Текущие российские премьеры на подбор драматичны. Выходит усложненная научная фантастика «Облачный атлас», снятая Энди и Ланой Вачовски, а также Томом Тыквером. Попытается им противостоять обласканная американскими критиками «Операция „Арго“» Бена Аффлека. Кроме того, за своего зрителя побьется новая лента автора «Секретов Лос-Анджелеса» Кёртиса Хэнсона — картина «Покорители волн» с Джерардом Батлером.
«ОБЛАЧНЫЙ АТЛАС»
Шесть, казалось бы, разных, но тесно переплетающихся новелл, чье действие происходит в очень сильном временном разбросе от девятнадцатого до двадцать четвертого века. Среди героев: нотариус, композитор, пытливая журналистка, издатель и многие другие.
После расставания с историей про Нео дальнейшая дорога режиссерского дуэта Вачовски оказалась куда извилистее, чем до того. Если адаптация графического романа Алана Мура «V как Вендетта» получилась успешной (здесь Вачовски ограничились сценарными и продюсерскими функциями), то очередной режиссерский экзерсис родственников, «Спиди-гонщик», снискал неоднозначные отклики за счет выпячиваемой инфантильности, сделавшей ленту интересной (кроме, конечно, ее создателей) в основном семейной аудитории. От авторов главного научно-фантастического мифа рубежа веков ожидали все же чего-то несколько более монументального. Хотя визуальная стороны картины была безупречна и действительно уникальна.
Попутно спродюсировав стилизацию под восточные боевики 80-х — ленту «Ниндзя-убийца» Джеймса МакТига, Вачовски долго присматривались к новым идеям. Среди них были футуристическая история Cobalt Neural 9 о солдатах в Ираке (причем даже совершались предположения, что речь пойдет об однополой любви, правда, сценарий ленты настолько засекречен, что точного подтверждения информации так и не было), новая версия легенды об Робин Гуде (в числе претендентов на главную роль назывался Уилл Смит) и экранизация бестселлера Дэвида Митчелла 2004 года «Облачный атлас».
Выбор пал на последний пункт, превратившийся в один из самых амбициозных и дорогостоящих независимых проектов в истории. Первоначально экранизацией планировала заняться только немецкая сторона в лице режиссера Тома Тыквера и компании X Filme Creative Pool (во главе с продюсером Штефаном Арндтом). Создатели трилогии «Матрица» Лана и Энди Вачовски были сосредоточены на сценарии. Тем не менее просто дорогой немецкий фильм обернулся еще более нестандартной затеей. Вачовски тоже встали в ряды режиссеров ленты, создав трио.
Безусловно, такое в истории кино не впервые. Достаточно вспомнить пародийную версию «Казино Рояль» 1967 года, которую снимали пять режиссеров, в число которых вписались великий американский классик Джон Хьюстон и несколько британских жанровых профессионалов. Та картина была довольно хаотичная, но такой эффект от многофигурной постановки маскировался комичностью работы. В «Облачном атласе», конечно, все куда серьезнее, однако подобное решение расширить режиссерский состав было продиктовано не блажью.
Роман Митчелла разделяется на шесть отдельных историй, происходящих в различных эпохах. Вачовски и Тыквер договорились взять на себя отдельные сегменты, впрочем, не обособляя их до совсем уж отдельных новелл, а все равно обсуждая снятое и стараясь привести все к единому стилистическому знаменателю. Треть всех денег, потраченных на фильм, дали немецкие фонды. Американские права на столь непривычный и многоструктурный продукт купила за 15 миллионов долларов студия Warner Bros. (тем самым обеспечив авторам некоторые риски в случае не особо впечатляющих сборов в США, которые многие аналитики прогнозировали заранее).
Критики отнеслись к «Облачному атласу» со смешанными чувствами. Первоначальная их реакция обозначилась скорее как положительная, но все же мнения скептиков сильно подкосили до того преобладавшие восторженные отклики.
«Смелый и сложный фильм, оставляющий пространство для интерпретаций, и это хорошо», — Тод Йоргенсон, Cinemalogue.com.
«Безумный, раздражающий, временами бодрящий, но в основном скучный», — Питер Райнер, Christian Science Monitor.
«Так хорош, что заставляет забыть о „Спиди-гонщике“, а это уже говорит кое о чем», — Стив Биодровски, Cinefantastique.
«Было нечто подобное сценарию, как бы концентрированная версия того, что должно происходить со всеми героями, их взаимовлияния. Но сценария в привычном понимании слова не было. По крайней мере у меня. Да это и не было важно. Я согласился полностью довериться чутью и знаниям режиссеров. То, чем этот фильм в итоге оказался, я понял уже только тогда, когда посмотрел его. Видел его трижды, каждый раз открывая что-то новое для себя», — поведал в интервью КиноПоиску один из центральных актеров фильма — Том Хэнкс.
«ОПЕРАЦИЯ „АРГО“»
1979 год, Тегеран. Рассерженные иранцы в революционном пылу захватывают здание американского посольства. Шестерым дипломатам удается сбежать и найти пристанище в доме канадского посла. Спецслужбы решают провести уникальную и чрезвычайно изобретательную операцию под названием «Арго». Прикрытием послужат съемки несуществующего научно-фантастического фильма, ведь под видом киношников можно будет вызволить американских граждан из пекла.
Карьера Бена Аффлека в художественном смысле проделала полный круг. Когда-то голливудская звезда начинала со скромных независимых лент, в том числе у Кевина Смита. После Аффлек вместе со своим другом Мэттом Дэймоном долго и старательно делал сценарий «Умница Уилл Хантинг», в итоге попавший к гуру «американских независимых» Гасу Ван Сенту. Фильм получил «Оскар» именно в сценарной категории, а карьеры двух друзей начали двигаться все стремительнее. В результате они стали довольно значительной частью современного голливудского олимпа. И даже в определенной степени объектом насмешек, особенно когда Аффлек сошелся с Дженнифер Лопез; их совместный плод сотрудничества, лента «Джильи», считается одной из главных кинонелепостей 2000-х годов.
Но в конце десятилетия Бен снова решил напомнить аудитории о том, с чего он начинал, а именно с более вдумчивых и сложных историй, чем многочисленные блокбастеры и прямолинейные триллеры. Он поставил полнометражный дебют — экранизацию книги Денниса Лихейна «Прощай, детка, прощай». Драматичный детектив впечатлил американских критиков, правда, в прокате продемонстрировал куда менее восторгающие результаты. Зато значительные режиссерские способности Аффлека не оставляли сомнений. Талант подтвердил и следующий фильм «Город воров» — адаптация романа Чака Хогана. Кино получилось по меркам жанра достаточно лобовое и немножко сентиментальное, но при этом настолько уверенное, слаженное и техничное, что вызывало ассоциации с лучшими американскими криминальными лентами, тем самым обратив на свою сторону даже самых последних критиков. Тем более что картине сопутствовал коммерческий успех.
Стартующая в России с некоторым опозданием «Операция „Арго“» — третье полнометражное высказывание Аффлека, похоже, самое удачное и одинаково метко попавшее в массового зрителя и взыскательную аудиторию. Ибо все тут сошлось в полной гармонии: небанальный сюжет, старомодность и крепкая (но в то же время лишенная претенциозности) повествовательная манера. Критики впервые без всяких сомнений прочат режиссеру премию «Оскар» и считают «Арго» одним из важнейших произведений Голливуда за прошедший год.
«Первые сто минут „Арго“ близки к совершенству», — Том Хадлстон, Time Out.
«Одна из лучших картин года», — Ричард Рупер, Richard Roeper.com.
«Не пропустите этот фильм», — Диана Сейнгер, ReviewExpress.com.
«ПОКОРИТЕЛИ ВОЛН»
Подросток Джей с девяти лет бредит серфингом. Попытка по-настоящему искусно овладеть данным видом спорта приводит его к мастеру своего дела Фрости (Джерард Батлер). Наставник попробует научить своего протеже старым трюкам, которые могут помочь покорить самую крупную местную волну и заслужить уважение серфингистского сообщества.
Кинематографист Кёртис Хэнсон — большой поклонник староголливудских мастеров вроде Николаса Рея. Поэтому мультижанровость сценариста и режиссера во многом объяснима, так как многие американские классики тоже ей не гнушались, удачно сочетая в своей карьере детективы, драмы и в то же время комедии. Сам Хэнсон начинал с триллеров, а пика его карьера достигла в 1997-м с лентой «Секреты Лос-Анджелеса» — мощным, стильным, непростым неонуаром, одним из лучших фильмов своего десятилетия, но и, к сожалению, единственным по-настоящему важным творением Хэнсона (который этим будто подтвердил старую искусствоведческую теорию о том, что многие шедевры — результат случайного совпадения).
Внимание общественности сопутствовало режиссеру и в дальнейшем. Например, с довольно громкими проектами вроде хита «8 миля» и номинировавшейся на «Оскар» экранизации романа Майкла Чабона «Вундеркинды» (увы, провальной; не помог даже перевыпуск в прокат). После этого Хэнсон снимал Кэмерон Диаз в комедии «Подальше от тебя», но в дальнейшем как-то особо характерно себя не показывал, а картина «Везунчик» вовсе обернулась крупным провалом. Зато хорошо был принят телевизионный проект «Слишком крут для неудачи», номинировавшийся на три «Золотых глобуса».
Его новая лента «Покорители волн» основана на реальной истории Джея Мориарти, несмотря на юный возраст, считавшегося большим мастером в этом виде спорта и даже участвовавшего в написании фундаментального справочника по серфингу. Мориарти погиб больше десяти лет назад, однако фильм автора «Секретов Лос-Анджелеса» рассказывает об одном из важнейших этапов его жизни — дружбе с другим серфером Фрости Хессоном и их попытке покорения самой крупной волны побережья. До окончания съемок здоровье подвело Хэнсона, и ленту пришлось доделывать проверенному жанровому постановщику Майклу Эптиду. Особого впечатления на критиков получившийся результат не произвел.
«Вдохновляющая история о серфере-подростке, содержащая кое-какие грустные эпизоды», — Сэнди Ангуло Чен, Common Sense Media.
«Для Хэнсона и Эптида это довольно несущественная вещь», — Джеймс Берардинелли, ReelViews.
«В целом приятная спортивная история, но человеческий фактор здесь едва-едва проглядывает», — Кирк Ханикат, honeycuttshollywood.com.
Также выходят фильмы «Бункер», «Сломленные», «В доме», «Снято!», «Самая одинокая планета» и другие.