Фильм 'Чемпион мира' рассказывает о легендарном поединке между шахматистами Анатолием Карповым и Виктором Корчным. Для первого с детства была важна именно игра, причём честная, пусть иногда и оканчивающаяся проигрышем. Второй же сломался, не получив звание чемпиона 'по очереди', а потому победа над Карповым была нужна ему любой ценой. Когда человек использует грязные и подлые приёмы, а его самого буквально трясёт от ненависти, становится очевидно, что он морально слаб и очень напуган.
Фильм 'Чемпион мира' объясняет, почему шахматы - это спорт. Здесь и огромные нагрузки на весь организм, и серьёзная командно-тренерская работа, и, конечно, соревнование. Любой фильм, даже если он основан на реальных событиях, не может получиться совершенно достоверным: видение режиссёра всегда накладывает отпечаток. 'Чемпион мира' не стал исключением, но в этом нет ничего страшного. Главное - это абстрактная мысль о том, как делать можно (нельзя!), а как - должно.
Шел в кинотеатр с большими сомнениями, которые посещают каждого, если он смотрит обычно обзоры одного известного человека, назвавшего себя BadComedian. Мне и без того, всегда было видно, что любой фильм, касающийся эпохи СССР - это глупая антисоветская поделка с пластилиновыми героями и надуманным сюжетом.
К счастью в этот раз совсем иной случай, хотя конечно без антисоветчины не обошлось. Цитата: 'Если КГБ узнает, что мы встречались, тебя отправят в ГУЛАГ!'. Во-первых мало кому в современном поколении наверное известно, но ГУЛАГ - Главное Управление ЛАГерей, попасть можно в лагерь, а не в управление, во-вторых на Карпова после этой встречи действительно положили глаз, но не более, его встреча с американцем не осталась незамеченной.
В целом фильм не создает излишне негативный образ СССР и его вождей, что радует. Картина повествует, как ей и должно - о шахматах и всем, что с ними связано. Наверное не было еще в мировом кинематографе фильмов, так ярко разрушающих миф о том, что шахматы - не спорт. Накаленные до предела нервы, подковерная борьба, психическое воздействие и изматывание противника любыми способами, всё ради победы, на войне все средства хороши.
Отдельное спасибо нужно сказать К.Хабенскому, сыгравшему думаю одну из самых своих ярких ролей за всю его немалую карьеру, Янковский же напротив показался местами недостаточно убедительным, однако я думаю, что каждый посмотрев реальные интервью молодого Карпова поймет, что Толя умеет держать себя в руках и яркие эмоции выражает довольно сдержанно и своеобразно, отсюда и довольно 'бедная' на первый взгляд игра Янковского, которому было просто сложнее, чем Хабенскому.
Минус у фильма на мой взгляд только один, несколько затянутый хронометраж, много повторяющихся по смысловой нагрузке сцен, не создающих ничего нового, в 2 часа уложиться можно было!
«Чемпион мира» - так называется новая картина Алексея Сидорова.
Хороший получился фильм. Нет – отличный! Настоящий шахматный боевик. Да, и такое вот, оказывается, тоже бывает. И это было просто прекрасно.
Скажу сразу, данный фильм – это всего только именно что художественное кино. По мотивам. Ну вот, а далее получился великолепный триллер и боевик (почти что по К.Чапеку, если Вы в теме).
Профессиональный спорт всегда, начиная ещё с античных Олимпийских и прочих древнеэлладских игр был неразрывно связан с политикой. Потом сия традиция сохранилась и расцвела в императорском Риме, а затем и в Константинополе басилевсов. А гонки и игры в итальянских городах-государствах! Ну и наше время. Все эти скандалы с ВАДА и целые команды профессиональных спортсменов-астматиков и вообще сильно больных, с одной стороны, и дикие истерики на тот же вполне безобидный мельдоний, с другой. Но и шахматы – это не только древняя игра, но и спорт. А значит, тоже продолжение политики другими средствами. Только в формате «мягкой силы». Вот и здесь нам покажут вольную историю о серии матчей Карпова с Корчным. И да, реальный Карпов мне по душе. И я помню как сам мальчишкой болел за него, когда он играл с Каспаровым (ныне превратившимся в худшую версию реального Корчного). Ах да, ещё умницу Таля вспомнили, спасибо.
Итак, по картине. Как триллер – выше всех похвал. Держит зрителя в напряжении почти всё время сеанса. Оторваться практически невозможно!
Как боевик – таки тоже да. Сцены с вертолётом и прочее удались.
Актёрская игра… Хороши тут все. Но всёж однозначно сей фильм стал триумфом Константина Хабенского. Так сыграть! Так выступить! Браво!!! Потрясающе просто отыграл он, слов нет. Брависсимо!!!
Иван Янковский сыграл достойно, спору нет. Но всё ж Хабенский затмил всех.
Что ещё. Отличный духоподъёмный блокбастер получился. И это есть хорошо. Как прекрасна была и сцена с поднятием советского флага – флага действительно великой державы. И Россия нынешняя ведь прямая наследница что СССР, что Российской империи. Хорошее наследие нашей более чем двенадцативековой истории. Непрерывной истории.
Отдельно хотел бы похвалить спецэффекты. Что «нейронные связи» во время игры, что образы рушащихся шахматных полей. Это было очень круто.
Рада, что успели посмотреть фильм именно на большом экране, он этого заслуживает! Визуальное удовольствие. Дети, посматривающие периодически разборы полетов от Bad Comedian'a, ехидно просили нас рассказать потом, какая она, 'ПРАВДИВАЯ ПРАВДА' из 'секретных документов' главного патриота страны Никиты Михалкова. И здесь, действительно, не обошлось без вопросов. Весь фильм сидишь, получаешь удовольствие, а сам думаешь - и сколько тебе наврали? Что из показанного - не 'ради красного словца', а, действительно, - экранизированные факты?
Вытягивает на себе весь фильм Хабенский, как он хорош даже в роли мерзавца!.. Янковского (молодой Анатолий Карпов) я как-то в этой роли не разглядела: сценаристы, кажется, делали ставку на его лицо. И не прогадали. Как в советском анекдоте: а ты ничего на сцене не делай, просто ходи: туды-сюды, туды-сюды. Вот Ваня и ходит. И грустит. Задумчиво смотрит вдаль. Ссорится с женой. Истерит. Делает гениальное открытие в шахматах. Очень патриотично смотрит на флаг Родины... И всё это с одинаковой мордой лица. Но при этом ну очень красивый такой!..
Из полезного: после просмотра я первым делом полезла в сеть рыть всё, что возможно, о жизни Карпова. Увлеклась. Интереснейшая личность, этот Карпов! Муж начал читать его биографию, охотно зачитывает понравившиеся моменты. Правда: написано легко и увлекательно, с юмором, но чувствуется огромный жизненный опыт и мудрость не зря прожитых лет. Рекомендую!
Вот момент оттуда:
'Какими словами можно сообщить матери, что ее ребенок сейчас умрет, – представить не могу, но как-то она это сказала…
В то время были еще живы обе мои бабки – и по материнской, и по отцовской линии. Надо полагать, они были женщины не только набожные, но и решительные. Как это так – хоронить некрещеного ребенка! И они настояли, чтобы крещение состоялось немедленно.
Был ноябрь. Ночью выпал снег. Заутреня кончилась давно, церковь успела выстыть. Как говорили очевидцы, только что пар изо рта не шел. Можно представить, какой была вода в купели.
Бабки знали попа и изложили ему ситуацию. А поп оказался бывалым. «Все сделаю, как надо, – сказал он, – а там Господь рассудит». И он окунул меня в купель с головой, да еще и придержал под водою – чтобы искусственно задержать дыхание.
Стресс получился на славу. Я заорал на всю церковь, поп засмеялся: «Будет жить!» И действительно, пена и кашель прекратились, словно их отрезали, и я в несколько дней поправился.
Вот такое чудесное исцеление.(...)
'В советское время я был одним из немногих счастливчиков, который мог в любое время без дозволения встречаться с иерархами церкви. Хорошо знал патриарха Пимена, часто общался и с ушедшим патриархом Алексием II… Убеждён: если бы у нас не было православной церкви, страна давно развалилась бы на мелкие кусочки. Общие моральные устои остались только там» (с)
Еще зашли документальный фильм 'Все ходы записаны' и интервью с Познером.
Обобщая, с уверенностью хочу сказать всем хейтерам, орущим про 'патриотическую клюкву' и отмытых на госзаказе деньгах: мем 'ЕСЛИ БЫ Гагарин полетел в космос вчера' - это про вас.
Да, когда после фильмов 'на реальных событиях' смотришь интервью героя войны Девятаева или гения Карпова, читаешь одноимённую книгу 'Движение вверх' или изучаешь материалы о Тарасове и Харламове, возникают вопросы. Но они ВОЗНИКАЮТ! Эти - не без ляпов и пафоса - ленты всё-таки цепляют, побуждают узнать о Нашей истории. Самим узнать и сделать выводы. За одно это даже - спасибо. Отечественный кинематограф начинает радовать!
Я с первых кадров понял, что это будет достойное кино о шахматах. И оказался прав.
Прежде чем судить, следует принять во внимание, что – о, горькая правда – шахматы не являются зрелищным спортом. То есть они зрелищные, конечно, но только для шахматистов, особенно высокого класса – и вся эта зрелищность существует только в головах игроков. Здесь и впрямь правдиво утверждение, что красота в глазах смотрящего. Поэтому мне отчасти доступно понимание всех трудностей мастеров кино, ставящих перед собой задачу снять фильм о великой игре. Успешные шахматные картины снимались и ранее (взять хотя бы тот же «Королевский гамбит»), но все же то был сериал, при том не отечественного производства. А тут наше кино – и какое! Я больше скажу – и это не просто сентиментальный восторг шахматного любителя – это кино воспринимается даже не российским, а советским (и я говорю об этом в самом лучшем смысле этого слова).
Я играю в шахматы уже 20 лет, добился 1 разряда и хорошо знаком с историей игры, наиболее важной частью которой являются чемпионы. Именно ими восхищаются, им подражают, именно на них равняются молодые поколения шахматистов. Карпов никогда не был моим любимым чемпионом, а о Корчном знал очень отдаленно. До просмотра этого фильма.
Иван Янковский очень тонко передал эмоции Карпова и, в целом, его психологический профиль. Этакий гениальный интеллигент, правильный со всех сторон, рациональный и сильный духом. Собственно, Карпов таков и есть. Тем не менее, меня куда более восхитил образ Корчного. Хабенский истинный мастер своего дела. Корчной вышел персонажем куда более интересным, но это не в укор Янковскому – Иван идеально передал характер Карпова как есть. Просто так вышло, что Корчной – его судьба и личность – куда более харизматичны. Истинный байронический персонаж, мрачный и мятежный, как демон Пушкина, парящий над адской бездной. Я ознакомился с биографией Виктора и она куда более кинематографична. Судьба, полная борьбы за выживание - история преодоления трудных обстоятельств. Настоящий ребенок войны, силой воли пробивший себе дорогу наверх. Очень жаль, что он так и не смог исполнить свою мечту добиться вершины. Он действительно заслуживал, но увы – время было против него.
Остальные персонажи тоже хорошо прописаны, у каждого свой узнаваемый характер. Приятно было увидеть Виктора Сухорукова (спасибо тебе, брат). Владимир Вдовиченков здорово передал дух партийного функционера, отношение к которому балансирует между неприязнью и, подпитанным пониманием его мотивов, пониманием и принятием. Виктор Добронравов вышел этаким русским Хью Джекманом, субтильным и динамичным – его роль относительно эпизодична, но все же не лишена харизмы. Федор Добронравов как всегда душевен, роль отца ему подошла бы в любом фильме – ему хочется доверять и сопереживать. И именно он в конце одной короткой фразой вышибает слезу тогда, когда, казалось, удастся сдержать эмоции. Рядом со мной в зале сидел старик, который буквально зарыдал. Также понравилась Диана Пожарская – роль не то чтобы выдающаяся, но сыграна профессионально. Дмитрий Иосифов здорово сыграл Таля, колоритно и со вкусом – Таль вышел таким же напористым и штормовым, как и его комбинации.
Что касается технической стороны, то здесь нареканий нет. Никто и никогда еще в отечественном кино не показывал шахматы настолько зрелищно и внушительно, как они того заслуживают. Визуальная репрезентация игры восхитительна, а пируэты камеры вокруг фигур захватывают дух. Облет камерой машины в сцене с едущим на первую партию в Багио Карповым просто волшебен. Ты действительно чувствуешь напряжение и значимость момента. Шахматный поединок представлен не как будничный натюрморт из деревяшек в тени двух склонивших головы игроков, а как эпичное сражение в духе древнегреческой трагедии, коим оно и является на самом деле. Мне пришелся по духу этот пышный драматичный стиль.
И наконец. Я изначально не собирался писать рецензию, но, увидев, как их мало, решил внести свой вклад. Понятно, что кино специфическое, рассчитанное, в основном, на людей, для которых шахматы не просто пустой звук. И, тем не менее, оно заслуживает куда большего внимания. На фильм профессиональными критиками выпущено немало не самого хвалебного тона рецензий – как по мне, абсолютно незаслуженно. В мире, который сходит с ума, где кино превращается из серьезного искусства в попурри из мусора, где никто больше никого не уважает, а ценности прошлого даже не пересматриваются, а просто лишаются содержания, нам как никогда нужно именно такое Кино. «Чемпион мира» - это достойный фильм, лучший о шахматах и один из лучших о людях. Не слушайте бульварных пажей «авторитетных» журналов, они пыжатся не ради нас. Я предпочитаю доверять своим глазам и эмоциям. А они мне говорят, что, если два с половиной часа пролетают незаметно, то это – искусство. А тот, кто утверждает обратное, как заметил товарищ Таль, просто завидует.
Фильм хорош. С поправкой на низкое в целом качество современного отечественного кино, увы. Хорош и достаточно ярок на общем не блестящем сегодняшнем фоне.
А вто что в фильме хорошо без поправки на наш исторический фон, так это игра Хабенского. С первых до последних минут фильма я вижу в кадре не актера Хабенского, а Виктора Львовича Корчного. Не так уж важно, насколько киношный Корчной похож на реального. Возможно, сильно не похож. Но тот Корчной, которого вывел сценарист, увидел режиссер, воплотил Хабенский, он безупречен. Этот Корчной является самой точной декорацией фильма. Ни автомобили, холодильники и радиоприемники, ни одежда, телефоны и деревянные рамы в больнице не передают так атмосферу тех времен великого СССР, как передает ее этот мятущийся амбициозный и гениальный, ранимый и мерзкий маленький советский человек. Советский до корней волос. Я видел таких людей в великом множестве. Я узнаю этот типаж и, кажется, ощущаю этот забытый запах, смесь мужского одеколона и табачного дыма, въевшихся в кожу. Жажда справедливости для себя. И потребность быть услышанным и понятым собеседником.
Гениальная работа Хабенского. Однозначно, его лучшая работа в кино. Возможно, вообще лучшая мужская роль за все время после заката кинематографа СССР.
Кстати, многие актеры отработали свои номера на удивление хорошо. Не все, конечно, одинаково сильно и убедительно. Но многие.
Я, конечно, понимаю, что в последние годы российский кинематограф делает ставку на фильмы про советских спортсменов и их подвиги и это некоторым людям надоело. Но что же делать, другого мы снимать не умеем. Только про войну еще. И это я сейчас говорю не с критической точки зрения. Это факт. Данность.
Можно много рассуждать о подлинности этих кинолент, о том, что у нас всегда «враг» начинает первым, а нам приходится делать невозможное, что сторона соперника всегда представляется, как истинное зло. Мне об этом особенно говорить не хочется. Для подобных рассуждений есть определенные блогеры. Я хочу просто сказать про фильм, который мне понравился.
Совершенно точно это не шедевр и картины про хоккей и баскетбол с аналогичным посылом, вышедшие раньше, как мне кажется лучше. Но это действительно очень интересный и захватывающий фильм (а шахматную партию, уж простят меня поклонники этого вида спорта, показать захватывающей довольно сложно, как мне кажется) с очень хорошим сюжетом, с прекрасной игрой актеров.
Фильм расскажет нам историю матча за звание чемпиона мира между молодым Анатолием Карповым и Виктором Корчным, который за несколько лет до событий матча эмигрировал из СССР. Как вы понимаете последний факт раскочегаривает накал вокруг этого противостояния просто до нереальных размеров. И, на самом деле, даже если данный фильм, как пишут некоторые, не совсем верно пересказывает события того времени, то, тем не менее, мне кажется просмотр этой ленты может родить желание у зрителя разобраться, а как было на самом деле и начать искать информацию. И уже в этом смысле фильм со своими задачами справляется.
Как справляются и актеры. Абсолютно весь актерский состав играет просто замечательно. Но больше всех, конечно же, хочется отметить Константина Хабенского, который играет Корчного. Сыграл просто прекрасно, и его персонаж безумно харизматичен и остается в памяти.
В общем и целом, это довольно увлекательное кино про интересную игру, про интересные события тех лет. И я действительно с большим интересом его посмотрел.
Зрелищный фильм про шахматы. Казалось бы, оксюморон, но таки нет. Еще «Королевский гамбит», названный у нас «Ходом королевы» доказал, что показать зрелищно чудовищно тягучую игру вполне возможно. И то, что фильм хроном в два с половиной часа пролетает шементом - отлично это доказывает. Многомесячный поединок юного Карпова и невозвращенца Корчного за звание чемпиона мира подан не просто как противостояние систем, но и как жестокая битва характеров. Много шахматного закулисья, вряд ли известного подавляющему большинству, и не только широкому зрителю, но и узкому болельщику. Отлично показано, что это командная игра. Отличные актерские работы. От Анатолия Кота с его холодными глазами майора НКВД в образе очкастого задрота просто взвыл. Хабенский как инфернальное зло роскошен. А Янковский-младший показал, что достоин деда. Момент, когда он уходит от умирающего отца со страданием и слезами в глазах, отец его окликает и он за мгновение, пока оборачивается, успевает изменить выражение лица на бодрую улыбку - просто высочайший класс. Хорошее кино.
По трейлеру почему-то думал, что фильм о Корчном, а оказалось, что о Карпове. Кино о шахматах, поэтому хочешь, не хочешь, а все равно будешь его сравнивать с сериалом «Ход королевы». Американский сериал конечно круче, но и наш фильм, даже на его фоне, выглядит очень достойно. Для нашего кинематографа фильм однозначно удачный. Интересный сценарий, хорошая режиссура, картинка как в богатом кино, актеры второго плана создали запоминающиеся образы. Единственное, что режет глаза, это компьютерная графика, лучше бы ее совсем не было. Сама по себе она не плохая, но в сравнении с «Ходом королевы» выглядит убого и самое главное не к месту. В «Ходе королевы» главная героиня одиночка, алкоголичка и наркоманка и компьютерная графика, должна была помочь зрителю создать эмпатию с героиней. А у Карпова целая команда вокруг и сам он не где-то сбоку, а лидер этой команды. И отношения внутри этой группы людей помогают раскрыть его характер, без всякой компьютерной графики. Единственное слабое звено истории, это сам Карпов, не актер который его играет, он то как раз попал в образ, а именно гроссмейстер Карпов, он, несмотря на свой шахматный талант, по жизни очень невзрачный человек. Поэтому на его фоне Корчной просто фонтанирует своим темпераментом. И даже любовная линия образ Карпова не спасает, нету там чувств. И как всегда в отечественных фильмах про спорт очень мало собственно спорта. Здесь та же тенденция, много политики, интриг, драм, но спорта за всем этим совсем нет. Хорошо что шахматы сами по себе вид спорта не зрелищный, поэтому слабая спортивная линия не так бросается в глаза. Но в целом фильм неплохой, хоть он по большому счету и не про шахматы.
Это прекрасный фильма, который я бы показала своим детям и внукам!
Я получила огромное удовольствие от просмотра не думала что фильм о шахматах может держать в таком напряжении! Пусть многие ругают это фильм за идеологизированность, мне плевать! Это прекрасный фильм, который вдохновляет, после которого хочется жить и творить, он надет правильные ориентиры! Это зрелищно, это мощно, это сильно! Браво команде! Браво актерам!
И пусть я не очень люблю Никиту Михалкова, но он УМЕЕТ снимать сильные патриотические фильмы, которые я бы показала своим детям.
Иван Янковский стал для меня открытием! Как он великолепен в своей сдержанности, как аристократично элегантен, это то, что восхищает в мужчине: интеллект, твердость характера, быть выше мелочных разборок, держать лицо и не показывать боли, страха, неуверенности и в то же время ему ничто человеческое не чуждо, как нежно и трепетно он любит и почитает родителей, он способен сорваться и попросить прощения, он презирает предательство, но он способен дать второй шанс, он умеет любить не только шахматы.
Да для циников это все - романтические сопли, и пусть. Я, как женщина, голосую за прекрасный актерский образ. Я почти влюбилась в Ивана Янковского, и теперь хочу знать все об Анатолии Карпове. В 78 году я еще не родилась, но фамилии Карпова и Каспарова помню из новостных выпусков моего детства. И теперь, видимо, пойду изучать историю великих советских шахматистов.
Обожаю и люблю всей душой Константина Хабенского еще со времен Ночного Дозора, но была поражена ему в этой роли! Как виртуозно он тут сыграл мерзавца и негодяя! Не знала бы его по другим ролям, не знала бы о фактах его жизни, поверила бы, что это его истинное лицо. Браво!
Очень понравился ход с компьютерной графикой, когда показывают, как работают нейронные связи….о это очень здорово!
И музыка, как она прекрасно соответствовала развитию сюжета, как нагнетала, как иллюстрировала смятение, напряжение, надрыв, страх, боль! Тот случай, когда ты даже не осознаешь, как сильно музыкальный фон влияет на настроение. И этот момент, когда играет «Мелодия любви» и Карпов уже понимает, что вот настает тот долгожданный заветный миг, что все идет так, как он просчитал…он уже понимает, что он близок к заветной победе, но в это миг в его душе не победные звуки труб, не праздничный марш, не рокн-ролл, а такая грустная лирическая тонкая «Мелодия»…и выражение его лица, весь этот образ такого утонченного аристократичного интеллектуала…ооо, это же бальзам для всех измученных женских сердец.
Спасибо вам создатели фильма за это многообразное удовольствие для души, для ума, для сердца, для глаз и ушей! Вы большие профессионалы! Вы вдохновители! Вы творцы!