Один из первых фантастических боевиков про пост-апокалиптическое будущее, в котором рассказывается о молодом и жестком полицейском Максе. Сейчас погони и перестрелки из далекого 1979 года уже вряд ли кого удивят, зато это одна из самых любопытных ролей Мэла Гибсона. Правда, автомобильные столкновения и трюки очень качественно смотрятся даже спустя 30 лет, поскольку все поставлено натурально, без применения новомодных спецэффектов.
Действие происходит в пока еще привычном современном городе и за его пределами, никаких развалин или ощущения будущего здесь нет. Фильм больше напоминает авто-боевик про полицейского, который мстит бандам на мотоциклах за своих друзей и семью. Первая часть как раз о том, почему Макс стал столь жесток и почти равнодушен к окружающему миру. Продолжение стало выдающимся фильмом в силу большего бюджета и куда более динамичного экшна. Здесь его меньше, зато больше времени отведено переживаниям героев и объяснения тому,почему будущее столь мрачно и практически безнадежно. Естественно, не окажись в нем сам Безумный Макс.
Фильм напоминает многочисленные фантастические боевички 80-х на темы кибернетики, всевозможных катаклизмов и т д и т п. Но на то он и 'Безумный Макс', чтобы быть выделяющимся и одним из самых известных боевиков во всем мире. Учитывая мизерный бюджет, снято все очень качественно, пусть и не поражает воображение. Спасибо стоит сказать отличным актерам - Мэл Гибсон и в 23 года уже способен на многое, второстепенные также знают свое дело. Также стоит посмотреть на усовершенствованные автомобили и, разумеется, то, как их разносят вдребезги. Ну, а кадры, где камеры крупным планом показывает сумасшедшие глаза тех, кто в следующую секунду окажется под колесами тачки Безумного Макса, просто уникальны.
Зрелищность – 4
Постановка – 5
Актеры – 5
Сценарий – 4
Ожидаемость – ожидаемо здорово
Мое слово – начало истории о Безумном Максе может и не выдающийся, но очень качественный и интересный фантастически боевик.
Можно сколько угодно говорить и писать, что фильм не раскрывает должным образом некоторых персонажей, или что он не показывает должным образом последствия описанного в титрах ужасного недалёкого будущего, когда вся планета превратилась в пустошь, а оставшиеся люди борются за выживание. Сколько угодно можно рассуждать о том, как во всём этом безумии находится место адвокатам, которые способны освободить бандита из под стражи, при том условии, что вокруг происходит разложение общества, где человека могут убить за новую обувку.
Но нельзя отрицать одного - 'Безумный Макс' Джорджа Миллера, снятый в 1979 году, не только стал началом отличной серии фильмов про психов на крутых самодельных машинах, но и стал начальной точкой для развития персонажа Макса Рокатански, развитие характера и образа которого, как раз и происходит по мере действия первого фильма.
Наконец, фильм показал миру отличную роль Мэла Гибсона.
Можно сколько угодно поливать этот фильм помоями, но нельзя отрицать тот факт, что именно это кино, бюджет которого всего 350 000 долларов, кино, которое снимали с использованием личного автопарка режиссёра, смогло дать толчок развитию действительно культовой вселенной, фильмы которой сейчас можно пересматривать с удовольствием.
Если хочется увидеть сошедший с ума мир, выжженную ядерным огнём пустошь, разлагающееся общество - смотрите сиквелы (кроме третьей части), благо, они не хуже фильма 1979 года. А этот фильм - проба пера, первопроходец и сборщик денег на новые и более масштабные идеи Миллера.
Когда-то Джордж Миллер работал врачом и видел много машин в дтп и вот ему пришла в голову идея снять фильм, где много машин попадают в аварии. Так и появилась идея первого безумного Макса.
Давайте будем честны, первая часть квадрологии сильно устарела. И в чём спросите вы? Давайте по порядку.
Как мы помним действия 'Безумного Макса' происходят в пост-апокалипсисе, но в первой части вообще не ощущается, что мир в разрухе, я даже сначала и не понял, что в данном фильме произошёл апокалипсис, ведь он выглядит каким-то чистым. Свет работает от электричества, людей много и живут они обычной жизнью, будто ничего не произошло. Такое ощущение, что этот фильм должен был быть историей про полицейского в маленьком городишке, но когда большая часть фильма была снята режиссёру пришла идея пост-апокалипсиса. Благо Джордж Миллер учтёт свою ошибку и в последующих сиквелах сделает мир более пустынным.
Сюжет выглядит, как будто его написали лишь на одной странице и это должен был быть флешбэк на пять минут, который решили растянуть. Первая половина ни о чём, просто Макс работает в полиции вместе со своим другом, а вторая это как раз сценарий на одном листе и со всем интересным.
Актёры сыграли плохо, даже для малобюджетного кино (кроме Мэла Гибсона, он достаточно неплохо отыграл свою роль), в особенности бандиты, которые только и кривлялись на камеру.
Экшен для малобюджетного фильма сделан неплохо. Джордж знал, как выглядят сломанные машины и в фильме много машин будут стукаться обо всё.
Итак, почему при всех минусах цвет моей рецензии зелёный? Потому что данный фильм дал свет хорошему режиссёру и известной франшизе, которая развивалась с каждым фильмом. Тем более для дебюта он сделан вполне неплохо, но смотреть его или нет я даю вам на личное усмотрение.
Хороший боевик, молодого, Австралийского режиссёра Джорджа Миллера (между прочем это его первая робота в большом кино).
Сюжет достаточно не замысловат. Недалёкое будущие, озверевшая банда мотоциклистов, творит беспредел на дорогах, убивая и калеча добропорядочных граждан, единственный закон для них это сила. Им противостоят немногочисленные полицейские, среди них главный герой, по имени Макс, по прозвищу Безумный.
Фильм интересен своим повествованием и взглядом режиссёра на то как надо снимать кино, его крупные планы лиц и глаз при аварии, сумасшедшие погони, это нечто. В минусы стоит занести его неопытность и горячность показать всё на что он способен, изо этого слишком много ненужных деталей, они смазывают общие впечатления от просмотра.
Стоит также отметить молодого Мела Гибсона, который великолепно отыграл свою роль, да и другие актёры неплохо справились со своей задачей. В общим фильм хороший, но помнят его только благодаря второй части, где режиссёр добился апогея своих возможностей, убрав всё лишние и перемножив всё хорошие что было в первом Максе.
Картина, снятая за 300 тысяч австралийских долларов и впоследствии собравшая в прокате более 100 миллионов уже успела стать культовым произведением жанра 'дизельпанк'. Что примечательно, термин жанра появился лишь спустя 22 года. И чтобы разобраться в вопросе, почему одна из первых ролей великого Мэла стала столь популярной и канонической, предстоит разобрать не один вопрос.
Многие вещи в фильме остались то ли недосказанными, то ли недоработанными (впрочем, в сиквеле создатели начали исправляться). Фильм-антиутопия, слишком 'камерный' чтобы называть его полотном. В нём царит мрак и хаос, но при этом все живут своей размеренной жизнью. Хиппи могут позволить себе сутками отсыпаться в обтянутых мехом салонах кислотно-ярких автомобилей. Полицейский может позволить себе прекрасный дом с шикарным видом из окна, а в своеобразных футуристических барах поп-звезды исполняют свои лучшие хиты, пока в комендантский час (!) некая публика отдыхает и выпивает. Но полицейских здесь вроде как и нет. Есть своеобразные парни в стильных кожаных киберпанковских (да да) нарядах, которые, если присмотреться, даже и работу свою толком не воспринимают всерьёз. Но есть здесь суд. Есть и адвокаты. Вообще создаётся полное ощущение, что у всех всё стабильно и без проблем. Тем более мутным становится представление об антиутопии и беспорядках банды местных 'урукхаев', которых никто не в состоянии остановить. Ни на колесах, ни на ногах, ни силой, ни законом.
Вообще сюжетные дыры являются чуть ли не единственным упущением создателей при съемках данного шедевра, чуть ли не единственного представителя жанра. И если что-то ещё можно списать на низкий бюджет и время, в которое картина снималась - недостаток сюжетных пластов, составляющих основу произведения, простить нельзя.
С регулярной частотой картине не хватает хоть какой-нибудь мотивированности происходящего на экране. Чего стоит только тот факт, что Макс не раз оставлял жену в опасности, вопреки всем законам логики и чувства ответственности за самого близкого тебе человека. Местами вообще может показаться, что сюжет высосан из пальца только для того, чтобы фильм имел право на существование, и это действительно было бы непростительно, не будь сюжетная конструкция в целом столь выверенной и, в конечном счёте, законченной.
Непонятно также, зачем в картину нужно было закладывать тонкий (а временами и не очень) налёт голубизны в самом непрямом смысле этого слова. То, как ведёт себя банда Пальцереза, включая его самого - наведёт на плохие мысли даже заядлого святошу. Про страсть к тактильным ощущениям лысого шефа полиции Фифи и частые ракурсы на задницы в обтягивающих кожаных трико, полагаю, лучше умолчать. Возможно, первое - лишь способ передать экстравагантность и хаотичность в поведении членов банды, а второе - совпадение, но... Как знать.
Даже при столь низком бюджете операторская работа в картине выше всяких похвал даже по сегодняшним меркам, когда GoPro можно запихать в любую точку земного шара. Картина умудряется не выглядеть статично благодаря удачно подобранным ракурсам, а простой, но грамотный монтаж делает экшн-сцены весьма смотрибельными и по сей день. Каскадёрские трюки, погони - часть большого процесса в погоне за атмосферой картины. И, несмотря на то, что всё внимание здесь фетишируется на автомобилях, мотоциклах и их производных - не стоит принимать ширму концепции за душу произведения. И, хотя многие любят 'Mad Max' именно за атмосферу постапокалипсиса и беспредел на пыльных дорогах, всё же это фильм о человеке. О человеке, который хотел тихого семейного счастья больше, чем превратиться в 'одного из них'. Именно этим в корне и отличается первая картина от двух последующих сиквелов. Вселенная воссозданного антиутопического мира здесь лишь ширма, за которой разворачивается великая трагедия обычного человека.
Итак. При всём том, что культовой картине уже не избавиться от сюжетных дыр, как главному герою не избавиться от своей кожаной куртки - мы имеем чуть ли не единственный представитель смеси жанров фантастики, плохо поддающихся определению. А это может значить только одно - за 36 с лишним лет творение так и не нашло себе соперника. Зато подарило нам Мэла Гибсона.
Пересмотрел все четыре фильма по Mad Max. И если я всегда возвышал вторую и четвертую («Дорогу ярости») части, как эталон в своем жанре, то этот осознательный просмотр заставил меня по другому взглянуть на первую часть, которую я всегда несправедливо оценивал ниже своих последователей (за исключением третьей части, конечно).
Раньше я рассматривал первый Mad Max как вводный эпизод сериала, который только зарождал свой фирменный стиль (который был превосходно сформирован в Mad Max 2, тем самым зародив жанр пост-апокалипсиса). Да. Казалось бы, от той самой вселенной Mad Max тут мало что есть. Апокалипсис только на заре. Общество еще на развалилось. Дизайн фриков не такой безшабашный как в продолжениях, как я привык. Самая дерзкая погоня только в начале фильма. Сам главный герой Макс Рокатански в исполнении Мэла Гибсона становится тем самым Mad Max лишь в последней трети фильма.
Пересмотрев вновь этот фильм, я по новому оценил всю проделанную работу Джорджа Миллера. То как он всё выжимал из мизерного бюджета, не может не впечатлять. Открывающая сцена погони, где он даже пожертвовал своим собственным фургоном. С каким запалом он снял её. Я постоянно ощущал скорость на которой несутся герои фильма.
Несмотря на то, что Миллер эффектно представляет нам Макса в начальной сцене, на первый план он его не торопится ставить, а предпочитает всю первую половину фильма сфокусировать нас на обедневший мир, готовый вот-вот сгинуть. Банда фриков-байкеров во главе с безумным главарем в исполнении Хью Кияс-Бёрн (да, да, актер который сыграл Несмертного Джо в «Дороге ярости»). Сцены насилия с их стороны ярко демонстрируют растущий упадок человечества.
Лишь во второй половине фильма Миллер ставит Макса на первый план. Нам впервые демонстрируют узнаваемый фирменный автомобиль Макса, дизайн и все сцены с нею, то как они поставлены вызывают у меня наивысший восторг. Семья, переживания Макса и его главный страх – стать таким же фриком. Но увы, как бы Макс не старался…главной трагедии его жизни ему не избежать, чтобы стать тем самым Mad Max, которого мы знаем.
Стоит отметить, что Миллер выбрал не самую очевидную структуру для повествования. Он посвящает весь первый фильм созданию травмы Макса, призрака героя, чтобы в Mad Max 2 он предстал перед нами странником с прошлым. Тем самым Миллер рассказывает нам подробную историю настоящего, в котором семья Макса погибает, чтобы в следующей части это самое настоящее стало прошлым для него. Обычно такие трагичные моменты запихивают в десятиминутные флэшбеки, как форму экспозиции. Этот изобретательный подход мне напомнил первый сезон сериала «24» с Кифером Сазерлендом, создатели которого наверняка унаследовали его именно с первого Mad Max.
Так, что в итоге?! Да фильм мало походит на своих последователей. Но все вышеперечисленное, что меня впечатлило делает первый Mad Max самым уникальным в своей серии и наверно, самым трагичным и даже самым безысходным.
Главное - не цель, главное - движение, или Почему Безумный Макс доволен жизнью
Австралийский фильм «Безумный Макс» (1979) я впервые увидела году так в 94-м или 5-м, то есть почти в детстве, и очень его люблю (вместе с продолжением, снятым в 1981 году). Считаю, первые две ленты “Mad Max” (третья часть не в счёт) – уникальный в своём роде фильм: он от начала до конца строится не на «истории», а на ритме повествования. Не случайно центральным образом «Макса» является нить дорожного полотна, прорезающая тысячи километров прокалённых солнцем пустынь. Скорости в «Максе» – если поразмыслить – являются принципом строения фильма, когда взаимодействие протагонистов и антагонистов, перипетии сюжета прямо зависят от включённости героев в движение на трассе. Драматические ситуации здесь возникают в условиях, когда одни персонажи стремительно повышают скорость событий, а другие из этого темпа фатально выпадают: 1) Макс vs Ночной Ездок (интенсивность событий диктует Макс), 2) Гусь vs Банда (интенсивность событий диктуют байкеры), 3) Макс vs Банда (см. 2), 4) Макс vs Банда (см. 1). В кульминации каждого из данных отрезков интенсивность действия достигает пика, всё происходит очень-очень быстро, время сжимается. Разом – кровавая развязка, остановка. И тотчас – новое нарастание скорости. По отношению к этой вот динамике всё прочее (этическая сторона конфликта, антиутопический контекст) находится где-то на поверхности, как кожа поверх энергично работающей мускулатуры.
Смысл в «Безумном Максе» – дело вторичное (как ни крамольно звучит), главное – это движение, стремящееся к максимальной интенсивности. Спросите любого: чем цепляют эти два фильма? Ответ будет: лихие гонки, аварии, коллапс машин, разнесённых вдребезги. Скажу больше. Живая работа каскадёров в кадре производит такое эмоциональное воздействие, что на контрасте с ним 3D и гипер-медиа смотрятся картонной бутафорией. Сцены крушений в «Максе» доставляют не просто эстетическое удовольствие – они по-настоящему завораживают.
Это и есть главный герой картины: драйв на грани катастрофы. Макс Рокатански – его персонификация, он даже не образ. Макс – это процесс. Так что, я думаю, ошибочны традиционные представления об утрате им смысла жизни и прочие фантазии (герой-рассказчик в «Воине дорог» (1981) тоже идёт по ложному пути, представляя Макса этакой жертвой обстоятельств). Я думаю, что смысла быть и не должно. Смысл – это цель, она конечна. А персонажу Мела Гибсона цель не нужна, он стремится только к длительности движения по трассе, к смене темпов, череде аварий и т.п. Макс потому и «безумец», что отказывается от смысла в пользу чистой динамики (а вовсе не потому, кстати, что убил кого-то из мести). В «Воине дорог» Паппагелло критикует его именно за это. Но у Макса просто иной порядок существования, и все его действия (которые могут быть истолкованы как добрые или дурные) продиктованы лишь его потребностью в движении. Так что Макс не бросит свою пустыню ни за какие коврижки. Ему хорошо там.
Месть - страшная штука, но у многих она является обычным наказанием. Фильм 1979 года проявил во мне некую безнаказанность нашего времени. Ведь всем все равно, что у тебя случилось или кто у тебя погиб. Макс (Мэл Гибсон) был хорошим семьянином, другом и просто хорошим полицейским. Затем у него отняли все - друга, жену и ребенка. Макс понимал что справедливость должен делать он, а никто другой. И он стал мстить...
В фильме показана реальность наших дней. Убийства, изнасилования и никто не может за это взяться, а если могут то другими методами. Фильм жесток и даже в наше время если его смотреть. Мэл Гибсон на высоте... А погони которые тут показаны - вообще блеск! В 1979 году сняли настоящий триллер после которого можно посидеть и подумать... Советую всем!
1979-й год... Как это было давно, меня так вообще ещё на свете не было, но зная о положении вещей, наш народ знал о существовании зарубежного кинематографа, не считая стран Варшавского договора, французского, итальянского и полулегального американского, но что в Австралии делают и умеют делать кино - это было чем-то из ряда вон выходящее. А между прочим зря, хотя это это уже тема для полемики на тему политики, не будем вдаваться. Скажу только почему зря: никто не знал, кто таков Джордж Миллер, а между тем этот кинематографист приложил свои усердия к тому, что можно назвать культурной ценностью Австралии: трилогия 'Безумный Макс' в качестве режиссёра и сериал 'Бангкок Хилтон' в качестве продюсера.
Первая часть 'Безумного Макса' ознаменовала собою два наиважнейших фактора: к первому из них я отношу старт поджанра постапокалептического мира вследствие катаклизма, связанного с творением рук человеческих. В этом фильме показан мир, который вполне может образоваться после того, как мы слетим в тартарары в связи с отсутствием горючих материалов, в особенности это касается бензина. Теперь вся жизнь протекает у дороги, где полицейские уже с трудом справляются с разгулом преступности. Несмотря на свой 'возраст' лента 'Безумный Макс' до сих пор ещё относится к рангу актуальных, вероятность её схождения с этого подиума относится к вероятности открытия и широкого потребления альтернативных источников.
Ко второму же фактору я отношу появление пред нашими взорами прекрасного актёра Мела Гибсона. Это сейчас, при первом просмотре 'Безумного Макса' можно не узнать в юноше любимого многими исполнителя, но это он и это - первая его известная роль, после чего он начал покорять кинематографический Олимп и зрительские сердца. Его полицейский Макс Рокотански не был ещё наделён тем игривым взглядом, лукавой усмешкой, но чистота эмоций просто зашкаливала. Надо отдать должное Джорджу Миллеру за эту 'золотоносную находку'. Правда, из этой ленты я запомнил не только Гибсона, мне приглянулись ещё Стив Бисли, сыгравший лучшего друга Макса, и главный антагонист в исполнении Хью Кийса-Бёрна, его гривастый отморозок вызывал отчётливое чувство антипатии и ненависти и когда Макс предался желанию мести к этому главы банды байкеров, то я полностью его поддержал, что связано с эмоциями, вызванными героем Кийса-Бёрна.
Фильм также откладывается в памяти своим визуальным планом: видеоряд наполнен дорожной пылью, песком выгоревших территорий, причём так, что ощущаешь на вкус гарь придорожного воздуха. В этом параметре Джордж Миллер и Дэвид Эггби (оператор фильма, затем работавший в довольно известных проектах) поработали на славу и создали вполне реалистичную картинку.
Важность выхода на широкие экраны 'Безумного Макса' нельзя недооценить, в нём есть как минимум две вещи, на которые стоит обратить пристальное внимание и о них я сказал выше. К тому же 'Безумный Макс' - мужское кино, серьёзное и со своей драматургией. Стоит смотреть и в наш век компьютерных спецэффектов.
Что значит для нас сейчас слово дорога? Место, по которому ездят машины, и прочие средства передвижения, ходят люди, и так далее... Как говорится, никакой романтики. А вот для людей будущего, дорога - это некий смысл жизни. Некоторые зарабатывают на ней, другие соответственно разбойничают (хотя, во многих случаях это одно и то же), а вот Макс на ней ловит (а чаще всего убивает) преступников. Он что-то вроде полицейского в этом мире. Но вот когда он, однажды, убивает одного из членов банды, то байкеры, членом банды которых являлся этот человек, начинают на него, и на его семью, друзей и коллег, охоту...
Можно ли назвать этот фильм антиутопией?.. Скорее всего, нет. Не надо капать так глубоко. Лучше просто не вдаваться в детали фильма, а просто насладиться им. Хотя вот тут как раз и возникают проблемы.
Ну вот, если брать по сценарию, то фильм в самом своём начале особо ничем не привлекает. Ну, ездит Макс на своём ментомобиле, мочит преступников, любит свою жену и сына. В общем, общительный, весёлый молодой человек. Но походу фильма, а особенно ближе к концу он главный герой превращается как раз в того самого безумного Макса, как и в заглавии фильма. Как это происходит? Да вполне очень даже резко. Думаю, это значит то, что Джордж Миллер этим хотел показать как изменчива человеческая душа, и что в каждом человеке, даже в тихом и добродушном живёт монстр. И даже то, что всё это происходит из-за мести, не оправдывает Макса. Хотя, как говорится, месть сладка, но позволено ли её кому-нибудь осуществлять?
Одна из первых ролей Мэла Гибсона в кино. Он тогда ещё был никому не известен, поэтому, скорее всего, и снимался в Австралии. Ну что можно сказать. Одна из лучших его ролей. Если в первой половине, ну ничего особенного. Обычный, стандартный полицейский, какого мог и тот же Сталлоне сыграть, то во второй, особенно когда происходит превращение в безумного Макса. Просто здорово. Конечно это не Дастин Хоффман в 'Соломенных псах', но там и жанр был другой, да и ситуация иная чем здесь, но всё таки. Ну, по остальным ничего не скажу, так как роль, в основном были не приметные.
Подводя итоги фильма, скажу, что это вполне средненький боевичёк, не чем особым не отличающийся от других, но зато с мощной, хоть иногда и предсказуемой, но, тем не менее, интересной развязкой.
И вот ещё что хотел сказать... Некоторые сцены погонь были настолько эффектными, что иногда казалось, что их этого фильма Тарантино питал вдохновение, когда снимал своё 'Доказательство смерти'.