Грег Маркс вполне ностальгически хотел сделать комедию абсурда о своей малой родине и о том, что все бури всегда рождаются в стакане. Только нас он, к сожалению, тоже использовал ровно как детей алкоголиков, и вышло — значит, палец покажи, и мы засмеемся и вылечимся. Но недостаточно одной хорошей идеи, когда она такая старая, для полнометражного дебюта.
В позапрошлом году еще «Идентификация Борна» похоронила вместе с первоисточником Роберта Ладлэма любую достоверность и целесообразность международного шпионажа. «Превосходство Борна» теперь только поставило на могиле большой железный крест.
Сразу после просмотра рождается единственная мысль: вторая серия нужна была, просто чтобы понять, про что была первая. Потому дальнейшая рекомендация — всем смотреть всё одновременно, с «Фильмом 2» лишь в виде довеска, приложения, расшифровки, но ни в коем случае не как самостоятельного кино.
Даже дамские романы, написанные в таком темпе и с таким бесцветным сюжетом, считаются «плохими».
Посмотреть его надо не только потому, что комедия оно только для нашего беспонтового поколения. Кто еще поймет этот юмор отморозка по жизни, неудовлетворенного желудочно, всячески…
Предсказуемость тут старательно заморочена — всеми актерскими, режиссерскими и сценарными средствами. Жанр не стесняется себя, но в то же время претендует на место в жизни, на вменяемость, и почти реально претендует.
Детишек на «Эффект бабочки» ни в коем случае не водить, там собачку сжигают. Но во всем остальном фильм вышел на удивление легкий, стройный, остроумный и в то же время достаточно существенный.
Питер Джексон снимает большой и возможный мир, а вот то, что в каждый момент картинка возможного вроде бы происходящего в чем-нибудь, да искусственна — его творческий принцип. Он сознательно поднимается на котурны — как в городах и природах, так и в спецэффектах, в диалогах, в работе с актерами. Джексон знает довольно любопытную вещь: искусственность, имманентную внутренней жизни любого в XXI веке. И если она выражена столь полно по кино, любой взрослый увидит в «Возвращении Короля» прекрасную детскую сказку.
Конечно, такая суматошность эмоций и отношений, как в «Реальной любви», возможна, наверно, лишь в канун Рождества. В иные сезоны сказка была бы глупая и фальшивая. Но за счет целого социума сказочная быстрота чьих-то отдельных отношений не так заметна, а, задевая все виды их, сам фильм напоминает приятные предрождественские хлопоты.
Единственная ошибка «Аферы Стивена Гласса» — дата выхода фильма в России. Совсем не новогоднее кино, но, главное, понятно, когда надо было выпускать. Либо под только прошедшие парламентские выборы, либо под предстоящие президентские. Вот тогда бы его тематика — самые тонкости абсолютного вранья и как все-таки можно их распознать — зазвучала на нашей почве один в один с Америкой.
Надежда мирового кино и эксцентричный гуру синефилов очнулся от шестилетней комы и под восторженные кличи фанов разродился ничем не замутненной пустотой.
«Kill Bill» — очень добрая сказка про торжество справедливости.
Проблема «Опасных связей» — что полный словесный пересказ для них гораздо выгодней и удобней, чем досмотр до конца. Проблема в том, что весь «ужас, ужас, ужас» взят вовсе не из «Хэллоуина», «Живых мертвецов» или старой «Техасской резни бензопилой», как прокламируют авторы. «Ужас» взят из столетней давности немых фильмов, которые просто по сроку всосались уже в кровь каждого и без «немого», старинного эффекта являются даже не повторением, а пустым местом.
Революция, строго говоря, и не понадобилась: вполне пассивные, хоть и перепуганные массы обитателей подземного города Зиона терпеливо ждут исхода исторической схватки между Нео-Богом и Дьяволом Смитом. Бог победил, чудо свершилось, светает.
Братья Вачовские замутили все это дело, только пользуясь принципом «лохов надо учить». Любые проблемы триквелов были ясны еще в первой «Матрице», потому что на самом-то деле в ней все-все было ясно, и было больше ничего не нужно.
Впрочем, одно несомненное преимущество у «Революции» перед «Перезагрузкой» налицо: она на целых девять минут короче. Но при чём тут революция — всё равно непонятно.
Достоинства «Сумрачного самурая» — в артистах и показанном материальном мире. Без особого взгляда, без зернистости, соляризации, «догматической» камеры быт японцев, материи, их окружавшие, в XIX веке сами по себе были одухотворенные.
Это повод сходить в кино, даже если оно не понравится. Даже если Роберт Родригес сделал плохую сказку, он затеял хороший аттракцион.
Видимо, Ридли Скотта кто-то шантажировал или полностью обанкротил. Не верится, что за такую «Великолепную аферу» былой постановщик «Бегущего по лезвию бритвы», «Тельмы и Луизы» и, в конце концов, «Гладиатора» мог взяться добровольно. То есть как-то его развели два брата-акробата Николас и Тед Гриффины, один из которых числится сценаристом, другой — продюсером этой лабуды.
И что, собственно, в фильме Звягинцева мешает назвать «глубинное» отсутствующим, «простоту» — примитивом, «вечность и неизменность» — чистым умозрением, а «универсальность» — дешевым символизмом.
В нерешительных переходах от ночной тьмы, рассвета, лугов, лесов и костров к прелестям социального распада все вышло ужасно банально и неоправданно скучно.
При всем изобилии крови это один из самых нестрашных ужастиков. Один из самых неумных. Следовательно, один из самых скучных.
Если потом посидеть, подумать, выясняется, что ничего страшного не случилось. Братья Вачовски вовсе не промахнулись и не тянутся благодаря раскрутке. Нет, они именно продолжают свою старую профанацию.
Редко бывает, но бывает, что фильм — уж чересчур шедевр, чем даже настораживает. В «Герое» Чжана Имоу шедеврально все — сюжет, ритм, драки, Джет Ли, спецэффекты, цвета. Может быть, оттого он кажется несколько суховатым. Но каждому свое.
Как ни странно, все справедливо. Все призы «Пианист» Романа Поланского получил совершенно заслуженно. Очевидной несправедливостью оказался после просмотра пренебрежительный тон, сложившийся в нашей критике. Не верьте. Критика, может, смотрела фильм за границей, заграничными языками владеет так себе, но скрывает из дешевого снобизма, вот и бубнит для самоутверждения. Вся прелесть «Пианиста» — если разуть глаза и досидеть до конца — что он интересный нормальный фильм с эмоциями и смыслом, смотрибельный в том числе для любого тинэйджера.