К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Картина для синефилов, иные сладко будут спать. Для тех, кто не знает, поистине хорошее кино будет интересно и понятно даже без звука. Это произведение не совсем подходит под этот параметр, но оно даёт достаточно много информации визуально. Главное правило данного фильма – меньше слов больше визуала.

Фильм о взрослении юноши. Любитель вина и шлюх в начале, и уверенный в себе мужчина, способный носить достойно корону, в конце. Поучительный фильм, в который автор вложил душу. Нисколько не хуже и операторская и актёрская работа. Музыка добавляет шарма. Однако подобное всё-таки тяжеловато смотреть. Не приучен я, как и многие другие к таким фильмам. Одновременно смотреть и анализировать крайне тяжело, когда тот же конвейер выпускает гигантский поток мусора, захламляя сознание человека.

Жалею, что мне не удалось посмотреть фильм в оригинале. Диалоги в картине не играют большой роли, их не так много, но в любом случае дубляж не способен передать камерную атмосферу фильма в отличие от оригинальных голосов. Поэтому если есть возможность, то выбирайте всегда оригинал и так поступайте со всеми картинами подобного жанра.

7 из 10

26 августа 2021 | 18:50
  • тип рецензии:

Начнём издалека. Что там с первоисточником?

'Сэр Гавейн и Зеленый Рыцарь' – поэма, созданная в северо-западной части центральных графств Англии, датируется второй половиной 14 века. Это произведение считается одним из величайших литературных памятников английского средневековья. Я считаю, что это действительно так. В некоторых аспектах неизвестный автор опередил своё время, но об этом позже.

О чём эта история?

Структура сюжета весьма проста. Ко двору короля Артура прибывает загадочный зелёный рыцарь, бросая собравшимся вызов: он подставится под удар любого из них и не будет сопротивляться, но ударивший примет от него ответный удар год спустя. Сир Гавейн вызывается добровольцем и отрубает рыцарю голову, но тот не умирает и удаляется из дворца, ожидая противника через год в зелёной часовне для ответного удара.

Именно в этой простоте и заключается гениальность.

В истории несколько уровней смыслов.

Смысл первый: честь.

Рыцарь отправляется в путешествие полное лишений, опасностей, вызовов ради чего? Чтобы подставить голову под удар топора. Преодолевая невзгоды, он идёт на смерть, потому что дал слово. Потому что от этого зависит его честь. Потому что это важно для него. Потому что он сомневается в том, что у него есть доблесть. Что у него есть мужество. Почему это важно? Сир Гавейн - старший племянник короля Артура и потенциальный наследник трона. И Артур, и Гавейн, и его мать сомневаются, что он достоин трона в своём текущем состоянии. И они правы. Именно поэтому они и отправляют Гавейна в это путешествие. Хотя в первоисточнике всё было несколько иначе. Впрочем, Гавейн на роль главного героя произведения выбран не случайно, потому что из всех рыцарей артурианского цикла именно он является авантюристом, любителем риска и женщин.

Смысл второй: мужество.

Каким нас встречает Гавейн? Ветренным гулякой, пьяницей и бабником. Безответственным и инфантильным юношей. Именно об этом весь фильм. Становление мальчика и превращение его в мужчину через испытания, соблазны, лишения, страдания и, как результат, принятие собственной смерти. Через отлучение от матери и отчего дома. Мы не видим отца Гавейна, но его роль в фильме исполняет Артур, отсылая Гавейна из города навстречу опасностям и смерти. Это обряд инициации. То, о чём многие люди сегодня забыли. И это, среди прочего, породило современный кризис мужественности.

Смысл третий: экология.

Внезапно. Знал автор в 14ом веке или нет, но произведение обратилось к сегодняшней злободневной теме взаимоотношений человека и природы. Рыцарь не просто так зелёный. Это очень символично. Природа приходит к человеку и говорит: я беззащитна, ты можешь меня ударить, но позднее я вернусь и ударю тебя. Экология это наука о последствиях, а последствия есть всегда. В фильме нет на это упора, но метафора столь очевидна, что её нельзя не заметить.

Если говорить о современной повестке, то в фильме не слишком много чернокожих (если это кого-то волнует). Мне кажется, что в данном случае не стоит слишком сильно придираться к антуражу, реализму и этническому составу Англии времён короля Артура. В основном потому что перед нами всё же экранизация сказки, не претендующей на регалии исторической достоверности. Что касается столь популярной сегодня однополой тематики, то единственный мужской поцелуй в фильме можно спокойно вынести. Особенно если знать, что в первоисточнике их было минимум шесть. Так что скажите спасибо режиссёру: это он ещё нас пожалел.

В визуальном плане фильм, на мой вкус, просто прекрасен. Минималистичный дизайн окружения и костюмов выглядит очень театрально и не режет глаз, не отвлекает от действия. Композиция кадров чётко выверена. Актёрская игра не вызывает вопросов. Приятно выставленный свет работающий на повествование и атмосферу сцены. Работа с камерой присутствует. Особенно доставили круговые пролёты.

Есть ли у фильма проблемы? На мой взгляд это старое доброе несоответствие трейлера самой картине. Она чуть более артхауская и символическая, чем показывает реклама. По этой причине, возможно, она привлекла не совсем ту аудиторию, которая может её оценить по достоинству. Вероятно, если бы у неё была чуть более прямолинейная модель нарратива, если бы структура сюжета была чуть более связная и стройная, а аллегории чуть более очевидные, картина привлекла бы значительно более широкую аудиторию. И оставила бы у неё чуть более цельное, положительное впечатление.

Впрочем, фильм всё равно хорош. Не шедевр, но просмотра заслуживает однозначно. Оставляет пищу для размышлений. На любителя, но на мой скромный взгляд, сейчас подобных фильмов выходит преступно мало. Народ вынужден спасаться сериалами.

24 августа 2021 | 23:53
  • тип рецензии:

Фильм Дэвида Лоури по поэме неизвестного автора XIV в. – это визуальный и эстетический шедевр, дарящий зрителю массу запоминающихся образов. Каждый кадр хочется останавливать и внимательно разглядывать, ведь он наполнен мелкими деталями, имеющими значение для отображения характеров и ситуаций. Будто имеешь дело с картинами талантливых художников.

Здесь есть всё, чем хочется любоваться: природные пейзажи с преобладанием сочных красок; виды и интерьеры средневековой Англии, включая замки в готическом стиле; сексуальные девушки; бородатые мужчины-рыцари; лошади и лисица. Операторская работа Эндрю Палермо прохладная, бодрящая. Во время просмотра «Легенды о Зелёном рыцаре» хочется укутаться в одеяло.

Работа режиссёра «Истории призрака» практически дословно цитирует аллитерационную поэму «Сэр Гавейн и Зелёный Рыцарь», временами заигрываясь с внешним и внутренним обликом предметов и людей. Лоури жаждет докопаться до философских истин, начал бытия, потому герои картины рассуждают на тему смерти, хоть иногда и завуалированно, вспомнить хотя бы Эссел – леди в исполнении Алисии Викандер, – загадочный персонаж, скрывающий под писательством и холстами чуть ли не личину ведьмы.

Повествование начинается в разгар празднования Рождества, когда посреди пира в Камелот на лошади и со здоровенным топором врывается Зелёный Рыцарь, существо, похожее на ожившее дерево. Мало того, что этот гость нарушает атмосферу торжества, так ещё и предлагает необычное пари: кто осмелится нанести ему удар, тот заберёт оружие. Но есть условие: ровно через год этот человек получит ответный удар уже от Зелёного Рыцаря (чем не первый задокументированный «эффект бумеранга»). Вызывается на это дело племянник короля Артура по имени Гавейн (Дев Патель), отрубающий одним движением голову противнику. Да только Зелёный Рыцарь спокойно поднимает укатившуюся часть тела и возвращается в Зелёную Часовню.

С этого момента фильм принимает приключенческий характер. Также кинолента способна достучаться до зрительских чувств, которые будут откликаться то страхом, а то и жалостью к Гавейну. У Пателя вышел, тем не менее, противоречивый персонаж, и мнение о нём будет меняться на протяжении картины. У протагониста до этого момента не было подвигов и славы, и зрителю предстоит увидеть, куда могут приводить желания, к исполнению которых ещё нужно быть подготовленным.

22 августа 2021 | 20:52
  • тип рецензии:

- Поль! Пришли мне какой-нибудь новый роман. Только, пожалуйста, не из нынешних.
- Как это? Гран мама?
- То есть такой роман где бы герой не давил ни отца, ни матери. И где бы не было утопленных тел. Я ужасно боюсь утопленников.
- Таких романов нынче нет. Не хотите, разве только, русских?
- А разве есть русские романы? Пришли, батюшка, пожалуйста. Пришли.

'Пиковая дама', 1982, реж. И. Масленников


Кино полное сумрака. Без принятого, признанного ныне драйва. Мрачное в своих очертаниях. Медленное до заторможенности. Мифотворчеством, эпосом из глубины веков дышащее.

В отличии от нас нынешних, наши недавние предки постигали мир посредством романов, баек, басен. Оттого то и были столь велики традиции почитания старших - больше прожил, больше знает, больше видел, о многом может поведать из кладовых собственной памяти черпая. Собравшись вблизи - внимательно слушали рассказы. Проникновенно ловили слова зачитываемых текстов из книг. И миры, один краше другого открывались в причуде таинств. Сказки оживали.

Нынешние 'Дракула', 'Франкенштейн', 'Призрак Оперы' - это всё выходцы оттуда, издалече, из близкой вчерашней реальности. Ими упивались, ими наполняли сосуды своих ниш внутри пращуры.

У Александра Сергеевича Пушкина в 'Пиковой даме' старая графиня как раз и просит внука прислать для развлечения новое чтиво. Роман.

'Легенда о Зелёном Рыцаре' - это смесь готического и рыцарского романов. Готическая литература отражена режиссёром тут в полной мере. Именно она несла в себе нотки мистического, атмосферой ужаса замкнутого пространства пронизанная. Ныне, автор культивирует эти приёмы щедро воплощая задумку. Сгущающийся туман, одиночество путника, неизвестность, притаившаяся за поворотом, вопросы жизни и смерти, наивность доверия, платформой фильма. Средневековье чистой воды. Что деется там вдали, за собственным огородом - неизвестно. Тьма. Тайна. Вышел, в полное неведение плена попал. От кого из прохожих можно ждать подвоха? Кому можно довериться и доверять вообще?

Когда то давно, замки в холоде красок привидения пробуждали. Магия, колдовские ритуалы вплетались в сумрак кирпичной кладки, интригой таинств потчуя. Скелеты из шкафов, как говорят теперь, жертвами, кровью пугали. Свои секреты, величественные резиденции преподносят и нам...

Иная чаша весов повествования - дань рыцарскому роману. Сага в духе приключенческой классики, как сказали бы теперь. Подвиги воспеваются, доблесть отмечается на поле брани ли, в турнирном соперничестве... и дама сердца, конечно же, тоже где-то совсем-совсем рядом. Ждёт. Печалится. Горюет. А дарит свою благосклонность - истинному герою. Вернулся - стало быть возмужал, уцелел - стало быть созрел... ума-разума набравшись.

Дремучим бором, темной чащею - старинный замок окружен,
Там принца ждет принцесса спящая – погружена в покой и сон.
Принцесса спит сто лет, сто лет, а храбреца все нет и нет!
И если рыцарь не найдется, принцесса так и не проснется...


Странствия уготованы персонажу картины. Из утлого мальчишеского мирка в дальнюю дорогу направляется он. Воином зрелым предстоит вернуться в родную обитель. Или голову сложить где-то на чужой стороне. Приняв вызов в самом начале - лишь тешится, юность свою пестуя перед окружением. Отсёк голову 'проходимцу', тому самому Зелёному Рыцарю - лишь раззадорил соперника, согласился на условия отложенного на год долга. Ибо подхвачена головушка и приставлена на плечи чужеземцем. Сразиться 'с драконом' во второй раз, предъявить себя один на один, без поддержки, без зрителей благосклонных это и есть проверка - чего стоишь на самом деле.

Вязко? Так и есть. Но это рыцарский роман в экранизации. Не забывайте об этом. Тогда и время текло по особому. Как никак рубеж V-VI веков перед нами. Король Артур благословенностью поклона к герою.

'Естественный свет'(2020) венгерского производства точно в таких же лекалах выдержан. Только 'рыцарь' там более 'осовременен'. Да и 'подвиги' иного характера.

6 из 10

21 августа 2021 | 07:24
  • тип рецензии:

«Легенда о зелёном рыцаре» от сценариста и режиссёра Дэвида Лоури – удивительная сентенция образов, переплетающихся в единое целое и образующих особую кинематографическую магию из метафор и символов. Экранизация аллитерационной поэмы XIV века «Сэр Гавейн и Зелёный Рыцарь» за авторством Лоури имеет целый ряд существенных достоинств, способных возвести картину в статус культовой, но всё же дотянуться «Рыцарю» до чувственности шедевральной «Истории призрака» не позволяет его чрезмерная претенциозность. Лоури, будучи мощным визионером, слишком сильно заигрывается с формой ленты, стараясь сделать её столь же глубокой и многогранной, какой и остаётся оригинальная поэма неизвестного автора по сей день. Фильму всё же не хватает местами содержательного наполнения, которое Лоури старается перекрывать причудливым монтажом и потрясающей работой с камерой, сценарно продолжая рассказывать простую историю.

Костыли сюжета Лоури оставил на своих местах, перенеся поэму почти дословно на экран, добавив в оригинальный сюжет парочку новых персонажей и событий от себя. Во время пиршества в честь Рождества в Камелот прибывает загадочный Зелёный Рыцарь и предлагает королю Артуру (Шон Харрис) пари: любой из его достойнейших рыцарей может ударить его топором при условии, что ровно через год и один день он нанесёт такой же ответный удар, будь-то царапина или отрубленная голова. Вызов принимает молодой Гавейн (Дев Патель) – смельчак, не имеющий за своими плечами никаких рыцарских подвигов, а потому, желая заслужить себе репутацию героя среди рыцарей круглого стола, принимает вызов. Одним ловким ударом у него получается отрубить голову мистическому гостю, однако тот встаёт, поднимает свою голову и напоминает Гавейну о встрече через год, после чего удаляется, оставив шокированного юного рыцаря наедине со своими демонами.

С этого момента начинается эпическое путешествие Гавейна по богатому на разнообразные образы и символы миру фильма, пытающегося найти не только ответы, но и обрести на своём пути честь и мужество. И именно внутренняя битва главного героя с самим собой и образует ту самую эпичность, которую некоторые ожидают от «Рыцаря» совсем не в той форме, в какой она по итогу предстаёт, ошибочно готовя себя к классическому фэнтези о рыцарстве. Главная битва идёт глубоко в главном герое, в нём сражаются надменный мальчишка и достойный рыцарского титула мужчина. Потому история Гавейна не изобилует пафосными речами и битвами на мечах каждые десять минут – режиссёр отдаёт всё время фильма его главному герою: напуганному, эгоистичному, и, несмотря на страхи, всё же способному взглянуть в глаза смерти и принять неравный бой не только со своей судьбой, но и с матерью природой, пожирающую всё сущее.

На протяжении медитативных 130 минут Гавейн Дева Пателя то прогрессирует, то регрессирует, из-за чего в начале и в конце зрителя действительно встречает две совершенно разные личности в теле одного человека. Пателю отлично удалось показать все метаморфозы своего героя не только благодаря своим речевым способностям, но и при помощи языка тела. Гавейн подобен избалованному ребёнку, которому приходится сойтись в неравной схватке с последствиями взрослой жизни один на один. Герой сталкивается с противостоянием христианства и язычества, встречает попутчика в виде говорящего лиса и пересекается с великанами лишь для того, чтобы сразиться в финале своего пути с самим собой. Гавейн в исполнении талантливого Дева Пателя – лучшая роль, один из самых ярких и многогранных персонажей в карьере 30-летнего актёра.

Сама история Гавейна через призму Лоури ощущается простой и весьма прямолинейной притчей, напоминая сказку о рыцарской чести, которую мать рассказывает своему ребёнку перед сном в новогоднюю ночь. Это ничуть не портит восприятие от столь серьёзной и взрослой картины в целом, однако постмодернистский подход Лоури к повествованию, когда режиссёр начинает буквально заигрываться в Тарковского, чьим фанатом он и является, у зрителя появляются вопросы буквально на пустом месте из-за целого ряда странных монтажных решений. Монтаж активно пытается сделать фильм сложнее, но он именно пытается, а не делает. Де и в целом, монтаж – самая слабая черта ленты. У «Легенды о зелёном рыцаре» полностью отсутствует понимание того, что такое темп и ритм – он просто игнорирует всё это. Одна часть фильма изрезана словно в салат, другая – изобилует затянутыми эпизодами ради смакования красивого кадра. Местами именно монтаж и привносит претенциозность в историю ленты, особенно когда режиссёр совмещает одну сцену с совершенно другой, чтобы один образ комментировал или же 'обогащал' другой.

Самой же сильной стороной выступают великолепная атмосфера и не менее фантастическая операторская работа Эндрю Палермо («История призрака»). Лента выглядит невероятно стильно, с глубокой проработкой цветовой палитры и грамотной игрой со светом. При этом сама камера редко занимает какие-то невероятные или же технически сложные ракурсы – в этом плане картина остаётся очень приземлённой, как и сам главный герой. Манера съёмки во многом напоминает «Восхождение в Вальгаллу» Николаса Виндинга Рефна, особенно во втором акте. Зритель почти всегда смотрит на мир фильма снизу вверх, благодаря чему Гавейн ещё сильнее воспринимается как маленький человек, 'затерявшийся' в большом и жестоком мире мистики и магии, утопающих в музыке Дэниэла Харта с фольклорными мотивами средневековья. Реже встречаются кадры сверху, снятые с высоты птичьего полёта, которые работают всё на ту же идею – показать героя слабым и уязвимым.

«Легенда о зелёном рыцаре» – изнуряющее путешествие по самым мрачным закоулкам человека, рассказанное через призму истории неоднозначного молодого рыцаря, в канун Рождества отправившегося искать честь и мужество. Заслуживший доверие со стороны студии А24 и любовь зрителей после «Истории призрака» режиссёр Дэвид Лоури не упал в грязь лицом и если не сделал второй шедевр в своей карьере, то, как-минимум, подарил ему достойного наследника. Именно авторским почерком режиссёра этот фильм и ценен прежде всего. И если одних видение постановщика точно оттолкнёт, другие возведут фильм в статус культового после первого же просмотра, то третьи вовсе будут крутить пальцем у виска, оставшись в полном недоумении от увиденного. Но разве не такой реакции стоит ожидать от картины, в которой главный герой ныряет в пруд за отрубленной головой, разговаривает с лисой и заканчивает своё путешествие феерической интерлюдией, возвышающую визуальное пиршество кинематографа на вершину искусства, сотворив тем самым свой уникальным мономиф о становлении мужчины.

8 из 10

20 августа 2021 | 14:26
  • тип рецензии:

'Ты не рыцарь...'

Классный режиссёр-визионер Дэвид Лоури представил на наш суд картину 'Легенда о Зелёном Рыцаре', история которой основана на легенде про наследника Короля Артура сэре Гавейне.

Главную роль исполнил Дев Патель. И хотя поначалу видеть в средневековом сеттинге героя индийской внешности было странно, то чем дальше шёл фильм, тем меньше нареканий вызывали какого-либо странности, в том числе и эта. Уже исходя из трейлера, который был выпущен несколько месяцев назад, и который всколыхнул определённую часть поклонников кинематографа, уже соскучившихся по действительно эпическим фэнтэзи, можно было чётко понять, что перед нами предстанет безусловно очень красивое и обладающее хорошей фэнтези-атмосферой, но очень нестандартное, почти артхаусное кино. Собственно, перед просмотром предлагаю себя внутренне подготовить именно к такому зрелищу.

Картинка в фильме прекрасна. Вообще лепота, если честно. По сути, каждый кадр можно смело ставить себе на рабочий стол. А можно распечатать и поставить в рамку на обычный. Если уж в чём и хорош зачастую современный кинематограф, так это в создании обёртки. Здесь однако я не совсем имею ввиду типичную 'клёвую картинку' из хороших блокбастеров. Здесь 'клёвая картинка' сочетается с правильным расположением камеры, создающим нужное настроение и даже раскрывающее героев. Также с интересной постмодернисткой игрой со светом / освещением. Ожидайте не то чтобы нужные смены цветовой палитры, но однозначно влияющие на атмосферу. Ещё классные решения при монтаже, которые буду удивлять вас до конца фильма. В общем, заскучать у вас не получится, если вы любите именно внимательно следить за картинкой и эстетикой произведения.

Здесь я снова упомяну Дева Пателя и его блистательную игру. Здесь он однозначно не отбывал номер, но действительно судя по всему хотел работать с режиссёром Лоури и действительно был погружён в своего персонажа. Я всегда видел в его глазах внутренний текст. Он всегда о чём-то думал. Он переживал каждый момент истории. А выставление задач для актёров - это на самом деле ведь задача режиссёра. Так что здесь попутно я похвалю Дэвида Лоури за то, что он не только лишь беспокоился о 'клёвой картинке' и вообще о стиле и эстетике у своего творения, но также всерьёз подошёл к строительству персонажей, что кстати у него получается далеко не с каждым его творением. Я верил каждому актёру.

Вам может стать немного скучно, если вы при просмотре кино сильно зависите от динамики. Масштабных боевых действий вы не увидите, да и в принципе вас не то чтобы хотят в этом фильме развлечь. Скорее до вас хотят донести очень важную идею. И то, как интересно до вас её доносят - с помощью игры с реальностью, временем и так далее - действительно вызывало лично у меня восхищение. Знаете, есть хороший постмодернизм и его приёмы в кино, а есть плохой. Так вот, здесь - это хороший.

Ожидайте также саундтрек, который я не буду удивлён увидеть в списке номинантов на 'Оскар'.

Знаете, на самом деле вся эта рецензия - это приглашение сходить в кино на этот фильм. Это один из тех фильмов, которые сложно описывать словами - это надо увидеть самому. В кино.

Такие фильмы очень редко набирают хорошую кассу. Так давайте это творение станет тем самым редким случаем. Оно этого достойно.

Этот фильм нечто другое, чему ставить оценку очень сложно. Он выходит за пределы 10-бальной шкалы. Причём непонятно, горизонтально он это делает или вертикально.

Идите в кино.

01 августа 2021 | 16:10
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: