Выходит ремейк Resident Evil 4. Рассказываем, как не запутаться в гигантской хоррор-франшизе

Обсудить0

24 марта на ПК, а также консолях предыдущего и текущего поколения, выходит ремейк Resident Evil 4. Это обновленная версия игры 2005 года, в которой спецагент Леон Кеннеди отправился в небольшую испанскую деревню, чтобы спасти дочь президента США, похищенную загадочным культом. В середине нулевых Resident Evil 4 стала первым большим экспериментом компании Capcom, построившей вокруг идеи биооружия целую франшизу. Кинопоиск рассказывает об эволюции видеоигровой серии, а также о ее многочисленных киноадаптациях.

Что такое Resident Evil?


Классическая трилогия

Начало франшизы связано с именем гейм-дизайнера Синдзи Миками. С 1990 года по заданию Токуро Фудзивары, одного из руководителей японской корпорации Capcom, он занялся игрой, идейно продолжающей хоррор 1989 года Sweet Home. Миками был фанатом фильмов «Ночь живых мертвецов» Джорджа Ромеро и «Зомби 2» Лучио Фульчи и поэтому решил использовать в игре оживших мертвецов. Местом действия он выбрал мрачный особняк с загадками в духе гостиницы «Оверлук» из «Сияния».

Первая игра серии Resident Evil вышла в 1996 году. В ней спецотряд полиции S.T.A.R.S. (в его составе — будущие звезды франшизы Крис Редфилд, Джилл Валентайн и их капитан Альберт Вескер) отправился в поместье в пригороде Раккун-Сити, чтобы расследовать таинственные убийства. Там они обнаружили зомби и мутантов, выбравшихся из секретной лаборатории корпорации Umbrella. Во время прохождения игроки узнают о многих тайнах Umbrella, а еще столкнутся с волком в овечьей шкуре — так, Вескер окажется ученым под прикрытием, испытавшим разработки корпорации на себе.

Resident Evil (1996)

Изначально игру задумывали от первого лица, но в 1990-е консоли PlayStation не хватало мощности для реализации всего задуманного разработчиками. Поэтому они создали все уровни со статичными фонами, а камера в каждом помещении была фиксированной.

Одна из особенностей первой игры состоит в постоянном возвращении в одни и те же помещения, чтобы разгадать головоломку или разблокировать запертую комнату. Это вынуждало запоминать схему поместья чуть ли не наизусть. Другая фишка — менеджмент инвентаря. С собой можно было носить ограниченный запас ресурсов, поэтому все приходилось тщательно просчитывать. Синдзи Миками считал, что геймерам должно быть страшно. Все элементы игры работали на чувство дискомфорта — от атмосферы мрачного особняка до нехватки патронов и аптечек.

В Японии франшиза известна как Biohazard. Но в США в середине 1990-х уже была зарегистрирована такая торговая марка. Так что Capcom устроила внутренний конкурс на новое название, в котором победило уже ставшее культовым Resident Evil.

Resident Evil 2 вышла в 1998 году. Игрой руководил Хидэки Камия, впоследствии создавший серии Devil May Cry и Bayonetta. В сиквеле вирус вырвался на улицы Раккун-Сити, жители которого массово превращались в зомби. Главными героями стали полицейский-новичок Леон Кеннеди и студентка Клэр Редфилд, сестра Криса Редфилда из первой игры. Они оказываются в окруженном зомби полицейском участке и пытаются найти выход, постепенно пробираясь к тайной лаборатории Umbrella под городом. Сам участок напоминал поместье из первой части своей запутанностью и обилием секретов; сюжетно это объяснялось тем, что когда-то в здании был музей. И вновь возникало чувство напряжения и неизвестности, ждущей за каждой новой дверью.

Одно из главных нововведений сиквела — вариативность. Можно было пройти сюжетную кампанию за обоих героев, у каждого из которых были уникальные события. А еще в истории появился Тиран — практически неуязвимый мутант, преследовавший героев по ходу всей игры (огромные жуткие боссы — фирменная фишка серии). Вторая часть до сих пор считается одной из лучших во франшизе.

Resident Evil 2 (1998)

Действие Resident Evil 3: Nemesis (1999) происходило параллельно со второй игрой. Главной героиней стала Джилл Валентайн из первой части. Она пыталась выбраться из города и попутно сражалась с Немезисом — еще одним мутантом Umbrella, отправленным уничтожить уцелевших оперативников S.T.A.R.S. Игра, разработкой которой руководил Кадзухиро Аояма, все еще напоминала предыдущие части по геймплею, но в то же время в ней стало больше эпизодов, где игрок мог выбрать, как себя повести — например, сбежать от Немезиса в уже знакомый фанатам полицейский участок или попробовать замедлить монстра боем.

В финале Раккун-Сити уничтожали ядерной бомбой. Это событие завершает классическую трилогию. Начиная с четвертой игры Capcom старалась с каждым проектом придумывать что-то новое.

Resident Evil 3: Nemesis (1999)

Экспериментальная трилогия

За Resident Evil 4 (2005) вновь отвечал Синдзи Миками. Он захотел добавить больше экшена и немного изменить сеттинг. Биооружие отошло на второй план, а на первом оказался загадочный паразит Лас-Плагас. Эксперименты над ним превратили жителей деревушки в обезумевших дикарей и, естественно, породили новые виды мутантов. Все они встанут на пути спецагента Леона Кеннеди, который отправился в Европу на поиски похищенной дочери президента. Вместе с ним в сюжете появляются и другие старые знакомые — шпионка Ада Вонг из второй части, которая хочет добыть образец паразита для Альберта Вескера.

Игра изменилась визуально и геймплейно. Так, камера игрока теперь была закреплена за спиной у героя, и на долгие годы вид от третьего лица станет доминирующим в серии. А еще игра удачно сочетала в себе элементы хоррора и экшена, где часто нужно было активно взаимодействовать с напарником (его роль доверили ИИ). Resident Evil 4 умела удивлять: схватки с толпами слабеньких деревенских жителей чередовались с битвами с боссами, а размеренное исследование замка разбавляли сценами с QTE-элементами.

Resident Evil 4 (2005)

Resident Evil 5 (2009) стала первой игрой серии, в которой появился полноценный кооператив. Ее можно было пройти на пару с другом, а можно было играть с ИИ (но это не так весело). Геймплейно игра еще сильнее отошла от атмосферы хоррора в сторону экшена. Некоторые привычные элементы серии вроде постоянной нехватки патронов остались на месте, но решались как раз за счет взаимодействия с напарником.

Сюжет, тем не менее, все еще был интересным. Крис Редфилд, ставший членом Альянса противодействия биотерроризму, и его напарница Шева Аломар сражались с противниками в Африке и сталкивались с последствиями эксперимента компании Tricell, духовной наследницы Umbrella. За злодеяниями стоял хорошо известный фанатам серии Альберт Вескер.

Resident Evil 5 (2009)

Resident Evil 6 (2012) окончательно ушла от хоррора и представила полностью кооперативный экшен, в котором игрокам нужно было пройти ряд сюжетных миссий за несколько команд хорошо знакомых по предыдущим частям героев: Леон Кеннеди, Крис Редфилд, Ада Вонг, Шерри Биркин и другие. Сюжет вновь крутился вокруг биооружия и наследия Umbrella. Фанаты не оценили эксперимент: Resident Evil растеряла всю атмосферу, превратившись в банальный экшен. Поэтому Capcom поняла, что серии нужны перемены.

Resident Evil 6 (2012)

Концептуальный перезапуск

В 2017 году вышла Resident Evil 7, став в каком-то смысле возвращением к атмосфере оригинальных игр. Но с одним важным отличием: теперь все происходящее мы наблюдали от первого лица. Это позволяло глубже погружаться в игру (VR-версия выглядела тоже здорово).

Сюжет построен вокруг нового персонажа — Итана Уинтерса (запутанная мифология предыдущих шести частей ушла на второй план). В поисках своей жены Мии он приезжает на болота Луизианы, где оказывается в доме сумасшедшей семьи Бейкер. Уинтерс будет разгадывать загадки семейства, пытаясь понять, что превратило их в серийных убийц и как освободить Мию.

Resident Evil: Village (2021) — восьмая номерная игра серии — продолжала историю Итана. Его жену Мию убили в самом начале игры, а дочь Роуз похитили. Теперь он вынужден отправиться в Восточную Европу, чтобы разыскать ее. На пути, конечно же, возникают результаты очередных экспериментов над людьми.

По атмосфере Village напоминала Resident Evil 4: обе игры стартуют в деревушке, а затем переносятся в готический замок. Здесь были и жуткие эпизоды, и обилие экшена, и головоломки, и эффектные боссы. Среди врагов Уинтерса — люди-оборотни, вампиры, гигантский младенец, киборги и громадная женщина Леди Димитреску, напоминающая Тирана из ранних частей Resident Evil.

Resident Evil: Village (2021)

Эра ремейков

Параллельно с новыми номерными частями Capcom задумала перевыпустить классические игры серии, которые уже совсем устарели визуально и геймплейно. В 2019 году вышел ремейк Resident Evil 2. Он оказался не просто знакомой историей с немного улучшенной графикой, а фактически новой игрой. До современного уровня подтянули все — от визуального облика и новых кат-сцен до геймплея (камера наконец-то стала подвижной, а не фиксированной). Игру по-прежнему можно было пройти как за Леона, так и за Клэр. В 2020 году вышел ремейк Resident Evil 3, чуть менее удачный (сюжет оригинала укоротили и вырезали часть локаций). Впрочем, играть в него было все равно интересно, особенно тем, кто с оригинальной RE3 не был знаком.

Успех этих ремейков стал важным сигналом для индустрии: пересобирать состарившиеся игры можно и нужно. Это отличная возможность познакомить с классикой новых фанатов и выбить еще немного долларов со старичков. Вскоре по проторенной дорожке Resident Evil пошли Demon’s Souls, Dead Space и даже отчасти ремастер Alan Wake. А были игры, которые и без того выглядели хорошо, но их освежили для нового поколения консолей — например, Marvel’s Spider-Man, The Last of Us Part 1.

Resident Evil 2 (2019)
Resident Evil 3 (2020)

Как Resident Evil повлияла на индустрию?


За почти 30 лет своего существования франшиза Capcom сильно повлияла на другие видеоигры. Например, гейм-дизайнер экшен-серии Gears of War Клифф Блезински утверждал, что в свое время Resident Evil 4 заставила его задуматься о положении камеры в экшен-играх и повторять некоторые фишки за популярным хоррором. Согласен с ним и Нил Дракманн, создатель The Last of Us и один из сценаристов серии Uncharted.

Идея концептуальной перезагрузки франшизы тоже вдохновила других авторов. Гейм-дизайнер Кори Балрог признавался, что четвертая и седьмая части Resident Evil с их кардинально изменившимся подходом вдохновили его на создание перезапуска God of War (2018). А еще вряд ли кого-то удивит, что Visceral Games, создатели Dead Space, держали в уме серию Resident Evil при создании своего космического хоррора — игры похожи атмосферой и менеджментом ресурсов.

God of War (2018)
Dead Space (2023)

Интересно, что франшиза Resident Evil прошла долгий путь, но в конечном счете все равно вернулись к формуле одиночного приключения. Когда жанр экшенов от третьего лица развился в сторону кооператива и казалось, что спрос на синглплеер падает, Capcom все же поверила в него и не прогадала: успех седьмой и восьмой частей доказал, что фанаты в первую очередь любят одиночные хорроры и боевики. А для фанатов кооператива компания выпускает отдельные ответвления вроде Resident Evil: Resistance и Resident Evil Re: Verse, где можно уничтожать зомби и мутантов с командой друзей.

Чем Resident Evil в кино отличается от игр?


Несостоявшаяся версия Джорджа Ромеро

Об экранизации первой игры заговорили практически сразу после ее выхода. Студия Constantin Film в 1997 году приобрела права у Capcom с условием, что все изменения в адаптации будут согласованы с создателями. Но поиски идеального режиссера заняли время. В 1998 году продюсеры обратились с предложением к мэтру зомби-жанра Джорджу Ромеро. Сам он в Resident Evil не играл, но наблюдал, как ее проходит сын. А еще Ромеро снял известный проморолик с живыми актерами для Resident Evil 2.

Увы, переговоры по поводу экранизации ни к чему не привели, и довольно вольный сценарий Ромеро (он, кстати, доступен в сети) так и не был реализован. Кстати, в 2024 году выйдет документалка Джейсона Бэрфорда, ассистента Ромеро, который планирует подробно рассказать о несостоявшемся проекте. Обещают метаподачу: съемки пройдут в доме, стилизованном под особняк из игры.

После начала сотрудничества Constantin Film с Impact Pictures к экранизации присоединился большой фанат серии Пол У. С. Андерсон, хорошо зарекомендовавший себя экранизацией «Смертельной битвы». Спустя год режиссер представил свою версию сценария, который сильно дистанцировался от игры и не стал копировать его дословно. Остались только узнаваемые черты: утечка вируса в лаборатории Umbrella, особняк возле города, зомби, группа особого реагирования. Так Андерсон стал режиссером первого фильма и куратором всей кинофраншизы Resident Evil, в России известной как «Обитель зла».

Андерсон ввел в сюжет Элис — героиню Миллы Йовович — и построил сюжет всех шести фильмов вокруг нее. На протяжении серии девушка меняется, приобретая суперсилы благодаря мутации Т-вируса в ее крови. Элис становится главным врагом корпорации Umbrella, из фильма в фильм сражаясь с плодами ее экспериментов и пытаясь сохранить остатки человечества. В картинах была своя мифология Umbrella, заимствующая отдельные элементы из игр, например паразита Лас-Плагас или Немезиса. Несмотря на ряд знакомых персонажей из игр (Джилл Валентайн, Крис и Клэр Редфилд, Карлос Оливейра), в центре внимания фильмов всегда именно Элис.

Обитель зла (2002)
Обитель зла 2: Апокалипсис (2004)

Несмотря на все расхождения, первые две картины ближе всего к играм по атмосфере и подаче. В них экшен сочетается с мрачным духом оригинальной трилогии. Начиная с третьего фильма кинофраншиза пошла своим путем — в сторону постапокалипсиса в духе «Безумного Макса», в котором фигурировали еще и клоны Элис, нужные для воссоздания ее суперспособностей.

За 15 лет существования кинофраншизы критики не оценили должным образом ни один из фильмов, зато сборы каждого нового превосходили предыдущий. Фанаты игр не были в восторге, а вот любители блокбастеров и зомби-боевиков с удовольствием ходили на каждую новую часть — их заботил не сюжет, а экшен. И Андерсон отлично это знал, перенося из игр самые кинематографичные версии мутантов чисто ради красивых схваток с Элис. Часто их появление даже никак не объяснялось. То же самое происходило и с героями. Персонажи могли пропадать на несколько фильмов или вовсе появляться лишь в одном из них, как было с Леоном Кеннеди и Адой Вонг в пятой части.

CGI-мультфильмы по Resident Evil

Анимационные фильмы по франшизе будто бы обделены вниманием за пределами фанатского круга, хотя это как раз те самые каноничные приключения полюбившихся героев. Первый из них — «Обитель зла: Палач» — вышел еще в 2000 году и рассказывал о миссии спецотряда Umbrella, отправленного вывезти из Раккун-Сити одного из ученых. Выглядит этот мультфильм как нарезка кат-сцен из игры. Последующие экранизации, которых оказалось немало, выполнены лучше.

Обитель зла: Вырождение
Обитель зла: Проклятие

  • «Вырождение» (2008). Неизвестный преступник устраивает террористический акт в аэропорту, чтобы рассказать правду о произошедшем в Раккун-Сити и причастности Umbrella. В центре истории — Леон Кеннеди и Клэр Редфилд.
  • «Проклятие» (2012). В вымышленном государстве на территории СНГ испытывают биологическое оружие, созданное на основе аналогов Umbrella. Леон Кеннеди и Ада Вонг пытаются помешать ему попасть в плохие руки.
  • «Вендетта» (2017). Террорист начинает торговать биооружием на основе разработок Umbrella. Леон Кеннеди, Крис Редфилд и Ребекка Чамберс пытаются помешать теракту в Нью-Йорке.
  • «Бесконечная тьма» (2021). Биооружие попадает в вымышленную ближневосточную страну, и некая организация подстрекает к конфликту США и Китай. Леон Кеннеди и Клэр Редфилд вновь вынуждены раскрыть заговор, начавшийся с покушения на президента США.

Что происходит с экранизациями Resident Evil после Андерсона?

В 2021 году Constantin Film выпустила неудачный перезапуск франшизы. Фанат франшизы, режиссер Йоханнес Робертс слепил в один двухчасовой фильм сюжет первых двух игр, перенеся всех ключевых героев. Из-за этого картина выглядит обрывистой и полной логических несостыковок (впрочем, фильмы с Миллой Йовович тоже сложно похвалить за стройный сюжет). Несмотря на все недостатки, у фильма есть и удачные стороны — например, манера съемки и интересные кастинговые решения. Сам Робертс надеется, что ему позволят снять продолжение, но новостей о возможном продолжении нет.

Если у фильма были хотя бы немногочисленные положительные отзывы, то «Обитель зла» Netflix не понравилась примерно никому. Стриминговый сервис совместно с Constantin Film выпустили сериал из восьми эпизодов, в которых представлена альтернативная история. После уничтожения Раккун-Сити Umbrella построила новый город, в котором живет и работает Альберт Вескер. В этой версии он темнокожий мужчина (сыграл его Лэнс Реддик), воспитывающий двух дочерей. Они не верят местным порядкам и случайно раскрывают заговор Umbrella. Главным недостатком сериала стали не альтернативные события или измененные персонажи, а два таймлайна (с двумя версиями дочерей Вескера), которые запутали и без того не слишком увлекательное повествование. Сериал негативно встретили как критики, так и зрители, из-за чего он был закрыт на первом сезоне.

Что ждет фанатов Resident Evil в ближайшем будущем?


  • Resident Evil 4 Remake (выходит 24 марта). Продолжение череды ремейков классических игр серии. Сюжет остался тем же: Леон Кеннеди отправляется вызволить дочь президента США из секты в испанской глубинке. Но графическую часть и геймплей подтянули до современного уровня.
  • Resident Evil: Death Island (выходит в 2023 году). Новый CGI-фильм, прямое продолжение «Вендетты». Леон Кеннеди и Крис Редфилд расследуют вспышку Т-вируса в Сан-Франциско. Расследование приводит их в Алькатрас, где над заключенными проводят опыты. В фильме появится Джилл Валентайн, у которой будет та же внешность, что и в ремейке Resident Evil 3.

Автор: Денис Варков

Неудачливая семья пускает пыль в глаза своим успешным знакомым. Турецкие приключения с Сергеем Светлаковым
В главных ролях:Сергей Светлаков, Светлана Листова, Александр Новиков, Мария Горбань, Андрей Мерзликин, Маргарита Галич
Режиссер:Александр Назаров
Уже в подписке

Смотрите также

22 марта 202315
21 марта 202314
10 февраля 202311
17 марта 202319

Главное сегодня

Сегодня5
Сегодня5
2 часа назад1
Сегодня0
Сегодня2
Вчера5
Вчера5
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации