К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Такой серости, такого извращения и надругательства над разумом в кино, лично я, ещё не видел. Но в жизни это происходит каждый день. А нам остаётся лишь делать вид, что мы этого не замечаем. Сложно оценивать такие вещи, как и сложно оценивать поступки людей со стороны или слыша о них чужие отзывы. Но не в этот раз.

С самого начала фильма понимаешь, что здесь что-то не то. Правда, что именно, не совсем понятно. С самой первой сцены зрителя окутывает какой-то мрак и безысходность. Безысходность во всём. И никакого просвета. В этом фильме нет сюжета, как в остальных фильмах. В нём нет характера. Нет интриги. Но есть что-то такое, от чего невольно начинаешь задумываться. То ли от того, что понимаешь, что всё это есть или вполне возможно. То ли от того, что просто скучно или тяжело смотреть. После просмотра, для большинства зрителей останется загадкой, хотели ли что-то этим сказать создатели фильма. Хотели ли он показать серую сторону жизни или здесь была какая-то задумка. Это тоже непонятно.

Сложно сказать, что сюжет фильма как-то захватывающе развивается, так как никаких загадок и затравок нет. Об операторской работе говорить, я думаю, не стоит, ибо здесь она до боли похожа на псевдодокументалистику (упоминания о которой в описаниях к фильму я не видел, но похоже, что это она). Положа руку на сердце, можно сказать, что никакая режиссёрская работа тут незаметна. Создаётся ощущение, что актёрам сказали что делать и не давали никаких слов. Всё смотрится настолько естественно, что начинаешь верить происходящему.

Лично у меня во время просмотра сложилось довольно странное чувство. Серость и грязь на экране. За окном то же самое и если вглядеться беспристрастно, то понимаешь, настроение в сАмой глуши страны в такую погоду удалось показать чрезвычайно натурально. Но вот с населением не совсем понятно. Если в какой-то русской деревни и есть очень похожее население, то только с вероятностью 1 к 100. Несмотря на всё это, остаёшься в уверенности, что такое весьма и весьма возможно.

Довольно многие вещи лично для меня стали загадкой. Взять к примеру, кукол. Непонятно, показаны ли они для фона или это какой-то специальный ход автора книги или сценариста (к сожалению, не читал книжный оригинал). Но, что самое кошмарное для меня в этом фильме было, так это сцена, где практически голые пенсионерки обливаются свиной кровью (надеюсь, я её ни с чем не спутал). По-моему это самое странное, что было в фильмах и находится за гранью моего понимания.

В интернете довольно много отзывов, что это не фильм, и что таким фильм быть не может. Это не фильм. Это наше общественное сознание, которое большинство прячет за законы, улыбки и глянец.

Вывод: Фильм абсолютно оправдывает свою категорию и наталкивает на размышления. Рекомендуется думающим людям, понимающим сюрреализм и даже в чём-то фантасмагорию, и имеющим крепкую психику. Не рекомендуется особо впечатлительным и людям, любящим фильмы только за зрелищность и спецэффекты.

10 из 10

24 апреля 2011 | 21:11
  • тип рецензии:

Фильм непростой.

При кажущейся погоней за эпатажем и шок-контентом он глубоко концептуален. И в этом весь Сорокин (он, если что, выступил тут автором сценария). Точно такие же эмоции возникают при прочтении каких-нибудь 'Сердца Четырёх' (хотя по уровню шок-контента данный фильм все равно что Колобок в сравнении с зарисовками Де Сада).

Просто концепция эта... скажем, так, своеобразна. Главный стержень фильма, связующая нить, на которую нанизано все происходящее - это цифра. Цифра 4. В кадре мелькают четвероногие друзья человека, по дороге проезжают 4 поливальные машины (на четырёх колёсах!), 4 сестры, 4 человека в пустынном баре из начала фильма (бармена не забываем!), героини во время поминок выпивают четвертинки. История четырёх сестёр перекликается с выдумкой Шнурова в баре про деревню клонов. Я уверен, что эта замечательная цифра появлялась в фильме ещё много где, только я её не нашел.

И вот на эту абстрактную концептуальную идею набрасываются оттенки реалий современной России. Оттенки одновременно узнаваемые и фантасмагоричные. Вроде привычный ресторан с лизоблюдом-официантом, но они подают круглых поросят-мутантов (WTF?), вроде привычная деревня со старухами, но какие-то куклы с масками из нажёванного бабками хлебного мякиша (WTF?). А диалог мента со Шнуровым перед отправкой того на зону - это вообще Сорокин в чистом виде по уровню гипертрофированного реализма.

Что до ткани фильма и киноязыка - снято всё очень близко, достоверно, обволакивающе. Этот фильм надо смотреть, полностью в него погрузившись - для этого Хржановский и создал все эти длинные планы, долгие эпизоды (например, эпизод, в котором Марина сначала едет в поезде и слушает чавканье пассажиров, а потом долго идёт до деревни). Звуковая картина фильма максимально мощная - тут хватает как узнаваемых звуков, так и искажённых, будто инопланетных. Всё это замешивается в густой коктейль, затягивающий в пространство фильма. Так же и картинка - она продумана и отточена, каждый план создан с целью создания определённое впечатление. Стилистики тасуются, словно карты в рукаве фокусника - хватает как статичных планов, так и пролёток и съёмок трясущейся камерой. Любители операторской работы и монтажа не уйдут обиженными.

Абсолютно согласен со словами одного из рецензентов - чтобы снять такой фильм, нужно очень любить и очень ненавидеть Россию. Помимо всех перечисленных качеств, он обволакивает, кажется зловещим и непонятным. Но, опять же, знание прозы Сорокина способствует более зрелому просмотру.

Как, собственно, и понимание концовки. Неподготовленный зритель увидит, что фильм заканчивается ничем и уйдёт разочарованный. Если же держать в голове то, что это концептуальный фильм, призванный манифестировать центральную идею (завязка на цифру 4, вокруг которой строится фантасмагорически реальная Россия), то фильм способен доставить редкое удовольствие.

Ах да. Почему именно цифра 4? На мой взгляд, выбор продиктован тем, что эта цифра совершенно не вяжется с Россией. Единый народ, Двуглавый орёл, святая Троица - всё это узнаваемые символы нашей страны. Цифра 4 не ассоциируется вообще ни с чем, и именно поэтому она была выбрана. Ради деконструкции культурного кода, если угодно.

Самый сорокинский фильм, что я видел. Оценка - 4 из 4.

27 июня 2022 | 15:46
  • тип рецензии:

Россия это холодец. (с) Кровосток.

Жить хорошо когда налажено, вот и герои ленты, после трудовых будней молчаливо стекаются в утробы одинокого бара, дабы испить алкоголя, и повтыкать в полу темные силуэты на стенах. Отдохнуть от мирского и познать новое. Так отдыхает русский человек нового поколения, нулевые едва стартовали, открыв миру прослойки общества весьма разные и забавные. Но социальный слой не нужен, все уравняется здесь под покровом ночи. Но, это не история трех непохожих, это нечто большее, ту нырять надо с головой и нагим. Администратор президента, женщина наружности древнейшей профессии и горе-музыкант с печальным взглядом.

Бар как отправная точка пути, весьма удачное начало, и место запредельного уюта, где русская женщина спокойно выпьет два литра водки. Так то. Абсурд он рядышком и постепенно пробирается через как кажется изначально самый обыденный диалог троих полуночников. Речь выворачивается на изнанку, и мы уже на всех парах мчимся в иррациональное, аз завел шарманку как обычно Сергей Шнуров.

Таки очень противоречивые чувства вызывает данное кинематографическое произведение, помнится в 2015, после первичного просмотра меня долго мучал кошмар о заснеженных холмах и бредущих по ним старухах во скорбях. История жизни, но очень поразительно выгораживающаяся, своим с одной стороны маразмом, но это только на первый взгляд, если копать глубже к разрезам, там, где сало, сразу все становится явственно на свои места. Русская метафизика она не беспощадна, а проста и легка на подъем как зажатый в руке граненый стакан. Пусто внутри, вокруг слякоть и поэтому стакан полон. А загадочная и болезненна русская душа, на нее сам Бог смотрит, печально улыбаясь, благословляя спивающегося кукольника из Мордовии, обреченного на отшельничество в краю одиноких старух, И никак не пересекутся их дороги с успешным человеком, джип по определению значит престиж, тот и вовсе не верит в круглых поросят. Маразм и абсурдопедия в подачу их зашили житейский быт вывернутый наизнанку.

В чем же посыл? В элементах бытия, на тот момент современной страны - женщина, как элемент рождаемости и легкого поведения, разврата. Успешный бизнесмен как коррупция со своим личным обузой в лице отца, являвшего собой оживший комплекс и драматургию. Огромная раскинувшаяся бескрайними грязевыми полями тумана сельская действительность, уживающаяся с настоящим, населенная безумными ордами старух-плакальщиц. Шиздец он такой ион рядом, и наверное, главное в этом не искать логику.

Только смерть и абсурд идут в ногу, держась за руки. Искать в Сорокине глубинный смысл это штука очень занятная, ибо всегда удивляешься, как он умеет играть с сюжетом, ибо почти любое его произведение построено на истязании сюжетной концепции, абсурдными вставками, но при этом весьма уместными в ходе оного. Это вроде и нелепо, но имеет место быть. Как имеют место быть и клоны, и полумертвые деревни и все прочее, что рядом с нами, но чему мы, как выражается персонаж Сергея Шнурова «Не придаем значения.» Русская реальность имеет множество начал, уродливых, отвратительных, и при этом наглухо привычных, как немытые пожиратели парного мяса в плацкартном вагоне. Странные посылы, в духе черной иронии.

Тут и сюрреализм в очень кропотливых малых пропорциях начинаешь воспринимать положительно. Так ведь люди живут, поди, погляди, э-эх, вот и все что хочется сказать.

Абсурд настолько прямолинеен, что серьезен и какбэ очевидно логичен, закономерно бредут герои, кто куда, и все идет, так как должно быть, удивляться не приходится.

Сальная история, грязные помыслы, да чернуха гуляет вальсом по земле, посмотри как хорош мир в котором можно гадить, есть и сношаться, где есть место чуду, что запрещено и где из тебя сделают фарш, а труп твой хладный ляжет мертвым грузом на хуторе. Посмотри и выпей дабы снять горечь бренного существования и приложить ухо к земле, абы послушать як вона плаче. Не сказать, что гениально и не разу не мейнстримово, того же Сергея Шнурова хотелось видеть на порядок больше. А в остальном крепкий арт-хауз для оочень узкого круга ценителей. Хотя.

23 ноября 2018 | 16:15
  • тип рецензии:

Илья Хржановский - сын советского мультипликатора Андрея Хржановского, примечателен тем, что его просто невозможно увидеть на просторах нашего интернета. Такое ощущение, что за все время своей режиссерской деятельности, а с момента его первого фильма прошло уже 15 лет, он ни разу не появлялся в публичном пространстве. Никогда не давал интервью и не участвовал телепередачах. Пошел он по стопам своего отца, и снял свой первый фильм в 29 лет, после чего полностью посвятил себя масштабному проекту под названием «Дау», который длится 700 часов и невероятно растянут во времени и пространстве, и естественно, когда он был готов, наделал много шума во всем мире, правда увидеть его суждено было лишь избранным, но все это подогрело интерес и к первому фильму Хржановского, а его то сегодня посмотреть сможет каждый.

«4» - Зрелище, тоже не для рядового зрителя. Начинается все с того, что три человека, двое мужчин и девушка, случайно знакомятся ночью в одном московском баре. Все трое пьют пиво и сочиняют небылицы про свою жизнь. Первый мужчина, который на самом деле занимается поставками свиного мяса, говорит, что работает в администрации президента и занимается поставкой родниковой воды в кремль самому президенту, скорее всего Путину, хотя весь фильм, это условная метафора. Девушка – проститутка, но говорит, что работает в рекламном бизнесе. Рекламирует один японский аппарат, от волн которого, всем становится хорошо. Третий человек, которого играет Сергей Шнуров, говорит, что работает в генной инженерии, в организации, которая занимается клонированием людей. Оказывается, что опыты по клонированию людей проводились еще во времена Хрущева, а сегодня в России этих клонов огромное множество, но никто про это не знает. Далее все действие переключается на девушку легкого поведения. Она едет в какую-то, богом забытую деревню, там хоронят ее сестру близняшку, которая случайно подавилась хлебом. Сестер всего было четыре, а теперь осталось три. В этой деревне, помимо сестер, живут одни старухи и один молодой человек по имени Марат, который делает кукол. Все они после похорон идут в дом и там поминают усопшую, как и положено все в итоге напиваются, старухи смеются над Маратом, так как он одной кукле, вместо носа, по рассеянности пришил совершенно другую часть тела.

В общих чертах, это то что предстоит увидеть тем, кто отважится на просмотр этого фильма. Целиком пересказывать все то что происходит на экране, за эти два часа не имеет никакого смысла, можно лишь постараться проанализировать, но и это у меня лично не очень получается. Дебютный фильм Хржановского младшего – вызов ради вызова. Хржановский говорит тут лишь одну внятную вещь: жизнь не имеет никакого смысла и состоит исключительно из абсурда, а все живые люди, просто клоны, жизни которых ничего не стоят. В фильме есть эпизод, как солдат по громкоговорителю призывают пожертвовать своей жизнью ради родины и отправляют куда-то на войну. Русские всегда пьют, а в деревнях живут одни бабки в платочках - это тоже не открытие Хржановского, но вот когда на похоронах, эти бабки, в разгар застолья, оголяют свои груди и начинают обливать их настойкой, это если и не новаторство, то как минимум смешно.

Если по содержанию «4» - поток бессознательного, интуитивного хаоса, то визуально от фильма просто невозможно оторваться. Москва, засыпанная снегом, ночные столичные бары и на контрасте, какая-то грязная, богом забытая деревня, в которой ничего нет, кроме церкви - за всем этим очень интересно наблюдать и интуитивно находить что-то общее с Гоголем и Кафкой, и с миром, который ты ежедневно видишь вокруг. 4 - настоящее пиршество для любителей всего экстраординарного и поэтому в отношении него могут быть только полярные мнения – Либо да, либо нет. Безусловно этот фильм дает понять, чем будет заниматься Хржановский в кино – находить новые формы, проводить эксперименты, открывать горизонты и не искать диалога со зрителем, как в творчестве, так и в жизни. Возможно это и правильно.

8 из 10

01 ноября 2019 | 18:16
  • тип рецензии:

Зная манеру Ильи Андреевича снимать, хочу сказать, Вам, господа - там все делалось как придется и 'авось прокатит') Фильм меня не тронул. Какая чернуха? Какие бабушки? С Грузом 200 и рядом не стоял. Просто легкая и ненавязчивая комедия в стиле '99 франков' от русских 'выдумщиков' интеллигентного Сорокина и циничного Хржановского.

Шнуров тут играет куда лучше, чем в попсовом 'Дне выборов', где он казался изрядно выпившим (вероятно от стыда, что его увидят в таком дерьмище). Сестрички - порноактрисы весьма натянуты. Ведь у них обычно - 'рот закрыт, рабочее место убрано'.

И как-то все не то... Не то. И не так. По ощущениям. Вот Зельдович сделал сорокинскую 'Москву' - нет претензий. А Илья Андреевич... ну что-то не додал. Может, это он перед 'Дау' разминается.

Держитесь, скоро на экранах новая сорокинская шутка - путь дао Льва Ландау.

21 июля 2010 | 00:42
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: