Дихотомия природы, мужества и секса. Рецензия на фильм «ЛЕГЕНДА О ЗЕЛЁНОМ РЫЦАРЕ»
«Легенда о зелёном рыцаре» от сценариста и режиссёра Дэвида Лоури – удивительная сентенция образов, переплетающихся в единое целое и образующих особую кинематографическую магию из метафор и символов. Экранизация аллитерационной поэмы XIV века «Сэр Гавейн и Зелёный Рыцарь» за авторством Лоури имеет целый ряд существенных достоинств, способных возвести картину в статус культовой, но всё же дотянуться «Рыцарю» до чувственности шедевральной «Истории призрака» не позволяет его чрезмерная претенциозность. Лоури, будучи мощным визионером, слишком сильно заигрывается с формой ленты, стараясь сделать её столь же глубокой и многогранной, какой и остаётся оригинальная поэма неизвестного автора по сей день. Фильму всё же не хватает местами содержательного наполнения, которое Лоури старается перекрывать причудливым монтажом и потрясающей работой с камерой, сценарно продолжая рассказывать простую историю.
Костыли сюжета Лоури оставил на своих местах, перенеся поэму почти дословно на экран, добавив в оригинальный сюжет парочку новых персонажей и событий от себя. Во время пиршества в честь Рождества в Камелот прибывает загадочный Зелёный Рыцарь и предлагает королю Артуру (Шон Харрис) пари: любой из его достойнейших рыцарей может ударить его топором при условии, что ровно через год и один день он нанесёт такой же ответный удар, будь-то царапина или отрубленная голова. Вызов принимает молодой Гавейн (Дев Патель) – смельчак, не имеющий за своими плечами никаких рыцарских подвигов, а потому, желая заслужить себе репутацию героя среди рыцарей круглого стола, принимает вызов. Одним ловким ударом у него получается отрубить голову мистическому гостю, однако тот встаёт, поднимает свою голову и напоминает Гавейну о встрече через год, после чего удаляется, оставив шокированного юного рыцаря наедине со своими демонами.
С этого момента начинается эпическое путешествие Гавейна по богатому на разнообразные образы и символы миру фильма, пытающегося найти не только ответы, но и обрести на своём пути честь и мужество. И именно внутренняя битва главного героя с самим собой и образует ту самую эпичность, которую некоторые ожидают от «Рыцаря» совсем не в той форме, в какой она по итогу предстаёт, ошибочно готовя себя к классическому фэнтези о рыцарстве. Главная битва идёт глубоко в главном герое, в нём сражаются надменный мальчишка и достойный рыцарского титула мужчина. Потому история Гавейна не изобилует пафосными речами и битвами на мечах каждые десять минут – режиссёр отдаёт всё время фильма его главному герою: напуганному, эгоистичному, и, несмотря на страхи, всё же способному взглянуть в глаза смерти и принять неравный бой не только со своей судьбой, но и с матерью природой, пожирающую всё сущее.
На протяжении медитативных 130 минут Гавейн Дева Пателя то прогрессирует, то регрессирует, из-за чего в начале и в конце зрителя действительно встречает две совершенно разные личности в теле одного человека. Пателю отлично удалось показать все метаморфозы своего героя не только благодаря своим речевым способностям, но и при помощи языка тела. Гавейн подобен избалованному ребёнку, которому приходится сойтись в неравной схватке с последствиями взрослой жизни один на один. Герой сталкивается с противостоянием христианства и язычества, встречает попутчика в виде говорящего лиса и пересекается с великанами лишь для того, чтобы сразиться в финале своего пути с самим собой. Гавейн в исполнении талантливого Дева Пателя – лучшая роль, один из самых ярких и многогранных персонажей в карьере 30-летнего актёра.
Сама история Гавейна через призму Лоури ощущается простой и весьма прямолинейной притчей, напоминая сказку о рыцарской чести, которую мать рассказывает своему ребёнку перед сном в новогоднюю ночь. Это ничуть не портит восприятие от столь серьёзной и взрослой картины в целом, однако постмодернистский подход Лоури к повествованию, когда режиссёр начинает буквально заигрываться в Тарковского, чьим фанатом он и является, у зрителя появляются вопросы буквально на пустом месте из-за целого ряда странных монтажных решений. Монтаж активно пытается сделать фильм сложнее, но он именно пытается, а не делает. Де и в целом, монтаж – самая слабая черта ленты. У «Легенды о зелёном рыцаре» полностью отсутствует понимание того, что такое темп и ритм – он просто игнорирует всё это. Одна часть фильма изрезана словно в салат, другая – изобилует затянутыми эпизодами ради смакования красивого кадра. Местами именно монтаж и привносит претенциозность в историю ленты, особенно когда режиссёр совмещает одну сцену с совершенно другой, чтобы один образ комментировал или же 'обогащал' другой.
Самой же сильной стороной выступают великолепная атмосфера и не менее фантастическая операторская работа Эндрю Палермо («История призрака»). Лента выглядит невероятно стильно, с глубокой проработкой цветовой палитры и грамотной игрой со светом. При этом сама камера редко занимает какие-то невероятные или же технически сложные ракурсы – в этом плане картина остаётся очень приземлённой, как и сам главный герой. Манера съёмки во многом напоминает «Восхождение в Вальгаллу» Николаса Виндинга Рефна, особенно во втором акте. Зритель почти всегда смотрит на мир фильма снизу вверх, благодаря чему Гавейн ещё сильнее воспринимается как маленький человек, 'затерявшийся' в большом и жестоком мире мистики и магии, утопающих в музыке Дэниэла Харта с фольклорными мотивами средневековья. Реже встречаются кадры сверху, снятые с высоты птичьего полёта, которые работают всё на ту же идею – показать героя слабым и уязвимым.
«Легенда о зелёном рыцаре» – изнуряющее путешествие по самым мрачным закоулкам человека, рассказанное через призму истории неоднозначного молодого рыцаря, в канун Рождества отправившегося искать честь и мужество. Заслуживший доверие со стороны студии А24 и любовь зрителей после «Истории призрака» режиссёр Дэвид Лоури не упал в грязь лицом и если не сделал второй шедевр в своей карьере, то, как-минимум, подарил ему достойного наследника. Именно авторским почерком режиссёра этот фильм и ценен прежде всего. И если одних видение постановщика точно оттолкнёт, другие возведут фильм в статус культового после первого же просмотра, то третьи вовсе будут крутить пальцем у виска, оставшись в полном недоумении от увиденного. Но разве не такой реакции стоит ожидать от картины, в которой главный герой ныряет в пруд за отрубленной головой, разговаривает с лисой и заканчивает своё путешествие феерической интерлюдией, возвышающую визуальное пиршество кинематографа на вершину искусства, сотворив тем самым свой уникальным мономиф о становлении мужчины.
Поначалу синопсис фильма может вызвать у зрителя легкое недоумение: один рыцарь приходит к другому, просит отрубить голову, а через год и один день настаивает на повторной встрече. Как говорится — WTF???
Просмотр фильма дает полноценный ответ на вопрос — что же там происходит в этом Средневековье.
И, если вы все таки решите посмотреть данное кино, нужно понимать, что по смыслу он более глубокое, чем поездка рыцаря на встречу с другим рыцарем, разбавленная удивительными приключениями на пути из пункта «А» в пункт «Б».
Картина Дэвида Лоури снята по мотивам пьесы 14 века, написанной неизвестным автором, имеет как очень близкие по сюжету эпизоды, так и те, которые были добавлены сюда искусственным путем. Как например встреча с девушкой по имени Винифред в старом доме. Возможно, это было сделано для того, чтобы разнообразить приключения сэра Гавейна на его, возможно, последнем пути. Финал картины в отличие от поэмы не дает однозначного ответа на главный вопрос и здесь каждый волен думать так, как посчитает нужным сам.
В связи с тем, что события развиваются под Рождество (в поэме — под Новый год), фильм вполне может считаться очередной мрачной историей об этом празднике, вслед за «Рождественской песнью в прозе: святочным рассказом с привидениями» Чарльза Диккинса, который более известен как «Рождественская история» про Эбенезера Скруджа и трех духов Рождества, которые явились к нему ночью.
И это конечно о многом говорит: Рождество раньше было совсем не таким волшебным праздником, каким оно представлено сейчас. Готические образы, навеянные страхами людей перед чем-то неизведанным и непонятным для них (а во времена Средневековья такого было предостаточно), стимулировали умы и воображение к тому, чтобы придумывать мрачные истории (как например эта «Легенда о зеленом рыцаре»), окружать их мифическими созданиями, привносить в повествование элементы неминуемого конца и тягостного выбора для главного героя или героев.
Применительно конкретно к этому фильму, стоит отметить, что в нем сюжет оказывается достаточно насыщенным на различного рода философские моменты, присущие различным народностям того времени. Как например слова на доспехах зеленого рыцаря, написанные на сабейском алфавите, на котором говорил еще в прошлом тысячелетии до нашей эры. Определенного мифического наполнения удается достичь и за счет казалось бы не самого бросающегося в глаза эпизода, когда мать дает сэру Гавейну пояс. Но именно этот предмет средневекового гардероба оказывается своего рода магическим камнем преткновения, который защищает главного героя. Содержание на поясе трех рун, наделяющих персонажа Дэва Пателя силой, защитой и праведностью.
Однако наличие этого пояса вовсе не говорит о том, что сэр Гавейн — истинный рыцарь. Вовсе нет! По ходу фильма неоднократно можно слышать вопросы в адрес героя — рыцарь ли он. Ответа на этот вопрос нет до самого финала, пока зеленый рыцарь не произносит свою фразу, которая становится чем-то наподобие посвящения. И этот факт также переадресовывает нас к мифологии Средневековья, согласно которой, если один рыцарь считал человека достойным для ношения звания рыцаря, он мог его им наречь.
Путь от обычного человека с приставкой «сэр» до действительно благородного и отважного, именуемого «рыцарем», складывается для Гавейна непросто. С самого начала фильма режиссер преподносит персонажа Пателя как человека вольного, способного на плотские утехи с проституткой, готового принять вызов только ради утешения собственного эго. Путешествие к зеленой церкви лишь подкрепляет убеждение в том, что главный герой не достоин звания рыцарь.
Существует пять рыцарских доблестей (дружба, щедрость, целомудрие, вежливость и благочестие). О том, что сэр Гавейн еще не «очистился» духовно и не готов стать рыцарем, явно говорит то, что каждую из этих доблестей он нарушает по пути своего следования к зеленой церкви. Дружба с диким зверем оборачивается ссорой с ним, щедроты Гавейна ограничиваются одной монетой, целомудрие трещит по швам в замке у героя Эдгертона, вежливость тонет в пруду у дома Винифреды, а благочестие еще в самом начале рассыпается после его отказа идти в церковь.
В этом путешествии сэра Гавейна в зеленую церковь скорее всего зарыт сакральный смысл: прежде, чем стать кем-то (в данном случае рыцарем), человек должен пройти путь «очищения» и достичь определенного просветления, чтобы быть готовым. И вновь такая мысль отсылает к событиям картины, ведь первые фразы в фильме звучат как «Я еще не готов», в то время как одна из последних - «Я готов».
Символизма в фильме очень много и практически весь он обращен именно к Пути, который проделывает человек, к возможному последнему шагу, отделяющему его от чего-то неизбежного. И открытый финал картины остается на самом деле открытым — его можно понимать по-разному, как и слова зеленого рыцаря, причем в оригинале можно предположить, что рыцарь сказал не «Голову с плеч долой», что буквально говорило бы о казни, а фраза звучала несколько иначе - «А теперь уходи с головой», что, как вы понимаете, означает другой финал.
Некоторые сцены особенно тягучи: кажется, что медленному вращению камеры вокруг собственной оси, когда рыцарь Гавейн лежит связанный в лесу, не будет конца и края. Последние минут 15 фильма идут практически без слов, что тоже выглядит довольно утомительно, ибо без каких-либо пояснений со стороны условного рассказчика или без диалогов приходится самому выстраивать логическую цепочку происходящего на экране и пытаться понять всю хронологию событий. Для себя отмечу это как недостаток.
Фильм и без того не изобилует динамичностью повествования несмотря на большое количество событий, происходящих с Гавейном на пути к зеленой церкви. Подобная манера постановки отдельных сцен, оказывает дополнительную нагрузку на восприятие. Все же фильм идет более двух часов и временами за приключениями сэра Гавейна становится утомительно наблюдать.
Но это пожалуй единственный существенный минус (опять же для моего восприятия), в остальном — фильм весьма занимательный, тем более, что в нем полно различных скрытых сюжетных нюансов, которые становятся доступны зрителю благодаря использованию чит-кода (за счет поисков дополнительной информации).
Впрочем, смотреть Вам. Свое мнение никому не навязываю.
Уж лучше слабым слыть, чем слабым быть (возможны спойлеры)
Фильм «Легенда о Зелёном рыцаре» - адаптация средневековой поэмы неизвестного автора «Сэр Гавейн и Зелёный Рыцарь», написанной приблизительно в 1330-1400 гг. Текст относится к произведениям «артуровского цикла», так как повествует о приключениях Гавейна, доблестного рыцаря Круглого Стола, племянника короля Артура. Сюжет поэмы строится вокруг серии испытаний чести Гавейна.
Завязка поэмы и фильма схожая. В канун Рождество король Артур устраивает пир, на который в числе прочих приглашен его племянник. Неожиданным гостем на празднике становится Зелёный рыцарь. Человек с кожей, похожей на высохшую древесную кору, пришел якобы с миром, поиграть. Правила игры просты: кто-то из гостей должен взять гигантский топор Зелёного Рыцаря и нанесите ему удар; через год тот смельчак, который вызвался участвовать, должен встретиться с рыцарем в Зеленой часовне, чтобы вернуть ему топор и получить такой же удар в ответ. В поэме бравый Гавейн отправляется в путешествие, но возвращается опозоренным. Ему эту оплошность прощают, так как сам герой признал ее, да и раньше таких ошибок не совершал.
В фильме Гавейн не доблестный и не рыцарь, он распутник с дурной репутацией. Отправившись в путешествие, герой буквально проходит обряд инициации, посвящения в мужчины. Такого рода мероприятия, как правило, сопровождались различными проверками силы духа и телесными истязаниями. В данном случае - Зелёный рыцарь планирует отрубить путнику голову.
«После совершения акта посвящения наблюдались у различных народов и в различных местах три разных формы продолжения или прекращения стадии посвящения: 1) посвящаемый после исцеления от ран непосредственно возвращался домой, 2) он оставался жить в лесу, в избушке, хатке или шалаше на более продолжительный срок, исчислявшийся месяцами и даже годами, 3) он из лесной избушки переходил на несколько лет в 'мужской дом'», - писал известный фольклорист Владимир Пропп.
Из списка нам подходит первый вариант. Гавейн по сюжету фильма должен возвратиться домой сильным воином (Гавейн из поэмы уже является таковым), король должен посвятить его в рыцари, и все должны жить долго и счастливо. Но… Кульминация фильма - сон, видение.
Дев Патель убедительно смотрится в своей роли. Он в равной степени ранимый, честный, отзывчивый, но слабый, трусливый и жестокий. Путешествие для него - тяжелое бремя, ведь если Гавейн не вернет свой долг Зелёному рыцарю, что о нем подумают люди?
В этом фильме прекрасно все: операторская работа, превратившая средневековую историю в живописную сюрреалистическую картину, звуковое оформление, пронизывающее до мурашек, цвета, смена которых завораживает зрителя, даже шрифт привлекает внимание. Лоури перевернул с ног на голову понятие о мужественности, и с ним сложно не согласиться. Мужчина может бояться, может давать слабину. Просмотр «Легенды о Зелёном рыцаре» - незабываемый опыт, позволяющий каждому исследовать свои взгляды на мораль, нравственность, религию и т.д.
Сэр Гавейн – настоящий рыцарь. Воплощение чести и отваги, гордость короля Артура. Наверняка Дон Кихот зачитывался его приключениями, прежде чем отправиться на поиски ветряных мельниц. Все это звучит крайне пафосно, но времена, в которых существует сэр Гавейн нельзя описать иначе. Или можно, что мы и видим в «Легенде о зеленом рыцаре».
Слово «переосмысление» у многих зрителей вызывает приступ резкого недомогания в области тела, которую правила ресурса и приличия не позволяют мне назвать. Но именно это Дэвид Лоури и сделал. Своеобразное переосмысление средневековой поэмы созвучное нашему времени. Точнее, не так, смысл фильма совпадает с оригиналом – размышление о сущности чести, отваги и рыцарства как такового. Но вот действующие герои потеряли свой «высокодуховный» лоск.
Киношный сэр Гавейн больше не образчик чести и отваги. Он повеса, любитель выпить и довольно трусоватый парень – словом, обычный человек. В путешествие он отправился скорее под давлением, а не соблюдения ради чести слова. Размышления о рыцарской доблести перекрываются тяжелыми условиями на дороге. А встречные путники вызывают у него желание поехать домой. Хоть мои описания и походят на монтипайтоновский скетч, высмеивающий образ маскулинного рыцаря, сам фильм довольно серьезный.
Зеленый рыцарь – нечеловеческое существо. В нем больше дикой природы и язычества, чем людской христианской цивилизации. Тем ироничнее, что наиболее честным и благородным рыцарем здесь выступает именно он. Природа вообще идет в противовес человеческой культуре. Это видно в визуальных образах, в препятствиях на пути к Зеленому рыцарю и в словах персонажей. Пробиваясь все дальше по сюжету, Гавейн постепенно теряет свои рыцарские атрибуты, но становится все более «диковатым» чудиком. И как бы парадоксально это не звучало, дикость позволяет ему повзрослеть и приобрести некоторые благородные качества героя оригинальной поэмы. Да и вообще, взросление довольно важная тема картина. Думается мне, что для режиссера это довольно личная тема, так как катализатором событий выступает материнское желание роста своего ребенка.
Визуальная составляющая главное достоинство фильма. Лоури предпочитает двигаться по сюжету с помощью визуальных образов, что не мешает понять основную суть картины. Длинные кадры, демонстрирующие изящество природных ландшафтов и монолитность замков сменяются на резкий и некомфортный межкадровый монтаж. Порой постановщик через чур уходит в формализм, что не очень сказывается на истории. Отдельные сцены могут вызвать недоумение, так как выглядят непонятными и выбивающимися из основной истории. Будто Лоури пытается сделать картину более «сложной», но получается эстетическая обертка.
Дев Патель со своими усами и этническими данными больше походит на рыцаря печального образа, нежели на племянника короля Артура. Сэр Гавейн персонаж сложный и неоднозначный, да и большую часть времени говорить он молчит. Игра «миллионера из трущоб» выглядит очень даже убедительной, Патель все же артист талантливый. В паре с ним идет Алисия Викандер, которая получила аж две роли. И бойкая простолюдинка, и роковая леди получились на славу. Джоэла Эдгертона мало, но образ добродушного и хитрого лорда вышел запоминающимся. Ральфу Айнесону дали времени ещё меньше. Он как пушкинская Пиковая дама: дал свое имя картине, но появляться предпочитает только в ключевых моментах. Что ж, это делает Зеленого рыцаря более загадочным. Правда сложно оценить игру человека, который погребен в нескольких слоях качественного грима и графики, но зато можно дать оценку голосу и интонации. Тут все хорошо, самый благородный и великодушный древесный человек, которого я слышал.
«Легенда о зеленом рыцаре» - картина интересная, незаурядная и очень красивая. Иногда режиссера заносит в дебри претенциозности, но такой уж он пижон. А вот со скукой, которая порой витает вокруг фильма справиться сложнее. Но все же хорошего тут более, в конце концов фильм пробивает на эмоции и какие-то размышления. Боже, храни претенциозных режиссеров, без них будет скучно.
Честь моя дороже чем голова или непростой фильм о важных вещах
Признаюсь честно, ожидал совсем другого, и буквально до самого финала в голове крутились вопросы вроде «что я вообще смотрю, зачем это всё?». И вот в конце буквально приходит озарение, словно маленькие кусочки пазла складываются в ясную картину. Разумеется, я не могу сказать о чём на самом деле хотел рассказать режиссер, но для меня этот фильм однозначно стал повестью о чести и достоинстве. Причём не о какой-то «рыцарской» чести, а о совершенно обычной, общечеловеческой. Это то, что сложно распознать и невозможно измерить, то чему нельзя научить, то что проявляется лишь в определенных обстоятельствах, и каждый человек должен сам ощутить потребность в этих вещах. Это всегда внутренняя борьба с самим собой. А на сколько это важно, прекрасно демонстрирует нам Дэвид Лоури через историю Гавейна. Вернее через череду эпизодов из его жизни наглядно демонстрируется как жаждущий рыцарской славы, но имеющий лишь смутное представление о чести и достоинстве Гавейн предстаёт перед зрителем полным ничтожеством, каковым и является даже не осознавая этого. Впрочем нет, чем дальше движется сюжет (весьма скучный надо признать), тем отчётливей Гавейн понимает, что ему как личности, как человеку чего-то не хватает, чего-то очень важного. Именно по-этому, несмотря на свою трусость и прочие недостатки он продолжает путь в неизвестность, к вероятной гибели, в надежде найти ответ.
К минусам данной картины действительно можно отнести очень вялое повествование и «странный» монтаж. Прекрасная визуальная составляющая и достойная игра актёров совершенно не спасают, на протяжении всего фильма приходится бороться со сном. Но вполне возможно, что так и было задумано, дабы не отвлекать людей всякой мишурой.
Многие пытаются найти здесь связь и отсылки к первоисточнику, к классической истории о Гавейне. Однако, думаю, в данном случае это неуместно. И то, что это однозначно артхаус вовсе не означает, что нужно искать нагромождение скрытых смыслов. А вот тот факт, что большое число посмотревших фильм вообще не увидели смысла в происходящем на экране действительно печален...
Скажу сразу, если вы не читали Проппа, разобраться в этом во всём будет не просто. Разве что вы в детстве читали много волшебных сказок и эпоса.
И ещё, это не экранизация артуровского романа, это сказка, где за основу взят артуровский антураж.
Здесь всё как по нотам — имеется и мёртвое поле и тёмный лес, и застрявшие на пути инициации разбойники, и так называемая Проппом «яга» — проводница в иной мир, и говорящие головы, и дух-персонификация, и страна «эльфов» (или тридевятое царство, называйте, как хотите).
Даже старые боги имеются, которые покидают этот мир из-за новой религии. Так что вперёд Гавейн, не упусти свой шанс! Потому что потом таким способом инициацию будет не пройти.
Путь героя здесь представлен с необычной и весьма реалистичной точки зрения, где герой-таки может от условного голода убить условного зайчика-побегайчика, который очень просил его не убивать и обещал, что обязательно пригодиться.
Так что будущий сэр Гавейн будет очень близок от провала, но помните, что в сказках смерть — это лишь начало чего-то нового.
И так как это сказка, то совершенно не важно кто кого играет, соответствуют ли костюмы Средневековью и прочее. Даже то, что Моргану и Моргаузу опять слили в одного человека — всё это не имеет значения.
Создатели делают всё, чтобы погрузить вас в сказочный мир аллегорий, и используют те средства, которые считают нужными.
Ведь когда вы смотрите «Фантагиро» или «Три орешка для Золушки» вы не думаете о соответствии декораций определённому времени, так?
Поэтому откиньтесь на кресле, насладитесь мрачной картинкой и атмосферной музыкой, и попробуйте прочувствовать путь, который прошёл Гавейн, чтобы из похотливого пьянчуги мальчишки стать достойным мужем.
Почему-то в рецензиях пишут, что фильм непонятный или что он чего-то там деконструирует. И ведь нельзя не согласиться. Все деконструкция. И самый текст, и его переложение. Поэтому рассуждение о ней всегда попытка сказать что масло масляное.
Автор же всего лишь рассказывает о неизбежности смерти между муками выбора: остаться рыцарем и стать возлюбленным смерти прежде. Либо прибегнуть к обману и нарушить слово. И все равно погибнуть, наблюдая как все буквально рассыпается в этом бесчестье. Идти к гибели через муки. Вот и все 'отсутствие мысли', про которое многие пишут, и которое является одним из главных тропов европейской литературы. Все настолько прямо говорится, что даже трудно представить это какой-то аллегорией.
Если говорить о картине... Фильм красивый. За один раз одолеть его я не смог, так не спешно он развивается. Но почему-то о нем помнил и все равно в конечном счете посмотрел. Кстати, во второй раз идет полегче. В нем есть некое неуловимое шекспирианство, и он гораздо ближе к английскому эпосу и театру, чем это может показаться. Даже слишком старательно: видно, что сделал иностранец с обожанием.
Стоит ли смотреть, не знаю. Это явно не для того, чтобы убить вечер. Но в то же время только притворяется таким уж интеллектуальным продуктом. Полагаю, лента заслуживает внимание, если вам приглянулась тема. В конце концов не так уж часто про нее сейчас говорят.
Легенда без героя или Сентиментальное путешествие сэра Гэвэйна
В последние годы жанр рыцарского кино, как и жанр вестерна, существует скорее номинально, редко представляя на потеху зрителю достойные внимания картины. Мрачно-жестокие фильмы сэра Ридли Скотта остались где-то на рубеже позапрошлого десятилетия, тогда как рыцари, повинуясь духу времени, пошли штурмом на малые экраны, которые успешно захватили неоспоримо легендарной «Игрой престолов».
С самых первых новостей о проекте «Легенда о Зелёном рыцаре» Дэвида Лоури, основанная на средневековой истории про сэра Гэвэйна, вызывала у киноманов живой интерес. Оно и понятно: картина совмещала в себе звездный каст и внушительный бюджет, но имела при этом почетную ауру инди-фильма, неизбежную для каждого детища всеми любимой студии А24.
И, пожалуй, главный вопрос, которым картина заставляет задаваться на всем своем протяжении – как студия согласилась финансировать столь неочевидный проект? Дело в том, что фильм, который изначально позиционировался как эдакий интеллектуальный блокбастер в жанре фэнтези, на поверку оказался гораздо радикальнее, чем многие другие проекты А24. Отсюда возникает еще один резонный вопрос – на какого зрителя рассчитана «Легенда»?
Картина только притворяется рыцарским фэнтези а ля «Меч короля Артура», однако вы не увидите здесь ни брутальных схваток на мечах, ни волшебных превращений. Удивительное превращение здесь претерпевает, разве что, стагнирующий жанр – Лоури идёт путем куда более необычным, чем можно было ожидать, и делает из многомиллионного блокбастера – ни много ни мало – психологическое роуд-муви, которое на протяжении всего своего двухчасового хронометража не раз вызывает приятное удивление своей обособленностью от всего сделанного в рыцарском кино ранее.
Больше всего хвалебных отзывов фильм получил за свой визуальный ряд, и – нужно признать – абсолютно оправданно. Каждая без исключения сцена радует продуманностью композиционных решений (вплоть до нарочитых отсылок к живописи эпохи Возрождения), детальностью и оригинальностью работы, проделанной художниками (чего стоит дизайн одних только корон) и смелыми экспериментами со светом, цветом и камерой. Более того, пусть спецэффектов в «Легенде» и не так много, но сделаны они со вкусом, выдержаны в единой, реалистичной стилистике и даже местами создают ощущение некоторой уместной рукотворности. Все вышеперечисленное вступает в гармоничное взаимодействие с саундтреком, важную роль в котором играют средневековые мотивы.
И хотя аудиовизуальная сторона фильма определенно выигрывает в поединке со сценарной, именно последняя в фильме наиболее интересна для анализа. Выбранный для экранизации средневековый материал оригинален в первую очередь тем, что он, в отличие от привычных нам героических легенд про доблестных воителей, обращается к полярно противоположному сюжету– в котором через историю горе-рыцаря повествуется о человеческих слабостях.
Экранизация, несмотря на расхождение с первоисточником в деталях, оставляет посыл тем же. Алисия Викандер, Джоэл Эджертон и Шон Харрис по-своему прекрасны в своих амплуа, но Дев Патель just steals the show, с удивительной точностью отыгрывая роль жадного до славы юноши, подверженного человеческим слабостям, но упорно преследующего навязанный обществом сияющий идеал рыцарской чести. Наивная завязка этого путешествия вряд ли вызывала бы вопросы в Средние века – но для современного зрителя ее с первых же шагов Гэвейна перестает хватать для оправдания всех его усилий, после чего авторы начинают все активнее подмигивать, намекая, что вовсе не в сюжете тут соль.
Фильм акцентирует внимание на другом. Недаром в соцсетях его окрестили громким словом «слоубёрнер»: на экране эта поучительная история о грехах человеческих оборачивается тягучим, но чарующим погружением вглубь средневековых легенд. Весьма неровный сценарий, тем не менее, в масштабах целого фильма на удивление удачно поддерживает ощущение нарастающего безумия и даже некоторой несерьезности всего происходящего на экране. Этот самый настоящий средневековый трип (в таком контексте сцена поедания грибов выглядит иронично) с пунктирным сюжетом и нетривиально выстроенной сценарной конструкцией, но при этом тщательно воссозданным для зрителя магическим миром из легенды, в свою очередь при ближайшем рассмотрении оказывается драмой слабого человека, в силу обстоятельств ставшего в глазах общества героем и теперь изо всех сил пытающегося этому статусу соответствовать.
Картина сразу дает понять, что Гэвейн ничем особенным не выделяется и ему не суждено достать меч из камня или возглавить шайку благородных воров. Для него подвиг – это сдержать свое слово и, в конце концов, дойти из пункта А в пункт Б, несмотря на все страхи, соблазны и невзгоды, встречающиеся на его пути. Лоури проделывает с жанром интересный трюк, нежданно-негаданно заставляя нас увидеть под сияющими доспехами рыцаря обыкновенного человека, будто бы оказавшегося не на своем месте и заведомо проигравшего в поединке с судьбой – человека, которому ничего не остается, кроме как доигрывать свою роль до конца.
«Легенда о Зеленом рыцаре» – далеко не идеальное кино, которое понравится далеко не всем, да и вообще, как будто выстреливает мимо аудитории. Но в чем фильму не откажешь – так это в невероятно впечатляющей картинке и смелости создателей, отправивших бедного сэра Гэвейна – и весь рыцарский жанр заодно – в неизведанное. И пусть тропинку в этом волшебном лесу сейчас заволокло туманом – есть робкое чувство, что этот шаг был сделан в верном направлении.
Чтобы понять о чем фильм 'Легенда о Зеленом рыцаре', рекомендую прочитать книгу Вадима Эрлихмана 'Король Артур'.
Тогда станет ясно, что это кино о разных поколениях и их моральных качествах. Король Артур изгнал (на время) саксов из Британии, был славен силой, мудростью и добродетелями. Круглый стол, созданный им, служил для его подданных островком христианского (во многом римского) порядка среди моря варварства, который символизирует дикий лес. Легенда о сэре Гавейне, одном из лучших рыцарей Короля Артура, рассказывает о том, каким должен быть настоящий рыцарь и каков его праведный путь. Фильм получился невероятно красивым и тягучим. Он просто источает с экрана средневековое, мрачное волшебство. Рекомендуется смотреть подготовленному зрителю для получения удовольствия. Иначе вряд ли получится.
История о том, почему все же фраза 'от себя не убежишь' действительно работает.
Все мы так или иначе встречались с образцами средневековой культуры, лучшими или нет - зависит от степени нашей погруженности в эту тему, ну или от того, что нам рассказывали в школе. Кто бы мог подумать, что годы спустя, я открою для себя фильм, который будет включать в себя, пожалуй, лучшее до чего мог прийти своей головой человек.
Давно я не смотрела что-то такое, после чего я еще буду долго находиться в опьянении. Фильм-воображение на грани магии и иллюзии. Фильм пестрит всевозможной маргинальной символикой и отсылками к средневековым мистериям, так же лично у меня появилось много вопросов к сюжету и его поворотам, однако все можно списать на манеру написания всех легенд любой эпохи.
Это история о становлении мужчины, о вполне себе обычных соблазнах и ошибках. Главный герой предстает перед нами вполне себе заурядным парнем, со своими проблемами и большим самомнением, но (как нестранно) наделенным определенного сорта добротой и рыцарского воспитания (там, где ему это надо).
Каждый его шаг на пути к цели - это в первую очередь шаг на пути к себе. Зеленый человек выступает даже не злым и даже не добрым персонажем, это что-то среднее, между тем что 'можно' а что 'нельзя' Он пугает не своим существованием, а своей целью, и пожалуй, молчаливостью. Он пришел из поэмы в фильм чтобы возможно в последний раз заставить задуматься новый окружающий его мир. Что из этого вышло? - Мы увидим на примере Гавейна.
Каждый герой этого фильма показан живым, у меня не сложилось чувство словно я читаю какую-то старую книгу на языке той книги когда она была написана. Лица и характеры людей умело вписаны в пейзажи их окружающие. Природа самобытна, а философские отсылки в чудном тандеме с кишащими в голове мыслями-сомнениями главного героя, поражают наше собственное воображение.
Легенда о зеленом рыцаре — это комбинированное наследие всей средневековой литературы в отменной исполнении Дев Пателя. Определенно советую к просмотру, особенно тем, кто любит покопаться в символизме.