После просмотра этого шедевра Юрия Быкова на ум мне пришел культовый момент из 'Ностальгии' Андрея Тарковского, где Андрей Горчаков, главный герой фильма, рассказывает следующий анекдот:
«Один человек спасает другого из огромной глубокой лужи. Спасает с риском для собственной жизни. И вот они лежат у края этой глубокой лужи. Тяжело дышат, устали... Наконец спасенный спрашивает: «Ты что?». Другой отвечает: «Как что? Я тебя спас». А тот ему: «Дурак! Я там живу!».
В чем же заключается мораль этой истории? В нашем обществе есть люди, находящиеся на дне и не желающие что-либо исправлять в лучшую сторону. И еще есть 'дураки', которые им совершенно противоположны. Они как раз и пытаются что-то исправить в отвратительной жизни большинства нашего общества, но оно совершенно не желает принимать помощь от людей, которых они нарекли 'дураками'. Впрочем, все это далеко не ново: достаточно вспомнить князя Мышкина из романа Достоевского 'Идиот'. Он был совершенно чист душой, что роднило его с Иисусом Христом. Но многие герои книги считали его 'идиотом'.
Сейчас мне хотелось бы перейти к синопсису фильма. Дмитрий Никитин - молодой сантехник, живущий вместе со своими женой, сыном и родителями, которого великолепно сыграл Артем Быстров. Тема 'маленького человека' всего была неотъемлемой частью нашей культуры, и как раз главного героя можно назвать таким человеком. Их жизнь однообразна и тосклива. Родители Димы постоянно ссорятся между собой. Мать главного героя - противная и мерзкая старушонка, которая на постоянной основе унижает сына и мужа, упрекая их в излишней честности, в результате которой, по ее мнению, они так плохо живут. Короче говоря, она жила по известному принципу 'своя рубашка ближе к телу', которым руководствовалась и жена Никитина. Далее нашего героя срочно вызывают в общежитие, в котором лопнули трубы. Как оказалось, общага было построена аж в советские времена, и капитальные ремонты там почти не проводились. Никитин увидел страшную вещь: фундамент общежития буквально полз, а это говорило о том, что в любой момент оно могло обвалиться, в результате чего могло погибнуть около восьмиста (!) человек. На такое состояние общежития не обращали должного внимания ни чиновники, ни население общежития, которое большой симпатии не вызывало. Нельзя стричь людей под одну гребенку, но там, как я полагаю, преимущественно жили алкаши, наркоманы и прочие нелицеприятные личности. Соответствующее впечатление о контингенте общаги режиссер создал при помощи первой сцены фильма, в которой показано то, как невменяемый алкаш с похмелья избивал жену и дочку из-за отсутствия денег в доме, которые он хотел потратить на очередное бухло. В России домашнее насилие очень часто умалчивается, а Юрий Быков показал всю его суть всего лишь в одной сцене, пробирающей до мурашек. С другой стороны, там ведь жили невинные дети, честные люди так далее... А что же символизирует постепенно падающий дом?! Это наше современное общество, в котором многим на все и всех все равно! Здесь метафора видна налицо! Я не говорю о том, что я идеален, это далеко не так, но наше общество действительно деградирует.
Хоть Никитина и вызвали в очень позднее время, но тем не менее наш сердобольный сантехник пошел на смелый шаг: он решил дойти до самой мэрии, чтобы попытаться предотвратить неотвратимую катастрофу. Это чисто балабановская сцена (кстати, памяти этого режиссера посвящен фильм): отчаянный герой идет несколько минут пешком под песню Виктора Цоя 'Спокойная ночь'. Чиновники не оказались лучше населения общежития: пока могла произойти страшная катастрофа, они веселились и пьянствовали на юбилее мэра. Как мы далее увидим, они давно знали об ужасающем положении микрорайона, но они ничего не предпринимали, занимаясь коррупцией, хищением народных денег и так далее.
Что касается морали фильма, то в фильме есть много смысловых пластов, но его главная суть заключается в одной фразе главного героя, адресованной его жене: 'Неужели ты не понимаешь: мы живём, как свиньи, и дохнем, как свиньи, только потому что мы друг другу никто?'. Он совершенно прав. Если человечество наконец-то объединится, забыв о различного рода розни, то именно тогда мы будем жить счастливо. А если современное общество ничего не будет предпринимать, то 'общага' (имеется в виду наш современный мир) рухнет! Совершенно не понимаю тех людей, которые считают то, что фильм якобы учит тому, что не надо лезть не свое дело. Да, помощь Никитина практически никто не оценил. Да, он чуть не поплатился своей жизнью за свои подвиги. Но ведь надо было как-то попытаться, как выражался он сам, не так ли?! По сути, он принес себя в жертву ради попытки спасти людей, и ведь после этого случая некоторые люди теоретически могли задуматься над этой трагической историей, переосмыслив свои жизненные принципы и ценности. Ведь наш мир всегда держался на таких 'дураках'!
Мне трудно разобрать весь смысловый пласт этого шедевра и описать все эмоции, испытанные мной при просмотре фильма Юрия Быкова. Настоятельно рекомендую Вам посмотреть этот фильм. Он, возможно, не понравится Вам, но 'Дурак' никого не может оставить равнодушным/равнодушной. А концовка Вас однозначно шокирует.
«Дурак» — картина мощная и запоминающаяся. Запоминающаяся настолько, что спустя даже десятилетие представляешь со скрипом зубов и сжатыми от злости кулаками. Это фильм, который обнажает жестокую реальность, в которой многие из нас живут, но предпочитают не замечать. Режиссер Юрий Быков создал невероятно напряженную и реалистичную историю, отражающую повседневные проблемы, коррупцию и безразличие, с которыми сталкиваются люди в обычной жизни. Этот фильм пронзает своей правдивостью и оставляет яркое впечатление. Ведь все, что есть на экране, это про нас.
Одной из самых сильных сторон работы Быкова является ее реализм. Все, что происходит на экране, кажется невероятно близким и знакомым. Ситуации, показанные в фильме, — это не фантазия или преувеличение, а суровая реальность, с которой мы сталкиваемся каждый день: рушащиеся здания, бюрократическое равнодушие, бесконечные отговорки чиновников и беззащитность простых людей. Герой фильма, Дмитрий Никитин, решается бороться с системой, но его борьба выглядит трагично на фоне общей апатии и страха перед властью. Быков показывает, что корень проблемы не только в коррупции, но и в безразличии тех, кто просто «прогибается» под обстоятельства.
Повседневность, о которой рассказывает «Дурак», буквально выплескивается за пределы экрана. Это не просто кино о проблемах — это кино о том, что мы видим ежедневно на улицах наших городов и поселков. Быков использует простые декорации и минималистичный подход к изображению суровой действительности, делая акцент на атмосфере запущенности и безнадежности.
Особого внимания заслуживает игра актеров. Артем Быстров в роли Димы Никитина блестяще справился с задачей. Его герой — обычный человек, который, несмотря на все страхи и сомнения, решает действовать. Потому что понимает, что больше не может иначе. Слишком долго терпел. А теперь и вовсе стерпеть нельзя, ведь на кону человеческие жизни. И то, что так присуще, народу, в одночасье становится невозможным к исполнению главным героем. И этот порыв становится буквально лавинным. Раз начал, то уже не остановишься и пойдешь дальше, пойдешь до конца.
Ведь как идет по жизни. Какую сферу не возьми. Есть «четкий план», по которому все должно работать. А если что-то вдруг не так, то смотрите выше — все должно идти по четкому плану. Но только план этот четок на бумаге. И ремонт проводили вовремя, и технику безопасности все исполняют, и проверки прошли в назначенное время. И стоял дом десятилетия и еще столько же простоит. А если ты видишь и сообщаешь, что это не так, то ты паникер и вообще моментально станешь чуть ли не врагом коллектива. Ведь ты обращаешь внимание на неудобные всем остальным вещи, за недосмотр за которыми все вокруг могут схлопотать в лучшем случае выговор или увольнение. Да и те, ради кого стараешься, не скажут «спасибо», а еще вполне и сделают козлом отпущения.
Быстров передает тонкую психологию своего персонажа, его внутреннюю борьбу и искреннее желание помочь. Важно отметить, что все герои в фильме выглядят невероятно живыми. Сцены диалогов наполнены напряжением, а поступки персонажей вызывают либо сочувствие, либо гнев — настолько правдоподобно и натурально они изображены.
Режиссерский подход Юрия Быкова заслуживает отдельной похвалы. Он не только показывает социальные проблемы, но и задает глубокие моральные вопросы. Стоит ли жертвовать собой ради общего блага? Можно ли в одиночку что-то изменить в системе, пронизанной коррупцией и безразличием? Фильм не дает однозначных ответов, но заставляет задуматься о том, как часто мы предпочитаем закрывать глаза на несправедливость, проходя мимо очевидных проблем.
«Дурак» — это эмоционально сильное кино, которое оставляет глубокий след в душе. Это буквально творческий крик создателей, что взяли важную тематику и возвели ее в абсолют. Хотя, уверен, что похожие ситуации на киношную происходят частенько. Картина показывает, что безразличие и трусость порой страшнее самой коррупции и бедности. Фильм не пытается приукрасить реальность или найти выход — он просто показывает то, что происходит вокруг нас каждый день. И эта правдивость делает его таким мощным и значимым.
Я не особо люблю 'чернуху' на экранах. Фильмы про наркоманов, алкашей, лишенную воспитания и культуры общения быдлоту и прочие маргинальные слои населения меня не привлекают, потому что такого контингента хватает и на улицах, далеко, как говорится, ходить не надо. Но вот 'Дурака' Юрия Быкова я все же решил посмотреть, и фильм мне понравился, определённо оставив в памяти свой след.
Итак, в центре истории простой сантехник. Никитин, увидев расползающуюся трещину на стене общежития, понимает, что долго здание не простоит, и людей нужно как можно скорее эвакуировать из аварийного жилья. Вот только, как оказывается, дела-то до этого никому нет, но Никитин, несмотря ни на что, решает бороться за жильцов до последнего. Даже если им самим этого не нужно.
Чем подкупает Юрий Быков, так это реализмом. Он не сгущает краски, ничуть, на что жаловались некоторые зрители. Просто у кого-то все еще не разбились розовые очки, но реальность это поправит. И в то же время Быков не пытается превратить происходящее в несмешной фарс, в клоунаду, как это делают создатели так называемых 'алкокомедий'. Режиссер здесь не пытается оправдать маргинальный образ жизни, не пытается оправдать падение морали убогим юмором, а показывает все, как есть на самом деле. И, повторюсь, этим и подкупает.
Фильм заставляет зрителя встать на место Никитина, полностью прочувствовать ту ситуацию, в которой он оказался, ощутить, что переживает по-настоящему небезразличный к ближнему человек, которому знакомо понятие совести. И через все повествование, от названия до финальных титров, проходит одна мысль - Никитин действительно дурак. Дурак, потому что он единственный поступает правильно, когда это не нужно никому.
О морали, которую может донести фильм, можно говорить долго. Но в любом случае каждый решит для себя сам - стоит ли становиться таким дураком, пытаясь спасти общество, которое не хочет спасения.
'Дурак' лично для меня это один из лучших фильмов современного отечественного кинематографа. Он честный, он злободневный, он тяжелый и заставляющий много думать. Определенно рекомендую.
Фильм 'Дурак' глупый фильм. Почему? Да потому что то, что в нем показано, высосано из пальца. Да, чиновники воруют, объясняя это тем, что 'мы же русские' и не спешат расселять аварийное жильё, то есть у Быкова русский=взяточник, убийца и коррупционер. А теперь по порядку, во-первых - дома не падают от трещин, которые Быков рисовал на стенах для съёмок. Если в России так всё плохо, как это видит Быков, то ему наверное не составило бы труда найти аварийную общагу с настоящими трещинами. Во-вторых, никогда чиновники не будут обсуждать с каким то невменяемым и одержимым сантехником кто сколько своровал и тому подобное. В третьих, чиновники не будут расстреливать своих из-за какого-то невменяемого и одержимого сантехника, проще этого сантехника в психушку запихнуть. В четвертых - если с антагонистами вселенной Быкова всё понятно - это 'исконно русские' взяточники, убийцы и коррупционеры, которые живут так, потому что вся страна так живёт, то положительные герои у Быкова, это люди, как правило, слабоумные и излишне рефлексирующие, нормальных людей в кадре нет, по крайней мере Быков всячески избегает показывать таких. Единственное, что у Быкова хорошо, это хорошая игра актёров, которые изо всех сил стараются вытянуть никудышный и сильно притянутый сценарий, но это заслуга далеко не Быкова. Быкову не даёт покоя слава Алексея Балабанова, мастера чернухи, но ему очень далеко до Алексея Октябриновича.
Фильм соткан из стереотипов, - но таких правдивых - наполнявшими нас с детства нашими родителями.
Помните ли вы, как сидя на уроках литературы в 10-11 классе, проходя русскую классику, думали, что все произведения про 'русский быт' всего лишь отголоски прошлого, что никогда вам не потребуются? Так и этот фильм, говорит буквально об этом же. Типичный русский быт, всё по 'стандартам качества', но тут находится главный герой, который противостоит всему островскому злу... Как и в большинстве произведений русской классики с подобным же сюжетом, (понимаете о чём я имею ввиду. Противостояние малого добра большему злу.), концовка весьма понятна даже по обложке фильма.
Я сам, как житель провинциального города, работающего на работе, в которой подписывают договор о неразглашении, могу сказать, что фильм будет актуален по своему лейтмотиву ещё очень долгое время.
Не умею я писать рецензии по всем правилам, простите, работа уж другая, но сказал всё, что хотел выразить.
Фильм поставил меня перед вопросом: 'А на чьей стороне ты?', предоставив два (или же три) выбора относительно вертикали моего материально-духовно-социального положения в 'общежитии':
1) быть 'в' системе (быть или стремиться быть человеком высшего сорта, чтобы жить в достатке, находясь в окружении таких же системных людей, отчуждая себя от остальных людей, ощущая некое сортовое превосходство над ними);
2) быть 'под' системой (быть человеком низшего сорта, жить в лучшем случае от зарплаты до зарплаты со всеми бонусами подсистемной жизни, такими как наркомания, бедность, депрессия, осознание никчемности);
3) быть 'вне' системы (каким был главный герой фильма, настоящий Дурак, который искренне переживал и боролся за права и интересы, жизнь и здоровье людей низшего сорта, находящихся 'под' системой).
Посмотрев фильм до конца, я извлек для себя урок, что быть 'вне' системы, это хоть и благородное, но, что более важно, самое неблагодарное, самое вселенски несправедливое место в жизни, которое только можно представить. Такой человек является обременительной, никому не понятной прокладкой между двумя слоями общества, между двумя полюсами человечества, жалким муравьем, находящимся между молотом и наковальней. Нахождение в таком, своего рода экваторе, невыносимо, непригодно для нормальной жизни и душевного равновесия. Именно такие люди, как по мне, рискуют быть 'отмененными', согласно современному толкованию этого термина, что и раскрывается к концу фильма.
Тот факт, что главный герой в конце пускает слезу, осознавая безграничную человечность и одновременно гнетущую беспросветность сделанного им выбора, - меня это ничуть не тронуло. Я лишь четко и однозначно для себя осознал, что борьба за интересы людей, которым ты чужд, на примере главного героя - это удел самых настоящих Дураков.
Что касается того, чтобы быть 'под' системой я скажу коротко: наверное ни один здравомыслящий человек не захочет жить по-скотски, в условиях антисанитарии, наркомании, алкоголизма, хронической депрессии, бедности и разрухи, взаимоуничижения и взаимовырождения, отсутствия взаимоподдержки и взаимовыручки, поэтому этот вариант отпадает совершенно однозначно.
Я не хочу переживать за жителей этого общежития, я не хочу и не буду даже пытаться ставить себя на их место, как это обыграли в диалоге между участковым и пьяницей в общежитии.
Я решил, что не хочу быть ни дураком, ни жителем этого 'общежития'. Поэтому лично для меня выбор очевиден.
Никитин - простой человек, который пытается помочь обычным людям. В меру своего понимания управления.
Дом можно воспринимать, как метафору общества. Каждый гражданин нашей страны видит острые проблемы в обществе. Но какое решение предлагает Быков? Уехать из страны, туда, где люди не знали горя. Нынче(2022-2023 год) эта идея воспринимается особо остро. Давайте махнем в другую страну, а? Все разом, давайте? Или все-таки надо Никитиным развиваться и менять окружение вокруг себя? 90-е мы прошли не потому, что они просто так взяли и прошли. Народу в корне хотелось изменить жизнь. А Быков в своём 'Дураке' до сих пор концептуально остался в 90-х.
Фильм достоин разбора и анализа, тут не место рефлексии. /Думаю, автор именно для этого снимал. Даже если не так, сути не меняет./
Наверное, вся сила и мощь кинематографа в том и состоят, когда режиссер создаёт из абсолютно, казалось бы, непримечательного сюжета и совершенно неприглядной картинки что-то грандиозное... а может быть даже и великое.
'Дурак' Юрия Быкова - это не просто жизненное кино об ужасающей действительности и людском произволе. Это путеводитель по заблудшим в своей мерзости человеческим душам, где все вокруг погрязли в собственных испражнениях - кто-то фигурально, а кто-то - в буквальном смысле. Чиновники и обычные люди - все здесь представлены с нелицеприятной стороны, и только лишь один человек в общей массе - тот самый 'дурак', который на деле вовсе не дурак, а самый здравомыслящий человек, одинокий голос разума и совести, не способный вырваться из клетки загнивающего общества, застрявший в пучине человеческой жестокости и чиновничьего безразличия.
Невероятное кино, оголяющее нервы, отрезвляющее мысли, оставляющее тяжелый осадок и терпкое послевкусие.
Еще одна великолепная драма Быкова, поднимающая вечные вопросы человечности, эмпатии, выживания в прогнившем и больном мире.
Главный герой - обычный человек, такой же бедный и простой как и большинство вокруг. Жители этого города больше походят на несчастных насекомых, чем на людей, а над ними возвышаются напыщенные, но абсолютно пустые чинуши, готовые 'сожрать' друг друга при первой возможности.
Ситуация с аварийным домом обличила всех. В жизни также, кто есть кто, становится понятно только в самые критические моменты, ведь самое сложное - всегда оставаться человеком.
'Все мы живем и дохнем как свиньи, потому что мы все друг другу никто' - восклицает Никитин, продвигая очень важную мысль о сущности эмпатии. Этим качеством главный герой не обделен, он действительно поставил на кон фактически всё то малое, что имел, ради тех, кто в итоге набросился на него.
Хотел как лучше, получилось как всегда - цитата воистину про главное действо этого фильма. Тот кто желал помочь больше других, оказался самым крайним. Но дурак ли он на самом деле?
Великолепный фильм, поднимающий один из главных вопросов общественной жизни и оставляющий после себя сразу несколько открытых финалов. Выжил ли герой? Что стало с его семьей? Как дальше действовали чиновники? И самое главное - Упал ли в итоге дом?
Фильм, о человеке, который прожив +- 30 лет в России, женившись, имея на плечах отца и мать на пенсии идёт спасать людей из падающего дома. Сразу надо оговориться нет, его не прислали сюда из другой планеты или хотя бы страны, он жил и учился здесь, дышал с людьми этого села одним воздухом, общался с ними, дружил, даже женился на одной из них, многие годы его личность формировалась здесь, и почему то, вместо того, чтобы стать одним из них, он стал особенным, он стал героем, понимание окружающего мира которого осталось примерно на уровне 10 летнего школьника, который только что посмотрел фильм от марвел и перенял одну из личностей одного из множества крутых персонажей. И вот, он не может спать, его гложет судьба 1000 людей в общежитии, которое каким то образом начало разваливаться по кирпичику и уже даже в процессе падения!!!. Вот, он идёт спасать бомжей, уродов, скотин, обкуренных малолеток от неминуемого падения дома. Но ведь он хочет спасти Л Ю Д Е Й!!! Ведь он не сможет спать спокойно всю оставшуюся жизнь, ведь проститутки наркоманы, убийцы, бывшие зеки и другие твари этого общежития (какая разница, это же Л Ю Д И!!!) окажутся под грудой кирпичей, а он, зная это, не сделал ничего!!!
Из 1000 людей ни нашлось ни ОДНОГО человека, который бы задумался над тем, почему во внешней стене дома на всей ее протяжении сверху вниз появилась огромная трещина, а нижние углы дома уже разваливаются. “Слушай, но так было бы не интересно! Нам нужен герой, как в марвел, у которого глаз алмаз и который с легкостью заметил бы огромную трещину, которая чуть ли не расколола дом на две части.”
Но подождите, почему бы ему просто С П О К О Й Н О не сказать это людям в общежитии, не указать на очевидную проблему жителям этого дома? “Нет, ни в коем случае не надо этого делать”. Почему? “Потому что не получится магия кино, как ты не понимаешь? Надо обязательно идти и искать пристанище дракона, прыгать в жерло вулкана, одному в поле сражаться против всех, ведь он герой, он не такой как все, он дурак. Да, может, все называют его дураком, но мы то прекрасно понимаем, что его человеческие качества самые выдающиеся из всех окружающих его людей, он алмаз, появившийся под давлением, он герой, а дураки те, кто называют его дураком!!!”
Что хуже? “Дурак” или какие нибудь “Ёлки”, которые ни на что не претендуют и тихонько себе веселят среднего Россиянина. Badcomedian скажет, конечно, что ёлки, тут даже и думать не надо… Ему видней… Конечно, ведь это титанический труд, руками месить фекалии и приговаривать “Ребят, прикиньте, это реально гавно, смотрите, понюхайте!!!”
В России происходит чиновничий беспредел, распил всего что можно, существует огромный слой людей, который живут плохо, бедно - С П А С И Б О, БЫКАВ, мои глаза открыты!!! Наконец, реальная картина мира теперь перед моими глазами, я прозрел!!! Без твоего тончайшего намёка на это я бы не понял, я бы жил в иллюзиях, я бы так и продолжал думать, что Россия находится примерно на уровне Швейцарии!!!
Фильм про дурака есть, жду фильм про плохие дороги, респект.