Третий сольник Человека-муравья, в котором он встречает человека-брокколи и говорящее желе, — приятно легкомысленное зрелище с неубедительным суперзлодеем и убойным дуэтом Майкла Дугласа и Мишель Пфайффер (в том числе в экшен-сценах).
Станислав Зельвенский
Критик Кинопоиска
Человек-муравей Скотт Лэнг (Пол Радд) раздает автографы, женщина-оса Хоуп ван Дайн (Эванджелин Лилли) управляет корпорацией на благо человечества, ее родители, Хэнк (Майкл Дуглас) и Джанет (Мишель Пфайффер), наверстывают упущенное за 30 лет разлуки. Тем временем подросшая дочь Скотта, Кэсси (Кэтрин Ньютон), строит в подвале устройство, способное посылать сигналы в квантовое пространство. Что-то идет не так, и всех героев засасывает туда, откуда столько времени пыталась выбраться Джанет. Как выясняется, в Квантовом мире прячется целая цивилизация, и свободные народы в данный момент стонут под гнетом тирана по имени Канг Завоеватель (Джонатан Мэйджерс).
Тяжелое послевкусие, оставшееся от четвертой фазы MCU, в начале пятой призван разогнать самый легкомысленный и жизнерадостный из бывших Мстителей (следом подтянутся и Стражи Галактики). Оба фильма про Человека-муравья балансировали на грани комедии, особенно вторая серия, зачастую больше напоминавшая что-нибудь с молодым Эдди Мёрфи, чем обычный марвеловский продукт. Трейлер «Квантомании» настраивал на более серьезный, даже патетический лад, но оказалось, к счастью, что это лукавство, и бессменный режиссер Пейтон Рид и новый сценарист Джефф Лавнесс (пришедший из мира телевизионного юмора и «Рика и Морти») в целом держатся прежнего настроения.
Есть, впрочем, и существенные отличия: почти все действие разворачивается в пресловутом Квантовом мире, и фильм, соответственно, отталкивается не столько от старых криминальных комедий, сколько от антинаучной фантастики. На поверхности сравнение со «Звездными войнами»: тут есть империя с анонимными штурмовиками, отважные повстанцы, экзотического вида существа, заседающие в космических тавернах. Но авторы явно вдохновлялись куда более разнообразным и веселым киноканоном — от нелепой на современный взгляд, но революционной фантастики 1950-х с ее запретными планетами и гигантскими насекомыми до китчевых космических опер вроде «Барбареллы» или «Флэша Гордона», от миниатюрных фантазий типа «Внутреннего пространства» до «Зардоза» (летающая голова!) и «Монти Пайтона». От Кира Булычева, хочется сказать, до «Карика и Вали».
Это более старомодно, чем Джеймс Ганн с его ежеминутными музыкальными и киношными приветами кумирам, и более невинно, чем Тайка Вайтити с его разудалым новозеландским юморком. Даже то, что «Квантомания» периодически расплывается на лиловые пиксели, почему-то добавляет ей шарма (хотя некоторые строчат жалобы в отдел качества Marvel). Аборигены скромно представлены говорящим розовым желе, мускулистой женщиной, телепатом (всегда приятно видеть Уильяма Джексона Харпера) и человеком-брокколи. Плюс традиционно самодовольное, но милое камео популярного артиста и очень удачное воскрешение персонажа, которого мы считали погибшим. Плюс немного Кроненберга для самых маленьких: живые дома, летательные аппараты с биомеханическим управлением.
Насколько Канг, суперзлодей следующей пары фаз, тянет на нового Таноса — вопрос открытый. Джонатан Мэйджерс (которого в обозримом будущем будет на самых широких экранах очень много) — артист чрезвычайно харизматичный, но персонажу пока не хватает определенности, что ли. Злодею нужны уникальные характеристики и четкая повестка, а Канг с его многозначительным бормотанием про время и мультивселенные получился мужчиной несколько мутным и не то чтобы очень зловещим.
И если уж придираться, трудно не упомянуть Эванджелин Лилли, которая третий фильм подряд тщетно пытается найти себе место. У актрисы нет комедийного дара, и ее героиня все время скучно делает скучные вещи. И теперь, когда амплуа сильной молодой женщины заняла выросшая Кэсси (Ньютон отличная — и боевая, и смешная), стало совсем очевидно, что Хоуп здесь только для галочки, и убери ее из фильма, вообще ничего не изменится. Их так называемый роман со Скоттом даже в платоническом мире MCU выглядит каким-то недоразумением: единственным рациональным объяснением демонстративного равнодушия героев друг к другу может быть то, что в следующих сериях выяснится, что они брат и сестра, и авторы не хотят нас травмировать.
Но отдельные недостатки почти не портят общее впечатление: это ровно то увлекательное, глупое, самоироничное и если не смешное до слез, то неизменно забавное зрелище, которого мы вправе ожидать от фильма со словом «Человек-муравей» в названии. Пол Радд, как обычно, выглядит на 25, шутит, меняется в размерах, и большего от него не требуется. Про Дугласа и Пфайффер и говорить нечего: в 1980-е это был бы, возможно, более убийственный дуэт, но и сейчас смотреть на них — одно удовольствие, и немногие рассчитывали когда-нибудь еще увидеть их в экшен-сценах. «Квантомания» не открывает новые горизонты, но если бы все марвеловские фильмы так честно делали свою работу, Кевину Файги, может, и не пришлось бы лезть за вдохновением в параллельные вселенные.