Итоги российского и мирового онлайн-прокатов в декабре и за весь 2023 год, отчет Netflix, шлем от Apple и реклама в Prime Video — в регулярном обзоре Кинопоиска.
Что у нас: «Чебурашка» vs «Слово пацана»
«Бюллетень кинопрокатчика» в рассылке для подписчиков опубликовал списки фильмов и сериалов, которые были наиболее популярными среди пользователей российских видеосервисов в декабре и в течение всего 2023 года. Большинство платформ предоставили два рейтинга — топы самых просматриваемых полнометражных картин и сериалов.
Лидеры онлайн-кинотеатров в декабре:
Топ-5 фильмов на Кинопоиске
Топ-5 фильмов на Okko
Топ-5 сериалов на Kion
Топ-5 сериалов на Амедиатеке
3. «Маяк 23»
Главной отечественной премьерой декабря в онлайн-кинотеатрах стала семейная картина «По щучьему велению» — фильму покорилась первая строчка в чартах Wink и Okko, а также третье место на Кинопоиске. Кроме того, в двух рейтингах оказался байопик «Повелитель ветра». Среди зарубежных киноновинок лидером стал боевик «Телохранитель на фрилансе» с Джоном Синой в главной роли. Релиз стал популярным у зрителей сразу четырех онлайн-кинотеатров — Кинопоиска, Wink, Okko и Kion.
На сериальном поприще лидерами стали оригинальные проекты видеосервисов. Первую строчку Кинопоиска занял проект «Цикады», на Wink чарт ожидаемо возглавило «Слово пацана. Кровь на асфальте», на Okko — «Волшебный участок», а на Kion и Premier — «Жизнь по вызову» и «Сны Алисы» соответственно. В целом ориджиналс заняли большинство мест в пятерках самых популярных проектов декабря в онлайн-кинотеатрах.
Лидеры онлайн-кинотеатров в 2023 году
Топ-5 фильмов на Кинопоиске
1. «Операция „Фортуна“: Искусство побеждать»
2. «Переводчик»
3. «Джон Уик 4»
Топ-5 сериалов на Кинопоиске
5. «Пищеблок»
Топ-5 сериалов на Start
1. «Слово пацана. Кровь на асфальте»
2. «Содержанки»
3. «Жить жизнь»
5. «Два холма»
Топ-5 сериалов на Амедиатеке
Одним из главных релизов минувшего года не только в кинопрокате, но и в онлайне стал «Чебурашка». По итогам 2023 года семейный фильм сумел возглавить чарты Wink и Okko, а также занять третью строчку по популярности на Kion. Одновременно в трех рейтингах оказалась эротическая драма «Непослушная» с Александром Петровым и Анастасией Резник в главных ролях. Космический фильм «Вызов» расположился в топ-5 Okko и Wink, а комедия «Непослушник 2» стала популярной в Okko и Kion.
Отечественный зритель не упускал возможности посмотреть и зарубежные новинки, которые все же доходили до легальных онлайн-кинотеатров. Два рейтинга возглавила «Операция „Фортуна“: Искусство побеждать», также место в топ-5 Кинопоиска нашлось еще одному фильму Гая Ричи, боевику «Переводчик». Популярными в 2023 году также стали фильмы «Джон Уик 4», «Крушение» и «Гипнотик».
Лидером в сегменте сериалов преимущественно стали российские проекты. При этом среди зарубежных тайтлов преобладают турецкие сериалы: «Зимородок», «Постучись в мою дверь», «Черная любовь» и «Ветреный». В итоговый рейтинг Амедиатеки традиционно вошли главные хиты НВО: «Игра престолов», «Секс в большом городе» и их продолжения, а также «Белый лотос». Сериал «Наследники» не попал в пятерку, заняв шестую строчку.
Что у них: «Ночной агент» и «Одни из нас» в топе
Данные зарубежных стримингов мы получаем в агрегаторе FlixPatrol. Он собирает данные из открытых топов сервисов и составляет рейтинг на основе так называемых баллов популярности, которые ежедневно начисляются проектам в топ-10: 1 балл — за десятое место, 2 — за девятое и так далее. Чем чаще проект появляется в топе и чем более высокое место он занимает, тем более высокое место получает в рейтинге FlixPatrol.
В рейтингах за декабрь 2023 года не представлен топ-5 фильмов на Apple TV+ из-за низкого значения баллов популярности.
Лидеры онлайн-кинотеатров в декабре
Топ-5 сериалов на MAX
5. «Друзья»
Топ-5 фильмов на Disney+
1. «Один дома»
2. «Один дома 2: Затерянный в Нью-Йорке»
Топ-5 сериалов на Paramount+:
1. «Южный Парк»
3. «Сабрина — маленькая ведьма»
4. «Посланники»
5. «Новичок»
Топ-5 сериалов на Hulu
1. «Гриффины»
Рейтинг Netflix по итогам декабря возглавил постапокалиптический триллер «Оставь мир позади». За три дня после премьеры проект с Джулией Робертс, Махершалой Али и Итаном Хоуком собрал порядка 42 млн просмотров, а уже 23 января стриминговый гигант заявил, что «Оставь мир позади» стал самым просматриваемым фильмом в четвертом квартале 2023 года, собрав 130 млн просмотров. В число лидеров-премьер конца года также вошел «Мятежная Луна, часть 1: Дитя огня» Зака Снайдера (75 млн просмотров). В сериальном сегменте на Netflix лидером стала подростковая драма «Моя жизнь с мальчиками Уолтер».
Рождественское настроение на Netflix поддерживали комедия «Семейный обмен» и мультфильм «Гринч», на Disney+ — первый и второй «Один дома», а также «Холодное сердце», а на Hulu в канун праздников аудитория смотрела фильмы «Эльф», «Один дома», комедию «Рождественские каникулы» и мультфильм «Полярный экспресс».
Лидеры онлайн-кинотеатров в 2023 году
Топ-5 сериалов на MAX
2. «Наследники»
Топ-5 фильмов на Amazon Prime
1. «Моя вина»
3. «Операция „Фортуна“: Искусство побеждать»
5. «Переводчик»
Топ-5 сериалов на Amazon Prime
1. «Джек Райан»
2. «Властелин колец: Кольца власти»
3. «Джек Ричер»
Самым популярным сериалом на Netflix в 2023 году ожидаемо стал «Ночной агент», который по итогам первого полугодия вырвался в лидеры стриминга по суммарному количеству часов просмотров — 812,1 миллиона. Отметим также, что в топ-5 фильмов на Netflix вошел «Форсаж 9».
На платформе Max рейтинг сериалов возглавил сериал «Одни из нас», который стартовал в январе 2023 года. Также в число лидеров вошли «Наследники», «И просто так» и «Рик и Морти», у которых в минувшем году вышли новые сезоны.
В пятерку Apple TV+ также вошли новинки и продолжения популярных сериалов: первое место занял сериал «Тед Лассо» с новым сезоном, следом расположились «Утреннее шоу» и «Основание». Новые проекты — «Захваченный рейс» с Идрисом Эльбой и «Укрытие» — замкнули топ-5.
Netflix отчитался о рекордах
За четвертый квартал 2023 года Netflix показал рекордный прирост подписчиков — на 13,1 миллиона, увеличив свою базу до 260,8 млн домохозяйств. Такие данные компания приводит в новом финансовом отчете. Кроме того, квартальная выручка сервиса составила 8,8 млрд долларов (+12% год к году), а операционная прибыль увеличилась до 1,5 млрд долларов.
Netflix продолжит развивать рекламный тариф, число пользователей которого увеличилось на 70% за квартал. Ранее компания также отмечала, что будет сокращать количество производимого контента. Уже в четвертом квартале 2023-го стриминг выпустил 99 проектов, что в 1,5 раза ниже показателя аналогичного периода прошлого года (145).
При этом Netflix явно не хочет терять в качестве, в частности компания продлила контракт с Дэвидом Финчером до 2027 года. Его «Убийца» в последние месяцы 2023-го собрал 70,5 млн просмотров, поэтому продолжение работы с режиссером явно интересно стримингу. О больших переменах сигнализирует и уход из компании главы киноподразделения Скотта Стубера, работавшего в Netflix с 2017 года.
Рекламы станет больше
У приверженцев рекламного тарифа на рынке онлайн-кинотеатров пополнение: сервис Amazon Prime Video объявил, что с 29 января начнет показывать рекламу подписчикам своего базового тарифа. При этом стоимость подписки не изменится, но за отключение рекламы теперь придется доплачивать 2,99 доллара в месяц. В компании отмечают, что будут показывать меньше рекламных роликов, чем телеканалы и другие стриминговые сервисы. Сейчас подписка на Amazon Prime, куда входит и доступ к Prime Video, составляет 14,99 доллара в месяц или 139 долларов в год; отдельная подписка на стриминг обойдется в 8,99 доллара ежемесячно. Согласно оценкам аналитиков, внедрение рекламы принесет компании еще порядка 2–5 млрд долларов выручки. Про первые финансовые результаты удастся поговорить в конце первого квартала 2024 года.
Новая реальность
Уже в феврале в продажу поступают Apple Vision Pro — очки дополненной реальности, с помощью которых, в частности, пользователь сможет смотреть фильмы. Стоимость такого девайса составит 3499 долларов. Например, Disney+, Max, Amazon Prime Video, Peacock и ESPN заявляли, что работают над своими приложениями для шлема, благодаря чему на Vision Pro будет доступно более 150 фильмов в 3D-формате, включая «Аватар: Путь воды», «Дюну» и другие. Однако сразу несколько крупных игроков отказались поддерживать конкурента. Netflix, YouTube и Spotify объявили, что не планируют разрабатывать приложение для гарнитуры Vision Pro. Как отметили в компаниях, контент, доступный на Netflix и YouTube, можно будет посмотреть через браузер Safari, установленный на Vision Pro. Такое решение компаний, конечно, может повлиять на привлекательность устройства для потенциальных покупателей, однако вряд ли существенно ухудшит положение Apple.
Автор: Виолетта Палий
Фото: Justin Sullivan / Getty Images