Одно из главных отечественных кинособытий года — Московский международный кинофестиваль — откроется уже 19 июня. Программа 31-го по счету мероприятия выдалась настолько насыщенной, что охватить на ней все не представляется возможным. КиноПоиск составил небольшой гид по нынешнему ММКФ, выбрав десять наиболее примечательных лент из около сотни представленных.
1. «Антихрист»
Ларс фон Триер в очередной раз плюнул в лицо общественности и смог обернуть ситуацию в свою пользу. После «Мандерлея» и «Самого главного босса» шумиха вокруг фигуры постановщика весьма поутихла, но теперь все вернулось на круги своя: известный провокатор снова волнует публику, так и жаждущую посмотреть его новое творение. Со времени своей премьеры на Каннском фестивале «Антихрист» оброс многими подробностями и еще большими слухами. Среди заметных укоров фильму вменяют ненужную, невероятно откровенную демонстрацию полового акта и самоистязание героев различными режуще-колющими предметами. Уже кажется забавным, что когда-то данный фильм позиционировался как обычный хоррор, пускай и от фон Триера. В основе сюжета история семейной пары, решившей отправится переживать экзистенциальные муки в леса после того, как их ребенок нечаянно выпал из окна. Действующих лиц всего двое — Уиллем Дефо и Шарлотта Генсбур.
2. «Белая лента»
Триумфатора последних Канн, новый фильм Михаэля Ханеке уже называют одной из сильнейших работ постановщика. Примечательно, что Золотую пальмовую ветвь режиссеру вручила председатель каннского жюри этого созыва Изабель Юппер, снимавшаяся у него в «Пианистке», произведшей когда-то фурор в Каннах. Запутанная история происходит в маленькой австрийской деревушке накануне Первой Мировой войны. Поселение лихорадит серия убийств, а главным подозреваемым становится отец мальчика, от чьего лица и ведется повествование.
3. «Пророк»
Криминальная драма Жака Одиара, в свое время прогремевшего на весь киномир с лентами «Читай по губам» и «Мое сердце биться перестало», ремейком культовой картины Джеймса Тобэка «Пальцы». В новом творении режиссера главным героем стал уже не подающий надежды пианист, занимающийся криминальными делишками, а 19-летний заключенный Малик. Прибывший в тюрьму этаким «диким Маугли», он вскоре завоевывает авторитет у самых прожженных бандюков. Гран-при последнего Каннского кинофестиваля.
4. «Пыль времени»
Новая работа одного из ведущих греческих постановщиков Тео Ангелопулоса, автора фильмов «Взгляд Одиссея», «Вечность и один день» и «Трилогии: Плачущий луг», второй частью которой и является данная картина. Уиллем Дефо тут присутствует в роли некоего афинского режиссера (судя по всему, самого Ангелополуса), а повествование картины ведется от лица нескольких персонажей переживших эмиграцию из Греции на советские земли. Часть съемок проходила в Перми и Казахстане.
Ребекка Миллер прославилась после выхода трогательной, но посредственной ленты «Баллада о Джеке и Роуз», в которой все одеяло на себя перетягивал бесподобный Дэниэл Дэй-Льюис. Новая работа режиссера рассказывает историю домохозяйки, изрядно покутившей в молодости и ныне решившей вспомнить былое на практике. В ленте заочно подкупает ее актерский состав. Список имен впечатляет: Робин Райт Пенн, Киану Ривз, Джулианна Мур, Алан Аркин, Вайнона Райдер, Мария Белло и Моника Беллуччи.
6. «Рейчел выходит замуж»
В последнее время пробавлявшийся документальными лентами и неуместными ремейками вроде «Правды о Чарли» (скопированной с «Шарады» Стенли Донена) и «Манчуржского кандидата» (оригинал одноименный классический фильм Джона Франкенхаймера), Джонатан Демме в кои-то веки разродился оригинальной картиной. Сценарий к «Рэйчел» написала дочь Сидни Люмета — Дженни. Главная героиня модель, последние десять лет своей жизни только и делающая, что скитающаяся по всевозможным наркологическим диспансерам. По выходе из очередной клиники, чтобы найти примирения со своей семьей, она решает посетить свадьбу сестры.
7. «Аир»
После скандальной конъюнктурной военной ленты «Катынь» Анджей Вайда взялся за что-то менее претенциозное. «Аир» это история любви с трагическим исходом и одновременно фильм-посвящение оператору Эдварду Клосиньскому, снимавшего фильмы самого Вайды («Барышни из Вилько»), Кшиштофа Кислевского («Три цвета: Белый») и Ларса фон Триера («Европа»). Главную роль в нем играет жена покойного, актриса Кристина Янда.
8. «Ушедшие»
Оскаровский лауреат в категории «Лучший иностранный фильм» 2009 года, данная картина Йохиро Такиты была темной лошадкой той церемонии и, можно сказать, почти что выхватила награду прямо из под носа Ари Фольмана и его «Вальса с Баширом». Режиссер, обычно специализирующийся на самурайских эпиках, в этот раз выдал образцовую драму о красоте процесса погребения тела и подспудной мощной энергии ритуала похорон. Главный герой теряет работу виолончелиста и вынужден вернуться в родной провинциальный город, где вакантно лишь одно место — гримера в местно похоронном бюро.
9. «Сити 24»
С успехом «Натюрморта» обретший заслуженную популярность в киноманских кругах, Цзя Чжан Кэ в «Сити 24» соединяет в единое целое опыт нескольких различных социальных слоев. После того, как в городе Чэнду закрывается завод, местные власти собираются переоборудовать ее в элитный жилой комплекс. Главными действующими лицами выступают бывшие работники завода, его покупатели и будущие жители комплекса.
10. «Восемь»
Восемь виднейших кинорежиссеров объединились в одном альманахе. Цель наглядно изобразить в короткометражной форме восемь пунктов «Декларации саммита тысячелетия» обозначенной на съезде «Большой восьмерки» в 2000 году. Среди участников Гас Ван Сент, Джейн Кэмпион, Гаэль Гарсия Берналь, Жан Коунен, Вим Вендерс, Гаспар Ноэ, Мира Наир и Абдеррахман Сиссако.
Также пришедшие на фестиваль смогут увидеть такие небезынтересные вещи, как новую работу Филиппа Гарреля «Граница рассвета», фильм-оперу «Человек-вечность» Джулиана Темпла, «В поисках Эрика» Кена Лоуча, «Кадиллак Рекордс» Дарнелла Мартина, научно-фантастический триллер «Луна» Данкана Джонса, русско-японское аниме «Первый отряд». Кроме того зрителей ожидают ретроспективы Марко Феррери, Шьяма Бенегала и американских авангардистов Джорджа и Майка Кучаров, программы «Кино Грузии», «Новое болгарское кино», вторая часть показов «Социалистический авангард» и многое другое.
Открывать фестиваль будет последняя работа председателя жюри Павла Лунгина «Царь», а закрывать «Джонни Д.» Майкла Манна. Продлится действо до 28 июня.