Фестивальный фильм, изначально заявленный на эпатаж и скандал. Ибо что еще может вызвать экранизация любовной драмы между 13-летним мальчиком и 30-летней женщиной? Учитывая, что Эмманюэль Берко выступила тут не только в качестве режиссера (она и сценаристка, и исполнительница главной женской роли), можно лишь догадываться о причинах, побудивших Берко на создание этой картины. Которая получила Приз молодежного жюри Каннского фестиваля того же года и была запрещена к широкому прокату (только кабельное ТВ).
В год работы над фильмом Эмманюэль Берко было чуть более тридцати. Марион, её героиня – явно творческая личность, немного не от мира сего, живёт эмоциями и не дружит со здравым смыслом. Не ищите логики в ее поступках – тут все по Милен Фармер: 'Sans Logique'. Красоткой ее тоже сложно назвать, да и одевается странновато, но какой шарм, какое обаяние, какая выраженная сексуальность во всем ее образе! Не случайно, что от нее в восторге как возрастные мужчины, так и подростки, приятели Клемана. С ними Марион дурачится, разговаривает 'на одном языке', словно подружка, ровня им по возрасту и жизненному восприятию. И чтобы Клеман запал на взрослую приятельницу – это только вопрос времени. Если поначалу Марион была слегка шокирована таким интересом, то затем все стало происходить с точностью до наоборот – когда Клеман наигрался в любовь, Марион же влюбилась по уши и начала делать глупости. Хорошо, что не слишком крупные.
Если кто вздумает озаботиться поиском 'клубнички' – то его ждёт разочарование. 'Кен Парк', например, в этом плане куда более откровенен. Соответствующие сцены поданы весьма целомудренно (насколько это возможно для подобного фильма). Однако же эротизм и любовь во взглядах, выражениях лиц, жестах переданы превосходно. Парадокс – при этом операторская работа в целом не выдерживает никакой критики. Возможно, 'смазанность' некоторых моментов могла быть выполнена намеренно, но зачем же в целом снимать фильм трясущейся любительской камерой? При этом хронометраж излишне растянут: 139 минут – явный перебор. В остальном же фильм, построенный исключительно на эмоциях и нелогичности, смотрится вполне нормально. Ну а мораль сей басни, как и в большинстве киноисторий в духе 'май и декабрь', понятна. В любви все возрасты проворны, но подобные отношения закономерно обречены на быстрое сгорание.
Обвинений в аморальности и даже недопустимости показа и создания подобных фильмов полно. Скажите, а сколько сейчас на экранах мы видим сцен, явно подпадающих под определение преступления в любой стране мира? Современное кино – это поток насилия, крови, преступлений против личности и собственности (взять хоть те же бесконечные ограбления банков с кучей разбросанных трупов). Никто же всерьез не говорит о том, что подобные фильмы снимать и смотреть нельзя?
В 'Клемане', кстати, пострадавших нет.
За исключением, естественно, самой Марион. 'Only women bleed', как всегда, впрочем.
Не подумайте, что я ненавистник арт-хаусных или фестивальных лент, мне не чужды фильмы Ханеке, Лозницы или Зайдля. Но поймите, что не всякое человеческое нешаблонное произведение можно назвать искусством. Если говорить об Эмманюэль Берко как о режиссёре данного фильма и исполнительнице главной роли, то я бы назвал это случаем перверсии самооценки. Большинство людей, осознавая, что не имеют особых талантов в искусстве, туда и не лезут. Но есть особенно бездарные личности, которые хотят представить свою бездарность как особый талант. И наиболее простой способ достичь признания - создать нечто неповторимое или скандальное. В данном фильме сексуальные отношения между 13-летним мальчиком и взрослой женщиной и есть та самая наживка, на которую клюнули многие зрители (в т. ч. и я). И сказать по правде, больше в этом фильме нет ничего. Ну то есть вообще ничего. Если б в описании и в рецензиях к фильму я не прочёл, что в их отношениях есть нечто особенное кроме секса, - то сам бы и не догадался.
Если говорить детальнее, то самое худшее в этом фильме - это операторская и режиссёрская работы. Если б оператор просто на расслабоне снимал сцены, то вышло бы гораздо лучше. А так впечатление, будто специально старался сделать как можно гадостней (может спецом кому-то мстил?). Про режиссуру и сказать нечего - диалоги, сцены, вымученая игра - всё ужасно скучно и однообразно. Можно подумать, что все специально старались получить 'малину', а получили 'пальму'. Разве это не перверсия?
Долго не решался написать отзыв, так как фильм вызвал уж чересчур сильное отторжение и неприятие, но мысли, возникшие после его просмотра, всё никак не хотели отпускать, заставляя постоянно возвращаться к увиденному на экране. Поэтому, чтобы окончательно избавиться от ненужных размышлений, пришлось облечь свои впечатления в литературную форму и, надеюсь, оставить их раз и навсегда на этой странице, как предостережение для возможных будущих зрителей.
Первое, что хотелось бы сразу отметить, так это явно ошибочное название фильма. О Клемане, кроме того, что он стал очередным любовным партнёром Мэрион (действительно кого следовало бы назвать главной героиней фильма), мы за всё явно затянутое двухчасовое повествование не узнаём практически ничего - ни его чувства, ни его мысли, ни его переживания, ни того, как он живёт, как проводит свободное время, чем увлекается, с кем общается - всё это остаётся где-то за кадром, а история его первого сексуального опыта с дамочкой средний лет совершенно не раскрывает его как личность, как законченный и полноценный персонаж картины.
Фильм, если рассуждать логически, должен был получить название 'Мэрион', поскольку в каждом моменте ленты мы имеем счастье лицезреть весьма своеобразный и ну очень уж свободный образ жизни женщины неопределённого возраста и неопределённого рода деятельности, наблюдая за её бестолковыми метаниями от одного мужика к другому, противоестественным влечением к ребёнку, а затем и истеричными попытками оставить подле себя сорвавшегося с крючка Клемана. На протяжении всей ленты она лишь надоедает своим знакомым и вводит в соблазн вольными отношениями, странными заигрываниями и двусмысленными разговорами несовершеннолетних подростков, порой принимая активное участие в их рискованных похождениях.
Видимо не имея никаких целей и устремлений, вместо того чтобы обзавестись, как большинство её знакомых стабильными отношениями, семьёй, детьми и нормальной работой, она предпочитает, следуя современным и явно опасным тенденциям, быть полностью свободной ото всех социальных обязательств, жить лишь сегодняшним днём и наслаждаться всеми мнимыми благами якобы цивилизованного и развитого общества. Поведение Мэрион нелогично и непоследовательно, легкомысленно и даже зловредно, обществу она не может дать ничегошеньки, а своей взбалмошностью и суетой лишь доставляет неудобства всем окружающим.
Ни о какой любви и больших чувствах здесь и речи идти не может. Клеман, получив 'желаемое' с опытной партнёршей, уже в конце фильма совершенно естественно для него разрывает все отношения с Мэрион и переключается теперь уже со знанием дела на более подходящую для его возраста девочку из школы. А незадачливая Мэрион, поверившая было в реальность и долговременность таких противоречивых отношений, уверен, что тоже не будет очень уж сильно и долго страдать, а вскоре найдёт себе очередного хахаля и всё вернётся на круги своя. Задуматься и попытаться хоть что-то изменить в своей никудышной жизни она не способна, видимо уже патологически.
Данное кино не учит ничему хорошему, оно лишь пропагандирует безответственность и паразитизм, непонятно с какой стати называемыми в Европе свободой выбора и реализацией творческого потенциала человека. А историю мимолётного интрижки подростка и не первой свежести дамы смело можно было бы сократить как минимум вдвое, никто бы от этого ничего не потерял - однообразие и серость происходящего на экране очень утомляет.
Европейский артхаус может быть разным, его можно принимать или не принимать, любить или не любить, но вот таким, как в этом фильме он не должен быть никогда.
Рискованный и неоднозначный фильм «Клеман», снятый в 2001 году женщиной-режиссером Эмманюэль Берко – пожалуй, одна из тех сугубо авторских лент, про которую говорят «странная» даже многое повидавшие на своем жизненном пути умудренные опытом поклонники независимого жанрового кино. До этой картины Берко неоднократно была лауреатом Каннского кинофестиваля, и «Клеман» принес ей третью по счету награду - приз молодежного жюри.
История, рассказанная в фильме, очень откровенна в эмоциональном плане, но невинна в контексте плотских утех главной героини, роль которой, кстати, тут исполнила сама Берко. Мораль басни достаточно проста, и смысл тут лежит на самой поверхности, а не спрятан где-то внутри. За чередой эпизодов с многочисленными постельными сценами и, душевными стенаниями главной героини кроется простая история про свободу отношений и любовь, у которой нет границ, которая не знает слова «нет». Обнаженкой режиссер не увлекается, поэтому эпизоды «физической близости» мальчика и главной героини смотрятся не более откровенно, чем невинное эротическое кино, при этом в эмоциональном плане лента бьет точно в цель. Можно как угодно относиться к любви героини Берко, но невозможно не понять, что она искренняя и чистая. Как и само кино, кстати – тема этой самой странной любви тут раскрыта, кажется, на все сто, хотя даже «Clement» нельзя назвать идеальным фильмом на данную тему – были куда более стоящие картины, как до него, так и после. И это при том, что фильм очень честен со своим зрителем.
Кино это не из разряда тех, которые можно рекомендовать к просмотру, однако любителям фестивального кинематографа ознакомиться с картиной определенно стоит. Умной, или даже интеллектуальной, ее определенно назвать нельзя, а вот неоднозначной – можно, и еще как. Поэтому и реакция у большинства посмотревших фильм абсолютно непредсказуема – для кого-то работа Берко становится настоящим откровением, а кто-то не находит в ней абсолютно ничего для себя интересного.
Пожалуй, единственное, в чем сходятся все критики – не важно, ругающие или хвалящие эту работу – это смелое кино. Нужно быть смелым и, как минимум, независимым человеком, чтобы его снять. Точно таким же смелым нужно быть, чтобы сыграть в нем главную роль – такую непростую и неоднозначную. Можно долго рассуждать о том, понимал ли всю «остроту» этой роли Ольвье Герите, сыгравший Клемана, но главным (особенно, в данном случае) критерием качества этой работы является конечный результат, который, несомненно, стоит того, чтобы по достоинству оценить это кино.
За то, что мадам (мадемуазель?) Эммануль Берко в режиссёрской прыти вытворяла вместе с доверившемся ей тринадцатилетним актёром Оливье Герите, Роман Полански вынужден был покинуть насиженные Соединённые Штаты и отправиться на сорок лет в далёкие бега, спасаясь от механики судебных шестерён, готовых развести мосты свободы, отрывая его будущее от продолжения вольного пути.
Француженка привольно кувыркается в постели с неоперившимся юнцом, приоткрывая полог пред чередой французских поцелуев, в мгновение ока, превращаясь из уравновешенной и удовлетворенной дамы в очарованную женщину, оказывающуюся на пороге необыкновенной любви.
Спасающая репутацию уловка состоит в том, что, по классической схеме, партию ведет не женщина, а мужчина, пусть даже и не великих лет, взявшийся изучать устройство тела и тонкую природу женской души, не кротким слушателем, а пытливым исследователем, самостоятельно организуя свой далеко идущий и рискованный эксперимент.
Удалый молодец, напором наглой мощи отворяет запретную дверь, а та, поддавшись, впускает его в зону романтики и глубоких страстей – звучит, очевидно, значительно, но выглядит всё это довольно смешно: цветущий бутон во власти тщедушного мотылька, тогда как у него есть два тяжёлых шмеля-опылителя.
Мотылёк, конечно, оригинал, но «роза» ещё та фифа. Что ей в его настойчивом упорстве иль не хватает в жизни суеты? Хочется экстрима и приключений, ярких впечатлений и обострённости чувств? Женщина в любви, а мальчик в дорожном поиске. Она строит замки на песке, а он задумчиво выводит формулу связи, но не души, а тел.
С героиней всё ясно: она без ума от нахального мальчика, а вот о режиссёре сделать вывод не так легко. Но, по всему видно, она без головы, как тот всадник, несущийся в неоглядную даль, несущийся, потому, что несёт быстрый конь, который, не подчиняясь узде, сам выбирает и держит будущий путь.
Эммануэль Берко несёт оброненная в посвящении мысль о свободе любви и безграничности чувств, которая растекается по долгим эпизодам и паузам заторможенных сцен, растворяется в картинных взглядах мальчика и томных постельных тонах, воспроизводящихся и повторяющихся, превращаясь в нескончаемый коридор, где с началом всё ясно и свет виден в конце, только тускло от неокрашенных стен, которым не досталось ни живых красок, ни пестроты бумажных обоев, и только под потолком болтаются редкие фонарики из непосредственности детей.
Поставь Берко свое посвящение вначале, кино, наверное, потеряло бы всяческий смысл. А так, два часа перебирания блуждающих идей: к чему, зачем и чего ради. Опасения за мальчика, которого оторвавшаяся тётка тискает в своих жадных руках: с ним-то всё обойдётся, а вот с актёром, что станет, как? Забудет об этом приключении или оно останется в памяти навсегда? Ему хотя бы есть отчего волноваться, а мне уже и не хочется вспоминать.