телом, а те кто не могут ничего изменить. Весь фильм они то убегают от смерти, то приближаются. Всё время хватаясь и цепляясь за призрачную ниточку свободы, они встречаются друг с другом и начинается взрыв. Встретились три противоположности и кто выйдет после этой встречи живым, ещё тот вопрос.
Первый - это персонаж Джоша Бролина. Сыгран им просто потрясающе. Ветеран Вьетнама показан им человеком без страха, с железными нервами и любящий свою жену. Его проблема даже не в жадности, ещё с древних времён было известно, что халява не приносит добра. Его проблема в том, что он очень уверен в себе, горд и своенравен. Даже понимая что ему не уйти, он мог бы спасти жену, но он решил получить всё и свою жизнь, и деньги, и жену. Вот и погнавшись за тремя зайцами...
Второй - персонаж Хавьера Бардема. Сыгран безумно красиво и интересно. Он не похож на маньяка и поэтому люди вступают с ним в контакт и гибнут. Но мне он показался не таким уж сумасшедшим. Да, убивал людей, но чётко следовал своим принципам и держался их до конца. Железные нервы и холодное спокойствие, просто поражают. Как всё безукоризненно показано. Даже когда у него открытый перелом и из локтя вылазит кость, он лишь немного подёргивает глазом и оглядывается по сторонам. Браво Хавьер Бардем.
Третий - персонаж Томми Ли Джонса. Самый спорный персонаж. Вроде бы он ничего не сделал, ни скем не пересёкся из двух предыдущих персонажей, но его монологи просто великолепны. Они несут авторскую мысль зриелю. После погони, кучи трупов и моря крови, очень здорово послушать философский взгляд на жизнь. Весь фильм построен на этом противоречии. Его пересказанный сон, просто взрыв. Я даже несколько раз его пересмотрел. Великолепно. Настолько передана аппатия, усталость от жизни и отчаяние от того что ничего нельзя изменить, что в финальных титрах сидишь ошеломлённый и тупо смотришь титры. У меня так было трижды. В 'Бойцовском клубе', 'Мертвеце' и вот теперь в 'Старикам тут не место'. Браво Томми Ли Джонс.
Вообще, весь фильм течёт плавно и не спеша. Два чеса идут очень медленно, но этого не замечаешь. Всё сделанно в фирменной Коэновской манере и всё словно в замедленном времени. Это достигнуто путём отсутствия музыки. Совсем. Лишь в финальных титрах звучит что-то похожее на музыку, а так лишь звуки жизни и стуки сердца, как пел Цой: 'Может сердца, а может стук в дверь'.
Ещё в фильме грандиозный видеоряд. Такой Коэновский и так великолепный. Удивительные пейзажи, удивительные актёры и просто удивительные истории из жизни. Очень советую посмотреть 'Серьёзного человека', кто не видел. вроде бы не связанные между собой картины, обладают единой философией и связью с той единственной и неповторимой жизнью. Браво Роджер Дикинс.
Очень хорошо поставлены сцены погонь и убийств. Во многом, благодаря отличному звуковому ряду. Очень переживаешь, когда смотришь и невольно представляешь себя на месте, как жертвы, так и убийцы. Происходит вживание в роль и просто невозможно оторваться от происходящего. Всё сделано на высшем уровне.
Коэны в очередной раз меня удивляют. В своём фильме они показывают два очень противоречивых вопросов. Первый - от судьбы не уйдёшь. И второй - стареют не телом, а поступками. У них получилась эдакая притча, с элементами вестерна, которая войдёт в историю кино, как незабвенная классика. Шедевр. Браво Коэны.
Братья Коэн всегда отличались особой стилистикой своих фильм. Несмотря на то, что снимают они в разных жанров, их творчество можно вписать в один жанр. Жанр братьев Коэн. Будь то камеди типа «Большой Лебовский», «Игры джентльменов» или крайне жесткие фильмы типа «Фарго». Вот и их главный «Оскароносный» фильм нельзя вписать в жесткие жанровые рамки. Хотя обычно называют вестерн. Впрочем, справедливо.
Коэны сняли отличную экранизацию повести Кормака МакКарти. В плане адаптации сценария просто блестяще. Кое-что убрали, но оставили главное. Характеры, смысловую нагрузку, диалоги (почти дословно), но главное, дух книги. Не говоря о неплохом юморе.
Постановка просто безупречна. Это что-то вроде детективного - философского вестерна. Последнее, особо подчеркивается в эпизоде перестрелки в ночном городе.
Если говорить о смысле, то, на сколько я понял, это не просто история про хорошего парня, который попал в сложную ситуацию. Смысл кроется в самом названии, по которому все мы делимся на два вида людей.
Старики. Возможно, довольно жестокие и умные, но все же они не могут выжить в этом мире. И они либо умирают. Либо поступают умней. Выходят из игры, уходят на пенсию, и остаются в живых.
Но есть и другой класс людей. Не старики. Которые при любых обстоятельствах всегда остаются в выигрыше. Как герой Бардема, виртуозно сыгравший Антона Чигура. Здесь особо впечатляет финальная сцена аварии, в которой Чигур ничего не мог предугадать. Просто случайность. Рог. Судьба. Однако и здесь он выкручивается, доказывая, что еще не пришло его время становится стариком. Фраза: «сколько ты хочешь за свою рубашку?» - просто блеск.
Томми Ли Джонс сыграл отлично. Его персонаж не просто старый коп, который брюзжит о старых временах. Он как символ старого времени, какое оно было по сравнению с сегодняшним днем. Как изменились люди, преступность. То, что было неприемлемо раньше, совершенно нормально сегодня. И этого то он и не понимает, почему все так изменилось, и к чему все придет в конечном итоге. Как персонаж он очень важен, да и сыгран, он великолепно.
Джош Бролин сыграл тоже здорово. Его персонаж бывший вояка и вообще настоящий мужчина. Но каким бы он не был, в схватке с Чигуром он обречен.
Хавьер Бардем, сыгравший Чигура, по настоящему вжился в свой образ. Кто-то говорит, что он изображал абсолютное зло. Вполне возможно. Он вроде работает наемником, но в то же время введет свою игру. Бесчувственный персонаж, лишенный привязанностей, тем самым полностью неуязвимый. Заслуженный «Оскар»
Вообще получился почти безупречный философски – детективный вестерн с отличной режиссурой, и великолепной игрой актеров.